Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Форум о военно-морском флоте

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение EvMitkov » 09 июн 2014, 22:54

Последние предвоенные проекты

Руководство НКСП и НК ВМФ, прекрасно осознавая слабые стороны и недостатки проекта 23, надеялось устранить их на кораблях второй серии, которые предполагалось заложить после спуска на воду первых линкоров. Так, уже 27 августа 1939 года начальник НТК ВМФ А.С. Фролов, ссылаясь на инициативу ЦКБ-4 и ЦНИИ-45, представил заместителю Наркома ВМФ И.С. Исакову докладную записку, в которой предлагал приступить к разработке ТТЗ на улучшенный линкор проекта 23 с повышенными скоростью хода и дальностью плавания, усиленным зенитным вооружением, пересмотренными системой бронирования и ПМЗ, а также с возможным увеличением числа башен ГК. На документе имеется резолюция И.С. Исакова: «Наркому доложено, счел несвоевременным сейчас выступать в такой постановке. 5 сентября 1939 г.».

Подобная реакция Н.Г. Кузнецова на обращение НТК вполне объяснима. Ведь КО при СНК СССР 13 июля 1939 года утвердил проект 23, а уже предлагалось «признаться» в его недостаточном совершенстве. Однако инициатива организаций промышленности была поддержана НКСП, который 19 сентября 1939 года предписал ЦНИИ-45, используя опыт проектирования линкора проекта 23 и тяжелого крейсера проекта 69, наметить пути улучшения ТТЭ проекта 23 и «подготовить материалы к разработке ТТЗ на ЛК второй серии».

Основными вопросами, решавшимися в проекте, получившем индекс 23бис (ответственный исполнитель Л.А. Гордон), являлись: увеличение числа 100-мм стволов ЗКДБ до 12, упрощение схемы бронирования при сохранении или улучшении общей бронестойкости, совершенствование ПМЗ; повышение скорости полного хода до 30 уз и устранение других недостатков окончательного техпроекта 23.

Выполненные проработки показали, что наименьшая перекомпоновка корабля из-за размещения двух дополнительных 100-мм АУ МК-14 (с полноценными погребами боезапаса) обеспечивается при замене шести 152-мм двухорудийных башен МК-4 на четыре трехорудийных МК-5, принятых для легкого крейсера проекта 68. Это потребовало уширения линкора на 0,7 м и увеличения расстояния между осями 2-й и 3-й башен ГК.

Схема бронирования корабля проекта 23бис была значительно упрощена за счет применения по всей длине цитадели броневого пояса постоянной толщины (380 мм), наклоненного под углом 8° наружу (вместо 5° в проекте 23). Это позволило несколько снизить вес бортовой брони без понижения бронестойкости, а в сочетании с сокращением числа носовых траверзов обеспечило возможность, без затраты дополнительных масс, увеличить протяженность цитадели до 72,5 % длины корабля по КВЛ. Такая схема бронирования, согласно расчетам, обеспечивала защиту жизненно важных частей корабля и его боевой плавучести от 406-мм бронебойного снаряда на дистанциях боя от 80 до 155 кбт при курсовых углах 35–50° (вместо 85—155 кбт при 40–50° в проекте 23).

Принятая в проекте 23 система ПМЗ с цилиндрической ОЗП и воздушным цилиндром оказалась весьма сложной в изготовлении. Кроме того, законченная осенью 1939 года серия опытных подрывов двух натурных отсеков линкора проекта 23 выявила преимущества системы ПМЗ американского типа с плоскими продольными переборками. Поэтому в проекте 23бис была предусмотрена ПМЗ типа принятой на тяжелом крейсере проекта 69, но с некоторым утолщением продольных переборок (7 + 20 + 20 + 20+10 мм). Протяженность подводной защиты составила 59 % длины корабля по КВЛ.

Наиболее сложным и проблематичным оказалось придание линкору второй серии скорости полного хода не менее 30 уз при сохранении принятой в проекте 23 ГЭУ. Проведенные в ЦНИИ-45 испытания серии моделей показали возможность повышения скорости хода за счет некоторого удлинения корпуса и заострения его обводов. Отношение длины к ширине принималось равным 7,5 (вместо 7,15), коэффициент общей полноты 0,615 (вместо 0,658). Кроме того, была выявлена возможность повышения пропульсивного коэффициента за счет оптимизации элементов гребного винта. В результате, несмотря на увеличение водоизмещения, расчетная скорость полного хода проекта 23бис составила 30 уз (при мощности 201 000 л. с), а максимального — 31 уз (при 231 000 л. с).

Среди других изменений следует отметить понижение на один ярус палубной надстройки.

В итоге стандартное водоизмещение корабля увеличилось до 60 800 т, а дифферент на корму был исключен. Был рассмотрен и вариант корабля с 12 406-мм орудиями в четырех башнях, однако подробно он не прорабатывался вследствие чрезмерно большого водоизмещения (полное — 74 700 т) и недостаточной скорости хода (28 уз).


Линкор-авианосец проекта 19581, предложенный советской делегации американской фирмой «Гиббс энд Кокс», 1938 г. Этот проект не вышел за стадию эскизных проработок

Предэскизный проект 23бис был завершен ЦНИИ-45 в декабре 1939 года и послужил материалом для выработки заданий ВМФ по совершенствованию линкоров проекта 23 второй серии.

3 марта 1940 года начальник ГМШ Л.М. Галлер утвердил «ОТЗ на корректуру проекта № 23». Помимо повышения скорости полного хода до 30 уз им предусматривалось усиление артиллерии ЗКДБ (до восьми 100-мм двухорудиных установок), выполнение проработок по размещению 152-мм артиллерии в четырех трехорудийных башнях, выбор более рациональных схем бронирования и ПМЗ. 5 марта Управление кораблестроения ВМФ выдало ЦКБ-4 заказ на работу по составлению проекта ТТЗ на проектирование улучшенного линкора по основному проекту 23, которая должна была быть выполнена в виде предэскизного проекта.

Работы по этому проекту шли в ЦКБ-4 с ориентацией на линкор, существенно отличающийся от проекта 23. Поэтому 25 июля 1940 года Н.Г. Кузнецов подписал письмо НКСП, в котором указывалось, что ЦКБ должно работать над проектом 23бис с учетом германского, американского и отечественного опыта, обратив внимание на повышение надежности всех элементов корабля и скорости полного хода.

Между тем в ЦКБ-4 продолжались работы по вариантам линкора, проект которого обозначался как 23НУ (новый улучшенный). При сохранении общей компоновки и архитектуры корабля, состава и мощности ГЭУ, артиллерии ГК и ПМК (прорабатывались варианты с двух- и трехорудийными башнями), число 100-мм АУ увеличивалось до восьми, а 37-мм автоматов — до 11, кроме того, предусматривалось 20 12,7-мм пулеметов. За счет придания главному броневому поясу наклона 15° полученная в проекте 23 бронестойкость обеспечивалась при меньших толщинах брони (345–390 мм), а толщина наклоненного на 30° носового траверза понижалась до 250 мм.


* Постановлением КО от 14.01.1941 дополнительно предусматривались 2х 2-100-мм АУ Б-54.** Постановлением КО от 14.01.1941 дальность плавания устанавливалась 7200 миль.

ПМЗ принималась американского типа с сохранением ее взрывосопротивляемости по проекту 23 и переходом от булей с цилиндрическими обводами к булям «ящико-образным» типа принятых на новых американских линкорах, что позволяло реализовав защиту с мало изменяющейся по вертикали глубиной.

В отличие от проекта 23 наружную обшивку и «настилы с большими аварийными нагрузками» предполагалось выполнять сварными, набор корпуса по-прежнему оставался клепаным.

Наиболее проблематичным оказалось доведение скорости хода корабля до 30 уз. ЦКБ-4 разработало ряд вариантов теоретического чертежа с отношением длины к ширине от 6,8 до 7,75 и коэффициентами общей полноты 0,609—0,650. Для достижения скорости хода 30 уз при сохранении мощности ГЭУ по проекту 23 требовалось беспрецедентное удлинение корабля (почти до 300 м), полное водоизмещение составило бы более 70 000 т, что считалось недопустимым.

К середине сентября 1940 года ЦКБ-4 подготовило проект ТТЗ на линкор проекта 23НУ со сниженной до 28–29 уз скоростью полного хода, дальностью плавания около 8000 миль с упомянутыми выше составом вооружения и толщинами бронирования. Однако НТК ВМФ признал эти предложения неприемлемыми из-за чрезмерно больших длины и водоизмещения и 27 сентября выдал ЦКБ-4 новое задание на разработку дополнительных вариантов предэскиза линкора (обозначавшегося уже как проект 24). Его основными положениями явились: водоизмещение не должно превышать такового у проекта 23, схема бронирования — по проекту 23, исключая 180-мм броню в кормовой оконечности; ЗКДБ — до восьми 100-мм двухорудийных установок (это считалось главной задачей проекта); скорость та же, что и в проекте 23; механизмы, в основном, по проекту 23; кроме того, следовало разработать вариант с 12 котлами (по типу проекта 69), сократив длину гребных валов.


Схема бронирования линейного корабля проекта 23бис

К концу октября ЦКБ-4 проработало четыре дополнительных варианта корабля. Стандартное водоизмещение возросло по сравнению с проектом 23 на 500 т. Переход к 12 котлам обеспечивал некоторое (до 10 %) повышение суммарной паропроизводительности котлов, а следовательно и мощности ГЭУ, тем не менее ЦКБ-4 этот вариант отвергло из-за недопустимой перенасыщенности КО механизмами. В целях уменьшения длины гребных валов турбинные отделения были смещены в корму, а 1-е и 3-е КО располагались в нос от соответственно 1, 2 и 3-го ТО. Однако все это уже не имело последствий.

27 декабря 1940 года начальник УК ВМФ Н.В. Исаченков подписал «План проектных работ НК ВМФ на 1941 г.», в котором о новом ЛК было сказано: разработка ТТЗ — к июлю 1941 года, эскизного проекта — к марту 1942 года. Таким образом, проектирование линкора второй серии как малой модификации проекта 23 завершилось. Ход строительства кораблей проекта 23 показывал, что закладка вместо них новых линкоров может состояться не ранее 1943 года и появляется время для разработки нового, еще более мощного корабля проекта 24, полностью отвечающего всем требованиям ВМФ.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение ПиЛя » 22 авг 2014, 01:23

День добрый!
Случилось так, что не так давно (относительно) мне удалось собрать воедино 1-й отряд Второй эскадры флота Тихого океана.
Не сам, конечно, а в пластике и в масштабе 1/350.
Вот здесь можно посмотреть.
http://karopka.ru/community/user/8199/

А сейчас у меня в самом разгаре строительство «Севастопольской» серии наших линейных кораблей.
Пока что готовы только «Севастополь» на 1914 год, «Полтава» на 1915 год и «Марат» на 1937 год.
В работе «Парижская коммуна» на начало 1941 года и «Октябрьская революция на 1941 год.
Все модели, кроме «Севастополя» - самоделки.
Совместно с фирмой «Звезда» готовим к выпуску пластиковую модель «Марата», но уже на 1941 год.
В планах, конечно же, и «Парижская коммуна» с «Октябрьской революцией».

Случайно нашёл в Интернете Вашу статью с очень заинтриговавшим меня названием.
Дело в том, что после окончания строительства «Севастопольской» серии, есть у меня задумка сделать модель «Генерала Алексеева» на период его нахождения в Бизерте.
Такую модель, в отличие от «Императриц» ещё никто не делал.
«Императрицы»-то – на слуху, а про этот корабль как бы и забыли.
Вот и хочу я напомнить и про этот корабль, и про Русскую эскадру, и про людей, которые до конца остались верны Присяге.
Вот и собираю материал.

Более или менее внимательно прочитав Вашу статью, позвольте сделать несколько уточнений, которые явно бросаются в глаза.


В посте
01 ноя 2013, 19:12

Очень приятно было увидеть свою модель «Бородино», врезанную мной в морской пейзаж вместо фотографии своего прототипа.

В посте
02 ноя 2013, 22:54

Под приведённой фотографией у Вас стоит подпись: ЛК "Севастополь", хотя на фотографии - «Гангут».

В посте
08 ноя 2013, 16:35
Броневые плиты закреплялись без свинцовой подкладки при помощи болтов на прочном контуре.

Насколько мне известно, то разговор может идти только о 3-дюймовой деревянной подкладке под главным броневым поясом, которая была предусмотрена только на линкоре «Император Николай I» (четвёртом линкоре для Черного моря).

Там же Вы приводите выдержку из воспоминаний А.Н Крылова, где он с Евгением Андреевичем Беренсом в составе Комиссии осматривал корабли Черноморской эскадры.
Но ни слова ни о его брате – Михаиле Андреевиче Беренсе. А ведь он был командующим Русской эскадрой.

Нигде не нашло отражение, что из-за перегруза носовой части на «Императоре Александре III» и «Императрице Екатерине Великой» были демонтированы орудия из носовых казематов.


В посте
13 дек 2013, 20:59
Севастополь в июле 1916 года с "птичьего полета. "Мария" на бочках и с натянутым на полуюте брезентом...

Есть несколько фотографий этой стоянки с других ракурсов, где чётко видно, то это не «Императрица Мария», а «Император Александр III».



В посте
14 дек 2013, 19:25

Есть противоречия:
- Неоднократно указывавшаяся в работах различных авторов информация о том, что якобы 30-я батарея вооружалась орудиями с погибшего в 1916 г. линкора «Императрица Мария» не соответствует действительности.
Хотя бы из-за того, что системы подачи снарядов и зарядов на боевом корабле и на фортификационном сооружении крепко отличаются по конструкции - причем отличия эти - принципиальны.

- на ББ№30 на вооружении батареи находились четыре 305-мм пушки в 52 калибра длиной. Из них три (№142, 145 и 158) имели удлиненную камору Военного ведомства (марка орудия «СА»). Четвертая пушка (№149), имела укороченную на 220 мм камору, как у орудий Морского ведомства (марки «МА»). Последнее недоразумение выявилось только при испытательных стрельбах в 1934 г. Именно эта пушка №149 и снята с "Императрицы Марии". Снята первой, еще в 1928-м или в 1929 годах.



Я пока что особо не занимался этим вопросом, поэтому не могу ни подтвердить ни опровергнуть оба этих положения.


В посте
14 дек 2013, 20:46
- Одна из них (пушек) стояла на батарее Александера и "Мария" снова, пусть и из своего корабельного небытия, разговаривала с тевтонами образца 1941-года тем же голосом, с которыми она разговаривала с тевтонами образца 1914-го. И голос ее был так же страшен...

То же, что и постом выше.

В посте
03 янв 2014, 02:50

"Севастополь" у стенки Балтийского Завода.

Похоже, что снимок отзеркален.
Балтийский завод находится на правом берегу Невы, и корабли при достройке у стенки были пришвартованы левым бортом.
На снимке же, «Севастополь» пришвартован правым бортом.

В посте
07 янв 2014, 20:49

"Парижская Коммуна" по приходу в Севастополь

Линкор пришёл в Севастополь уже со «сломанной» трубой и с плоской носовой наделкой («черпак» сорвало во время шторма в Бискайском заливе).


Подготовка к запуску бортового гидросамолета-разведчика, начало 1941-го

Катапульту установили в 1930 году а демонтировали уже в 1933 году и передали на «Красный Кавказ».

"Парижская Коммуна" и "Червона" Украина" на походе, ноябрь 1941-го года

В 1941 году «Парижская коммуна» имела уже совершенно другой вид.
Снимок относится к периоду 1930 – 1933 гг.

Линкор "Парижская Коммуна" снова работает ГК. 1942-й год

Это не может быть 1942 год, т.к. большие краны были демонтированы в самом начале войны.

В посте
14 май 2014, 15:01

"Гангут" на походе.
На снимке – «Полтава»




Надеюсь, что я не обидел Вас своими уточнениями?
Просто вместе с Вами искренне переживаю за Историю Российского флота.

Очень рассчитывал в Вашей статье найти что-либо по «Генералу Алексееву»……

Пойду искать дальше.

С Уважением, Алексей Лежнев.
Последний раз редактировалось ПиЛя 22 авг 2014, 23:35, всего редактировалось 1 раз.
ПиЛя
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 00:30
Откуда: Москва

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение ПиЛя » 22 авг 2014, 19:56

День добрый!
Нашёл оригинальное фото.


Вот тут он стоит у правого берега Невы носом против её течения.

В посте
03 янв 2014, 02:50

"Севастополь" у стенки Балтийского Завода.

Похоже, что снимок отзеркален.
Балтийский завод находится на правом берегу Невы, и корабли при достройке у стенки были пришвартованы левым бортом.
На снимке же, «Севастополь» пришвартован правым бортом.



С Уважением, Алексей.
ПиЛя
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 00:30
Откуда: Москва

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение EvMitkov » 23 авг 2014, 21:48

Доброго времени суток всем!

Доброго времени суток Вам, Алексей - и в первую голову - позвольте поприветствовать Вас в нашей ( надеюсь теперь уже - общей) Кают-Кампании.

Вы говорите:
ПиЛя писал(а):Надеюсь, что я не обидел Вас своими уточнениями?
Просто вместе с Вами искренне переживаю за Историю Российского флота.

Я очень,ОЧЕНЬ РАД и Вашим уточнениям, и Вашим поправкам - и буду крайне признателен, если Вы обнаружите что-либо еще. Как и крайне признателен за возможные дополнения, которые Вы сочтете верным сделать.

Материалов - с одной стороны - неимоверно много, кое-что находится в цифре, кой-что - так и не оцифровано. Да и в тех материалах, которые оцифрованы и находятся в общем доступе - большое количество несостыковок, несогласованностей - Его Величество Время...
Многие материалы - утрачены, многие - не рассекречены, многие - вообще начинают открываться только-только. Как судьба той же самой легендарной "Акулы" Н.Гудима, о которой я пытался рассказать.

Для меня - судьба нашего флота - часть собственной жизни. И особое место в ней занимает именно Черноморский Флот.
Волею судеб сложилось так, что основы легководолазной подготовки мы получали как раз на Черноморье, в районе Севастополя, а позже - в районе Новороссийска. Позже и в других точках, но впервые я пошел под воду именно там.
Мало того, одним из наших инструкторов был ам Старик Скафандрыч, человек, работавший на погибшем "Новороссийске", на многих других объектах. И те задания, которые ставились нам, также частично проводились к выполнению на старых объектах: - затопленных кораблях и судах.
Благо на Черноморье их - не меньше, чем на Балтике...

И каждый раз, когда ты прикасаешься к спящему под водой, ушедшему из времени в Миг Истории железу - возникает ощущение, что ты сам переносишься в ТО время...
И подобное чувство - совсем иного рода, чем прикосновение к дремлющему на пьедестале памятнику. Я когда-то пытался говорить обо всем этом тут
http://www.dogswar.ru/biblioteka/voenna ... -yrok.html
и тут
http://www.dogswar.ru/stat-o-wow/6583-o ... mal-p.html

Та же Бизерта...
Когда мы ходили по улочкам этого портпункта, еще в восьмидесятые, аккурат во времена самого наплевательского отношения к памяти тех, кто нашел в себе силы не нарушить данной единожды Присяги; когда видели еще существовавшие в то время останки наших кораблей ( мелочи, которыми побрезговали франки при сдаче металла на иголки - но тем не менее) мы испытывали ГОРДОСТЬ от того, что такие моряки, как Колчак, как Эссен, как многие менее известные личности - выходили в море под РУССКИМ флагом.

Да и Мадам История все-таки подруга - справедливая в конечном итоге. Те же клистиры ГК "Алексеева", проданные франками финнам, в конечном итоге все-таки снова подали свой голос во имя защиты Родины - пусть это и звучит высокопарно - но это так.

И Ваши работы над "Маратом":



над "Севастополем":



говорят о том, что мы с Вами - думаем и ЧУВСТВУЕМ - в одну сторону.

С искренним УВАЖЕНИЕМ,

Ваш
Евгений Митьков
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение ПиЛя » 23 авг 2014, 23:29

Вечер добрый!
Благодарю за выделенное мне место в кают-компании.

Я ведь тоже одной с Вами крови - с детства бредил морем... сразу после школы (в далёком 1970 году) даже подавал документы на поступление в Пушкинское училище подплава.
Медкомиссия.... зрение.
Но там же в Питере был факультет строительства военно-морских баз. Там зрение было не так уж важно.
По окончании - Северный флот (Гремиха), Военморпроект..... и много всего ещё всякого разного.

Но море было всегда как-то рядом. Грело душу.
И в моделизм-то я пришёл именно через модели кораблей.

И вот на старости лет решил заняться этим делом несколько посерьёзней.
И понял одну вещь.
Меня уже интересует не столько моделирование, сколько сбор информации о прототипах моих моделей, о людях, которые были связаны с ними.
Это ведь так интересно!!!

Вот и стараюсь, по мере своих сил и возможностей, создавая модели кораблей Российского и Советского флота, делиться с Коллегами не только красотой обводов прототипов моих моделей, но и историческими фактами, которые их сопровождали по жизни.

Моделисты, в основном, замкнутый народ. Но мне удаётся иногда их расшевеливать, подтягивать молодёжь.
Выставки, Конкурсы, Чемпионаты..... вот сейчас наши модели в Англии на Открытом чемпионате Великобритании.
А в июне был Чемпионат мира в Болгарии.
Вы ведь заглядывали к нам на КАРОПКУ, где я являюсь администратором корабельного раздела и успели заметить сколько там неравнодушных людей со всего мира.

Мы с Вами действительно думаем и чувствуем в одну сторону.

Буду очень рад, если в процессе нашего общения, нам удастся открывать что-то новое в Истории, и дополнять малоизвестные её страницы.

С Уважением, Алексей Лежнев.
ПиЛя
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 00:30
Откуда: Москва

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение ПиЛя » 23 авг 2014, 23:54

В продолжение темы.

Вот так выглядит у меня на рабочем столе модель "Парижской коммуны" по состоянию на сегодняшний вечер.



До подъёма флага осталось совсем немного.

С Уважением, Алексей.
ПиЛя
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 00:30
Откуда: Москва

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение EvMitkov » 24 авг 2014, 00:04

ПиЛя писал(а):И понял одну вещь.
Меня уже интересует не столько моделирование, сколько сбор информации о прототипах моих моделей, о людях, которые были связаны с ними.

Что удивительно и любопытно, Алексей:
Меня очень часто близкие знакомые ну - не то, что обвиняют - а посмеиваются над тем, что я одухотворяю "железо". Как нынче модно говорить - "анимирую" технику. Мол, да чего ты - железяка - она железяка и есть, подумаешь...

Но я свято верую в то, что если во что-то вложена душа людей - тем или иным боком, через замысел, через ладони рук, через чувство, то "железо" само становится живым, приобретает свою личность и свою душу. Иной раз - злую, жесткую, иной раз... От человеков, которые к нему прикасались. Когда-то я одну из тем о холодном оружии в нашей Кают-Кампании начал с рассказа о трофейном дедовом боевом ноже. Это тут, кажется:
viewtopic.php?f=26&t=217
Так вот: чем "железяка" сожнее, чем извиличстее его судьба, тем более живым она становится, начинает жить своей жизнью. И часто - совсем не в нашем, в "нематериальном измерении". Порою - в памяти, порой - в отзуках своего когда-то переплавленного металла. В душах. В мыслях.

Есть в рубрике "Флот" у нас темка, "Корабли - легенды. "Летучие Голландцы" флота", очень созвучная нашему с Вами разговору о том, что и откуда - и главное - КУДА! - уходит и приходит.
viewtopic.php?f=8&t=1010
Будет минутка - полюбопытствуете. Но что знаково: сначала мы, еще молодые, определяем приоритет внешней стороне дела. И только позже, чутку пожив и нажив - начинаем смотреть глубже.
Как пример: мое детсво прошло в одной из офицерских общаг в Ростове-на-Дону. Город дважды переходил из рук в руки, был ключевым шверпунктом ко всему Северному Кавказу по сути. И злого железа с ТОЙ войны в моем детстве было немало, впрочем - как и у любого мальчонки нашего поколения.
Бесспорно: много чего было уже прибрано и расчищено - но оставались места ( такие, как сегодня на Озерейке или Невке) где такого вот счастья - только носком ботинка ковырни.
Редко у какого пацана не было в загашнике чего-нибуть "из ТОЙ войны".
Играли в войнушку часто с настоящим боевым оружием, пусть не всегда исправным и действующим - но тем не менее. Восхищались "хищной изогнутостью" ручки люггера-восьмерки, тевтонский МР-38/40 называли "шмайсером" и ценили за непохожесть на наше оружие ...

И только позже, уже курсантом "Голландии", работая в Нахимовских Штольнях, я потихоничку начал понимать, что "железо" - это не боее, чем продолжение того человека, который держал его в руках, управлял им.
И - начал видеть за железом - людей. А за людьми - стараться увидеть и их души. Разные души и разных людей.

Позже - стало уже не так принципиально важно - держишь ли ты в руках "реальный артефакт" - его модель-копию или просто изжелевшее фото.
Потому, что воссоздавая не просто облик - но ОБРАЗ чего-либо ( а корабля - в особенности), ты воленс-ноленс сам переносишься в то время, в ту эпоху. И начинаешь лучше понимать не только ее, но и мир вокруг.
А значит - и самого себя.

И если это понимание идет от души и входит в душу - то распространяется и передается вокруг. На окружающих.
И значит - все это - НЕ ЗРЯ.

Вы говорите, дружище
ПиЛя писал(а):Моделисты, в основном, замкнутый народ.
Возможно.
Специфика такая. Но они говорят и часто - очень громко! - своей работой, своими моделями. Так громко, что не услышать их бывает просто нельзя. По крайней мере тому, у кого слух не задраен к окружающему наглухо.

Ваш
Е.М.

...Когда-нибуть, Бог даст дожить еще годик - обязательно мотанусь снова, к себе в Севастополь. На 280/285 схожу, поброжу по "Алмазу"...
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение Володя » 24 авг 2014, 00:13

Ты Евгенич чего за разговоры завёл:"Бог даст ещё годик..."? Это ты про что?
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2710
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение ПиЛя » 30 авг 2014, 23:35

Закончил позавчера "Парижскую коммуну".
Вот как она у меня выглядит.
http://karopka.ru/community/user/8199/? ... astComment

С Уважением, Алексей.
ПиЛя
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 00:30
Откуда: Москва

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение EvMitkov » 01 сен 2014, 22:09

Блистательная работа!


1:350

Наши поздравления, уважаемый Алексей!
Завершение такой работы - сродни завершению этапа в жизни. Это - ЗНАКОВО.

С Вашего разрешения приведу тут то, что Вы сопроводили снимки работы на "Каропке":

Приветствую Уважаемых Коллег!

Позвольте представить Вам ещё одну модель «Севастопольской» серии: модель линейного корабля «Парижская коммуна».

Да, Вы совершенно правы: это тот же самый «Севастополь», но только уже прошедший модернизацию, и с марта 1921 года сменивший имя на «Парижскую коммуну».
Историю создания этой серии линейных кораблей я уже рассказывал.
А вот дальше судьбы кораблей сложилась совершенно по разному, поэтому остановлюсь только на судьбе корабля, который послужил прототипом для постройки моей модели.
В марте 1921 го­да (после Кронштадского мятежа), в период празднования в Советской России 50-летия Парижской коммуны, в честь этого собы­тия, а также в честь известного революционера вре­мен Великой французской революции Жана Поля Марата, линкоры «Севастополь» и «Петропавловск», приказом командующего Балтий­ским флотом И.К.Кожанова поспешно получают но­вые имена: «Севастополь» становится «Парижской коммуной»; «Петропавловск» — «Маратом». Именно с этих переименований фактически и на­чался новый, советский период воссоздания и раз­вития отечественного военно-морского флота.
А потом их начали модернизировать…..
Модернизация на­ших линкоров представляла собой растянутую на долгие годы цепь непрерывных компромиссов меж­ду тем, что надо было сделать, и тем, что сделать было можно, исходя из экономических и производ­ственных возможностей. Так, 5 августа 1927 года Реввоенсовет СССР постановил: ремонт и модернизацию линкоров начать с восстановления линкора «Фрунзе», однако уже 17 декабря 1928 года СТО это решение отменил. Первым модернизацию проходил «Марат», потом «Октябрьская револю­ция», за ней — «Парижская коммуна».
Разработку технической документации по мо­дернизации линкоров вело конструкторское бюро Балтийского завода.
Первую модернизацию «Парижской коммуны» делали зимой 1928 г. - установили полубак с "черпаком" и отогнули назад верх носовой трубы.

А в 1929 году, чтобы продлить период обучения и дать экипажам хорошую морскую практику, было решено совершить длительное плавание в условиях зимних штормов. В поход шел Практический отряд МСБМ в составе линкора “Парижская коммуна” и крейсера “Профинтерн”. Командиром отряда был назначен Л. М. Галлер. Крейсером командовал А. А. Кузнецов. Отряд должен был пройти от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя и обратно. Заход планировался только в Неаполь, и кораблям предстояло несколько раз заправляться топливом с транспортов в море. Учитывая, что возвращение в Балтику может быть затруднено из-за ледовой обстановки, предусматривалась возможность возвращения отряда в Мурманск.
22 ноября корабли покинули Большой Кронштадтский рейд. Благополучно пройдя осеннюю Балтику, отряд поздно вечером 24 ноября стал на якорь в Нильской бухте. Приняв топливо с транспортов, через день продолжили поход. Бискайский залив встретил корабли жестоким штормом. 4 декабря, произведя салют наций, корабли вошли на внешний рейд Бреста. А шторм все усиливался. Даже на рейде ветер достигал 10 баллов. Стоя на двух якорях, корабли непрерывно работали турбинами “малый вперед”. Когда корабли опять вышли в Бискайский залив, шторм достиг ураганной силы - ветер до 12 баллов, волны высотой 10 метров и длиной 100. Линкор получил тяжелые повреждения, зарываясь носом в волну. Палуба его скрывалась под водой по первую башню. Когда под ударами волн на нем разрушилась носовая наделка, командир отряда решил вернуться в Брест.
10 декабря отряд вновь пришел на рейд Бреста. Линкор перешел на внутренний рейд для ремонта. Но местные власти не разрешили увольнение команд на берег. В город только с деловыми визитами могли съезжать командиры. Через две недели ремонт линкора был закончен и корабли готовы к походу. Был демонтирован «черпак» и устроена плоская палуба полубака, которая просуществовала до 1933 года.
26 декабря отряд покинул Брест, теперь уже окончательно. Корабли взяли курс на Гибралтар.
Встретив в море наступивший 1930 год, отряд 1 января пришел в бухту Кальярн на Сардинии. Здесь уже ждали транспорты с топливом и водой. 6 января было получено разрешение на заход в гавань города Кальяри и увольнение команд на берег.
8 января корабли покинули Кальяри, а на следующий день пришли в Неаполь - конечную цель похода.
Командование отряда понимало, что поврежденным кораблям с уставшими экипажами нелегко будет проделать обратный путь через штормовую Атлантику до Кольского полуострова. Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой разрешить идти в Черное море, где произвести основательный ремонт и весной вернуться в Кронштадт. Но ответа не было. В 10 часов 14 января корабли вышли из гавани Неаполя и взяли курс на Гибралтар, и в это время был получен долгожданный ответ из Москвы.
“Добро” на заход в Севастополь было получено. Пройдены Средиземное и Эгейское моря, корабли вошли в Дарданеллы. В полдень 17 января отряд вышел в Черное море.
Встреченные черноморскими эсминцами, “Парижская коммуна” и “Профинтерн” 18 января 1930 года вошли в Севастополь. Поход продолжался 57 суток, корабли прошли 6269 миль.
Линкор и крейсер решено было не возвращать на Балтику, а включить в состав Морских сил Черного моря. Так Черноморский флот несколько неожиданно получил в своё распоряжение своего флагмана на последующие десятилетия.



Модернизация линейного корабля «Парижская коммуна»
В 1930 году на крыше третьей башни ГК установили пневматическую катапульту, которую закупили в Германии.
5 ноября 1933 года линкор был передан Сева­стопольскому морскому заводу для проведения ка­питального ремонта и модернизации.
Работы, выполненные на корабле по механичес­кой (замена 25 котлов на 12 с нефтяным отоплением), корпусной и электротехнической частям, соответство­вали таковым на линкоре «Октябрьская револю­ция». Наиболее важной дополнительной работой явилась замена 25-мм настила средней палубы (по длине — между 27 и 125 шп, то есть от 1-й до 4-й ба­шни, а по ширине — между 37-мм броневыми про­дольными переборками) листами 75-мм цементи­рованной брони (изготовленными в 1914—1916 го­дах для оставшихся недостроенными крейсеров типа «Адмирал Нахимов»). Теперь корабль мог вы­держивать попадания 500-кг фугасных авиабомб, сбрасываемых пикирующими бомбардировщиками с высоты до 1000 м. Кроме того, для устранения вибрации подкрепили отдельные корпусные конструк­ции. Были установлены электрические лиф­ты в теле фок-мачты и для обслуживания командно­го санитарного пункта, а также новые 20-ти тонные кра­ны.
Была произведена и модернизация башен ГК. В результа­те ее проведения увеличились предельные углы вертикального наведения до +40° и, примерно, на 25% повысилась скорострельность. Предельная дальность стрельбы штатным снарядом возрастала до 161 кб, специальным дальнобой­ным — до 241 кб, а отрабатывавшимся для бое­комплекта нового 305-мм орудия Б-50 (разрабаты­валось для тяжелых крейсеров проекта 69 типа «Кронштадт») — до 195 кб. Толщину брони крыш башен увеличили с 76 до 152 мм.
На носовой и кор­мовой надстройках установили по два КДП2-6 (Б-22 с 6-м дальномером ДМ-6 и стереотрубой СТ-5).
Такими же дальномерами были оснащены все четыре башни главного калибра.
Схемы ПУС артиллерии противоминного калиб­ра правого и левого бортов получили по два КДП2-4 (Б-12 с дальномером ДМ-4, стереотрубой СТ-3). Вместо прежних 76,2-мм зенитных орудий Лендера над носовой и кормовой боевыми рубками установили по три новых 76,2-мм орудия 34-К, на носовой и кормовой башнях — по три 45-мм полуавтомата 21-К, а на площадках обеих мачт — по шесть 12,7-мм пулеметов ДШК. Для управления зенитным огнем установили два 3-м дальномера. Торпедное вооружение демонтирова­ли. Были обновлены средства радиосвязи и кораб­левождения, прожекторное устройство, установле­ны средства звукоподводной связи и дымовая ап­паратура. Катапульту сняли с корабля еще до начала модернизации и передали на достраивав­шийся крейсер «Красный Кавказ», другие элементы авиационного вооружения сохранялись до 1940 года. Приемный акт был подписан 9 января 1938 года, и 18 февраля на линкоре вновь подняли Военно-морской флаг.
Для повышения остойчивости и усиления подводной конструктивной защиты линкора еще 28 ав­густа 1936 года В.М.Орлов получил у К.Е.Вороши­лова санкцию на оснащение «Парижской коммуны» булями (блистерами). Однако из-за технической неготовности к реализации этого мероприятия и не­допустимости длительного нахождения корабля вне строя установка блистеров была отложена.
В летние кампании 1938 и 1939 годов линкор проводил активную боевую подготовку. При этом в 1939 году за 396 ходовых часов он прошел 4203 мили, а в мае— августе участвовал в съемках ки­нофильма «Моряки».
3 ноября 1939 года «Парижскую коммуну» по­ставили в сухой док, а в феврале 1940 года на него навесили первую секцию блистеров.
Блистер принятой конструкции представлял со­бой наделку длиной 144 м, простирающуюся от 12,5 до 132 шп., нижняя его часть состояла из камеры расширения и пространства между внутренней пе­реборкой и бортом корабля, заполняемого топли­вом или водой.
К кон­цу июня 1940 года установка заранее изготовленных Севморзаводом секций блистеров была закон­чена, и 9 июля линкор «Парижская коммуна» вы­вели из сухого дока.
В апреле 1941 года 45-мм полуавтоматы 21-К заменили на 12 одноствольных 37-мм автоматов 70-К (по три на крыше каждой из 305-мм башен).
Как и все другие наши линкоры, «Парижская коммуна» был оснащен четырьмя боевыми прожек­торами с диаметром рефлектора 90 см, восемью параванами типа К-1, а также паронефтяной ап­паратурой для постановки дымовых завес и морскими дымовыми шашками.
Совершенствование боевых и технических средств линкора сопровождалось ростом его эки­пажа, штатная численность которого в 1941 году до­стигла 1730 человек (вместо 1430 человек по первоначальному проекту модернизации). В сочетании с увеличением количества боевых постов это при­вело к ухудшению условий обитаемости (в некото­рых кубриках на человека приходилось по 0,87 м2 площади, причем при наличии 3- и даже 4-ярус­ных коек).


Это интересно.
6 стволов орудий ГК "Севастополя" до 2002г. в прекрасном состоянии лежали на мыске перед входом в Стрелецкую бухту. А вот в Северной бухте под горой где Инкерманский маяк (створные знаки) и сейчас в прекрасном состоянии на "козлах" лежат 4 ствола с того же "Севастополя". Ещё и покрашенные...


Модель.
Модель строилась с нуля. За основу были взяты сканы бумажной модели линкора «Парижская коммуна» в 200-м масштабе имеющиеся в свободном доступе в Интернете и переведённые в мой любимый 350-й масштаб.
При строительстве модели использовалась следующая литература:
- «Главный калибр линкоров», Л. Амирханов, С. Титушкин, изд. «Гангут»;
- «Дредноуты Балтики», И. Цветков, Д. Бажанов, изд. «ИСТФЛОТ»;
- «Stalins Dickschiffe», Marine-Arsenal Sp 04, Siegfried Breyer;
- журнал «Моделист конструктор», №11 за 1987 год;
- «Rosyjskie pancerniki typu Sewastopol», Maciej S. Sobanski;
- журналы «Гангут» №№ 28, 30 и 33;
- …. и много другой литературы, кто заинтересуется, сможет сам отыскать необходимые для работы материалы.
Очень помогло при строительстве довольно большое количество фотографий линкора в разные годы его службы.
К польским же чертежам, необходимо относиться с большой осторожностью. Там имеется очень много неточностей.

Как и при постройке предыдущих моделей под руку шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры, даже трубочки для коктейля пошли в дело. Очень помогли иголки для иглоукалывания (процедуры есть такие).
В связи с тем, что башни ГК на «Парижской коммуне» после их модернизации сильно отличались от башен на других линкорах, и требовали капитальной переделки, мною были использованы башни из пластикового набора от «Севастополя». В результате были увеличены амбразуры, и на боковые стенки башен и на крыши было навешено много дополнительного оборудования и вооружения.

Все токарные изделия для модели выполнил для меня Владимир Дударев, за что ему огромная благодарность!

Поскольку, первым в работу был заложен корпус именно этой модели, то пошёл я путём изготовления картонных моделей: ДП из толстого пластика, набор шпангоутов также из пластика, и потом начал обшивать шпангоуты пластиком 0,25мм.
О чём очень быстро пожалел.
Для пластика методика картонщиков не подходит.
И если в начале строительства модели планировалось сделать её на более ранний временной период, то низкое качество корпуса после оклейки его пластиком, навело на мысль прикрыть получившееся безобразие булями, которые появились на линкоре в 1940 году.
Вроде бы это мне удалось.
На сегодняшний день, из всех построенных моделей, эта далась мне наиболее тяжело.
Именно поэтому на других моделях я отказался от такой технологии изготовления корпуса.
Про устройство палубы я уже рассказывал в описательной части предыдущих моделей.
Желающие более подробно ознакомиться с процессом создания модели, могут перейти по адресу:
http://karopka.ru/forum/forum190/topic9352/

В заключение хочется выразить огромную благодарность всем участникам нашего Форума (и не только нашего, и не только Форума), которых не оставил равнодушным процесс создания данной модели.

С Уважением, Алексей Лежнев.

http://karopka.ru/community/user/8199/? ... astComment
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Пред.След.

Вернуться в Военно-морской флот

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron