Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Авиация Опытный высотный разведчик С-13 (изделие «Ю») (СССР)

PostHeaderIconОпытный высотный разведчик С-13 (изделие «Ю») (СССР)


Опытный высотный разведчик С-13 (изделие «Ю»)События, давшие толчок началу работ ОКБ-49 по высотному разведчику, имеют мировую известность. 1 мая 1960 г под Свердловском зенитной ракетой комплекса С-75 был сбит американский самолет-разведчик U-2. Пилотировавший его летчик Френсис Г. Пауэрс спасся на парашюте и был арестован как нарушитель государственной границы СССР. Факт пресечения полета U-2 стал поводом для громкого международного скандала, хотя самолеты-шпионы к тому моменту неоднократно безнаказанно фотографировали важнейшие военные и промышленные объекты СССР. Но поднимать шум, не имея возможности уничтожить нарушителя, было политически невыгодно, и вот теперь радоваться могли все - политики в Кремле, получившие козырь в «холодной» войне с США, военные, одержавшие серьезную победу в воздухе, а в руки к специалистам авиационной промышленности в буквальном смысле с неба свалился самолёт, воплотивший в себе самые последние достижения самолетостроения основного вероятного противника.


Место падения обломков сбитого U-2B самым тщательным образом прочесали и все, что смогли найти, доставили в НИИ ВВС. Там «дар небес» с серийным номером 56-6693 был досконально изучен вплоть до летного белья пилота. В составленном НИИ ВВС отчете отмечалось: «Самолет У-2 (так в оригинале - прим. ред. представляет большой интерес для ВВС из-за большой высотности более 20 000 м и дальности 7000-8000 км при небольшом взлетном весе около 11 000 кг а также представляет большой интерес по своему оборудованию, предназначенному для разведки» В заключении к этому документу содержалось предложение «Поручить одному из КБ в течение 1960-1961 гг воспроизвести высотный разведчик для фото- и радиоразведки на базе воспроизведенного двигателя J75 Р2 Р13 и представляющего интерес оборудования».
 
Опытный высотный разведчик С-13 (изделие «Ю»)
28 июня 1960 г вышло Постановление СМ СССР №702 288 о воспроизведении двигателя Пратт-Уитни J75-P2-P13. Работы по его советскому аналогу РД 16-75 вело ОКБ-16 в Казани. Через месяц - 23 августа 1960 г вышло Постановление СМ СССР №918-383 «О воспроизведении самолета-разведчика У-2 по сохранившимся останкам и материалам сбитого самолета». Основным исполнителем работ, согласно постановлению стало ОКБ-49 во главе с Г. М. Бериевым. Работы над аналогом U-2, получившим обозначение С-13 внутри ОКБ - «изделие «Ю» начались сразу после выхода постановления, поскольку сроки были поставлены очень жесткие - в первом квартале 1962 г предъявить две машины на испытания. Всего планировалось построить пять самолетов С-13. Самолет планировалось использовать как высотный разведчик (в этом варианте на него устанавливался АФА-60 - аналог американского фотоаппарата типа 73-В как сверхвысотный перехватчик для уничтожения дрейфующих аэростатов противника и метеоразведчик.
 
В Таганрог доставили все обломки U-2, которые удалось собрать, после чего требовалось выполнить невероятно сложную и кропотливую работу - собрать из этих отдельных фрагментов макет самолета. Эту задачу успешно решили, проведя одновременно, совместно с ВИАМ, анализ констукционных материалов, из которых был изготовлен «американец» После этого начали изготовление металлического макета аналога и одновременно выпуск рабочих чертежей самолета. Очень многое в оборудовании самолета сильно отличалось от принятого в СССР Например, при катапультировании летчик должен был потянуть две ручки на бортах кабины для сброса фонаря, причем сделать это одновременно, иначе механизм могло заклинить. По советским нормам в этом случае положено было ставить одну рукоятку. Конструкторы даже обратились по этому поводу к ведущему летчику-испытателю ОКБ П. П. Бобро, который дал философский ответ - «Если платят, то можно дергать и две сразу!»
 
Металлический макет изделия «Ю» построили к 1 апреля 1961 г, а 1 июля закончили выпуск рабочих чертежей. Одновременно в ОКБ-49 выпустили и сдали в производство чертежи на стенды для испытаний двигателя РД 16-75 и отдельных систем и механизмов самолета. В аэродинамических трубах ЦАГИ провели испытания моделей, результаты которых показали высокие аэродинамические характеристики самолета (например, максимальное аэродинамическое качество достигло 25. Правда, малую полетную массу U-2 (около 11 000 кг) выдержать не удалось, поскольку все отечественные аналоги американского оборудования упорно «прибавляли» в весе. Работы по машине «Ю» были свернуты так же внезапно, как и начаты. 12 мая 1962 г. вышло постановление СМ СССР №440-191 о прекращении работ по самолету С-13. В процессе проектирования разведчика С-13 специалисты ОКБ приобрели определенный опыт, а ряд технических решений был внедрен в последующих разработках.
 
Летно-технические характеристики С-13
Длина, м 15,7
Высота, м 3,96
Размах крыла, м 24,38
Вес пустого, кг 5900
Максимальная взлетный вес, кг 11000
Силовая установка 1хТРД РД-16-75
Максимальная скорость, км/ч 850
Практический потолок, м 24000
Дальность полета с максимальным запасом топлива, км 6400
Экипаж, чел 1
 
Кто на сайте
Сейчас 119 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru