Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный плавающий танк «Объект 740» (Россия)

PostHeaderIconОпытный плавающий танк «Объект 740» (Россия)


Опытный плавающий танк «Объект 740»Танк «Объект 740» являлся опытным образцом лёгкого плавающего танка ПТ-76. Он был разработан в 1949-1950 гг. в Челябинске объединенным коллективом конструкторов ЧКЗ, ВНИИ-100 и завода №112 «Красное Сормово» под общим руководством Ж.Я.Котина на оригинальной базе. ОКР по созданию плавающего танка была задана постановлением Совета Министров СССР №3472-1444 от 15 августа 1949 г. Ввиду снятия с завода «Красное Сормово» заказа на изготовление плавающего танка, в Челябинск были переданы вся техдокументация по машине, производственный задел, технологическая оснастка и имеющийся запас 10-мм броневого листа высокой твердости.


Сюда же был передан эскизный проект конструктора Л.Троянова, который был забракован, хоть имел корпус с т.н. «катерным носом», выгодным с точки зрения мореходности и скорости движения на воде. Но размеры танка завода №174 оказались колоссальными. Корпус был по размерам подобен корпусу разрабатывавшегося тогда же на заводе №100 тяжелого танка ИС-7. По-этому этот вариант с рассмотрения был снят. В начале проектирования плавающий танк шел под индексом, принятым на Ленинградском Кировском заводе «Объект 270», начиная с октября плавающему танку присвоен индекс Челябинского завода, и этот день стал днем рождения «Объекта 740».

В октябре принимается решение о заимствовании для танка «Объект 740» освоенной 5-ступенчатой КПП и приводов управления от Т-34-85, и установке на него 6-цилиндрового двигателя – В-6 («половинка» В-2 – дальнейшее развитие дизель-мотора В-4). После обсуждений, бронирование танка было утверждено в виде: лоб – 10 мм, борт, корма – 8 мм, борт башни – 10 мм, крыша – 6 мм, днище – 4 мм.

Технический проект и макет танка в масштабе 1:20 выполнили к 15 ноября 1949 г. После рассмотрения и одобрения комиссией представленных материалов развернулся выпуск чертежно-конструкторской документации, а затем приступили к сборке опытных образцов для проведения заводских испытаний со сроком их предъявления к марту 1950 г. Параллельно с подготовкой технического проекта в ноябре 1949 г. во ВНИИ-100 для изучения водометов изготовили и провели исследования ходового макета танка массой 12 т, который имел обозначение «Объект 270-М». По результатам выполненных исследований начались углубленные проработки конструкции водометов и технологии их производства. Спроектированный водомет, получивший индекс ОД-14, оказался настолько удачным, что впоследствии более 50 лет применялся на трех поколениях плавающих машин СТЗ, обеспечивая им прекрасные характеристики водоходности.

На ЧКЗ, учитывая, что установка водометного движителя в танке осуществлялась впервые в истории отечественного танкостроения, на основании распоряжения главного инженера завода №157 от 25 января 1950 г. изготовили плавающую металлическую модель танка «Объект 740» в натуральную величину с действующими водометными движителями, получившую обозначение «Объект 728». Модель имела аналогичную с разрабатываемым танком массу (14 т) и предназначалась для определения его эксплуатационных характеристик в условиях швартовых, выявления прочности и работоспособности движителя и элементов управления при длительной работе с полной нагрузкой.

Испытания модели «Объект 728» начались 1 февраля и были прекращены 3 марта 1950 г. в связи с ее отправкой в Ленинград. На этой модели прошли испытания кормовые заслонки водометов с вертикальными осями вращения и специальным уравновешивающим устройством, облегчавшим управление заслонками. В процессе проведения испытаний было установлено, что водометные установки, являющиеся реактивным водоходным движителем, обеспечивали тяговые усилия: на первой передаче — до 82 кгс, на второй передаче — до 900 кгс, на третьей передаче — до 1650 кгс. Но конструкция кормовых заслонок и уравновешивающее устройство нуждались в дальнейшем совершенствовании.

Результаты испытаний ходового макета «Объект 270-М» и модели танка «Объект 728» использовались при доработке конструкторско-технической документации и изготовлении опытных образцов танка «Объект 740». Первый опытный образец танка «Объект 740», собранный на ЧКЗ в феврале 1950 г., сразу же направили на заводские испытания. Следующие два опытных образца танка, доработанные по результатам заводских испытаний первого образца, 15 мая 1950 г. предъявили на государственные испытания, которые успешно прошли в июле—августе 1950 г. в районе г. Полоцка. По результатам государственных испытаний танк «Объект 740» после устранения выявленных недостатков был рекомендован для принятия на вооружение Советской Армии. Постановлением Совета Министров СССР №4768-2068 от 23 ноября 1950 г. освоение серийного производства с изготовлением к маю 1951 г. установочной партии из десяти танков для проведения войсковых испытаний было возложено на СТЗ. Установочная партия из 10 машин, выпущенная СТЗ в мае-июне 1951 г., прошла войсковые испытания в 1951-1952 гг. По результатам войсковых испытаний и опытной эксплуатации танк «Объект 740» под маркой ПТ-76 был принят на вооружение постановлением Совета Министров СССР №3636-1447 от 6 августа 1952 г.

Танк «Объект 740» был вооружен 76,2-мм нарезной танковой пушкой ЛБ-62Т (получившей при серийном производстве индекс Д-56Т) и спаренным 7,62-мм пулеметом СГ-43, устанавливавшимся справа от пушки и имевшем индивидуальную амбразуру в лобовой броне башни. От танков установочной партии и серийных машин «Объект 740» незначительно отличался формами корпуса и башни, а также конструкцией привода заслонок водометных движителей с уравновешивающим механизмом.

В танках установочной партии, помимо внесенных изменений в конструкцию отдельных узлов и агрегатов, для обеспечения звукомаскировки при движении на плаву использовалось устройство для глушения шума при выпуске отработавших газов - за счет заполнения эжектора системы охлаждения двигателя забортной водой из водопроточных труб водометов через специальные отводные трубы с клапанами. После выхода танка из воды производился слив воды из короба эжектора. Вследствие низкой эффективности установку устройства для глушения шума отменили в 1952 г. В конструкции гусеничного движителя применялась фиксация пальцев трака от осевого смещения с помощью стопорных и дистанционных колец, которая также не получила дальнейшего развития.

Тактико-технические характеристики танка «Объект 740»
Боевая масса - 13,2 т;
экипаж - 3 чел.;
оружие: пушка - 76,2 мм нарезная, пулемет - 7,62 мм,;
броневая защита - противопульная;
мощность двигателя - 176 кВт (240 л.с.);
максимальная скорость:
по шоссе - 46 км/ч,
на плаву - 11 км/ч.

 
Кто на сайте
Сейчас 285 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru