Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Авиация Экспериментальный самолет Hawker P.1127 (Великобритания)

PostHeaderIconЭкспериментальный самолет Hawker P.1127 (Великобритания)


Экспериментальный самолет Hawker P.1127 Hawker P.1127 — это экспериментальный самолет-прототип, предшествовавший появлению истребителя-бомбардировщика Hawker-Siddeley Harrier. Разработка семейства СВВП «Harrier» с одним подъемно-маршевым двигателем с отклоняемым вектором тяги началась в 1957 г., когда фирма «Hawker-Siddeley» предложила ВВС проект СВВП для использования его в качестве лёгкого штурмовика. Разработка СВВП велась под руководством главного конструктора фирмы «Hawker-Siddeley» Сиднея Камма при активном участии фирмы «Bristol Engine Company», которая предложила разработать для самолета подъемно-маршевый двигатель с двумя поворотными соплами BE.48. Программа СВВП «Harrier» стала самой большой по числу построенных самолётов и по размаху научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Разработка её была связана не только с многими успехами, но и многими неудачами и потерями в авариях и катастрофах, как это часто бывает при развитии новых видов авиационной техники.


Экспериментальный самолет Hawker P.1127

В первом проекте СВВП, получивший обозначение Hawker P.1127, был двухместным, с одним ТРДД BE.52/53, имевшим два поворотных сопла. Осенью 1957 г. конфигурация СВВП была пересмотрена: самолёт стал одноместным и для него был разработан новый вариант ТРДД BE.53 «Pegasus» с четырьмя поворотными соплами. В 1958 г. фирма «Hawker-Siddeley» обратилась к правительству за финансовой поддержкой. Этому в значительной степени способствовало то, что требования к проекту СВВП Hawker P.1127 совпадали с требованиями НАТО MBR-3 (Military Basic Requirements) к лёгкому ударно-разведывательному вертикально взлетающему самолёту, предлагавшемуся для замены итальянских самолетов Фиат G.91, состоящих на вооружении ВВС ряда стран НАТО. Интерес к проекту проявило также американское управление по обеспечению совместных программ разработки вооружения, которое оказало помощь в разработке двигателя BE.53. В июне 1958 г. с фирмами «Hawker-Siddeley» и «Bristol Engine Company», переименованной позже в «Bristol Siddeley», было подписано соглашение о финансировании разработки и производства малой серии двигателей BE.53, причем США взяли на себя 75% общих затрат. Стендовые испытания опытного двигателя BE.53 «Пегас» начались в сентябре 1959 г., и вскоре была достигнута тяга 4990 кг.

Одновременно продолжалась разработка Hawker P.1127, конфигурация которого еще раз была изменена. Фирма «Hawker-Siddeley» изготовила несколько моделей самолета Hawker P.1127 (в масштабе 0,166) и передала их для испытаний в аэродинамической трубе в НИЦ им. Лэнгли NACA. Испытания проводились на всех режимах полета, а в феврале 1960 г. были впервые проведены испытания модели, соответствующие полету самолета по полному профилю (вертикальный взлет, переходный режим и вертикальная посадка). Проектирование опытного СВВП Hawker P.1127 было начато в 1958 г. под руководством ведущего конструктора Ральфа Хупера. В 1960 г. министерство авиации Великобритании заключило контракт на постройку двух, а позже еще четырех опытных Hawker P.1127 для проведения оценочных испытаний в ВВС и флоте.

Экспериментальный самолет Hawker P.1127

Первый опытный СВВП Hawker P.1127 был построен в июле 1960 г. с использованием опыта разработки и производства истребителя «Hunter», однако отличался от него усовершенствованной и облегченной конструкцией планера, относительная масса которого была уменьшена до 24% по сравнению с 33% у «Hunter». Первый полёт Hawker P.1127 состоялся в летно-исследовательском центре фирмы «Hawker-Siddeley» в Дансфилде 21 октября 1960 г. на привязи на высоте 0,5 м (первоначально установленный на самолете ТРДД Бристоль-Сидлди ВЕ.53 «Pegasus 2» имел тягу 5 200 кгс), затем был выполнен ряд вертикальных взлетов и посадок, а 13 марта 1961 г. ведущим летчиком-испытателем фирмы «Hawker-Siddeley» Биллом Бедфордом был совершен первый переход от вертикального взлета к горизонтальному полету.

В 1962 г. на самолёте Hawker P.1127 был установлен новый двигатель «Pegasus 3» тягой 5900 кгс и летные испытания были продолжены, в феврале 1962 г. были совершены посадки самолета на палубу авианосца «Арк Ройял». Позднее, в 1963 г., самолёт демонстрировался на Парижской авиационной выставке, где совершил ряд полетов, однако в одном из полетов на режиме висения на высоте 9 м резко спикировал из-за самопроизвольного поворота сопел назад и был серьезно поврежден при посадке, летчик не пострадал.

Второй опытный самолёт совершил первый полет 7 июля и первый переход 12 сентября 1961 г., в одном из полетов была достигнута скорость 998 км/ч на высоте 12 км, соответствующая числу М=1,02, и максимальная перегрузка 6д; 14 декабря 1961 г. самолёт Hawker P.1127 потерпел аварию в полете на высоте 2400 м из-за отрыва левого переднего сопла ТРДД и разбился. Летчик Б. Бедфорд не смог выправить неуправляемый крен и катапультировался на высоте 60 м., чудом оставшись живым. Третий опытный самолёт совершил первый полет 5 апреля 1962 г., а в ноябре 1962 г. потерпел аварию из-за потери тяги двигателя при взлете. При посадке самолет был поврежден (летчик-испытатель X. Меревезен).

Экспериментальный самолет Hawker P.1127

Четвертый самолёт Hawker P.1127 совершил первый полет 12 июля 1962 г. (летчики-испытатели Д. Симпсон и Д. Локспейсер). Особенностью его конструкции было использование резиновых надувных носков воздухозаборников. В сентябре 1962 г. четвертый и второй самолеты демонстрировались на авиационной выставке в Фарнборо, совершая вертикальный взлет и посадку и парный полет. Пятый самолёт совершил первый полет 24 февраля 1963 г., он имел улучшенные обводы фюзеляжа, обтекатели подкрыльных опор, стабилизатор с обратным поперечным V, был снабжен ТРДД, «Pegasus» с тягой 6000 кгс. Шестой самолёт совершил первый полет 13 февраля 1964 г., был снабжен ТРДД «Pegasus 5» с увеличенной тягой – до 6180 кгс, имел удлиненный фюзеляж, стреловидное крыло большего размаха, воздушные тормоза, тормозной парашют. Пятый и шестой самолёты существенно отличались от первых четырех по конструкции, ставшей в дальнейшем характерной для всего семейства СВВП «Harrier» фирмы «Hawker-Siddeley».

В 1961 г. была заказана вторая партия из девяти опытных самолётов Hawker P.1127 для проведения оценочных испытаний по совместной программе ВВС Великобритании, США и ФРГ. Первый из этих самолётов совершил первый полет 7 марта 1964 г., а в декабре 1964 г. была закончена постройка всех девяти опытных самолётов, получивших обозначение для ВВС Англии - FGA.1 Kestrel (в переводе на русский сокол-пустельга).

Весной 1962 г. между правительствами Великобритании, США и ФРГ было подписано соглашение о формировании многонациональных эскадрилий в соответствии с требованиями FGA.236, выработанными в НАТО. В результате была образована первая опытная эскадрилья из девяти самолётов FGA.1 Kestrel, основное отличие которых от первых опытных самолётов состояло в использовании ТРДД «Пегас» 5 с тягой 6895 кг. В течение 1965 г. построенные девять FGA.1 Kestrel налетали 600 ч, выполняя различные боевые задачи, а к началу 1966 г. все 15 опытных самолётов налетали около 1000 ч. В 1966 г. шесть СВВП FGA.1 Kestrel были временно переданы корпусу морской пехоты США, где под обозначением XV-6A Kestrel прошли лётные и эксплуатационные испытания. В 1966 г. ВВС Великобритании приняли решение на основе самолёта FGA.1 Kestrel разработать усовершенствованный вариант «Харриер», который должен был использоваться в качестве самолёта непосредственной поддержки войск.

В 1961 г. фирма «Hawker-Siddeley» под руководством конструкторов Ральфа Хупера и Джона Фозарда начала исследования сверхзвуковых СВВП Hawker P.1150 и Hawker P. 1154 со скоростью, соответствующей числам М=1,5-1,7. Предпочтение было отдано проекту Hawker P.1154, на котором предполагалось установить подъемно-маршевый двигатель Bristol Siddeley BS100 с тягой 14 000 кг на форсажном режиме: небольшие форсажные камеры должны были использоваться на задних поворотных соплах. Был построен макет самолёта Hawker P.1154, самолёт должен был нести 900 кг вооружения (в основном ракетного) и иметь боевой радиус 460 км. На самолёт предполагалось установить самое современные для того времени радиоэлектронное оборудование и навигационные системы, включая бортовые мини-ЭВМ.

В 1962 г. на заседании начальников штабов вооруженных сил стран – членов НАТО в Париже проект самолета Hawker P.1154 был рассмотрен и получил одобрение. По предварительной оценке, финансовые затраты на его разработку составили бы почти 750 млн. фунтов стерлингов. Было предложено разработать два варианта самолёта: одноместный ударный маловысотный самолет (с возможностью использования в качестве перехватчика) для английских ВВС и двухместный всепогодный палубный перехватчик для ВМС. Однако вскоре ВМС Великобритании отдали предпочтении закупке палубных самолётов F-4K Phantom и отказались от участия в финансировании проекта Hawker P.1154. Затем возникли сложности с разработкой двигателя BS100 и, наконец, в октябре 1964 г., когда к власти в Великобритании пришла лейбористская партия, было произведено существенное сокращение военных программ, в число которых попал проект СВВП Hawker P.1154.



 
Кто на сайте
Сейчас 468 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru