К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение EvMitkov » 20 ноя 2013, 21:58

К сожалению термин "предусмотрено" совершенно не одно и то же, что "имеется в наличии" - это раз.
И - два: основным ДОСТОЯНИЕМ любой ремонтной системы являются не технические средства, и даже не наличие ЗИПа - а СПЕЦИАЛИСТЫ. Те люди, умением и навыками которых можно сделать из дерьма конфетку, а из почти мертвой машины - снова полноценную боевую единицу.
А в последние годы как раз с этим - проблема. Если не сказать - ШВАХ.
Старики-то уходят. Да и стариков - уходят...

И потому очень высокий процент работ по обслуживанию машин ложится, как всегда, на плечи экипажей. Ладно,когда в экипаже - опытные ( желательно - обстрелянные и нюхнувшие боевых) люди. Такие, как в свое время были у нас. Такие, которыми в свое время комплектовалась ГСВГ.
А что сейчас? Год срочной службы и полный провал контрактной идеи" - впрочем,для России провал вполне закономерный и для многих думатый.
А чему может научиться ЗА ОДИН ГОД 18-летний мальчишка - призывник, если даже институт школ ДОСААФ практически изничтожен...
Вот и выходит, что какую бы навороченную технику "ученые не придумают", она, как правило имеет мало общего с теми реальными потребностями и с теми реальными особенностями эксплуатации, которые имеют место быть в реальности.
И к нашим сегодняшним ОБТ это относится в полной мере.
И соответственно - имеет самое прямое отношение к вопросу о школах танкостроения, к нашей отечественной школе.

Общепринято считать наиболее яркими "вехами" нашей школы великолепнейшие машины Т-34 и Т-72, намного опередившие свое время ( пусть даже не техническим уровнем решений - но своею КОНЦЕПЦИЕЙ, тем, что Дуглас Орджилл очень верно назвал "...умением увидеть будущее поле боя будущей войны одновременно глазами танкового командира и танкового конструктора и спроецировать свое видение в металл"
"... the ability to see the future of the battlefield of the future war through the eyes of both the tank and the tank commander designer and project his vision into metal"

Но и эти вехи не есть "истина в последней инстанции", и не есть "некое озарение" одного человека или группы людей.
Эти машины - конечные, критические точки длинной череды опыта, проб и ошибок, самостоятельного видения проблем и компилляций... К "тридцатьчетверке" шли через машину Кристи, преобразованную в линейку БТ - с одной стороны - и через удивительный даже для сегодняшнего дня и подло забываемый Т-28, "Татьяну".
Как, в свою очереь блистательная "семдесятдвойка" в своем истоке опирается и на "тридцатьчетверку" тоже...

Не так давно наш Оленевод Бельдыев, наш Дмитрий Владимирыч Гринюк меня спросил: на каких отечественных машинах мне довелось работать. И когда я начал вспоминать, к своему собственному изумлению понял, что меньше всего мне пришлось иметь дело с нашей "семьдесятдвойкой". Даже с "восьмидесяткой" удалось пообщаться чуть дольше, хотя и не боевых. Знакомые до гайки-болтика ПТ-76 и Т-34, старые Т54/55 и шестьдесятдвойки первых модификаций, многие зарубежные машины, пошедшие в серию до конца 80-х - начала 90-х ( которые волею судеб приходилось ставить с колен на ноги и использовать супротив прежних хозяев )... И даже не принимаемые в серьезный расчет старые машины времен Второй Мировой, которые довелось иногда восстанавливать, иногда - строить новоделы - уже в качестве "развлечения взрослого стареющего дяди", который отказывается верить в то, что оконечно списан в тираж.

Так вот: с Т-72 мне удалось пообщаться лично меньше всего. Традиционная сдача матчасти и навыков, обкатка на танкодроме чутку - и все. У нас в МП эта машина (как и "копеечка" и "двушка") в ту пору на вооружении не стояла, кое-где имелись "восьмидесятки". Ну, о своем ЛИЧНОМ отношении к линейке Т-80 я уже говорил много раз - не о ней разговор.
А вот вплотную столкнуться с семдесятдвойками нам пришлось в Чечне, в полку у Юрия Дмириевича Буданова ( Царствие ему Небесное и Вечная Пмять!), к которому нас несколько раз придавали (СОТГ-2). Три наши крепко потрепанные шестдесятдвойки и несколько пэтушек с извечным голодным пайком на б\к к клистиру были усилены передачей нам "в аренду" :mrgreen: двух поврежденных и изношенных семьдесятдвоек ( хотя все машины были достаточно изношены тогда, клистиры выработали свой ресурс по стволу фактически вдвое, движки - тоже).
Но когда мы все-таки сумели своими силами поставить переданные нам машины с колен на ноги, и заставили их работать - с тех самых пор я не перестаю восхищаться этой машиной. Именно - ВОСХИЩАТЬСЯ. Ее с одной стороны намеренной простотой ( для современного танка, разумеется), строгостью к неумехам - а с другой стороны - беспредельной надежностью, выносливостью и ремонтопригодностью для "на-коленки". Мне кажется, что просто не может возникнуть ситуации, когда она тебя "не вывезет"
Но - все-таки я знаю эту машину хуже многих. Хуже тех, кто серьезно работал на семьдесятдвойках не месяцы - а годы.
И - потому одному из таких людей - слово.

Размещаемый мною ниже материал я получил от нашего Андрей Сиротенко ( САН). Сама статья размещена на сайте topwar.ru
Желающим просмотреть первоисточник и комментарии к нему - это тут
http://topwar.ru/35631-t-72b3chto-eto-z ... ast-1.html

Я же размещу статью у нас и по мере возможности попытаюсь высказать и своё мнение.
Итак,

Т-72Б3... что это за зверь?



Предисловие


В отношении появления модернизации Т-72Б до уровня Т-72Б3 ходит множество слухов. По этой машине существует разнообразное количество отзывов — от самых восторженных до откровенной ругани. А когда в феврале 2013 года командование Западного военного округа направило доклад министру обороны генералу армии С.К. Шойгу и начальнику ГАБТУ МО генерал-майору А.А. Шевченко о результатах войсковой эксплуатации по результатам учений и повседневной деятельности с общим выводом об отказе закупок данной модернизации, это произвело эффект разорвавшейся бомбы.



Объективности ради нужно добавить, что данный доклад был написан в основном по результатам эксплуатации в 138-ой мотострелковой бригаде в Каменке Ленинградской области (в ЮВО эти машины стали поступать раньше), где у танкистов Т-80 была произведена замена техники на Т-72Б3. Комментарии, как говорится, излишни. Танкисты высказали свое мнение и предпочтение, какую машину они считают лучше для повседневной службы и боевой работы. Им откровенно наплевать на мнение всяких экспертов.

Как же появилась модификация Т-72Б3?

Заказ вооружений — это грандиозный политический спектакль, где экономическая выгода в виде получения прибыли является завершающимся актом данного действа.
— КБ пытается протолкнуть свои новые разработки и получить финансирование на дальнейшую деятельность.
— Промышленность просто тупо желает долгосрочный и гарантированный ГОЗ. Им все равно для кого и что клепать или переклепывать, лишь бы стабильно платили.
— Армия…
Ранее аксиомой считалось, что МО желает получить вооружение и технику, идеально приближенную по ТТЗ ГАБТУ, а также в больших количествах и подешевле. Но после прихода команды сердюкова (извините, рука не поворачивается писать с большой буквы), желание МО «слегка» поменяло вектор этих своих желаний.

При МО была создана веселая компания под названием «Оборонсервис» с вагоном многочисленных дочек, которые имели право получать прибыль.
Так появился громадный спрут под названием Отсорсинг.
Так появились и многочисленные, запутанные похлеще любых загадок, пути модернизации.

К примеру:
По широко разрекламированному контракту на поставку Т-72Б Венесуэле не трубил по всем телеканалам только ленивый, восторженно рассказывая о проводимой супермодернизации для заокеанских друзей. Но ни сном, ни духом нигде не было сказано, что самым простым ремонтом занимались БТРЗ, принадлежащие Министерству обороны и… переданные «Оборонсервису» с соответствующим денежным потоком.

Чего стоит только замятая история переделки Т-72Б в минные тральщики БМР-3 (не путать с БМР-3М) на Атамановском БТРЗ, которые… не прошли госиспытания именно по противоминной стойкости днища. Но «Оборонсервис» получил прибыль по данному контракту, и это главное.

В результате перераспределения денежных потоков между ВПК и МО разразилась нешуточная война, скрытая от взгляда обывателя. Но над многочисленными желающими оттяпать себе кусок ГОЗ дамокловым мечом висел президентский план перевооружения. Он мешал этой финансовой битве, так как в нем были прописаны % и года поставки в войска этих %.
Вот в такой колыбели и родился проект Т-72Б3… Этакий «Наш ответ Чемберлену», чтобы доказать, так сказать, партии и правительству о «бурной и кипучей деятельности в области перевооружения».

Эта модернизация устроила всех, и ВПК и МО.

52 миллиона рублей выделялось на одну боевую единицу. Из которых 30 миллионов осваивал завод, производя капитальный ремонт всех агрегатов практически без замены на новейшие комплектующие. 22 миллиона тратились на приобретение нового оборудования, выбранного МО и устанавливаемого в танк дополнительно, сверх основного оборудования.
МО пришлось согласиться потратиться на тепловизионный прицел, иначе оправдаться было бы невозможно. Этим и козыряла команда нового министра обороны.

Николай Макаров и Владимир Поповкин со стороны ГШ грамотно обосновали данное решение: «Выбранная комплектация является идеальной с точки зрения соотношения цены и качества» (т.е. военные стали говорить слово «цена» !!! а не «обороноспособность»).

Все довольны. План выполняется. Дополнительные деньги у МО остались. Госиспытания машина прошла в 2011 г. В войска танк стал поступать с 2012 г.

Но это предисловие. Просто очень грязное, но … необходимое предисловие.
Закончим его и перейдем к самому танку.

...Так вот ты какой —
танк современный…



Сам по уши влюблен в свою «черепашку» — Т-72Б. И любая модернизация данной машины воспринимается мной с большим и живым интересом. Изначально не настроен только на одну восторженность или только на одну критику.

Давайте посмотрим на эту машину с точки зрения мазутного танкиста, а не эксперта, каковым я действительно не являюсь. Поэтому сразу прошу прощения за стиль общения.

Всегда считал, что Т-72Б — великолепная машина, сочетающая в себе все основные качества танка. А о её надежности и неприхотливости возможно слагать легенды. Та нещадная эксплуатация, которой подвергались эти машины в прошедших локальных конфликтах после 1994 года, выявила такую выживаемость, о которой танки иных государств могут просто мечтать. А упрощенность (по сравнению с Т-80 и Т-64 СУО) вполне компенсировалась грамотной и слаженной работой экипажа. При правильном тактическом применении эти машины были реальным колом для противника.

Мечтали ли «дизельные» танкисты о модернизации своих машин? Мечтали. Причем все понимали, что сказок не будет, реально взвешивая возможность страны и насущную необходимость изменений. Мысли, озвученные в начале 90-х (1991 г.) нашли свое подтверждение в дальнейшей «работе».

Попробуем найти разницу в изменении боевых машин за прошедшие 22 года, сопоставив Т-72Б (Т-72БМ) 1987-89 года модернизации и, соответственно, Т-72Б3 2011 года.

Именно Т-72Б, объект 184, и пыхтел на танковом биатлоне. Именно эта модернизация и распространена в большом количестве в войсках.
Сложно выделить какую-то одну модернизацию для сравнения, так что будем рассматривать Объект 184 выпуска 1985, 1987 г. с пушкой 2А46М, прицельным комплексом 1А40 (Основной прицел — ТПД-К1, дополнительный — 1К13-49), стабилизатором 2Э42-2, двигателем В-84 и динамической защитой «Контакт-1» или 5.


( Продолжение - ниже. Е.М.)
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 15713
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение EvMitkov » 20 ноя 2013, 22:27

Всегда считал, что Т-72Б — великолепная машина, сочетающая в себе все основные качества танка. А о её надежности и неприхотливости возможно слагать легенды. Та нещадная эксплуатация, которой подвергались эти машины в прошедших локальных конфликтах после 1994 года, выявила такую выживаемость, о которой танки иных государств могут просто мечтать. А упрощенность (по сравнению с Т-80 и Т-64 СУО) вполне компенсировалась грамотной и слаженной работой экипажа. При правильном тактическом применении эти машины были реальным колом для противника.


Продолжу.


Т-72Б


Т-72Б3

Попробуем пройтись по всему танку Т-72Б3, останавливаясь на разрекламированных новых узлах модернизации.:
1. Изменение СУО танка, новые приборы наблюдения и прицеливания экипажа танка.
2. Новинки в радиосвязи.
3. Модернизация вооружения в комплексе.
4. Изменение противопожарного оборудования.
5. Переделка комплекса защиты.
6. Гусеница с новым РМШ.
Одновременно будем сравнивать с заслуженным ветераном Т-72Б и предполагать иные варианты модернизации, исходя из имеющейся базы приборов. Поехали:

1. Изменения в СУО


Рабочее место наводчика.
Установлен ПНМ (прицел наводчика многоканальный) «Сосна-У». Данный прибор — разработка белорусских конструкторов предприятия «Пеленг». Выпускает «ВОМЗ», г. Вологда.

Характеристики:
Дневной (оптический) канал.
Тепловизионный канал (ТВП-камера 2-го поколения, 8-12 мкм).
Лазерный дальномер.
Лазерный канал управления ракетой.
Дальность обнаружения цели типа «танк».
Днем — до 5000 м.
Ночью — до 3500 м.
Независимая 2-плоскостная стабилизация поля зрения.
Ввод в стабилизатор вооружения углов прицеливания и бокового упреждения.
Применение КУВ с ходу в ночных условиях.
Наличие автомата сопровождения цели (АСЦ).
Индикация типа боеприпаса, режима работы и измеренной дальности.
Поставляется с аппаратурой сопряжения и ввода поправок (АС и ВП).



«Сосна-У» на ТВМ-2012.

Сам прицел вполне положительно принят в войсках и не является чем-то новым и революционным. Тепловизионный канал изготовлен на базе камеры 2-го поколения «Catherine-FC» фирмы Tomcon-CSF. Комплектующие из Франции… продолжают поступать.


Схема СУО Т-72Б3.


Вид поле зрения «Сосна-У».

Модернизация приборов наводчика произведена действительно бюджетно:
вынули комбинированный ППН 1К-13-49 (ранее устанавливался ТПН-З-49), являющийся ночным прицелом и частью КУВ 9К120 «Свирь», и… воткнули на его место «Сосну».



Место установки ПНМ «Сосна-У» в танке.

Фактические минусы:
— Увеличена разница между линией канала ствола и линией прицеливания по сравнению с гнездом основного прицела, что влияет на точность попадания в цель и усложняет выверку оружия.
— Нарушена эргономичность работы наводчика, посадка которого предусматривает комфортную работу (положение тела, расположение систем под руками) именно с гнездом установки основного прицела. Теперь для пользования «Сосной» необходимо тянуться влево, изгибая позвоночник (личный источник информации).
— Отсутствие защиты на видеосмотровом устройстве наводчика, который легко разбить левым сапогом при посадке.



Монитор тепловизора наводчика Т-72Б3.

— Окно внешней головки прицела закрыто крышкой на 4-х болтах.
Этот пункт вообще вызывает недоумение. Оптику нужно беречь, это ясно любому танкисту. Т.е. при использовании «Сосны» необходимо вылезти из танка, вручную открутить эти болты и снять эту защиту, и только после этого возможно с ним работать. Но, исходя из практики, не всегда знаешь, КОГДА могут начаться боевые действия, а постоянно держать оптику открытой может повлечь очень нежелательные последствия для её качества.



Защитная крышка прицела «Сосна-У».


Оптика «Сосны-У».

Установить дорогостоящий прицел и не поставить дистанционно открывающуюся крышку… Это как? Ладно, если бы это был сложнейший стыковочный узел космического корабля, а тут… И вообще-то этот велосипед давно изобретен. Так была защищена оптика вынутого оттуда 1К-13-49. Эта бронекрышка автоматически открывалась влево (по ходу движения) при включении прибора и так же закрывалась при окончании работы. Ничего сложного и архидорогого.


Бронекрышка 1К-13-49 танка Т-72Б.

Фактические плюсы:
В СУО был оставлен (в ПОЛНОМ комплекте на своем штатном месте) основной прицел ТПД-К1 комплекса 1А40… И даже оснащен противолазерной защитой.



ТПД-К1 танка Т-72Б.

Т.е. у наводчика теперь ДВА дневных ОСНОВНЫХ прицела. При повреждении в боевых условиях одного можно воспользоваться другим.


ТПД-К1 танка Т-72Б3.

Более того, любой танкист-резервист без обучения сможет вести стрельбу с использованием прицела-ветерана. Кстати, этим и пользуются иногда на танковых директрисах руководители стрельбы… вообще не используя «Сосну»... от греха подальше, чтобы не повредить дорогостоящий прибор. Вот так.


Внешний вид прицелов наводчика: ТПД-К1 и «Сосна-У».

Сразу за люком наводчика наконец-то штатно (а не опытно) прописалось то, что должно быть установлено уже давно: стойка датчика ветра с решеткой забора воздуха и датчик температуры окружающей среды. Теперь нет надобности постоянно вручную вводить эти поправки в зависимости от постоянно меняющейся погоды. Кстати, есть предположение, что не совсем… кхм…. хорошая стрельба на танковом биатлоне могла быть и из-за этого.


Метеодатчик.

Напоследок крупное фото блока управления тепловизором наводчика для тех, кто уверен в отсутствии импортных комплектующих. Кстати, автор фотографий приборов попросил не давать на него ссылку в этой статье, хотя они и есть в инете. Пользуясь случаем, выражаю ему большую признательность за истинное «танковое» любопытство и хорошие снимки.



Вывод: великолепный прибор, но… с «китайской» установкой.
В принципе непривередливый российский экипаж может махнуть рукой на эти «неудобства», окромя одной — сделать крышку с автоматическим открытием.

...Ну, а "особо непривередливый" но с "некоторыми навыками работы с железяками" :mrgreen: сварганит такую крышку САМ, своими силами. Пусть может неказисто выйдет - но работать будет надежно. Впервый раз, что ли... - Е.М.
Продолжение - ниже
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 15713
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение EvMitkov » 20 ноя 2013, 22:56

Продолжение


Рабочее место командира:

Полный мрак…
Помню, как первый раз увидел в году этак в 1991 новейшую по тем временам БМП-3. Забрался на место командира и… полное разочарование — древнейший рогатый ТКН-3 весело подмигивал со своего места в секретной машине. А после этого всего 22 года прошло, что уж тут удивляться, что ОН снова на своем месте в НОВЕЙШЕЙ модификации бронетехники.

Если в него воткнули ЭОП 2 поколения и увеличили поле зрения в ночном режиме, это еще не значит, что его не надо надеть на голову тому, кто этот прибор решил в 2011 году поставить как основной (!!!) КОМАНДИРУ современного танка.



ТКН-3 Т-72Б.


ТКН-3МК Т-72Б3 во всей своей красе.

Почувствуйте разницу, которой нет...
Поясню правила пользования этим агрегатом. Хватаетесь руками за «рога», прижимаете шлемофон к налобнику и смотрите в окуляры. Пока все нормально. Чтобы что-то увидеть вокруг (а командир должен видеть на 360 градусов вокруг танка одновременно, работа у него такая), напрягаете руки, плечи, спину и всем телом поворачиваете командирскую башенку туда, куда вам надобно. И так постоянно, изо дня в день. В принципе — это тоже нормально. Веселье начинается при движении танка. Если не будете делать из своего тела стабилизатор данному прибору, то хрен вы что в него увидите. А это неправильно, так как вы — командир танка. Значит, придется ВСЕ увидеть. И так постоянно, изо дня в день. А вот это уже — вилы.

В качестве десерта. Если зазеваетесь при выстреле штатным снарядом из танковой пушки, то возможно повреждение глаз. Шарахнет так, что мало не покажется. Несколько минут потери ориентации в пространстве обеспечены. Надо его уметь прижимать ПРАВИЛЬНО, или вообще отклоняться.
Полезность у него есть. При нажатии большим пальцем в торцевую оконечность «рог» башня автоматически повернется туда, куда направлен ваш ТКН-3. Это и есть целеуказание наводчику, у которого загорится лампочка «командир».

Это и есть все, что может командир танка с данным комплексом.

Забавляет еще и то, что наводчик ночью будет видеть до 3500 м, а командир — или видеть туже самую дублированную картинку наводчика или… 500 м на 360 градусов в ТКН-3МК. Какое целеуказание он может дать наводчику? Как вести бой? Какие команды давать экипажу? Почему нельзя было воткнуть хотя бы ТКН АИ Новосибирского «ПО НПЗ»? У него есть импульсный режим наблюдения и подсветка цели полупроводниковым лазером, позволяющим измерить дальность до цели. В пассивном режиме — 600 м, в активном — 1000 м. Уже хоть что-то. Хотя танк и продолжает светиться как новогодняя ёлка в ИК приборах противника.


А вот тут я позволю себе немного не согласиться и поспорить с автором статьи:
Веселье начинается при движении танка. Если не будете делать из своего тела стабилизатор данному прибору, то хрен вы что в него увидите. А это неправильно, так как вы — командир танка. Значит, придется ВСЕ увидеть. И так постоянно, изо дня в день. А вот это уже — вилы.

В качестве десерта. Если зазеваетесь при выстреле штатным снарядом из танковой пушки, то возможно повреждение глаз. Шарахнет так, что мало не покажется. Несколько минут потери ориентации в пространстве обеспечены. Надо его уметь прижимать ПРАВИЛЬНО, или вообще отклоняться.


Сразу видно, что автору не доводилось работать на старых машинах. СЕРЬЕЗНО РАБОТАТЬ - причем против более современных средств ПТО и более современных машин. Да на тех же "тридцатьчетверках" хотя бы. Вот где ШКОЛА КОМАНДИРА ТАНКА! (Как впрочем, и школа механика-водителя и наводчика)

"...Надо уметь прижимать его правильно..." - что за детский сад такой? Это все равно, что солдат-первогодок жалуется на автомат Калашникова в калибре 7.62х39, который "...если неправильно прижать его к плечу, синяки оставляет..." - или на "плач Ярославны" снайпера-неумейки. Каждый, кто работал с относительно мощным оружием с установленной оптикой ( да с той же СВД), знает - неправильно "прижмешься"- фингал под глазом гарантирован. Так что - прицел или винтовка виноваты? Или - командир танка не должен обладать минимальными навыками? Он что - в лимузине по хайвэю катит?
НЕПРАВИЛЬНО портянку намотаешь - тоже проблема, кстати...
Е.М.


ТКН АИ.


ТКН-4С-01

Уже не говорю, чтобы поставили «новейшую» разработку: комплекс ПНК-4С-01 с прицелом ТКН-4С-01. Эти модификации давным-давно ставятся на Т-80 и тот же Т-90. Прибор имеет стабилизацию по вертикальной наводки (ВН), возможность стрельбы в режиме дублирования из всего оружия танка. Дальность обнаружения целей в ночном режиме до 1500 м. Что мешало поставить этот далеко не новый, но добротный ИК-прибор ?
А мечтать о тепловизионном ТКН-4С-02, ПНК «Агат-МДТ» или аж панорамном прицеле командира (ПКП-Т) того же «Пеленга» уже и не приходится… Даже фото вставлять не будем, чтоб не начать хандрить. Наверное, танкистам это для себя надо. Да. Вообще-то и для себя — чтобы ВЫЖИТЬ.
Ведь главная работа командира танка заключается в выполнении приказа командира взвода. Он указывает механику, куда и КАК двигаться. Он ищет и находит цели для наводчика. Как ему это сделать? Ночью — никак. Днем — вылезать из люка и осматриваться… Вот так вот, по-современному, и сделали в данной версии модернизации, все таки XXI век на дворе…

Система «Дубль», позволяющая вести командиру огонь из основного вооружения танка, представляет собой выносной модуль управления «Сосна-У». Т.е. это доп. опция прицела наводчика.

По результатам эксплуатации в войсках этот монитор закрыт металлическим щитом. Он разбивается при посадке-высадке или загрузки боеприпасов. Вполне продуманно.



Металлический защитный экран монитора.

Управление тепловизионным каналом осуществляется с выносного пульта от «Сосны-У».


ПУ «Дубль», смонтированный на рабочем месте командира.


Вывод: без изменений, кроме допопций Сосны-У в виде ПУ «Дубль».
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 15713
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение EvMitkov » 21 ноя 2013, 03:06

Рабочее место механика-водителя:


Вид с рабочего места механика-водителя на кулису переключения передач и правый рычаг управления фрикционами.

Ничего нового...

А "...ничего нового..." тут и не нужно. Все предельно практично и функционально. Конечно, те, кто привык к штурвалу и считает что "...ворочать рычагами..." - безнадежный архаизм, могут укоризненно покивать на украинские "Оплоты".
Те, кому "нью-модернизм" еще более дорог,чем боевой минималистический аскетизм наших машин, могут помечтать об "абрамсовской посадке" механика-водителя ногами "кверху-вперед".
Или - о кресле в каком-нибудь "бентли" с вентиляцией поджопника, обдувом пяток и обогревом руля. Впору еще об отстутсвии аккустической квадро-системы и приятной магнитолки погрустить.- Е.М.

Приборы наблюдения.
Со времен царя Гороха у механа был дневной ТНПО-168В и ночной ТВНЕ-4Б.


А что? Очень неплохой и надежный комплекс. Проверенный. - Е.М.

Плюс два ТНПА-65 устанавливаются в крышке люка.
А могли бы и поставить активно-импульсный ТВК-1Б. Уже получше приборов 80-х годов. Почему не ставят на Т-72Б3 ?
Хотелось бы надеяться на комплектование вполне еще новым ТВН-5. В нем в перископ введен электронно-оптический преобразователь с микроканальным усилением в пассивно-активном режиме вместо двух параллельных ветвей (активной и пассивной), благодаря этому дальность видения в пассивном режиме увеличилась до 180, а не 60-100, как на предыдущем (утверждают, что партия была поставлена с Т-72Б3). ТВН-5 оснащен бинокулярной лупой, улучшающий обзор и снижающий утомляемость глаз. Все «механы» знают, как непросто вести машину с ночным прибором, когда искажается расстояние.



ночной прибор ТВН-5.

Новейшей разработкой является ТВН-10, это трехканальный прибор: оптический, тепловизионный и низкоуровневый телевизионный. Механик-водитель на газоразрядной индикаторной панели может получать совмещенное изображение окружающей местности. А это была бы действительно революция в отечественном вождении боевых машин, вплоть до изменения положения тела. А о том, что улучшается обзор местности вне зависимости от погодных условий (ночь, туман), и говорить не приходится.


прибор ТВН-10, установленный на штатное место.

Изменения в системе связи.


На танке установлена радиостанция УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук».
Это то, что было необходимо. Радиостанция с двумя независимыми трактами приема и передачи. Обеспечивает открытую, маскированную или засекреченную (с помощью внешних систем ЗАС) радиосвязь. В состав радиостанции сразу включены 2 приемопередатчика.



Р-168-25УЕ-2 «Акведук».


Режимы работ и функциональные возможности:
- симплексный одно/двухчастотный;
- техническое маскирование;
- сканирующий прием;
- прием с подавлением шумов;
- дистанционное управление с ПЭВМ и от внешнего пульта управления по стыку С2;
- прием и передача цифровой информации от оконечной аппаратуры со скоростью от 1, 2 до 16 кбит/с по стыкам С1-ФЛ или от внешней ЭВМ по стыку RS-232C;
- прием и передача аналоговой информации со скоростью 1, 2 до 2, 4 кбит/с;
- автоматизированный ввод радиоданных (частот, ключа и адреса) с Р-168УВРД-О или с ПЭВМ по стыку С2;
- тональный, адресный и циркулярный вызовы;
- адаптивная связь;
- автоматическая ретрансляция по стыкам С1-ТЧ и С1-ФЛ;
- экстренное стирание радиоданных;
- программная перестройка радиочастот (ППРЧ) по 8; 16; 32; 64; 128 или 256 частотам со скоростью 100 скачков в секунду;
- дуплексный;
- сопряжение с аппаратурой Р-168АВСК-Б, Т-230-1А, Т-231-1А, Т-236-М, Т-237 по стыку С1-ФЛ;
- сопряжение с аппаратурой Т-235-1У, Т-236-1А, Т-236-М, Т-237 по стыку С1-ФЛ.



Штатное место "Акведук" в танке.

Наконец-то получили что-то более современное и кодированную связь.
Выпуск данной модели был освоен Рязанским радиозаводом в 2005 году. Ко всему выше сказанному стоит добавить, что радиостанции данной серии имеют модернизационный задел и уже сейчас могут комплектоваться дополнительными устройствами, такими как пульт записи для набора и оптического ввода радиоданных, а также выносным пультом управления.
К сожалению, данная станция имеет место часто… не работать в войсковых условиях эксплуатации. Ёмко, но доходчиво о ней говорит фраза: «хороша, редиска, но сыровата еще».

Есть нарекания у танкистов и по новым тангентам с индивидуальной регулировкой громкости. Слишком хрупкая и ненадежная. И это не каприз экипажей. Это — массовые отзывы. А тангента — это та вещь, которая постоянно валяется где угодно, под ногами, пока её танкист не найдет и «на пуговку» комбеза не пришпандорит.

Предыдущей тангентой можно было гвозди забивать или крышкой люка по ней (бывало и такое) хлопнуть, и хоть бы хны.
Остается надежда на исправление данных детских болезней приборов связи, так как это один из самых болезненных и насущных вопросов нашей армии.
Чего больше всего не хочется, так это возвращения к модели Р-173 (или даже Р-123), устанавливаемой на Т-72Б. Эти станции дают вполне сносную связь, но прослушать переговоры может любой ребенок. А заблокировать систему связи всего батальона умудрялся и один-единственный «не совсем умный» командир танка.

Вывод: хорошая аппаратура связи, пожелание одно — улучшение качества и изменение свойств в результате войсковой эксплуатации.


Изменение в вооружении.


А. Основной калибр

— Пушка:
На сайте УВЗ до сих пор в разделе «пушка модернизированного Т-72» написано: 2А46М или 2А46М-5. Будем надеяться, что и дальше на Т-72Б3 будут ставить хотя бы 2А46М-5. Эта пушка является модернизацией широко известной Д-81ТМ (2А46М). По сравнению с базовой пушкой улучшена жесткость и точность конструкции. При ее модернизации был оптимизирован наружный профиль трубы, уменьшена разностенность дульной части трубы на длине 1 м от дульного среза с 0,8 до 0,4 мм. Введено крепление цапфенных обойм в башне обратным клином. Задняя опора откатных частей размещена в обойменной части люльки. Горловина люльки удлинена на 160 мм. В горловине люльки, жесткость которой увеличена, размещены два дополнительных люфтовыбирающих устройства. Обе направляющие люльки выполнены по типу призмы.
Указанные мероприятия позволили снизить среднее техническое рассеивание по всем типам снарядов на 15% против табличных значений. Суммарное рассеивание при стрельбе с ходу понизилось в 1,7 раз.

Сравнительные технические характеристики пушек 2А46М и 2А46М-5
Характеристика 2А46М 2А46М-5
Длина трубы 6000 6000
Разностенность на длине 1 м от дульного среза, мм 0,8 0,4
Жесткость трубы, кг/см 374 420
Опоры ствола Казенник и люлька Две опоры в люльке
Люфтовыбирающие устройства на горловине Нет Есть
Максимальный люфт в цапфах 0,2 0
Обратный клин крепления обойм Нет Есть
Вылет горловины от оси цапф, мм 275 435
Масса пушки, кг 2400 2500




Для автоматического учета изгиба канала ствола на дульной части трубы ствола предусмотрено крепление отражателя устройства учета изгиба (УУИ).
Цифровая обработка сигналов, принятая в устройстве, обеспечивает измерение необходимых параметров ствола в широком диапазоне помеховых и эксплуатационных воздействий. Полученные данные выдаются как поправки в баллистический вычислитель, что обеспечивает повышение точности стрельбы.


По внешнему виду изменения видны минимально, в глаза бросаются грузы, уравновешивающие баланс качающихся частей пушки, общая масса которых увеличилась на 100 кг:


Вид на пушку с казенной части.


2А46М-5 в башне танка Т-90. Хорошо видна походная штанга.


Расположение систем люфтовыбирающего устройства.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 15713
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение EvMitkov » 21 ноя 2013, 03:13

Изменение АЗ и новые боеприпасы:

Усиление огневой мощи предусматривается за счет введения в боекомплект новых, так называемых «длинных» БПС. Вместо выстрела ЗВБМ17 с БПС ЗБМ42 «Манго» вводятся выстрелы повышенного могущества ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и ЗВБМ2Э с БПС ЗБМб0 «Свинец-2». Применение этих боеприпасов дает повышение бронепробиваемости при одновременном увеличении дистанции действительной стрельбы. Для обеспечения применения новых БПС автомат заряжания подвергся некоторой доработке. Изменения были внесены в механизм подъема кассет, вращающийся транспортер, были усовершенствованы привод транспортера и его картер, приемный лоток автомата заряжания. Хотя это тоже не новинка. Данные изменения делают с Т-72БА.



модернизированный автомат заряжания.


Схема защиты боекомплекта.

«Свинец» и «Свинец-2» имеют максимально возможную длину, допустимую конструкцией АЗ — 640ммм. Впервые в отечественной практике снаряд «Свинец» получил подкалиберное хвостовое оперение, обеспечивающее более высокие летные характеристики.



К сожалению, на танк не было установлено новейшее изделие завода №9 — модель 2А82. Это гладкоствольная пушка повышенного могущества с автоскрепленным и частично хромированным стволом. Под данное орудие был видоизменен и контур обметания АЗ. Однако он не сильно отличается от стандартного.



Контуры обметания АЗ 2А46М-5 и 2А82.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 15713
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение Andreas » 22 ноя 2013, 12:16

Чемпионат мира по танковому биатлону пройдет в мае 2015 года в Нижнем Тагиле, об этом сегодня заявил глава Нижнего Тагила Сергей Носов, сообщает ИА "Новый город". Пресс-служба Администрации Нижнего Тагила подтверждает слова мэра. На вопрос "Нового города" о возможном участии американских танкистов в этом чемпионате, военный атташе посольства США полковник Тафт Блекберн сообщил, что такое приглашение получено и всерьез рассматривается американской армией.
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение EvMitkov » 23 ноя 2013, 19:13

Вообще-то т.н. "танковый биатолон" - такой же фуфломецин и показуха, как показательные полеты и воздушная акробатика пилотажных спец.групп.
Не стану обижать наших пилотяг, - я в авиации не особенно компетентен - но вряд ли красоты пилотирования в показательном виде имеют отношение к реальным боевым действиям строевых частей. Красиво конечно и ззрелищно, определенные элементы пилотажа заимствуются, но в остальном... Если бы летчики обычных частей имели возможность летать столько же, сколько те же "Стижи" - причем - отрабатывая действительно боевые элементы упражнений, не жалея ни топлива, ни ресурса машин, было бы другое дело.

А с "танкового биатлона", кроме показушничества и работы на "спортивный интерес" и на "достопочтенейшую публику" взять вообще нечего. По крайней мере действительно ценного, кроме пожалуй что - "поднятия престижа" наших войск, промогласно объявив по всем СМИ, что мол, у нас снова "Порядок в танковых войсках!"

Кстати, в остальных странах - от Поднебесной до Пиндостана - та же петрушка. Так что кроме взаимных понтов и пальцегнутия ничего из соревнований "РФ контра Юнайтед Стэйтс" и не получится.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 15713
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение дед » 23 ноя 2013, 21:18

доброго всем дня.
Евгенич думаю очень верное наблюдение...новсе же плюс пусть небольшой но "танковый биатлон" даст на всех полигонах выпучив глаза пожарными темпами начнут городить директрисы повышеной сложности с подобными упражнениями вероятно ведут упражнение в движении по стрельбе по фланговой цели как у израилитян (это уже хорошо) больше будет внимание к применению КУВ и стрельбе по воздушным целям...а так а абсолютно верно понты колосистые нужен не пафос а итенсивное наращивание темпов боевой подготовки до уровня передовых частей ЗГВ и подготовкой инструкторов для действия вне пределов скажем так "европейского ТВД" при самом расцвете СССР
Аватара пользователя
дед
 
Сообщения: 441
Зарегистрирован: 09 мар 2012, 21:19

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение EvMitkov » 23 ноя 2013, 22:09

По мне, друже - так в первую голову нужно экипажи натаскивать на работу с матчастью в полевых условиях. Механиков-водителей учить не форс-мажорам всяким в движении ( это само приходит с опытом) а наиболее сложным ( хотя и простым на первых взгяд - особенно для штатских) элементам. Скажем - поддержанию постоянной скорости движения ( скажем, в пределах ровненьких 30 км/ч) в движении колонной, умению держать интервал при этом. И - не просто в покатушках на танкодроме, а на реальных дорогах, причем непрерывно в течение пяти-шести часов, без остановок, с умением обойти без остановки возникшие препятствия ( те же скисшие машинки) - пусть простой, по сельской грунтовке, но в темное время суток, в непогодь снег-дождичек-туман, и особенно в ОЗП.
Умению форсировать сходу водные преграды с разведкой из по ходу ( не все эти ручеечечки-озерца даже на картах есть, а уж о характере дна, о глубинах информации может не быть по определению)
Умению вести продолжительный огонь с закпытых позиций, когда машина используется в качестве САУ - с соответствующей организацией позиции силами экипажа, подноской, подачей и занрузкой Б/К. Учить маневрированию и действию в населенных пунктах - и в составе танковой группы, и одиночной машиной.
Учить экипаж обходиться в случае нужды без новомодной ядрёной электроники, учить не просто взаимодействию с пехотой, но и умению ОРГАНИЗОВАТЬ командиром машины ЛИЧНО это взаимодействие ( хотя бы для прикрытия машины). Потому, что одно дело знать БУСВ, а другое дело иметь навыки - практические наыки! - как это "претворить в жизню".

В конце концов учить людей правильно харю к резине наглазников прижимать, чтобы глаза через затылок при выстреле не выбрасывало.

А на "биатлоне"... что ж. Биатлон отличается от реальности примерно так же, как действия отряда лыжников на боевых отличаются от "лыжного биатлона" :mrgreen:
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 15713
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение g.A.Mauzer » 23 ноя 2013, 22:14

Доброго времени суток всем!

Похоже, что я в разговор влез уже даже после "шапочного разбора", но хочется сказать одну вещь и спросить вторую.

Вещь первая. Товарищ Andreas, Вы частенько ссылаетесь на сайт "Отвага" и ещё на свой проект супер-пупер танка послезавтрашнего дня Т-160, который может и умеет всё, только что не летает, и Стивен Кинг при описании фантастических навыков этого танка просто плачет от зависти. Так вот, на этой самой "Отваге", до её переезда на новый хостинг, было (не знаю, сохранились ли они сейчас) два весьма любопытных с этой точки зрения материала. В первом некий автор (не помню ФИО), как и Вы - то есть, не профессиональный военный, излагал свою концепцию "двухзвённая тяжёлая БМП - новые качества и возможности" (кажется, почти так же называлась и сама статья) и предлагал вариант реализации подобной машины. Правда, не такой фантастический, как Ваш, а на основе реально существующих технологий, агрегатов и узлов (в частности, пресловутой НОНы в качестве главного калибра - ещё одна аллюзия на "гаубичный танк Т-160"), но тоже в качестве совершенно универсальной машины, которая может и умеет вообще всё (за счёт модульности и бла-бла-бла). И был второй материал, "Ответ на публикацию "Двухзвённая БМП и т.д.", написанный военным высокого ранга (кажется, полковником) с большим опытом использования БТТ в реальных условиях. Буквально разгром по пунктам, предельно корректный - и, от этого, ещё более унизительный. Так вот, Вам бы почитать обе эти статьи, прежде чем лепить свои фантастические домыслы про гросс-ланд-крейзеры со 160-мм гладкоствольными гаубицами, стреляющими самонаводящимися ракетами по команде наводчика-робота, который не боится сырости и электростатики. Честное слово, таких упоротых конструкций, какие излагаете Вы, я не видел и не слышал никогда, даже от журналистов и режиссёров японских мультиков. Это относится и к вертолётным армадам, летящим у земли со скоростью 300 км/ч, и про прочие ручные оперативно-тактические твердотопливные баллистические ПТРК. Я, чёрт возьми, здесь зарегистрировался специально для того, чтобы высказаться на этот счёт, потому что уже сил нет читать Вашу бредятину, да ещё подаваемую с таким пафосом и затыканием рта сведущим людям.

Вешь вторая, которая вопрос. Где-то в начале этой темы, уважаемым Евгением было сказано следующее:

Кстати - опять же если любопытно: очень неплохо и вдумчиво ход событий "ядерной локалки" спрогнозирован А.и Б. Стругацкими в их "Обитаемом Острове" - если откинуть сюжетную линию и смотреть аналитически.


Можно уточнить, Вы про какую именно "ядерную локалку": которая была за рамками сюжета, или про ту, которая ближе к концу книги (война против Хонти)? И можно ещё поинтересоваться, насколько правдоподобно там показано, собственно, начало второй "локалки" (ну, когда сперва напролом бросают какие-то древние "праги", а за ними идут настоящие танки)? Я сам - не военный и не техник никаким местом, поэтому, судить не могу, но мне эта картина чем-то напоминает хронику с "Днепра-87", кажется; те моменты, когда танки стоят огромными фалангами от горизонта до горизонта. И обе эти картины кажутся какими-то... монструозными, что ли.

Заранее благодарен за ответы.
Прежде чем забивать гвоздь пистолетом, удостоверься, что он заряжен.
g.A.Mauzer
 
Сообщения: 2082
Зарегистрирован: 23 ноя 2013, 21:39
Откуда: Новокузнецк, Кемеровская обл.

Пред.След.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2