Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Форум о военно-морском флоте

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение ПиЛя » 22 фев 2015, 15:33

Докладываю: стройка началась.

Ход строительства моделей линейных кораблей "Императрица Мария", "Императрица Екатерина Великая" и "Император Александр III" в масштабе 1/350 можно посмотреть вот здесь
http://karopka.ru/forum/forum190/topic20238/

И не только посмотреть, но и поучаствовать.
Ведь я пока что так мало знаю о конструктивных особенностях каждого из кораблей, поэтому любая подсказка или совет будут мной восприниматься "на ура!".

С Уважением, Алексей.
ПиЛя
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 00:30
Откуда: Москва

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение гришу » 24 фев 2015, 00:26

Монументы должны порождать гордость за предков :!:
http://feldgrau.info/index.php/other/34 ... 9-07-09-56
я хорошо схожусь с людьми особенно в штыковую
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 7673
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение ПиЛя » 24 фев 2015, 02:08

Спасибо за ссылку!

С Уважением, Алексей.
ПиЛя
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 00:30
Откуда: Москва

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение ПиЛя » 19 июн 2015, 03:53

Сегодня исполнилось 97 лет со дня гибели линкора "Свободная Россия" (Императрица Екатерина Великая") в Цемесской бухте Новороссийска.
ПиЛя
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 00:30
Откуда: Москва

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение ПиЛя » 28 авг 2015, 05:26

Вечер добрый!
Настоящим докладываю: буквально на днях закончился 2-й Открытый Кубок Причерноморья, который проходил в городе Керчь с 14 по 17 августа.
Отчёт можно посмотреть вот здесь.
https://www.shipmodeling.ru/phpbb/viewt ... 40#p354040

А в настоящее время в городе Ступино Московской области проходит ещё одна модельная Выставка широкого профиля, где мне удалось собрать под её знамёна 48 очень достойных моделей кораблей и судов.
http://scalemodels.ru/modules/forum/vie ... 59533.html
http://tv-comset.ru/provincialnuenovost ... i-18-08-15
видео смотреть с 12-35.

С Уважением, Алексей.
ПиЛя
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 00:30
Откуда: Москва

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение EvMitkov » 30 окт 2015, 01:10

Сегодня, 29 октября 2015-го года, исполняется ровно шестьдесят лет с даты гибели линкора "Новороссийск" в Севастополе...


Линейный корабль Черномоского флота СССР "Новороссийск" (бывший "Джулио Чезаре")

На верфях Италии родились 3 линейных корабля « Джулио Чезаре» (Юлий Цезарь), « Конте ди Кавур» и «Леонардо да Винчи». Являясь основной силой итальянского флота в двух мировых войнах, они не принесли ему славы, не нанеся противнику, а им в разное время были австрийцы, немцы, турки, французы, англичане, греки, американцы и русские — ни малейшего урона. «Кавур» и «Да Винчи» погибли не в бою, а на своих базах.

А «Юлию Цезарю» было суждено стать единственным линкором, который страна-победительница не сдала на слом, не использовала для экспериментов, а ввела в строй действующего флота, да еще в качестве флагманского корабля, несмотря на то, что он явно технически и морально устарел.
Он был заложен в Генуе летом 1910 года и спущен на воду в 1915 году. В Первой мировой войне линкор участия не принимал, в 1920-х годах использовался как учебный корабль для подготовки морских артиллеристов.



В середине 1930-х "Джулио Чезаре" прошел капитальный ремонт. Водоизмещение корабля достигло 24000 тонн, он мог развивать достаточно высокую скорость в 22 узла. Линкор был хорошо вооружен: два трехствольных и три башенных орудия, три торпедных аппарата, зенитные установки и крупнокалиберные пулеметы. В ходе Второй мировой войны линкор занимался в основном сопровождением конвоев, но в 1942 году командование ВМС признало его устаревшим и перевело в разряд учебных кораблей.


На базе в Таранто.

В 1943 году Италия капитулировала. До 1948 года "Джулио Чезаре" находился на стоянке, не будучи законсервированным, с минимальным количеством команды и без надлежащего технического обслуживания.

К концу Второй Мировую войны советский флот имел только 2 линкора – ровесники века «Севастополь» на Черном море и «Октябрьскую революцию» на Балтике.

На Тегеранской конференции было решено разделить итальянский флот между СССР, США, Великобританией и странами, пострадавшими от фашистской агрессии. По жребию англичане получили новейшие итальянские линкоры типа «Литторио», превосходившие по мощи пресловутый «Бисмарк» (правда к 1950 году получившие их назад итальянцы тут же пустили на металлолом). СССР же, на долю которого выпал «Юлий Цезарь» смог перевести его в Севастополь только в 1948 году.

Линкор находился в крайне запущенном состоянии – 5 лет он стоял на консервации в порту Таранто.
Отсутствовала документация, а многие корабельные механизмы нуждались в замене. Специалисты отмечали недостатки линкора – допотопный уровень внутрикорабельной связи, просто убогие системы живучести, сырые кубрики с трехъярусными койками, крохотный неисправный камбуз. В общем-то все те особенности, которыми отмечалось военное кораблестроение Италии, доктринно замкнутое на Средиземноморский бассейн, как мы в свое время на Черноморье и Балтику- впрочем, я подробно говорил обо всем этом в теме выше - не о том сегодня разговор.

В середине мая 1949 года линкор поставили в Северный док и уже через несколько месяцев корабль, получивший имя «Новороссийск», первый раз вышел в море в составе Черноморского флота. Последующие годы линкор постоянно ремонтировался и дооборудовался. По мнению специалистов, линкор находился в строю, не отвечая по многим показателям технического состояния требованиям, предъявляемым к боевому кораблю.

6 февраля над кораблем подняли военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название “Новороссийск”.

Корабль был передан итальянцами советским морякам в крайне запущенном состоянии. В течение пяти лет, с 1943 по 1948 год линкор, в числе других кораблей итальянского флота, стоял, не будучи законсервированным, с минимальной командой и без надлежащего технического обслуживания, ржавея и обрастая ракушками, в Таранто. Правда, непосредственно перед передачей Советскому Союзу он прошел небольшой ремонт в Палермо, касавшийся в основном электромеханической части.

Принятый корабль был настолько запущен, что потребовалось более трех месяцев для приведения его мало-мальски в порядок. В относительно удовлетворительном состоянии находилась основная часть вооружения, главная энергетическая установка и основные корпусные конструкции — обшивка, набор, главные поперечные переборки ниже броневой палубы. Выше нее состояние переборок, дверей и люков (особенно их уплотнений) было неудовлетворительным.

В очень плохом состоянии находились общекорабельные системы — трубопроводы, арматура, обслуживающие механизмы требовали серьезного ремонта или замены. В нерабочем состоянии были допотопные аварийные дизель-генераторы. Эксплуатационная техническая документация по БЧ-5 практически отсутствовала: имелись лишь отдельные разрозненные итальянские описания и чертежи, пользоваться которыми было весьма затруднительно — итальянским языком никто не владел. Присланные примерно через месяц после приемки корабля два лейтенанта — выпускника института иностранных языков — ощутимой пользы принести не смогли, поскольку совершенно не владели морской и технической терминологией. Отсутствовала и документация по непотопляемости; единственными, пожалуй, практическими пособиями в этой части были кривые элементов теоретического чертежа и элементарная схема водонепроницаемых отсеков, висевшая в посту энергетики и живучести (ПЭЖ) и не содержавшая никаких данных, кроме номеров отсеков и их объемов.

Само оборудование ПЭЖ по своей скудости соответствовало скорее тральщику, чем линкору — несколько примитивных схем, десяток манометров, кренометр и совершенно убогая телефония, позволявшая управлять ГЭУ, но совершенно не обеспечивавшая управления борьбой за живучесть корабля, — вот и все. Да и вся внутрикорабельная связь была на допотопном уровне — ни автоматической телефонной станции, ни громкоговорящей связи. Радиолокационных средств на корабле не было вообще, крайне скудный парк средств радиосвязи, полностью отсутствовала зенитная артиллерия малого калибра.

Условия жизни экипажа никак не соответствовали ни климатическим особенностям Черноморского региона, ни организации службы советского флота. Штатное камбузное оборудование обеспечивало лишь обслуживание кают-компании офицерского состава, а на командном камбузе имелись лишь котлы для варки макарон (к тому же неисправные), так как при стоянке в базе экипажи итальянских кораблей жили в береговых казармах, а на корабле их рацион состоял только из макарон, сухого вина и оливкового масла.

Первое время до оборудования нормального камбуза, питание моряков обеспечивалось несколькими армейскими походными кухнями, почти круглосуточно дымившими па палубе.

В холодное время, в особенности при минусовых температурах наружного воздуха, в кубриках под палубой полубака, не имевшей изоляции, личный состав находился под сплошным конденсатным “дождем” от обильного отпотевания. Для отдыха служили двух- и трехъярусные койки.
В связи с бытовыми трудностями первоочередными ремонтно-восстановительными работами на линкоре явились оборудование камбуза для команды, изоляция экспанзитом жилых и служебных помещений под палубой полубака, а также переоборудование части санузлов, умывальников и душевых.

В середине мая 1949 года линкор поставили в Северный док. При этом специалисты были поражены изяществом обводов подводной части. Интенсивно оброс ракушкой лишь район переменной ватерлинии, а остальная часть, покрытая пастой неустановленного состава, почти не обросла. Но в неудовлетворительном состоянии оказалась забортная арматура. Более того, как писал последний командир БЧ-5 линкора И.И. Резников, при очередном ремонте обнаружилось, что почти полностью заросли ракушкой трубопроводы пожарной системы, пропускная способность которых уменьшилась в несколько раз.

Уже в июле "Новороссийск" принял участие в маневрах эскадры в качестве флагмана. Естественно, что вооружение и системы управления огнем не соответствовали требованиям времени, механизмы в результате интенсивной службы и плохого ухода оказались в запущенном состоянии, да и системы жизнеобеспечения корабля нужно было приспособить под новые стандарты.










28 октября 1955 года «Новороссийск» вернулся из последнего похода и занял место на «линкорной бочке» в районе Морского Госпиталя.
На той же самой бочке, практически метр в метр там, где 49 лет назад последний раз стояла «Императрица Мария»...

Перед ужином на корабль прибыло пополнение – солдаты-пехотинцы, переведенные на флот. На ночь их разместили в носовых кубриках. Для большинства из них это был первый и последний день военно-морской службы.

29 октября в 01.31 под корпусом носовой части корабля раздался мощный взрыв. На корабле была объявлена аварийная боевая тревога, На стоявших рядом кораблях также была объявлена тревога. Аварийные и медицинские группы стали прибывать на «Новороссийск».

После взрыва носовая часть корабля погрузилась в воду, а отданный якорь крепко держали линкор, не позволяя отбуксировать его на отмель.
Несмотря на все принимаемые меры, вода продолжала поступать в корпус корабля. Видя что поступление воды остановить не удается, исполняющий обязанности командира Хоршудов обратился к командующему флотом вице-адмиралу Пархоменко с предложением эвакуировать часть команды, но получил отказ.

Команда на эвакуацию была отдана слишком поздно.
Более 1000 моряков скопились на корме. К линкору стали подходить шлюпки, но на них успела сойти лишь небольшая часть экипажа.
В 4.14 корпус корабля вдруг дернулся и начал крениться на левый борт и через мгновение перевернулся вверх килем. По одной из версий, адмирал Пархоменко, не представляя размеров пробоины, дал команду буксировать в док, и этим погубил корабль.

«Новороссийск» перевернулся также стремительно, как и почти пол-века до него «Императрица Мария».
Сотни моряков оказались в воде. Многие, особенно бывшие пехотинцы, под тяжестью промокшей одежды и сапог быстро ушли под воду. Часть команды сумела взобраться на днище корабля, других подобрали на шлюпки, некоторые сумели доплыть до берега. Стресс от пережитого был такой, что у некоторых моряков доплывших до берега, не выдерживало сердце, и они тут же падали замертво. Многие слышали внутри корпуса перевернувшегося корабля частый стук - это подавали сигналы моряки, не успевшие выбраться из отсеков. ..

При спасательных работах, позже на подъеме "Новороссийска" тогда работал тот самый Скафандрыч, который спустя многие годы был моим инструктором по легководолазному делу и первым выпускал меня под воду. Скафандрыч - мой земляк, я рассказывал о нем на форуме.

«Мне по ночам потом долго снились лица людей, которых я видел под водой в иллюминаторах, которые они силились открыть. Жестами я давал понять, что будем спасать. Люди кивали, мол, поняли...
Погрузился глубже, слышу, стучат морзянкой, - стук в поде хорошо слышен: «Спасайте быстрее, задыхаемся...».
Я им тоже отстукал: «Крепитесь, все будут спасены».
И тут началось такое! Во всех отсеках начали стучать, чтобы наверху знали, что люди, оказавшиеся под водой, живы! Передвинулся ближе к носу корабля и не поверил своим ушам - поют «Варяга»!»


Через прорезанное в кормовой части днища отверстие удалось вытащить 7 человек. Еще двух спасли водолазы. Но из вырезанного отверстия с нарастающей силой начал выходить воздух, и перевернутый корабль стал медленно погружаться.

В последние минуты перед гибелью линкора было слышно, как моряки, замурованные в отсеках, пели «Варяг». Всего при взрыве и затоплении линкора погибло 604 человека, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.

Летом 1956 года экспедиция особого назначения ЭОН-35 приступила к подъему «Новороссийска». Операцию с утра 4 мая и в тот же день завершили подъем.



Весть о предстоящем всплытии линкора разнеслась по всему Севастополю, и, несмотря на сильный дождь, все берега бухты и близлежащие холмы были усеяны людьми. Корабль всплыл кверху килем, и его отвели в Казачью бухту, где его перевернули и спешно разобрали на металлолом.





Как тогда говорилось в Приказе по флоту, причиной взрыва линкора была немецкая магнитная мина, якобы пролежавшая на дне со времен войны более 10 лет, которая по каким-то причинам неожиданно пришла в действие.
Многие моряки были удивлены, ведь на этом месте бухты сразу после войны было проведено тщательное траление и, наконец, механическое уничтожение мин в наиболее ответственных местах. На самой бочке корабли становились на якорь сотни раз...

После подъема линкора комиссия тщательно осмотрела и отработала пробоину. Она была действительно огромных размеров: более 160 квадратных метров. Сила взрыва была такова, что ее хватило, чтобы пробить восемь палуб - в том числе три карапасные, бронированные.
Даже верхняя палуба была искорежена от правого до левого борта... Нетрудно подсчитать, что для этого понадобилось бы несколько более тонны тротила. Даже самые крупные немецкие мины не имели такой мощи...

Гибель «Новоросийска» породила много легенд.
Наиболее популярная из них – диверсия итальянских морских диверсантов. Эту версию поддерживал и опытный флотоводец адмирал Кузнецов.

В годы Второй мировой войны подводные диверсанты Италии под руководством князя Валерия Боргезе уничтожили больше английских боевых кораблей, чем весь итальянский флот.

К месту диверсии пловцов доставляла подводная лодка. Одев новейшие тогда аппараты для подводного плавания, боевые плавцы буквально верхом на управляемой торпеде подходили под днище вражеского линкора или крейсера, устанавливали заряд на днище и уходили к берегу. Говорят, что после капитуляции Италии князь Боргезе поклялся, что линкор с дорогим для итальянцев именем «Юлий Цезарь» никогда не будет ходить под вражеским флагом.

Кстати, во время войны итальянские подводники стояли в захваченном Севастополе, так что некоторые соратники Боргезе были знакомы в тамошней бухтой.

Однако как проникновение итальянской субмарины ко входу в главную базу флота спустя 10 лет после окончания войны могло остаться незамеченным?
Сколько рейсов от подлодки к линкору должны были сделать диверсанты, чтобы разместить на нем несколько десятков тонн тротила? Может быть заряд был небольшим и послужил лишь детонатором для заряда самоуничтожения, который итальянцы поместили в секретный отсек у днища линкора?
В общем-то тоже обычная практика военного кораблестроения, тем более что такой наглухо заваренный отсек при осмотре корабля обнаружил в 1949 году капитан 2 ранга Лепехов, но реакции командования на его доклад не последовало.

Некоторые историки утверждают, что члены комиссии при поддержке Хрущева передернули и исказили многие факты трагедии, после чего наказание понес временно исполняющий обязанности командующего Черноморским флотом вице-адмирал В.А. Пархоменко и адмирал флота Н.Г. Кузнецов, отстраненный от руководства военно-морскими силами страны и понижен на две ступени.
Есть версия, что Хрущев таким образом отомстил адмиралу за резкий комментарий по поводу передачи Крыма Украинской ССР.

Если говорить подробнее - причины и характер взрыва линкора "Новороссийск" достоверно не установлены.

Первоначальные версии - врыв бензосклада или артиллерийских погребов - были отметены практически сразу же.
Емкости бензосклада на линкоре пустовали задолго до катастрофы. Что касается погребов, то если бы они рванули, от линкора вообще мало бы что осталось, причем на воздух взлетели бы еще и пять крейсеров, стоявших рядом. К тому же эту версию сразу опрокинули показания моряков, местом боевой службы которых являлась 2-я башня главного артиллерийского калибра, в районе которой линкор и получил пробоину. Было точно установлено, что 320-миллиметровые снаряды остались в целости и сохранности.

Осталось еще несколько версий: взрыв мины, торпедная атака подводной лодки и диверсия. После изучения обстоятельств больше всего голосов набрала минная версия. Что было вполне объяснимо - мины в севастопольских бухтах были не редкостью начиная со времен Гражданской войны. Бухты и рейд периодически очищались от мин с помощью тральщиков и водолазных команд. В 1941 году, при наступлении немецких армий на Севастополь, ВВС и ВМС Германии минировали акваторию и с моря, и с воздуха - мин разных типов и назначения было выставлено ими несколько сотен. Одни сработали еще в период боев, другие были извлечены и обезврежены уже после освобождения Севастополя в 1944 году. Позже севастопольские бухты и рейд регулярно протраливались и осматривались водолазными командами.

Последнее такое комплексное обследование было проведено в 1951-1953 годах. В 1956-1958 годах, уже после взрыва линкора, в Севастопольской бухте обнаружили еще 19 немецких донных мин, в том числе три - на расстоянии менее 50 метров от места гибели линкора.
В пользу минной версии говорили и показания водолазов. Как свидетельствовал командир отделения Кравцов:
"Концы обшивки пробоины загнуты вовнутрь. По характеру пробоины, заусенцам от обшивки, взрыв был с внешней стороны корабля".


Версия 2 - торпедная атака

Следующей была версия о торпедировании линкора неизвестной подводной лодкой. Однако при изучении характера повреждений, полученных линкором, комиссия не нашла характерных примет, соответствующих удару торпеды.
Зато она обнаружила другое.

На момент взрыва корабли дивизии охраны водного района, чьей обязанностью было стеречь вход на главную базу Черноморского флота, находились совсем в другом месте. В ночь катастрофы внешний рейд никем не охранялся; сетевые ворота были распахнуты, а шумопеленгаторы бездействовали. Таким образом, Севастополь оказался беззащитен. И, теоретически, чужая подлодка вполне могла войти в бухту, выбрать позицию и нанести торпедный удар.

Практически же для полноценной атаки лодке вряд ли хватило бы глубины. Однако военным было известно, что на вооружении некоторых западных флотов уже стоят малые или карликовые подводные лодки. Так что на внутренний рейд главной базы Черноморского флота теоретически могла проникнуть карликовая субмарина. Это предположение, в свою очередь, породило другое - не замешаны ли во взрыве диверсанты?

Версия номер 3 - итальянские боевые пловцы

В пользу этой версии говорило то, что прежде чем встать под красный флаг "Новороссийск" был итальянским кораблем. А самый грозный подводный спецназ во время Второй мировой войны, "10-я штурмовая флотилия", был у итальянцев, и командовал им князь Джунио Валерио Боргезе, убежденный антикоммунист, якобы публично поклявшийся после передачи линкора СССР отомстить за такое унижение Италии.

Выпускника Королевского военно-морского училища Валерио Боргезе ожидала блестящая карьера офицера-подводника, чему способствовали знатное происхождение и отличные показатели в учебе. Первая субмарина под командованием Боргезе была в составе итальянского легиона, который, в рамках помощи Франко, действовал против республиканского флота Испании. После этого князь получил под свое командование новую подводную лодку. Позже Валерио Боргезе прошел курс специальной подготовки в Германии на Балтийском море.
По возвращении в Италию Боргезе получил под свое командование самую современную подлодку "Шире". Благодаря умелым действиям командира подводная лодка возвращалась обратно на свою базу невредимой из каждого боевого похода. Операции итальянских подводников вызвали неподдельный интерес у короля Виктора Эммануила, который удостоил князя-подводника личной аудиенции.

После этого Боргезе было предложено создать первую в мире флотилию морских диверсантов-подводников. Для нее были созданы сверхмалые подводные лодки, специальные управляемые торпеды, пилотируемые взрывающиеся катера. 18 декабря 1941 года итальянцы на карликовых подводных лодках скрытно проникли в гавань Александрии и прикрепили магнитные взрывные устройства к днищам английских линкоров "Вэлиэнт" и "Куин Элизабет". Гибель этих кораблей позволила итальянскому флоту на долгое время перехватить в свои руки инициативу в боевых действиях на Средиземном море. Также "10-я штурмовая флотилия" принимала участие в осаде Севастополя, базируясь в портах Крыма.


Теоретически, иностранный подводный крейсер мог доставить боевых пловцов на максимально близкое к Севастополю расстояние, чтобы те осуществили диверсию. С учетом боевого потенциала первоклассных итальянских аквалангистов, пилотов малых подлодок и управляемых торпед, а также принимая во внимание разгильдяйство в вопросах охраны главной базы Черноморского флота, версия о подводных диверсантах выглядит убедительно.

Версия 4 - английские диверсанты

Вторым подразделением мира, способным на подобную диверсию, была 12-я флотилия Военно-морских сил Великобритании. Командовал ею на то время капитан 2 ранга Лайонел Крэбб, также человек-легенда. В годы Второй мировой войны он руководил обороной британской военно-морской базы Гибралтар от итальянских боевых пловцов и по праву сам считался одним из лучших подводных диверсантов британского флота. Крэбб лично знал многих итальянцев из 10-й флотилии. К тому же после войны пленные итальянские боевые пловцы консультировали специалистов из 12-й флотилии.

В пользу этой версии выдвигается следующий аргумент - будто бы советское командование хотело оснастить "Новороссийск" ядерным оружием.

Атомной бомбой СССР обладал с 1949 года, но морских средств применения ядерного оружия тогда не было. Решением могли стать только морские крупнокалиберные пушки, стреляющие тяжелыми снарядами на большое расстояние. Итальянский линкор для этой цели подходил идеально. Великобритания, представляющая собой остров, в этом случае оказывалась наиболее уязвимой мишенью для советских ВМС. В случае применения атомных взрывных устройств возле западного побережья Англии, с учетом розы ветров, которые в тех краях круглый год дуют на восток, радиационному заражению подверглась бы вся страна.
И еще один факт - в конце октября 1955 года британская средиземноморская эскадра проводила маневры в Эгейском и Мраморном морях.

Версия 5 - дело рук КГБ

Уже в наше время кандидат технических наук Олег Сергеев выдвинул еще одну версию. Линейный корабль "Новороссийск" был подорван двумя зарядами с суммарным тротиловым эквивалентом в пределах 1800 кг, установленными на грунте в районе носовых артпогребов, на незначительном расстоянии от диаметральной плоскости корабля и друг от друга.

Взрывы произошли с коротким временным интервалом, обусловившим создание кумулятивного эффекта и нанесение повреждений, в результате которых корабль затонул. Подрыв же был подготовлен и осуществлен отечественными спецслужбами с ведома руководства страны исключительно во внутриполитических целях.

В 1993 году стали известны исполнители этой акции: старший лейтенант спецназа и два мичмана - группа обеспечения.

Против кого была направлена эта провокация?
Согласно Сергееву, прежде всего против руководства ВМФ.
На этот вопрос через два года после гибели "Новороссийска", на пленуме ЦК КПСС 29 октября 1957 года, ответил Никита Хрущев:
"Нам предложили вложить во флот более 100 миллиардов рублей и строить старые катера и эсминцы, вооруженные классической артиллерией. Мы провели большую борьбу, сняли Кузнецова… думать, заботиться о флоте, об обороне он оказался неспособным. Нужно все оценивать по-новому. Надо строить флот, но прежде всего строить подводный флот, вооруженный ракетами"


Гибель "Новороссийска" послужила началом масштабного сокращения Военно-морского флота СССР. На металлолом пошли устаревшие линкоры "Севастополь" и "Октябрьская революция", трофейные крейсеры "Керчь" и "Адмирал Макаров", множество трофейных подлодок, эсминцев и кораблей других классов довоенной постройки.

Критика версий

А. Критики минной версии заявляют, что к 1955 году источники электропитания всех донных мин неизбежно бы разрядились, а взрыватели пришли в полную негодность. До сих пор не было и нет аккумуляторов, способных не разряжаться в течение десяти и более лет.

Также отмечается, что взрыв произошел через 8 часов швартовки линкора, а все немецкие мины имели часовые интервалы, кратные только 6 часам.
До трагедии на бочке № 3 швартовались "Новороссийск" (10 раз) и линкор "Севастополь" (134 раза) в разное время года - и ничего не взрывалось. К тому же выяснилось, что на самом деле были два взрыва, причем такой силы, что на дне возникли две большие глубокие воронки, которые взрыв одной мины оставить не может.

Б. Что же касается версии о работе диверсантов из Италии или Англии, то в этом случае возникает ряд вопросов.

Во-первых, акция подобного масштаба возможна только при участии государства. И скрыть подготовку к ней было бы очень сложно, учитывая активность советской разведки на Апеннинском полуострове и влияние итальянской компартии.

Частным лицам организовать подобную акцию было бы не под силу - слишком большие ресурсы понадобились бы на ее обеспечение, начиная с нескольких тонн взрывчатки и заканчивая средствами транспортировки (опять же не забудем про секретность). Подобное допустимо в художественных фильмах, но в реальной жизни становится известным соответствующим службам еще на стадии планирования, как это было, например, с неудачным переворотом в Экваториальной Гвинее. К тому же, как признавались сами бывшие итальянские боевые пловцы, их жизнь после войны жестко контролировалась государством, и любая попытка на самодеятельность была бы пресечена.

К тому же подготовку к подобной операции следовало держать в тайне от союзников, в первую очередь от США. Узнай американцы о готовящейся диверсии ВМС Италии или Великобритании, они наверняка воспрепятствовали бы этому - в случае провала США долго бы не смогли отмыться от обвинений в разжигании войны. Совершать подобную вылазку против страны, обладающей ядерным оружием, в разгар Холодной войны было бы безумием.

Наконец, для того, чтобы заминировать корабль такого класса в охраняемой гавани, необходимо было собрать полную информацию о режиме охраны, местах стоянки, выходах кораблей в море и так далее. Сделать это без резидента с радиостанцией в самом Севастополе или где-то рядом невозможно.
Все операции итальянских диверсантов во время войны проводились только после тщательной разведки и никогда "вслепую". Но даже по прошествии полувека нет ни одного свидетельства того, что в одном из самых охраняемых городов СССР, насквозь профильтрованном КГБ и контрразведкой, действовал английский или итальянский резидент, исправно поставлявший информацию не только в Рим или Лондон, но и лично князю Боргезе.

Сторонники итальянской версии утверждают, что через некоторое время после гибели "Новороссийска" в итальянской печати промелькнуло сообщение о награждении орденами группы офицеров ВМС Италии "за выполнение особого задания". Однако до сих пор никто не опубликовал ни одной фотокопии данного сообщения. Ссылки же на самих итальянских морских офицеров, которые когда-то кому-то заявляли о своем участии в потоплении "Новороссийска", бездоказательны. В интернете гуляет много "абсолютно достоверных" интервью с людьми, которые якобы лично вели сверхмалые подводные лодки к Севастополь. Одна беда - тут же выясняется, что эти люди либо уже умерли, либо с ними до сих пор нет возможности поговорить......

Вскоре после гибели «Новороссийска» на слом был отправлен последний черноморский линкор «Севастополь».
А еще спустя несколько лет турки разрезали на металл ржавеющий у причала «Гебен», отказавшись продать его для создания музея Германии и Франции...

Только в мае 1988 года газета «Правда» опубликовала впервые небольшую статью, посвященную гибели линкора «Новороссийск» с воспоминаниями очевидцев трагедии, где описывалось героическое поведение матросов и офицеров, оказавшихся внутри перевернувшегося корабля.

Долгое время на памятнике морякам «Новороссийска» не было ни имен моряков, ни таблички, рассказывающей об их подвиге.

...Спрашиваешь, как хоронили утонувших, оставшихся в корабле? Да так же, как на "Нахимове", где ты сам в спасоперации участвовал и под воду ходил.
Первых отправляли на Инженерную пристань Северной стороны. Затем братская могила.

Второй этап когда мы стали готовить корабль к подъему. Жуткая картина. Обработанные мазутом и морской водой, пальцы продавливались сквозь тела. При неосторожном обращении могли отделиться от туловища руки, ноги, а то и голова. Их помещали в мешки из плотной ткани вроде брезента с отверстиями для проникновения рыбок, поднимали и привязывали к борту самоходной баржи в притопленном положении. Когда их поднимали на борт не знаю. Утром баржа уходила на так называемые "мерные мили". Там к мешкам привязывали камни и опускали в море. Баржа вновь возвращалась, ждала новых поступлений. Так было, по-моему, 2 - 3 раза. Их было не опознать, просто биомасса. Привлекались для этой работы желающие добровольцы из тех, кто участвовал в судоподъеме".



...Большая часть погибших моряков с линкора "Новороссийск" была похоронена на Братском кладбище в Севастополе.

В 1963 г. на кладбище был сооружен мемориал в виде 12-метровой фигуры Скорбящего матроса, отлитого из бронзы гребных винтов линкора. С северной стороны мемориал ограждает светлая стена из крымбальского известняка, на которой высечены барельефные изображения с эпизодами борьбы команды за спасение корабля: офицер, отдающий распоряжения по телефону, обнаженный по пояс матрос, подпирающий дверь аварийным брусом, моряки, выносящие раненого товарища, матрос, зажавший спиной пробоину.



Памятник сооружен на вершине искусственного холма. Перед монументом находится стела с посвящением:
"Мужественным морякам линкора "Новороссийск", погибшим при исполнении воинского долга 29 октября 1955 г. Любовь к Родине и верность военной присяге были для вас сильнее смерти"
.
Рядом установлена гранитная плита с текстом и фамилиями 23 моряков крейсера "Кутузов". В 1990 г. на мемориале установили гранитные плиты с именами 543 погибших моряков-черноморцев.

Вторая братская могила 42 моряков линкора "Новороссийск" находится на кладбище Коммунаров. В 1965 г. на ней установлен памятник в виде гранитного саркофага с рельефами, появившимися в 1995 г.

Приказом по флоту семьям погибшим были выданы единовременные пособия - по 10 тысяч рублей за погибших матросов и по 30 тысяч - за офицеров. После чего о «Новороссийске» постарались забыть...


Памятника морякам «Императрицы Марии» в Севастополе нет и по сей день.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13845
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение ПиЛя » 30 окт 2015, 01:57

День добрый!

В данной статье надо бы подправить

два трехствольных и три башенных орудия ?????

И ещё вопрос: на фото дивизиона живучести БЧ-5 стоит дата 17 ноября 1955 года.
Неужели они фотографировались на память через две недели после трагедии?

С Уважением, Алексей.
Последний раз редактировалось ПиЛя 14 ноя 2015, 00:51, всего редактировалось 1 раз.
ПиЛя
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 00:30
Откуда: Москва

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение ПиЛя » 30 окт 2015, 02:00

А моя "Императрица Мария" на сегодняшний день имеет вот такой вид.



С Уважением, Алексей.
ПиЛя
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 00:30
Откуда: Москва

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение EvMitkov » 30 окт 2015, 19:42

Принято, Алеш, СПАСИБО.
Что касаемо даты под фоткой - так в альбоме, который находится в Севастопольском музее.
Возможно, это те, кто выжил.
Косвенно об этом говорит подпись:
"Хуршудов Георгий Аркадьевич, капитан 2-го ранга, старший помошник и.о. командира корабля

Там еще есть небольшой косячек, в моём материале - официальное количество погибших ребят по источникам до 1993-го - 604 человека. После 1993-го - 611 человек.
Сколько на самом деле - до сих пор засекречено.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13845
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Русские линкоры. Судьбы "Императриц"

Сообщение ПиЛя » 30 окт 2015, 19:43

Принято!

С Уважением, Алексей.
ПиЛя
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 00:30
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Военно-морской флот

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1