Ракеты и антиракеты

Форум о артиллерии и ракетном вооружении

Re: Ракеты и антиракеты

Сообщение Южанин » 10 фев 2015, 04:16

Прикольная статься. Вроде бы все написано в канве темы, но столько ляпов, что поневоле согласен с автором одного из комментария -что авторам статьи надо поучить матчасть. я бы добавил, что и замминистру обороны тоже. Понятно, что "не царское это дело" знать. Но он хоть и бывший замминистра торговли, все же сейчас ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБОРОНЫ. И не должен нести по определению пургу. Как говорят в таких случаях: "лучше жевать, чем говорить". Лучше бы глубокомысленно промолчал...

Понятно, что надо кадры поэффектнее, но причем тут "Тополь" на первой фотографии? В статье о нем вообще ничего нет.
Вообще все три фотографии - ляпы. "Тополь" на первой, "Тополь-М" на второй, хотя авторы статьи глубокомысленно обозвали - "Учебный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования РСМ 54 "Синева". Ну а на третьей.... Подпись под третьей фотографией гласит:
Пуск ракеты-носителя "Днепр" (входит в стратегический комплекс РС-20В "Воевода")

Действительно, авторам статьи следовало бы подучить матчасть. Да хотя бы просто посмотреть в той же Википедии, не влезая в другие сайты. Тогда бы они узнали бы, что "Днепр" — российско-украинская ракета-носитель (РН), созданная на базе подлежащих ликвидации межконтинентальных баллистических ракет 15А18 (в классификации стран НАТО — SS-18 «Satan»). А семейство ракет, известных на западе, как SS-18 «Satan» включают в себя три модели ракет. Это 15А14, она же РС-20А/Р-36М, 15А18, она же РС-20Б/Р-36М УТТХ и 15А18М, она же РС-20В/Р-36М2 "Воевода". Поэтому "Днепр" не может входить в комплекс "Воевода", так как это комплекс с МБР Р-36М2/15А18М, а Днепр - это Р-36М УТТХ/15А18.

Ну что, с фотографиями покончили. Теперь перейдем к ляпам в тексте.

EvMitkov писал(а): На "Красмаше" уже много лет делают другую межконтинентальную баллистическую ракету - морскую РСМ 54 "Синева". О характере этого оружия и качестве его сборки можно судить по такому факту. Заложенное туда конструкторами соотношение массы ракеты к мощности ее двигателей делает "Синеву" в своем классе лучшей в мире. Не случайно, семь лет назад РСМ-54 поставила рекорд дальности полета для баллистических ракет: выпущенная с подводного крейсера, она преодолела более 11 тысяч километров.

Да, авторы правы. Коэффициент энергомассового совершенства это ракеты (и не только "Синевы", но и Лайнера" и "Лидера", и так сказать их "мамаши" - Р-29РМ) самый высокий в мире. Тут все абсолютно точно. А дальше - дальше пошли недомолвки. И скажу из-за чего. В ТТХ этой БРПЛ указано, что ее дальность стрельбы 8200 км (заявленная и полученная на испытаниях со штатным боевым оснащением) и забрасываемый вес - 2800 кг. Но если в других случаях шел разговор о забрасываемом весе на указанные для ракет дальности, то в отношении Р-29РМ немного схитрили. Дали отдельно дальность, отдельно максимальный забрасываемый вес. А это совсем не значит, что она его на эту дальность забрасывает.
Несложные подсчеты с учетом коэффициентов энергмассового совершенства говорят о том, что на такую дальность (8200 км) ракета забрасывает не 2,8 тонны, а только 2,26 тонны. А 2,8 она забрасывает на примерно 6700 км.

Когда писали о рекорде дальности для "Синевы" тоже старались на этом не акцентировать. Говорили о ее стандартной дальности и максимальном забрасываемом весе. Потом плавно переходили к рекорду, говоря о том, что хоть она и была расчитана на эти параметры (то есть на 8200 км и 2,8 тонн), а запустили ее аж на 11500 км. Правильно. Запустили. Но при этом ее забрасываемый вес стал равен примерно 1,6 тонны. С учетом простейших подсчетов, проведенных с учетом статьи протокола о забрасываемых весах договора СНВ, находим, что на дальность в 11500 км ракета забросила уже не 10, а 5 боеголовок. Мелочь, но затушевывание таких "мелочей" не ведет к доверию озвучивающего их.

EvMitkov писал(а):Эксперты утверждают, что по своим характеристикам новая ракета ему не уступит, а по некоторым параметрам - превзойдет. Для этого конструкторы заложили в перспективную систему лучшее соотношение полезной нагрузки и стартовой массы. При общем весе в 100 тонн новая ракета с разделяющейся головной частью доставит до 10 тонн полезной нагрузки в любую точку мира. А высокая энергетика будущей ракеты не только положительно скажется на ее эффективности, но и позволит разнообразить способы противодействия средствам ПРО, в том числе, космическому эшелону ударных средств.

Вроде бы все правильно сказано. И то, что лучшее соотношение полезной нагрузки и стартовой массы, и то, что высокая энергетика положительно скажется на эффективности, ну а дальше "Остапа понесло".
1. Блин, ну нет в отношении боевых ракет, морских или сухопутных, такого термина - полезная нагрузка. Этот термин применим только в отношении ракет-носителей. В отношении боевых ракет - МБР и БРПЛ есть термин - забрасываемый вес.

2. Понятно, что технологии производства за 30 лет улучшились. Есть возможность сделать сухой вес ракеты меньше, соответственно изменится и отношение "полезного веса" к стартовой массе. Но чудес не бывает. В ракете будут использоваться те же двигатели, что и у "Воеводы". Модернизация их позволит увеличить тягу процентов на 10, максимум 15, но отнюдь не на 30-40%, как кое-кто описывал. Более того, возможно, что на "Сармате" будет "половинка" от двигательной установки "Воеводы". В любом случае, отношение забрасываемого веса и стартовой массы не стане в 2 раза больше. Если у "Воеводы" эта цифра равнялась 4%, то не думаю, что на "Сармате" она станет равна 8%.

3. Вес ракеты 100 тонн. Это шедевр. С одной стороны все говорят о новой ТЯЖЕЛОЙ РАКЕТЕ, с другой дают ей стартовую массу 100 тонн. Так и хочется повторит слова из коммента к статье - УЧИТЕ МАТЧАСТЬ. Для этого открываем Договор по стратегическим вооружениям и читаем в нем, что ТЯЖЕЛОЙ РАКЕТОЙ считается, ракета, имеющая стартовый или забрасываемый вес больше, чем стартовый или забрасываемый вес у САМОЙ ТЯЖЕЛОЙ ИЗ ЛЕГКИХ РАКЕТ. А самая тяжелая из легких ракет - эта ракета 15А35, она же УР-100Н УТТХ, она же РС-18, она же SS-19. А это соответственно 4,35 тонны забрасываемой или 105,6 тонны стартовой. И как ТЯЖЕЛАЯ РАКЕТА МОЖЕТ БЫТЬ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ САМАЯ ТЯЖЕЛАЯ ИЗ ЛЕГКИХ?

Авторы все таких "открытий" путают два понятия. 100-тонная ракета и ракета 100-тонного класса
А ракета 100-тонного класса может иметь стартовый вес и в 110, и в 150, и в 199 тонн. А вот ракета со стартовым весом в 200 и 201 тонну - это ракеты 200-тонного класса.

4. По мнению замминистра обороны ракета сможет доставить в любую точку земного шара "полезную нагрузку в 10 тонн".А что это означает? А то, что суммарный вес боеголовок (а именно из мы доставляем к супостату) будет 10 тонн. Открываем опять же вышеупомянутую статью из протокола о забрасываемых весах. И читаем там, что из забрасываемого веса вес боеголовок равен 40%. Все остальное - это платформа разведения, двигатели, ложные цели. Нехитрый подсчет на уровне 5 класса средней школы позволяет вычислить, что если 40% от целого равно 10 тоннам, то 100% от целого равно ДВАДЦАТИ ПЯТИ ТОННАМ. То есть если следовать букве и духу заключенных договоров, то забрасываемый вес у "Сармата", чтобы он донес до противника в любую точку земного шара 10 тонн должен быть 25 тонн.
Но и это еще не все. Берем соотношение забрасываемого и стартовых весов как для "Воеводы", то есть 4%. Тогда стартовый вес будет 625 тонн. Монстр в 3 раза по стартовому весу превосходящий "Воеводу"? Но даже если мы посчитаем, что конструктором удалось невероятное, добиться отношения не 4%, а 8, то все равно, стартовый вес у САРМАТА будет 312 тонн, что на 100 тонн больше ВОЕВОДЫ? Можно таким экспертам верить?

И наконец пункт 5
EvMitkov писал(а):Помимо временных рамок на судьбе ракет сказывается еще и географический фактор. Дело в том, что "Воеводы" и "Стилеты" в свое время производили на Южмаше.

А я почему-то, дурак, думал, что только "Воеводу" производили на Южмаше, а УР-100Н УТТХ - на заводе Хруничева в Подмосковье. Вот сколько новостей для себя открываешь из таких АНАЛитических обзоров
Я никогда не вру. Но если правда может повредить мне - я просто утаиваю ее (с)
Южанин
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: 14 ноя 2014, 16:12
Откуда: Южные рубежи России. Ставропольский край

Re: Ракеты и антиракеты

Сообщение Andreas » 10 фев 2015, 05:21

Всё не просто, а очень просто - надо только уметь переводить с административного на русский :mrgreen:

"Сармат" является заменой "Воеводе" - значит, габариты (определяемые шахтной пусковой установкой) и, соответственно, стартовый вес новой ракеты будут совпадать с габаритами и стартовым весом старой (примерно 210 тонн).

На первую ступень "Сармата" планируется устанавливать модернизированный четырехкамерный ЖРД от "Воеводы" с увеличенными давлением в камерах сгорания и степенью расширения сопел (до 1:200 за счет телескопических насадок). Кроме того, на второй ступени "Сармата" планируется применить однокамерный ЖРД (1/4 от ЖРД первой ступени), сопло которого обладает степенью расширения порядка 1:300. Данного эффекта удалось достичь за счет фирменного решения КБ им. Макеева - утопливания сопла в баке горючего первой ступени. В результате удельные импульсы первой и особенно второй ступени существенно возросли.

Двигателей двух ступеней "Сармата" вполне достаточно для доставки моноблочной головной части на характерную дальность в 11000 км. В случае использования разделяющей головной части индивидуального наведения с большей дальностью полета роль двигателя третьей ступени будут исполнять ЖРД каждого из боевых блоков по схеме Blue Angel.

Это позволило перераспределить соотношение веса первой и второй ступени в пользу второй, наиболее эффективной по импульсу, и за счет этого поднять величину забрасываемого веса с 8 до 10 тонн (без учета массы отсутствующей конструкции "автобуса" и легковесного КСП ПРО). В случае использования "Сармата" в качестве суборбитальной ракеты-носителя с дальностью полета 20000 и более км величина забрасываемого веса составит около 7 тонн (Договор о запрете размещения ядерного оружия в космическом пространстве не будет нарушен в случае отказа от вывода боеголовки на орбитальную траекторию).

Учитывая прогресс в энергомассовом совершенстве термоядерных зарядов, можно оценить мощность моноблочной боевой части "Сармата" весом 10 тонн:
- 50 Мт тротилового эквивалента в варианте "чистого" термоядерного заряда с вольфрамовой внешней оболочкой, работающего по схеме "деление-синтез";
- 100 Мт тротилового эквивалента в варианте "грязного" термоядерного заряда с урановой внешней оболочкой, работающего по схеме "деление-синтез-деление".
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: Ракеты и антиракеты

Сообщение Южанин » 10 фев 2015, 12:31

Andreas писал(а):Всё не просто, а очень просто - надо только уметь переводить с административного на русский :mrgreen:

Оно и видно, как вы умеете переводить. Выдаете свои фантазии за истину в последней инстанции.

Andreas писал(а): "Сармат" является заменой "Воеводе" - значит, габариты (определяемые шахтной пусковой установкой) и, соответственно, стартовый вес новой ракеты будут совпадать с габаритами и стартовым весом старой (примерно 210 тонн).

Габариты ствола шахты - это примерно 6 метров в диаметре. Элементарно, без всяких изысков эта шахта переоборудуется под нужный ракетный комплекс. Иначе тогда можно сказать, что и "Тополь-М" совпадает с габаритами и стартовым весом "Воеводы". А ведь есть (точнее был) вариант использования ШПУ от "Воеводы" для размещения "Тополя-М". Такая шахтная пусковая установка была адаптирована под РК "Тополь-М", хотя изначально предназначалась под "Воеводу". Индекс этой ШПУ - 15П765-18Э. И при этом никто не ставил знак равенства между ШПУ и весом и габаритами комплексов. Стартовый вес же "Сармата" будет примерно 140-150 тонн, но никак не 200.

Andreas писал(а):На первую ступень "Сармата" планируется устанавливать модернизированный четырехкамерный ЖРД от "Воеводы" с увеличенными давлением в камерах сгорания и степенью расширения сопел (до 1:200 за счет телескопических насадок). Кроме того, на второй ступени "Сармата" планируется применить однокамерный ЖРД (1/4 от ЖРД первой ступени), сопло которого обладает степенью расширения порядка 1:300.

Не надо придумывать от себя за создателей.
В отчете "Энергомаша" было сказано совсем другое, а именно, что "Энергомаш" адаптирует существующий двигатель от "Воеводы" для установки на "Сармат". О том, что он модернизируется не сказано ни слова. Как и не сказано о степени расширения сопел. Более того, косвенные факты говорят за то, что будет на 1 ступени 1/2 двигательной установки "Воеводы".

Andreas писал(а):Данного эффекта удалось достичь за счет фирменного решения КБ им. Макеева - утопливания сопла в баке горючего первой ступени. В результате удельные импульсы первой и особенно второй ступени существенно возросли.

Да ну? А ничего, что такие ухищрения могут несколько изменить характеристики двигателя, но в основном удельный импульс определяется типом применяемого горючего?? Или уже физические законы отменены вашим волевым решением?

Andreas писал(а): Двигателей двух ступеней "Сармата" вполне достаточно для доставки моноблочной головной части на характерную дальность в 11000 км.

Опять ваши придумки и фантазии. Учите матчасть. Прочитайте статью протокола о забрасываемом весе. И увидите, что никаких сакральных тайн вы не открыли. Там действительно сказано, что для МБР дальность, на которую доставляется боеголовки равна 11000 км. Но там НЕТ НИ СЛОВА, что это моноблочная часть.

Andreas писал(а): В случае использования разделяющей головной части индивидуального наведения с большей дальностью полета роль двигателя третьей ступени будут исполнять ЖРД каждого из боевых блоков по схеме Blue Angel.

Опять ваши фантазии. То вы несколько страниц до того помещаете рисунок с того же ресурса, что и комментируемая мной статья, добавляя от себя, что это рисунок ракеты с боевым оснащением "Шлямбур". При этом не мудурствуя лукаво помещаете их картинку, которые они взяли с VPK (некий Петрович сваял ее). И почему-то очень при этом спокойно относитесь к тому, что эта РГЧ от Р-29РМ, с тем самым "автобусом". который вы теперь начисто отвергаете? Вам что, из КБ Макеева фельдъегерем доставили схемы и рисунки "Сармата"? Не выдумывайте того, что нет. Никто даже об этом не писал.
К тому же. В отличии от "автобуса" упомянутая вами схема производит не последовательный, как при СР, а параллельный (одновременный) развод ББ. Так что не могут они играть роль третьей ступени. К тому же. О такой системе разведения говорят исключительно в контексте БО для комплекса "Рубеж"/"Авангард", но не для "Сармата". Вот то, что ступень разведения и ББ могут и наверняка будут скомпанованы по "макеевской схеме" - тут можно согласится. Но совсем не значит, что будет так, как у Р-29РМ, где двигатель 3 ступени был одновременно и двигателем БС (СР). Как будет на "Сармате" еще НИКТО НЕ ЗНАЕТ за пределами их КБ

Andreas писал(а): Это позволило перераспределить соотношение веса первой и второй ступени в пользу второй, наиболее эффективной по импульсу, и за счет этого поднять величину забрасываемого веса с 8 до 10 тонн (без учета массы отсутствующей конструкции "автобуса" и легковесного КСП ПРО). В случае использования "Сармата" в качестве суборбитальной ракеты-носителя с дальностью полета 20000 и более км величина забрасываемого веса составит около 7 тонн (Договор о запрете размещения ядерного оружия в космическом пространстве не будет нарушен в случае отказа от вывода боеголовки на орбитальную траекторию).

Ага. Будет и суборбитальной системой и МБР в одном флаконе. Уважаемый. Поучите МАТЧАСТЬ. Вариант старой советской суборбитальной бомбардировочной системы, которую на западе называли FOBS или SS-9 mod.3озволял на такие расстояни забрасывать примерно 1/3 от нагрузки, которую забрасывала МБР. А тут у вас как МБР - 10 тонн, а как глобальная ракета - аж 7. Не "треснет"?

Andreas писал(а): Учитывая прогресс в энергомассовом совершенстве термоядерных зарядов, можно оценить мощность моноблочной боевой части "Сармата" весом 10 тонн:- 50 Мт тротилового эквивалента в варианте "чистого" термоядерного заряда с вольфрамовой внешней оболочкой, работающего по схеме "деление-синтез";- 100 Мт тротилового эквивалента в варианте "грязного" термоядерного заряда с урановой внешней оболочкой, работающего по схеме "деление-синтез-деление".

Это называется "Остапа понесло". Мало того, что самый высокий коэффициент энергомассового совершенства отечественных зарядов был равен 2,15, так начинаются придумки о возврате 50-100 мегатонных зарядов. Фантаст вы наш
Я никогда не вру. Но если правда может повредить мне - я просто утаиваю ее (с)
Южанин
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: 14 ноя 2014, 16:12
Откуда: Южные рубежи России. Ставропольский край

Re: Ракеты и антиракеты

Сообщение Andreas » 10 фев 2015, 14:51

Советская термоядерная бомба АН602 образца 1961 года мощностью 101,5 Мт в "грязном" варианте весила 20 тонн без аэродинамического корпуса и парашютной системы, коэффициент энергомассового совершенства составлял 0,19.
Спустя 54 года вполне можно ожидать достижения коэффициента 0,1 для ББ мощностью 100 Мт за счет применения нейтронных линз и тритиевых усилителей цепной реакции, а также замены урана-238 на уран-235 во внешней оболочке термоядерного заряда (третья ступень).
Для справки - минимальный вес делящегося материала первой ступени термоядерного заряда равен 3,5 кг, в т.ч. 2,8 кг плутония-239, расположенного внутри бериллиевой оболочки толщиной 55 мм, и 0,7 кг урана-235, расположенного внутри плутония и отделенного от него пенопластом, плюс 4 грамма трития в пористом палладии (объем поглощения 900 к 1).
ОКР "Станция-2" рулит :mrgreen:

P.S. "Учиться, учиться и ещё раз учиться", - И.В.Сталин (С)
Последний раз редактировалось Andreas 10 фев 2015, 19:12, всего редактировалось 1 раз.
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: Ракеты и антиракеты

Сообщение EvMitkov » 10 фев 2015, 19:09

Габариты ствола шахты - это примерно 6 метров в диаметре. Элементарно, без всяких изысков эта шахта переоборудуется под нужный ракетный комплекс.
Именно так.
В ту же самую кобуру к АПСу (флотскую кожаную, не в футляр-приклад) спокойно помещается все, что сравнимо по габаритам и меньше. В том числе ПЯ и ТТ. И даже восьмёрка-люггер ( с нормальным стволом)
А в кобуру Пээма Макарыча спокойно влазит и Вальтер ПП, и ПСМ и многое другое. Не так удобно извлекать, канешна - но тем не менее. :mrgreen:
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16767
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Ракеты и антиракеты

Сообщение Andreas » 11 фев 2015, 19:35

Поместить ракету (100 т) в шахту "Воеводы" (208 т) - все равно что поместить ПМ (730 гр.) в кобуру Desert Eagle Mark I (1700 гр.) :D
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: Ракеты и антиракеты

Сообщение EvMitkov » 11 фев 2015, 21:53

Какая разница. если шахта уже существует, а кобура - куплена? Проще (и дешевле) кобуру приладить к меньшему стволу, чем шить-кроить или покупать новую. Проще перетолмачить шахту, чем заниматься постройкой.
Или сейчас модно покупать меньший гараж, если новая машинка имеет габариты меньше прежней?
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16767
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Ракеты и антиракеты

Сообщение Южанин » 12 фев 2015, 15:18

Andreas писал(а):Поместить ракету (100 т) в шахту "Воеводы" (208 т) - все равно что поместить ПМ (730 гр.) в кобуру Desert Eagle Mark I (1700 гр.) :D

А что, под каждый комплекс строить новую шахту? Или если шахта от "Воеводы" то только таких же массогабаритных размеров можно ставить? и по другому никак?
Нет, шахту просто модернизируют под новый комплекс. Заменяя "внутренности". Так происходит всегда и везде. Когда в Козельске в шахты из-под 100НУ ставят "Ярс", когда в шахту из-под "Воеводы" поставят "Сармат". Никаких проблем в этом нет. Заменить "внутренности" намного проще, чем под шахту городить ракету соответствующих габаритов
Я никогда не вру. Но если правда может повредить мне - я просто утаиваю ее (с)
Южанин
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: 14 ноя 2014, 16:12
Откуда: Южные рубежи России. Ставропольский край

Re: Ракеты и антиракеты

Сообщение EvMitkov » 17 фев 2015, 17:53

3 февраля 1976 года на вооружение Советской Армии была принята авиационная тактическая ракета «Воздух-поверхность» Х-25. Она стала первой в стране ракетой с лазерным наведением на цель, что позволило существенно повысить точность данного вида оружия.

В конце шестидесятых годов стратегия на обеспечение безопасности страны за счет исключительно баллистических ракет с ядерными боеголовками начала сменяться более взвешенным подходом к выстраиванию обороны.
И пришлось наверстывать упущенное, создавая высокоточное тактическое оружие как морского и наземного, так воздушного базирования.

К тому моменту уже существовала ракета Х-23 с радиокомандным наведением на цель по лучу от бортовой РЛС. Однако она имела два существенных недостатка.

Во-первых, точность такого наведения была невысока за счет значительной сложности действий пилота.

Во-вторых, самолет во время стрельбы по наземным целям становился уязвимым для поражения как со стороны зенитных комплексов, так и самолетов ПВО. Дело в том, что пилот, обнаружив наземную цель и выпустив ракету, должен был непрерывно удерживать метку прицела на цели и трассере ракеты, то есть по трем точкам выдерживать прямую линию. При этом, разумеется, никакие маневры были невозможны.

«Облегчение участи летчика» было поставлено во главу угла при разработке на КБ «Звезда» ракеты «воздух-поверхность» Х-25.
В 1970 году конструкторами был избран лазерный способ наведения. Суть его такова. Пилот, обнаружив цель, начинал подсвечивать ее лазером. И ракета, оснащенная оптической приемной системой, ориентировалась в полете на отраженный от цели луч. То есть прямая выстраивалась уже по двум точкам: самолет – цель. При этом у пилота появлялась большая свобода действий. Более того, цель при этом мог подсвечивать лазером, как другой самолет, так и наземный наводчик.


Пуск ракеты Х-25 со штурмовика Су-25


Первая в Советском Союзе авиационная тактическая ракета с лазерным наведением Х-25 была принята на вооружение 3 февраля 1976 года. Она была создана на базе Х-23, которую оснастили соответствующей аппаратурой. В конечном итоге получилось целое семейство ракет с различными БЧ и системами наведения. Но первой в семействе стала ракета с лазерной головкой самонаведения (ГСН).

В реализации проекта участвовало не только КБ «Звезда». Лазерную ГСН разработало КБ Геофизика». ОКБ Сухого оснастило СУ-17М лазером подсветки, в связи с чем возникла новая модификация истребителя-бомбардировщика Су-17МГК. Аппаратура подсветки получила название «Прожектор-1», она размещалась в контейнере на подвеске самолета.

Ракета модернизировалась, выпускались ее новые модификации с различными системами наведения. Появилось телевизионное наведение при помощи видеокамеры. Что еще больше «развязало пилоту руки». После пуска ракеты ее ГСН фиксировалась на изображении цели и шла на нее независимо от маневров самолета. При этом теле- и лазерное наведение было совмещено в одной ракете.
Дело в том, что теленаведение напрямую зависит от видимости и среднестатистически может реализовываться в течении 8 дневных часов. Среди 10 модификаций Х-25 есть также ракеты с командным наведением по лучу, инфракрасные и РЛС ГСН. Инфракрасные также относятся к оружию «выстрелил и забыл», но их можно использовать по целям, имеющим значительное тепловое излучение. Что касается РЛС ГСН, то это было, так сказать, «вспомогательное вооружение», предназначенное прежде всего для подавления локаторов ПВО при прорыве обороны противника, а также для ударов по зенитно-ракетным комплексам.


Где они воевали

Первая американская авиационная ракета «воздух-поверхность» с лазерной ГСН AGM-65 Maverick появилась раньше – в 1972 году.
Однако две ее первые модификации - AGM-65А и AGM-65В – имели телевизионное наведение. Вполне понятно, что оснащенные ими штурмовики назвать всепогодными было нельзя. Затем компания-производитель Hughes оснастила ракеты инфракрасными ГСН. В конце концов, очередь дошла и до лазерных головок в модели AGM-65Е.

Но при этом стратеги ВВС США спустя рукава подошли к оснащению своих самолетов ракетами по борьбе с наземными радарами. На вооружении с 1963 года стояли явно устаревшие противорадиолокационные AGM-45. Они были бессильны, если РЛС противника «путала следы», то есть меняла частоты и на время выключала генератор.

Американцам пришлось догонять Советский Союз по этому виду высокоточного оружия. Потому что противолокационная модификация Х-25 была способна выходить на цель, «путающую следы».

В 1982 году американские самолеты начали оснащать противорадиолокационной ракетой AGM-88 HARM. По сравнению с нашей, она имела меньшую скорость полета, равную 2280 км/ч. Но дальность у нее была существенно больше – 92 км. Правда, минимальное расстояние стрельбы при этом было больше – 25 км.

Но еще раньше, в 1980 году, у нас появилась ракета Х-29 с очень солидной массой БЧ в 317 кг. У AGM-88 - всего 66 кг. На этом этапе мы сравнялись с американцами по точности наводки на цель, которую характеризует круговое вероятное отклонение (КВО). И маневренность была схожей: обе ракеты способны лететь на низкой высоте и перед атакой делать «горку».


AGM-65


AGM-88 HARM

Несмотря на то, что американские ВВС имели значительно большую боевую нагрузку, чем советские, «симметричных» ракет выпущено практически одинаково – около 30 тыс. штук. Это объясняется тем, что Советский Союз активно продавал за рубеж, а то и просто поставлял «на дружеской основе» свою авиационную технику.

«Старушка» AGM-45 успела активно повоевать во Вьетнаме. Однако ее эффективность по борьбе с нашими ЗРК С-75 оказалась не слишком высокой.
В 1986 году в операции в Ливии, обвиненной в терроризме, начали использоваться ракеты следующего поколения. Главная нагрузка на них легла во время операция «Буря в пустыне» против Ирака в 1991 году.

Следующая крупная бойня произошла в Афганистане. И вот тут, несмотря на высочайшую точность наведения, ракета сыграла двоякую роль.
Она точно влетала в талибские пещеры, но при этом угробила множество мирных жителей, которых пилоты принимали за террористов. Такова специфика военных действий против партизанских соединений. Собственно, где бы ни использовалась американская авиация, там в ход пускались вышеописанные ракеты: в Белграде, опять в Багдаде...

У российских тактических ракет послужной список покороче.
В Афганистане низколетящие Су-25 наносили высокоточные удары по штабам, базам и складам душманов. Удары были молниеносными. Как описал это командир десантной роты:
«над нами проскочила пара самолётов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло ДОТ в щебёнку»
.
Затем была война Ирака с Ираном. Во время «Бури в пустыне» ракеты «земля-поверхность» оказались бесполезными, поскольку исход операции был предрешен в воздухе. Затем последовали война в Чечне и Эфиопо-эритрейский конфликт 1998-2000 годов.


Тактико-технические характеристики Х-25, Х-29, AGM-65 и AGM-88

Минимальная дальность пуска: 3 км – 2-3 км – н/д – 25 км
Максимальная дальность пуска: 7-40 км – 10-30 км – 28 км – 92 км

КВО: 0,5-10 м – 2-4 м – 2 м – менее 10 м

Минимальная высота применения: 0,05-0,5 км – 0,2 км – н/д – н/д
Максимальная высота применения: 4-12 км – 5-10 км – н/д – н/д

Скорость полета: 3500 км/ч – 2600 км/ч – 1150 км/ч – 2280 км/ч

Стартовая масса: 320 кг – 690 кг – 314 кг – 361 кг
Масса БЧ: 136 кг – 317 кг – 59-135 кг – 66 кг.

http://warfiles.ru/show-80770-h-25-groz ... manov.html
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16767
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Ракеты и антиракеты

Сообщение EvMitkov » 18 фев 2015, 00:53

Alla Korotkova

Сверхдальнобойный зенитный комплекс CIM-10 «Бомарк»



После появления у СССР атомного оружия и перспектива появления бомбардировщиков межконтинентальной дальности, перед США стал вопрос эффективной защиты своей территории. У американцев имелось около 900 перехватчиков для защиты своего воздушного пространства, но для надежности было решено усилить их зенитно-ракетными комплексами.

Были предложены две концепции: защита отдельных объектов, основанной на ЗРК средней и малой дальности, и “территориальная” оборона, основанная на раннем перехвате бомбардировщиков врага сверхдальнобойными ракетными комплексами. Что-бы не спорить к исполнению были приняты оба варианта. Для объектовой защиты были созданы ЗРК «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес», а для территориальной CIM-10 “Бомарк”.



Уникальность ЗРК «Бомарк» заключалась в том, что с самого начала он разрабатывался как непосредственный элемент системы НОРАД. Комплекс не имел ни собственных РЛС, ни систем управления.
Изначально предполагалось, что комплекс должен быть интегрирован с существующими РЛС раннего обнаружения, входившие в состав НОРАД, и системой SAGE (англ. Semi Automatic Ground Environment) — системой полуавтоматической координации действий перехватчиков путём программирования их автопилотов по радио находящимися на земле компьютерами. Которые и выводили перехватчики на приближающиеся вражеские бомбардировщики. Система SAGE, работавшая по данным радаров НОРАД, обеспечивала выведение перехватчика в район цели без участия пилота. Таким образом, ракета комплекса “Бомарк” выполняла функцию беспилотного перехватчика. Первоначально даже предполагалось сделать их многоразовыми, но по экономическим причинам сочли это нецелесообразным.

По конструкции ЗУР «Бомарк» представляла собой самолёт-снаряд (крылатую ракету) нормальной аэродинамической схемы, с размещением рулевых поверхностей в хвостовой части. Поворотные крылья имеют стреловидность передней кромки 50 град. Они не поворачиваются целиком, а имеют на концах треугольные элероны — консоль каждого около 1 м, которые обеспечивают управление полетом по курсу, тангажу и крену.

После запуска ЗУР вертикально летит до высоты крейсерского полета, затем разворачивается на цель. К этому времени РЛС сопровождения обнаруживает ее и переходит на автосопровождение, используя бортовой радиоответчик. Второй, горизонтальный участок полета, происходит на крейсерской высоте в район цели. Система ПВО SAGE проводила обработку данных локаторов и по кабелям (проложенным под землей) передавала их на ретрансляционные станции, вблизи которых пролетала в этот момент ракета. В зависимости от маневров обстреливаемой цели траектория полета ЗУР на этом участке может изменяться. Автопилот получал данные об изменениях курса противника, и координировал свой курс в соответствии с этим. При приближении к цели, по команде с земли включалась головка самонаведения, работающая в импульсном режиме (в трехсантиметровом частотном диапазоне).

В качестве боевой части использовались ядерные заряды малой мощности. Старт производился с хорошо защищенных пусковых установок.

Ракеты системы “Бомарк” имели уникальные и на сегодняшний день дальность действия- 780 км в модификации CIM-10B. Но появление у СССР баллистических межконтинентальных ракет свело ценность этой системы на нет. Кроме того, жителям Канады не понравилось, что США будут обеспечивать свою безопасность сбивая бомбардировщики ядерными зарядами над их территорией (кстати, чисто американский подход к делу). Так что система была снята с вооружения уже в 60-х годах, даже не выработав гарантийного срока ракет…

phpBB [video]


phpBB [video]


http://proorujie.com/cim-10-bomark.html
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16767
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Пред.След.

Вернуться в Артиллерия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1