Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Авиация Опытный самолёт Fairey FD.2 «Delta II» (Великобритания)

PostHeaderIconОпытный самолёт Fairey FD.2 «Delta II» (Великобритания)


Опытный самолёт Fairey FD.2 «Delta II» После проводившихся в 1947 году экспериментов с моделями самолётов с вертикальным взлетом, компания «Fairey» получила запрос о возможности достижения на подобных летательных аппаратах сверхзвуковой скорости. Однако обязательным условием являлось наличие подобного аппарата в пилотируемом варианте. Выпущенная Министерством закупок Спецификация E.R.103 предусматривала постройку исследовательского самолёта и была принята к рассмотрению компаниями «Fairey» и «English Electric». Каждой из них надлежало построить два самолёта. Последняя создала двухдвигательный Р.1, получивший затем название Lightning, а компания «Fairey» представила самолёт с одним турбореактивным двигателем, треугольным крылом и заостренной носовой частью - Fairey FD.2 «Delta II». В октябре 1950 года был подписан производственный контракт на FD.2 «Delta II», однако ввиду наивысшего приоритета, отданного Gannet, работы по нему реально начались только в конце 1952 года.


Проблемой треугольного крыла фирма «Fairey» предварительно начала заниматься уже во время второй мировой войны. Основные работы развернулись в 1947 г. во время создания опытного образца истребителя вертикального взлета и посадки FD.1. Испытанный 12.03.1951 г. самолёт так и не вышел из стадии опытных работ и его последующее назначение сводилось к исследованию свойств треугольного крыла при малых скоростях полёта, поскольку установленный на нем двигатель «Dervent 8» фирмы «Rolls-Royce» имел тягу лишь 15,98 кН. В такой ситуации в 1949 г. было предпринято изучение концепции самолёта для проведения исследований в области сверхзвуковых скоростей, а в 1950 г. было установлено, что вполне возможна разработка боевого сверхзвукового самолёта. Однако практические работы в этом направлении начались только в 1952 г. (под руководством Р. Ликли), которые 6 октября 1954 г. увенчались лётным испытанием первого опытного экземпляра.

Опытный самолёт Fairey FD.2 «Delta II» Опытный самолёт Fairey FD.2 «Delta II»

Первый полёт самолёт FD.2 «Delta II» выполнил в Боскомб-Дауне в октябре 1954 года, но затем самолёт получил повреждения во время посадки и в следующий раз ушел в полёт только в августе 1955 года. Однако уже в октябре 1955 года впервые была преодолена скорость звука, во время последующих полётов скорость существенно возрастала и в ноябре достигла М=1,56 (1654 км/ч) на высоте 10975 м. Тогда было принято решение установить на самолёте абсолютный мировой рекорд скорости, который в то время был равен 1323 км/ч и принадлежал North American F-100 Super Sabre. 10 марта 1956 года усилия были вознаграждены - в ходе двух пролетов по прямой на дистанции 15,6 км на высоте 11 580 м была зафиксирована средняя скорость 1822 км/ч. Рекордный полёт длился 23 мин; при этом самолёт пролетел расстояние 386 км. Несмотря на продолжительное время полёта, было отмечено нагревание конструкции кабины до +50°С (при температуре окружающего воздуха – 60°С).

Опытный самолёт Fairey FD.2 «Delta II» Опытный самолёт Fairey FD.2 «Delta II»

Второй самолет Fairey FD.2 «Delta II» совершил первый полёт в Боскомб-Дауне в феврале 1956 года, в дальнейшем уже оба самолёта использовались в разнообразных исследовательских проектах. В конечном итоге первый самолёт был передан компании «British Aircraft Corporation», получив обозначение BAC.221, и был оснащен для испытаний в аэродинамической трубе полностью новым оживальным крылом той формы, которая впоследствии использовалась на самолёте Aerospatiale/BAC Concorde. Самолёт BAC.221 имел носовую часть, которая могла опускаться для улучшения видимости при взлете и посадке, что было также затем использовано на Concorde. Оба экспериментальных самолёта сохранились до настоящего времени.

Опытный самолёт Fairey FD.2 «Delta II»

Самолёт Fairey FD.2 «Delta II» представляет собой среднеплан, выполненный по схеме «бесхвостка», с треугольным (срезанным на концах) крылом. Изготовленное с применением профилей относительной толщины 4% крыло имеет прямолинейные передние кромки со стреловидностью 60° и расположенные перпендикулярно оси самолёта задние кромки. В системе поперечного и продольного управления использованы элевоны, большая хорда которых обеспечивает хорошую управляемость при малых углах отклонения и малом приросте сопротивления. Самолёт спроектирован в соответствии с правилом площадей, требование которого было выполнено не за счет характерного изменения формы фюзеляжа, а путем применения воздухозаборников специальной конструкции и стреловидного киля. Управление всеми рулями осуществляется с помощью необратимых гидроусилителей и устройств загрузки рычагов управления пружинного типа. В системе управления элеронами и рулем высоты использован редуктор с регулируемым передаточным отношением между углом выдвижения ручки управления и углом отклонения рулей в зависимости от скорости полета. Вначале обе системы работали совместно с ручным изменением передаточного отношения от 1:1 до 9:1. Позднее была применена автоматическая система.

Фюзеляж состоит из трех частей. Передняя часть, выполненная в виде заостренного конуса с овальным поперечным сечением, подвижная. В целях увеличения видимости во время посадки она отклоняется вниз на 10°. В этой части фюзеляжа находится кабина пилота с катапультируемым сиденьем (возможно также отделение всей кабины), закрытая обтекателем, оборудованным лишь тремя небольшими иллюминаторами для наблюдений по сторонам и вверх. Лобовое неподвижное стекло состоит из двух частей. Основная часть фюзеляжа постоянного овального сечения заканчивается короткой сужающейся частью, образованной сложенными четырехсекционными тормозными щитками, закрывающими регулируемое выходное сопло двигателя. Под рулем направления находится контейнер для парашюта. Шасси – трехстоечное, с одинарными колесами. Передняя стойка шасси убирается назад. Главные стойки шасси со сложной кинематикой убираются в околофюзеляжные части крыла. Из-за недостатка места в тонком крыле использованы узкие цельнорезиновые шины колес.

На самолёте Fairey FD.2 «Delta II» установлен турбореактивный двигатель «Avon 14» фирмы «Rolls-Royce» тягой 44,48 кН (4536 кГ) с форсированием. Боковые нерегулируемые воздухозаборники имеют выдвинутые вперед острые верхние кромки (во время сверхзвукового полета на них образуются косые скачки уплотнения) и округлые дозвуковые нижние кромки. Внизу средней части фюзеляжа находится дополнительный щелевой воздухозаборник, открываемый при полетах на больших углах атаки и при работе двигателя на земле. Топливо размещается в крыльевых баках и в фюзеляжном баке, расположенном между воздухозаборниками.

Тактико-технические характеристики Fairey FD.2 «Delta II»
Экипаж   1
Размах крыла, м   8.20
Длина, м   15.90
Высота, м   3.40
Площадь крыла, м2   33.40
Масса, кг   
- пустого самолета   4260
- нормальная взлетная   6100
- максимальная взлетная   6876
Тип двигателя   1 ТРД Rolls-Royce Avon 14
Тяга форсированная, кН   2 х 44.48
Максимальная скорость , км/ч   2100
Практическая дальность, км   1340
Практический потолок, м   16000

 
Кто на сайте
Сейчас 260 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru