Поиск по сайту

Home Оборудование Оборудование Авиационные установки с пушкой АМ-23 (Россия)

PostHeaderIconАвиационные установки с пушкой АМ-23 (Россия)


На первом отечественном стратегическом реактивном бомбардировщике Ту-16 было установлено семь 23-мм пушек АМ-23. Из них одна размещалась неподвижно в носу самолета, две — в верхней установке ДТ-В7, две — в нижней ДТ-Н7С и две — в кормовой ДК-7. Пушка конструкции Афанасьева-Макарова изготавливалась в Туле на заводе No 535, а пушечные установки — на заводе No 43 МАП. Пушки АМ-23 были самыми лучшими оборонительными пушками, выполненными по классической схеме, и ими был вооружен и следующий бомбардировщик Туполева — Ту-95. Самолеты Ту-95, Ту-95М и Ту-95К-20 оснащены шестью пушками АМ-23 в трех установках: верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12-С и кормовой ДК-12.


Верхняя установка ДТ-В12 размещена в средней части самолета вне герметической носовой кабины и служит для кругового обстрела верхней полусферы.

Управление установкой — дистанционное, электрическое, осуществляется в виде основного управления с верхней прицельной станции и в виде вспомогательного управления — с кормовой оптической прицельной станции или от радиолокационной прицельной станции ПРС-1.

В походном положении с целью уменьшения лобового сопротивления верхняя установка опускается в специальную шахту фюзеляжа самолета. Спуск и подъем установки происходит с помощью специального гидравлического устройства, входящего в общую гидросистему самолета. Величина спуска 240 мм. Время подъема установки — 3 с, время спуска — 5 с.

Нижняя установка ДТ-Н12-С монтируется в нижней части фюзеляжа хвостового отсека и предназначена для кругового обстрела нижней полусферы из двух пушек АМ-23.

Управление установкой — дистанционное, электрическое, осуществляется в виде основного управления с блистерных прицельных станций и в виде вспомогательного управления: с кормовой оптической прицельной станции или от радиолокационной прицельной станции ПРС-1.

В отличие от верхней, кормовая установка ДК-12 предназначена для защиты самолета от истребителей и ракет со стороны хвоста. Установка размещена в хвостовой части фюзеляжа самолета за герметичной кабиной стрелков, завершая своим обтекателем аэродинамическую форму фюзеляжа.

Дистанционное электрическое управление кормовой установкой осуществляется: по основному управлению — с кормовой оптической прицельной станции ПС-153К и от радиолокационной прицельной станции ПРС-1; по вспомогательному управлению — с верхней оптической прицельной станции ПС-153ВК и с блистерных оптических прицельных станций ПС-153БП и ПС-153БП. На самолетах Ту-95К-22 кормовая пушечная установка была заменена аппаратурой РЭП.

Экипажи Ту-95МС очень высоко оценивали его оборонительные возможности, считая самолет буквально «несбиваемым». Бортовой комплекс обороны этого аппарата являлся самым совершенным в СССР и по ряду показателей превосходил комплекс В-52Н. В отличие от Ту-160, на Ту-95МС были успешно решены проблемы электромагнитной совместимости, и в 1987 г. на специальных испытаниях его электроника блестяще сорвала все попытки атаки самого современного перехватчика МиГ-31.

Полет проходил ночью в плохих метеорологических условиях на высоте 8000 м. Летчик МиГа докладывал: «Наблюдаю цель визуально, могу отработать пушкой, тактический пуск произвести невозможно». Как видим, на Ту-95МС кормовой стрелок вновь приобретал свое прежнее значение.

Боевого применения кормовые установки не имели, но сам факт их наличия удерживал самолеты вероятного противника от «воздушного хулиганства» (опасных сближений, помех при дозаправке в воздухе и т. д.). Кстати, в 1985 г. при дозаправке в воздухе шланг заправщика оборвался, перехлестнулся через кабину Ту-95 и начал колотить по рулям, грозя катастрофой. Тогда по приказу ко мандира большая часть шланга была отстреляна из верхней артустановки.

Увеличение скорострельности и маневренности истребителей в конце 50-х — начале 60-х годов потребовало существенного увеличения темпа стрельбы авиационных пушек. Возможности авиационных пушек классического типа были исчерпаны, и на смену им пришли пушки новых схем — многоствольные и барабанного типа

Самая последняя модель — самолет-ракетоносец Ту-95МС (1979 г.) имеет только одну пушечную установку. В его кормовой установке УКУ-9К-502-11 помещены две двуствольные пушки ГШ-23, созданные под патрон АМ-23. Горизонтальный сектор огня ±57", вертикальный +50 (верх); -40J (вниз), остальные характеристики совпадают с Ту-22М.

В связи с развитием управляемых ракет типа «воздух-воздух» для боекомплекта оборонительных установок бомбардировщиков были созданы новые типы патронов. ГНПП «Прибор» разработал 23-мм патроны к пушкам АМ-23 и ГШ-23 с противорадиолокационным снарядом (ПРЛ). Та же организация предлагает и 23-мм патрон к пушкам АМ-23 и ГШ-23 со снарядом, создающим ИК-помехи головкам самонаведения с оптическими неконтактными взрывателями ракет «воздух-воздух».

Кроме того, ГНПП «Прибор» создал 23-мм патрон с многоэлементным снарядом к пушкам АМ-23 и ГШ-23. Через 1,4-1,8 с после выстрела срабатывает вышибное устройство и под определенным сферическим углом выбрасывается 24 готовых поражающих элемента. Очередь длиной 50-100 таких выстрелов может создать плотный поток элементов на траектории движения ракет «воздух-воздух».

В последнее время наметилась тенденция к отказу от оборонительного вооружения самолетов, при этом предпочтение отдается средствам РЭБ. Тем не менее следует учесть, что у нас и за рубежом непрерывно ведутся разработки новых сверхскорострельных (10 тыс. выстрелов в минуту — это не предел) автоматических установок, как корабельных, так и самоходных. Новые установки на учениях успешно сбивают не только самолеты, но и ракеты различных классов от больших противокорабельных до ПТУРС и артиллерийских снарядов. Поэтому точку в развитии авиационных оборонительных установок ставить еще рано.

 
Кто на сайте
Сейчас 228 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru