ДЖИП. Как он есть.

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

ДЖИП. Как он есть.

Сообщение Володя » 04 июн 2013, 22:06

Доброго времени суток всем.

Изначально идея открыть на нашем форуме ОТДЕЛЬНУЮ тему об армейских колесных легких внедорожниках — ДЖИПАХ и последующих их гражданских модификациях принадлежит нашему Владимиру Опенгейму, Володе.

Поскольку тема обещает быть объемной и подробной, включать в себя и «стартовый материал» по истории легких колесных полноприводных машин; их создания, становления, развития, применения и проч — вплоть до рассмотрения современных штатских «паркетников» с несущим кузовом и разновидности колесных вездеходов — спортивных одно-двухместных облегченных «багги» - то мною было принято решение объединить Володину тему «Вездеходы РККА» на основе работы Евгения Прочко с этой темой; ( не удаляя ее с форума, а использовав как основу).

Мы постараемся предельно подробно рассматривать конструкции машин, эксплуатационные особенности техники, базируясь не только на общедоступных сведениях - ( накопать в сети можно много, было бы желание!) - но в первую голову на СВОЕМ личном опыте, взглядах «со своих колоколен за разноцветной оградкой».

И сразу оговорюсь:
наши мнения и суждения ни в коей мере не являются истиной в последней инстанции.
Это скорее — точки зрения ( скажу без лишней скромности) людей, которым уже перевалило за..., у которых ЕСТЬ НЕМАЛЫЙ СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ, и руки у которых не из … а нормально растут.
Откуда надо.

Кроме того: разговор о джипах до этого у нас был разбросан по многим «авто-бронетанковым» темам. В том числе и по теме о багги («...Смешались в кучу кони, багги...»).

И если старики-форумчане свободно ориентируются в наших спорах-разговорах, то для гостей подобная разбросанность может быть мало понятной.

Для начала же — кратенько о происхождении самого термина «ДЖИП», из-за краткости практически заменившего в обиходе более точный, но длинный термин «Полноприводной колесный автомобиль повышенной проходимости».
Любопытно, что многие авто, нынче гордо именуемые производителями как «джипы» ( а в народе - «паркетники») - не всегда попадают под эту категорию. Ниже мы постараемся разобрать по косточкам, винтикам,гайкам и болтикам — ПОЧЕМУ.

Итак,
Существует как минимум ТРИ официальных версии происхождения этого словечка - «Джип».

По наиболее «популярной» в забугорье версии — аббревиатура ДЖИП возникла от сокращения GPW (аббревиатура компании Ford Motor, расшифровывалась: G — государственный заказ, Р — автомобиль с колёсной базой до 80 дюймов, W — тип Willys, так как автомобиль выпускался компанией Ford Motor по технической документации фирмы Willys согласно мобилизационному контракту с правительством США от 10 января 1941 года).
Название „Джип“ появилось в годы Второй мировой войны как прозвище лёгких многоцелевых военных автомобилей „Виллис-МВ“ (Willys) и однотипных с ними машин „Форд GPW“ (Ford). В послевоенные годы оно стало торговой маркой новых поколений гражданских и армейских машин фирмы „Виллис“ из Толидо, официально зарегистрированной 30 июня 1950 г

Энциклопедия военных автомобилей
http://slovari.yandex.ru/dict/milauto

По другой, также очень популярной на Западе, версии, название пошло от персонажа комиксов (Eugene the Jeep) от Fleischer Studios:

В 1936 появился Юджин Джип, персонаж комиксов, что-то вроде нашего Чебурашки. И понеслось! Забавный зверёк словно вдохнул в полузабытое слово новую жизнь. Его имя стало популярным, про человека с большой смёткой стали говорить: „Настоящий Джип“. А уж технику не нарекал „Джипом“ только ленивый.
В том же 1936 Halliburton Oil Well Cementing Company назвала Джипом гражданский вездеход FWD. На обоих его бортах красовалась надпись Jeep. А ещё через год, в 1937, Джипом прозвали бомбардировщик YB17. В начале 40-х годов американские газеты опубликовали снимок тягача MM NTX. Заголовок гласил: „Джип помогает спасти жизнь героев“. Называли джипами и „Доджи“ 1939 года, и уж само собой, армейские машины, созданные в 1940 году по вышеупомянутому правительственному заданию: „Бантамы“, „Виллисы“ и „Форды“. Последние официально именовались Quad и Pygmy. Но военные водители, оседлав неприхотливые прыгучие вездеходы, окрестили их... конечно, „джипами“ — не иначе как в честь Юджина.


Хотя наиболее реалистичной с нашей точки зрения является третья версия - по классификации, принятой в Армии США, «Willys MB» попал в категорию автомобилей «Общего назначения» — по-английски «General Purpose» — «дженерал перпоз» (сокращенно джи-пи — gp). Эта аббревиатура за счет того, что машины эти очень широко экспортировались Штатами, а англицкая мова была в те годы не такой популярной и широко известной, как нынче ( у нас больше учили языки потенциальных "друзей" - немецкий, французский, и вообще американский английский даже тогда крепко отличался от "языка-прародителя" - произношение и трансформировало джи-пи в в джей-пи (jp).
Так и возникло словечко «джип».
Ну, а брэнд Jeep, сегодня претендующий на "первородство" - не более, чем "рекламный ход".
Но, еще раз повторю - это наше ЛИЧНОЕ мнение.

С искренним уважением ко всем,


Владимир Опенгейм


Евгений Митьков
*************************************************************************************************************************
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вездеходы РККА.
Евгений Прочко.

Советско-финский вооружённый конфликт 1939-1940 годов,проходивший в лесистой местности в обстановке тяжёлого зимнего бездорожья,выявил острую необходимость в небольшом,предельно простом и дешёвом(для возможности массового производства),но очень надёжном и подвижном легковом автомобиле повышенной проходимости предназначенного для среднего командного состава Красной Армии,штабной службы,а так же для целей разведки,связии буксировки лёгких артсистем. Ничего подобного в Красной Армии до сих пор не было,если не считать незначительного колличества тяжёлых мотоциклов с коляской,малопригодных для работы зимой и не способных к буксированию. В лучшем случае в качестве командирских машин использовались не предназначенные для армии обычные легковые ГАЗ-А и ГАЗ-М1.Первый из них,будучи не очень прочным,с низкой долговечностью в полевых условиях,к тому же сильно устаревшим(Форд-А образца 1927 года),по иронии судьбыдаже лучше(условно конечно)подходил к фронтовой службе,ибо имел съёмные брезентовые верх и боковины,целесообразные при работе в боевых порядках,был динамичен,а так же обладал неплохой проходимостью по снегу и грязи за счёт сравнительно узких шин большого диаметра,создающих меньшее сопротивление качению по слабым грунтам.Но в целом для армейского автомобиля это было явно недостаточно.
Иное отношение было к более современному,хотя и сравнительно дорогому легковому автомобилю ГАЗ-М1-в армии "эмку" любили и довольно широко использовали,начиная с обслуживания командира и штаба дивизии,бригады,а то и полка.Удобный и вместительный кузов,очень приличная проходимость,неплохая тяговая динамика,мягкий ход по разбитым дорогам-всё это создавало ощущения надёжной езды даже в суровых фронтовых условиях.Недаром ГАЗ-М1,правда за неимением лучших машин,широко использовался в армии всю войну на любых уровнях,заслужив признание за свою безотказность и выносливость.Воспели её в литературе и песнях,особенно признателен был писатель К.М.Симонов.Интересен факт повседневного передвижения по лесу на "эмке" командира одного из партизанских отрядов.Даже немцы,знавшие толк в армейских автомобилях,охотно использовали трофейные ГАЗ-М1,иногда только заменяя на свои прерыватели-распределители. Но и ГАЗ-М1 не стал так нужным армии полноценным вездеходом,тем более тягачём,как и пикап ГАЗ-М-415-удобный универсальный полугрузовичёк на шасси "эмки",однако с теми же показателями подвижности.Была попытка сделать для армии трёхосный(6Х4) легковой автомобиль повышенной проходимости на базе созданного летом 1937 года грузопассажирского пикапа ГАЗ-21.Такой автомобиль ГАЗ-25 с удлинённым кузовом типа "Рамл-сит"(5 мест в закрытом салоне и 2 открытых в откидной крышке багажника)был построен весной 1938 года.Он имел значительный вес и высокую трудоёмкость изготовления(заметно изменённый "эмовский" кузов,сложные червячные задние мосты с громоздкой балансирной подвеской),но ограниченную проходимость,не намного превышающую её на гораздо более дешёвом ГАЗ-М1.В основном он выделялся только лучшими тяговыми свойствами за счёт больших сцепного веса и силового диапазона КПП типа ГАЗ-АА.Ввиду этих причин работа над ним была прекращена к началу 1939 года как бесперспективная,а в конце 1940 года о ГАЗ-25,как армейской машине,врядли серьёзно и вспоминали.
Евгений Прочко. "Вездеходы РККА"
Последний раз редактировалось Володя 04 июн 2013, 23:14, всего редактировалось 1 раз.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2710
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: Вездеходы РККА.

Сообщение Володя » 04 июн 2013, 22:51

Евгений Прочко."Вездеходы РККА".
Поиск надёжного легкового транспорта для армии продолжался.Делались отчаянные попытки использовать небольшой и дешёвый малолитражный КИМ-10-50,только осваиваемый заводом.Но испытания его на полигоне в мае-июне 1941 года дали в целом отрицательный результат-низкая посадка,плохое преодоление профильных препятствий,перегрев двигателя,быстрое нарастание износов.Была ещё одна машина,постоянно находившаяся в поле зрения военных-первый советский полноприводный легковой автомобиль "фаэтон" высокой проходимости ГАЗ-61-40,поступивший на испытания ещё 10 июня 1939 года.Однако,он предусматривался в первую очередь для обслуживания высшего командного состава Красной Армии и не мог быть массовым ввиду использования металлоёмкого длиннобазового шасси,дорогого 6-цилиндрового двигателя ГАЗ-11 и очень трудоёмкого открытого кузова,также в стадии затянувшегося освоения.На такой автомобиль,кстати оказавшийся очень удачным,с выдающимися показателями проходимости и динамики,среднее армейское звено не могло расчитывать.Выпуск его предпологался очень ограниченным.Было ясно_армии нужен принципиально новый массовый легковой вездеход.
Инициативу создания такого упрощённого "солдатского" короткобазного полноприводного автомобиля-тягача с открытым 4х местным кузовом проявил генерал-майор И.П.Тягунов,начальник Главного автобронетанкового управления,как никто другой заинтересованный в дальнейшей механизации и моторизации Красной Армии.Вероятно,он был достаточно осведомлён о разработке аналогичных автомобилей-вездеходов для армии США,а появившиеся в печати фотографии первых прототипов "Бантам" и моментов его испытаний убедили его в том,что как раз такой автомобиль и нужен Красной Армии.Эта убеждённость перешла на нового,энергичного и делового наркома среднего машиностроения В.А.Малышева,которому подчинялась и автомобильная отрасль.По воспоминаниям ведущего конструктора автомобиля ГАЗ-61 Виталия Андреевича Грачёва,нарком,который хорошо знал Грачёва и, похоже,был к нему расположен,вызвал его к себе в конце января 1941 года(тогда творческих работников принимали на самом высоком уровне).Показывая ему фото в американском журнале"Automotive Indastries" с поднимающимся по ступеням Белого Дома "Бантамом"(ранний вариант) с сидящими в нём военными,приказал сделать такой же,видимо понимая,что он неизбежно будет построен на хорошо зарекомендававших себя агрегатах ГАЗ-61. Машина должна была быть недорогой и выпускаться в значительных количествах(десятки тысяч),полностью обеспечивающих потребности армии.Срок службы он определил в 5000км гарантийного пробега,достаточные для напряжённых фронтовых условий,и разумно ограничил длину машины,и,что не понятно,её колею:"Сделать как у Бантама"(то есть всего 1206,5мм).
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2710
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: Вездеходы РККА.

Сообщение Володя » 04 июн 2013, 23:08

Евгений Прочко."Вездеходы РККА".
Колея,принятая на легковых автомобилях ГАЗ,была на 233,5мм больше.Последнее обстоятельство вызвало дополнительные технологические трудности при освоении производства,а в дальнейшем и неприятности в эксплуатации.Возможно,у инженера В.А.Малышева были свои соображения,может быть и обоснованные,перечить ему не стали и 3 февраля 1941 года приступили к работе над новым автомобилем,получившем индекс ГАЗ-64-416(по действовавшей тогда на ГАЗе фордовской системе обозначения изделий:первая цифра-номер шасси,вторая номер кузова).Одновременно,в порядке конкурсной разработки,подобное же задание получил и НАТИ.Концепцию ГАЗ-64-416(в дальнейшем просто ГАЗ-64,как было принято в эксплуатационной документации)задал,продумал и полностью воплотил в компоновке сам ведущий конструктор В.А.Грачёв.От "Бантама" не собирались заимствовать ни силовую схему,ни конструктивные решения,что было и в принципе невозможно.
Идеология нового автомобиля складывалась следующей:от ГАЗ-61используются только агрегаты шасси,достаточно прочные и отработанные.Это передний ведущий и задний мосты(оба с переделками),одноступенчатая раздаточная коробка,КПП(в основе своей ГАЗ-АА с незначительными изменениями),укороченн7ые карданные валы(задний закрытый карданный вал-с одним шарниром типа "Спайсер"),передние рессоры,применённые на ГАЗ-64 как задние,рулевой механизм,тормоза(кроме их привода),диски колёс.Дешёвый силовой агрегат:4х цилиндровый двигатель мощностью 50-52л.с.,однодисковое сцепление,4х ступенчатая "грузовая" КПП с большим силовым диапазоном(6,4)-был в основном использован от массовой "полуторки" ГАЗ-АА(точнее уже ГАЗ-ММ),хорошо освоеной в производстве,эксплуатации и ремонте.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2710
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: Вездеходы РККА.

Сообщение EvMitkov » 04 июн 2013, 23:24

По просьбе Володи перебрасываю сюда снимки из его альбома "ГАЗ-64" на Ярушке.
Сам альбом со снимками в хорошем разрешении лежит тут

http://fotki.yandex.ru/users/opevladimir/album/206123/?





















С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13905
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Вездеходы РККА.

Сообщение EvMitkov » 04 июн 2013, 23:32



























С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13905
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Вездеходы РККА.

Сообщение Володя » 04 июн 2013, 23:41

Евгений Прочко."Вездеходы РККА"
Весь силовой агрегат был размещён необычайно высоко,что позволило увеличить клиренс в средней части(радиус продольной проходимости составлял всего 1,42м),лучше защитить от ударов поддон двигателя и облегчить преодоление бродов.Правда,повышался и центр тяжести машины,снижалась её боковая устойчивость,но незначительно.Намного меньшая по сравнению с ГАЗ-61 расчётная масса нового автомобиля позволяла обойтись и двигателем с такой умеренной мощностью,правда с высоким крутящим моментом.Ожидаемая более тяжёлая работа его(буксировка 45мм пушки с передком общей массой 1200кг)при высоких летних температурах,движение по предельному бездорожью с преодолением резких естественных препятствий,ранее недоступных легковым автомобилям,потребовали существенной переделки двигателя ГАЗ-М.Был установлен более совершенный нагнетающий водяной насос от 6-ти цилиндрового ГАЗ-11,многолопастной(сначала 4х лопастной)вентилятор с высокой производительностью диаметром 410мм,новый всасывающий коллектор с современным карбюратором МЛ-1 с падающим потоком и эффективным пусковым устройством(от КИМ-10),что улучшало наполнение цилиндров и было удобно по компоновке в стеснённом подкапотном пространстве.Пришлось заново спроектировать заведомо переразмеренный 6-рядный радиатор(сердцевина от трёхосного ГАЗ-ААА) увеличенной мощности,но ограниченной высоты(458мм),способный обеспечить нормальное охлаждение в самых тяжёлых,даже немыслемых условиях.И это удалось,жалоб на его работу в последствии не было.Для этого же систему охлажденя сделали закрытой(под давлением) с использованием герметичной пробки радиатора(с клапанами) от ГАЗ-61.Позже,на некоторых сериях машин,применялся термостат,необходимый при работе с неполной нагрузкой и при низкой температуре окружающего воздуха,но он оказался ненадёжным и практически никогда не использовался,хотя это приводило к недостаточному прогреву двигателя(жалюзи или шторки перед радиатором тогда ещё не ставили).Ввиду крайне редкой,как выяснилось,работы подобных автомобилей с высокой нагрузкой,двигатели их чаще всего эксплуатировались на пониженных тепловых режимах,особенно зимой.Отсюда и увеличенный расход топлива,повышенные износы цилиндров и поршневых колец,недостаточная приёмистость двигателя.Помочь поддержать приемлимый температурный режим могли утеплительные чехлы,кстати очень неудобные и недолговечные,но в армии всегда были трудности с снабжением и использовались они редко.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2710
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: Вездеходы РККА.

Сообщение Володя » 05 июн 2013, 00:28

Евгений Прочко."Вездеходы РККА"
Для улучшения аэродинамики подкапотного пространства по предложению конструктора Б.Т.Комаревского в задней части крышек капота сделали вытяжные щели-"продухи",идею которых заимствовали у германского легкового вездехода "Темпо"(вопреки досужему мнению-не для обогрева ветрового стела).К сожалению двигатель ГАЗ-М(после проведения доработок-ГАЗ-64) не был достаточно защищён от проникновения внутрь воды и пыли,ставших новой реальностью фронтовой эксплуатации,а его маслосистема не выдерживала длительной работы на крутых(свыше 25 градусов)подьёмах.Это приводило к сильной течи масла через лабиринтное уплотнение заднего подшибника коленвала(к счастью такой режим движения чаще всего был кратковременным),а надёжность работы работы шатунных подшибников всегда оставляла желать лучшего.Но другого двигателя не было,и со всем этим приходилось мириться.Тем более,что ни в производстве,ни в эксплуатации нехватки двигателей ГАЗ-М никогда не испытывали.Менять их можно было часто,это сглаживало остроту недостатков.
Укороченная по сравнению с ГАЗ-61(на 755мм) база автомобиля позволила отказаться от промежуточного карданного вала.Правда это увеличило стояночный угол переднего(и единственного)карданного шарнира до 5,34 градуса,но он оставался в допустимых пределах и не вызывал отрицательных последствий(например крутильных колебаний и вибраций).Передний открытый карданный вал получил солидные шарниры на игольчатых подшибниказ ГАЗ-51 типа "Кливленд"(вместо ЗиС-101 на ГАЗ-61),только ещё осваиваемые заводом.Для ГАЗ-64 он был переразмеренным и соответственно имел излишнюю массу,а центрирование шлиц только по боковым поверхностям приводило к быстрому нарстанию люфтов и биений.
Передний и задний мосты,в основе использованные от ГАЗ-61 и ГАЗ-11,сделали с искусственно зауженой соответственно на 162мм и 195мм колеёй,что серьёзно и очень не желательно нарушало отработанную технологию производства полуосей,особенно задних и их кожухов.С целью увеличения переднего угла въезда до 75 градусов(тогда этим особенно увлекались и хотели вообще сделать 90 градусов,полностью отказавшись от переднего бампера) и облегчения тем самым преодоления вертикальных стенок(до 0,5м) по предложению Грачёва передний мост подвесили на 4х четвертьэлептических рессорах,схема редко применявшаяся на автомобилях,и не без оснований.Ей была свойственна недостаточная надёжность,частые поломки листов из за их нерационального и резкого нагружения,а так же низкая боковая жёсткость.Для устойчивости прямолинейного движения(отсутствия "гуляния" машины)в шарнирах всех рессор применили резьбовые пальцы и втулки от ГАЗ-11,практически безлюфтовые,хорошо защищённые и поэтому долговечные.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2710
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: Вездеходы РККА.

Сообщение Dvu.ru-shnik » 05 июн 2013, 01:00

Масло подтекало на крутых затяжных подъёмах - это мелочи.
Вон, гораздо позже и на более современных машинах что творится...
Если Хаммер или лендровер постояли на песке с часок и он не пропитался маслом, то это не хаммер и не лендровер.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 6949
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: Вездеходы РККА.

Сообщение Володя » 05 июн 2013, 01:01

Это тогда стоял УАЗик...
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2710
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: Вездеходы РККА.

Сообщение Dvu.ru-shnik » 05 июн 2013, 01:05

А что, - когда он ухожен, протянут и с нормальными сальниками, то масла под ним легко может и не оказаться даже через сутки.
Вон - на Женин УАЗлик глянь - ему столько же лет, сколько я служу, а дребезжу, наверное, больше всё же я.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 6949
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

След.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4