ГАУБИЧНЫЙ ТАНК

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Re: ГАУБИЧНЫЙ ТАНК

Сообщение Andreas » 25 авг 2012, 21:17

EvMitkov писал(а):Э. ВАВИЛОНСКИЙ, О. КУРАКСА, В. НЕВОЛИН. ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК РОССИИ. Откровенный разговор о проблемах танкостроения". Нижний Тагил: «Медиа-Принт», 2008

Евгений, ещё раз спасибо за ссылку на действительно интересный материал.
Обыкновенно я не читаю книг о танках (исключение - книга Павловых об отечественном танкостроении до 1965 года), поскольку те, что мне попадались, по существу являются беллетристикой. Я позволю себе прокомментировать книгу Э.Вавилонского с соавторами.

Как видно из приложения к книге, она создана бывшими и действующими сотрудниками Нижнетагильского УКБТМ.

Глава 1. Скорость танка

Само начало обсуждения основного боевого танка с его скоростных характеристик показывает некоторую вторичность авторов, выбравших защитный метод для своей заочной полемики с оппонентами - разработчиками танков с более высокой удельной мощностью и приемистостью.
Аргументация авторов построена на том, что повышенная подвижность танку не нужна, поскольку маршевые скорости не могут быть велики (иначе сильно увеличиваются дистанции между танками в колонне), за рычагами управления находятся солдаты-срочники (не имеющие опыта вождения танка на больших скоростях), скорость движения танка по пересеченной местности лимитируется величинами ускорений на рабочих местах экипажа и стабилизаторе орудия (т.е. конструкцией ходовой части), менее экономичный двигатель обуславливает увеличение потребности в подвозе топлива.
При внешней объективности этих аргументов они не выдерживают критики в современных условиях, а не в условиях 30-летней давности, на которые ссылаются авторы книги.
Повышение маршевых скоростей в настоящее время обеспечивается внедрением ультразвуковых измерителей дистанции между танками, движущимися в колонне, и автоматической системы регулирования скорости и момента срабатывания тормозов.
Наличие такой системы одновременно решает вопрос недостаточной квалификации солдат-срочников. Кроме того, вызывает улубку уверенность авторов, что солдаты-срочники - это навсегда. Интересно, как будут выглядеть в локальном военном конфликте российские танковые части, медленно ползующие на марше в связи с тем, что в Нижнем Тагиле считают неважным обеспечить подвижность танка на уровне возможностей опытного танкиста (на фоне маршевых скоростей движения каких-нибудь "Абрамсов" с солдатами-контрактниками за штурвалами управления).
Если конкретное конструкторское бюро не может на протяжении сорока лет отработать ходовую часть танка, чтобы кратно (как в авиации при переходе на реактивную тягу) повысить скорость движения танка по пересеченной местности, то это не значит, что нужно навсегда отказаться от повышения удельной мощности боевых машин.
ГТД действительно менее экономичен чем дизель (на 30%), но если большая потребность в топливе будет оправдываться повышенной мобильностью отечественных танковых подразделений по сравнению с танковыми подразделениями противника (скорейший выход в район атаки, фланговый маневр, охват и окружение), то это будет разумная плата за "неэкономичность" (иначе можно рекомендовать для Российской Армии переход к пехоте, кавалерии и артиллерии на конной тяге со 100-процентной топливной экономией).

Глава 2. Массогабаритные показатели силовой установки

Поставленный в заголовке вопрос надо разделить на два: весовые показатели и габаритные показатели.
По весовым показателям выигрывает ГТД, по габаритным показателям - дизель.
Основная причина проигрыша ГТД по габаритным показателям - это втрое больший объем воздуха, потребляемый газовой турбиной. Причина - в два раза меньшая степень сжатия ГТД, чем у дизеля (10 вмест0 20).
Решение вопроса - спустя 45 лет после разработки первого танкового ГТД уже пора перенять опыт разработчиков современных авиационных реактивных двигателей со степенью сжатия 30 единиц и монокристалическими лопатками, охлаждаемыми топливом (в части сопла) или воздухом (в части турбины). Эти меры позволят снизить потребность ГТД в воздухе до уровня дизеля. Одновременно возрастет топливная эконимичность ГТД - также до уровня дизеля.
Теперь о воздухоочистительной установке: в случае перехода на повышенную степень сжатия габариты ВЗУ ГТД естественным образом сократятся до габаритов ВЗУ дизеля.
Если вспомнить, что у ГТД нет системы охлаждения с мощными вентиляторами, развитыми радиаторами и охлаждающей жидкостью (которая так и норовит замерзнуть или вытечь, особенно после попадания снарядов и осколков), то можно констатировать полное преимущество усовершенствованного ГТД над дизелем как в части весовых так и габаритных характеристик.

Глава 3. Удельная мощность и подвижность танка

Температурные зависимости мощности для ГТД и дизеля совпадают - чем выше температура, тем больше падение мощности. Падение мощности ГТД обусловлено ухудшением эффективности внутреннего теплового процесса из-за роста температуры поступающего воздуха. Падение мощности дизеля обусловлено уменьшением эффективности системы охлаждения, попытка поддерживать максимальную мощность при высокой температуре окружающей среды приведет к перегреву охлаждающей жидкости и автоматическому снижению подачи топлива.
Высотные зависимости мощности для ГТД и дизеля также совпадают. Причины обратной зависимости у конкретного танкового ГТД обусловлены инженерной ошибкой разработчиков, которую легко исправить в конструкции усовершенствованного ГТД.

Глава 4. Топливная экономичность

Переход ГТД на степень сжатия 30 единиц обеспечит равную экономичность ГТД и дизелей.

Глава 5. Приемистость и приспособляемость двигателя

Приемистость (величина ускорения вращения выходного вала, почему-то названная "приспособляемостью") у ГТД в 1,9 выше, чем у дизеля - данные авторов книги (комментарии излишни).
Худшая динамика прохождения поворотов танком Т-80 обусловлена использованием более простой 4-ступенчатой коробки передач по сравнению с 7-ступенчатой коробкой передач танка Т-90. При использовании одинаковых коробок передач динамика прохождения поворотов у танка с ГТД будет лучше чем у танка с дизелем (в соответствии с разницей в приемистости двигателей).

Глава 6. Тепловые режимы силовой установки

Авторы книги вводят в заблуждение читатей о якобы отсутствии в составе дизеля устройств, ограничивающих мощность двигателя при увеличении температуры окружающей среды - система топливоподачи дизеля напрямую взаимодействует с датчиком температуры охлаждающей жидкости, при превышении максимального значения температуры автоматически уменьшается подача топлива в двигатель.
Аналогичное устройство имеется и у ГТД, только взаимодействует оно с датчиком температуры поступающего воздуха.
Падение мощности дизеля и ГТД при повышении температуры окружающей среды - одинаково по значению.

Глава 7. Пыль - враг №1 танкового двигателя

Переход ГТД на степень сжатия 30 единиц обеспечит равенство объемов и степени очистки воздуха у ГТД и дизелей

Глава 8. Пусковые качества двигателей

Авторы книги вводят в заблуждение читателей о якобы худших пусковых качествах ГТД по сравнению с дизелем. ГТД, не имеющие системы охлаждения, запускаются на морозе лучше чем дизели, которые требуют обязательного использования дополнительного подогревателя масла.

Глава 9. Боеготовность танков при низких температурах

Авторы сравнивают боеготовность танка Т-90, оборудованного дизелем с дополнительным подогревателем масла, с боеготовностью танка Т-80 с ГТД, не оборудованного дополнительным подогревателем масла, и на этом основании делают вывод о преимуществах дизеля перед ГТД.

Глава 10. Влияние типа двигателя на точность стрельбы

При работе ГТД возникает меньше вибраций, чем при работе дизеля - в этом смысле ГТД оказывает меньше влияния на точность стрельбы.

Глава 11. Защищенность и живучесть танков

Переход на степень сжатия 30 единиц и отказ от громоздких систем воздухозабора и выпуска отработавших газов обеспечит равную защищенность и живучесть танков, оснащенных как ГТД так и дизелем.

Глава 12. Долговечность двигателей

Ресурс двигателей определяется выбором конструкционных материалов и качеством изготовления, а не их типом.

Глава 13. Тип силовой установки и обслуживаемость

Таблица, приводимая авторами книги, свидетельствует о равенстве трудозатрат на обслуживание ГТД и двигателя. В качестве комментария к таблице можно повторить тезис о зависимости трудоемкости обслуживания от выбора конструкционных материалов и качества изготовления.

Глава 14. Ремонтопригодность силовой установки

Ремонтопригодность силовой установки с ГТД без системы охлаждения однозначно лучше, чем ремонтопригодность силовой установки с дизелем и системой охлаждения.

Глава 15. Техническое состояние составных частей шасси танков, отправляемых в капитальный ремонт

Этот показатель не зависит от типа применяемого двигателя.

Глава 16. Ходовая часть

Этот показатель не зависит от типа применяемого двигателя.
Необходимо отметить, что ходовая часть танка Т-90 с обрезинеными опорными катками большего диаметра и металлической беговой дорожкой лучше в части к.п.д. гусеничного движителя, чем ходовая часть танка Т-80 с обрезинеными опорными катками меньшего диаметра и обрезиненой беговой дорожкой.
Вибронагруженность ходовой части танка Т-80 меньше из-за применения более эффективных амортизаторов (телескопические двойного действия), чем амортизаторы танка Т-90 (лопастные одинарного действия).
Большая защищенность от повреждения лопастных амортизаторов чем телескопических не оказывает существенного влияния на повышение боеспособности Т-90 по сравнению с Т-80, поскольку повреждение одного или двух амортизаторов в ходовой части танка Т-80 всего лишь сравнивает его уровень вибронагруженности с уровнем танка Т-90.

Глава 17. Стоимость двигателей и танков

Можно согласиться с авторами книги в части сравнительной оценки стоимости ГТД и дизеля - первый дороже второго примерно на порядок. Стоимость танков в целом различается гораздо меньше, поскольку в неё входят такие составляющие как стоимость корпуса, ходовой части, орудия и различной аппаратуры. Кроме того, на стоимость танка большое влияние оказывает масштаб серийного выпуска. При равенстве масштабов прирост стоимости танка в случае использования ГТД можно оценить на уровне 25 процентов.

Глава 18. Выбор базового шасси для семейства бронированных машин

В случае разработки нового ГТД со степенью сжатия 30 единиц он должен быть использован в качестве двигателя базового шасси семейства бронированных машин. Если такой ГТД не будет разработан, то целесообразно использовать отработаный четырехтактный дизель водяного охлаждения.

Глава 19. Аэромобильный танк массой 50 тонн

В качестве альтернативы танку "Армата" весом 50 тонн представляется необходимым предложить перспективный танк Т-160 весом 40 тонн, оснащенный системой активной защиты, ГТД со степенью сжатия 30 единиц и электрической трансмиссией, а также вооруженный гаубицей калибра 160 мм, в состав боеприпасов которой входит подкалиберный снаряд с бронебойным стержнем весом 7 кг и начальной скоростью 2000 м/с.
Танк Т-160 на четверть более аэромобилен, чем танк "Армата".

Главы 20 - 25 без комментариев.
Последний раз редактировалось Andreas 27 авг 2012, 17:35, всего редактировалось 7 раз(а).
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: ГАУБИЧНЫЙ ТАНК

Сообщение Andreas » 25 авг 2012, 21:17

Поискал в Интернете комментарии к вышеназванной книге - все по частным вопросам, обобщающих комментариев не нашел.
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: ГАУБИЧНЫЙ ТАНК

Сообщение Andreas » 26 авг 2012, 21:58

На танке «Леопард-2А6» установлена 120-мм пушка L55 с длиной ствола 55 калибров. Для сравнения: 120-мм пушка М256 танка M1 Abrams имеет ствол длиной 44 калибра, 125-мм пушка 2А46 танка Т-90 - 48 калибров.
Сравнение размеров бронебойных подкалиберных снарядов ЗБМ-48 - "Свинец", ЗБМ-44М - "Манго-М" и DM-53



Длина бронебойного стержня снаряда DM-53 была увеличено за счет замены алюминиевого оперения на стальное, которое непосредственно контактирует с порохом в процессе сгорания последнего.
Масса выстрела.............................21,4 кг
Масса метательного заряда........около 9 кг
Снаряд:
Метериал стержня...................керамика - карбид вольфрама
Кинетическая энергия.....................12,7 Мдж
Длина........................................745 мм
Масса снаряда................................8,3 кг
Начальная скорость.......................1750 м/с
Замедление на 1000 м..............около 55 м/с
Точность....................................0,2 тысячных
Бронепробиваемость на 2000 м/60 градусов 500 мм

Снаряд с соотношением 1/10 (длина/диаметр) на скорости 1,7 км/с имеет угол рикошета 81 градус (если он из карбида вольфрама или урана, легированого титаном). При отношении 1/15 угол повышается до 82-83 градусов, при 1/30 он достигает 84-85 градусов. Если размер одного элемента динамической защиты превышает соотношение 1/4 (толщина пластины/диаметр снаряда), то углы рикошета уменьшаются на несколько градусов.
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: ГАУБИЧНЫЙ ТАНК

Сообщение Andreas » 27 авг 2012, 17:08

Конструкция БПС "Манго" 3БМ-42 длиной 500 мм, состоящая из стального корпуса, баллистического и бронебойного колпачков, демпфера (cap 2), двух керамических бронебойных сердечников из карбида вольфрама, трассера, алюминиевых одноопорного ведущего устройства и оперения

"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: ГАУБИЧНЫЙ ТАНК

Сообщение Andreas » 27 авг 2012, 17:46

Эффект "тыльного слоя" - резкое падение сопротивляемости плиты при приближении канала пробития к тыльной поверхности. Расстояние от тыльной поверхности, на которой этот эффект возникает, отсчитывается по НОРМАЛИ от поверхности, то есть при наклоне плиты соответствует большей длине маршрута пробития чем на вертикальной плите. Это - негативный для брони фактор наклона. Но есть и позитивные - рикошет, скольжение в наружном слое, неравномерное срабатывание стержня. В отношении монолитных сердечников - они как правило наклонные плиты пробивают действительно заметно лучше вертикальных



У урана низкая теплопроводность, поэтому когда сердечник пробивает броню, у него образуются адиабатные кольца, вдоль которых он самозатачивается. У карбида вольфрама или стали образуется шляпка, из-за которой сердечник сильнее тормозится в броне. При приближении скорости к 2 км/с адиабатные слои начинают образовываться и в карбиде вольфрама.
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: ГАУБИЧНЫЙ ТАНК

Сообщение Andreas » 27 авг 2012, 18:49

Конструкция осколочно-пучкового снаряда В.А.Одинцова (МГТУ им.Н.Э.Баумана)
Рисунок автора
http://topwar.ru/1548-oskolochno-puchkovyj-snaryad-dlya-tanka-xxi-veka.html



Настильная зона поражения направленным потоком готовых поражающих элементов израильского осколочно-пучкового 105/120 мм снаряда APAM



Боеприпасы с ГПЭ являются современными вариантами шрапнели, которая хорошо работает по открытым целям и не работает по укрытым, небольшая вертикальная преграда - и цель защищена. Что касается снаряда немецкого DM-11, то его отличием от американского XM1028 является носовой блок вольфрамовых ГПЭ, выбрасываемых вперед при подрыве, которые также летят под небольшим углом к горизонту и не могут поразить цель за бруствером и в окопах

Вывод: осколочно-пучковый снаряд не пригоден для группового поряжения живой силы (за исключением открыто расположеной в колонном строю :D ) при стрельбе из танкового орудия по настильной траектории - в этом случае требуется использование объемно-детонирующих снарядов.
Последний раз редактировалось Andreas 27 авг 2012, 21:01, всего редактировалось 3 раз(а).
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: ГАУБИЧНЫЙ ТАНК

Сообщение Dvu.ru-shnik » 27 авг 2012, 20:06

Да, действительно - совершенству нет предела. Даже в идиотизме.
Вернитесь на первую страничку своего же материала и просмотрите - с каких снарядов я с вами начинал полемику.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7351
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: ГАУБИЧНЫЙ ТАНК

Сообщение Andreas » 27 авг 2012, 20:53

Как, оказывается, легко вешать лапшу на уши неспециалистов - достаточно нарисовать картинку в определенной проекции!
Если смотреть сбоку, то танк вроде бы поразил толпу солдат, специально растянувшуюся для этого случая прямо вдоль траектории полета снаряда - виртуальная схема пропагандиста применения ОПС при настильной стрельбе из танковой пушки В.А.Одинцова, приведенная Dvu.ru-shnik'ом:



А вот если посмотреть сверху, то всем (кроме фанатов ОПС) видно, что за пределы траектории полета снаряда ни один ГПЭ так и не спог попасть - реальное фото зоны поражения ГПЭ осколочно-пучкового снаряда APAM:



Из школьного курса известно правило сложения векторов - суммарный вектор разлета ГПЭ, выстреливаемых из горизонтально летящего снаряда, даже при условии их разброса в стороны с помощью дополнительного заряда взрывчатого вещества, будет все равно равен или меньше 45 градусов, поэтому ГПЭ в этом случае никак не могут поражать цели, расположенные в окопах или за вертикальными укрытиями.
Осколочно-пучковые снаряды достигают запланированного эффекта только при стрельбе навесным огнем из гаубиц с углом возвышения ствола 45 и более градусов. При стрельбе из танковой пушки ГПЭ могут поразить максимум одного открыто расположенного гранатометчика или оператора ПТРК (шибко дорого, однако) :D

"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: ГАУБИЧНЫЙ ТАНК

Сообщение Dvu.ru-shnik » 27 авг 2012, 21:38

Устал я вас отправлять к умным книжкам по тактике, а что же будет, если я вам предложу порыться в наставлениях по инженерному обеспечению, например, в раздел фортификации?
вы говорите, что учитесь у всех, но пока я вижу только слова. сколько раз говорил - почитайте БУСВ, ну, или учебник "Тактика" - эти книги легко найти через любой поисковик, причём, даже без скачивания. По крайней мере, части вторая (рота, батальон) и третья (взвод, отделение (танк)) найдутся без проблем, поскольку не являются секретными. Сопоставив элементы боевого порядка, располагающиеся на передних и на обратных склонах, приёмы и способы ведения огня из окопов из тех или иных видов вооружения, а так же размеры оборудуемых для них окопов, придёте к нормальной картине, которая в корне будет отличаться от ваших нынешних воззрений.
Научитесь наконец не противопоставлять себя предлагаемой вашему вниманию иформацие, а принимать её хотябы к рассмотрению и изучению.
Вести спор с дискутантом, оперирующим отрывочными материалами на уровне мальчишки не имею никакого желания. Уже перестал с вами спорить, а перешёл к подкидыванию вам материала к размышлению, но вы и этого не желаете сделать.
Вобщем, так - в следующий раз выйду на диалог только после того, как увижу, что хоть что-то из предложенного дошло до вас, а так - это простая трата времени.
На сем прощаюсь, адью, мон шер.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7351
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: ГАУБИЧНЫЙ ТАНК

Сообщение Andreas » 29 авг 2012, 00:55

Адиабатные кольца, образуемые вокруг головной части бронебойных стержней в процессе пробития брони

Уран..................................................Вольфрам



Последний раз редактировалось Andreas 25 июл 2013, 04:22, всего редактировалось 1 раз.
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Пред.След.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1