Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Авиация Опытный истребитель F-313 Qaher (Иран)

PostHeaderIconОпытный истребитель F-313 Qaher (Иран)


Опытный истребитель F-313 Qaher15 апреля 2017 г. в Тегеране состоялся показ очередных новинок иранского военно-промышленного комплекса, ставший своеобразным отчетом о его деятельности за два года перед президентом страны Хасаном Рухани, а, благодаря многочисленным телерепортажам и публикациям в местной прессе, - и перед всем иранским народом. Главным событием мероприятия стала демонстрация руления по явно не предназначенной для взлета и посадок самолётов короткой полосе вертолеторемонтного предприятия PANHA прототипа иранского истребителя F-313 Qaher. Впервые о нем стало известно 2 февраля 2013 г., когда президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду был показан его полноразмерный макет, а соответствующие репортажи обошли все иранские средства массовой информации. За четыре года, миновавшие с момента презентации макета, F-313 Qaher претерпел ряд изменений, однако сомнений в целесообразности принятых при его разработке компоновочных и конструкторских решений у многих наблюдателей не поубавилось.


Сначала ненадолго вернемся на четыре года назад. Продемонстрированный тогда в присутствии президента Ирана Махмуда Ахмадинежада и министра обороны Ахмада Вахиди макет перспективного истребителя F-313 Qaher не вызвал у специалистов и любителей авиации ничего, кроме откровенных насмешек. Грубое изготовление, беспереплетный фонарь кабины с качеством бутылочного стекла, кресло от турбовинтового учебно-тренировочного самолета Pilatus РС-7 (такие имеются в составе иранских ВВС), странная комплектация приборной доски из приборов от самолетов авиации общего назначения... В общем, то, что должно было олицетворять торжество иранской авиационной мысли, местами не дотягивало даже до 3D-моделей интернет-дилетантов. Естественно, никакого доверия не вызвали и заявления официальных лиц о том, что F-313 Qaher тогда уже существовал в качестве летного прототипа и даже провел в воздухе много-много часов. Не помогли даже показанные по иранскому телевидению видеозаписи. Мутная картинка наводила только на одну мысль: на экране всего лишь летающая модель неизвестного масштаба.
 
Не удалась иранцам и попытка «оживляжа» путем вброса в интернет фотографий буксировки макета по аэродрому. По причине хлипкости шасси макет пришлось установить на автоприцеп. Кроме того, фонарь кабины при транспортировке был открыт, что не могло не вызвать вопроса: «А он вообще закрывается?». В общем и целом, презентацию 2013 г. следует признать провальной. На этот раз иранцы постарались учесть свои ошибки четырехлетней давности и сделать все «по-взрослому». Никаких торжественных мероприятий с речами официальных лиц. Главный конструктор рассказывает о самолете, летчик садится в кабину, фонарь закрывается, истребитель рулит по аэродрому, телеведущий дает комментарии. Однако сомнения в том, что F-313 Qaher - настоящий самолет, хотя и стали меньше, но не исчезли окончательно.
 
Начнем с выбора места презентации - это не «самолетный» аэродром, а вертолетная площадка, длина ВПП которой составляет 550-600 м. Возможно, именно вследствие недостатка места скорости руления F-313 Qaher были невелики - их можно оценить в 15-20 км/ч. Однако не исключено, что это обусловлено не длиной полосы, а тем, что двигатели нельзя выводить на высокие обороты из-за перегрева конструкции хвостовой части фюзеляжа. Вообще не очень понятно: какой смысл выкатывать новый самолет на полосу, с которой он заведомо не может взлететь? Расположена эта площадка, принадлежащая занимающемуся вертолетами предприятию PANHA, «на задворках» тегеранского международного аэропорта Мехрабад. Рулежных дорожек, соединяющих ее с аэропортом, нет, а перспективы буксировки F-313 Qaher по улицам иранской столицы, несмотря на его небольшие размеры, вызывают недоумение. Объяснить нахождение самолета там можно только одним: его привезли сюда (возможно, в разобранном виде) специально, чтобы показать президенту - в одном месте с остальными достижениями иранского военно-промышленного комплекса.
 
Теперь поговорим об отличиях макета образца 2013 г. от нынешнего «изделия». Основное из них - наличие двух двигателей вместо одного. При этом входные устройства воздухозаборников остались прежними. Впрочем, для одного двигателя на «макете-2013» (будем называть его так) они выглядели переразмеренными. Можно с высокой степенью вероятности предположить, что и в первом, и во втором случае на самолете использовался (или планировался к установке) двигатель Owj, официально представленный в сентябре прошлого года. Фактически это иранская нелицензионная копия американского General Electric J85, который стоит на самолете F-5E - самом многочисленном в истребительном парке ВВС Ирана. Этот двигатель имеет расход воздуха примерно 20 кг/с, и, по визуальной оценке, сечения воздухозаборников F-313 Qaher для такого расхода достаточно.
 
А вот конфигурация входов вызывает вопросы. Во-первых, они не имеют системы слива пограничного слоя. Да, воздухозаборники без «клиньев» известны: они используются и на американском истребителе пятого поколения F-35, и на ряде китайских самолетов (FC-1/JF-17, J-20, J-31, J-10B). Однако подобные воздухозаборники типа DSI (Divertless Supersonic Inlet) имеют специфическую конфигурацию с выступающей вперед кромкой, а обшивка фюзеляжа в зоне входа образует «бульб», который воздействует на заторможенную часть потока (пограничный слой), и допускает на вход только невозмущенный поток. На иранском F-313 Qaher ничего подобного нет. Во-вторых, даже если предположить, что иранские аэродинамики смогли разработать вход воздухозаборника, использующего вихревую систему, вопросы остаются. На положительных и медленно меняющихся углах атаки вихревой жгут, возможно, и пойдет выше него. А вот на околонулевых и отрицательных углах атаки, а также при быстром их изменении, да еще со скольжением, вихревая система может «пойти не туда», и возникнет помпаж двигателя.
 
И тогда останется уповать только на газодинамическую устойчивость иранского «клона» J85. Кроме того, при отказе двигателя и попытке его запуска сходящие с наплыва вихри могут вовсе «заткнуть» вход. При такой конфигурации воздухозаборников F-313 Qaher вряд ли можно считать демонстратором «истребительных» технологий. Но к этому мы еще вернемся, а пока перейдем от входов двигателей к их «выходам» - соплам. Как и на «макете-2013», сопла F-313 Qaher выполнены утопленными в цилиндрические ниши фюзеляжа. Видимо, это должно символизировать малую заметность самолета в ИК-диапазоне в задней полусфере. Правда, непонятно, что делать при этом с нагревом хвостовой части фюзеляжа, которая будет «светить» достаточно сильно. Количество расположенных в зоне центроплана на верхней части фюзеляжа «подтопленных» воздухозаборников удвоилось (было два - стало четыре). Скорее всего, эти заборники обеспечивают охлаждение удлинительных труб двигателей, которых стало два вместо одного. Такая конфигурация хвостовой части фюзеляжа исключает возможность использования двигателей с форсажной камерой и регулируемыми соплами. Велики будут и потери при движении реактивной струи двигателей в длинных «колодцах». В результате, взлетная тяга будет невелика. Если стендовая бесфорсажная тяга J85 составляет порядка 1,6 тс, то с учетом суммарных потерь в воздухозаборнике и сопле она не превысит полутора тонн, а скорее всего, будет и того меньше. Неполных трех тонн тяги заведомо недостаточно для того, чтобы Qaher вышел на сверхзвук - особенно с учетом «нюансов» его аэродинамики.
 


 
Кто на сайте
Сейчас 390 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru