Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный основной танк XM1 (США)

PostHeaderIconОпытный основной танк XM1 (США)

Несмотря на бюрократические проволочки, коснувшиеся судьбы XM1, 12 ноября 1976 года состоялось знаменательное событие; фирма «Крайслер» была объявлена победителем конкурса на новый основной боевой танк для армии США. Договор на сумму 237 млн. долларов предусматривал изготовление в течение 3 лет 11 опытных образцов танка, элементов бронирования для испытаний обстрелом и восстановление двух образцов, принимавших участие на начальном этапе испытаний. Все эти работы были выполнены на танковом заводе в Детройте. Согласно положениям дополнительного, к августовскому соглашению 1976 года, соглашения от 12 января 1977 года, США и ФРГ договорились о прекращении соперничества между танком XM1 и танком «Леопард 2 AV». То, что сначала называлось конкурсом, таким образом, превратилось в ограниченные сравнительные оценочные испытания.

Принятое решение об оснащении первых танков XM1 и последующих серийных машин не немецким 120-мм орудием танка «Леопард 2», а 105-мм нарезной пушкой М68А1 (английская пушка L7A1, выпускаемая по лицензии в США) позволило на тот период обеспечить 97-процентную стандартизацию вооружения боевых машин НАТО 2-го и 3-го поколений и увеличенный на 10-15 выстрелов боекомплект танка. Выбору 105-мм танковой пушки помимо этого способствовало заключение военных экспертов после проведения сравнительных стрельб на Абердинском полигоне, проведенных в рамках НАТО с февраля по сентябрь 1975 года. В этом конкурсе участвовали 120-мм гладкоствольная немецкая пушка, 110-мм нарезная английская пушка с новыми американскими боеприпасами для нее.

Американцы предложили оперенный подкалибер-ный снаряд М735 с отделяющимися ведущими частями. Внешне он не отличается от бронебойно-подкалиберных (БПС) снарядов предыдущих типов. Эффективность была повышена за счет использования металлокерамической композиции на основе вольфрама. М735 имеет бронепробиваемость 170 мм на дистанции 2000 метров, под углом 60 град, от нормали к броне, что обеспечивало уверенное поражение таких вполне современных на то время танков, как Т-62. Основу сердечника составляет вольфрамовый порошок, температура плавления которого 3400°С. Он формируется при высоком давлении и температуре. Сердечник из этого материала выдерживает без деформации высокую температуру, образующуюся при ударе о броню. Другим преимуществом является высокая плотность (19,3 г/см), позволяющая увеличить энергию удара. На сравнительных стрельбах снаряд М735 продемонстрировал вдвое большую эффективную дальность стрельбы, чем предусматривалось программой работ над XM1.

На заключительном этапе стрельб американская сторона представила информацию о новом снаряде М774, превосходящем предыдущий снаряд по бронепробиваемости (по тем же показателям стрельбы, что и у М735, она составляет 180 мм). Он имеет головную часть, получившую обозначение «Дельта 24», изготовленную из урана с атомным весом 238, из которого извлечен изотоп U235 (однако остаток имеет слабую радиоактивность). Новые американские 105-мм БПС обеспечили не только значительную экономию веса и стоимости по сравнению с конкурирующими английскими и западногерманскими снарядами большего калибра, но также позволили повысить огневую мощь существующего танкового парка многих стран мира за счет повышения эффективности вооружения без установки новой пушки. Все эти обстоятельства и предопределили выбор американцев в пользу калибра 105-мм.

Само установленное на танке XM1 орудие имело ряд усовершенствований по сравнению с пушкой танка М60А1. Ствол изготовлен из высоколегированной стали электрошлакового переплава методом ковки на горизонтально-ковочных машинах, ствол автофретирован и его канал хромирован. Для быстрой замены ствола предусмотрено быстроразъемное соединение, выполненное в виде секторной многозаходной резьбы. Орудие оснащено реконструированным противооткатным устройством. Силу отката удалось снизить с 75 т. с. до 57 т. с. за счет увеличения длины отката с 280 мм до 304 мм. Также был уменьшен и занимаемый пушкой внутренний объем в танке благодаря применению люльки с внешним диаметром 406 мм и длиной, равной длине отката. Боекомплект танка насчитывал 55 выстрелов. 44 выстрела размещались в двух отсеках ниши башни по 22 выстрела в каждом. Эти отсеки изолированы от обитаемого отделения с помощью открываемых шторок толщиной 20 мм. Сверху над отсеками ниши с боеприпасами установлены три вышибные пластины. 8 выстрелов размещены в боеукладке корпуса под башней. Эта боеукладка также закрыта бронешторкой, управляемой вручную.

Боеукладка под башней выполнена подвижной, что облегчало ее загрузку и разгрузку. 3 выстрела размещаются в укладке под пушкой. Укладка в левой секции ниши башни считается укладкой 1-й очереди, то есть более удобной, а остальные — укладками половинной готовности, то есть менее удобными, и из них выстрелы должны перегружаться в укладку 1-й очереди, так как при их использовании значительно увеличивалось время на производство выстрела. Шторки обеих укладок имеют ручной привод, а левая (основная) и гидравлический привод открывания и закрывания. Управление с помощью гидравлического привода осуществляется коленным переключателем. Он расположен под шторкой укладки первой очереди. Для приведения в действие нужно нажать на переключатель коленом, чтобы руки были свободны для выемки выстрела, нажатие должно продолжаться до тех пор, пока выстрел не будет вынут. При отпускании переключателя шторка автоматически будет закрываться. Для доступа к 8-местной укладке с выстрелами необходимо повернуть башню танка так, чтобы пушка находилась над левым передним предкрылком, до совмещения отверстия в корзине башни с укладкой.

Наряду с основным вооружением в танке XM1 установлены спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет М240 (американский вариант бельгийского пулемета MAG 58), 12,7-мм пулемет М2НВ, закрепляемый на открытой штыревой стойке на вращающейся командирской башенке. Управление пулеметом осуществляется изнутри машины. Для заряжающего на стойке, закрепленной на крыше башни у его люка, устанавливается 7,62-мм пулемет М240. Боекомплект для 12,7-мм пулемета составляет 1000 патронов, размещаемых в 11 коробках по 90 патронов, и 11400 патронов для 7,62-мм пулеметов, расположенных в 34 коробках, также имеются 210 патронов калибра 5,56-мм для личного оружия членов экипажа. Защита от оружия массового поражения осуществляется с помощью фильтро-вентиляционной установки М13А1 и индивидуальных противогазов М25А1. Назначение системы является снабжение всех членов экипажа отфильтрованным, пригодным для дыхания, нагретым до потребной температуры воздухом, свободным от токсичных элементов. ФВУ неспособна осуществлять коллективную защиту танка при применении противником оружия массового поражения, а также осуществлять вентиляцию внутреннего пространства боевого отделения от горячих газов, остающихся в каморе орудия после выстрела, что, по мнению тех же западногерманских специалистов, участвовавших в сравнительных испытаниях обоих танков, просто неприемлемо.

Связь внутри танка XM1 поддерживается с помощью танкового переговорного устройства AN/VIC-1, а с внешним миром с помощью радиостанции AN/VRC-12, в состав которой входят: приемопередатчик RT-246-VRC, усилитель AM-1780-VRC и дополнительный радиоприемник R-442-VRC. Приемопередатчик и радиоприемник выполнены по унифицированной схеме и имеют одинаковую модульную конструкцию. Диапазон частот приемопередатчика и радиоприемника находятся в пределах 30-76 МГц. Общее количество каналов связи 920. В приемопередатчике предусмотрена работа на 10 фиксированных частотах. Радиостанция может передавать сообщения по каналам закрытой радиосвязи временной стойкости с помощью аппаратуры ЗАС T-SEC/KY-57.

Корпус и башня танка сварные, сложной конструкции, изготавливаются методом газовой резки броневых плит, затем сваркой листы соединяются в секции, которью обрабатываются механически на автоматах, и окончательно собираются. Газовая резка имеет автоматическое управление. Линия сборки башен изготовлена фирмой «Мицубиси». Корпус прямоугольного сечения с острой носовой частью и почти вертикальным кормовым листом. Лобовая часть корпуса выполнена из многослойной брони, представляющей собой набор, состоящий из двух стальных листов из высокопрочной катанной брони (лицевого и тыльного), между которыми помещен слой наполнителя, состоящий из слоев нейлоновой сетки и титана (есть варианты наполнителя из керамических стержней). Стальная броня обработана по дробеструйной технологии и опрессовкой. Ее состав очень сложен и состоит из следующих компонентов: углерод — 0,27%, марганец — 0,3-0,8%, хром — 0,6-1,85%, никель — 0,15%, молибден — 0,15%. Предел прочности достигает до 200 кг/мм. В конструкции лобовых проекций танка уделено особое внимание уменьшению площади зон, ослабленных вырезами, амбразурами, люками.

Так, если на танках серии М60 площадь этих зон составляла 21,2%, то на танке XM1 она снижена до 7,85%. Снижение уязвимости достигнуто также за счет внедрения барбета, защищающего стык башни с корпусом, более удачного размещения люка механика-водителя, уменьшения площади фронтальной проекции маски благодаря размещению спаренного пулемета под вспомогательным прицелом. Толщина верхнего лобового листа корпуса переменная — от 50 до 125 мм. Угол его наклона составляет 83 град., а боковых листов до 30 град. По бортам корпуса навешены секционные, выполненные также из многослойной брони, откидные экраны толщиной 60 мм. Башня выполнена в виде многогранника с наклонными лобовыми и боковыми стенками. Лобовые детали башни по конструкции защиты аналогичны корпусным. Толщина броневых листов башни резко дифференцирована — от 25 мм до 125 мм на самых ответственных участках.

Лобовая броня танка XM1, по мнению американских специалистов, обеспечивает защиту от 105 мм БПС М728 со стальным сердечником на дальности в 1000 метров, а также легких ПТУРС (с бронейробиваемостью в 450-550 мм) в секторе примерно 20-30 град, от продольной оси. Для повышения противоминной стойкости передняя часть днища в зоне первых четырех торсионов составляет 32 мм. Задняя часть днища имеет толщину 12,5 мм. Многие отмечают как недостаток отсутствие аварийного люка в днище, для покидания экипажем танка в экстремальной ситуации, когда нет возможности эвакуироваться через штатные люки. Бортовые листы в зоне силового отделения имеют толщину от 25 до 32 мм. Передние бортовые листы в зоне отделения управления и боевого отделения 60 мм. Общая масса брони танка XM1 составляет 30 тонн, что при всей массе машины 57 тонн (с титановым прослоем) и 55,9 тонны (с керамическими стержнями) составляет 52% и 51% соответственно.

С мая 1978 года по февраль 1979 года в Форт-Блисс (штат Техас) и с марта по сентябрь 1979 года на Абердинском полигоне (штат Мэриленд) были проведены соответственно войсковые и технические ходовые испытания танков XM1. Одной из основных задач этих испытаний являлось определение показателя среднего пробега танка между отказами. При этом суммировались две категории отказов: как отказы двигателя, трансмиссии и ходовой части, влияющие на подвижность танков, так и отказы не влияющие на подвижность, например, отказ механизма поворота башни. Уже на первом этапе испытаний было выявлено много случаев отказов. Несмотря на неудовлетворительные результаты первого этапа испытаний, по политическим мотивам было принято решение о запуске XM1 в серийное производство с февраля 1980 года и выпуске первой партии в 110 машин. Танками первой партии должны были оснащаться для проведения опытной войсковой эксплуатации подразделения 2-й бронекавалерийской дивизии в Форт-Худ. В процессе производства предстояло устранить ряд недостатков опытных машин.

Первоначальным местом сборки серийных танков был выбран завод в Лайме, который согласно планам должен был выпускать 30 танков в месяц, пока на танковом заводе в Детройте не закончится выпуск танков серии М60. После чего заводы в Лайме и Детройте будут параллельно выпускать 60 танков XM1 в месяц. 28 февраля 1980 года с заводского конвейера сошел первый серийный образец нового боевого танка M1, получившего название «Abrams». На башне танка была надпись «Тандерболт». Такое название имел танк Крейтона Абрамса, командовавшего танковым батальоном во второй мировой войне и в честь которого новая боевая машина армии США и получила название. Абрамс лично занимался руководством проекта XM1, будучи начальником главного штаба С. В. США.

Тактико-технические характеристики XM1
Боевая масса, т: 52,6
Экипаж, чел.: 4
Габаритные размеры, мм:
длина 7772
длина с пушкой 9703
ширина 3645
высота 2870
клиренс 483
Броня:
лоб корпуса противоснарядная, многослойная
лоб башни противоснарядная, многослойная
Вооружение: 105 мм пушка М68
один 12,7 мм пулемёт M85 или
один 7,62 мм пулемёт М240
позже установлен 40 мм гранатомёт М85
один 7,62 мм зенитный пулемёт М60D
один 12,7 мм зенитный пулемёт M85
восемь дымовых гранатомётов
Боекомплект: 55 выстрелов
250 гранат 40 мм
10000 патронов 7,62 мм
Двигатель: дизельный, AVCR-1360-3
мощность 1500 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч: 76,8
Запас хода по шоссе, км: 440



 
Кто на сайте
Сейчас 325 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru