Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Авиация Опытный перехватчик П-1 (СССР)

PostHeaderIconОпытный перехватчик П-1 (СССР)


Опытный перехватчик П-1В истории авиации немало примеров, когда об опытном летательном аппарате можно рассказать немного, разве что о его конструкции. Впрочем, информация о количестве нервюр, шпангоутов и заклепок особого интереса не представляет, поскольку за прошедшие десятилетия в машиностроении многое изменилось. В то же время пройти мимо самого факта существования летательного аппарата нельзя, и П-1 здесь не исключение. Вслед за развернувшимся проектированием фронтовых истребителей С-1 и Т-3 - первенцев восстановленного ОКБ П.О. Сухого - в отделе общих видов появились первые наброски самолета П-1, предназначавшегося для работы в системе перехвата «Ураган-1». Машина разрабатывалась на основании январского 1955 года постановления Совета Министров.


Основным был двухместный вариант, хотя рассматривался и одноместный П-1. Следует отметить, что под систему «Ураган-1» в ОКБ-155, возглавлявшимся А.И. Микояном, разрабатывались одноместные перехватчики И-3У и И-7У, а под более позднюю «Ураган-5» и И-75. Все они так и остались в опытных экземплярах. В соответствии с заданием на П-1 предписывалось установить РЛС «Алмаз-7», а также мощное вооружение из двух, наводящихся по радиолучу радара, ракет К-7, неуправляемых реактивных снарядов с оперением: пары АРС-212 и 50 АРС-57 или 32-х турбореактивных ТРС-85, стабилизировавшихся вращением. Подвеску управляемых ракет К-7 предусмотрели под консолями крыла, а неуправляемые ракеты - в закрывавшихся щитками пусковых установках - под фюзеляжем.
 
Значительные трудности встретились с выбором силовой установки. Первоначально рассматривались перспективные двигатели АЛ-11 и Р15-300 или два АЛ-9, но они, за исключением второго, к тому же с огромным опозданием, так и не появились. Ставку сделали на Р15-300, однако временно (так казалось) пришлось установить АЛ-7Ф-1. Первые наброски П-1 предусматривали лобовой воздухозаборник с размещенной над ним одной из двух антенн РЛС по типу опытного Т-3. Однако громоздкость прицельной станции заставила изменить компоновку машины и воспользоваться еще не проверенными на практике боковыми, к тому же регулируемыми воздухозаборными устройствами. На передней кромке треугольного крыла выделялся характерный аэродинамический «зуб» (по аналогии с Т-3), рекомендованный ЦАГИ, как на опытных Т-3. Запас топлива в двух фюзеляжных и четырех крыльевых баках емкостью 2410 литров и в подвесном объемом 950 литров должен был обеспечить дальность 1400 и 2000 км соответственно. В состав системы управления самолетом входил довольно редкий в те годы для машин такого класса автопилот АП-28. Наведение перехватчика должно было осуществляться в автоматизированном режиме.
 
Протокол макетной комиссии утвердили 5 января 1956 года. Опытную двухместную машину построили в июне следующего года и перевезли на аэродром ЛИИ. Первый полет на П-1 совершил летчик-испытатель НИИ ВВС Н.И. Коровушкин в начале октября 1957 года. Затем к испытаниям подключился летчик ЛИИ Э.В. Елян. До 26 ноября сделали четыре полета. Опытный П-1 с двигателем меньшей тяги, лишенный РЛС, аппаратуры наведения и вооружения, позволял лишь определить взлетно-посадочные характеристики и параметры устойчивости и управляемости на некоторых режимах, отработать воздухозаборное устройство. Хотя ожидалось, что со штатным двигателем при нормальном полетном весе 10 600 кг (перегрузочный 11 550 кг) самолет будет развивать скорость до 2050 км/ч на высоте 15 000 метров. Практический потолок должен был быть не ниже 19 500 метров. В то же время на заводе 153 в Новосибирске начали строить три самолета под запланированные ТРДФ Р15-300.
 
Заводские летные испытания П-1 продолжались до 22 сентября 1958 года. Позже Э.В. Елян рассказал, что малое количество полетов не позволило оценить в полной мере достоинства данной схемы, однако позволяет считать ее прогрессивной. Но какой бы прогрессивной схема самолета не была, без хорошего двигателя она ни на что не годилась. Надежды - как промышленности, так и заказчика - на новую машину быстро растаяли. Сначала отказались от автоматизированной системы наведения «Ураган», затем прекратили работу по УР К-7 и, наконец, отсутствие нужных двигателей поставило машину, по сути превратившуюся в летающую платформу для оборудования и вооружения, на прикол.
 
В 1958 году П.О. Сухой и А.Б. Слепушкин, пытаясь спасти самолет, предложили для борьбы с низколетящими целями разработать двухместный вариант П-1 с РЛС «Пантера» и парой управляемых ракет К-9. Однако для автоматизированного наведения низковысотного истребителя с помощью разрабатывавшейся системы «Воздух-1» потребовался самолет-ретранслятор. Видимо, последнее обстоятельство, связанное с созданием еще одной машины, не позволило реализовать замыслы. По расчетам, модернизированный П-1 с двигателем ВК-13 мог бы развивать максимальную скорость у земли 1250 км/ч, а его дальность на крейсерской скорости 800 км/ч ожидалась не менее 1100 км.
 
Тактико-технические характеристики П-1
Размах крыла, м  9.81
Длина, м  21.27
Площадь крыла, м2  44.00
Масса, кг   
- нормальная взлетная   10750
- максимальная взлетная   11550
Тип двигателя   1 ТРД АЛ-9 (АЛ-7Ф-1)
Максимальная скорость , км/ч 2050
Практическая дальность, км   
- без ПТБ   1400
- с ПТБ   2000
Практический потолок, м  19500
Экипаж, чел  1
Вооружение: 2 УР К-7, 50 НУРС АРС-57
 
Кто на сайте
Сейчас 383 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru