К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение EvMitkov » 21 фев 2013, 00:30

Доброго времени всем!

Сегодня - действительно "доброго". Сегодня - получил весточку от Юрия Михайловича Мироненко.
И - не просто весточку - а весточку с подарком...

Впрочем - подробнее:

Сам подарок - снимок Объекта 275. Между прочим - огромная редкость, даже в нынешней Сети.


Объект 275. Снимок из архива Ю.М.Мироненко. (р.20.8.1933, г.Ленинград) Выпускник ЛВМИ 1957г., группа Е509. Специалист в области создания и испытаний образцов бронетанковой техники.

И далее - рассказ самого Юрия Михайловича, касающийся этой машины, как нельзя более подходящий к нашей основной теме - о Школах Танкостроения.

9.27. Приключения в Шиханах

Пришла телеграмма, что танк объект 275 и четверо моих ребят прибыли железной дорогой в Шиханы-2 на химполигон ЦНИИИ-33 – пора выезжать самому. Добираюсь до Саратова, пересаживаюсь на поезд до Вольска, где меня должна встречать машина. От Саратова до Вольска 130 км, а от Вольска до полигона 18.

Приехал. На лицах встречающих удивление – где вещи?

Действительно, вышел из поезда, руки в карманах, чемодан остался в Саратове. Его я засунул в ячейку камеры хранения, замок открыть не удалось, его заклинило, а до отхода поезда на Вольск оставались считаные минуты – пришлось уехать без чемодана. В принципе в Шиханах он и не пригодился, там жизнь, как у Христа за пазухой – коммунизм да и только. «Суточные» в полтора раза больше, «квартирные» остаются не потраченными – гостиница бесплатная, кормят «на убой» три раза в день и тоже бесплатно. Но, как говорят – бесплатный сыр бывает только в мышеловках - не прошло и недели, как мы ощутили это на себе. Начались метели, снега навалило выше двух метров. Каждое утро солдаты нас «откапывали» - снег наметало до второго этажа гостиницы, а дорогу на полигон с трудом прокапывала специальная техника. Жилгородок состоял их четырёх- пяти домов, от жилья до проходной технической территории неторопливым шагом 5 минут, столовая рядом. Любителям выпить – лафа, спиртом хоть умывайся. Короче, деньги тратить не на что. Из развлечений – столовая , работа и гостиница с графином спирта. И хотя в двух километрах была небольшая деревенька, но контингент там был такой неприглядный, что к нему даже крепко подпивших мужиков не тянуло. До Вольска физически было не добраться – снежные заносы..

Целью нашего приезда на химполигон была проверка реальной защищённости экипажа объекта 275 в условиях применения высокотоксичных отравляющих веществ, бактериологического оружияи и нахождения танка на радиационно «загаженной» местности.. Кроме того мы должны были получить заключение о возможности надёжной дегазации, дезинфекции и дезактивации объекта после всего вышеперечисленного. Прежде чем начать испытания нам пришлось прослушать краткий курс лекций по химическому, бактериологическому и ядерному оружию, а также их возможному воздействию на наши организмы. Ну, а потом объект 275 должен был реально познакомиться с нервно-паралитическими ОВ : зарином и зоманом, удушающим - фозгеном, имитаторами бактериологических средств, а также с «альфой» и «бетой».

Кожно-нарывные и общеядовитые ОВ по непонятным причинам из нашего «рациона» были исключены, но мы решили не скандалить.

Надо сказать, что эта командировка в Шиханы была на редкость не утомительна. За месяц было не более 10 рабочих дней, остальное время уходило на пережидание непогоды, на откапывание гостиницы, прокапывание трассы для танка , на дегазацию и дезинфекцию после очередных заражений, и т.д. и т.п. На этом увертюру завершаю и перехожу к эпизодам с трагикомическим содержанием. Представьте себе снежное поле, на котором, как сиротинушка стоит танк. В нескольких метрах от него возвышается шест, на вершине которого прикреплён заряд, содержащий нервно-паралитический зарин. Идёт подготовка к испытаниям. В ней участвует не менее 15 – 20 человек, в том числе мы: я, мой заместитель по всем вопросам Геннадий Скобкин, водитель, электрик и слесарь. Остальные – работники полигона и института. Да, совсем забыл о медике. Медицина присутствует всегда, причём обязательно с ружьём для охоты на несознательных. К несознательным она относит всех, кто без разрешения пытается проникнуть на территорию химполигона с целью сознательного разноса заразы или просто так.

К ним относятся в основном зайцы, но попадаются иногда и лоси. Зайчатина и лосятина продаётся на символическом рыночке напротив нашей гостиницы за символическую плату.

Итак, идёт подготовка к подрыву боеприпаса. К двухметровой палке, воткнутой в снег, на верхнем конце привязана тряпочка, исполняющая обязанности флюгера, т.е. указывающая направление ветра. Соответственно по этому направлению должно понести заразу на танк. За тряпочкой наблюдает специально закреплённый за нею солдат. Да и мы периодически поглядываем на неё. Вообще-то, полигон устроен так, что на нем ветер дует почти всегда в одну сторону.

Наступает время «Х», мы все отходим на 100-150 метров в сторону, где на случай «чаво» стоит бортовая машина с противогазами. С утра идёт снег. К моменту подрыва боеприпаса снега навалило выше колена. Раздаётся команда на подрыв. Взрыв снарядика не впечатляет. Вдруг раздаётся чей-то голос: «Ребята уноси ноги, тряпка повернулась в нашу сторону!». Следует команда:

«Всем одеть противогазы !». Сумки с противогазами кучей навалены в кузове автомобиля. Первым к машине подбегает мой слесарь. Солдат в кузове кидает ему сумку. Слесарь напяливает противогаз на раскормленную шиханской столовой и дармовым спиртом физиономию и … противогаз с треском разваливается на две части.

Ему кидают второй противогаз – результат тот же! Офицер кричит солдату: «Дай ему третий номер!». Солдат роется в куче. Я и Скобкин бросаемся бежать в безопасную сторону. Легко говорить бежать – снег выше колена, а на нас химодежда и огромные бахилы. За нами изо всех сил стараются бежать почти все остальные.

Сзади раздаётся крик солдата: « Нет тут третьих, здесь одни первые номера!». Потом слышится матершина и звук заводящегося автомобиля. Выбиваемся из сил, не пробежав и 100 метров. Рядом какой-то полигонный деятель проломив ледяной наст под свежевыпавшем снегом, проваливается по пояс в сухой подкорковый. Скобкин бросается ему на выручку, но корка надломилась и он тоже проваливается. Не знаю, чем бы всё это закончилось, но сзади раздаётся очередная команда офицера: « Стойте, ветер в норме!».

Фу, хорошо размялись! Сцепившись руками за ноги предыдущих, образуем человеческую верёвку, посредством которой вытаскиваем двух утонувших в снегу.

Итак, испытание завершено, машина заражена, нам предоставляется трёхдневный отпуск, а химикам работать и работать над дегазацией танка. Бездельничать я разрешил всем кроме себя, Скобкина и механика-водителя Володи Фёдорова, нам необходимо было познакомиться с процессом дегазации нашего танка. Это было нужно для составления детального технического отчёта по результатам командировки и для расширения кругозора. На второй день мы с прикреплённым к нам офицером «вспомнили», что дегазация дегазацией, но необходимо произвести замену на танке фильтра-поглотителя ФПТ-100, который наглотался зарина. Здесь-то и выяснилась полная некомпетентность создателей системы коллективной защиты об.275 от всяких зловредных средств - фильтр размещался внутри танка в отделении экипажа . Короче, загрязнённый зарином фильтр для замены на новый надо было отсоединять от «грязного» воздуховода и вытаскивать через пространство, где размещался экипаж , тем самым заносить туда всякую «заразу». Делать нечего, фильтр было решено менять, когда концентрация зарина в атмосфере снизится до приемлемой. Темнеет, производится смена караула.

Ночью солдату не позавидуешь. Снежное поле, темно и холодно.

Единственное спасение от ветра, это уникальное солдатское изобретение – «туалет» на санках. Конструкция простая, но эффективная. На большие сани устанавливается и закрепляется будка с дверью, похожая на садовый туалет. Внутри будки скамейка, термос с кипятком и пр. Снаружи на палке тряпица-флюгер, развевающаяся на ветру. В двери и в задней стенке вделаны застеклённые окошечки для наблюдения.

Всё бы хорошо, но танк и ближайшие к нему окрестности заражены ОВ, поэтому надо постоянно следить за тряпочкой и в случае изменения направления ветра выскакивать из будки и за верёвку тянуть сани в другое место, куда ветер не несёт заразу. Хорошо, если во время дежурства ветер постоянно дует в одну сторону, а если постоянно меняет направления… Бедному солдатику всю ночь приходится бегать и таскать за собою громоздкую конструкцию саней с «туалетом».

На следующий день, оседлав наш ЗИЛ-157 с кунгом, поехали попытаться демонтировать зараженный ФПТ-100 и установить новый. В машине нас четверо, включая старшего офицера. Все мы одеты с иголочки – в химкостюмах и при противогазах, соответствующих нашим головам, включая физиономии – вид респектабельный. Подъехав к танку, выпустили подполковника с каким-то большим прибором для определения концентрации зарина. А сами, как положено, полюбовались на свои глаза в выданные нам зеркальца на предмет миоза, а для профилактики приняли по 100 г спирта. Первый признак наличия зарина, это миоз – сужение глазного зрачка. Человеческий глаз - самый чувствительный прибор. Когда зрачок превращается в булавочную головку – уноси ноги. Ну, а спирт – это всем известная профилактика от всего, даже от плохого настроения.

Приходит подполковник и разрешает приступить к выемке ФПТ-100, но работать надо не более 15 минут в противогазе и в резиновых перчатках, после чего необходимо покинуть машину. Механик Володя «засаживает» стакан спиртяги, напяливает противогаз и уходит на работу. Мы с подполковником садимся «слегка перекусить» и поболтать о химии. Заболтавшись, глянули на часы – ужас, прошло больше 40 минут, как Вовка залез в танк. Хватаю противогаз и к танку.

Первая мысль – жив ли он? Мне не до зарина, засовываю голову в люк. Не фига себе картинка – внутри сидит Вовка без противогаза и без перчаток, и рядом зараженный фильтр. Догадавшись, что в противогазе я, он улыбается и докладывает, что для демонтажа этого проклятого фильтра надо было вскрыть стенку, отвинтить и отсоединить в отсеке «до чёрта всякой хрени», чего в противогазе и в огромных резиновых перчатках сделать невозможно. Потом, глядя на меня выдаёт: « А ты, Михалыч, чего вырядился, как в филармонию? Снимай противогаз, подыши чистым воздухом».

Вот такие дела. Как потом выяснилось, концентрация зарина внутри танка была высокой. Он же 40 минут стоял с открытыми люками. А если учесть,что Вова отсоединил фильтр от загрязнённого воздухозаборного патрубка, то вся зараза посыпалась во внутрь.

Для Вовки же, занятому делом и принявшему стакан спирта с куском сала, эта концентрация зарина оказалась, как слону дробина – никаких последствий, кроме желания ещё «принять на грудь» для сугрева.

P. S. Оказывается в определённых условиях русскому человеку не только море по колено, но и пофигу нервно-паралитические ОВ – проверено на химполигоне в Шиханах!

© Юрий Мироненко
2008-2010


Полностью ознакомиться ( кто не знаком - что вряд ли!!!) с воспоминаниями Ю.Мироненко можно тут
http://www.voenmeh.com/memo.php?part=9

От себя лично, и от всех наших ребят-форумчан хочу не просто сказать ОГРОМНОЕ СПАСИБО Вам, уважаемый Юрий Михайлович; но и поздравить Вас с с Праздником 23 го февраля, с Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота.
С Днем Защитника Отечества. И когда мы говорим об этом действительно всенародном празднике - то всегда вспоминаем лозунг из воемен нашей молодости -
- "НАРОД И АРМИЯ - ЕДИНЫ!"

Здоровья Вам и Вашим близким! Всегда присущей Вам бодрости духа и чувства юмора - именно они и делают человека - молодым душой!
Так - ПОБЕДИМ!

С уважением, Е.Митьков, Б.Коротков, и - остальные форумчане.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16755
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение Andreas » 24 фев 2013, 16:32

РИА Новости
21 июня 2012г.

НПК "Уралвагонзавод" будет готов к приватизации не ранее конца 2014 года, сообщил журналистам генеральный директор предприятия Олег Сиенко. Согласно скорректированной программе приватизации государственного имущества, до 2016 года предусматривается снижение госдоли в "Уралвагонзаводе" до 50% плюс одна акция с нынешних 100%.
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение Палестинский Казак » 24 фев 2013, 16:45

А вот свежие новости с фронтов и тылов:-))) http://www.odnako.org/blogs/show_24047/
Палестинский Казак
 
Сообщения: 1304
Зарегистрирован: 24 май 2012, 03:53
Откуда: родился в Новороссии, служил в ГСВГ - Baumwolle

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение EvMitkov » 24 фев 2013, 17:59

По казачей ссылке:
23 февраля 2013 Ульяна Гортинская

Ряд системных недостатков в состоянии боевой готовности российских военных выявила прошедшая на этой неделе проверка войск Центрального и Южного военных округов, ВДВ и военно-транспортной авиации, сообщил в пятницу начальник Генштаба генерал армии Валерий Герасимов.

Практически во всех проверенных "организмах" оперативные дежурные и дежурные по воинским частям показали слабые навыки в доведении сигналов по автоматизированным системам боевого управления.

Отмечается низкий уровень подготовки выпускников учебных центров, особенно водителей и механиков-водителей (в первую очередь, это относится к 28-й мотострелковой бригаде ЦВО).

Глава Генштаба также отметил невысокий уровень результатов при стрельбе из штатного вооружения, особенно танкистов и боевых машин пехоты, подчеркнув, что большинство подразделений получили только удовлетворительные оценки.

В лучшую сторону отличились подразделения и части 98-й воздушно-десантной дивизии и летчики 4-го командования ВВС и ПВО.

Вторая серьезная проблема – изношенность техники. В связи с этим, глава Генштаба отметил, что проверка "еще раз подтвердила целесообразность принятого министром обороны решения о восстановлении войсковых ремонтных органов".

Общий процент исправности авиации составляет только 66%. Также во время проверки проявились недостатки бронетехники ВДВ.

-- БМД-2 этого подразделения устарели морально и физически, возраст машин составляет 20-25 лет, а иногда и более. Износ основных узлов и агрегатов не позволяет использовать боевые возможности данного вида техники по этой причине.

Разрабатываемая российской "оборонкой" техника зачастую не в полной мере удовлетворяет требованиям военных. Так, БМД-4М по своей массе находится на пределе возможностей военно-транспортной авиации. При массе более 14 тонн в самолет Ил-76 впритирку входят три единицы БМД-4М, десант при этом может размещаться только внутри боевых машин.

Также по 12 показателям не соответствует тактико-техническому заданию боевая машина "Волк", разработанная в рамках опытно-конструкторской работы "Каратель-1". Время завершения этой опытно-конструкторской работы — 2010 год, но до настоящего времени ошибки не устранены, и машина не представлена на повторные государственные испытания.

Недостатки также были выявлены у вертолетов Ми-9, Ми-24, самолетов Су-25, самоходных артиллерийских установок "Мста", радиостанций Р-168-5ун.

Герасимов отметил, что зачастую техника, прошедшая капитальный или средний ремонт и находящаяся на гарантийном обслуживании выходит из строя уже в первые месяцы эксплуатации в строевых частях.

По решению министра обороны теперь такие проверки теперь будут носить регулярный характер.

Кстати, что касается лично министра обороны Сергей Шойгу, то по итогам опроса ВЦИОМ, более 70% россиян связывают свои надежды на изменение ситуации в армии в лучшую сторону с именно личностью нового министра обороны.

Леонид Ивашов, военный эксперт, директор Академии геополитических проблем, генерал-полковник запаса прокомментировал "Однако" итоги проверки:

-- Ничего удивительного в итогах проверки для армии в том состоянии, в котором она сейчас находится, нет. Г-н Сердюков, его команда и ряд услужливых генералов недедко разрушали структуры армии, чтобы потом на их месте что-то новое построить. Разрушить удалось много. Армия -- это сложнейшая система, многоуровневая, многомерная – и как систему её удалось сломать. В любой сфере мы сегодня получаем то, что получили при проверке боеспособности Центрального военного округа. Наблюдается потеря или отсутствие должного управления, отсутствие уровня подготовки войск и штабов, тылового и материально-технического обеспечения и т.д. Какой нужно из этого делать вывод? Такой инструмент безопасности, как вооружённые силы, нельзя отдавать какому-то замкнутому клану, замкнутой группировке. Армия – это детище народа и государства.

Есть вещи, которые можно исправить быстро. Построить жильё для военнослужащих, казармы, здания для академий, технику закупить, много чего ещё. Но есть такие системы, на восстановление которых уйдут десятилетия. Взять, например, систему разведки. Подготовку профессионалов и преподавательского состава в военных академиях и институтах за год-два не создашь. То же самое касается военной науки – рывками она не развивается. Это тоже нужно восстанавливать. Если мы офицера относительно быстро можем подготовить, то профессора, учёного, тем более талантливого, нужно искать. Из тысячи, может, одного только и найдёшь. Новый министр обороны делает многое сейчас, но по некоторым пунктам ждать скорых изменений не приходится.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16755
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение гришу » 04 мар 2013, 01:50

А так :mrgreen: без комента...

Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 9966
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: ТАНКИ. Памяти Юрия Петровича Костенко посвящается

Сообщение Andreas » 15 апр 2013, 12:08

Сергей Волгин
Ещё раз про танки и танкистов, или Почему некоторые наши генералы не любят отечественные танки
http://topwar.ru/20899-esche-raz-pro-tanki-i-tankistov-ili-pochemu-nekotorye-nashi-generaly-ne-lyubyat-otechestvennye-tanki.html

В 1950-80 годы эпицентр соперничества переместился на Ближний Восток и в мире возник великолепный, постоянно действующий полигон для испытания боевой техники и новых тактических приёмов в боевых условиях. Этот полигон назывался арабо-израильские войны. Там массированно использовались танки в составе крупных соединений.
В 1964 году 40 летний генерал Исраэль Таль был назначен главкомом бронетанковых сил израильской армии ЦАХАЛ. Несмотря на свои невеликие лета, это был матёрый вояка. С 12 лет он связной боевиков Хаганы, с 18 на фронтах антигитлеровской коалиции, затем участник всех арабо-израильский войн и конфликтов. Первый же сирийско-израильский инцидент на новой должности поверг его в шок. Во время перестрелки его танкисты, вооружённые новейшими на тот момент «Центурионами», выпустив сотни снарядов, даже не повредили ни один сирийский T-IV германского производства ещё времён войны.



Новый главком коренным образом пересмотрел всю систему боевой подготовки танкистов. Упор сделал на изучение матчасти и дисциплину, а центральной фигурой в экипажах стал наводчик танковой пушки. Все в экипаже, в штабах и службах стали работать на наводчика, на поражение им целей. К самим наводчикам Таль предъявил наивысшие требования. Он потребовал от них меткости, начиная с дистанции 2000 метров. В то время неприятельские уставы разрешали открывать прицельный огонь на поражение с дистанции 1500 метров. Поначалу ничего не получалось, но Таль терпеливо воспитывал, селекционировал, рафинировал, тренировал и много чего ещё делал, но получил наводчиков и экипажи нужной квалификации.

В ту пору арабские армии стали в изобилии и безвозмездно получать советские танки, а Израиль, дабы не дразнить арабских нефтяных шейхов и по другим причинам, был ограничен в поставках. Генерал Таль понимал, что в условиях многократного численного превосходства противника в танках, только хорошее состояние матчасти и высокая выучка экипажей даст шанс выстоять. И случилось чудо. Начав в 1967 году войну превентивным ударом, Израиль не только выстоял, но и победил, причём с разгромным счётом. Эксперты ещё и сейчас спорят о математическом соотношении сил и потерь в этой войне, но единодушны в одном: силы арабов превышали израильские в разы, а по некоторым видам вооружений на порядок. Вклад израильских танкистов в эту победу был колоссальным. Таль воспитывал не только экипажи, но и командиров всех степеней.

Из победоносных танковых командиров той войны произросло не менее половины военно-политической элиты Израиля, бессчётное количество будущих президентов, премьер-министров и министров, генералов, главкомов и начальников Генштаба, парламентариев и лидеров политических партий. Буквально с первых часов войны для советских танков и военспецов начались большие и неприятные сюрпризы. То, что израильские наводчики открывали огонь с дальних дистанций, мы уже знаем. Но они не просто стреляли, они попадали, выбивая часть арабских машин ещё до достижения ими рубежа открытия ответного огня.

А вот дальнейшие сюрпризы от попаданий вытекали из особенностей конструкций тогдашних советских танков T-54/55. В безудержной погоне за запасом хода и величиной боекомплекта советские конструкторы, с подачи военных, перешли грань разумного и затолкали в боевое отделение почти тонну солярки вперемежку с десятками снарядов. Это изобретение называлось баки-стеллажи и размещалось вместе с передним и средним баками в передней части танка справа от механика-водителя и под ногами заряжающего. Если взять поперечное сечение танка, то примерно треть передней проекции составит эта композиция из баков и бака-стеллажа.

По теории вероятности, каждый третий попавший в танк снаряд попадёт в эту композицию, и если пробьёт лобовую броню корпуса, то детонации топлива и боекомплекта (если они конечно в танке ещё есть) практически не избежать. После такого взрыва танк восстановлению не подлежит, а из экипажа хоронить нечего. С ростом мастерства наводчиков и эффективности противотанковых средств и боеприпасов это явление стало катастрофически нарастать. Если в Отечественную войну в среднем детонировало 2-4% (max 5% в отдельных сражениях) советских танков, то на Ближнем Востоке в некоторых боях доходило до 20%.

Сам Таль всю эту войну весьма успешно командовал механизированной дивизией на Синайском фронте и в числе первых вышел к Суэцкому каналу. Эта война принесла для Таля и другие открытия. В тяжелейших сражениях танкисты по нескольку суток не выходили из боя и просто валились с ног от усталости и нервного истощения. И Таль пришёл к выводу, что в танке нужно иметь 2 экипажа: один воюет, другой отдыхает. Ещё много чего бывалому танкисту в тогдашних танках не нравилось, даже при всём его трепетном отношении к «Центурионам» и «Чифтенам», он видел и в них массу недостатков.

Война 1967 года имела большие военно-политические последствия:

1. Советский Союз в одночасье понял, что, имея десятки тысяч танков, он фактически их… не имеет. Чтобы как-то оправдаться за катастрофическое поражение, для широкой общественности придумали удобное оправдание, дескать, арабские солдаты – плохие солдаты. Народ поверил, успокоился, шок быстро прошёл, страна напряглась, и в короткий срок на базе существующих наработок создала T-72, платформа которого является основной и поныне.

2. НАТОвцы оживились, особенно немногочисленные британские танкисты рейнской армии. Они на израильском примере убедились, что пара «Центурионов» вполне может побороться с ротой советских танков, даже если в них будут сидеть одни камикадзе, а две британские танковые дивизии на Рейне не так уж беспомощны перед танковыми армиями, размещёнными в ГДР.

3. Страшный разгром опустил ниже плинтуса репутацию советских танков поколения T-54/55. Подлил масла в это дело и Таль. В одном интервью он охарактеризовал их очень нелестно: «горят как спички, рвутся как петарды». Эта характеристика прилипла как скочь. Когда после развала СССР некоторые независимые страны, которым таких танков досталось слишком много, пытались их распродать, то их брали очень плохо даже по бросовым ценам.


Послевоенные годы принесли и Талю новые испытания. Военно-политическое руководство Израиля принимает решение поставить на вооружение ЦАХАЛ трофейные советские танки, а их было немало. Сработал принцип «не пропадать же добру». Со словами «мне мои танкисты дороже этих гробов», Таль резко выступает против, бранится и грозит подать в отставку. Друзья из военного лобби в Кнессете удерживают его от этого опрометчивого шага и обещают найти выход. И находят… чехов. Они по дешёвке скупают трофейные танки, ремонтируют их и… продают обратно арабам. Такая вот была сделка века.

Но отношения с руководством безнадёжно испорчены, и в 1969 году Таля отправляют в отставку из армии, но недалеко от танков. Его назначают руководителем проекта по созданию собственного израильского основного боевого танка (ОБТ). Любой грамотный инженер знает, с чего начинается такая работа, с написания технического задания, на инженерном сленге ТЗ. Для Таля это было легко. Имея колоссальный, а главное победный боевой опыт и аналитический мозг, он уже сварил в голове «танк своей мечты». Нужно было это только положить на бумагу. Таль берёт бумагу, перо, ручку и пишет:

1. Моторно-трансмиссионное отделение должно быть в передней части танка и служить дополнительной защитой для экипажа от противотанковых средств.
2. Топливные баки должны быть в кормовой части танка, в зоне наименее вероятного поражения от противотанковых средств.
3. Десантный люк должен быть большим и расположен в кормовой части танка, чтобы даже травмированный танкист мог покинуть подбитую машину.
4. Боевое отделение должно вмещать два экипажа, один экипаж воюет, второй отдыхает.
5. Боевое отделение должно быть отделено от баков и боекомплекта бронёй.
6. Система пожаротушения должна быть многоразовой, потому что в течение боя в танк могут попасть не однажды.
7. Боекомплект должен быть размещён в башне в отдельном контейнере и автоматически отстреливаться от танка при поражении его противотанковым средством.
8. Танк должен иметь модульную конструкцию, путём замены модулей каждая предыдущая модификация может быть модифицирована до уровня последующей.
и т.д.

Все пункты были революционны для танкостроения, даже чересчур, некоторые не реализованы до сих пор. Хотя если говорить о бронетехнике в целом, первые 3 пункта уже были реализованы в советской БМП-1. Танк строился не сразу и не скоро, сказывалось полное отсутствие танковой промышленности в Израиле, а в 1973 году все ушли на фронт. Таля также в 1972 году вернули в армию, где он служил до 1974 года на очень высоких должностях. Так, в войну 1973 года он был заместителем начальника Генштаба и командующим Южным фронтом. Правда, всё время своей службы он одновременно оставался руководителем проекта.

Первый танк вышел на испытания только в 1977 году, а в войска начал поступать в конце десятилетия. Так родилась «Меркава». В результате разработки танка по заветам Таля он получился громоздкий и тяжёлый (63 т). Первые экспертные оценки были осторожны, типа «конструкция очень любопытна, посмотрим, как эта каракатица покажет себя в бою». Но результаты боевого применения привели экспертов к неизбежному выводу и к концу 80-х они почти единодушно признали: «Меркава – это лучшее, что есть на местном ТВД».

Но вернёмся к нашим танкам. Поначалу новый танк Т-72 показал себя неплохо. Он достойно отвоевал в 1982 году в долине Бекаа против израильских танков, в том числе «Меркав». Но в последующем, довольно бездарно множество машин было потеряно за 2 войны в Ираке, что существенно подорвало его репутацию. Натовские вояки при этом утверждали, что многие Т-72 детонировали. Но по старой наезженной привычке наши танкостроители всё свалили на непутёвых иракских танкистов и военачальников. Проведённая модернизация до Т-90 улучшила маркетинг, но не репутацию. А военные требовали коренной модернизации.

Упрямству и консерватизму тагильских танкостроителей можно только позавидовать, но это не тот случай, чтобы завидовать. РЕАЛЬНЫЕ телодвижения они начинали делать только после того, как вояки РЕАЛЬНО переставали покупать их броню. Но и тогда они предпочтение отдавали своей тяжёлой артиллерии — лоббистам и пиарщикам. Да и сами не лыком шиты. Наиболее талантливые, при удобном случае, так лихо пиарили, что в одночасье с заводской скамьи оказывались в кресле федерального уровня.

Детонатором же генеральского бунта стал, на первый взгляд, малозначительный боевой эпизод из осетино-грузинской войны 2008 года. Ночью 8 августа осетинские ополченцы подбили из РПГ несколько грузинских танков, затем эти картинки массово растиражировали телевизионщики. Вид разрушения большинства машин имел явный характер детонации, башни налево, катки направо и наоборот. Шок состоял в том, что это были Т-72 и с полными баками и боекомплектом, они рвались также успешно, как и танки предыдущего поколения. Танкисты с криками «долой» потребовали прекращения закупок этих гробов. Что тут началось, описано выше.

Подведём итог. Всем написанным я хотел сказать одну простую мысль:

Патриотом своей страны быть хорошо и правильно, но патриот, сберегая Родину и повергая врагов, должен при этом, и, прежде всего, сберегать свой народ, своих людей. Везде и всегда, при любых обстоятельствах. Мастер – рабочих, руководитель – сотрудников, учитель – учеников, доктор – пациентов, водитель – пассажиров, повар – едоков, оружейник – бойцов, командир – солдат и т.д. Это та лакмусовая бумажка, которая легко отделяет настоящего патриота и от явного или скрытого врага и от крикливого «урряка».

И я почему-то наивно ВЕРЮ, что те генералы, которые отказались покупать нашу устаревшую бронетехнику, тоже думали: «мне мои танкисты и мотострелки дороже этих гробов». В Русской армии такие командиры всегда были, верю — есть и всегда будут, несмотря ни на что.

Также наивно ВЕРЮ, что тагильские оружейники достойно проведут работу над ошибками и в этом веке создадут отличные машины для будущих побед. Потому что всегда в лихие предвоенные годы оружейники вдруг переставали маяться дурью и создавали настоящее оружие победы взамен летающе-гоночных предвоенных птеродактилей. Они создадут машины способные сокрушить всё вокруг себя на нашем ТВД, оставаясь вместе с экипажами не только живыми, но и невредимыми.

А про распил, откаты и измену пусть напишут специалисты другого профиля.
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: ТАНКИ. Памяти Юрия Петровича Костенко посвящается

Сообщение Dvu.ru-shnik » 15 апр 2013, 12:42

Вообще-то, создавать гробы - удел гробовщика, а Леонид Николаевич Карцев, как и Кошкин, создавали танки, которые умели ещё и прыгать, и даже летать.
И эти танки спасли далеко не одну человеческую жизнь.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7668
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: ТАНКИ. Памяти Юрия Петровича Костенко посвящается

Сообщение Andreas » 15 апр 2013, 13:22

Статья Сергея Волгина размещена на форуме для обсуждения. Вообще-то я её хотел разместить в теме "К вопросу о школах танкостроения", но она каким-то образом оказалась здесь.
В любом случае мое мнение не обязательно совпадает с мнением автора статьи :D
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Re: ТАНКИ. Памяти Юрия Петровича Костенко посвящается

Сообщение Dvu.ru-shnik » 15 апр 2013, 13:30

Вашего мнения я там отдельно не увидел, а своё высказал конкретно и внятно.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7668
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: ТАНКИ. Памяти Юрия Петровича Костенко посвящается

Сообщение Andreas » 15 апр 2013, 13:53

Мое мнение - перспективный танк должен состоять от специализированных отделений, изолированых броневыми перегородками:
- носовое отделение для экипажа и аппаратуры управления;
- центральное отделение для боекомплекта и топливных баков;
- кормовое отделение для двигателя и трансмиссии.
Вместо башни над центральным отделением должен быть установален каземат орудия. По бокам каземата должны быть размещены вертикальные шахты реактивных гранат системы активной защиты и запасных тепловизионных камер кругового обзора (см. танки Т-160 и "Армату").
В случае возгорания метательных зарядов выстрелов раздельного заряжания и/или топливных баков экипаж перспективного танка будет иметь 100-процентную возможность покинуть танк до момента детонации боекомплекта.

"Меркава" с расположенными спереди незащищенными бортовыми редукторами гусеничного движителя абсолютно беззащитна от осколков артиллерийских снарядов. Т-72/Т-90 с экипажем, сидящем на боекомплекте и топливе, не дает танкистам ни одного шанса выжить при возгорании хотя бы одного метательного заряда выстрела раздельного зажигания или топливного бака.
Последний раз редактировалось Andreas 15 апр 2013, 14:54, всего редактировалось 3 раз(а).
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10966
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Пред.След.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 2