Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Авиация Опытный лёгкий штурмовик Convair M48 «Charger» (США)

PostHeaderIconОпытный лёгкий штурмовик Convair M48 «Charger» (США)


Опытный лёгкий штурмовик Convair M48 Charger После Второй мировой войны во многих точках планеты стали возникать многочисленные локальные военные конфликты. Командование ВВС США в 1963 г. объявило конкурс на разработку специального противопартизанского самолета. Самолет должен был прийти на смену уже устаревшим на тот период бомбардировщику B-26 и штурмовику A-1. По условиям конкурса самолет (программа получила название COIN, т. е. противопартизанский самолет) должен был отвечать высоким требованиям и при этом быть недорогим. Он должен быть двухдвигательным с ТВД, двухместным, с тандемным размещением экипажа, базироваться на плохо подготовленных площадках ограниченных размеров и также действовать с палубы авианосца. Взлетно-посадочная дистанция - не более 240 м даже при наличии препятствия высотой до 15 м.


Чтобы эффективно бороться с боевиками и партизанами, самолет должен иметь отличный обзор из кабины. По условию конкурса будущий самолет, построенный как сухопутный, в зависимости от обстоятельств мог бы действовать и с водной поверхности, с заменой колесного шасси на поплавки. Противопартизанский самолет должен был иметь всевозможное вооружение: встроенные пулеметы, бомбы и НАР. Самолет, кроме нанесения ударов бортовым оружием, предназначался и для ведения разведки, перевозки людей и грузов. Имея небольшую скорость (она ограничивалась 500 км/ч), он мог сопровождать вертолеты. Время патрулирования в заданном районе устанавливалось не менее двух часов.

Опытный лёгкий штурмовик Convair M48 Charger

В сентябре 1963 г. подготовленное техническое задание было разослано абсолютно всем американским и одной канадской авиастроительным фирмам. На это предложение откликнулись не все фирмы, а только девять из них. Через некоторое время остались только три фирмы: «North American» со своим проектом самолета NA-300, «Convair» (проект «модель 48») и самолет «Мартин». Независимо друг от друга проекты этих фирм имели одну общую черту - самолеты представляли собой монопланы, выполненные по двухбалочной схеме с короткой гондолой-фюзеляжем. После обсуждения победителем конкурса была названа фирма «North American» с проектом самолета NA-300, впоследствии OV-10 «Бронко». Этот проект особенно понравился командованию ВМС США, ведь оно было главным заинтересованным лицом в организации этого конкурса. Но в подобном самолете были заинтересованы и армия, и корпус морской пехоты. Армия и морские пехотинцы высказались за другой проект - «модель 48» фирмы «Конвэр».

Опытный лёгкий штурмовик Convair M48 Charger

Министерство обороны, под давлением руководства армии и корпуса морской пехоты, вынуждено было пойти на заключение контракта с фирмой «Convair». Контракт предусматривал постройку опытного самолета и проведение его летных испытаний. Полномасштабное проектирование и изготовление летного экземпляра завершились в очень короткие сроки, всего за 40 недель. В сентябре 1964 г. первый опытный прототип был построен. Самолет фирмы, под названием M48 «Charger», впервые поднялся в воздух в ноябре 1964 г. Летная жизнь единственного построенного экземпляра оказалась недолгой. 9 октября 1965 г. самолет, пилотируемый летчиком ВМФ, разбился при выполнении вынужденной посадки с одним работающим двигателем на авиабазе Сан-Диего. Самолет Convair M48 «Charger» налетал всего 193 часа, из которых 162 часа пилотировали летчики-испытатели фирмы, 21 час - военные летчики и 10 часов - летчики NASA.

Самолет Convair M48 «Charger» представлял собой двухбалочный высокоплан с центральной гондолой с кабиной экипажа. Конструктивно самолет выполнен практически целиком из алюминиевых сплавов, из стеклотекстолита изготовлены лишь носовой обтекатель фюзеляжа и законцовки крыла. Силовая установка должна была состоять из двух турбовинтовых двигателей Т74 фирмы «Пратт-Уитни» мощностью по 650 э. л. с. На двигателе были установлены трехлопастные винты противоположного вращения. Но на первой машине были установлены другие двигатели Т76 фирмы «Гаррет-Эрисерч» мощностью по 550 л.с. Потоки от винтов обдували почти все прямоугольное крыло с четырехсекционными закрылками по всему размаху и давали большой прирост подъемной силы. Дополнительному увеличению подъемной силы крыла способствовали и носовые щитки, расположенные между фюзеляжем и мотогондолами. Гондолы ТВД плавно переходили в концевые балки, которые соединялись Т-образным хвостовым оперением.

Опытный лёгкий штурмовик Convair M48 Charger

На самолете был установлен управляемый стабилизатор оригинальной конструкции, разделенный на две части, причем хвостовая секция отклонялась в сторону, противоположную отклонению носовой части - тем самым достигалось изменение кривизны профиля стабилизатора и, соответственно, возрастала величина создаваемой им подъемной силы. Кроме элеронов, на крыле имелись и интерцепторы, которые включались в систему управления только на малых скоростях, когда эффективность элеронов заметно падает. На самолете было установлено трехопорное шасси с носовой стойкой. Двухместная катапультируемая кабина закрыта большим общим каплевидным фонарем. Лобовой козырек сделан из пулестойкого стекла. Члены экипажа размещались на катапультируемых креслах класса 0-0, установленных тандемом. Управление самолетом возможно только с переднего кресла, второй член экипажа должен был вести наблюдение, сбрасывать парашютистов или грузы.

Броня на опытной машине не устанавливалась, хотя в случае запуска самолета в серию бронирование членов экипажа не исключалось. Листы алюминиевой брони можно было навешивать на фюзеляж снаружи, в районе кресел летчика и наблюдателя. Кроме того, конструкция "Чарджера" предусматривала установку бронелистов в передней и нижней частях фюзеляжа. Безопасность экипажа при выполнении боевого задания обеспечивалась не столько за счет бронирования кабины, сколько продуманной компоновкой и высокой маневренностью самолета на малых скоростях и малых высотах. Для перевозки людей и грузов на центроплане за кабиной экипажа могла устанавливаться специальная кабина, рассчитанная на пятерых десантников или троих ранеых на носилках.

Вооружение - четыре 7,62-мм пулемета М60 с боезапасом по 500 патронов. Пулеметы монтировались в двух блистерах по бортам фюзеляжа. На пяти узлах подвески можно было размещать широкий ассортимент вооружения: от УР "Сайдуиндер" до пулеметных контейнеров. По одному пилону имелось на концах крыла (расчетная нагрузка до 270 кг), еще по одному - под корневыми участками крыла (нагрузка до 500 кг) и еще один - под фюзеляжем (нагрузка до 270 кг).

Фирме «Convair» не удалось выиграть победу в конкурсе у своего конкурента, фирмы «Норт Америкен», хотя, по мнению многих, их самолет выглядел предпочтительнее. Здесь сыграла большую роль политика, а также лоббирование. Созданные этими фирмами противопартизанские самолеты так и не оправдали возлагавшиеся на них надежды. Эти функции стали выполнять двухместные реактивные учебно-боевые машины, легкие штурмовики.

Технические характеристики Convair M48 «Charger»
Экипаж, чел  2
Размах крыла, м  8.38
Длина самолета,м  10.61
Высота самолета,м  4.14
Площадь крыла,м2  24.10
Масса, кг 
- пустого самолета  2040
- нормальная взлетная  3220
- максимальная взлетная  3300
- топлива  530
Тип двигателя  2 ТВД Pratt Whitney T76 (T74)
Мощность, л.с.  2 х 550 (650)
Максимальная скорость, км/ч 
- у земли  510
- на высоте  740
Крейсерская скорость, км/ч  450
Перегоночная дальность, км  4800
Боевой радиус действия, км  470
Продолжительность патрулирования, ч  2
Практический потолок, м  6400
Полезная нагрузка:  5 десантников или 900 кг груза в грузовом отсеке или 3 носилок с ранеными
Вооружение:  четыре 7,62-мм пулемета М60 с боезапасом по 500 патронов.
На пяти узлах подвески можно было размещать широкий ассортимент вооружения: от УР Сайдуиндер до пулеметных контейнеров. По одному пилону имелось на концах крыла (расчетная нагрузка до 270 кг), еще по одному - под корневыми участками крыла (нагрузка до 500 кг) и еще один - под фюзеляжем (нагрузка до 270 кг).

 
Авторизация



Кто на сайте
Сейчас 157 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru