Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный плавающий танк К-90 (СССР)

PostHeaderIconОпытный плавающий танк К-90 (СССР)


Опытный плавающий танк К-90 Танк К-90 был разработан в начале 1950 г. в Москве Особым конструкторским бюро инженерного комитета Сухопутных войск под руководством А.Ф. Кравцева. При создании машины широко использовались агрегаты гусеничного артиллерийского тягача М-2 и автомобиля ЯАЗ-200. Два опытных образца машины были изготовлены ВРЗ №2 ГБТУ, один из которых в июле 1950 г. прошел сравнительные полигонные испытания с танком «Объект 740». По своим водоходным качествам, надежности работы агрегатов трансмиссии и защищенности водоходного движителя танк К-90 уступал последнему и поэтому к принятию на вооружение рекомендован не был.


Опытный плавающий танк К-90 имел оригинальную схему компоновки с передним расположением силовой установки, последовательным размещением агрегатов трансмиссии вдоль продольной оси корпуса и смещенным к корме боевым отделением. Поэтому ствол пушки при ее положении вперед не выходил за пределы корпуса. В состав экипажа танка входили три человека: командир (он же наводчик), механик-водитель и заряжающий. В носовой части корпуса слева размещалось отделение управления, справа - двигатель с обеспечивавшими его работу системами. В боевом отделении слева от пушки располагался командир танка, справа от нее - заряжающий.

Для удобства работы членов экипажа, размещавшихся в башне, пол боевого отделения крепился через штанги к погону башни и вращался вместе с ней. Сиденья командира и заряжающего на специальных стойках монтировались на вращающемся полу. Механик-водитель вел наблюдение через два смотровых призматических прибора, располагавшихся в передней части крыши перед его входным люком, наводчик - через смотровой прибор МК-4, установленный в крыше башни, а командир машины - через смотровые блоки, располагавшиеся по периметру командирской башенки.

Опытный плавающий танк К-90

В башне танка устанавливалась 76,2-мм нарезная пушка ЛБ-76Т и спаренный с ней 7,62-мм пулемет СГ-43 (справа в отдельной амбразуре башни). При стрельбе из спаренной установки использовался укороченный телескопический шарнирный прицел ТШК-9 (слева в отдельной амбразуре башни). Углы наводки спаренной установки по вертикали находились в пределах от -4 до +25°. Заряжание пушки производилось вручную, при этом ее боевая скорострельность достигала 6-7 выстр./мин. Боекомплект танка составлял 40 выстрелов к пушке и 1000 патронов к спаренному пулемету. Боеукладки с горизонтальным размещением артиллерийских выстрелов располагались у рабочего места заряжающего по периметру вращающегося пола боевого отделения.

Броневая защита танка была противопульной, изготовленной из броневых катаных листов толщиной 4, 6, 8, 10, 12 и 15 мм. Максимальная толщина брони лобовой части корпуса и башни составляла 15 мм. Корпус имел обтекаемую форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление при движении на плаву. На крыше корпуса в передней части слева находился люк механика-водителя, закрывавшийся поворотной броневой крышкой, в средней части - люк над двигателем с броневыми колпаками над отверстиями для входа охлаждающего воздуха, справа - люк с броневыми жалюзи для выброса отработавшего охлаждающего воздуха вентилятором системы охлаждения. В верхней части правого борта корпуса (перед башней) имелся лючок с откидной крышкой для удаления водооткачивающим насосом воды, попавшей в корпус машины при преодолении водной преграды. В нижней наклонной части правого борта находилось отверстие для слива топлива. В носовой части корпуса приваривались проушины для крепления съемного трехсекционного волноотражательного щитка. В днище корпуса имелись вырезы под ниши гребных винтов и отверстия (у правого борта) для выпуска отработавших газов двигателя.

Коническая башня сваривалась из гнутых броневых листов, имевших переменные углы наклона от вертикали. В крыше башни располагался входной люк с броневой крышкой, открывавшейся вперед, в левой части которой располагалась неподвижная командирская башенка со смотровыми приборами. За командирской башенкой в крыше башни имелось отверстие под антенный ввод. В передней части крыши, справа, монтировался вентилятор башни, прикрытый броневой защитой, в ее правом борту - отверстие для стрельбы из личного оружия, закрывавшееся броневой пробкой. В задней стенке башни располагался люк аварийного выхода.

В силовой установке танка использовались двухтактный четырехцилиндровый дизель ЯАЗ-204 жидкостного охлаждения мощностью 103 кВт (140 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин и механическая трансмиссия. Пуск двигателя производился с помощью электростартера СТ-25 мощностью 5,5 кВт (7,5 л.с.). В условиях низких температур окружающего воздуха для облегчения пуска служил подогреватель, состоявший из котла, насосной агрегата, системы трубопроводов и электроборудования, а также устройство для подогрева впускного воздуха, встроенное в ресивер нагнетателя двигателя. В системе смазки двигателя применялся водомасляный радиатор, а в системе воздухоочистки - воздухоочиститель комбинированного типа, состоявший из комплекта циклонов и двух инерционномасляных ванн. Емкость топливных баков составляла 240 л. Запас хода по шоссе достигал 180-240 км, на плаву - 90-100 км.

В состав трансмиссии входили: однодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо); двухвальная коробка передач автомобильного типа, обеспечивавшая получение пяти передач переднего и одной передачи заднего хода; раздаточная коробка, две коробки реверса гребных винтов; главная передача (конический понижающий редуктор); два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения (сталь по стали), использовавшихся в качестве механизма поворота; два ленточных тормоза плавающего типа и два простых однорядных бортовых редуктора. Между собой агрегаты трансмиссии соединялись карданными передачами.

В системе подрессоривания применялась индивидуальная торсионная подвеска с буферными ограничителями хода балансиров на ее крайних узлах. По отношению к остальным узлам подвески балансиры третьих опорных катков имели встречное расположение. В состав гусеничного движителя входили (применительно к одному борту) пять односкатных штампованных опорных катков с наружной амортизацией (диаметр 500 мм), направляющее колесо (унифицированное с опорным катком) с механизмом натяжения гусеницы, направляющий полозок, устанавливавшийся на четырех кронштейнах и выполнявший функции поддерживающих катков, ведущее колесо кормового расположения с несъемным зубчатым венцом и мелкозвенчатая гусеница с ОМШ, имевшая ширину 300 мм.

Движение на плаву осуществлялось с помощью двух гребных винтов диаметром 600 мм, которые размещались в кормовой части корпуса в нишах днища. Привод к гребным винтам осуществлялся через коробки реверса. Реверс - конический, с муфтой переключения, не имевшей нейтрального положения. Конструкция агрегатов трансмиссии обеспечивала возможность одновременной работы гусеничного и водоходного движителей. Поворот танка на плаву осуществлялся с помощью двух водоходных рулей (установленных за гребными винтами), управление которыми производилось с помощью горизонтально расположенного рулевого колеса и тросового механизма. Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 24 В. Основными источниками электроэнергии являлись две аккумуляторные батареи 6СТЭ-140 и генератор ГСК-1500 мощностью 1,5 кВт.

Танк оснащался приборами внутреннего и наружного освещения с дорожной сигнализацией. Для внешней связи устанавливалась радиостанция 10РТ-26, для внутренней - танковое переговорное устройство ТПУ-47. Использование в конструкции танка К-90 агрегатов серийного тягача М-2 и автомобиля ЯАЗ-200 обусловило простоту и дешевизну его изготовления. Однако танк обладал рядом существенных недостатков, к числу которых относились низкие водоходные качества и ненадежность трансмиссии, незащищенность гребных винтов и ненадежное крепление волноотражательного щитка.

После проведения испытаний конструкция башни и ходовой части машины была усовершенствована. Изменили форму входного люка башни (уменьшили в размерах) и командирской башенки. Крышка люка стала открываться назад, в связи с чем антенный ввод перенесли вперед (перед командирской башенкой слева). Установили бронировку амбразуры прицела с защитной крышкой, открываемой изнутри. В ходовой части вместо направляющих полозков были использованы три (применительно к одному борту) цельнометаллических односкатных поддерживающих катка диаметром 250 мм. Кроме того, для защиты гребных винтов водоходные рули выполнили в виде двух раскрывающихся половинок, которые при движении по суше перекрывали ниши корпуса. В таком виде танк К-90 хранится в экспозиции Музея БТВТ в Кубинке. На базе танка К-90 был создан опытный бронетранспортер К-78. Кроме того, базу второго опытного образца танка использовали в ЦНИИИИ им. Д.М. Карбышева при отработке газодинамической установки инженерного минного (турбореактивного) тральщика ИМТ.

Тактико-технические характеристики танка К-90
Боевая масса - 10 т;
экипаж - 3 чел.;
оружие: пушка - 76,2 мм нарезная, 1 пулемет - 7,62 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность двигателя - 103 кВт (140 л.с.);
максимальная скорость:
по шоссе – 34,3 км/ч,
на плаву - 9,6 км/ч.

 
Кто на сайте
Сейчас 227 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru