Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Артиллерия Опытный 420-мм самоходный миномет 2Б1 «Ока» (СССР)

PostHeaderIconОпытный 420-мм самоходный миномет 2Б1 «Ока» (СССР)


Опытный 420-мм самоходный миномет 2Б1 «Ока»Согласно постановлению Совета Министров от 18 апреля 1955 года, началась разработка 420-мм миномета 2Б1 «Ока», предназначенного для стрельбы ядерными боеприпасами. Артиллерийская часть установки была создана в КБ машиностроения (бывшее СКВ в г. Коломна), а шасси «объект 273» - на Кировском заводе в Ленинграде. Ствол изготавливался на заводе «Баррикады». Длина ствола миномета составляла около 20 м, то есть 47,6 калибра. Ствол был гладкий. Стрельба велась оперенными минами. Выстрел миномета получил название «Трансформатор». Дальность стрельбы миной весом 750 кг составляла 45 км. По другим данным, при весе мины 650 кг дальность - 25 км.


Противооткатные устройства на миномете 2Б1 «Ока» отсутствовали. Поэтому для самоходной установки была разработана новая восьмикатковая ходовая часть с опускающимися ленивцами и гидроамортизаторами, частично поглощавшими энергию отдачи. После выстрела установка откатывалась на гусеницах на несколько метров. В ходе испытаний установок при стрельбе не выдерживали ленивцы, срывало с креплений коробку передач и др. Механизм точного горизонтального наведения имел электрический привод, а подъемный механизм - гидропривод. Моторно-силовая установка была заимствована от танка Т-10. В передней части корпуса машины размещалось моторно-трансмиссионное отделение, в котором был установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-6Б, оснащенный системой турбонаддува и развивающий мощность в 750 л.с. Здесь же находилась механическая планетарная трансмиссия, которая была сблокирована с механизмом поворота.
 
Опытный 420-мм самоходный миномет 2Б1 «Ока»
Шасси самоходного миномета 2Б1 «Ока» обладало 8 сдвоенными опорными катками и 4 поддерживающими роликами (с каждой стороны корпуса), заднее колесо было направляющим, переднее — ведущим. Направляющие колеса шасси обладали гидросистемой опускания их в боевом положении на грунт. Подвеска шасси была торсионной пучковой с гидравлическими амортизаторами, которые были в состоянии поглотить существенную часть энергии отдачи в момент выстрела из миномета.  Вес установки составил 55,3 тонны. На миномете использовался 420-мм гладкоствольный миномет 2Б2 длиной в 47,5 калибров. Заряжание мин осуществлялось с казенной части миномета при помощи подъемного крана (вес мины 750 кг). Скорострельность - 1 выстрел в течение 5 минут. Возимый боезапас миномета 2Б1 «Ока» включал в себя одну мину с ядерной боеголовкой. В вертикальной плоскости ствол перемещался благодаря гидросистеме, в то же время горизонтальное наведение миномета производилось в 2 этапа: первоначально грубая наладка всей установки и только уже после этого наведение на цель с помощью электропривода. На марше в установке находился только один член экипажа - механик-водитель.
 
В 1957 году Кировским заводом были закончены четыре установки 2Б1 и 7 ноября 1957 года миномет был показан на параде в Москве. Система казалась настолько неестественно громоздкой, что иностранные специалисты, смотревшие парад, уверяли прессу, что это всего лишь бутафория. В 1957-1960 годах шла доработка миномета, а в 1960 году последовало постановление Совета Министров о прекращении работ над 2Б1. Причиной этого явились, с одной стороны, большие весогабаритные характеристики машины, существенно ограничивающие ее проходимость, а с другой - уменьшение размеров ядерных боеприпасов и принятие на вооружение тактических неуправляемых ракет с тяжелыми головными частями.
 
Тактико-технические характеристики миномета 2Б1 «Ока»
Длина с пушкой вперёд, мм 20020
Ширина, мм 3080
Высота, мм 5728
Клиренс, мм 460
Калибр и марка пушки 420-мм 2Б2
Тип пушки - миномёт
Длина ствола, калибров - около 47,5
Углы ВН, град. +12…+75
Углы ГН, град. нет
Дальность стрельбы, км 0,8…45
Прицелы ТПВ-51, «Угол», С-71-5, ЗИС-3
Тип двигателя В-12-6Б
Мощность двигателя, л. с. 750
Скорость по шоссе, км/ч 30
Запас хода по шоссе, км 220
Удельная мощность, л. с./т 13,6
Тип подвески - индивидуальная торсионная пучковая
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,65
 
Кто на сайте
Сейчас 147 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru