57-мм спаренное зенитное орудие СМ-24-ЗИФ

Форум о военно-морском флоте

57-мм спаренное зенитное орудие СМ-24-ЗИФ

Сообщение GT-500 » 22 апр 2011, 19:21


14 марта 1946 года было утверждено ТТЗ на
57-мм двухорудийную автоматическую установку для вооружения подводных
лодок. В 1947 году в ЦКБ-34 разработали технический проект и рабочие
чертежи такой установки, получившей в том же году индекс СМ-24.

В 1948-1950 годах завод № 4 изготовил опытный
и два головных образца СМ-24. В октябре 1949 года после заводских
испытаний опытного образца приказом министерства вооружений доработка
опытного образца СМ-24 была возложена на завод № 7. Опытный образец № 1,
после проведения отладочных испытаний на заводе № 4, в декабре 1949
года был доставлен на завод № 7, в том же месяце была получена и рабочая
документация из ЦКБ-34.

В ходе испытаний СМ-24 был выявлен ряд
недостатков, как то: низкая надежность автомата; расположение наводчиков
и прицела исключает слежение за целью при максимальных углах ВН;
отступления от ТТЗ по весу установки, скоростям вертикальной и
горизонтальной наводке при ручной наводке и углу слежения; отсутствие
механизма выключения автомата в опасных зонах.

В январе 1950 года завод № 7 приступил к
переработке установки и разработке новых рабочих чертежей. По новым
чертежам в декабре 1950 года заводом № 7 был изготовлен опытный образец
установки (заводской номер 101) и в том же месяце № 101 прошел
отладочные испытания в объеме 215 выстрелов. В январе-апреле 1951 года
были проведены заводские испытания, а в июле 1951 года на полигоне были
проведены контрольные испытания. В августе-сентябре 1951 года состоялись
государственные полигонные испытания, где комиссия указала на плохое
антикоррозийное покрытие.

В феврале 1951 года завод № 7 изготовил новый
опытный образец установки № 102. В ноябре 1951 года - марте 1952 года
установка № 102 была доработана заводом № 7 при участии НИИ-13
(антикоррозийное покрытие) и в марте - апреле 1952 года на полигоне были
проведены ее контрольные испытания. В апреле 1952 года установка № 102
была отправлена в Севастополь для проведения государственных корабельных
испытаний.

Государственные корабельные испытания на
Черном море были проведены в два этапа: в сентябре - октябре 1952 года и
в апреле - июне 1953 года в объеме 2057 выстрелов. В процессе
корабельных испытаний подводная лодка С-61 пр.613 совершила 25 выходов в
море, 77 погружений на глубину 170 - 178 метров. Темп стрельбы на
корабельных испытаниях составил: правый автомат - 100,2 - 113,9
выстр/мин.; левый автомат - 100,8 - 115,4 выстр/мин. Практическая
скорострельность одного ствола при непрерывном наведении, без учета
времени охлаждения составила 80 выстр/мин. Выписка из приемного акта
корабельных испытаний на С-61: "Артустановка надежна в работе и может
быть эффективно использована через 1 мин. 40 сек. после всплытия
подводной лодки при состоянии моря до 3-х баллов в крейсерском положении
и до 2-х баллов в позиционном положении. Уплотнения УРС и гидросистемы
ненадежны. Производительность существующего на п/л подъемника
боеприпасов равна половине скорострельности СМ-24-ЗИФ, поэтому необходим
второй подъемник".

По результатам корабельных испытаний
СМ-24-ЗИФ была рекомендована к принятию на вооружение. Одна из установок
серийного выпуска (№ 148) была подвергнута испытаниям на живучесть в
объеме 13 000 выстрелов и выдержала его. Другая установка выпуска 1953
года (№ 164) была доработана и после полигонных испытаний, в апреле 1954
года была направлена в Николаев для прохождения государственных
контрольных испытаний, которые были проведены в июне - июле 1954 года на
подводной лодке С-89.

Установка СМ-24-ЗИФ принята на вооружение
приказом главкома ВМФ № 0033 от 20.01.1955 г. Артустановка СМ-24-ЗИФ
имела ствол моноблок. Крутизна нарезов постоянная, первоначально была 35
клб, а затем 30 клб. Автоматика работала за счет энергии отката при
коротком ходе ствола. Досылатель пружинный, длина досылки 715 мм.
Заряжание обойменное, в обойме 3 патрона. Тормоз отката гидравлический
веретенного типа. Накатник - пружинный. Оба автомата размещены в общей
люльке. Универсальный регулятор скорости реверсивный раздельного
исполнения № 2,5 для ВН и № 5 для ГН.

Приводы вертикального и горизолнтального
наведения имели общий электродвигатель типа МПМ-22, который вместе с
пусковым реостатом размещался внутри прочного корпуса лодки. Вывод
приводного вала электродвигателя к гидроприводам на установку
осуществлялся через специальное сальниковое устройство.

Изготовление артустановки СМ-24-ЗИФ велось с
1951 года по чертежам опытного образца на заводах № 7 и № 232, прицелы
изготавливал завод № 357. Первоначально выпущенные установки с № 103 по №
128 имели индекс СМ-24-ЗИФ, последующие установки с № 129 по № 168 и с №
01П по № 55П имели индекс СМ-24-ЗИФ1. Среди конструктивных отличий
СМ-24-ЗИФ1 от СМ-24-ЗИФ следует отметить отсутствие угла снижения
вертикальной наводки (уменьшен с -6 до 0).

В конце 50-х ХХ века годов установки
СМ-24-ЗИФ были сняты с подводных лодок и отправлены на склады, где они
хранились по крайней мере до 1991 года..
СМ-24-ЗИФ: основные характеристики
Калибр, мм 57
Длина ствола, клб
78,7
Угол ВН, град
-6/+85
Угол ГН, град
+ 147
Максимальная скорость наведения, град/с:
вертикальная 20
горизонтальная 30
Радиус обметания по стволам, мм
4020
Масса, кг: 7300
Скорострельность, выстр./мин 100
Масса снаряда, кг
6,35
Начальная скорость снаряда, м/с 1020
Дальность стрельбы, м
8420
Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Вернуться в Военно-морской флот

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2