Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Авиация Опытный бомбардировщик Short S.A.4 Sperrin (Великобритания)

PostHeaderIconОпытный бомбардировщик Short S.A.4 Sperrin (Великобритания)


Опытный бомбардировщик Short S.A.4 Sperrin 27 октября 1947 года в Министерстве снабжения Великобритании состоялось рассмотрение четырех проектов на новый реактивный бомбардировщик по спецификации B.14/35. Конкурс выиграли самолёты Avro 698 и Handley Page Н.Р.80. Правительство хотело получить летающие прототипы бомбардировщиков к 1952 году — ко времени завершения работ по атомной бомбе. Ещё одним важным результатом работы группы перспективных проектов стало доведение до военных понимания того, что высокая степень новизны проектов Avro 698 и H.P.80 приведет к затягиванию процесса проектирования и бомба в этом случае будет готова раньше, чем эти бомбардировщики. В итоге командование Королевских ВВС решило принять на вооружение временный самолёт, который стал бы первым носителем ядерной бомбы.


Естественно, что он не будет удовлетворять всем требованиям Спецификации В35/46, но позволит военным отрабатывать действия, связанные с использованием нового оружия, и при необходимости применять его. Первым кандидатом на эту роль стал самолёт Short S.A.4, спроектированный главным конструктором фирмы Short Brothers Дэвидом Кейт-Лукасом для замены поршневого бомбардировщика Lincoln.

Самолёт Short S.A.4 Sperrin представлял собой классический моноплан с высокорасположенным прямым крылом и однокилевым хвостовым оперением. Фюзеляж типа монокок изготавливался из алюминиевых сплавов. Шасси самолёта трехопорное. Носовая стойка имела два колеса, а основные опоры впервые в английской авиации оснащались четырехколесными тележками. На посадке лётчики могли пользоваться тормозным парашютом. Горизонтальный стабилизатор устанавливался с поперечным V в 3 градуса для вывода его из реактивных струй двигателей.

Опытный бомбардировщик Short S.A.4 Sperrin

Силовая установка должна была состоять из четырех турбореактивных двигателей Avon RA.3 с тягой 2950 кгс, расположенных в двух мотогондолах попарно друг над другом. Двигатели питались топливом из четырнадцати крыльевых баков и восьми фюзеляжных общей ёмкостью 28 150 л. За выработкой топлива следила специальная система, которая переключала баки в определенном порядке для сохранения центровки бомбардировщика. Экипаж машины состоял из пяти человек: двух пилотов, бомбардира, штурмана и радиооператора. Катапультное кресло имел только командир экипажа, остальные должны были покидать машину через соответствующие люки. Оборонительного вооружения Short S.A.4 Sperrin не имел. На нем устанавливался радиолокационный бомбовый прицел и предусматривалось место для оборудования радиопротиводействия.

Заказ на три опытных экземпляра Short S.A.4 Sperrin (один для статических и два для лётных испытаний) пришел на фирму не совсем вовремя, поскольку Short собиралась переезжать из Рочестера в Белфаст. Именно поэтому строительство самолётов задержалось. Изготовить в срок штатные двигатели RA.3 фирма Avon также не смогла, и конструкторам пришлось взять ТРД RA.2 с тягой 2720 кгс, которые требовали перепроектирования мотогондол для размещения электростартеров. Все эти трудности привели к тому, что первый опытный экземпляр выкатили из сборочного цеха только в начале 1951 года. Взлетная полоса в Сиденхеме около Белфаста была слишком короткой, так что машину пришлось перевозить в разобранном виде почти на 20 км на авиабазу RAF в Альдергров. Сборка бомбардировщика на новом месте заняла еще шесть месяцев, и первый образец S.A.4 с бортовым номером VX158 поднялся в воздух 10 августа 1951 года. Командиром экипажа был летчик-испытатель фирмы Short Том Брук-Смит.

По отзывам лётчиков, Short S.A.4 Sperrin оказался легко управляемым самолётом, несмотря на то, что на нем использовалась ручная система управления. Интересно, что статические испытания планера второго экземпляра начались уже после полёта первого образца. Статиспытания показали, что разрушение крыльев происходит при нагрузке в 104 процента, а фюзеляжа — при нагрузке 108 процентов. Летом 1952 года на VX158 установили штатные двигатели RA.3. В первом полете стал наблюдаться небольшой бафтинг вокруг гондолы, и конструкторам пришлось приделать небольшие направляющие обтекатели между каждой парой реактивных сопел. Кроме этого, к задней кромке крыла добавили небольшие зализы. Последующие полеты показали, что фюзеляжные зализы оказались неэффективными, и их пришлось убрать.

12 августа 1952 года к программе лётных испытаний присоединился третий экземпляр самолёта — VX161. Внешне все три машины очень походили друг на друга. Единственным отличием являлось отсутствие РЛС на VX161 РЛС — вместо штатного обтекателя антенны на самолёте был установлен слегка уплощенный дюралюминиевый обтекатель. Зато самолёт имел полностью оборудованный бомбоотсек и мог использоваться для применения ядерного оружия. Через месяц после полета второго образца была удлинена ВПП на аэродроме в Сиденхеме, и обе машины торжественно убыли с базы Альдергров. Испытания продолжились на заводском аэродроме.

Опытный бомбардировщик Short S.A.4 Sperrin

Несмотря на то, что работа над Short S.A.4 шла вполне успешно, принимать его на вооружение военные не собирались и решение было принято еще в мае 1950 года. Результаты разработки фирмы Short учитывались при создании других бомбардировщиков, но самолёты Short S.A.4 рассматривались только в качестве платформ для испытаний новых двигателей и авиационных систем. В 1954 году бомбардировщик получил название Sperrin. Роль временного носителя взяли на себя американские бомбардировщики В-29, которые получили в Великобритании обозначение Washington В.1. Первый самолёт приземлился в Англии 22 марта 1950 года. Всего американцы предоставили англичанам 70 самолётов. И хотя британская бомба была еще не готова, бомбардировщики Washington В.1 считались серьезной силой и могли применять американские бомбы в случае возникновения войны в Европе.

Тактико-технические характеристики Short S.A.4 Sperrin
Экипаж, чел   5
Размах крыла, м   33.25
Длина, м   31.14
Высота, м   8.69
Площадь крыла, м2   176.20
Масса, кг  
- пустого самолета   33000
- максимальная взлетная   52164
Тип двигателя   4 ТРД Rolls-Royce Avon RA.7
Тяга нефорсированная, кгс   4 х 3407
Максимальная скорость , км/ч   912
Крейсерская скорость, км/ч   805
Практическая дальность, км   5150
Практический потолок, м   13700
Вооружение: Бомбовая нагрузка во внутреннем отсеке до 9080 кг

 
Кто на сайте
Сейчас 260 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru