Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный тяжёлый танк ИС-6 (объект 253) (Россия)

PostHeaderIconОпытный тяжёлый танк ИС-6 (объект 253) (Россия)


Опытный тяжёлый танк ИС-6 (объект 253) Проект тяжёлого танка ИС-6 (объект 253) был разработан на Опытном заводе №100 в Челябинске в первой половине 1944 года. Главной особенностью этой боевой машины стало применение на ней электромеханической трансмиссии. Первая подобная попытка была предпринята в Военной академии механизации и моторизации в 1935-1936 годах. Тогда трансмиссию для лёгкого танка Т-26 собрали из троллейбусных агрегатов и она имела массу 1800 кг. Работы над ней прекратили из-за того, что полученная тяговая характеристика не отвечала требованиям, предъявляемым к танковым трансмиссиям.


Опытный тяжёлый танк ИС-6 (объект 253)

В 1941-1943 годах проводились эксперименты по применению электромеханической трансмиссии на тяжелом танке КВ. Трансмиссия создавалась в сотрудничестве ВАММ, завода «Динамо» и ЧКЗ. Она занимала значительный объем в моторно-трансмиссионном отделении танка, а громоздкая регулирующая аппаратура — половину объема боевого отделения. Захват Красной Армией в 1943 году немецких самоходных орудий «Фердинанд», оснащенных электротрансмиссией, дал новый импульс поискам в этом направлении. Летом 1944 года на Уралмашзаводе была спроектирована самоходно-артиллерийская установка ЭСУ-100 с задним расположением боевого отделения. Применение на этой машине электромеханической трансмиссии увеличило ее массу на 3 т по сравнению с САУ с механической трансмиссией. Проектные материалы по ЭСУ-100 вместе с проектами других новых САУ рассматривались в октябре 1944 года на специальном заседании Технического совета Наркомата танковой промышленности с участием сотрудников управления самоходной артиллерии. Совещание признало, что электротрансмиссия, будучи в принципе прогрессивным видом конструкции, не является технически рациональной для машин среднего класса и дает значительное увеличение массы, не оправдываемое острой необходимостью. В результате этого вывода работы по изготовлению ЭСУ-100 осенью 1944 года были прекращены.

В соответствии с решением ГКО приказом наркома танковой промышленности от 8 июня 1944 года Уралмашзаводу совместно с заводом №100 было поручено изготовление чертежей и выпуск опытных образцов тяжелого танка ИС-6. Основные проектные работы были уже выполнены заводом №100, значительная их часть пришлась и на долю конструкторов Уралмаша, так как выпуск рабочих чертежей производился именно здесь. Изготовление опытных образцов осуществлялось обоими заводами со сборкой и отладкой танков на Уралмаш-заводе.

Осенью 1944 года после заводских испытаний танк ИС-6 вместе со вторым комплектом деталей и запасным корпусом отправили на НИБТПолигон в Кубинку для сравнительных испытаний новых тяжелых танков, изготовленных танковыми заводами.

Опытный тяжёлый танк ИС-6 (объект 253)

Тяжелый танк ИС-6 имел классическую компоновку с формой корпуса и башни, близкой к танку ИС-4. 122-мм танковая пушка Д-30 была спарена с пулеметом Горюнова. На крыше башни на турели установили зенитный пулемёт ДШК. Боекомплект его состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, 1200 патронов калибра 7,62 мм и 500 патронов калибра 12,7-мм к зенитному пулемёту. Прицел ТБШ — телескопический, танковый. Зенитный пулемёт снабжался коллиматорным прицелом К8-Т. Смотровые приборы командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего — типа МК-4, по одному у каждого.

Двигатель В-12У мощностью 750 л.с. размещался в кормовой части танка. В электромеханическую трансмиссию входили главный генератор ДК-305А мощностью 385 кВт и массой 1740 кг, установленный соосно с двигателем. В одном блоке с главным генератором на общем валу находился синхронный генератор трехфазного тока СГ-1А, предназначенный для питания моторов-вентиляторов системы охлаждения тяговых двигателей и дизеля, а также для привода подзарядного агрегата АКБ. На дизеле были смонтированы два малых генератора постоянного тока Г-73, которые питали цепи возбуждения генераторов ДК-305А и СГ-1А. Тяговые электродвигатели ДК-302А и ДК-302Б реверсивного действия через бортовые передачи соединялись с ведущими колесами танка. Регулировка силы тяги производилась изменением возбуждения главного генератора. Рабочий ток достигал 960 А, при движении по шоссе он составлял 490 А, на местности — 740 А. Напряжение в цепи 500 В.

Ходовая часть танка ИС-6 с шестью опорными и тремя поддерживающими катками на борт была подобна ходовой части танка ИС-2. Подвеска — индивидуальная, торсионная. На танке устанавливалась радиостанция 10-Р и переговорное устройство ТПУ-4бисФ.

Был изготовлен ещё один образец танка ИС-6 (объект 252) с механической трансмиссией типа ИС-3. Судя по всему, для его изготовления использовали второй комплект деталей и запасной бронекорпус. В ходовой части были применены опорные катки большого диаметра, а поддерживающие катки отсутствовали. Максимальная скорость составляла 43 км/ч (восьмая передача в КП была заблокирована). Масса танка уменьшилась до 51,5 т.

По огневой мощи танк ИС-6 не превосходил танки ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Его броневая защита была лучше танков ИС-2 и ИС-3, но несколько уступала ИС-4. Установка электротрансмиссии облегчала управление танком и должна была способствовать повышению его маневренных качеств. Однако этого не произошло вследствие большой массы как самого танка, так и электротрансмиссии, а также из-за низкой надежности последней. Что касается варианта танка ИС-6 с механической трансмиссией, то за исключением броневой защиты он вообще не имел никаких преимуществ перед другими тяжелыми танками. Танки на вооружение не принимались.

Тактико-технические характеристики ИС-6 (объект 253)
Боевая масса, т 54
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 7020
Длина с пушкой вперёд, мм 10070
Ширина корпуса, мм 3430
Высота, мм 2530
Клиренс, мм 500
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 120
Борт корпуса, мм/град. 120
Лоб башни, мм/град. 150
Вооружение
Калибр и марка пушки 122-мм Д-30
Тип пушки нарезная пушка
Пулемёты 1 x 7,62 СГМТ, 1 x 12,7-мм ДШКМ
Двигатель - В-12У дизельный, макс. мощность 750 л.с.
Мощность двигателя, л. с. 750
Скорость по шоссе, км/ч 35
Запас хода по шоссе, км 150
Удельная мощность, л. с./т 13,9

 
Кто на сайте
Сейчас 273 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru