Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Самоходная артиллерийская установка СУ-152П (Объект 116) (СССР)

PostHeaderIconСамоходная артиллерийская установка СУ-152П (Объект 116) (СССР)


В годы Великой Отечественной прекрасно зарекомендовали себя самоходные артиллерийские установки СУ-152 и ИСУ-152. оснащённые мощными 152-мм орудиями. Они не толью наносили сокрушительные удары по оборонительным сооружениям противника и скоплениям его живой силы и техники, но и успешно боролись с танками и самоходными арт-системами — в том числе новейшими, с улучшенной бронезащитой. Не подлежало сомнению, что в дальнейшем роль бронетехники в скоротечных маневренных военных операциях еще более возрастет. Поэтому после войны советские КБ приступили к созданию мощных самоходок нового поколения. Одну из них, с пушкой калибра 152 мм, по постановлению Совета министров СССР и Главного бронетанкового управления, заказали сразу трем заводам; № 172 в Мотовилихе и обоим Кировским — ленинградскому и челябинскому.


Специалисты КБ завода №172 взяли за основу баллистику пушки Бр-2 образца 1935 г. Орудию, проектируемому дпя противотанковой самоходки, присвоили обозначение М-31. Его оснастили стволом-моноблоком с мощным дульным тормозом щелевого типа, компенсировавшим до 70% отката — что позволило укротить его почти втрое, до 520 мм (у Бp-2 — 1400 мм). Массивный казенник не только запирал ствол вместе с затвором, но и уравновешивал переднюю часть ствола с противооткатными системами относительно цапф. Полуавтоматический клиновой затвор горизонтального типа обеспечивал большую скорострельность и был удобнее при работе в тесном боевом отделении, нежели поршневой, как на Бр-2, или другие вертикальные — те обладают значительным усилием на рукоятке и потому применяются главным образом на орудиях малого и среднего калибров.

Противооткатное устройство состояло из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. После выстрела вместе со стволом отходили их цилиндры. С помощью подьемного механизма секторного типа с ручным приводом стволу придавали угол возвышения от -5' до +21°. Наибольшая дальность стрельбы достигала 25070 м. При ведении огня с закрытых позиций наводчик и командир машины пользовались панорамным прицелом ЗИС-3, при прямой наводке — телескопическим ТП-47Д.

Конструкторы постарались уменьшить задымление боевого отделения пороховыми газами — после выстрела ствол продувался сжатым воздухом из баллонов.

Орудие предполагалось установить на специальном шасси "715", разработанном в Челябинске. Но в 1947 г. проект рассмотрели в артиллерийском комитете ГАУ и вместо шасси "715" рекомендовали использовать ходовую часть тяжелого танка ИС-7, который тогда создавался на ленинградском Кировском заводе. В Ленинграде занялись перекомпоновкой самой машины, а на 172-м заводе модифицировали пушку — применили пороховые заряды, создававшие в стволе более высокое давление. Новый вариант орудия получил обозначение М-31А.

Тем не менее, после испытаний, состоявшихся в 1948 г.. установку на вооружение не приняли — не только из-за ее конструкционных недостатков, но и потому, что на заводе №172, в ЦКБ "Трансмаш" и на "Уралмаше" разрабатывались улучшенные пушки того же калибра.

В Мотовилихе еще с 1946 г. шли работы над орудием М-48 с уникальными баллистическими характеристиками. Пороховой заряд в 24,6 кг при выстреле создавал давление пороховых газов 3190 кг/см", а бронебойный снаряд весом 49 кг развивал начальную скорость 1000 м/с. Ствол оборудовали щелевым дульным тормозом — его эффективность достигала 60% — и автоматическим механизмом продувки. Затвор — клиновой полуавтоматический, горизонтальнсго типа.

В июне 1947 г. проект М-48 одобрили в ГАУ. Завод "Большевик" начал выпускать стволы, а артиллерийскую часть орудия делали в Мотовилихе. Однако размещение пушки М-48 на ходовой части ИС-7 признали неудачным и поручили ленинградскому Кировскому заводу разработать специальную самоходную базу чем все и кончилось.

К тому времени в КБ "Уралмаша" изготовили опытные образцы 152-мм пушки М-53, предназначавшейся для полузакрытой самоходки СУ-1 — ее собирались применять и как противотанковую, и как штурмовую.

Ее ствол-моноблок оборудовали дульным тормозом щелевого типа с эффективностью 55%. Затвор — клиновой полуавтоматический горизонтальный. Досылание снаряда осуществлялось механическим пружинным устройством, а гильз с полными и уменьшенными переменными зарядами — вручную. Пороховой заряд в 10,5 кг создавал в стволе давление 2300 кг/см, и тупоголовый бронебойно-трассирующий снаряд массой 48,9 кг получал начальную скорость 760 м/с. В боекомплект входили и остроголовье боеприпасы весом 48,7 кг.

Орудие оснастили гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником, уравновешивающим механизмом, системами наведения секторного типа. Угол возвышения ствола варьировался от -5° до +30°, горизонтальное наведение — за счет электропривода. Пушка находилась на роликовом погоне, что уменьшало усилие при ее поворотах на борт.

Орудие М-53 поначалу предполагалось установить на специальное шасси, созданное на Уральском заводе тяжелого машиностроения, но затем было принято решение использовать ходовую часть 100-мм самоходки СУ-100П, удлинив ее корпус и увеличив число опорных катков с 12 до 14, а поддерживающих роликов — с 6 до 8. Новая машина получила обозначение СУ-152П (Объект 116).

Самоходная артиллерийская установка СУ-152П (Объект 116) сконструирована с открытой установкой орудия. В кормовой части находится боевое отделение установки. Корпус сделан из броневых катаных листов. Спереди находится трансмиссионное отделение.

Полигонные испытания выявили у нее ряд недостатков, в том числе малую устойчивость при ведении огня прямой наводкой. Поэтому СУ-152П (Объект 116) не была принята ма вооружение армии. Ныне опытная СУ-152П является частью постоянной экспозиции Музея бронетанковой техники в Кубинке.

Боевая масса, т 28,5-28,7
Экипаж, чел. 5
Длина с пушкой вперёд, мм 7340
Ширина корпуса, мм 3120
Высота, мм 2570
Клиренс, мм 400
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 25
Калибр и марка пушки 152-мм М-53
Тип пушки 152-мм пушка М-53
Боекомплект пушки 30
Углы ВН, град. -5..+30
Углы ГН, град. -143..+143
Тип двигателя дизельный В-54-105
Мощность двигателя, л. с. 400
Скорость по шоссе, км/ч 55-65
Тип подвески индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 7-го катков
Удельное давление на грунт, кг/см? 0,75
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемый брод, м 1

 
Кто на сайте
Сейчас 231 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Сравнить цены на вывеска одесса.

Рейтинг@Mail.ru