Проект 10831 "Калитка" (NATO - "Norsub-5")

Форум о военно-морском флоте

Проект 10831 "Калитка" (NATO - "Norsub-5")

Сообщение EvMitkov » 01 май 2015, 16:54

Доброго времени суток всем.

Тема эта создана по инициативе и ссылкам нашей Аллы Станиславовны, я же со своей стороны полагаю любопытным ее материал несколько расширить и дополнить; этот проект стоит того.
Итак, материал по ссылке Аллочки:




Проект 10831 «Калитка»

Проект 10831 является дальнейшим развитием глубоководных станций проектов 1851 и 1910. По этому проекту построена всего одна субмарина (АС-12), которая считается одной из самых уникальных и таинственных субмарин российского флота. Главный конструктор проекта — генеральный конструктор глубоководных технических средств, Герой России Юрий Михайлович Коновалов.


Атомная глубоководная станция спроектирована в ЦКБ «Малахит». О точной дате закладки данных нет, но известно, что в августе 2003 года она была выведена со стапеля цеха №42 Севмаша, а на торжественной церемонии присутствовал Главком ВМФ Владимир Куроедов.

Характеристики и возможности станции окутаны тайной, но достоверно известно, что она оснащена оборудованием для проведения работ на больших глубинах и обладает свойствами, которые могут быть востребованы не только министерством обороны, но и в интересах науки, океанографии и даже добычи полезных ископаемых.

Корпус станции выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения более 1000 м.

АГС проекта 10831 приспособлен для длительного нахождения под водой (по разным источникам — 1–2 месяца, но, возможно, и больше) при взаимодействии с носителями АПЛ «Оренбург» или «Подмосковье».

Станция приписана к Северному флоту России, но не подчиняется командованию Военно-морского флота, так как входит в состав главного управления глубоководных исследований министерства обороны России и подчиняется министру обороны.

Осенью 2012 года АГС вместе со своим носителем АПЛ «Оренбург» принимала участие в экспедиции «Арктика-2012», в ходе которой она пробурила скважины на глубине 2500–3500 метров и взяла пробы грунта. Основной целью экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике, где сбором образцов занималась атомная станция. На сегодняшний день находится на ремонте в плавучем доке судоремонтного предприятия «Нерпа» в Снежногорске. Несколько лет, по неподтвержденным данным, она занимается добычей золота на арктическом шельфе.

Носители атомных глубоководных станций (базы станций) проектов 09786, 09787, 09852.

По проекту построена одна атомная станция: АС-12 (номер предположительный).


Внешний вид «Калитки» засекречен, но есть одна достоверная фотография этой субмарины, которая была напечатана в журнале «Top Gear» в 2006 году. Летом того года репортеры журнала делали пробег на автомобиле Mercedes-Benz GL 450 по маршруту Москва-Северодвинск для статьи «Брызги Белого», в ходе которой сделали отчет о машине и случайно засняли проходящую мимо атомную глубоководную станцию проекта 10831, которая возвращалась с ходовых испытаний в Белом море.



Фото АГС «Калитка» в журнале «Top Gear»

http://warfiles.ru/show-87014-proekt-10831-kalitka.html

Что ж. Сегодня в Сети действительно много материалов об этом проекте, хотя действительно - почтеннейшая публика заговорила о нем только в конце сентября 2012-го, когда состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны.

В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также впервые широко озвученная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик».

Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км. на протяжении порядка 20 дней.

Целью данной экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа на территории Арктики. В середине октября 2012 года главный инженер «Севморгео» Юрий Кузьмин (компании, возглавлявшей исследовательские работы), в интервью РИА Новости говорил о том, что на глубине в 2-2,5 километра в море были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 см. соответственно. Сбором данных образцов занимался «Лошарик». Работы производились на глубине в 2,5-3 километра, – это существенно больше, чем глубина погружения "обычных" подводных лодок.
Примерно в то же время в СМИ и в русскоязычном сегменте сети появлся снимок модели "Лошарика"



А так же - "приблизительная схема" этого проекта.





Как обычно и традиционно, еще в годы создания была создана достаточно плотная дымзавеса вокруг этого проекта. Примерно такой же надежности, как и в случае с Т-14.

Номер АС-12 впервые открыто стал упоминаться в 2000 году в издании Ильин В.Е. и Колесников А.И. "Отечественные атомные подводные лодки".

Однако на тот момент такое наименование носил АПК АС-12 проекта 1839. На сегодняшний день наименование АС-12 упоминается практически во всех открытых источниках. В информации на сайте Отечественная гидронавтика и на портале Флот.сом указывается номер АС-31, который не использовался для других аппаратов специального назначения.

Ниже указаны данные из издания Ильин В.Е. и Колесников А.И. "Отечественные атомные подводные лодки"



Однако эта информация по датам относится к четвертому недостроенному корпусу ПЛ проекта 1851.
Тем более, что есть другая информация по датам, которая имеет косвенное подтверждение в новостных лентах информационных агентств
(подводная лодка 13 августа 2003 года была выведена со стапеля цеха N° 42 завода «Севмашпредприятие». на торжественной церемонии вывода ПЛ со стапеля присутствовал Главком ВМФ Владимир Иванович Куроедов и представители КБ «Малахит», а спустя три дня был произведён спуск АЛЛ на воду).


В 1988-1990 году были созданы и утверждены рабочий и технический проекты подводной лодки нового поколения.
Если чуть подробнее - то разработка данных проектов велась совместно с макетированием размещения в сферических отсеках лодки различного оборудования.

В 1991 году при уже почти полностью готовых блоках прочного корпуса лодки по техзаданию заказчика была проведена корректировка технического 10830. В частности в носовой части лодки было решено разместить дополнительное вооружение, речь шла о специализированном оборудовании. Откорректированный технический проект лодки был представлен и защищен уже в 1992 году.



Создание задела для постройки подводной лодки и подготовка производства были начаты на ПО «Севмаш» еще в 1988 году. Головная и пока единственная лодка данного проекта – АС-12, имеющая заводской №01210 была заложена в цехе №42 ПО «Севмаш», в городе Северодвинск. Произошло это 16 июля 1990 года.

То есть -
Для отработки новых технических решений в области создания боевых подводных лодок нового поколения в г.Северодвинск была заложена «атомная глубоководная станция 1 ранга» АС-12 — исследовательская подводная лодка проекта 10831. лишенная вооружения.

Корпус АПЛ получивший на Западе обозначение NORSUB-5. выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения более 1000 м.

Главная энергетическая установка номинальной мощностью 15000 л. с. имеет один реактор и один винт.
Проект был разработан конструкторами КБ «Малахит» в 1980-е годы. Главный конструктор проекта — генеральный конструктор глубоководных технических средств, Герой России Коновалов Ю.М. Информация об этой АПЛ, история службы и современный статус - грифованы плотно.

Глубоководная станция первого ранга АС-12 ("Лошарик". заводской номер 210. обозначение НАТО - NORSUB-5) действительно приписана к Северному флоту России, но не подчиняется его командованию. Корабль входит в состав Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны России, более известного как "Подводная разведка", и подчиняется только Министру Обороны.

Корпус станции собран из высокопрочных титановых шарообразных отсеков, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки соединены между собой проходами и расположены внутри легкого корпуса.
Именно из-за особенности конструкции судостроители северодвинского предприятия "Севмаш" прозвали АС-12 "Лошариком" по аналогии с советским мультипликационным персонажем - лошадкой, собранной из шариков. Подробные ТТХ АС-12 засекречены. В открытой информации - немного, в основном то, что на сегодня уже не имеет смысласлишком плотно зашторивать.

"Лошарик" имеет в длину 79 метров, в ширину - семь метров, а его полное водоизмещение составляет около двух тысяч тонн.
Станция может погружаться на глубину до шести километров и развивать на этих глубинах ход до 30 узлов.
Одна из сфер глубоководной станции занята атомным реактором с паропроизводящей установкой Э-17 и турбозубчатым агрегатом с мощностью на валу в 15 000 элс.
Корабль оснащен одним гребным винтом в кольцевом обтекателе Петрова. Вооружения на "Лошарике" предположительно нет

Станция оснащена манипуляторами, драгой (система очистки породы), телегрефейром (ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.
В состав экипажа станции входят 25 офицеров и мичман (кок).

"Лошарик" способен находиться в погруженном состоянии более 90 календарных суток. Глубоководная станция имеет отсеки для отдыха экипажа, рабочие помещения и камбуз.

В феврале 2012 года корабль прошел ремонт и подготовку к походу на Северный полюс. В частности, станция АС-12 получила дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна, включая профилограф (устройство измерения глубины донных отложений) и сонар-гидролокатор бокового обзора.

Проектированием корабля в 1988-1990-м годах занималось петербургское Морское бюро машиностроения "Малахит".
Окончательный технический проект 10831 (1083К) был представлен и защищен в мае 1992 года. Строительство "Лошарика" велось в 42-м цехе "Севмаша" с 1990-го по 2003 год. В середине 1990-х годов реализация проекта столкнулась с нехваткой финансирования. Российское руководство пыталось привлечь к проекту США. При американском финансировании "Лошарик" стал бы спасательным кораблем, однако США от участия в проекте отказались.

Для глубоководной станции АС-12 производилась и переделка стратегической атомной подводной лодки проекта 667БДР "Кальмар" К-129. которая стала носителем "Лошарика".

Все работы по переделке К-129 производились судоремонтным заводом "Звездочка" в 1994-2002 годах.

В частности, на атомной подлодке были демонтированы шахты баллистических ракет, была укреплена и конструкция подлодки, которая, по официально данным, может погружаться на глубину до тысячи метров.
Глубоководная станция "Лошарик" крепится к носителю снизу. К-129 в настоящее время числится в составе Северного флота России как БС-136 "Оренбург".
Фотографии "Оренбурга", всплывшего на Северном полюсе в ходе экспедиции "Арктика-2012". были опубликованы в середине октября 2012 года. Глубоководных станций, подобных АС-12. в распоряжении других стран мира не имеется.

В ходе экспедиции в Арктическую зону у глубоководной станции были повреждены манипуляторы и система внешнего освещения. Техническое обслуживание "Лошарика" будет производиться в 42-м цехе "Севмаша".



Помимо незначительного ремонта, на корабле выровнен корпус, деформированный большим давлением на глубине трех километров, устранить деформацию корпуса АС-12 намного сложнее, чем у обычной подлодки. Кроме того, в ходе ремонта проверены различные узлы и механизмы, в первую очередь, валы и гребные винты.

Помимо "Лошарика" работать на глубине нескольких километров могут только глубоководные станции "Мир", однако они не приспособлены для длительного нахождения под водой. В частности, аккумуляторные батареи "Миров" обеспечивают работу станций только на протяжении 72 часов.
Кроме того, манипуляторы "Мира" не могут обеспечить подъем со дна тяжелых предметов. За счет атомной силовой установки "Лошарик" может находиться под водой несколько месяцев. Во время экспедиции "Арктика-2012" станция АС-12 подняла со дна Северного Ледовитого океана около 500 килограммов образцов.

По словам работников предприятия, в случае с «Лошариком» процедура спуска лодки на воду проходила в лучших традициях Советского Союза.
На церемонии присутствовали лишь представители заказчика проекта, разработчики уникальной подлодки из «Малахита» и сами специалисты из «Севмаша», которые имели непосредственное отношение к постройке лодки. Во времена Советского Союза было принято выводить готовые подлодки из цехов заводов ночью. Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут узнать точное количество введенных в строй атомных подлодок, а во-вторых, не смогут произвести качественные снимки новых советских лодок из космоса.

При этом специалисты «Севмашпредприятия» подчеркивают, что по своему внешнему виду новая российская подводная лодка мало что может сказать непосвященным людям, по внешнему виду «Лошарика» трудно судить о заложенных в этой субмарине возможностях. При этом если взять те атомные субмарины, которые были созданы конструкторами «Малахита», то можно сделать вывод о том, что «Лошарик» – это самая неуязвимая и бесшумная подлодка на всем российском флоте. Скорее всего, на определенной скорости и глубине она просто практически неуязвима, в том числе и для новейших аппаратных систем обнаружения. Поэтому данная подводная лодка в состоянии решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана.

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. Лодка к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний и была принята в состав флота еще в 2010 году. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».


Лодка-носитель "Оренбург" в месте постоянной дислокации, Оленья губа
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14752
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Вернуться в Военно-морской флот

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1