Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Авиация Проект многоцелевого транспортного самолёта Ил-214 / МТС (Россия)

PostHeaderIconПроект многоцелевого транспортного самолёта Ил-214 / МТС (Россия)


Проект многоцелевого транспортного самолёта Ил-214 / МТСРаботы по перспективному многоцелевому среднему транспортному самолету, который предполагалось использовать в интересах, как военных, так и гражданских заказчиков (поэтому самолет, и обозначен как транспортный, а не военно-транспортный), были начаты в Авиационном комплексе (АК) им. С.В. Ильюшина в начале 2000 г.: утверждалось, что к тому времени специалистами АК им. С.В. Ильюшина уже были разработаны технические предложения. Первоначально новая машина была известна под обозначением «средний военно-транспортный самолет» (СВТС), также широко употреблялось фирменное «ильюшинское» обозначение Ил-214. Впоследствии, после заключения соответствующего соглашения между Россией и Индией, российской стороной перспективный авиационный комплекс был обозначен как «многоцелевой транспортный самолет» (МТС), а индийской - Multirole Transport Aircraft (МТА). Последнее, в общем-то, в переводе с английского означает то же самое - многоцелевой транспортный самолет.


В конце марта 2001 года АК им. С.В. Ильюшина и Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО) сформировали, совместное подразделение без образования юридического лица - Дирекцию по программе Ил-214. А 6 июня 2001 года в Москве в рамках очередного заседания межправительственной комиссии России и Индии по военно-техническому сотрудничеству, был подписан двухсторонний протокол о начале работ по совместному проектированию и серийной постройке перспективного многоцелевого среднего транспортного самолета МТС/МТА. Причем предусматривалась одновременная разработка двух версий самолета - транспортной (грузовой) и пассажирской (базовой вместимостью 100 мест). Российская сторона тогда была представлена Корпорацией «Иркут» (ИАПО), Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина и ФГУП «Рособоронэкспорт», индийская - корпорацией HAL (Hindustan Aeronautics Limited).
 
В соответствии с соглашением, до конца 2001 г. предусматривалось осуществить разработку плана и технико-экономического обоснования программы создания нового самолета. При этом индийская сторона изъявила желание в ходе участия в работах по программе МТС/МТА (Ил-214), так сказать, пройти вместе с привлеченными к проекту российскими конструкторами последовательно весь цикл проектирования новой машины. Цель такого пожелания - накопить необходимый опыт, который может затем быть использован индийскими специалистами для создания собственных, так сказать, «полностью национальных» самолетов аналогичного назначения. Представители России и Индии определили технические требования, предъявляемые к самолету индийскими и российскими военно-воздушными силами. Заявленные на тот момент основные летно-технические характеристики перспективного самолета в варианте транспортного (грузового) выглядели следующим образом: взлетная масса - 47900 кг, максимальная масса полезной нагрузки - 15000 кг, крейсерская скорость полета - около 870 км/ч, дальность полета с максимальной нагрузкой - 2000 км. Планировалось, что уже в 2008 г. состоится первый полет нового самолета, а в 2010 г. его полностью сдадут в эксплуатацию, в том числе и коммерческим заказчикам, заинтересованным в транспортных машинах такого класса.
 
Эскизное проектирование перспективной машины было начато в 2003 г., однако в последующие годы по целому ряду причин, не последнюю роль в которых играл недостаток финансирования, работы по программе создания Ил-214 шли, что называется, ни шатко, ни валко. Одна из причин этого заключалась в наличии определенных бюрократических барьеров. Лишь 12 ноября 2007 г. Москва и Дели подписали, наконец, самое что ни на есть полноценное Межправительственное соглашение о сотрудничестве по реализации программы создания перспективного многоцелевого транспортного самолета МТС/МТА, которое урегулировало вопросы, связанные с проектированием и серийной постройкой данного типа самолета, а также решало вопрос создания с целью наиболее эффективной реализации программы совместного российско-индийского предприятия MTAL (Multirole Transport Aircraft Limited) по разработке, производству, реализации и послепродажному обслуживанию самолета. При этом поставлять самолеты МТС/МТА предполагалось как военно-воздушным силам России и Индии, так и военным заказчикам из третьих стран. Совокупное число подлежащих к постройке самолетов было определено в 205 машин, которые должны были распределяться следующим образом: ВВС России - 60 самолетов, МЧС России - 15 самолетов, российские коммерческие авиаперевозчики - 25 самолетов, ВВС Индии - 45 самолетов, третьи страны мира - 60 самолетов.
 
Проект многоцелевого транспортного самолёта Ил-214 / МТС
Через два года, в 2009 г. к защите был подготовлен аванпроект многоцелевого транспортного самолета. После этого реализация программы была активизирована. В том числе и по той причине, что Вооруженные силы Индии оказались перед необходимостью в достаточно сжатые сроки модернизировать свой парк военно-транспортных самолетов данного класса и нарастить потенциал (возможности) военно-транспортной авиации национальных ВВС. Кроме того, в том же 2009-м году российское правительство выделило на реализацию данной программы сумму в 2,156 млрд. руб., а самолет был включен в Госпрограмму вооружения. Генеральный контракт по программе МТС/МТА был подписан между транспортным подразделением корпорации OAK (ОАК-ТА) и индийской корпорацией HAL с одной стороны и российско-индийским совместным предприятием MTAL - с другой - в Бангалоре 28 мая 2012 года.
 
В соответствии с данным контрактом, программа МТС/МТА должна была осуществляться в два этапа: первый этап - разработка предэскизного проекта (заинтересованные стороны должны определить, как наилучшим образом выполнить тактико-технические требования утвержденного ими задания, и установить ключевые требования к различным бортовым системам), второй этап - основная часть проектной работы. Предполагалось, что подготовка проекта будет выполнена в течение 10 месяцев со дня подписания контракта, после чего стороны заключат контракт на выполнение работ по подготовке эскизного проекта.
 
Начать серийное производство перспективного транспортного самолета планировалось в 2019 г.: в России производителем (финальным сборщиком) был определен ульяновский завод «Авиастар-СП», а в Индии - дивизион транспортных самолетов корпорации HAL в г. Канпур (HAL'S Transport Aircraft Division). Планировалось, что самолеты поступят на вооружение ВВС России (обозначение МТС или Ил-214,100 самолетов - для замены военно-транспортных самолетов семейств Ан-12, Ан-26 и Ан-72, причем не исключалась возможность того, что 40 самолетов из 100 могут быть поставлены заказчикам вне Минобороны РФ, то есть другим российским силовым или иным государственным ведомствам), ВВС Индии (МТА, 45 самолетов - для замены Ан-32, плюс индийской стороной было заявлено о потенциальной возможности выкупа по опциону еще до 100 самолетов), а также будут приняты на вооружение военно-воздушных сил ряда других государств мира (минимум 60 самолетов, тогда как максимальный расчет показывал возможность продажи и вовсе до 240 машин). Как видим, планы тогда были грандиозные - при благоприятном стечении обстоятельств в общей сложности планировалось поставить разным заказчикам аж под 500 самолетов данного типа!
 


 
Кто на сайте
Сейчас 219 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru