Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Авиация Опытный штурмовик Ил-20 (СССР)

PostHeaderIconОпытный штурмовик Ил-20 (СССР)


Опытный штурмовик Ил-20 Опыт Великой Отечественной войны показал, что все без исключения воевавшие штурмовики имели один существенный недостаток, заключавшийся в ограниченном обзоре передней нижней сферы. Это затрудняло прицельное бомбометание, особенно в горизонтальном полёте. Еще в ходе войны весной 1942 г. ОКБ С.В.Ильюшина разработало проект одноместного бронированного штурмовика МШ-АМ-38 с достаточно хорошим обзором вперёд. Это достигалось установкой двигателя сзади и проходом винного вала под полом кабины вперед на воздушный винт. Но из-за сложности создания формы бронекорпуса и отсутствия задней огневой точки работы были прекращены.


В соответствии с постановлением Совмина СССР от 11 марта 1947 г. на ОКБ С.В.Ильюшина возлагалась задача построить новый штурмовик с более мощным пушечным и ракетным вооружением. Это был последний поршневой военный самолёт ОКБ. Эскизный проект самолёта, получивший название Ил-20, был направлен в НИИ ВВС в феврале 1948 г. Его основными особенностями являлись — отличный обзор вниз из кабины пилота, новая схема установки вооружения, усиленное бронирование. Предлагалось сделать два проекта с различными вариантами наступательного и оборонительного вооружения.

Опытный штурмовик Ил-20

Самолёт Ил-20 представлял собой однодвигательный двухместный цельнометаллический низкоплан с нормальным оперением и убирающимися в крыло шасси. Компоновка фюзеляжа была весьма необычной и ранее не встречалась в практике мирового самолётостроения. Кабина лётчика размещалась непосредственно над мотором и была до предела выдвинута вперед. Переднюю часть кабины образовало поставленное под углом 70' длинное лобовое стекло 100-мм толщины. Один конец его практически упирался в обрез втулки винта. Это обеспечивало обзор вперед-вниз в секторе 37", а при пикировании лётчик практически видел цель прямо под самолётом. За кабиной лётчика располагались масло- и бензобаки, а далее кабина стрелка с дистанционно управляемой 23-мм пушкой, размещенной в специальной подвижной установке Ил-ВУ-11 с гидравлическим приводом и механизмом для обвода ствола пушки по контуру фюзеляжа и хвостового оперения (в целях защиты их от поражения собственным оружием).

Установку спроектировали в ОКБ Ильюшина. Она обеспечивала большие углы обстрела в верхней части задней полусферы: 80 градусов - вверх и по 90 градусов - вправо и влево. Максимальная скорость перемещения оружия в подвижной установке составляла 4-45 град./сек. Поскольку нижняя четверть полусферы совершенно не защищалась пушечной установкой, снизу фюзеляжа дополнительно размещали кассету для 10 авиационных гранат АГ-2, организуя тем самым частичную защиту. Кабина лётчика и стрелка, мотор, система питания топливом и смазки, система охлаждения находились внутри бронекоробки. Общий вес металлической брони составлял 1840 кг, а прозрачной — 169 кг. Бронирование обеспечивало в основном защиту от пуль калибра 12,7 мм и в значительной мере — от 20-мм снарядов.

Наступательное вооружение в первом варианте включало две крыльевые пушки и две установленные под углом 22° к линии полёта для обстрела целей с бреющего полёта. Во втором варианте наступательного вооружения планировалось использование одной 45-мм пушки, двух 23-мм и шести реактивных снарядов ОРО-132. Несмотря на ряд оригинальных идей, эскизный проект Ил-20 отклонили как не соответствующий постановлению и техническим требованиям. Отмечалось, что огневая мощь Ил-20 меньше, чем у Ил-10. Одновременно можно было вести огонь только из двух пушек — либо крыльевых, либо фюзеляжных. Крайне неудобным был подход к мотору и его агрегатам. При всех работах, связанных со съемкой блоков, требовался демонтаж самого двигателя с самолёта.

Хвостовое оперение было однокилевым, крыло и горизонтальное оперение - трапециевидным в плане. Водо- и маслорадиаторы размещались в центроплане, воздухозаборник мотора - в нижней части фюзеляжа, в районе переднего обреза крыла. Самолёт был оборудован совершенным пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием, тепловой противообледенительной системой. Это расширяло возможности его использования в плохих метеоусловиях.

Макет самолёта Ил-20 был предъявлен макетной комиссии в июле 1948 г. Командующий ВВС маршал авиации К.А.Вершинин предварительно утвердил макет, но не считал нужной постройку самолёта до окончательного утверждения макета. Однако самолёт в первом варианте построили. 5 декабря 1948 г. летчик-испытатель В.К.Коккинаки впервые поднял опытную машину в воздух. Вследствие низких лётных данных, невыполнения требований по вооружению и недоведенности двигателя М-47 работы по Ил-20, в соответствии с постановлением Совмина от 14 мая 1949 г., прекратили. Надежда решить проблему обзора вперед-вниз за счет нетрадиционных схем компоновки самолётов-штурмовиков не оправдалась.

Тактико-технические характеристики Ил-20
Размах крыла, м   15.43
Длина самолета,м   13.58
Высота самолета,м   
Площадь крыла,м2   44.00
Масса, кг   
- пустого самолета   7535
- нормальная взлетная   9500
- максимальная взлетная   9780
Тип двигателя   1 ПД М-47
Мощность, л.с.   
- взлетная   1 х 3000
- номинальная   1 х 2300
- полетная   1 х 2400
Максимальная скорость, км/ч   
- у земли   450
- на высоте   515
Перегоночная дальность, км   1700
Практическая дальность, км   1045
Скороподъемность, м/с   375
Практический потолок, м   7750
Экипаж, чел   2
Вооружение:   одна 23-мм пушка НА-23, две 23-мм пушки НС-23
  бомбовая нагрузка нормальная - 1190 кг,
  с бомбами до 500 кг на наружной подвеске.
  под консолями - 8 РС-82 или 4 РС-132.

 
Кто на сайте
Сейчас 211 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru