Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Авиация Опытный истребитель XF2Y / YF2Y «Sea Dart» (США)

PostHeaderIconОпытный истребитель XF2Y / YF2Y «Sea Dart» (США)


Опытный истребитель XF2Y / YF2Y «Sea Dart» Истребитель F2Y «Sea Dart» (индекс прототипов - XF2Y / YF2Y «Sea Dart») - американский экспериментальный реактивный гидросамолёт-истребитель оснащёный водными лыжами для глиссирования на взлёте и посадке, разработанный в 1953-1957 гг. фирмой "Convair". Всего было постороено пять прототипов. В начале 1948 года в рамках исследований по двум отдельным программам - несущего корпуса/крыла в "Convair" и подводных крыльев в NACA - началась проработка сверхзвукового истребителя под требования Бюро по аэронавтике ВМС США. Тактико-техническое задание на самолёт было сформулировано в октябре 1948 года. В задании оговаривалась возможность самолёта выполнять взлёт и посадку при высоте волн до 1,52 м, а максимальная скорость полёта должна быть не менее М=0,95. По данному заданию разработали два проекта: один - в NACA - на основе концепции подводного крыла, второй - в "Convair" - на основе собственных исследований.


Опытный истребитель XF2Y / YF2Y «Sea Dart»

Сравнительный анализ выявил преимущества проекта "Convair", сулившего более высокие лётные данные (например, более быстрый набор высоты); другой причиной выбора проекта "Convair" стал слишком малый объем данных о поведении подводного крыла на режимах взлёта и посадки. Контракт на полномасштабную разработку был заключен с "Convair". В январе 1951 года ВМС США заказали постройку двух прототипов Y2-2 на основе проекта Convair Model 2. Аэродинамически Y2-2 соответствовал перехватчику с дельтовидным крылом F-102 Delta Dagger, но обладал двумя подводными крыльями, а силовая установка состояла из двух ТРДФ Westinghouse XJ46-WE-2. Расчетная максимальная скорость составляла М=1,5, максимальная скороподъемность на уровне моря 9145 м/мин. В ожидании готовности двигателей J46 на самолёт установили двигатели меньшей тяги J34-WE-32 и в августе 1951 года обозначение прототипа изменили с Y2-2 на XF2Y «Sea Dart».

Опытный истребитель XF2Y / YF2Y «Sea Dart» Опытный истребитель XF2Y / YF2Y «Sea Dart»

Первый XF2Y «Sea Dart» собрали в конце 1952 года, в середине декабря начались рулежные испытания, выявившие серьезные вибрации корпуса при движении по воде на скоростях менее 111 км/ч. Тем не менее в январе 1953 года произвели первый отрыв от водной поверхности - самолёт набрал высоту 305 м. До официального первого полёта, который состоялся в апреле 1953 года, серьезно доработали подводные крылья и внесли ряд изменений в конструкцию аппарата в целом. Два двигателя XJ46 установили на прототип ближе к концу 1953 года, однако расчет на повышенную тягу этих двигателей не оправдался. Выяснилось, что без радикального изменения аэродинамики самолёту звуковой барьер не преодолеть. Тогда "Convair" разработала XF2Y-2 с одним подводным крылом и силовой установкой из одного ТРДФ Wright J67 тягой на форсаже 53,38 кН или одного Pratt & Whitney J75 тягой на форсаже 66,72 кН. Необходимость радикального изменения конструкции ставила под вопрос продолжение всей программы, но все же в октябре 1953 году Бюро по аэронавтике ВМС США дало указание завершить второй прототип по стандарту YF2Y-1.
 
Пока шла постройка первых двух прототипов, в августе 1952 года ВМС заказали 12 предсерийных машин XF2Y «Sea Dart» с вооружением из четырех 20-мм пушек и 70-мм НАР FFAR, количество которых не оговаривалось. Позже контракт пересмотрели в сторону постройки четырех предсерийных YF2Y-1 и восьми серийных F2Y-1, до закрытия программы F2Y-1 в марте 1954 года объем заказа успел вырасти до 22 самолётов. Реально флот получил пять самолётов (один XF2Y-1, один XF2Y-1 в варианте YF2Y-1 и три изначально построенных YF2Y-1), которые использовались для исследований в области аэродинамики больших скоростей. Первый YF2Y-1 собрали весной 1954 года, а в августе того же года самолёт стал первой (и пока единственной) летающей лодкой, преодолевшей звуковой барьер, хотя и в пологом пикировании. Значительный прогресс был достигнут после изменения подводного крыла, поэтому флот принял решение продолжить испытания. Однако во время показательного полета в ноябре 1954 года самолёт разрушился в воздухе из-за инициированных лётчиком самоколебаний. Катастрофа поставила крест на всей программе «Sea Dart». Построили еще три F2Y «Sea Dart», два из которых ни разу не поднялись в небо, а на одном самолёте отрабатывались варианты с одним и двумя подводными крыльями вплоть до окончательного закрытия программы в 1957 году.

Опытный истребитель XF2Y / YF2Y «Sea Dart» Опытный истребитель XF2Y / YF2Y «Sea Dart»

Последний раз F2Y «Sea Dart» поднялся в воздух 16 января 1956 г. Целью было определение максимальных мореходных качеств самолёта. Окончательный удар по программе нанесло появление "суперавианосцев" (так их называли американцы из-за огромного, по тем временам, водоизмещения в 60000/75000 т) типа "Форрестол". Таким образом, F2Y «Sea Dart» проиграл соревнование тяжёлому авианосцу, который он, в случае успеха, собирался заменить. В январе 1956 г. Отдел военно-морских операций снял технические требования на истребитель-гидросамолёт, и программа была закрыта. В заключение можно сказать, что пути лечения недостатков F2Y «Sea Dart» просматривались, и при желании, его можно было бы довести до уровня сверхзвукового истребителя. Возможно, его приняли бы на вооружение. При этом он установил бы несколько мировых рекордов для гидросамолётов, но всё равно, век его был бы не долог - резервов для модернизации у F2Y «Sea Dart» не было. Все уцелевшие самолёты F2Y «Sea Dart» сохранились до наших дней и являются экспонатами музеев в Америке.

Тактико-технические характеристики XF2Y «Sea Dart»
Экипаж   1
Размах крыла, м   10.26
Длина, м   16.03
Высота, м   6.32
Площадь крыла, м2   52.30
Масса, кг   
- пустого самолета   5793
- нормальная взлетная   7497
Тип двигателя   2 ТРД Westinghouse J34-WE-32
Тяга нефорсированная, кгс   2 х 1542
Максимальная скорость , км/ч   1118
Крейсерская скорость , км/ч   980
Практическая дальность, км   826
Максимальная скороподъемность, м/мин   9965
Практический потолок, м   15300
Вооружение:   Боевая нагрузка - 907 кг (расчетная)

 
Кто на сайте
Сейчас 331 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru