ЗАТОНУВШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Форум о военно-морском флоте

ЗАТОНУВШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Сообщение EvMitkov » 06 ноя 2010, 03:36


На этой неделе, буквально за день до начала праздников, к нам снова заходил в гости мой старый друг и учитель, Скафандрыч , как всегда, вместе со своим неразлучным Патриком. В прошлом – командир группы боевых пловцов, а ныне – военный пенсионер, Эдуард Петрович до сих пор не потерял молодости и живости ума и интереса к происходящему.
Подробнее о нём можно посмотреть тут:
http://dogswar.ru/armii-mira/vooryjenny ... oe-yb.html
Эта публикация нас ещё более сблизила, да и возраст перешёл ту грань, за которой разница в два десятка лет уже не кажется непреодолимой пропастью. В общем, мы с супругой были приглашены «на рюмку чаю», хотя ни сам Скафандрыч, ни я уже давным- давно ничего крепче и не пьём. Ну, а пока наши женщины дружно говорили о том, что «…погоны – это диагноз и совершенно неизлечимо», мы с ним уселись за его архивы.
Прошу понять меня правильно: я и сам не мальчик и кое-что в этой жизни видывал. Но тот уровень и то количество материалов, которыми располагает Скафандрыч ( причем – собранных ещё в «доинтернетную эпоху», их источники, комментарии к ним и трактовки лично меня ОШЕЛОМИЛИ.
Некоторыми материалами Эдуард Петрович поделился. Разумеется, основа основ любой аналитической деятельности – открытые источники. Но вот искусство их анализа в совокупности, умение «видеть за деревьями лес…»
В этом сообщении я выложу для начала несколько тем по затонувшим подводным лодкам и их стории. Если сообщение будет интересным – продолжу.
Подъем исторической субмарины «Ханли»
В 1859 г. инженер Вильруа переехал на постоянное жительство в США. Он обосновался в Филадельфии и построил там в 1860 г. по заказу местного банкира Стефена Джирарда (Stephen Girard) свою субмарину. Она предназначалась для подъема золота с затонувшего в 1780 г. неподалеку от устья реки Делавэр британского военного судна «De Braak». Якобы у него на борту находились золотые слитки стоимостью десять миллионов долларов!
Лодка длиной 33 фута (10,06 м) представляла вариант проекта 1855 г. Она могла погружаться на глубину до 20 футов (6,1 м). Под водой из нее выходили водолазы и работали на фунте. Воздух для дыхания им качали по шлангам изнутри лодки. Запасов воздуха хватало на 3 часа. Движение осуществлялось посредством гребного винта, работавшего от ручного привода.
В одном из номеров тогдашней американской газеты «The Navigator» был помещен следующий отчет об ее испытаниях:
* Некоторые авторы утверждают, будто бы в их число входил Густав Зедэ, знаменитый инженер-судостроитель, создавший в 80-е годы подводную лодку «Жимнот». Однако в 1835 году Зедэ было всего лишь 10 лет!
«В 4 часа утра, при наиболее высокой воде, Вильруа вошел в свою лодку и медленно направил ее от берега. Сначало судно ходило полчаса по поверхности, а затем опустилось на глубину 16—20 футов (4,88—6,1 м) и ее экипаж собрал на дне несколько камней и раковин. Во время этого погружения она ходила по всем направлениям, так что окружавшая лодку в начале испытания флотилия шлюпок потеряла ее из вида.

Всплыв, Вильруа делал еще различные эволюции на поверхности и после этой последней пробы, которая продолжалась один час с четвертью, он открыл люк и показался присутствующим, которые приветствовали его с горячим интересом и одобрением»...
Судя по всему, успехов в поисках затонувших судов субмарина не достигла. А вскоре после начала гражданской войны, 16 мая 1861 года, полицейский департамент Филадельфии наложил арест на подводную лодку французского изобретателя. Несколько особо бдительных горожан заметили ее плавающей в реке Делавэр и сообщили в полицию ...об «адской машине» конфедератов, нацеливающейся на местную верфь федерального флота.
На следующий день в местной вечерней газете «Philadelphia Evening Bulletin» появилась статья. Репортер, побывавший внутри лодки, сообщил:
«Мы проникли в машину и очутились внутри сигарообразного судна примерно четырех футов в диаметре. Там имеется коленчатый вал для гребного винта и аппарат, соединенный с плавниками, обеспечивающими устойчивость и погружение судна. Там имеются насосы, медные водопроводные краны, чушки чугунного балласта и много других предметов, равно пригодных как для жестоких, так и для гуманных целей»...
Комендант верфи, кэптен Сэмюэл Дюпон (Samuel F. Dupont) заинтересовался газетными сообщениями о субмарине. Он создал комиссию в составе трех человек (два морских офицера и главный инженер верфи Роберт Дэнби), которой поручил инспекцию таинственного судна. Его осмотр и обмеры члены комиссии произвели 30 мая. Кроме того, они поговорили с самим Вильруа. По их просьбе изобретатель несколько раз продемонстрировал погружение и всплытие подводной лодки на реке Делавэр. В итоге комиссия представила кэптену Дюпону свое заключение. В частности, в нем утверждалось следующее: I) машина Вильруа может оставаться полностью погруженной в воду значительный период времени без всякого ущерба для экипажа; 2) она способна погружаться и всплывать по воле ее командира; 3) члены экипажа могут выходить из нее и возвращаться обратно, не появляясь при этом на поверхности воды; 4) покидая лодку и действуя на грунте, человек получает воздух для дыхания через шланг из лодки; 5) водолаз вполне может прикрепить взрывной заряд к корпусу вражеского корабля и вернуться назад в лодку прежде, чем произойдет взрыв; 6) большее судно с более многочисленным экипажем сможет развивать скорость свыше одного узла;
Дюпон ознакомился с отчетом комиссии 7 июля 1861 г., после чего отправил его в Вашингтон, сопроводив следующим заключением:
«Мы полагаем, что услуги этого выдающегося инженера были бы весьма ценными для правительства, и что обладание его изобретением было бы чрезвычайно важным... »
Этот документ в конце концов дошел до Гидеона Уиллиса (Gideon Welles), шефа Морского департамента США. Последний был хорошо осведомлен о том, что конфедераты ускоренными темпами перестраивают в мощный броненосец захваченный ими в Норфолке полусгоревший и полузатопленный фрегат федерального флота «Merrimack». Срок вступления его в строй был запланирован на март следующего года.
В августе Уиллис доложил о подводной лодке президенту Абрахаму Линкольну, а 4 сентября Виль-руа сам написал письмо главе государства. В нем, в частности, говорилось:
«Последние опыты, произведенные на реке Делавэр, положительно доказали, что подводная лодка, подобная моей, хорошо построенная и оснащенная, позволяет производить разведку вражеского побережья, доставлять людей, боеприпасы и прочее в любое указанное место; она способна проникать в гавани и доставлять взрывающиеся бомбы к самому днищу вражеских судов, и все это незаметно. С несколькими такими лодками, управляемыми дюжиной человек каждая, можно в кратчайший срок уничтожить самый грозный флот».
Линкольн пожелал лично встретиться с французским изобретателем. Президент попросил его срочно разработать проект новой субмарины, предназначенной для военных целей, а не для поиска затонувших сокровищ. Брутус де Вильруа сделал это в течение одного месяца.
«Аллигатор» (1862 г.)
I ноября I86I г. Морской департамент США заключил контракт с неким Мартином Томасом (Martin Thomas), выступившим в роли субподрядчика. Мистер Томас взялся за 14 тысяч долларов построить подводную лодку по проекту Вильруа в течение 40 дней на верфи Нэфи и Леви (Neafie & Levi) в Филадельфии. По условиям контракта, Вильруа должен был следить за ходом работ и за соответствием строящегося судна проекту.
Однако субмарина не была готова ни через 40, ни через I20 дней. Между тем, броненосец «Merrimack» вступил в строй 17 февраля I862 г. под именем «Virginia» и через пару дней прорвал блокаду федерального флота в районе форта Монро.

Схема устройства «Аллигатора» с гребками.
/ — коловорот; 2 — шлюзовая камера; 3 — смотровой купол; 4 — входной люк; 5 — цилиндр для регулировки плавучести; 6 — буи для страховки от «проваливания» на запредельную глубину;
7 — вьюшки с тросами для страховочных буев; 8 — устройство для регенерации воздуха; 9 — шахты с перемещающимися грузами; 10 — балластные цистерны; 11 — насосы; 12 — гребки

Субмарина «Аллигатор» была построена из котельного железа, ее длина составила 46 футов (14 м), высота 6 футов (1,83 м), ширина 4 фута 6 дюймов (1,37 м). Она имела сигарообразную форму.
Наконец, 30 апреля 1862 г. лодку спустили на воду. Достройка заняла еще 6 недель. Только 13 июня
из 10 секций (овальных в сечении) и двух конических оконечностей. К двум кормовым секциям и конической оконечности были прикреплены вертикальные и горизонтальные плавники. Для освещения внутренего пространства лодка имела в бортах и верхней части несколько иллюминаторов из толстого стекла.
Лодку приводили в движение 8 пар гребков, подобных гребкам К.А. Шильдера. Их вращали 16 человек, по одному на каждый гребок. Но гребки — весьма нерациональное средство движения. Именно поэтому в проекте Вильруа, а также на его предыдущей лодке движителем служил винт. Гребками его самовольно заменил Томас, явно считавший себя «крупным специалистом» в области подводного судостроения.
ПЛ подняла флаг и получила имя «Аллигатор» (Alligator). Она стала первой подводной лодкой, официально зачисленной в состав флота Соединенных Штатов, а также первым таким кораблем в мире!

Кроме того, Вильруа так и не раскрыл устройство своего «секретного» прибора для регенерации воздуха. Известно лишь, что очистка воздуха от углекислого газа осуществлялась путем прокачивания через ёмкость с известковой водой, а насыщение лодки кислородом — с помощью специального генератора (иными словами, Вильруа придумал аппарат, похожий на изобретение Бауэра).
В носовой части лодки находилась водолазная камера, снабженная люком в донной части. Перед выходом водолаза в нее впускали сжатый воздух, чтобы создать давление, равное забортному, затем водолаз открывал люк и выходил наружу. После выполнения работ он возвращался тем же путем обратно. За водолазной камерой находился пост командира, прикрытый сверху смотровым колпаком в виде застекленной полусферы. Командирский пост был оборудован ручным приводом к расположенному в носу коловороту для сверления дыр в днищах вражеских судов, штурвалом для управления вертикальным рулём, а также приборами, по которым командир контролировал положение субмарины. Помимо коловорота, субмарина была вооружена шестью пилами (по три с каждого борта), стационарно закрепленными в носовой части под некоторым углом к диаметральной плоскости. С их помощью Виль-руа намеревался разрушать деревянные части атакуемых неприятельских кораблей.
Кроме того, лодка имела две четырехзарядные пушки небольшого калибра, жестко закрепленные в корпусе стволами вверх по обеим сторонам наблюдательной полусферы. Предполагалось в подводном положении стрелять из них в днище атакуемого корабля.
Погружение лодки происходило за счет заполнения самотеком водой трех балластных цистерн, всплытие — осушением их двумя ручными насосами. Для маневрирования по глубине в носовой части был установлен особыйм цилиндр с поршнем. Одной своей стороной цилиндр сообщался с забортной средой. Перемещая поршень и меняя объем цилиндра, можно было менять глубину погружения.
Конструктор стремился обеспечить своей лодке надежную продольную остойчивость, однако принял ошибочное решение. Он разместил в оконечностях и в центральной части корпуса три вертикальные шахты с
перемещающимися в них металлическими грузами, что не только не увеличивало, а наоборот, значительно уменьшало её продольную остойчивость.
Для гарантии дополнительной безопасности субмарины в погруженном положении, Вильруа предусмотрел два буя, которые могли выпускаться после погружения и как бы удерживать её на страховочных стропах (принцип Кастера). Однако буи обладали незначительным, по сравнению с субмариной, объемом и не могли удержать ее на безопасной глубине при получении большой отрицательной плавучести.
Вскоре после вступления в строй «Alligator» отправился на войну. В течение 5-и дней его буксировали по Чесапикско-Делавэрскому каналу к Хэмтпон-скому рейду, куда он и прибыл 23 июня 1862 года. Вместе с буксиром «Fred Koop» и судном поддержки «Sattelite» субмарина поступила в распоряжение ком-мандера Джона Роджерса (John Rogers), руководившего боевыми действиями федерального флота на реке Джеймс. Он приказал ее командиру взорвать большой железнодорожный мост на реке Аппоматокс (притоке Джеймс-ривер) возле города Питерсбург.
Однако уже через четыре дня Роджерс отправил подлодку назад адмиралу Голдсбороу (Goldsborough), командующему морскими силами федералов в зоне Норфолк.
В сопроводительном письме он указал, что «Alligator» не способен успешно действовать на здешних реках — неглубоких, но с быстрым течением, и что ему не хватает скорости и маневренности.
От дальнейших хлопот с подводной лодкой адмирала Голдсбороу избавил приказ главы Морского департамента Уиллиса, полученный им 3 июля. Приказ гласил, что «Alligator» должен отправиться по реке Потомак в Вашингтон для испытаний и модернизации на тамошней верфи. Субмарина прибыла туда на буксире 9 июля.
В процессе перестройки взамен гребков был установлен четырехлопастный гребной винт диаметром 3 фута 2 дюйма (0,96 м), который матросы вращали вручную через продольный коленчатый вал. Максимальная скорость движения с помощью винта под водой, достигнутая на испытаниях, составила 2 узла (3,7 км/час).

Кроме того, было снято все прежнее вооружение— коловорот, пилы, подводные пушки. Их заменили две шестовые мины, аналогичные тем, которыми лейтенант Уильям Кашинг (William Cushing) спустя два года потопил броненосец конфедератов «Albemarle» на реке Роанок.
Только проблему регенерации воздуха так и не удалось решить. Ни самого Вильруа, ни его «секретный прибор» нигде не могли найти. Лишь значительно позже, в 1874 году, в одной из филадельфийских газет появилось краткое сообщение об его смерти.
Все же командование федерального флота решило использовать подводную лодку в боевых действиях на море. Ее командиру приказали присоединиться к эскадре, блокировавшей порты конфедератов на Атлантическом побережье. 13 марта 1863 г. субмарина «Alligator» покинула Вашингтон на буксире военного парохода «Sumter».
Спустя три недели (2 апреля) она затонула неподалеку от мыса Гаттерас (штат Южная Каролина) во время сильного шторма. Огромные волны угрожали пароходу, отягощенному грузом, и ему пришлось обрубить буксирный трос, бросив подводную лодку на произвол стихии. Где-то в тех водах она до сих пор покоится на морском дне.
Подводные лодки Мак-Клинтока (1862-63 гг.)
«Pioneer» (1862 г.)
Спустя четыре дня после начала гражданской войны в США (это произошло 13 апреля 1861 г.) правительство Конфедерации штатов Юга разрешило своим гражданам каперство, т.е. захват вражеских торговых судов с целью наживы, а также уничтожение боевых кораблей за плату. Не имея флота, оно считало, что для подрыва морских сил федералов надо использовать любые средства. В этой связи стали возникать специальные компании для приобретения либо строительства каперских судов. В Новом Орлеане одну из таких компаний создал маклер хлопковой биржи Хорас Л. Ханли (Horace Lawson Hanley; 1823—1863).
Эта компания решила использовать для каперства подводную лодку. В конце осени того же I86I г. в механической мастерской в Новом Орлеане было начато строительство субмарины «Pioneer». Ее спроектировал и строил инженер Джеймс Мак-Клинток (James R. McClintock), с помощью своего компаньона Бакстера Уотсона (Baxter Watson). В феврале 1862 г. «Пионер» был спущен на воду.

Погружение осуществлялось путем заполнения балластной цистерны забортной водой, которую для всплытия откачивали ручным насосом. Экипаж включал трех человек, двое из которых должны были вращать руками коленчатый вал с четырехлопастным гребным винтом на конце. Воздух для дыхания поступал по шлангу, чей верхний конец удерживался на поверхности воды с помощью поплавка.
Оружием субмарины служила плавучая мина, похожая на «торпедо» Фултона, буксируемая на канате длиной 150 футов (45,7 м).
Приборы для наблюдения за обстановкой на поверхности воды отсутствовали. Поэтому тактика применения лодки напоминала действия кита. Повернув к вражескому кораблю, лодка погружалась и какое-то время шла в избранном направлении. Затем она
всплывала, рулевой выглядывал из люка и корректировал курс, одновременно через тот же люк освежался воздух внутри корпуса, после чего следовало новое погружение и очередной этап движения к цели.
Лодка, которой командовал бывший таможенник Джон Скотт (John Scott), прошла успешные испытания на озере Пончартрейн (Ponchartrain) в марте 1862 г. Она погрузилась под воду и взорвала своей миной старую баржу.
31 марта Ханли получил патент, который удостоверял, что «Пионер» является капером. Предполагалось, что теперь он выйдет в море, чтобы топить корабли федералов. За каждое уничтоженное судно компании Ханли полагалась немалая доля от его стоимости.
Однако субмарина не приняла участия ни в одной боевой операции. Прежде чем «Пионер» смогли использовать, 25—26 апреля 1862 г. Новый Орлеан взяли федеральный флот и армия. Создатели затопили лодку в одном из каналов за городом, чтобы предотвратить захват ее противником.
В 1878 г. «Пионер» нашли, подняли и сделали экспонатом национального музея штата Луизиана в Новом Орлеане. Там он находится до сих пор.
«American Diver» (1663 г.)
После падения Нового Орлеана Ханли, Мак-Клинток и Уотсон перебрались в Мобайл (Mobile). Там

«Пионер» в I880 г. Лопасти гребного винта (слева) обломаны http://submarine.narod.ru/book/image/book3_81.jpg

они нашли поддержку в лице инженеров Томаса Парка и Томаса Лайона, совладельцев механического завода «Park & Lyon». Вместе с ними они построили на этом заводе новую субмарину, которой дали имя «Американский водолаз» (American Diver).
Она сошла на воду в феврале 1863 г. и прошла испытания на рейде Мобайла. Эта лодка была несколько больше «Пионера»: длина составила 30 футов (9,1 м), ширина 3 фута (0,92 м), высота 4 фута (1,22 м). Обшивка корпуса состояла из листов котельного железа толщиной 6 мм (т.е. четверть дюйма).
Для освещения внутреннего пространства и ориентации под водой она имела иллюминаторы в верхней части корпуса. Глубину погружения указывал барометр. Вентиляция производилась через два люка вместо одного.
Сначала Мак-Клинток попытался установить на лодке «электромагнетический» двигатель, т.е. электромотор, работавший от гальванической батареи, но из этой затеи ничего не вышло. Пришлось вернуться к мускульному приводу. Четыре человека вращали коленчатый гребной вал, к которому был прикреплен винт диаметром 76 см (30 дюймов).
С вентиляцией дело обстояло неважно. Внутреннего объема воздуха хватало на короткое время, буквально на 15—20 минут интенсивной работы «живых моторов». Потом приходилось всплывать и открывать оба люка. Именно данное обстоятельство стало причиной гибели «Американского водолаза». В конце того же месяца (т.е. в феврале), когда лодку буксировали в море из форта Морган, чтобы атаковать корабли федералов, поднялось сильное волнение, через открытые люки ее залила вода и она затонула. Экипажу удалось спастись, однако саму лодку не нашли. Компания Ханли лишилась уже второй субмарины, в создание которой было вложено немало времени, сил и средств.*
«H.L. Hunley»(1863r.)
После гибели «Американского водолаза» Хорасу Ханли недоставало средств для строительства новой подводной лодки. Но тут появился некий мистер Син-гер, фабрикант швейных машинок. На его деньги была учреждена каперская компания «Singer Submarine Corporation».
Мак-Клинток незамедлительно построил третью лодку. Чтобы облегчить и ускорить ее создание, он воспользовался старым паровым котлом. У него обрезали обе стороны и приклепали к получившемуся цилиндру заостренные оконечности.
( Отечественные и зарубежные авторы (кроме американских) обычно отождествляют «American Diver» с третьей лодкой Мак-Клинтока «Hunley».)
Размерения новой подводной лодки были таковы: длина 40 футов (12,2 м), ширина 3 фута Ю дюймов (I,I6 м) и высота 4 фута (1,22 метра, вместе с башенками 1,75 м).
Водоизмещение составило около 2 тонн. Называлась субмарина поначалу «Пионер-3» («Пионер-2», это «Американский водолаз»).
Лодку снабдили двумя входными люками. В носу и в корме разместили по одной балластной цистерне
с наружными кранами. Цистерны сверху не закрывались, чтобы экипаж мог визуально следить за уровнем воды в них. Заполнялись они самотеком, после открытия забортных клапанов, осушались ручными помпами. Предельная глубина погружения составляла, по расчетам, 60 футов (18,3 м).
Семь или восемь человек вращали длинный коленчатый вал, занимавший три четверти длины корпуса, и через сальниковое уплотнение связанный с трехлопастным гребным винтом в корме. Максимальная скорость на испытаниях составила 2,5 узла (4,63 км/час). Литой съемный киль можно было отсоединить в случае необходимости (например, для аварийного всплытия).
Экипаж состоял из командира, семи — восьми «гребцов» и офицера.
Во многих отечественных источниках можно встретить ссылки на то, что данную подлодку, а также паровой «Давид» построили по проекту неких Онлея и Ватсона. В действительности, Ватсон — это Бакстер Уотсон (Baxter Watson), Он-лей— это Хорас Ханли (Horace Hanley), чью фамилию дореволюционные авторы транскрибировали по правилам французского языка (а не английского), где буква «Н» в начале слова не читается. Ханли, как отмечено выше, конструктором не являлся. К «Давиду» эти люди вообще не имеют ни малейшего отношения.
Истинный создатель «Ханли», Джеймс Мак-Клинток, погиб в 1879 г. в Бостоне во время демонстрации сконструированной им подводной мины. Мина взорвалась преждевременно.
Для обеспечения экипажа свежим воздухом в подводном положении имелись два воздухозаборника высотой 4 фута (1,22 м), размещенные вплотную друг к другу, однако незначительный диаметр труб (1,5 дюйма, т.е. 3,78 см) и отсутствие принудительной вентиляции делали эти устройства почти бесполезными. Запас сжатого воздуха позволял находиться под
водой в течение двух, двух с половиной часов. Теснота в лодке была невероятная, в случае аварии шансы моряков на спасения являлись минимальными.
Лодку закончили постройкой в начале июля. Командование конфедератов назначило ее командиром лейтенанта Джона Пайна (John Payne), а экипаж набрали из добровольцев. Они начали осваивать технику. Уже 31 июля состоялась демонстрация возможностей субмарины. Буксируемой плавучей миной (90 фунтов черного пороха, т.е. 40,8 кг) удалось взорвать старую угольную шаланду.
Испытания показали, что для успешного применения такой мины требовалось перейти из позиционного положения в подводное не далее, чем в 200 ярдах (183 м) от цели, а глубина воды должна быть такой, чтобы субмарина могла пройти под килем атакуемого судна, буксируя мину на канате длиной 150 футов (45,7 м). Через 5—6 минут лодка всплывала за целью и в этот момент мина ударяла в днище атакуемого корабля. Но даже столь близкое расстояние не гарантировало успеха, т.к. канат имел свойство провисать под собственной тяжестью. Поэтому позже от этого оружия отказались. Вместо него к носу лодки прикрепили шест длиной 6 метров с медным цилиндром на конце. Он был начинен 70 фунтами (32 кг) черного пороха и снабжен несколькими контактными взрывателями.
Тем временем северяне усилили морскую блокаду Чарлстона. Поэтому конфедераты 12 августа доставили туда на двух железнодорожных платформах подводную лодку, укрытую от посторонних глаз брезентом и спустили на воду. Но 29 августа 1863 г., после одного из учений, лодка внезапно затонула в тот момент, когда она возвращалась к причальной стенке форта Джонсон. По одной версии, проходивший мимо пароход развел волну, захлестнувшую открытый люк. По другой версии — командир, стоя в люке, случайно нажал рычаг заполнения балластной цистерны, в результате чего лодка ушла под воду с открытым люком. Спастись удалось лейтенанту Пайну, находившемуся в тот момент в переднем люке, и двум матросам. Пять человек погибли. Лодку подняли через две недели (14 сентября) с глубины 42 фута (12,8 м) и привели в порядок. Тем временем Ханли, узнав о катастрофе, решил взять дело в свои руки. Он сам приехал в Чарлстон, чтобы возглавить новый экипаж. Поднятая и отремонтированная субмарина 11 октября под его командованием успешно имитировала на реке Купер атаку стоявшего на якоре парохода «Indian Chief» (Индейский вождь).
Но спустя 4 дня вновь произошла катастрофа. Утром 15 октября во время очередного погружения лодка затонула. В 9.25 она отошла от причальной стенки и в 9.35 начала погружаться. Расстояние от причала составляло всего лишь 500 ярдов (457 м). Хорас Ханли находился на своем посту под закрытым передним люком. Второй офицер Томас Парк (сын совладельца завода, где построили эту лодку) находился под задним люком.
Судя по материалам расследования, Парк не успел заполнить водой кормовую балластную цистерну одновременно с носовой, которую наполнял Ханли (возможно, что командир слишком поздно приказал Парку сделать это). В результате субмарина, продолжавшая двигаться вперед, внезапно получила значительный дифферент на нос и стремительно пошла вниз. Со всего размаха она вонзилась носом в дно под углом 35 градусов.
Попытки экипажа всплыть оказались безуспешными. Вода из передней балластной цистерны разлилась в носовой части корпуса, а задняя цистерна не успела наполниться водой, так что откачивать было нечего. Мощность «живого мотора» являлась недостаточной для того, чтобы вытащить лодку из грунта задним ходом. Отвернуть заржавевшие болты, державшие съемный киль, обезумевшей от ужаса команде тоже не удалось.
Только через три недели водолазы нашли лодку на глубине 50 футов (15,2 м). Когда паровой лебедкой ее вытащили на поверхность, то обнаружили, что внутреннее пространство в основном свободно от воды, и что команда погибла от удушья.
Одним из первых внутрь поднятой на берег лодки спустился военный комендант Чарлстона, генерал П. Бэригард (Р. Beauregard). Позже он вспоминал:
«Зрелище было неописуемо ужасным. Изогнутые агонией люди сгрудились в кучу на дне. На лицах у всех застыло выражение отчаяния и смертельной муки. Некоторые держали в руках обгоревшие свечи. Ханли находился на своем посту. Правой рукой он упирался в крышку люка, словно пытался открыть его, в левой была зажата свеча».
В конце ноября третьим по счету командиром невезучей субмарины стал пехотный лейтенант из 21-го Алабамского полка Джордж Диксон (George Dixon). Перед ним стояли две трудные задачи. Во-первых, набрать новый экипаж лодки, получившей широкую известность как «плавучий фоб» и «убивающая машина». Во-вторых, научиться управлять этой посудиной таким образом, чтобы она могла не только плавать, но и воевать.
Что касается первой проблемы, решить ее помогли деньги. Бизнес в Чарлстоне и его окрестностях погибал из-за блокады федерального флота. Поэтому местные предприниматели учредили солидный призовой фонд. Так, 100 тысяч долларов (2,5 миллиона по нынешнему курсу!) гарантировались экипажу миноносца («Давида» или «Ханли») за потопление броненосца «New Ironsides». Алчность победила страх. Желание стать подводниками выразили пять матросов парохода «Indian Chief», еще три добровольца прибыли из Мобайла.
Со второй проблемой Диксон справился путем тщательного изучения на практике технических и эксплуатационных особенностей субмарины. Он тренировал экипаж на мелком месте, при этом прочный трос соединял лодку с паровой лебедкой на берегу, готовый вытащить ее по первому сигналу. За два месяца Диксон довел время пребывания под водой до двух с половиной часов. Наиболее целесообразная тактика ее применения выглядела следующим образом.
Выйти на рубеж атаки в темное время суток, в позиционном положении. Избрать целью корабль, стоящий на якоре. Взять курс, перпендикулярный центральной части его борта, закрепить руль и погрузиться тогда, когда до него останется не более 300 ярдов (274 м). Бросить все силы людей на то, чтобы преодолеть оставшееся расстояние буквально одним рывком. Ударить шестовой миной в подводную часть корабля и немедленно дать задний ход. Разумеется, вероятность того, что лодка погибнет вместе с жертвой, была велика, но ни на что другое столь примитивная субмарина просто не годилась.
В начале февраля 1864 г. экипаж был готов к бою. Лодке дали имя «ХЛ . Ханли» в честь погибшего капитана Ханли. Вечером 17 февраля 1864 г. субмарина наконец-то отправилась в свой первый боевой поход. Приказ гласил: «Пройти к выходу из гавани и потопить любое судно противника, которое встретится».
Увлекаемая отливом, она проскользнула между островами Салливан и Палм. В двух с половиной милях от берега стоял на якоре паровой корвет федералов «Housatonic» водоизмещением 1964 тонны. Он дежурил у входа в канал, что ведет в Чарлстонскую бухту. Глубина в этом месте составляла 28 футов (8.5 м).
Корвет был спущен на воду в 1861 году, его размеры составляли 62 х 11,5 х 5 метров, а воружение — 13 орудий, в том числе 5 крупнокалиберных.
Дальнейшие события очевидец описал следующим образом:
Борт «Canandaigua», Чарлстон, 18 февраля 1864 г.
Сэр, имею честь подать вам следующий рапорт об уничтожении корвета «Housatonic» флота Соединеных Штатов миноноской мятежников в Чарлстоне 17 числа сего месяца.
Около 8.45 вечера вахтенный офицер Кроссби (M.J. Crossby) заметил приблизительно в 330 футах впереди какой-то предмет, который двигался в воде. Он походил на доску, скользящую по поверхности и направлялся к кораблю. За две минуты этот объект .приблизился почти вплотную к судну. В течение этого времени
была вытравлена цель ,дан задний ход и все люди вызваны на боевые посты. Тотчас же миноноска ударила корабль со стороны правого борта перед грот-мачтой, на траверзе порохового погреба. Было невозможно поразить ее выстрелом из пушки. Взрыв последовал минуту спустя и корабль затонул, осев на корму и накренившись на левый борт. Большая часть экипажа спаслась на снастях (на рангоуте и такелаже — А Т.) и была подобрана шлюпками с «Canandaigua». Это судно пришло нам на помощь и спасло весь экипаж, за исключением лейтенанта Хэзелтайна (Е.С. Hazel-tine), помощника капитана Маззея (CO. Muzzey), квартирмейстера Джона Уильямса (John Williams), канониров Томаса Паркера (Thomas Parker) и Джона Уолша (John Walsh), которые погибли вместе с затонувшим кораблем.
Капитан Пиккеринг (Pickering) был тяжело ранен взрывом: он не может сам обратиться к вам с рапортом об утрате своего корабля.
С уважением, ваш покорный слуга
Хиггинсон (P.G. Higginson), лейтенант.
ту с креном 20—25 градусов, корпус был покрыт толстым слоем ракушек и водорослей. Песчаные наносы сыграли роль консерванта, благодаря чему лодка неплохо сохранилась. Летом 2000 г. ее подняли и приступили к восстановлению.
Все три подводные лодки Мак-Клинтока были весьма несовершенными. Главные недостатки заключались в следущих их особенностях:
Очень легкая потеря плавучести от самых ничтожных причин;
Низкая скорость движения и небольшая дальность плавания;
Недостаточная управляемость по курсу и глубине;
Несовершенство минного вооружения, опасного в применении;
Недостаточная глубина погружения, демаскирующая лодку и делающая ее уязвимой для вражеской артиллерии.
Корвет затонул. «Ханли» тоже не вернулась домой. Сначала предположили, что лодку втянул в пробоину поток хлынувшей воды, и она утонула вместе с кораблем.
Однако, когда после войны корвет подняли, лодку в нем не обнаружили. Тем не менее, легенда о жертве, погубившей своего убийцу, более 100 лет кочевала из книги в книгу вплоть до недавнего времени.
Лишь в 1979 г. специалист по подводной археологии Марк Невелл и писатель Клив Касслер начали целенаправленные поиски. Изучив ряд документов, они пришли к выводу, что подводная лодка после успешной атаки направилась назад на базу и даже обменялась световыми сигналами с одним из фортов конфедератов. Однако по неизвестной причине после этого она потонула со всем экипажем, поэтому её и нет на месте гибели «Хау-затоника». Искать лодку следует на пути, ведущем домой.
Для поиска пропавшей субмарины были использованы магнитометр и гидролокатор. Предположение Невелла и Касслера оказалось верным, 13 августа 1994 г. экспедиция обнаружила аномалию в канале Маффит, ведущем в гавань Чарлстона, примерно в 915 метрах от того места, где погиб «Хаузатоник». При дальнейшем обследовании она оказалась искомым объектом. «Ханли» лежала на фунте, на правом борту. Лодка была поднята.

Главное, «американцам за эту войну удалось заставить цивилизованный мир признать не представляющим ничего позорного пользование подводными лодками для нападений на неприятельские суда».
А САМОЕ ГЛАВНОЕ, они на деле доказали, что даже столь несовершенное оружие способно причинить значительный ущерб противнику. Гибель «Хаузатони-ка» привлекла всеобщее внимание к субмаринам, к которым до этого случая подавляющее большинство моряков относилось весьма иронически.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16298
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ЗАТОНУВШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Сообщение master » 10 июл 2011, 01:55

http://youtu.be/QU3zVz3i_r4
Все равны перед Богом!!!

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=QU3zVz3i_r4[/youtube]
master
 
Сообщения: 106
Зарегистрирован: 04 май 2011, 19:58

Re: ЗАТОНУВШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Сообщение EvMitkov » 28 июл 2015, 14:25

СТОКГОЛЬМ, 28 июля. /Корр. ТАСС Ирина Дергачева/.
Шведские поисковики из компании Ocean X-team обнаружили в акватории королевства затонувшую иностранную подводную лодку. Вся информация о ней была передана министерству обороны и правительству, однако министр обороны пока никак не комментирует находку, сообщает телеканал СВТ.

В своем пресс-релизе Ocean X-team пишет, что речь идет якобы о российской мини-подлодке, которая обнаружена на прошлой неделе неподалеку от балтийского побережья. Она имеет 20 м в длину и 3 м в ширину.



"Пока неясно, сколько лет подлодке и сколько времени она пролежала на дне, однако надпись на корпусе кириллицей говорит о ее российской принадлежности"
, - утверждается в пресс-релизе.

Субмарина полностью цела, никаких повреждений на ней не обнаружено, все люки задраены.

"Мы изучили сделанный фотоматериал и в ближайшие дни продолжим контакты с компанией (Ocean X-team), чтобы более точно определить, что это может быть"
, - сказал представитель минобороны Андерс Каллин.

На вопрос, считают ли в ведомстве, что находка представляет интерес, Каллин ответил: "Да, при взгляде на снимки видно, что это похоже на подводную лодку, и это интересно. В ближайшие дни мы будем знать об этом больше".



Подводная лодка "Сом" в плавучем доке
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16298
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ЗАТОНУВШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Сообщение EvMitkov » 28 июл 2015, 18:34

СТОКГОЛЬМ, 28 июл — РИА Новости, Людмила Божко.
Найденная шведскими дайверами на прошлой неделе у берегов Швеции подлодка — российская, затонула она 10 мая 1916 года, уверен исследователь из исландской компании IXplоrer ocean research Алекс Макс, сообщивший шведским коллегам о местонахождении субмарины.

"Подлодка затонула 10 мая 1916 года, когда столкнулась со шведским пароходом "Унгерманланд", все члены экипажа, судя по всему, погибли"
, — рассказал РИА Новости исследователь.

По его словам, следы подлодки он искал года два как в шведских, так и в российских архивах.

Построили ее в США в 1901 и назвали Fulton, после передачи ПЛ в Россию ее назвали "Сом".

В Швеции об обнаружении подлодки сообщили в понедельник 27 июля вечером дайверы шведской компании Ocean X Тeam. Ее нашли на прошлой неделе, и по описаниям она 20 метров в длину и три метра в ширину.

Как рассказал РИА Новости представитель компании Ocean X Тeam Деннис Осберг, сами дайверы к месту нахождения субмарины не опускались, а осмотрели ее с помощью робота модели ROV, оснащенного видеокамерой.

"Видимых повреждений корпуса не обнаружено, видно, что все люки закрыты, и я не исключаю, что останки экипажа находятся внутри", — сказал Деннис Осберг.

"Как долго подлодка пролежала на морском дне, понятия не имею. Быть может, 20-30 или 70 лет! Но сохранилась она очень хорошо"


По его словам, военные власти Швеции оповещены о находке, и дайверы надеются, что смогут отправиться к месту находки вместе со шведскими ВМС в самом ближайшем будущем, но когда именно, пока они не знают.

Конкретное место нахождения субмарины не указывается, дайверы лишь рассказывают, что они нашли ее близ берегов Центральной Швеции и что в этом районе оживленное морское движение.

Новость доминирует в выпусках новостей многих шведских СМИ, однако каких-либо подробностей о подлодке не сообщается.

Российские дайверы ранее выразили готовность провести совместную с Швецией экспедицию к месту гибели российской подводной лодки, об этом сообщил во вторник руководитель поискового проекта "Поклон кораблям Великой Победы" Константин Богданов.

Исландский исследователь, сообщивший РИА Новости подробности о субмарине, затрудняется сказать, почему в Швеции СМИ мало говорят об ее истории.

http://ria.ru/defense_safety/20150728/1 ... z3hBCYfiKO

В качестве справки:

Тут есть несколько несостыковок:

«Сом» («Fulton») — российская подводная лодка, построенная в США по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда, по образцу которой в России в 1904—1906 годах была построена серия подводных лодок типа «Сом».




Общее расположение подводной лодки типа "Сом. 1, 8, 9- резервуары воздуха высокого давления; 2 - торпедозаместительная цистерна; 3 - компас; 4 - главная балластная цистерна; 5 - трюмный насос; 6 - аккумуляторная яма; 7 - топливная цистерна; 10 - торпедный аппарат; 11 - дифферентная цистерна; 12 - уравнительная цистерна; 13, 18 - вспомогательная цистерна; 14 - кингстон; 15 - бензиновый двигатель Отто-Дейц; 16 - муфта; 17 - упорный подшипник; 19 - гребной электромотор

Краткие ТТХ

Водоизмещение надводное 105 т
Водоизмещение подводное 120 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 19,3 м
Ширина корпуса наиб. 3,58 м
Средняя осадка (по КВЛ)

Скорость (надводная) 8,5 узлов
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Автономность плавания 8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж 22 человека, в том числе 2 офицера

СЭУ бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.

Вооружение:
Артиллерия дополнительно устанавливалось орудие калибра 37 мм
Минно-торпедное вооружение: 1 ТА калибра 457 мм.


И если найдена ПЛ с заявленной длиной около 30 метров..., то это не "Сом".
Попробую разобраться.

На рубеже 19-20 веков специалисты Морского министерства наряду с разработкой проекта 1-ой отечественной боевой подводной лодки "Дельфин" внимательно следили за мировым развитием данного класса судов, в том числе и в Соединенных Штатах.

Там основанной в 1895 году Джоном Холландом (годы жизни 1841-1904) компанией "Холланд торпидо боут компани" в 1899 году была построена первая автономная подводная лодка "Холланд 7", вошедшая 11 апреля 1900 года в состав ВМФ США.

В следующем году компанией для флота США было построено 6 подлодок типа "Аддер", седьмую лодку "Фултон" строили на деньги компании для рекламы и испытания нового оборудования.

Большой интерес к подводной лодке Холланда проявило в Санкт-Петербурге правление Невского судостроительного и механического завода; переговоры завершились 12.09.1903 подписанием договора.
За символическую плату в 1 рубль (стоимость гербового сбора, поскольку обе стороны определить стоимость доллара не смогли :mrgreen: ) правление приобрело на срок 25 лет право строительства подводных лодок для Российского флота.

Совещание МТК уже 10.02.1904 рассмотрело предложение Невского завода о постройке подлодок "Холланд 7р"; было принято решение "признать желательным приобретение" 1-2 таких подводных лодок.

Русско-японская война потребовала быстрого усиления флота, и ГУКиС 27.02.1904 выдал Невскому заводу наряд на изготовление пяти подлодок со сдачей первой к августу, а к сентябрю остальных.
Предполагалось, что корабли будут строиться из отечественных материалов, отдельные агрегаты и узлы разрешалось заказывать за границей, если изготовление их в России было затруднительным и могло задержать вступление подлодок в строй. Вот у кого нашим власть придержащим нужно УЧИТЬСЯ...

За каждую подлодку предлагалось выплачивать 400 тысяч рублей после испытания по спец. программе, которая включала 16 пунктов.

Правление Невского завода 28 апреля 1904 года уведомило ГУКиС о приобретении за полмиллиона рублей практически однотипной подводной лодки "Фултон".

13 июня подводную лодку на английском пароходе "Менатик" отправили в Кронштадт, куда 1 июня она и прибыла.



"Фултон" сразу же после спуска перевели к Невскому заводу для проведения окончательной сборки, которая завершилась 6 сентября. Ходовые испытания, прошедшие в Бьоркэ-зунде завершились успешно, и подводная лодка "Сом" (по приказу Морского министерства новое название было присвоено 31 мая 1904 года) перешла в Санкт-Петербург.





11 ноября по железной дороге она отбыла во Владивосток.
После прибытия (29.12.1904) и сборки подводная лодка "Сом" была включена в состав Отдельного отряда миноносцев, но вступление в строй задерживалось в связи с отсутствием торпед, доставленных из Санкт-Петербурга лишь в конце марта следующего года.




ПЛ "Сом" во Владивостоке

Находясь вместе с подводными лодками "Касатка" и "Дельфин" в районе бухты Преображения, подлодка "Сом" 29 апреля предприняла попытку атаковать два японских миноносца, которые обнаружив субмарину, ушли полным ходом на юг. Данный эпизод – единственное боевое столкновение подлодок Владивостокского отряда с противником за весь период боевых действий.


"Сом" после той атаки.

Составление документации на Невском заводе началось 1 марта 1904 года, а 10 мая были заложены все 5 судов. Наблюдающим за постройкой стал корабельный инженер Гаврилов И.А., за введением субмарин в строй – лейтенанты Андреев А.А. и Ризнич И.И. В связи с отсутствием опыта постройка шла чрезвычайно медленно, завод в контрактные сроки не уложился. Первая подводная лодка ("Щука") на воду сошла 15 октября 1904 года, на сборку механизмов потребовалось еще 5 месяцев, только 15 июня 1905 года в Бьеркэ-Зунде начались ходовые испытания, которые завершились через два дня подписанием приемочного акта. По окончании ходовых испытаний (9 июля) подводная лодка "Щука" была еще раз осмотрена комиссией под руководством контр-адмирала Тикоцкого К.М., начальника учебно-минного отряда. В своем заключении комиссия отметила, что
"данные успехи в столь короткий срок объясняется тем обстоятельством, что все чины были при постройке и при сборке всех механизмов, не отнимая надлежащего старания"
. Подводную лодку "Щука" сразу после ее перехода в Санкт-Петербург поставили на железнодорожный транспортер для отправки во Владивосток.

Сигарообразный корпус каждой подводной лодки (длина 19,8 метров, диаметр 3,6 метра) набирали по поперечной схеме: 42 концентрических шпангоута (9-34 шпангоуты) изготавливались из уголка размером 89х76,2х9,5 мм, остальные из уголка размером 76,2х76,2х9,5 мм выставлялись со шпацией 457 миллиметров.

Наружная обшивка корпуса состояла из десяти 7,5-миллиметровых поясьев, в верхней части приклепывали бронзовый лист толщиной 9,5 мм. Сверху прочного корпуса для повышения мореходности собиралась легкая надстройка (обшивка толщиной 4,5-6,3 миллиметров), каркас которой набирали из уголков 63,5х63,5х6,5 мм; для изготовления всех корпусных конструкций использовалась мягкая сименс-мартеновская сталь.

Еще на стапеле корпус каждой лодки испытывался гидравлическим давлением, которое соответствовало 309 метрам. В позиционном положении для наблюдения за обстановкой использовали прочную рубку, снабженную восемью иллюминаторами и люком, предназначенным для выхода личного состава. Погрузка торпед в разобранном виде и элементов аккумуляторной батареи осуществлялась через второй люк, выполненный в носовой части подлодки.

Система погружения на подлодках Холланда отличалась от принятой на подводных лодках Бубнова И.Г. – все балластные цистерны размещались в прочном корпусе, что давало возможность продувать их сжатым воздухом на предельной глубине.
Балластные цистерны размещались следующим образом: в средней части (между 18-35 шпангоутами) – главная балластная цистерна емкостью 14 тонн; в нижней части главной цистерны размещалась вспомогательная (4,5 тонны); средняя (0,5 тонн) – с правого борта; дифферентные – в носу (0,9 тонн) и корме (0,45 тонн). Для погашения остаточной плавучести использовали 6 уравнительных цистерн (с каждого борта по 3 шт., емкость каждой 0,24 тонны). Главная, вспомогательная и средняя цистерны заполнялись через кингстоны и продувались воздухом высокого давления (3,2 кг/см2), уравнительные и дифферентные цистерны заполнялись через магистраль, продувались воздухом низкого давления (0,64 кг/см2). Вода могла не только продуваться, но и откачиваться при помощи двух электрических и одной ручной помпы.

Главный двигатель – четырехцилиндровый бензиновый 160-сильный мотор Отто-Дейц; запас топлива при скорости 9,6 узлов – на 30 часов хода, при скорости 7,2 узла – на 60 часов.

Движение под водой обеспечивалось 70-сильным электромотором и аккумуляторные батареи емкостью 1900 А-ч (автономность по запасу энергии при скорости 7,5 узлов – 3 часа, при скорости 5,5 узлов – 6 часов).

Батареи, также питавшие сеть освещения напряжением 60В и вспомогательные механизмы, изготавливались в Филадельфии, запасные были заказаны санкт-петербургскому заводу "Дюфлон".

Две пары горизонтальных и вертикальных рулей, располагавшихся за гребным винтом крестообразно, значительно улучшили управление. Сочетание работы горизонтальных рулей и заполненных балластных цистерн уменьшало время погружения подлодок до 1-2 мин.

На каждой подводной лодке "Холланд 7р" устанавливался носовой трубчатый торпедный аппарат производства завода "Лесснер Г.А.". Одна 450-миллиметровая мина Уайтхеда хранилась в торпедном аппарате, а 2 запасных – на специальных тележках по бортам в носовой части (время перезарядки торпедных аппаратов – 15-20 мин.). Для наблюдения и ведения огня на перископной глубине использовался перископ системы Фосса.

Весовая нагрузка была распределена следующим образом:
Команда и припасы – 0,79 тонны;
Снабжение и дельные вещи – 1,68 тонна;
Топливо – 1,907 тонна;
Свинцовый аварийный балласт – 2,2 тонны.
Вооружение – 5,45 тонн;
Рубка – трубопровод, кингстоны, люки – 9,5 тонн;
Механизмы – 12,32 тонн;
Аккумуляторные батареи и электрооборудование – 27,4 тонн;
Корпус – 45,1 тонн.


Полное водоизмещение при метацентрической высоте 40 мм и средней осадке 2,9 метра составляло 124,1 тонны.

Экипаж – 2 офицера и 7 "нижних чинов".

Невский завод к 25 мая 1906 года сдал подводные лодки "Пескарь", "Белуга", "Стерлядь" и "Лосось" которые затем были направлены в Либаву, причем подлодка "Стерлядь" была отправлена по железной дороге, а остальные перешли своим ходом в сопровождении кораблей; они вошли в состав Учебного отряда подводного плавания. Для испытаний использовалась утвержденная программа, и только подлодка "Белуга" перешедшая без единой поломки в Либаву 2 мая 1906 года была принята в казну на основании рапорта контр-адмирала Щенсновича Э.Н., заведующего подводным плаванием.

Кроме приемной комиссии Морского министерства подводные лодки осматривались и более высокопоставленными персонами; так на подлодку "Лосось" после ее испытаний побывал вице-адмирал Бирилев А.А., Морской министр Российской Империи; на следующий день подводная лодка маневрировала перед Николаем II, который наблюдал с борта парохода "Транзунд". Правда, без досадного инцидента не обошлось – командир подводной лодки лейтенант Андреев А.А. не рассчитал маневр и порвал бакштаг перископа, навалившись на миноносец "Поражающий". Впрочем, эта маленькая неприятность не повлияла на благосклонность монарха к подводникам.

Правление Невского завода 4 июля 1907 года обратилось в МТК и предложило приобрести шестую подводную лодку "Холланд-7р"; от отдела подводного плавания было получено "добро", и подводные лодки перевезли в Севастополь.

После проведения всесторонних испытаний субмарину 22 ноября 1907 года зачислили в списки флота как "Судак", и вместе с подлодкой "Лосось", переброшены по железной дороге из Либавы. Данные субмарины на Черном море образовали первый полудивизион подводных лодок.

Вступившие в строй подводные лодки интенсивно использовались для боевой подготовки и обучения личного состава; сосредоточение сразу четырех однотипных подлодок в Либаве дало возможность приступить к отработке тактики дивизиона, командиры ночью и днем обучались совместным действиям. В какой-то мере Либавский дивизион стал прообразом "волчьих стай" Второй мировой войны. Подлодки "Холланд-7р" совершали самостоятельные переходы в Гельсингфорс и Ревель, что являлось большим достижением для судов прибрежного действия. Грамотная эксплуатация техники дала возможность избежать гибели подлодок или серьезных аварий, которые для того времени были частым явлением в подводных силах разных стран. Исключением стал случай с подводной лодкой "Пескарь", которая в ночь на 05.02.1906 чуть не затонула около борта транспорта "Хабаровск", когда вода начала поступать через неисправный клапан вспомогательной помпы, а моторист Шмелев, уснувший на вахте, должные меры не принял. Более серьезных последствий избежали благодаря действиям лейтенанта Меркушева В.А., старшего офицера стоявшей рядом подводной лодки "Сиг", который обратил свое внимание на большой дифферент на корму и вызвал команду подводной лодки "Пескарь". Восстановление гребного электродвигателя вышедшего из строя заняло месяц.

В процессе боевой подготовки и освоения техники устранялись мелкие недостатки, а также производились доработки: например, перископы Фосса были заменены на более совершенные системы Герца. Много хлопот командиру подлодки "Сом" доставляла малоразмерная рубка, которая существенно ухудшала управление и обзор. Зимой 1908-1909 годов рабочие транспорта-мастерской "Ксения" и мастерских Владивостокского порта переделали надстройку по образцу подводной лодки невского завода.

Самым серьезным недостатком необходимо признать использование бензиновых двигателей – личный состав угорал, увеличивалась пожаро- и взрывоопасность, стоимость бензина была выше; все это побудило ГУКиС обратиться к крупнейшим машиностроительным заводам 1 июня 1909 года с предложением создать ДВС, для которых применялись тяжелые сорта топлива. К двигателям предъявляли следующие требования:
- мощность при 360 оборотах в минуту - 160 л.с.;
- наличие подводного выхлопа;
- мощность при работе на динамо-машину – 80 л.с.;
- запуск двигателя воздухом;
- обязательный реверс;
- масса – до 5,5 тонн.


На предложение откликнулись зарубежные и российские заводы: Коломенский, Л.Нобеля, "Тильманс", "Тильманс", Николаевский, "Дюфлон", Ижорский, "Фельзер", Ланге, Круппа, Аунсбургский, Кертинга, Сабатэ. Однако ни один предложенный образец не удовлетворил ГУКиС. Специалисты механического завода "Л.Нобель" в сложившейся ситуации в кратчайший срок создали 6-цилиндровый облегченный дизельный двигатель с диаметром поршня 200 миллиметров и ходом 240 миллиметров. Максимальная масса дизеля составляла 3,3 тонны. Учитывая, что это же предприятие изготовило дизели для подлодок "Акула" и "Минога", ГУКиС 23 октября 1909 года выдал наряд на создание 5 двигателей. Но в процессе эксплуатации выяснилось, что данные чрезмерно облегченные двигатели не имеют достаточного запаса прочности – часто лопались рубашки охлаждения цилиндров, шатуны, из строя выходили различные детали и узлы; личному составу нужно было тратить много времени для ремонта, что значительно снижало боевые возможности подводных лодок. На подводной лодке "Белуга" смонтировали керосиновый двигатель компании братьев Кертинг, который оказался вполне надежным, даже несмотря на вдвое большую массу (6,6 тонн).

Как только началась Первая мировая война, подводные лодки "Щука" и "Сом" были перевезены с Дальнего Востока на Черное море, а затем на Балтийское.
Во время боевых действий на балтийские подлодки "Холланд-7р" оснастили 37-миллиметровыми орудиями. Они, как и другие малые подводные лодки, в основном, использовались для дозорной службы на подходах к базам.

25 июня 1916 года в условиях плохой видимости подводную лодку "Сом" протаранил шведский пароход "Ингерманланд". Субмарина погибла. Остальные подводные лодки перешли в Санкт-Петербург своим ходом, где летом-осенью на Балтийском заводе были капитально отремонтированы.
Небезынтересно, что этими работами руководил морской инженер Малинин Б.И. – будущий конструктор первых советских подлодок типа "Декабрист".

Подводные лодки "Холланд-7р" зимой 1917-1918 годов ремонтировались в Ревеле, и все ("Щука", "Стерлядь", "Пескарь" и "Белуга") оставались в порту. 24 февраля 1918 года они были захвачены германскими интервентами. Впоследствии субмарины вывезли для разборки на металл.

Подводные лодки "Стерлядь" и "Судак" находившиеся в составе действующего флота на протяжении всей войны в конце апреля 1918 года захватили германские войска в Севастополе, а в ноябре того же года они попали в руки англо-французских войск, спешно покидавших Крым. 26 апреля 1919 года англо-французские войска затопили все 12 подлодок находившихся там. Летом 1935 года специалисты ЭПРОНа обнаружили, а позднее подняли подводные лодки "Лосось" и "Судак", которые уже полностью утратили свое боевое значение; работы велись исключительно ради тренировки личного состава и испытания новой судоподъемной техники.



"Судак" и "Лосось" после подъема ЭПРОНом в 1932 году



Более подробно по "Сому", по его последнему походу:
В июле 1915 г. ПЛ «Сом» была по железной дороге отправлена на Балтику в Петроград, откуда своим ходом пришла к новому месту базирования — базу Мариэхамн. ПЛ «Сом» неоднократно выходила на дежурство утром на рассвете, с темнотой возвращаясь на базу.

10 мая 1916 г. в 4 часа утра ПЛ «Сом», осуществлявшая патрулирование в районе Оландсгафа, погибла при подводном столкновении со шведским пароходом «Ингерманланд».

Как засвидетельствовал капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1 м, на расстоянии 150 м. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что его хотят осмотреть, капитан застопорил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и её боевой экипаж — 2 офицера и 16 нижних чинов



ВЫВОД

Поскольку точка гибели ПЛ "Сом" точно известна, зафиксированы координаты в Судовом Журнале "Ингерманланда" - то либо дайверы что-то напутали с определением размерений найденного объекта - либо это не "Сом".
Тем более, что координаты находки они не озвучивают и отказываются от сотрудничества.
И - не размещают общие планы снимков своей находки.
Тем более, что другие эксперты затрудняются на основе сделанных ныряльщиками фотографий как идентифицировать, так и определить возраст подлодки.
"Странно, что ее корпус хорошо сохранился, а сама конструкция - старая",
- отметил профессор Международного института мира в Осло Ула Тунандер.

"Чистый корпус субмарины ни о чем не говорит. Мы находили и другие совершенно неповрежденные объекты на глубине 40 метров".,
- считает другой эксперт Ула Оскарссон.

Согласно телеканалу CBT, субмарина лежит на дне в более чем 2,7 километрах от восточного побережья королевства, между материком и Аландскими островами.

Вообще в тех местах на грунте - СТОЛЬКО железа, столько судов и кораблей покоится, что даже Черное Море в этом плане - "пустое место". Совсем недавно вот "Акулу" Николая Гудима нашли...

Что касается находки, если это действительно русская ПЛ тех лет и действительно имеет размерения около 30 метров в длину и около трех в диаметре, то скорее всего это ПЛ типа "Минога" И.Г.Бубнова.

Водоизмещение надводное 123 т
Водоизмещение подводное 152 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 32,6 м
Ширина корпуса наиб. 2,8 м
Средняя осадка (по КВЛ)


После Русско-Японской войны Главный морской штаб принял решение о необходимости создания двух типов подводных лодок: водоизмещением 100—150 тонн для патрулирования у берега и 350—400 тонн для действий в открытом море. Главной претензией к «Касаткам» было их вооружение, состоящие только из внешних решётчатых аппаратов системы Джевецкого. И. Г.

Бубнов разработал два проекта: малый получил название «Минога», большой — «Акула». Обе лодки считались Морским техническим комитетом (МТК) «опытными, постройка которых должна послужить к самостоятельному развитию отечественного подводного строительства». 20 сентября 1905 года проект «Миноги» был утверждён на заседании МТК, и 9 февраля 1906 года Балтийский завод получил заказ (наряд № 4 457) на строительство лодки. 6 сентября 1906 года состоялась закладка корабля. Двигатели были изготовлены только к 1908 году из-за некоторых возникших трудностей. 11 октября 1908 года «Минога» была спущена на воду, а 23 октября 1908 года впервые вышла в пробное плавание в Морской канал на одном дизеле, второй ещё не был установлен. 7 ноября 1908 года состоялось пробное погружение у причальной стенки, по результатам которого было принято решение оснастить лодку свинцовым килем для увеличения балласта. Весь следующий год ушёл на доработку лодки и испытания, включавшие торпедные стрельбы. 31 октября 1910 года МТК рекомендовал по результатам испытаний принять лодку в состав флота.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16298
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ЗАТОНУВШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Сообщение гришу » 17 ноя 2015, 19:27

Робот все отрицал. И сожрал свои документы...

Подводный робот, обнаруженный 6 ноября в районе пролегания газопровода «Северный поток» и временно остановивший поставку топлива по одной из его ниток, оказался подводным аппаратом Seafox, потерянным шведскими военными во время учений весной прошлого года, сообщает Минобороны Швеции.

«Управление (аппаратом) осуществляется через провод. Когда провод был оборван, контакт с аппаратом оказался утрачен», – приводит слова пресс-секретаря военного ведомства Йеспера Тенгерута газета Svenska Dagbladet, передает ТАСС.

Отмечается, что подобные роботы используются для обезвреживания мин времен Первой и Второй мировых войн, которые все еще остаются на морском дне.
6 ноября брошенный подводный аппарат с дистанционным управлением, который применяется для разминирования, был обнаружен в международных водах к югу от шведского острова Готланд близ газопровода «Северный поток».

Аппарат с дистанционным управлением был обнаружен шведскими военными после обращения компании Nord Stream AG, заметившей устройство во время осмотра в районе Эланда в международных водах. По словам представителя шведских ВС, такими аппаратами пользуются военные многих стран, занимающиеся разминированием в Балтийском море, поэтому сказать, кто именно является его владельцем, он не может.

EvMitkov
СТОКГОЛЬМ, 28 июля. /Корр. ТАСС Ирина Дергачева/.
Шведские поисковики из компании Ocean X-team...

http://oldstory.info/index.php?/topic/13648-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5-1904-1905-%D0%B3%D0%B3/
Русские подводные лодки в войне 1904-1905 гг.

Автор macs, 10 Мар 2013 19:49
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 9708
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: ЗАТОНУВШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Сообщение EvMitkov » 06 янв 2016, 17:20

phpBB [video]


phpBB [video]


phpBB [video]
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16298
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ЗАТОНУВШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Сообщение гришу » 07 янв 2016, 03:48

NH Японский Тип карлика подводной лодки на военно-морской верфи Перл-Харбор в декабре 1941 года. Этой подводной лодкой был потоплен авианосец " Монаган (ДД-354) в Перл-Харборе во время японской атаки 7 декабря 1941 года и был впоследствии восстановился и похоронен на свалке. Корпуса лодки показывает эффекты глубинные бомбы и таран. Дырка видна в после части боевая рубка может быть от 5 оболочки. Верхний фон был окрашен для целей цензуры. Официальный ВМС США фотография, из фондов военно-морской истории и наследия команду.
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 9708
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: ЗАТОНУВШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Сообщение EvMitkov » 07 янв 2016, 18:39

Ну и переводик... :mrgreen:
Сразу чуется - "Гугль-транслейт" машинный. :mrgreen:
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16298
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ЗАТОНУВШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Сообщение Володя » 08 янв 2016, 08:57

Так ведь не было тогда, в тот день, в Перл-Харборе ни одного американского авианосца. И лодки эти были потоплены почти сразу не успев сделать ничего.
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2783
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ЗАТОНУВШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Сообщение гришу » 29 янв 2017, 22:27


19 июля 1918 года двухвинтовая подлодка U-boat 110 конвоировала торговое судно в Северном море у города Хартлпул, когда из-за глубинных бомб союзников была вынуждена всплыть на поверхность. После этого ее протаранил и затопил английский эскадренный миноносец H.M.S. Garry.

Центральный пост на корме, правый борт. Люк в перископную шахту и множество вентилей для ..

Ныряйте под ссылки.. думаю, будите изрядно "рады увиденному :mrgreen:
[url]http://kykyryzo.ru/немецкая-подводная-лодка-времён-перв/[/url]
http://vvoice.ru/inside-german-submarine-times/
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 9708
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

След.

Вернуться в Военно-морской флот

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron