К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение EvMitkov » 03 авг 2012, 03:56

Ну, уж если пошла фланкирующая пересечка "кислости" Рогозина ( очень НЕ ДУРАКА, кстати!) и темы "Гаубичного танка", то полагаю вполне уместным дать выдержку из материала к этому фото, ссылку на который мне переслал Дима Гринюк ( "Оленевод Бельдыев")

"Чёрный орёл"-2. Об изображениях новой бронетехники, представленных Рогозину

01 августа 2012 Александр Горбенко

На пермском телевидении в сюжете о посещении Дмитрием Рогозиным «Мотовилихинских заводов» в кадр попали макеты новой бронетехники, которая ранее ещё не демонстрировалась широкой публике.

Во-первых, это новая реинкарнация омского объекта «640», более известного как «Чёрный орёл». Изменения по сравнению с предыдущими вариантами этого так и оставшегося перспективным основного боевого танка (ОБТ) оказались достаточны, чтобы переименовать его в «боевую артиллерийскую машину».



Видно, чточасть теплоизоляционного кожуха орудия имеет увеличенные размеры и выполнена гранёной и бронированной, что должно уменьшить заметность в диапазоне радиоволн и, видимо, тепловую заметность нагретого при стрельбе ствола. Обращает на себя внимание дополнительное вооружение – с одной стороны от орудия – многоствольная система, с другой – нечто напоминающее АГС-57. Профиль башни по сторонам от орудия ещё более уменьшен, углы наклона бронирования стали более острыми. Боезапас по-прежнему размещён в кормовой нише, правда её размеры уменьшены и автомат заряжания перенесён внутрь боевого отделения. Над пушкой установлена радиолокационная баллистическая станция, позволяющая использовать новые типы боеприпасов повышенной точности. Можно сказать, что омские конструкторы хорошо поработали над ошибками. Но в целом – это дальнейшее развитие «Черного орла». Интересно то, что несмотря на принятие в качестве нового ОБТ уральской «Арматы», работы над совершенствованием более старой омской машины не были свёрнуты, а оригинальное название машины, позволяет задуматься о её перспективе наряду с уральским ОБТ.

Практически не видны новые варианты САУ – один на гусеничной платформе, другой на базе колёсной машины. А жаль, поскольку генеральный конструктор «МЗ» говорил Рогозину о том, что создаются «принципиально новые образцы артиллерийского вооружения, которые по своим тактико-техническим характеристикам, по эффективности в 2 - 2,5 раза превосходят и отечественные, и лучшие зарубежные образцы». Видно только, что это не двуствольный опытный образец САУ, который ЦНИИ «Буревестник» ранее демонстрировал как прототип «Коалиции -СВ».

Модели самоходных миномётов выполнены сразу на трёх платформах: колёсного бронетранспортёра разработанного в рамках ОКР «Бумеранг», колёсного бронеавтомобиля «Тайфун» и на базе автомобиля повышенной проходимости «Тигр». Перезарядка и наведение, вероятно, в значительной степени автоматизированы, а на платформе «Тайфуна», боевое отделение вообще необитаемое.

На платформе «Бумеранга» и «Курганца-25» продемонстрированы варианты, вооруженные новой 57-мм автоматической пушкой. Высокая детализация башен на макетах, говорит о том, что это оружие имеет высокую степень готовности. Также рядом с «боевой артиллерийской машиной» представлен вариант «Курганца» с 45-мм автоматической пушкой с телескопическими боеприпасами. Ранее считалось, что это орудие находится в начальной стадии разработки. Одной из этих систем вооружения будет вооружена «Армата» в варианте тяжелой БМП.

Трудно сказать, что продемонстрировано на базе «Курганца» с орудием в необитаемой башне – лёгкий танк или лёгкая САУ. Габариты и размер орудия, наличие небольшого противооткатного устройства, говорят о том, что это скорее САУ. Конструкция боевого модуля больше подходит для танка.

http://www.odnako.org/blogs/show_20079/
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13888
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение Dvu.ru-shnik » 03 авг 2012, 04:06

Ну, вот - только с одним добазарился, что хочу остатки материала в другую тему по ГТ забросить, а тут второй доброжелатель всё уже сюда довыбрасывал. :x
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 6949
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение Dvu.ru-shnik » 08 окт 2012, 16:25

Технология изготовления кошки в различных школах танкостроения
Английская школа
Посмотреть вокруг себя, увидеть, что мышиная возня уже всех достала и взяв кусок бекона соорудить из неё кошку, при помощи эльфов и тролей вдовнух в неё жизнь.
В последствии удивляться, что все пришлые коты потом лупцуют бедного дворцового (замкового) кота. Любимое занятие - шляться по тёплому средиземноморскому побережью. Уживается мирно с заокеанскими кошками, боится немецкого кота и люто ненавидит русского кота (боится быть искупанным в Ла-Манше). Историе остается лишь клочья шерсти по средиземноморскому подворью.
Французская школа
Посмотреть, что вокруг появились не только мыши, но и соседские коты слепить кошку из того, что было, сдобрить слепленное корицей, бургундским и пряностями, обрызгать модными духами.
Особенности породы - прекрасно уживается с англичанином и американцем, хоть и задирает перед ними свой душистый и пушистый хвостик, периодически их динАмит. С завистью, возлегая на мягкой перине под кондиционером, глядит из дворцового широкого окна на русского изрядно потрёпанного котяру, шляющегося по помойкам, чердакам и помойкам, чувствуя в нём настоящего самца. Периодически кувыркается под соседским немецким котом. Историе остаётся лёгкий флёр её духов и русские корни в потомстве.
Немецкая школа
Посмотреть, что вокруг уже достаточно котов, развернуть булку с сосиской, из полученного материала слепить кота, при помощи феи оживить его, а потом посмотрев - что получилось у русских, кинуться его перелепливать. В ходе лепки долго и мучительно пытаться заставить своего котищу прыгать и бегать на манер сибирского кота. Назвать его громким кошачьим именем - Рысь, Тигр, Пантера, Леопард, Гепард. Парадокс - не смотря на такие громкие имена, кот всё равно будет толстым и медлительным, как мюнхенский бюргер.
Особенности породы: прекрасно уживается с американским и англицким котами, любимое занятие - периодически ходить топтаться на французской кошке, но без результативных последствий, а так же систематически проверять соседские дворы. Генетически не переваривает встречи с русским котом. Истории остаются громкие кошачьи имена и шерсть по всем дворам - своя и чужая.
Американская школа
Развернуть хот-дог, вернуть сосиску в состояние фарша, слепить из него, глядя на немецкого сосисочного кота, своё подобие, потом применить генную инженерию и ядерную физику сделать радиоактивного генного мутанта. Полученного котэ назвать именем какого-нибудь из доморощенных генералов, но убедившись, что мутация идёт вопреки рекламе не в ту сторону, долго и мучительно пытаться вырастить у своего кота немецкие клыки и кокти (у русских котов когти и клыки не той системы). После всего этого кричать - дайте денег, а то русский кот с его некондиционными когтями загоняет нашего в воду Атлантического океана, что нашим котам не нравится...
Любимое занятие - лезть всюду, где нет других котов или имеются лишь котята, а потом громко рекламно мяукать о своих достижениях.
Историе остаются клочья шерсти по всему миру (в основном своей) и радиационный след безобразной мутации.
Русская школа
Просто полить настойкой подорожника или водкой (за неимением мёртвой и живой воды) шаурму местного лоточника (можно добавить сала) - просто, дёшево и сердито. Кот получается тоже очень сердитым, причём сразу в двух - трёх экземплярах. После изготовления долго охать и вздыхать - кот гуляет сам по себе, ловко прыгает, постоянно убегает и лезет драться с другими котами, а с хозяином ведёт себя не так, как хотелось - то поластится, то поцарапает, никак не хочет мурлыкать на нужных оборотах и тональности по желанию хозяина - самовольничает и живёт своей котячьей жизнью. Однако, мышей душит прекрасно (когда не ленится) и соседских котов дерёт регулярно. :lol:
Любимое занятие - спрятаться в кустах, запустить немецкого кота на середину двора, после чего с жутким ором гонять того по всем прилегающим дворам, загнать его под бюргерскую кровать, выплюнуть немецкий махер и пойти пофлиртовать с французской кошкой.
Историе остаются кошачьи фамилии его создателей (Котин и Кошкин), клочья чужой шерсти, разбросанной по всем дворам и котята по всему миру.
Однако...
Однако, чуть не забыл про Израильскую школу...
Долго думать - нужен или нет тебе кот (кошка), размышлять над тем - какая кошка тебе нужна, перебрать и перепробовать всех имющихся в мире кошачьих и потом всё же решиться...
Взять бекон, хот-дог и немецкую сосиску, запустить всё это в электромясорубку, из полученного фарша слепить себе любимца, обвалять в песке и запечь на солнце. Жизнь вдохнут молитва и Моисей. Дорого, затратно, но солидно.
В результате получится толстый немецкий лентяй с английскими клыками и американизированной шкурой.
Всвязи с природной ленью не любит шляться по миру - "Таити, Таити, не были мы на Таити - нас и тут неплохо кормят", но периодически гоняет на прилегающих территориях русское потомство, разбросанное вперемежку с американской шерстью по всей планете.
Что останется историе - пока и сам Моисей не знает.
Однако сегодня остановимся на немецкой школе.
Процесс лепки бюргерского Тигра:

Тигр был изготовлен фирмой Хеншель и Sohn of Kassel, в Германии. Henschel был создан в начале 1800-х в качестве строителя локомотивов и во время Второй мировой войны был переоборудован для производства вооружения, а также во временя второй мировой войны компания производила локомотивы, танки, дизельные двигатели, грузовые автомобили, самолеты и артиллерийские орудия.Танки она изготовлена ??включительно Panzer I, II и III, а также Panther, Tiger I и Tiger II.

Henschel состоял из трех основных инженерных отделов в районе Касселя. Werk в Касселе была посвящена сборке локомотивов и пистолетов, производство Werk II в области Rothenditmold состоял из большой литейной, котельной и другие компоненты производства локомотивов и Werk III в Mittelfeld была посвящена главным образом сборке и производства танков.

Mittelfeld Werkes был расположен по обе стороны железной дороги с севера и юга. Глядя на север, те здания на левой стороне железнодорожной линии были использованы для изготовления локомотивов и грузовых автомобилей и ремонта двигателей.
1. Генеральный цех
(запасные части и приборы) и монтаж
2. Генеральный цех
(деталей локомотивов)
3. Халл обработки
4. R. Ремонтный цех
5. Заключительная танковая
сборка Л. Локомотив работы
На Фабрике работало в общей сложности 8000 рабочих для производства танков. Они работали в две 12 часовые смены... Производственный процесс известный как "Такт" система, была использована в сборочных цехах. Эта система опирается на приуроченый ритм для каждого шага в процессе производства, а их было девять шагов или "takte", используемых в производстве Тигра I. На этих фотографиях вы часто будете видеть знаки на стене обозначающие цех, например, "ТАКТ 1" или "ТАКТ 8". Каждый этап занимает 6 часов. Общее время для завершения тигра, в том числе различные процессы обработки, занимал 14 дней.
Первые 4 такта вращались вокруг обработка корпуса и подготовки. Henschel не имел возможности сварить или согнуть массивные толстые листы брони, используемых в Тигр и фактически полученных сырых корпусов и башен от других компаний. Сырые корпуса были изготовлены двумя фирмами, Крупп и Дортмунд-Hoerder Huettenverein. Башни были изготовлены Wegmann унд компании, который также удобно находился в Касселе.
Это шаги корпуса обработки всех этапов в цехе 3.






























Ну и вот
Получился дойче кот.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 6949
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение Володя » 08 окт 2012, 23:24

Викторович,а ты обратил внимание,какая чистота на заводе? Ни где ни чего не валяется,полы чистые,и как опрятно работяги одеты.Только поучиться у них этому надо.НО!!! Только этому.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2710
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение Bob-28 » 09 окт 2012, 00:07

Володя писал(а):Викторович,а ты обратил внимание,какая чистота на заводе? Ни где ни чего не валяется,полы чистые,и как опрятно работяги одеты.Только поучиться у них этому надо.НО!!! Только этому.

"ТОЛЬКО", увы, не получиться. Менталитет электората не даст. Да и "НЕ ТОЛЬКО" - не прокатит. Элеторат не хочет менталитет менять... Ну, само собой, и меня это касается, т.к. сам такой. Вот быстренько схватить придавить, нажать, ободрать руку, обматерить и ДОЛЖЕН ехать! Иначе... а чей-то иначе не бывает, едут они, почему-то.
Аватара пользователя
Bob-28
 
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 12 апр 2011, 11:41

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение Володя » 09 окт 2012, 00:25

Так таким манером далеко то сегодня не уедет.Сегодня уровень то другой,и вся эта хитромудрая электроника,что ставят сегодня на технику,при сборке и ремонте требует чистоты.Ломом её не возьмёш.И на мат она не среагирует :lol:
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2710
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение EvMitkov » 09 окт 2012, 23:53

Доброго времени суток всем, мужики!

Викторыч, в первую голову - тебе СПАСИБО за сжатый анализ менталитетов ШКОЛ.
Это - великолепно, бля буду!!!


Ну, а в продолжение разговора о "чистоте в цехах", "электорате" и "все-таки они едут" - несколько десятков снимков НАШЕГО наколенного "тигрячего питомника".
Это - снимки, которые пересылал мне Степсам, парень, который рассказывал о том, что они тоже собрали "Тигру" - для фильма "Белый Тигр" Шахназарова. Сама машина пошла только в превью, в фильме снимался гримированный ИС, ) по каким причинам - уточнять не буду - не имею права без разрешения)

Сама тема - в "Бронетехнике".

Но, полагаю, будет любопытно срвнить ИХ цеха и руки и - наши...Хоть и из топора, а вот "едет"!!!

Изготовление бронекорпуса:





...башни...

































( Продолжение - ниже)
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13888
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение EvMitkov » 10 окт 2012, 00:03

























Это - только часть снимков, их - более 70.
Лежат у меня тут
http://fotki.yandex.ru/users/evmitkov/album/194102/?
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13888
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение Bob-28 » 10 окт 2012, 01:04

...эх... а я бы так "боевой комплекс 28" собрал бы... трансформер 1943 года.... ФИГ!
Аватара пользователя
Bob-28
 
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 12 апр 2011, 11:41

Re: К ВОПРОСУ О ШКОЛАХ ТАНКОСТРОЕНИЯ

Сообщение Andreas » 23 ноя 2012, 12:10

Интервью-воспоминания генерал-лейтенанта А. Я. Головкина



Генерал-лейтенант Головкин Александр Яковлевич родился 31 августа 1934 г. на станции Илеть Звениговского района Марийской АССР в семье железнодорожника. В 1952 г. после окончания средней школы поступил на инженерно-танковый факультет Военной академии бронетанковых войск имени И.В. Сталина. После окончания академии был назначен заместителем командира 1-й танковой роты по технической части в 242-й танковый полк 41-й гвардейской танковой дивизии Прикарпатского военного округа. В 1960—1961 гг. служил заместителем командира ракетного дивизиона по технической части армейской ракетной бригады. С 1962 по 1968 г. служил в Группе советских войск в Германии заместителем командира танкового батальона по техчасти в 51-м полку 27-й гвардейской танковой дивизии и начальником бронетанковой службы 57-й гвардейской мотострелковой дивизии 8-й гвардейской армии. С 1969 г. проходил службу в Прикарпатском военном округе в должностях: заместителя по технической части командира 274-го мотострелкового полка 24-й Самаро-Ульяновской, Бердичевской, Железной дивизии, заместителя командира по техчасти 23-й танковой дивизии 8-й танковой армии, начальника бронетанковой службы 13-й армии, заместителя командующего 13-й армии по вооружению. В марте 1982 г. назначен заместителем командующего войсками ТуркВО по вооружению, в марте 1988 г. — заместителем Главнокомандующего Группой советских войск в Германии (Западной группы войск, ЗГВ). Уволен в запас в мае 1992 г. Живет в Минске.
Награжден орденами: Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, За службу Родине в ВС СССР 2-й и 3-й степеней, орденом Боевого знамени Демократической Республики Афганистан, многими медалям, нагрудным знаком Министерства обороны РФ «За службу в танковых войсках».
Мы задали Александру Яковлевичу несколько вопросов об освоении и эксплуатации в войсках различных объектов бронетанкового вооружения и техники, организации их технического обеспечения. Полагаем, что развернутые ответы профессионала, имеющего столь богатый практический опыт в данной области, его рассказ о малоизвестных подробностях и важных технических «мелочах», казалось бы, хорошо известных машин, о редко упоминаемых проблемах эксплуатации и техобеспечения будут интересны читателям.
— Александр Яковлевич, могли бы Вы поподробнее рассказать об освоении войсками и эксплуатации танков Т-64А, Т-72, Т-80?
— С освоением в эксплуатации танка Т-64А я столкнулся в 1973 г. в должности заместителя по техчасти командира 23-й тд 8-й танковой армии (г. Овруч). Перед вступлением в должность со мной провел инструктаж начальник бронетанковой службы ПрикВО генерал-майор Пендак Александр Савельевич. Он напутствовал: «Товарищ Головкин, Вы назначены на высокую и ответственную должность зампотеха 23-й тд, вооруженной новейшими танками Т-64А. Эксплуатация танка и его освоение находятся под контролем правительства. Вы должны лично изучить эту машину, в совершенстве знать особенности ее эксплуатации, грамотно и ответственно организовать изучение и освоение танка личным составом, наладить рабочее сотрудничество с заводом».
Компоновка Т-64А была новой и перспективной. Отказ от главного фрикциона, гитары, механизмов поворота, вентилятора для охлаждения, установка мощной пушки со сгораемыми гильзами и механизма заряжания — это было настоящей революцией в танкостроении. Но танк к тому времени был еще «сырой», требовал много конструктивных доработок. Самым ненадежным элементом оказался двигатель, он был очень капризным, требовал пунктуального соблюдения требований инструкции по эксплуатации. Особенно губительным для двигателя был обратный запуск, сопла и «циклоны» воздухоочистителя обволакивались продуктами сгорания, и с этого начинался пылевой износ двигателя, а это авария! Выходили из строя привод нагнетателя и лопатки нагнетателя. Имели место отказы бортовых коробок передач. Часто подводил механизм заряжания. Выявились дефекты ходовой части: не выдерживали и изнашивались до срока гарантии реборды двух последних опорных катков, внутренние резиновые амортизаторы катков, много хлопот доставляла гусеничная лента. Завод обвинял нас, войсковиков, в некачественной сборке после рассоединения ленты (расклепке фланца стопорного болта клина серьги траков).
Приведу только один из характерных эпизодов. Во время суточного перехода (240 км) совершенно новых танков, полученных с завода, на марше по мерзлой булыжной дороге из 28 танков на 19 произошло рассоединение гусеничных лент. Это стало известно в округе. Учением танкового батальона с боевой стрельбой с марша, без подготовки, поднятого внезапно по тревоге, руководил 1-й заместитель командующего войсками ПрикВО генерал-полковник Н.Б. Абашин. Он вызвал меня на КП и в резкой форме обвинил в бесконтрольности постановки техники на хранение и низкой требовательности. Я проглотил пилюлю.
По возвращении в полк мы с начальником бронетанковой службы дивизии подполковником О.Б. Разумовым разобрались в причине и установили: некачественная сборка гусеничной ленты на заводе. Официально вызвали представителя для рекламирования с завода (не доверили представителю МОП в округе). Пока по почте шло извещение, мы проверили изготовленным по чертежу шаблоном качество расклепки фланца на всех боевых танках дивизии. Все головки болтов с некачественной вмятиной фланца (шаблон не проходит) мы окрасили в красный цвет. Получилась неприглядная картина: из 360 болтов крепления элементов гусеничной ленты (две серьги и гребень) не отвечали чертежу (шаблону) от 40 до 90 на каждой гусенице.
С завода прибыла солидная комиссия в составе зам. главного конструктора, конструктора гусеничной ленты, начальника конвейера сборки гусеничной ленты, зам. начальника военной приемки и еще двух военпредов, представителя МОП в округе.
В кабинете заслушали меня, радиусомером проверили наш шаблон, отметили, что он изготовлен по чертежу, но не в заводских условиях. Тогда мы попросили показать заводской шаблон, я осмотрел его и прямо в лоб заявил им: «Ваши сборщики гусеничной ленты преступно халатно не выполняют технические условия на сборку и требования чертежа, а вы все, в том числе и военпреды, способствуете этому. Я вам докажу в парках боевых машин на танках». И доказал! После посещения одного полка (39-й тп в Овруче) они хотели закончить работу, но я настоял на проверке во всех полках, чтобы обратить внимание на всю серьезность положения на месте.
Вечером после первого дня работы старший комиссии позвонил на завод и приказал остановить конвейер по сборке гусениц до их возвращения (конвейер простоял трое суток). Для завода это был шок.
Акт-рекламацию подписали «с особым мнением», ссылаясь на то, что шаблон изготовлен кустарным способом и не является основанием для предъявления претензий. В объяснении по особому мнению я доказал с чертежами и фотографиями свою правоту. Мой замысел заключался в том, чтобы подтвердить правоту войсковиков, которые точно выполняют инструкцию по эксплуатации, не хуже заводчиков разбираются в технике и борются за ее надежность. А суть состояла в том, что на конвейере «давильник» работяги затачивали как зубило, а не по радиусу, как положено по чертежу и ТУ, и при надавливании фланца болта острым «давильником» не происходило вдавливания (затекания) металла фланца болта в стопорный фрезерованный паз серьги. После этого «шума» в дивизию приезжали офицеры из ГБТУ и Кубинки, а завод в срочном порядке приступил к усовершенствованию гусеничной ленты.
Много стрессов пережили танкисты от разрыва стволов пушек. Раньше за каждый разорванный ствол офицеры платили из своего кармана, с «шапкой по кругу». На одном полковом учении с боевой стрельбой разорвало сразу четыре орудия! Это стало настоящим шоком. Командующий 8-й танковой армии генерал-лейтенант Иванов Владимир Иванович, прекрасный командир, танкист-фронтовик, на разборе топал ногами, обвиняя всех офицеров в неграмотном обучении экипажей. Дошло дело и до меня, зампотеха. « Ты, Головкин, плохо учишь механиков-водителей, не занимаешься конкретно вождением танков». Я ответил: «Товарищ командующий, это конструктивный недостаток, я зарекламирую». А он мне: « Танк принят на вооружение госкомиссией, а ты, нашелся умник, «зарекламирую». Садись». Я все-таки зарекламировал пушки, и рекламацию утвердили, подал идею о разработке технологии замены ствола пушки без подъема и снятия башни. В дивизии по штату не было крана, который бы мог поднять башню с пушкой. И потом, это слишком трудоемкая работа. За время службы зампотехом дивизии я таким образом оформил техническим актом 17 пушек. Методика замены пушки внедрялась впоследствии на всех марках новых танков.
Харьковский завод очень заботливо оберегал свою репутацию. Под предлогом оперативного рассмотрения претензий кроме постоянного представителя Министерства оборонной промышленности в округе в дивизии постоянно жили два-три представителя завода. В ЗГВ завод своих представителей держал в каждой армии (а их было пять), а при бронетанковой службе группы находились еще трое во главе со старшим. Некоторые следили за эксплуатацией танков, собирали все крамолы (по номерам танков!) и в случае претензий предлагали пойти на сделку (а иногда запугивали), чтобы не составлять акт. С такими случаями я безжалостно расправлялся и внушал своим подчиненным: если виноваты мы, нам и отвечать, если завод — пусть восстанавливает. После нескольких серьезных стычек с представителем МОП в округе (В.А. Головнин) я доложил письменно зам. министра оборонной промышленности Нежлукто. В конце доклада я написал: «Дальнейшее пребывание Вашего представителя тов. В.А. Головнина в округе считаю не только нецелесообразным, но и опасным в деле совершенствования и повышения надежности боевой техники». Вскоре его телеграммой вызвали в Москву и отстранили от должности. Осенью 1974 г. в дивизию прибыли зам. Генерального конструктора генерал-майор Шомин, секретарь ЦК Украины по оборонной промышленности (фамилию забыл) и еще один цековский работник. Заслушали командира дивизии полковника С.Г. Яцука, заместителя комдива, начальника политотдела и меня. Я доложил о техническом состоянии вооружения и техники (основной упор сделал на танки), об обучении личного состава, о рекламационной работе. После моего доклада секретарь ЦК сделал заключение: «Ваша дивизия боевая, имеет славные военные традиции, имеет хорошие результаты по боевой подготовке, это правильно и хорошо. Вас, подполковник, за ревизию качества производства боевой техники мы из партии выгоним, с должности снимем». Я ему ответил: « Товарищ секретарь ЦК, Вы меня в партию не принимали, на должность не ставили. Я руководствуюсь и буду руководствоваться Инструкцией по рекламированию бронетанковой техники». Они отказались от приготовленного ужина, на ночь в Овруче не остались и уехали в обком в Житомир. Комдив расстроился, но его успокоил начальник политотдела: «Мы все сделали правильно, а ужин оприходуем и без них». В результате по итогам освоения в эксплуатации танка Т-64А в октябре 1975 г. я был удостоен самой дорогой для меня награды — ордена Трудового Красного Знамени. Осенью 1977 г. на западном ТВД министр обороны СССР проводил оперативно-стратегическое командно-штабное учение (КШУ). Старшим группы по техническому обеспечению был Маршал танковых войск А.Х. Бабаджанян. Я был тогда начальником бронетанковой службы 13-й армии. Маршал прибыл на ТПУ армии, я встретил его и сопроводил в палатку для заслушивания. Перед заслушиванием он сказал: «Товарищ полковник, доложите коротенько о себе». Я доложил. Он спрашивает: « Это Вы настойчиво воевали с заводом по Т-64А?» Я ответил, что не воевал, а ответственно выполнял свои обязанности. Он подытожил — правильно, хорошо делали.
О танке Т-72 особо говорить не буду, о нем уже много написано. Он создавался с учетом недостатков Т-64А. Главный конструктор завода и его КБ вместе с руководством завода показали себя одаренными и волевыми людьми, высоко ответственными и беспредельно преданными Родине.
По танку Т-80 в июне 1988 г. в Группе войск на базе 9-й тд (г. Риза) в течение двух дней проводилась техническая конференция. Инициатором являлось ГБТУ. На конференцию были приглашены начальник ГБТУ генерал-полковник А.А. Галкин с начальниками управлений, Генеральный конструктор Н.С. Попов, директора Ленинградского и Омского заводов. Доклад делал Главком Группы генерал армии Б.В. Снетков. Выступали и офицеры, в основном звено до батальона, и, самое главное, конструкторы. Директора заводов выслушали мнение членов экипажей — командиров танков, механиков-водителей, наводчиков; они на макете башни танка показывали, что надо сделать для удобства работы с орудием и повышения надежности. Все до мельчайших подробностей. На конференции были широко представлены кино-, фото- и видеоматериалы. А.А. Галкин и Н.С. Попов дали высокую оценку Группе войск в освоении Т-80, его эксплуатации, повышении надежности и дальнейшем совершенствовании. В целом конференция дала положительную оценку танку. Особенно отмечались его уникальные маневренность и скорость. На германских дорогах, двигаясь в колонне (до 10 машин), их скорость порой превышала 80 км/ч (на западных соседей «летающий танк», обгонявший на шоссе автомобили, производил неизгладимое впечатление). Турбина танка легко запускалась в условиях зимы Западной Европы. Положительно оценивалась его ремонтоспособность, как и танка Т-64А (замена единого силового блока с трансмиссией и других элементов). Но были отмечены и существенные недостатки. При движении в колонне, особенно вместе с другой бронетанковой и автомобильной техникой, как это бывает в реальной обстановке, средняя скорость движения танка заметно падает. Сильно влияет на скорость движения и запыленность воздуха при нахождении в колонне даже в условиях Европы: скорость становится даже ниже, чем у Т-72. Т-80 отличался большим расходом топлива (примерно в 1,5 раза больше, чем у Т-72), недостаточными мощностью вспомогательной силовой установки (работа на стоянках), ресурсом силовой установки, уровнем очистки воздуха (введение специальных заслонок усложняет управление танком, а дросселирование силовой установки приводит к ее перегреву). Вентиляция боевого отделения при стрельбе (как и у Т-64А) значительно хуже, чем у Т-72, где отстрелянная и частично сгоревшая гильза выбрасывается из танка. Дополнительные наружные топливные баки Т-80 не подключены к общей топливной магистрали, как у Т-72, что требует дополнительного времени на остановку для перекачки топлива из наружных баков в топливную систему танка (а такого времени может и не оказаться в боевых условиях). Больше времени и трудозатрат необходимо для подготовки танка к подводному вождению. Обслуживание и ремонт «восьмидесятки» требовали «авиационного» подхода и наличия высококвалифицированного, профессионально подготовленного личного состава, а такого, к сожалению, в ЗГВ было в то время явно недостаточно. В Группу войск офицеров всех категорий и специальностей отбирали — направляли самых достойных. Но Группа была вооружена Т-64А, Т-80, а во внутренних округах такие танки поступили в считанное количество дивизий. В основном прибывали танкисты с Т-62, Т-72, Т-55, им было очень непросто изучить Т-64А или Т-80, и они вынуждены были «кувыркаться» в танкистах по полгода и более. А ведь это вопрос боеготовности. В былые времена (1950-е — начало 1960-х гг.) танкистов из полков тяжелых танков, как правило, не переводили и на средние танки, и наоборот. Приведу еще один эпизод. В конце февраля 1987 г. Маршал В.Г. Куликов проводил на Западном ТВД (он был еще Главкомом Варшавского Договора) большое стратегическое КШУ. Заслушав меня, он задал вопрос: «Товарищ Головкин, Вы танкист?» Я отвечаю: « Так точно!» Он мне: «Вот Маршал бронетанковых войск Лосик и Главный Маршал артиллерии Толубко написали в ЦК письмо и докладывают, что советское танкостроение идет не так, как надо. Как Вы думаете?» Я отвечаю: «Товарищ Маршал, разрешите высказать свое мнение». — «Я и спрашиваю Ваше». — «Товарищ Маршал Советского Союза, пока Лосик, будучи начальником Бронетанковой академии, по должности отвечал за проектирование танкостроения, он не писал. А сейчас сидит на даче, играет в карты и решил напомнить о себе в ЦК. Наше танкостроение избрало правильную перспективу, и каждый новый танк ни в чем не уступает современным танкам НАТО. Есть недостаток, у наших танков малый просвет люков, особенно командирского, танки делают для мальчишек».Во время польских событий 1980-х гг. мы призывали из запаса танкистов для развертывания двух мсд в ПрикВО. Так вот, до 30% призванных членов экипажа не могли залезть в танк, не пролезали в люки. А прибыли крепкие мужчины I категории призыва (до 35 лет), рабочие и крестьяне, и мы вынуждены были заменять их на «худосочных». Это был основной конструктивный недостаток всех трех танков: Т-64, Т-72 и Т-80.

— Александр Яковлевич, а каково Ваше личное мнение о так называемой ситуации «трех основных танков»?
— Советское танкостроение практически с самого его начала ставило перед собой задачу создать надежный и простой в эксплуатации и ремонте танк, оснащенный самым эффективным вооружением. Это подтвердил опыт Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Танки Т-44, Т-54, Т-55 стали наилучшей базой для создания прекрасного танка Т-62.
После окончания Великой Отечественной войны мир не остался спокойным, то в одной точке планеты, то в другой возникали локальные войны с широким использованием обычных вооружений. Наши конструкторы-танкостроители глубоко изучали, анализировали результаты боевых действий и решали задачи по формированию облика танка с боевыми характеристиками, отвечающими самым современным требованиям. Первым появился танк Т-64 (Т-64А), затем Т-72 и почти одновременно Т-80.
Все они обладают почти одинаковыми ТТХ, но имеют существенные отличия по конструкции и компоновке. На вооружении Советской Армии в 1970—1990-х гг. они состояли практически одновременно. И беда была не только в непозволительной роскоши держать на вооружении три одинаковых танка, не имеющих (разумеется, кроме «начинки» и пушки) ни одного общего болта или гайки, что сильно затрудняло их эксплуатацию в войсках. Проблема заключалась в том, что вокруг этих танков — я имею в виду прежде всего Т-64 и Т-80 — развернулась настоящая битва, в ходе которой несогласных просто убирали с пути (увольняли, снимали с работы). Государственные интересы уходили на второй план, а на первый выходили клановые интересы, получение орденов, золотых звезд, званий лауреатов Ленинских и Государственных премий.
"Всё будет так, как мы хотим. На случай разных бед, У нас есть пулемёт Максим, У них Максима нет"
Hilaire Belloc, "The Modern Traveller" (C)
Аватара пользователя
Andreas
 
Сообщения: 10965
Зарегистрирован: 22 май 2012, 16:31

Пред.След.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1