Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытная самоходная гаубица SP70 (Европа)

PostHeaderIconОпытная самоходная гаубица SP70 (Европа)


В 1968 году Великобритания и ФРГ (через два года к ним присоединилась Италия) начали совместную разработку 155-мм буксируемой гаубицы FH70, которая в 1976-м была принята на вооружение. К началу 1984 года в артиллерийские части сухопутных войск стран-разработчиц поступило почти 600 таких орудий. Обладая довольно высокими огневыми возможностями, буксируемая гаубица FH70 однако не в полной мере отвечала требованиям, предъявляемым к орудиям бригадной артиллерии в плане защищенности личного состава расчетов, боеготовности и подвижности. В связи с этим названные выше страны заключили в 1973 году новое соглашение - о совместном создании 155-мм самоходной гаубицы SP70. Межправительственный комитет по ее разработке образовал в Западной Германии объединенное конструкторское бюро, в которое вошли представители нескольких фирм, в том числе «Рейнметалл» (ФРГ) и «ОТО-Мелара» (Италия), а также специалисты английского научно-исследовательского центра по разработке вооружения.


Бюро следующим образом распределило ответственность за создание, а затем и производство основных элементов гаубицы:
Великобритания - башня, боеукладка, магазин для артснарядов, механизм поворота башни, прицельные приспособления, механизм подачи боеприпасов в башню; Италия - вспомогательная энергоустановка (дизель мощностью 35 л. с. с электрогенератором и гидронасосом) для обеспечения работы всех систем башни при неработающем основном двигателе, система питания основного двигателя, люлька и противооткатные устройства гаубицы, подъемный и уравновешивающий механизм; ФРГ - гусеничное шасси с главной силовой установкой (без топливной системы), электрические и гидравлические системы, ствол, полуавтомат заряжания, сборка самоходных гаубиц, выпуск инструкции по их эксплуатации.

При конструировании самоходной гаубицы бюро было обязано использовать метрическую систему мер, выдержать требования стандартов по ограничению габаритов на перевозки по железной дороге и веса для возможности движения ее по мостам класса грузоподъемности 50 т, а также обеспечить ведение огня имеющимися в НАТО обычными и ядерными боеприпасами.

Для сокращения сроков и расходов на разработку SP70 было решено максимально использовать агрегаты, механизмы и узлы от уже созданных и серийно производимых систем оружия, в том числе гаубицы FH70, танков «Леопард» и боевой машины пехоты «Мардер».

На первом этапе, закончившемся в 1980 году, фирмы-разработчицы построили пять опытных образцов самоходной гаубицы, которые были подвергнуты интенсивным лабораторным и полигонным испытаниям. Почти все характеристики гаубицы SP70, за исключением скорострельности, оказались близкими к требуемым.

После доработки механизма подачи боеприпасов и внесения некоторых изменений в конструкцию корпуса, противооткатных устройств и ряда других узлов было изготовлено еще десять опытных образцов, которые в 1982 году прошли инженерные испытания по обширной программе в ФРГ, а в 1983-м - испытывались военнослужащими и представителями фирм на территории стран-разработчиц.

Конструктивно самоходная гаубица SP70 состоит из башни с вооружением и шасси. Башня кругового вращения сварена из пяти основных штампованных и катаных броневых листов алюминиевого сплава, защищающих экипаж от осколков снарядов и мин, а также от огня стрелкового оружия. Она установлена в средней части гусеничного шасси. Погон башни имеет герметизирующее уплотнение, что обеспечивает водонепроницаемость корпуса, а благодаря наличию фильтровентиляционной установки - защиту экипажа от воздействия радиоактивной пыли, химического и биологического оружия Толщина брони башни составляет около 50 мм.

В передней части башни на цапфах с быстросъемными подшипниками установлена 155-мм гаубица, представляющая собой орудийную часть буксируемой гаубицы FH70 и имеющая одинаковые с ней баллистические характеристики. Автофретированный ствол рассчитан на максимальное давление пороховых газов около 3800 атм. Он имеет 48 нарезов постоянной крутизны с шагом, равным 20 калибрам, снабжен двухкамерным дульным тормозом, уменьшающим силу отката, и эжектором из армированной стекловолокном пластмассы (в отличие от ствола гаубицы FH70). Казенник навернут на трубу ствола с натягом. Общая длина ствола 6022 мм (почти 39 калибров), живучесть при стрельбе на полном (восьмом) заряде составляет 2500 выстрелов. Полуавтоматический затвор с вертикальным перемещением клина имеет кольцевой обтюратор.

Для облегчения герметизации боевого отделения гаубица снабжена цилиндрической люлькой, на правой стороне которой у казенной части прикреплен поворотный рычаг механизма заряжания с приемным лотком для снаряда. Противооткатные устройства состоят из двух гидравлических тормозов отката, расположенных симметрично относительно ствола, и одного гидропневматического накатника. При стрельбе на всех углах возвышения они обеспечивают постоянную длину отката, равную 700 мм.

Подъемный механизм орудия гидропневматический. Его цилиндр, прикрепленный своей проушиной к крыше башни, имеет отдельную камеру компенсационного механизма, автоматически обеспечивающего полную уравновешенность качающейся части орудия при любом угле возвышения, что способствует уменьшению рассеивания снарядов при стрельбе.

Поворот башни при наведении орудия по азимуту осуществляется с помощью гидропривода. По окончании наводки, а также при выстреле и на марше башня автоматически стопорится многодисковым фрикционным тормозом. Управление поворотом орудия в обеих плоскостях наведения выполняется одной рукояткой через электросервоприводы, а при выходе их из строя - ручным аварийным приводом.

В корме башни смонтированы трехрядный магазин на 32 снаряда, подаватель снарядов и девять цилиндрических контейнеров для пороховых (метательных) зарядов.

Из пяти членов экипажа в башне размещены четверо, из них трое - командир, наводчик и заряжающий № 1 - правее орудия. Перед командиром находятся цифровые отображающие устройства пульта управления наводкой орудия по углу возвышения и по азимуту, а также средства управления радиосвязью. Над сиденьем есть люк, через который командир имеет доступ к установленному на турели 7,62-мм пулемету для обстрела воздушных и наземных целей.

Наводчик располагается правее командира. Он имеет панорамный перископический прицел четырехкратного увеличения, используемый при стрельбе с закрытых позиций. Для ведения огня прямой наводкой применяется перископический прицел шестикратного увеличения. Заряжающий № 1 обслуживает магазин с артиллерийскими снарядами, устанавливая на них вручную взрыватели и управляя со специального пульта всем процессом заряжания гаубицы. По команде командира он нажимает на пульте кнопку с названием нужного снаряда, после чего подаватель ав томатически извлекает из магазина снаряд указанного типа и помещает на приемный лоток, с которого досылатель отправляет его в зарядную камору.

Достоинством полуавтоматического механизма заряжания гаубицы SP70 является то, что он не требует приведения ствола к какому-то фиксированному углу заряжания, а при выходе из строя электрогидравлического привода можно вести огонь, заряжая орудие вручную. К его недостаткам они относят сравнительно малое быстродействие (скорострельность ограничена 6 выстр./мин).

На левой и правой стенках башни имеется по одному большому прямоугольному входному люку, закрываемому бронированной дверью. Снаружи на передней части башни установлены два четырехствольных дымовых гранатомета, а на задней (кормовой) - шарнирный подъемноподающий механизм с гидроприводом, предназначенный для пополнения боекомплекта. При необходимости с его помощью можно вести огонь, получая снаряды не из магазина, а с грунта или с машины подвоза боеприпасов (подают два спешившихся члена экипажа), но при этом скорострельность снижается до 4 выстр./мин.

Для стрельбы из гаубицы SP70 применяются выстрелы с осколочно-фугасным, дымовым и осветительным снарядами, входящими в боекомплект буксируемой гаубицы FH70. Английский 155-мм осколочно-фугасный снаряд L15A1 по сравнению с американским Ml07 имеет большую длину (788 мм против 604), лучшую аэродинамическую форму, а главное - значительно больший вес ВВ (11,3 кг), что увеличивает его эффективность почти в 2 раза. Западногерманские дымовой DM105 и осветительный DM106 снеряды имеют одинаковые с L15A1 баллистические характеристики. Они снабжены дистанционными взрывателями. Четыре капсулы с гексохлорэтаном выталкиваются из корпуса дымового снаряда на высоте около 200 м. После их падения на землю образуется дымовое облако, сохраняющееся в течение примерно 4 мин. Осветительный состав снаряда DN106 отделяется от корпуса на высоте 600—800 м и, опускаясь на парашюте (со скоростью 5 м/с), освещает участок местности диаметром до 800 м в течение примерно 1 мин.

В боекомплект SP70 войдет также активно реактивный осколочно-фугасный снаряд дальностью стрельбы до 30 км. Для поражения бронированных целей, в том числе танков, возможно использование американских артиллерийских снарядов: управляемого М712 «Копперхед» (с лазерной полуактивней головкой самонаведения) и кассетного М483А1, содержащего 88 кумулятивно-осколочных элементов. Из гаубицы можно вести огонь практически всеми 155-мм боеприпасами, имеющимися в армиях стран НАТО.

Шасси самоходной гаубицы гусеничное, с задним расположением ведущих колес. Оно аналогично шасси западногерманского основного боевого танка «Леопард-1», однако корпус сварен не из стальных, а из алюминиевых броневых листов. В качестве силовой установки используется восьмицилиндровый V-образный многотопливный дизельный двигатель МВ871 жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Практически он представляет собой г/з 12-цилиндрового двигателя танка «Леопард-2» мощностью 1500 л. с. (от этого танка взята и бортовая передача). Двигатель установлен в кормовой части корпуса в едином блоке с гидромеханической трансмиссией, системой охлаждения и воздушными фильтрами. Разогрев его перед запуском в условиях низких температур производится от вспомогательной энергоустановки.

Ходовая часть шасси имеет по семь сдвоенных алюминиевых опорных катков и по четыре поддерживающих катка на сторону. Подвеска торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первом, втором, третьем, шестом и седьмом опорных катках.

Самоходная гаубица SP70 по основным характеристикам превосходит все другие орудия калибра 155 мм, созданные в западных странах, и является универсальной артиллерийской системой для непосредственной огневой поддержки сухопутных войск, поражения бронированных и незащищенных целей, подавления и уничтожения артиллерии противника. Большая дальность стрельбы (до 30 км) позволяет располагать огневые позиции САУ SP70 на значительном удалении от переднего края и тем самым затрудняет противнику их обнаружение. С другой стороны, из этих орудий можно обстреливать цели как на переднем крае, так и в тактической глубине обороны противника, расстраивать боевые порядки его войск, сосредоточивать (без смены огневых позиций) огонь большого количества САУ по тому или иному важному объекту.

Сравнительно высокая скорострельность гаубицы дает возможность повысить эффективность внезапных огневых налетов, уничтожать большее количество целей в отведенное время, а также более действенно вести огонь прямой наводкой по движущимся целям. Последнему обстоятельству способствует и хорошая кучность стрельбы, которая благодаря более совершенной конструкции орудия и использованию новых прицельных систем примерно в 2 раза лучше, чем у других гаубиц аналогичного калибра.

Достоинством SP70 считается также относительно малое (всего несколько минут) время перевода ее из походного положения в боевое. Высокая подвижность дает возможность самоходной гаубице действовать в тесном взаимодействии с танковыми частями. Она может быстро покидать огневые позиции и занимать новые, выбирая их в наиболее удобных местах.

Броневая защита самоходной гаубицы почти в 2 раза лучше, чем у американской САУ M109, что позволяет ей следовать непосредственно за своими наступающими войсками и выполнять боевые задачи под огнем противника. А наличие фильтровентиляционной установки обеспечивает действия на зараженной местности.

Серийное производство SP70 планировалось начать в 1985 году, а поставки в сухопутные войска стран-разработчиц - в 1987-м. Всего было намечено выпустить около 640 единиц, из которых 400 предназначены для Германии.

Однако проект сталкнулся с рядом технических проблем на стадии разработки и дальнейших испытаниях опытных образцов. Основные проблемы заключались в надежности оборудования в таких областях: башни и боеприпасов, системы заряжения. В 1985 году Германия прекратила дальнейшее финансирование развития проекта, после оценки всех испытаний из-за недостаточной надежности многих систем SP70. Было принято решение проект заморозить, поскольку американская 155-мм самоходная гаубица M109 уже предлагалась на рынке и по ряду показателей превосходила опытные образцы SP70.

Позже Германия, Италия и Великобритания использовали опыт, накопленный в этом международном проекте для разработки собственных самоходных гаубиц: немецкой - PzH-2000, итальянской - Palmaria и британской - AS90.

Боевой вес, - 43,5
Экипаж, человек - 5
Габаритные размеры м:
длина в походном положении - 10.2
ширина - 3,5
высота по крыше башни - 2.8
Клиренс, м - 0.4
Ширина гусеницы, м - 0.5
Вооружение (количество—калибр, мм):
гаубица - 1 — 155
пулемет - 1 — 7.62
Углы обстрела, град.
горизонтальный - 360
вертикальный - от -25 до +70
Максимальная дальность стрельбы, км:
обычным снарядом - 24
активно-реактивным - 30
Максимальная начальная скорость снаряда, м/с - 827
Вес снаряда, кг - 43.5
Максимальный вес порохового заряда (№ 8). кг - 12
Повышенная скорострельность. выстр./мин - 6
Максимальная скорострельность 3 выстр. за 10 с
Мощность двигателя, л. с - 1000
Максимальная скорость движения, км/ч - 68
Запас хода по дорогам, км - 420

 
Кто на сайте
Сейчас 202 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru