Памятка по использованию немецкой БТТ. 1942 год.

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Re: Памятка по использованию немецкой БТТ. 1942 год.

Сообщение EvMitkov » 09 янв 2015, 16:22

VI. Трансмиссия

(Рис. 21-26)

Крутящий момент от двигателя к ведущим колесам танка передается трансмиссией, в которую входят: карданная передача, многодисковый главный фрикцион, коробка перемены передач с планетарным механизмом поворота танка и бортовые передачи.

Карданная передача.

Карданная передача состоит из двух карданных валов, последовательно соединенных между собой. Каждый карданный вал имеет на концах шарниры. Первый карданный вал фланцами, имеющимися у шарниров, жестко соединен с одной стороны с маховиком двигателя, с другой стороны - с раздаточной коробкой. Второй карданный вал также при помощи фланцев соединен с одной стороны с раздаточной коробкой, с другой с тороны - с валом главного фрикциона.

Главный фрикцион.

(Рис. 21).

Главный фрикцион многодисковый, сухой, установлен в общем блоке с коробкой перемены передач и планетарным механизмом поворота. Защищен главный фрикцион закрытым картером. Основные части главного фрикциона: ведущий барабан 3 (рис. 21) с двумя ведущими дисками 11 и нажимным диском 5, три ведомых диска 4, ведущий вал 1 главного фрикциона, нажимная пружина 8, три нажимных рычага 6 с опорами, регулировочная шайба 7 и привод управления главным фрикционом. Ведущий барабан 3 главного фрикциона прикреплен к фланцу вала, покоящегося на двух подшипниках. С одной стороны вала имеется шлицовое отверстие, в которое вставляется хвостовик фланца шарнира карданного вала, с другой стороны - гнездо для подшипника ведомого вала главного фрикциона.


Рис. 21. Главный фрикцион:

1 - ведущий вал; 2 - картер фрикциона; 3 - ведущий барабан; 4 - ведомые диски; 5 - нажимной диск; 6 - нажимные рычаги; 7 - опорная муфта (регулировочная); 8 - нажимная пружина; 9 - вал, передающий крутящий момент на поворотный механизм; 10 - скользящая муфта выключения фрикциона; 11 - ведомые диски; 12 - ведомый вал фрикциона.


На поверхности вала имеется червяк привода тахометра. Внутри барабана болтами укреплены шесть шпонок, удерживающих ведущие диски 11 от провертывания относительно барабана. К ведущему барабану 3 болтами прикреплен кожух главного фрикциона, в котором имеются опорное гнездо для нажимной пружины 8, отверстия для прохода стержней, соединяющих плечи рычагов со скользящей муфтой 10 выключения фрикциона, и установочные гнезда для нажимного диска 5. Два ведущих диска, установленных в барабане, сделаны пустотелыми с целью более интенсивного их охлаждения; своими прорезями диски находят на шпонки, при этом они могут свободно перемещаться только вдоль оси. Для более полного размыкания ведущих и ведомых дисков на боковых поверхностях ведущих дисков установлено по три двуплечих рычага с пружинами (на рисунке не показано).

Плечи рычагов, упираясь в выступы, всегда стремятся разомкнуть диски, что обеспечивает быстрое и полное выключение фрикциона. Кроме того, на нажимном диске 5 установлено три пружинки, которые при выключении фрикциона отводят нажимной диск от ведомого диска. На нажимном диске имеется три подушки, в которые рычаги выключения фрикциона упираются своими короткими плечами. Между плоскостями нажимного диска и ведущих дисков поставлено три ведомых диска, выполненных из сплава алюминия. К поверхности ведомых дисков приклеены кольца из фрикционного материала. Диски имеют приклепанные к ним стальные муфты со шлицами для соединения с валом 12.

Ведомые диски посажены на шлицевую часть ведомого вала 12 главного фрикциона. Шлицевое соединение дисков с валом позволяет им при выключении фрикциона перемещаться вдоль оси. Ведомый вал главного фрикциона одним концом входит в подшипник, находящийся на валу ведущего барабана 3, а другим - в шлицы первичного вала коробки перемены передач. Нажимная пружина 8 одним концом упирается в скользящую муфту 10, а другим - в гнездо на кожухе фрикциона и таким образом стремится всегда держать главный фрикцион включенным; при этом усилие от пружины передается через три стержня на нажимные рычаги 6, которые, опираясь на регулировочную шайбу 7, передают усилие на нажимной диск 5, прижимая ведущие диски к ведомым. Для выключения главного фрикциона следует нажать на ножную педаль. При нажиме ногой на педаль усилие передается системой рычагов на скользящую муфту 10, которая, перемещаясь, сжимает нажимную пружину; при этом нажимные рычаги отходят от нажимного диска, а двуплечие рычаги раздвигают ведущие диски настолько, что сцепление между ведущими и ведомыми дисками уже невозможно. По мере износа фрикционного материала необходимо регулировочную шайбу 7 завинчивать настолько, чтобы вновь получить нормальное сцепление.

Коробка перемены передач


(Рис. 22-24)

Танк Т-V "Пантера" имеет семискоростную механическую коробку перемены передач с шестернями, находящимися в постоянном зацеплении. Передачи включаются при помощи кулачковых муфт, снабженных синхронизаторами. Включаются кулачковые муфты при помощи системы рычагов, приводимых в движение рычагом переключения передач. Все валы и шестерни коробки перемены передач находятся в закрытом картере. Смазываются детали коробки перемены передач маслом, подаваемым к трущимся поверхностям шестеренчатым масляным насосом, а также разбрызгиванием.

Пустотелый первый первичный вал 1 (рис. 22), через который проходит вал, приводящий в движение детали поворотного механизма, находится в постоянной связи со вторым первичным валом 2 через шестерни, из которых шестерни 3 и 6 соединены жестко с валами, а 4 и 5 свободно посажены на вторичный рал. На первом первичном валу, кроме жестко сидящей шестерни 3, свободно сидят шестерни: IV передачи 7, V передачи 8, VII передачи 9 и VI передачи 10. На втором первичном валу, кроме жестко сидящей шестерни 6, свободно посажены шестерни II 11 и I 12 передач и шестерня 13 заднего хода. Шестерня заднего хода имеет возможность перемещаться на валу в продольном направлении, так как посажена на шлицах.

На вторичном валу жестко посажены коническая шестерня 14 и шестерни: IV, I передач и заднего хода, V передачи 16, VII передачи 17, VI передачи 18 и III передачи 5, сидящей свободно. На вал 19 заднего хода на шлицах посажена шестерня 20, входящая в зацепление с шестерней 13 второго первичного вала, и свободно посажена шестерня 21, входящая в зацепление с шестерней 15 вторичного вала.


Рис. 22. Схема коробки перемены передач и механизма поворота танка


Рис. 23. Продольный разрез коробки перемены передач

Все валы коробки перемены передач покоятся на шариковых и роликовых подшипниках. Свободно, сидящие на валах шестерни также имеют шариковые подшипники. Передачи включаются при помощи кулачковых муфт. Муфты включения передач от второй и выше снабжены синхронизаторами. Кулачковая муфта (рис. 23) имеет обойму 1, на наружной поверхности обоймы имеется прорез, в который входят лапки рычага, перемещающего обойму. На внутренней поверхности обоймы имеются шлицы. Обойма надета на муфту 2, которая соединена с валом при помощи шлиц. На наружной поверхности муфты имеются шлицы, по которым при перемещениях вдоль оси вала скользит обойма, и стопорное устройство, состоящее из шарика 4 и пружины 5. Боковые поверхности муфты с обеих сторон имеют конуса 3.

При включении передачи обойма, перемещаясь вправо или влево, при помощи стопорного устройства ведет по шлицам вала и муфту, до тех пор пока конус муфты будет плотно прижат к конусу на шестерне; при этом возникающие на поверхности конусов силы трения тормозят шестерню и этим обеспечивают синхронность вращения ее с муфтой. При дальнейшем перемещении наружной обоймы шарик стопора, выходя из гнезда, позволит обойме переместиться еще настолько, что шлицы обоймы войдут в зацепление с зубцами, имеющимися на ступице шестерни, и тогда шестерня, будучи жестко соединена с валом, будет передавать крутящий момент от двигателя на вторичный вал.

Для предотвращения возможности включения одновременно двух передач в коробке перемены передач имеются специальные замки и фиксатор. Шестерни и подшипники коробки перемены передач смазываются в основном разбрызгивающимся маслом, заливаемым в картер коробки перемены передач. Часть шестерен смазывается маслом, подаваемым по трубкам от шестеренчатого маслонасоса. Одновременно со смазкой шестерен коробки перемены передач масло, заливаемое в картер, смазывает и шестерни механизма поворота танка "Пантера". Для заливки масла в картер в верхней крышке картера имеется горловина. Уровень масла проверяется щупом. Схема положений рычага при переключении передач показана на рис. 24


Рис. 24. Схема положений рычага переключения коробки перемены передач.

Для включения передач заднего хода, а также VI и него хода, а также VI и VII передач необходимо поднять защелку, имеющуюся на рычаге переключения передач. Спидометр приводится во вращение при помощи червяка, посаженного на вторичный вал, при этом трос привода спидометра отводится от колонки, установленной в верхней крышке коробки перемены передач. Крутящий момент от коробки перемены передач к бортовым передачам передается через пару конических шестерен и планетарную систему механизма поворота танка.

Механизм поворота танка

Механизм поворота (рис. 25) танка состоит из планетарных систем фрикционов и тормозов. Управление механизмом поворота осуществляется двумя рычагами. Рычаги действуют одновременно на механический привод и гидравлический сервомеханизм.В механизм поворота танка входит распределительная передача, которая состоит из валов 22 (рис. 22), передающих крутящий момент от двигателя на механизм поворота танка, системы зубчатых цилиндрических шестерен 23, 24, конических шестерен 25, планетарных передач 26, фрикционов 27 и тормозов 28, 29. Распределительная передача передает крутящий момент от двигателя к солнечным шестерням планетарных передач механизма поворота.

Фрикционы служат для присоединения и отъединения солнечных шестерен от распределительной передачи. Тормозами 28 солнечные шестерни удерживаются в неподвижном состоянии при движении по прямой. Бортовые тормозы 29 служат для затормаживания движителя при резких поворотах и при затормаживании движителя на стоянках. Фрикционы однодисковые, смонтированы в тормозных барабанах. Ведущий диск с фрикционными накладками соединен с шестерней распределительной передачи, ведомые диски соединены с тормозным барабаном.


Рис. 25. Продольный разрез механизма поворота танка:

1 - конические шестерни и поперечный вал (главный); 2 - конические шестерня и вал; 3 - планетарные передачи; 4 - фрикционы; 5 - колодки тормоза; 6 - муфты включении фрикционов; 7 - валы, передающие крутящий момент к бортовым передачам.


Включается фрикцион гидравлическим прессом. В выключенном состоянии фрикцион удерживается спиральной пружиной, которая, также как и гидравлический пресс, соединена с одной стороны с корпусом тормоза, с другой стороны - с рычагом выключающей муфты. Тормозы, служащие для удержания в неподвижном состоянии солнечных шестерен, - колодочные. Барабан тормоза соединен с фрикционом, а колодки - с корпусом танка. При движении танка по прямой колодке тормозы заторможены. Выключается тормоз только на время поворота танка.

Бортовой тормоз дисковый; внутренний диск его двойной, раздвигающийся, помещен в барабане. При затормаживании внутренний диск, раздвигаясь плотно прилегает своими плоскостями к плоскостям барабана. Охлаждение бортовых тормозов принудительное, воздушное. Воздух из кожухов барабана отсасывается вентиляторами двигателя. При движении танка по прямой рычаги управления опущены вниз; при этом фрикционы 27 выключены, а тормозные барабаны, соединенные с солнечными шестернями планетарных передач, зажаты колодками, в силу чего солнечные шестерни оказываются неподвижными. При включении какой-либо передачи вторичный вал коробки перемены передач, вращаясь, приводит во вращение поперечный вал, а вместе с ним и эпициклические шестерни.

Эпициклические шестерни приводят во вращение сателлиты. Так как солнечные шестерни при этом остаются неподвижными, то водила, соединенные с сателлитами, будут вращаться и передавать крутящий момент к бортовым передачам, а от них к ведущим звездочкам движителя. Для поворота танка вправо или влево необходимо потянуть соответствующий рычаг на себя. При этом в первый момент освобождается тормозной барабан, и солнечная шестерня получает возможность свободно вращаться; при дальнейшем перемещении рычага включается фрикцион. При включенном фрикционе распределительная передача, вращая солнечную шестерню в сторону, обратную вращению эпициклической шестерни, замедлит скорость вращения водила, вследствие чего скорость вращения ведущих звездочек движителей станет различной, и танк начнет плавно поворачиваться в сторону поднятого рычага. Чтобы быстро повернуть танк, необходимо рычаг убавления поднять еще выше, чем при плавном повороте; при этом включившийся тормоз 29, удерживая вал водила, остановит ведущую звездочку движителя, и крутящей момент от двигателя будет передаваться только на движитель противоположной стороны танка, чем и будет достигнут быстрый поворот.

Смазка для деталей механизма поворота подается из общей системы смазки коробки перемены передач. Масло по трубкам от насоса подается к трущимся поверхностям, а затем, стекая на дно картера, собирается в маслосборнике. Из маслосборника масло откачивается насосом, пропускается через фильтр и вновь поступает для смазки деталей.

Привод управления механизмом поворота танка

Привод управления механизмом поворота танка комбинированный, механический, с гидравлическим сервомеханизмом. Привод состоит из гидравлических насосов, системы рычагов и четырех поршневых прессов. В отделении управления против сиденья механика-водителя установлено три рычага; правый рычаг действует на правые тормозы и правый фрикцион поворотного механизма, левый - на левые тормозы и левый фрикцион поворотного механизма, а рычаг, расположенный левее его, у бортового листа брони, действует на бортовые тормозы при затормаживании танка на стоянках. Два гидравлических насоса, установленные в боевом отделении под полом башни, приводятся в движение от карданного вала. Монтируются они в общем блоке.

Насосы всасывающими трубками соединены с резервуаром, в котором содержится необходимое для работы количество жидкости, и нагнетающими трубками с системой гидравлических прессов. От гидравлического насоса масло поступает по системе трубок к прессам, из которых два действуют на тормозную систему, а два других на фрикционы. Гидравлический пресс состоит из цилиндра, поршня, системы клапанов, рычагов с регулировочными винтами и пружин. Корпус пресса на специальном кронштейне прикреплен к корпусу танка. При поднятии рычага управления поворотом танка, винт, нажимая на шток клапана впуска масла в цилиндр, отрывает его, позволяя маслу поступать в цилиндр. Под давлением масла поршень, перемещаясь, штоком давит на плечо рычага, прикрепленного к валу, и поворачивает его.

Вал, приводящий в действие фрикционы и тормозы, - составной; он представляет собой как бы три вала. Внутренний вал приводит в действие бортовые тормозы; его можно поворачивать левым крайним рычагом. Для торможения на стоянках или одним из рычагов поворота (правым или левым) при поворотах танка. Когда внутренний вал поворачивается при помощи левого крайнего рычага, он приводит в действие (затормаживает) оба бортовых тормоза. При действии правым или левым рычагом поворота танка соответственно затормаживается правый или левый тормоз. Наружный вал состоит из двух частей, одна из которых связана с левым рычагом поворота и левым гидравлическим прессом, вторая - с правым рычагом и правым гидравлическим прессом. На наружной поверхности вала имеются рычаги и кулачки, которые передают усилия на системы рычагов колодочных тормозов, гидравлических прессов включения фрикционов и бортовых тормозов.

При поднятии правого или левого рычага поворота танка поворачивается соответственно правая или левая часть наружного вала. Свободный ход рычага по концу рукоятки 25-30 мм. При дальнейшем ходе рычага ролик, прокатываясь по профилированному рычагу выключения тормоза, выключает его, а рычаг включения фрикциона, упираясь в шток клапанов гидравлического пресса включения фрикциона, включает фрикцион. При этом с помощью системы рычагов и тяг включается гидравлический пресс, поворачивающий вал. Своим действием гидравлический пресс значительно уменьшает усилие, которое потребуется от механика-водителя для управления танком.

Регулировка привода управления танка механизма поворота

Поставить рычаги управления в крайнее нижнее положение.
Отрегулировать тяги колодочных тормозов так, чтобы колодки под действием пружин плотно прижимались к барабанам, а рычаги управления имели свободный ход по рукоятке 25-30 мм. Пружины натягиваются маховичком, поворачивающим вале эксцентриковыми опорами пружин.
Отрегулировать зазор у регулировочных винтов гидравлических прессов, поворачивающих вал управления, с таким расчетом, чтобы, как только будет выбран свободный ход рычагов управления, регулировочные винты прессов уперлись в штоки клапанов.
Продолжать подъем рычагов управления. Как только ролики найдут на выступы профилировочных кулачков, рычаги включения фрикционов должны нажать на штоки клапанов включения гидравлических прессов фрикционов.
Момент включения гидравлических прессов фрикционов регулировать регулировочными винтами. При дальнейшем подъеме рычагов должны включаться бортовые тормозы.
При помощи стяжных муфт, находящихся на тягах, отрегулировать бортовые тормозы.
Если стяжная муфта полностью затянута, а бортовой тормоз тормозит слабо или совсем не тормозит, необходимо стяжную муфту развинтить настолько, чтобы концы тяги удерживались в муфте резьбой не менее пяти ниток винта, а тягу переставить на следующее отверстие серьги и вновь отрегулировать бортовые тормозы.
Закончив регулировку, запустить двигатель и, поворачивая танк вправо и влево на малых оборотах, проверить действие механизма поворота и, убедившись в его исправности, законтрить регулировочные винты.
Необходимо помнить, что при поднятии правого или левого рычага поворота вначале должен выключиться колодочный тормоз; одновременно с ним рычаг гидравлического пресса должен нажать на шток клапана, после чего включается фрикцион (рычаг нажимает на шток клапана); только когда фрикцион будет включен; должен включиться бортовой тормоз.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14731
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Памятка по использованию немецкой БТТ. 1942 год.

Сообщение EvMitkov » 09 янв 2015, 16:44

Бортовая передача

(Рис. 26)

Бортовая передача представляет собой двухступенчатый редуктор с цилиндрическими шестернями. Шестерни и валы размещены в литом картере, который крепится к корпусу болтами. Картер со стороны корпуса закрыт крышкой.


Рис. 26. Бортовая передача:

1 - корпус бортовой передачи, 2 - крышка корпуса; 3 - фланец ведущего вала; 4 - ведущий вал с шестерней; 5-опорные подшипники; 6 - ведомая шестерня первой пары и ведущая второй па ры; 7 - опорные подшипники; 8 - ведомая шестерня второй пары; 9 - ступица шестерня; 10 - ведущий вал звездочки; 11 - опорные подшипники; 12 - установочное кольцо; 13 - уплотняющее устройство; 14 - установочное кольцо; 15 - сальники; 16 - установочная гайка; 17 - кулачок привода плунжерного насоса; 18 - плунжеры насоса; 19 - трубка, подводящая масло к первой паре шестерен; 20 - ступица ведущей звездочки; 21 - внешний диск звездочки; 23 - колпак; 24 - сливное отверстие в картере; 25 - отдушина; 26 - родик, предохраняющий гусеницу от заклинивания.


Масло для смазки бортовой передачи заливается в картер через отверстие в нем, закрываемое пробкой. Сливается масло из картера через отверстие в нижней части его, закрываемое также пробкой. Для обеспечения смазки первой пары шестерен в картере бортовой передачи установлен плунжерный насос, который при движении танка непрерывно подает масло из картера к зубьям первой пары шестерен.

VII. Ходовая часть (движитель)

(Рис. 27 и 28)

Танк "Пантера" имеет с каждой стороны по восьми сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами. Верхняя ветвь гусеницы поддерживается опорными катками. Ведущие колеса расположены в передней части танка. Колеса имеют по два съемных зубчатых венца (у каждого венца 17 зубьев). Между ведущими колесами и первым катком установлен отбойный ролик, что предотвращает заклинивание гусениц на колесах. Направляющие колеса литые, с металлическими бандажами. Механизм натяжения гусениц кривошипный. Кривошипы поворачиваются червячной передачей. Для натяжения гусениц необходимо открыть в кормовом листе брони по одному люку и вращать червяк при помощи специального ключа до нужного натяжения гусениц.

Гусеничные ленты металлические. Каждая гусеница составлена из 86 траков. Траки литые, шириной 660 мм, шаг трака 153 мм. Между собой траки соединены пальцами. Фиксируются пальцы кольцами и заклепками, проходящими через сверления в кольцах и пальцах. Подвеска танка торсионная. Торсионы в целях получения большого угла скручивания выполнены двойными. Торсионы передних и задних катков имеют гидравлические амортизаторы. Смазываются подшипники торсионов из боевого отделения. На правой стороне боевого отделения установлены масленки правой группы торсионов, на левой - левой группы.


Рис. 27. Трак гусеницы


Рис. 28. Схема подвески танка

VIII. Электрооборудование


(Рис. 29 и 30)

В систему электрического оборудования танка "Пантера" входят: генератор, аккумуляторы, стартер, приборы внутреннего и внешнего электрического освещения танка, электровентилятор, электрический бензонасос, электрический запал пушки, автоматические реле - регуляторы напряжения и силы тока, реле переключения аккумуляторов с параллельного соединения на последовательное, автоматический включатель огнетушителя, фильтры, щитки предохранителей и приборов, и электрическая сеть.
Электрическая сеть однопроводная. Минусом является маоса (корпус танка).

Во избежание механических повреждений проводов и для устранения помех (электромагнитных) в работе радиостанции электрическая сеть уложена в металлические трубы или на проводы надета металлическая оплетка и в сеть включены фильтры.




Рис.29. Схема электрооборудования.

Генератор фирмы Бош типа CUL 1110/12, 1000 LS 26 мощностью 1000 вт при напряжении 12 в. Возбуждение генератора имеет шесть индукторов (полюсов). Обмотка индукторов состоит из двух параллельных ветвей, включенных параллельно якорю. В обмотку возбуждения включены автоматические регуляторы напряжения. Каждая ветвь обмотки имеет самостоятельный регулятор напряжения. Якорь генератора обычного типа. Для интенсивного охлаждения генератора на вал якоря посажен вентилятор.

На корпусе генератора расположена коробка с клеммами: +Д (плюс якоря), -Д (минус якоря), ДF1 (конец первой обмотки возбуждения), ДР2 (конец второй обмотки возбуждения). Реле обратного тока обычного типа; отличительной особенностью его является наличие двух пар контактов, которые включаются и выключаются неодновременно, что предохраняет контакты от подгорания.

Регуляторы напряжения вибрационного типа. Оба регулятора одинаковы. Аккумуляторная батарея состоит из двух кислотных аккумуляторных батарей типа Varta. Напряжение каждой батареи 12В, емкость около 150 а-ч. Аккумуляторные батареи включены параллельно и только на период включения стартера включаются последовательно.


Рис. 30. Электрооборудование башни:

1 - вращающееся контактное устройство; 2 - распределительная коробка; 3, 14 и 28 - штепсельные розетки; 4, 26 - плафоны; 5, 27 - выключатели (тумблер); 6, 19 - переходные коробки; 7 - угломер; 8 - лампочка; 9, 24 - кнопки электрозапалов мортирок: 10, 11, 25 - штепсельные коробки переговорного устройства; 12, 23 - клеммы электрозапалов мортирок; 13 -лампа освещения прицела; 15 - рычаг и сигнальная лампа электрозапала пушки; 16 - выключатель электрозапала; 17 - мотор вентилятора; 18 - электрозапал пушки; 20 - сигнальная лампа блокировки электрозапала; 21 - блокировочный конденсатор мотора вентилятора; 22 - механизм блокировки электрозапала.


С параллельного соединения на последовательное аккумуляторные батареи переключаются специальным реле, включающимся при включении стартера.

Стартер. Мощность 6 л.с., напряжение 24В. Стартер с электромагнитным приводом (с выбрасывающимся якорем) и фрикционной муфтой, через которую шестерня соединена с якорем. Myфта имеет устройство для быстрого торможения якоря при повторных включениях стартера. Остальные приборы устроены так же, как в других системах электрооборудования.

Автоматический включатель огнетушителя состоит из пяти-шести биметаллических реле, соленоида и часового механизма. Биметаллические реле установлены в местах возможного появления пламени. При появлении пламени биметаллическая пластина реле, нагреваясь, прогибается и замыкает цепь питания соленоида. Сердечник соленоида включает часовой механизм и одновременно нажимаем на клапан огнетушителя. После того как пламя исчезнет и биметаллическое реле разомкнет контакты, часовой механизм будет удерживать огнетушитель во включенном состоянии еще в продолжение 7-8 секунд, после чего огнетушитель выключится.

IX. Средства связи

(Рис. 31-33)

Для внешней связи танк "Пантера" оборудован ультракоротковолновой радиостанцией типа l0WSc/UKWE (рис. 31), состоящей из передатчика и приемника. Часто на танке устанавливаются один передатчик и два приемника, что позволяет командиру танка работать одновременно в двух радиосетях связи без перестройки в процессе работы. Внутренняя связь между членами экипажа осуществляется при помощи танкового переговорного устройства с усилителем.


Рис. 31. Общий вид радиоустановки:

1 - приемник; 2 - передатчик; 3 - вывод антенны; 4 - умформер передатчика; 5 - телефоны; 6 - умформер приемника.


Танковое переговорное устройство позволяет вести разговор между пятью членами экипажа и, кроме того, дает возможность командиру танка использовать радиостанцию для выхода на внешнюю связь.

Основные данные радиостанции

В комплект радиостанции входит: передатчик, приемник, умформер передатчика, умформер приемника, комплект телефонов и ларингофонов, телеграфный ключ и штыревая антенна высотой 2 м. Радиостанция допускает работу телефоном и тональным телеграфом. Мощность передатчика 10 вт. Дальность действия на ходу танка: телефоном 2-3 км, телеграфом 3-4 км. Диапазон волн радиостанции от 9 до 11 м (33,4- 27,2 мггц).


Рис. 32. Передатчик (передняя панель):

1 - рукоятка включения; 2 - шкала настройки; 3 - рукоятка настройки; 4 - стопора для соединения шкалы с фиксирующим устройством; 5 - окна с указателем фиксированной волны; 6 - рукоятка настройки антенны; 7 - миллиамперметр-индикатор настройки антенны; 8 - гнездо для включения колодки питания; 9 - штепсельные гнезда для микрофона и ключа; 10 - штепсельные гнезда для соединении приемника с передатчиком; 11 - кнопка наибольшей отдачи передатчика; 12 - окно лампы индикатора; 13 - ручка для вытаскивания передатчика из кожуха; 14 - винты крепления передатчика в кожухе; 15 - штепсельные гнезда для подключения антенны.


На шкалах настройки передатчика и приемника нанесены деления от 272 до 334. Радиостанция 10WSh/UKWEh отличается от радиостанции 10 WSc/UKWE только диапазоном волн и градуировкой шкалы. На радиостанциях типа l0WSh/UKWEh шкала разделена на 40 фиксированных волн, занумерованных от 241 до 280, что соответствует диапазону волн от 12 до 13 м (от 23 до 25 мггц).

Радиостанции питаются от 12-вольтовой аккумуляторной батареи и потребляют при работе ток силой 13,5 а. Высокое напряжение на аноды ламп поступает от умфермеров. Вес приемника и передатчика около 22 кг.

Установить связь между радиостанцией l0WSc/UKWE и танковыми радиостанциями отечественного производства, а также радиостанцией № 19 нельзя вследствие различного диапазона волн.

Настройка радиостанции

Конструкция органов настройки позволяет настраивать передатчик и приемник на две любые заранее заданные частоты.
Подготовка к работе

Установить штыревую антенну. Включить вилку проводов антенны и противовеса в штепсельные гнезда 15 (рис. 32) "ANT" и "G" на панели передатчика.
Рукоятку 20 на панели приемника поставить в положение "AUS" (выключено).
Рукоятку включения 1 на панели передатчика поставить в положение "AUS" (выключено).
Соединить кабелем с двухполюсными вилками верхние штепсельные гнезда 10 на панели передатчика с верхними штепсельными гнездами 24 на панели приемника
Таким же кабелем соединить нижние гнезда 10 и 24.
Примечание. Если кабеля с двухполюсными вилками почему-либо не окажется, то можно соединить эти гнезда-любым изолированным проводником, причем должны быть соединены попарно между собой крайние и удаленные от краев гнезда (всего требуется четыре проводника).
Включить кабели питания радиостанции от умформеров к передатчику и приемнику (чтобы не перепутать кабели, следует помнить, что умформер передатчика больше по габаритам, чем умформер приемника).
Включить телефоны в штепсельные гнезда 22 "FASTE" (ключ) на панели приемника, а микрофон и ключ в штепсельные гнезда 9 передатчика. Если предстоит работа через танковое переговорное устройство, то гнезда для телефонов и микрофона нужно соединить кабелями с гнездами "Z. EMPF. FERNH" (к телефонам приемника) и "Z. SENDER MIKR" (к микрофону передатчика) на коробке усилителя танкового переговорного устройства.
Телефоны и микрофон в этом случае должны быть включены в гнезда на коробке усилителя с надписями "FUNKER FERNHÖRER" (телефоны радиста) и "FONKER MIKROFON" (микрофон радиста).


Рис. 33. Приемник (передняя панель):

16 - шкала настройки; 17 - рукоятка настройки; 18 - стопор для соединения шкалы с фиксирующим устройством; 19 - окно с указателями номера фиксированной волны; 20 - рукоятка включения приемника; 21 - рукоятка для подстройки приемника; 23 - штепсельные гнезда для включения телефонов; 23 - переключатель ближнего и дальнего приема; 24 - штепсельные гнезда для соединения приемника с передатчиком; 25 - гнездо для включения колодки питания; 26 - окно с лампочкой-индикатором; 27 - ручка для вытаскивания приемника из кожуха; 28 - винты крепления приемника в кожухе.

Настройка приемника

Рукоятку 1 (рис. 32) включения поставить в положение "EMPFANG" (прием). Рукоятку 20 (рис. 33) включения повернуть по часовой стрелке до отказа (положение наибольшей громкости).
Переключатель 23 на панели приемника поставить в положение "FERN" (далеко).
Рукояткой 17 настройки установить нужную частоту.
Рукояткой 21 подстроиться до наилучшей слышимости корреспондента.
Рукояткой 20 включения приемника установить нужную громкость.
Настроить радиостанцию на две заданные частоты, для чего:
а) рукоятку 17 настройки вращать до появления в верхнем окне 19 цифры I;
б) отверткой (или монетой) нажать верхний стопор 18 и повернуть его влево до отказа;
в) рукояткой 17 настройки установить нужную частоту;
г) отверткой (или монетой) нажать верхний стопор 18 и повернуть его вправо до отказа;
д) таким же способом установить другую заданную частоту нижним фиксатором.

Настройка передатчика

Рукояткой 3 (рис. 33) настройки установить нужную частоту.
Рукоятку 1 включения поставить в положение "TN" (телефон) или "TG. TÖNEND" (тональный телеграф) - в зависимости от рода работы.
Нажав кнопку 11, рукояткой 6 настроить антенну по наибольшему отклонению стрелки миллиамперметра-индикатора 7 настройки антенны (при телеграфной работе ключ должен быть нажат).

Настроить передатчик на две заданные частоты передатчика таким же способом, как и для приемника. При переходе с одной фиксированной частоты на другую обязательно настраивать антенну по максимальному отклонению стрелки миллиамперметра-индикатора. Для перехода в процессе работы с приема на передачу и обратно перевести рукоятку 1 включения передатчика из положения "EMPFANG" (прием) в положение "TN" (передача микрофоном) или в положение "TG. TÖNEND" (передача ключом) и обратно.

После окончания работы рукоятку 1 включения передатчика и рукоятку 20 включения приемника поставить в положение "AUS" (выключено).

Танковое переговорное устройство

Танковое переговорное устройство состоит из однолампового усилителя на трансформаторах и четырех штепсельных коробок для включения телефонов и микрофонов экипажа. Усилитель питается от 12-вольтовой аккумуляторной батареи и умформера. Как правило, для питания приемника и усилителя используется один и тот же умформер, для чего букса на проводе питания сделана в виде тройника.

Для приведения в действие усилителя танкового переговорного устройства нужно включить кабель питания от умформера и переставить рукоятку регулятора громкости усилителя из положения "AUS" (выключено) в положение "EIN" (включено).

Переключатель рода работы на коробке усилителя должен стоять в положении "FUNK и BORD" (радио и внутренняя связь). При таком положении переключателя может быть осуществлена внутренняя связь между командиром танка и четырьмя членами экипажа; радист должен включить свои телефоны и микрофоны в гнезда "FUNKER FERNHÖRER" (телефоны радиста) и "FUNKER MIKROFON" (микрофон радиста) на коробке усилителя.

Для того чтобы радист и командир могли пользоваться одновременно переговорным устройством и радиостанцией, нужно соединить кабелем гнезда телефонов на панели приемника с гнездами "Z. EMPF. FERNH." (к телефону приемника) на коробке усилителя, а гнезда микрофона на панели передатчика с гнездами "Z. SENDER MIKR." (к микрофону передатчика) на коробке усилителя. Если в комплект радиостанции входит два приемника, то следует соединить с гнездами "Z. EMPF. FERNH" коробки усилителя гнезда телефонов обоих приемников.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14731
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Памятка по использованию немецкой БТТ. 1942 год.

Сообщение EvMitkov » 09 янв 2015, 17:06

X. Приборы управления танком и контрольный щиток

(Рис. 34 и 35)

Приборы управления танком (рис. 34) установлены в отделении управления танком. Перед сиденьем механика-водителя расположены рычаги управления поворотом танка - правый рычаг для поворота вправо, левый для поворота влево. При частичном подъеме правого или левого рычага танк плавно поворачивается.

При одновременном подъеме рычагов танк останавливается. Левый крайний рычаг служит для затормаживания танка на стоянках. Правая педаль - педаль акселератора. При нажатии на нее число оборотов двигателя увеличивается. Левая педаль, управляемая левой ногой, действует на главный фрикцион. При нажатии на педаль главный фрикцион выключается.


Рис. 34. Приборы управления танком:

1 - рычаг ручного тормоза; 2 - левый рычаг поворота танка; 3 - педаль главного фрикциона; 4 - педаль (ножная) тормоза; 5 - акселератор; 6 - правый рычаг поворота танка; 7 - регулировочное устройство колодочного тормоза; 8 - рычаг переключения передач коробки перемены передач; 9 - маховичок натяжения пружин колодочных тормозов; 10 - маховичок регулировочной муфты механизма; 11 - гидропресс привода поворота танка.


Средняя педаль, управляемая, как и акселератор, правой ногой, - педаль тормоза. При нажатии на педаль танк "Пантера" затормаживается. Перед торможением обязательно нажать на педаль главного фрикциона или поднять оба рычага поворота в верхнее положение. Рычаг переключения передач коробки перемены передач расположен справа от сиденья механика-водителя. Переключать передачи только при выключенном главном фрикционе.

Сзади рычага переключения коробки перемены передач находится рычаг для включения водяной помпы. Когда этот рычаг установлен в переднее крайнее положение, водяная помпа выключена; когда он установлен в заднее крайнее положение помпа включена.

Щиток приборов

(Рис. 35)

Щиток приборов установлен на коробке перемены передач справа от сиденья механика-водителя. На левой стороне щитка смонтированы: тахометр (показывающий число оборотов двигателя в минуту), спидометр (показывающий скорость движения танка в километрах) и указатель пройденного пути


Рис. 35. Контрольные приборы:

1 - тахометр; 2 - спидометр; 3 - вольтметр; 4, 5 - переключатели ламп; 6 - амперметр; 7 - сигнальная лампа; 8 - гнездо для ключа зажигания; 9 - кнопка стартера и в ней контрольная лампа; 10 - штепсельная розетка для включения переносной лампы; 11 - коробка предохранительных пробок.


На правой стороне щитка смонтированы:
- вверху под крышками - предохранительные пробки; над каждой пробкой имеется надпись, указывающая, в какую линию предохранитель включен.

Посредине щитка смонтированы:
- два переключателя световых приборов, контрольная лампа, которая зажигается при возникновении пожара в моторном отделении.

Внизу щитка смонтированы:
- масляный манометр, термометр системы охлаждения, кнопка стартера с контрольной лампой, ключ зажигания.

Сбоку щитка смонтирована:
- штепсельная розетка для включения переносной лампы.

XI. Заправка танка

Заправка топливом

Топливом для двигателя танка "Пантера" служит бензин с октановым числом не ниже 74. Хорошо работают двигатели и на бензинах Б-70, КБ-70. Бензин, используемый в качестве топлива, должен быть чистым, без воды и механических примесей. Заливать бензин в баки из чистой посуды: через лейки с сетками. Для заливки топлива в баки необходимо открыть правую по ходу танка крышку люка на верхнем листе брони моторного отделения и горловину топливного бака. После наполнения баков бензином закрыть плотно горловину и крышку люка. Сливается бензин через сливные краны, находящиеся в нижних топливный баках. Для слива топлива необходимо открыть люки в днище танка.

Заправка маслом

Система смазки двигателя заправляется летом маслом МК или МЗ, а зимой маслом МЗ. При низких температурах к маслу МЗ добавлять 50% масла лубрикетинг. Заправка двигателя маслом производится из моторного отделения. Для заливки масла открыть люк над двигателем; масло заливается через горловину бака, закрываемую пробкой, до верхней метки на щупе. Одновременно следует в случае надобности заправлять маслом и колонки вентиляторов, при этом применять то же масло, что и для смазки двигателя.

Уровень масла проверяется щупом. Верхняя риска или другая какая-нибудь отметка на щупе указывает необходимый для данной системы уровень масла. Нижняя отметка указывает уровень масла, при котором дальнейшая работа без доливки масла недопустима. Коробка перемены передач заправляется трансмиссионным маслом (немецким), маслом МК или МЗ. Масло в коробку перемены передач заливается через отверстие в картере ее с правой стороны, закрываемое пробкой. Масло необходимо заливать до верхней метки на щупе.

Бортовые передачи заправляются трансмиссионным маслом (немецким) или маслом МК. Масло заливается через верхние отверстия, закрываемые пробками. Нижняя пробка служит для слива масла из картера и для контроля уровня масла в нем. Для слива масла нужно вывинчивать пробку, подобрав ключ к большей гайке. При контролировании уровня масла нужно пробку вывинчивать, подобрав ключ к гайке меньшего диаметра, при этом наружной гайке не давать вращаться. Если обе гайки будут вращаться одновременно, то вывернется пробка слива масла, и все масло вытечет.

Для заправки маслом картера насосов гидравлического сервомеханизма необходимо открыть створки пола башни с левой стороны по ходу танка. Заливать масло (МК или МЗ) через отверстия, закрываемые пробками. Там же расположен резервуар для жидкости гидравлической системы сервомеханизма. Заполнять резервуар жидкостью, применяемой для гидравлических амортизаторов.

В качестве заменителя можно применять жидкость, употребляемую для заправки систем гидравлических тормозов автомобилей или смесью одного из следующих составов:
а) спирта 1,0 кг, глицерина 0,6 кг, ацетона 0,2 кг;
б) глицерина 0,6 кг, этилового спирта 0,4 кг;
в) ацетона 0,5 кг, касторового масла 0,5 кг.

Заправка водой

Система охлаждения в летнее время заправляется водой, зимой - антифризом. Вода в систему охлаждения заливается через специальный водяной резервуар, горловина которого выходит к люку, расположенному в верхнем листе брони моторного отделения (по ходу танка на левой стороне). Спускается вода из системы охлаждение через люк в днище танка.

XII. Запуск двигателя

Убедившись в том, что двигатель полностью заправлен и танк "Пантера" готов к движению, можно запустить двигатель. Двигатель запускается при помощи стартера - электрического или инерционного. Инерционным стартером пользуются обычно тогда, когда электрический почему-либо не работает или когда обстановка позволяет двум членам экипажа покинуть свои места в танке на время запуска.

Для запуска двигателя инерционным стартером необходимо:

Открыть в кормовом листе танка броневую заслонку и в отверстие ввести рукоятку стартера. Два человека, вращая рукоятку, приводят в действие инерционный стартер.
Инерционный стартер включать только в том случае, если его рукоятку возможно вращать со скоростью не менее 50-60 об/мин.
Включается инерционный стартер при помощи тяги, которая выведена к отверстию для пусковой рукоятки инерционного стартера. Для включения стартера тягу необходимо потянуть на себя.
Вставив в гнездо под кнопкой стартера ключ зажигания, повернуть его - в кнопке стартера загорится электролампа; это указывает на то, что зажигание включено.
Открыть золотники пусковых секций карбюраторов (только при пуске), для чего потянуть на себя за кольцо трос, проходящий по дну танка под сиденьем механика-водителя. После этого, не нажимая на педаль акселератора, нажать на кнопку стартера или потянуть тягу при пользовании инерционным стартером.

Если двигатель не запустился, нужно через 5-10 секунд вновь нажать на кнопку. Кнопку держать нажатой не более 3-5 секунд. Если двигатель не работал длительное время, необходимо перед началом запуска его прокачать, пользуясь приводом для ручной подкачки, топливную систему и только после этого начинать запуск. Рычаги привода для ручной подкачки находятся непосредственно у топливных насосов. На некоторых танках вместо привода для ручной подкачки имеется электрический топливный насос, кнопка которого расположена на щитке приборов.

XIII. Вождение танка

Трогание с места

Трогать с места (на горизонтальных участках пути) на I, II и III передачах.
На тяжелых участках начинать движение на I передаче. Для того чтобы начать движение, необходимо запустить двигатель, дать ему прогреться, убедиться в том, что он работает нормально. Затем выключить, нажав левой ногой на педаль, главный фрикцион. Пользуясь рычагом переключения коробки перемены передач, включить ее и, плавно опуская педаль главного фрикциона, одновременно медленно нажимать правой ногой на акселератор.

Когда танк "Пантера" тронется с места, прибавить скорость, нажав ногой на педаль акселератора, после чего, вновь быстро выключив главный фрикцион и одновременно уменьшив число оборотов двигателя, включить следующую передачу; таким образом постепенно переходить с низших передач на высшие. Водить танк на такой передаче, на которой не чувствуется перегрузки двигателя, т. е. число оборотов двигателя не снижается самопроизвольно. Включать передачи заднего хода можно только при полной остановке танка.

Повороты танка

Когда оба рычага поворота танка находятся в нижнем положении, танк движется по прямой. Для поворота танка вправо необходимо правый рычаг потянуть на себя. При частичном подъеме рычага танк поворачивается плавно, при полном подъеме происходит резкий поворот танка. Для поворота танка влево необходимо действовать левым рычагом. Перед крутым поворотом движение замедлить, а поворот совершать на низших передачах.

Преодоление препятствий

Перед преодолением препятствий (ров, вал, канава) необходимо перейти на низшую передачу. Преодолеватъ препятствие под прямым углом; поворотов на них не совершать.
Разрушать препятствия с выключенным главным фрикционом, используя живую силу танка. При движении по болотистым участкам по возможности не переключать передач и не делать поворотов.

Преодоление водных преград

Перед преодолением водных преград все люки плотно закрываются. Плотность достигается постановкой резиновых прокладок. В соединениях между башней и корпусом прокладывается резиновая лента. Вооружение и башня закрывается чехлами. Над моторным отделением устанавливается труба, служащая для приема воздуха в танк. Вентиляторы охлаждения выключаются, так как охлаждение двигателей обеспечивается заливающейся в отсеки радиаторов водой (отсеки радиаторов отделены от остальной части корпуса танка водонепроницаемыми перегородками).

Все трубы, сообщающие полость танка с отсеками охлаждения, перекрываются заслонками. Заслонки закрываются и открываются из боевого отделения. Для откачивания из корпуса танка воды, проникшей туда через неплотности, рычаг включения водяной помпы, который расположен у сиденья механика-водителя, справа от него и сзади рычага управления коробки перемены передач, включается.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14731
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Памятка по использованию немецкой БТТ. 1942 год.

Сообщение EvMitkov » 09 янв 2015, 17:13

XIV. Техническое обслуживание танка











Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14731
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Пред.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: _NEO_, Google [Bot], Majestic-12 [Bot], Yandex [Bot] и гости: 2