Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Авиация Бомбардировщики «73с» и «81с» (Россия)

PostHeaderIconБомбардировщики «73с» и «81с» (Россия)


Бомбардировщики 73сЕще до окончания заводских испытаний самолёта «73» был решен вопрос о запуске его в серийное производство на московском заводе №23 под индексом «73с» (с - серийный). Постановление Совета Министров от 15 марта 1948 г требовало выдать к концу года 10 машин войсковой серии. Предполагалось, что в августе 1948 г. предприятие прекратит производство поршневых бомбардировщиков Ту-2 и начнет осваивать Ту-14 в его первоначальном варианте с тремя двигателями. Уверенность в успехе нового бомбардировщика была столь велика, что 10 мая последовало еще одно постановление — о развертывании крупномасштабного серийного производства. Один из входящих в войсковую серию бомбардировщиков должен был стать эталоном для 1-й серии.


К 1 августа завод №23 получил комплект из 8195 чертежей и начал готовить технологическую документацию, инструмент и оснастку. Для ускорения процесса на завод командировали 50 сотрудников ОКБ во главе с заместителем главного конструктора Н.И.Базенковым. Серийный бомбардировщик в ОКБ именовался «73с». От опытного образца он должен был отличаться советскими ТРД РД-45 и РД-500. Но по результатам закончившихся осенью 1948 г. государственных испытаний в конструкцию машины внесли много поправок. Изменились обводы хвостовой части фюзеляжа и оперения, в фонаре пилотской кабины выпуклые стекла, дававшие искажения, заменили плоскими. Увеличили поперечное V крыла. Переделали схему питания двигателей керосином, доработали топливные баки, изменив устройство дренажа. Увеличили триммер руля высоты, переконструировали зализы центроплана. Воздухозаборник РД-500 выполнили по образцу разведчика «78». Вместо радиостанции РСБ-3бисАД предусмотрели новую РСБ-5.

Переделки серьезно затруднили подготовку производства. Приходилось дорабатывать или просто делать заново стапеля, макеты-эталоны внешних обводов, менять рабочие чертежи и технологические карты. Тем не менее к 1 января 1949 г на заводе имелся задел узлов на четыре машины. Но достроить их не удалось. 14 мая постановлением правительства Ту-14 сняли с производства. Завод загрузили постройкой тяжелых бомбардировщиков Ту-4.

Прошло всего три месяца, и Туполеву на основе постановления от 20 августа удалось добиться внедрения своей машины теперь уже типа «81» с двумя ТРД ВК-1) в серию на заводе №39 в Иркутске. Для этого здесь пришлось прекратить освоение Ил-28 и уменьшить план выпуска поршневых Ту-2. Завод №23 должен был отправить в Иркутск пять комплектов узлов для «73с», которые там должны были доработать для использования на первой серии бомбардировщиков. Именно бомбардировщиков, поскольку торпедоносного варианта Ту-14 еще не существовало. Предполагалось вначале построить серию машин «81с» — усовершенствованного варианта самолёта, проходившего на тот момент государственные испытания.

С конца 1949 г. в Иркутске начали строить новые цеха и завозить недостающее оборудование. С заводов №30 и №156 поступали плазы для раскройки обшивки. Для изучения новых технологических процессов, таких, как герметическая клепка и изготовление мягких топливных баков, отправили специалистов на другие предприятия. Первоначально в Иркутск направили вперемешку чертежи от самолетов «73» и «81», к ним позже досылали огромное количество изменений. Для ускорения процесса формирования единого комплекта документации на заводе создали представительство ОКБ, которое возглавил И.О.Сухой.

В июле 1950 г собрали первые два бомбардировщика (с номерами 39101 и 39102), конструктивно соответствовавших типу «81» без изменений, обусловленных результатами государственных испытаний. Использование задела, привезенного из Москвы, сэкономило определенное время, но обошлось очень дорого. Потом подсчитали, что изготовить все переделанные узлы заново обошлось бы в полтора раза дешевле. Эти две машины облетали в Иркутске испытатели ОКБ. После прохождения заводских испытаний их перегнали в Москву на завод №156, где позже переделали в опытные образцы торпедоносца «81Т» и разведчика «89».

Основная волна изменений в чертежах пришлась на июль—август 1950 г. Всего за год поступило 8639 изменений, из них около 300 крупных. В основном они повторяли нововведения на опытном образце самолёта «81» после его доработки. Увеличивалось сечение хвостовой части фюзеляжа от 34-го шпангоута и дальше с усилением отдельных элементов набора, просторнее стала кабина кормового стрелка. Производилась доработка бомбоотсека, мотогондол, стабилизатора. Изменились комплектация бомбового вооружения и система нейтрального газа топливных баков. Радиостанцию РСБ-5 переместили в пилотскую кабину Снизу на фюзеляже смонтировали тормозной щиток.

Вихрь изменений и дополнений к изменениям привел к тому, что на заводе пришлось переделать 3050 шаблонов и пять стапелей, причем некоторые — по нескольку раз. Радиолокаторы ПСБН-М и системы слепой посадки «Материк» в Иркутск вообще вовремя не поступили — не могли даже попробовать их установку. Сборка машин затормозилась, уже готовые части возвращали на доработку.

В результате три последующих самолёта, собранных с применением московских узлов (они считались 2-й серией), оказались как бы переходными от «81» к «81с». Облёт первого из них начался в декабре 1950 г. 16 декабря Ту-14 на посадке не смог затормозить и вылетел за пределы полосы. Экипаж не пострадал, но машину пришлось ремонтировать. 24 декабря на ней же пилот Д.С.Кудин просчитался при заходе на посадку и съехал с бетона. Самолёт был «поврежден и деформирован». Свою лепту в эту аварию опять внесли ненадежные тормоза, отказывавшие при перегреве во время интенсивного торможения. Первый Ту-14 сдали военной приемке в январе 1951 г. На 1 января в цехах находились пять машин, готовых на 95%, и три — на 80%. Всего в Иркутске использовали пять фюзеляжей (без кормовой секции Ф-4), три центроплана и два комплекта крыльев московского производства.

Первым полностью сделанным на заводе №39 стал шестой серийный самолёт. Он же стал первым, на котором внесли комплекс изменений, предусмотренных для типа «81с». С 10 по 17 мая 1951 г самолёт прошел государственные контрольные испытания в НИИ ВВС. Оценка была положительной и вновь сопровождалась рекомендацией принять его на вооружение морской авиации в качестве торпедоносца.

 
Кто на сайте
Сейчас 231 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru