Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Авиация Экспериментальный самолёт Bell XV-3 (США)

PostHeaderIconЭкспериментальный самолёт Bell XV-3 (США)


Экспериментальный самолёт Bell XV-3 Bell XV-3 - это экспериментальный конвертоплан.  С целью получить летательный аппарат, совмещающий особенности вертолёта и самолёта, предпринимались многочисленные попытки создания прообразуемых винтокрылых летательных аппаратов с поворотными винтами, получивших за рубежом название конвертопланов, а у нас - вертолётов-самолётов. Эти аппараты были снабжены поворотными винтами большого диаметра с шарнирным креплением лопастей и малой нагрузкой на ометаемую площадь, как у вертолётов, что обеспечивало возможность вертикального взлета при относительно небольшой мощности силовой установки.


Фирмой «Bell» в течение многих лет проводилась большая научно-исследовательская и экспериментальная работа в области создания вертолётов-самолётов под руководством конструкторов Артура Янга и Бертрана Келли, а затем и Роберта Лихтена. На проведенном армией США в 1950 г. конкурсе на лучший проект самолёта для фронтовой разведки и спасательной службы фирмой «Bell» был представлен проект вертолёта-самолёта с поворотными винтами. Из 17 рассмотренных проектов были выбраны три проекта винтокрылых аппаратов, в том числе и проект вертолёта-самолёта фирмы «Bell». По итогам конкурса армией и ВВС США в 1951 г. был заключен контракт с фирмой «Bell» на постройку двух экспериментальных вертолётов-самолётов и проведение их летных испытаний.

Экспериментальный самолёт Bell XV-3

Постройка первого вертолёта-самолёта фирмы «Bell», получившего сначала обозначение Bell XH-33, а затем Bell XV-3, затянулась и была закончена только в начале 1955 г., а 10 февраля 1955 г. состоялась первая его официальная демонстрация, в 11 августа 1955 г. - первый вертикальный взлет и полеты на режиме висения, а затем переходы к горизонтальному полету с наклоном винтов до 15° (летчик-испытатель Флойд Карлсон). В последующих испытаниях 25 октября 1956 г. в полете на высоте 60 м при наклоне винтов на 20° С ВВП потерял управляемость из-за механической неустойчивости и упал, при этом летчик-испытатель Дик Стенсбери получил тяжелые повреждения, а самолёт Bell XV-3 - разрушен.

Дальнейшие летные испытания были продолжены в 1958 г. на втором Bell XV-3 сначала с двухлопастными винтами, затем с трехлопастными. Первый полный переход от вертикального взлета к горизонтальному полету с последующей вертикальной посадкой был совершен 18 декабря 1958 г. летчиком-испытателем Биллом Квинленом. В последующих полетах была достигнута скорость 212 км/ч на высоте 1220 м. В 1962 г. С ВВП был передан для летных испытаний в НИЦ им. Лэнгли NASA, где успению летал на вертолетных режимах и совершал неполные переходы к самолетному режиму с наклоном винтов на 30-40. Кроме того, вертолёт-самолёт испытывался на специальном стенде, на котором осуществлялся полный переход к самолетному режиму полета. Всего вертолёт-самолёт Bell XV-3 совершил более 250 полетов и выполнил 110 полных переходов, налетав 450 ч. В полетах достигались скорость 290 км/ч и высота 3660 м. Испытания были продолжены в 1965 г. в аэродинамической трубе НИЦ им. Лэнгли, однако были прекращены из-за отрыва гондолы с винтом и повреждения Bell XV-3.

Армия и ВВС США возлагали большие надежды на развитие вертолёта-самолёта Bell XV-3, считая, что он является наиболее подходящим для разведки, спасательной службы и связи. Фирмой «Bell» был разработан ряд проектов военных и пассажирских вертолетов-самолетов. На них предполагалось устанавливать два ГТД в гондолах под крыльями, скорость Должна была составлять 400 км/ч.

Вертолёт-самолёт Bell XV-3 имел такую же компоновку, как и обычные самолеты. Наиболее простая компоновка достигалась при расположении винтов на концах крыльев: при повороте винтов такой вертолёт-самолёт становился подобен вертолёту двухвинтовой поперечной схемы. При вертикальном взлете поток от винтов затормаживался, обдувая крыло, что создавало потерю в тяге винтов. Максимальная скорость вертолётов-самолётов получалась небольшой вследствие малой энерговооруженности.

Винты приводились во вращение непосредственно от двигателей, установленных в гондолах, поворачивающихся вместе с винтами, или от двигателей, установленных в фюзеляже или в отдельных гондолах, так, чтобы при переходе поворачивались только винты. В горизонтальном полете вертолет-самолет управлялся, как самолет, - с помощью обычных самолетных органов управления, а при вертикальных режимах - как вертолет, с помощью управления циклическим и общим шагом винтов. Предполагалось, что вертолет-самолет Bell XV-3 сможет в случае аварии двигателя совершить посадку по-самолетному, с планированием с частичным наклоном винтов, или, как вертолет, на режиме авторотации.

Экспериментальный самолёт Bell XV-3

Вертолёт-самолёт Bell XV-3 представляет собой моноплан с одним ПД, двумя поворотными винтами и полозковым шасси. Фюзеляж имеет хорошие аэродинамические формы. В носовой части расположена кабина с большой площадью остекления, в которой размещаются летчик, второй летчик или наблюдатель и двое пассажиров, или раненый на носилках с санитаром. Крыло прямое, среднерасположенное, имеет сравнительно небольшую площадь, так как рассчитано для создания подъемной силы только на крейсерской скорости. На концах крыльев размещаются небольшие гондолы с поворотными винтами. Обшивка носка крыла может сниматься для доступа к валам трансмиссии. На крыле имеются элероны и выдвижные закрылки. Хвостовое оперение выполнено, как у обычных самолетов, с большим по площади вертикальным оперением, с рулем направления, на киле установлен стабилизатор размахом 4 м с рулями высоты. Шасси полозковое, имеет очень простую конструкцию, колея шасси 2,8 м.

Винты трехлопастные, диаметром 7,2 м, установлены в гондолах на концах крыла. Втулки винтов имеют пересекающиеся вертикальные и горизонтальные шарниры, расположенные на 0,44 м (0,12R) от оси вращения, и компенсаторы взмаха. Втулки винтов закрыты обтекателями. Цельнометаллические клееные лопасти имеют прямоугольную форму в плане и геометрическую крутку 20°.

Силовая установка Bell XV-3. Винты приводятся во вращение от звездообразного поршневого двигателя воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-985-AN-1 мощностью 450 л.с, установленного в центральной части фюзеляжа. Из-за недостаточной мощности двигателя максимальная скорость была ограничена до 280 км/ч, достижение большей скорости было возможно только при установке более мощного двигателя; предполагалось установить двухвальный ГТД Лайкоминг Т-53 мощностью 825 л.с.

Управление. На вертолетных режимах вертолёт-самолёт управляется, подобно вертолету по-перечной схемы, благодаря управлению циклическим и общим шагом несущих винтов, а на самолетных режимах - подобно самолету. При переходе от вертолетного режима к самолетному винты наклоняются на 90° с помощью червячной передачи от электромоторов. Процесс перехода занимает 15-20 с. Вертолёт-самолёт Bell XV-3 может продолжать полет при любом промежуточном положении винтов во время перехода.

Характеристики Bell XV-3
Размеры:
размах крыла 9,5 м
длина фюзеляжа 9,4 м
высота 4,2 м
площадь крыла 10,8 м2
диаметр поворотных винтов 7,62 м
отметаемая площадь 2x45,6 м2
коэффициент заполнения 0,04
Двигатели 1 ПД Pratt & Whitney R-985-AN-1
взлетная мощность 450 л.с.
Массы и нагрузки:
взлетная масса 2180 кг
масса пустого СВВП 1630 кг
емкость баков 380 л
нагрузка на ометаемую площадь 24,8 кгс/м2
нагрузка на мощность 4,85 кгс/л.с.
Летные данные:
максимальная скорость 280 км/ч

 
Кто на сайте
Сейчас 318 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru