Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Авиация Учебно-тренировочный самолёт СР-10 (Россия)

PostHeaderIconУчебно-тренировочный самолёт СР-10 (Россия)


Учебно-тренировочный самолёт СР-10 Одним из наиболее любопытных экспонатов на статической стоянке авиасалона МАКС-2009 стал натурный экземпляр лёгкого двухместного реактивного самолёта СР-10, разрабатываемого ООО КБ «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ») – коллективом, недавно восстановившим и сумевшим вернуть в небо – после почти полувекового перерыва! – знаменитые реактивные самолёты ОКБ А.С.Яковлева Як-30 и Як-32. Кстати, обе эти машины также демонстрировались на МАКС-2009, но увы, только на стоянке.


СР-10 расшифровывается как «самолёт реактивный, со стреловидностью крыла -10°». Отрицательная стреловидность по передней кромке – одна из главных «изюминок» аэродинамической компоновки этого самолёта, в конструкции которого, в основном, используются уже проверенные и отработанные материалы и технологии. Это, по мнению, разработчиков, должно снизить технические риски при создании самолёта. Благодаря широкому применению в конструкции планера современных композиционных материалов удалось значительно снизить вес планера и повысить ресурс.

Учебно-тренировочный самолёт СР-10

Самолёт СР-10 будет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +10 -8. Аэродинамическая компоновка самолёта позволяет выполнять фигуры с использованием элементов сверхманевренности, которые характерны для истребителей поколения 4, 4+. Двухместная кабина самолёта, скомпонованная по схеме тандем, оснащена катапультными креслами класса "0—0", что позволяет обеспечить безопасность экипажа во всем диапазоне высот и скоростей пилотирования. По сравнению с аналогами самолёт СР-10 обладает следующими преимуществами:
•удобство эксплуатации благодаря наличию встроенной системы диагностики систем;
•кабина экипажа обеспечивает максимально комфортные условия работы экипажа;
•аэродинамическая схема самолета позволяет безопасно выполнять любые фигуры высшего пилотажа.

Учебно-тренировочный самолёт СР-10

Разработка СР-10 была начата в 2007 г. на инициативных началах и предполагала исследование возможностей создания лёгкого реактивного спортивно-пилотажного самолёта взлетной массой порядка 2700 кг. По ходу работ создатели машины пришли к выводу, что СР-10 может с успехом использоваться и в качестве двухместного учебно-тренировочного самолёта первоначальной и основной подготовки летчиков, заменив в этой роли неумолимо устаревающие и исчерпывающие свой ресурс более тяжелые, а значит и менее эффективные чешские L-39 – основные УТС такого класса в ВВС России и многих других стран. К СР-10 в роли УТС уже проявлен серьезный интерес, в частности, со стороны Минобороны Украины. Более того, украинская сторона готова предоставить двигатель АИ-25ТЛШ для оснащения опытного СР-10, и ведутся переговоры по возможности производства таких самолётов на одном из авиаремонтных заводов Украины.

В КБ «САТ» надеются, что их проект может заинтересовать и российские ВВС, парк учебных самолетов L-39 которых давно нуждается в замене. Ведь заказанный ВВС России новый учебно-боевой Як-130 является, по сути, самолётом повышенной подготовки, а более простых и дешевых реактивных машин для получения первоначальных лётных навыков у нас нет. СР-10 вполне может занять эту нишу, взяв на себя и значительный объем основной лётной подготовки курсантов, которая проводится сейчас на более тяжелых L-39.

По планам разработчиков, первый опытный СР-10 (в спортивно-пилотажном варианте) сможет быть готов к началу лётных испытаний уже в следующем году, при этом завершить сертификационные испытания и начать серийные поставки предполагается в 2011 г. При условии устойчивого финансирования спустя год–два (т.е. в 2012–2013 гг.) может быть запущен в серийное производство и учебно-тренировочный вариант машины.

Построенный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом размахом 8,4 м со стреловидностью по передней кромке -10° и однокилевым оперением с цельноповоротным стабилизатором самолёт СР-10 имеет длину 9,59 м и нормальную взлетную массу 2400 кг (максимальная взлетная и максимальная посадочная масса – 2700 кг). Расчетная максимальная скорость полёта составляет 900 км/ч (М=0,85), практический потолок – 6000 м, практическая дальность полета – 1200 км. Диапазон эксплуатационных перегрузок – от +9 до -6, что позволяет выполнять на нем любой комплекс пилотажа.

В качестве силовой установки пока рассматривается один двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25ТЛШ тягой 1850 кгс, но проработана возможность установки и современных двигателей типа РД-1700 и АЛ-55И тягой 1700–1760 кгс. Система управления самолётом – механическая, с гидроусилителями. В зависимости от требований и финансовых возможностей заказчика, информационно-управляющее поле кабины может формироваться как из традиционных электромеханических приборов, так и современных многофункциональных индикаторов. Экипаж самолёта СР-10 будет размещаться на высоконадежных катапультируемых креслах типа К-36ЛТ-3,5.

…Конечно, поверить в то, что небольшой «частный» конструкторский коллектив способен создать и запустить в серию эффективный современный реактивный самолЁт, летающий со скоростью почти 900 км/ч, а тем более в то, что его будут закупать военные, – нелегко. Но ведь, вспомним, ещё несколько лет назад никто не верил, что энтузиасты из КБ «САТ» смогут вернуть в небо Як-30 и Як-32. Еще бы – они же не летали более 45 лет… Но ведь смогли! И сегодня оба «Яка» регулярно поднимаются в воздух, радуя своих реставраторов и всех, кому небезразлична история отечественной авиации. Так что, будем надеяться, и амбициозный проект СР-10 не останется только лишь проектом и макетом.

Расчётные данные самолёта СР-10
Экипаж, чел.  2 
Максимальная маневренная скорость, км/ч  700 
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч  900 
Максимальное число М полёта  0,85 
Практический потолок, м  6000 
Скорость отрыва, км/ч  190 
Посадочная скорость, км/ч  185 
Крейсерская скорость на H = 6000 м, км/ч  520 
Максимальная скороподъёмность у земли, м/с  60 
Максимальная дальность, км  1500 
Минимальный радиус установившегося виража, м  290 
Максимальная угловая скорость вращения по крену, рад/с  7 
Диапазон эксплуатационных перегрузок, ед  +10...- 8 
Взлётный вес нормальный, кг  2400 
Взлётный вес максимальный, кг  2700 
Посадочный вес нормальный и максимальный, кг  2000

 
Кто на сайте
Сейчас 339 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru