ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 18 июн 2012, 03:49

Всем привет! Как обычно даю перевод сопроводительных табличек.
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2830
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 18 июн 2012, 03:52



1. СУ-100.Противотанковая САУ. Двигатель 500л.с,вес 29,5 тонн,4 чел экипаж,орудие калибра 100мм с боезапасом 34 снаряда.Пулемёт. В рамках массированных поставок оружия из СССР в армии Сирии и Египта были поставлены противотанковые САУ СУ-100 построенные на базе танка Т-34.
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2830
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 18 июн 2012, 03:56


2. Центурион Мк5.4чел экипаж,650 л.с.,50,7 тонн,20 фунтовое орудие,65 снарядов и 2Х7,62мм пулемёта. Большое колличество танков Центурион Мк5 вооружённых 20 фунтовой пушкой и бензиновым мотором "Метеор" были поставленны на вооружение ЦАХАЛом в середине 60х годов вместе с танками Шерман М-50 и М-51,а также с лёгкими танками АМХ-13.Этот танк являся отличной базой для многих модернизаций сделанных в ЦАХАЛе,в их числе установка английского 105мм орудия.
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2830
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 18 июн 2012, 04:01



М-51 Шерман.5чел,460л.с,39 тонн,орудие 105мм,боезапас 55 снарядов.1Х0,5" и 2Х0,303" пулемёта. Танк Шерман М51 произведён по совместному французско-израильскому проекту на базе американского танка Шерман.Установленно длинноствольное 105мм орудие,дизельный двигатель и уширенная система гусениц(так буквально в тексте).Танк участвовал в части боёв в Шестидневной Войны,в частности в легендарном бою в Долине Дотан,и в войне Судного Дня в 1973 году.
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2830
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 18 июн 2012, 04:07



Шерман М4А3 105мм танк огневой поддержки. 5 чел,450л.с,31,7 тонн,105мм пушка-гаубица,66 снарядов.1Х0,5" и 2Х0,303" пулемёты. Небольшое число танков Шерман М4 на которых была установлена пушка-гаубица калибра 105мм Были поставлены на вооружение ЦАХАЛа,из запасов вооружений союзных сил в Италии.На этих танках американцы просверлили орудия для приведения вооружения в негодность.Артсистемы танков были отремонтированы в ЦАХАЛе,и танки успели попасть на Войну за Независимость.Они участвовали в боях в пустыне Негев и на севере Синая.
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2830
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение гришу » 19 июн 2012, 03:29

Человека вообще можно ножом убить, так что теперь - от пехоты отказаться? :)
EvMitkov
Великобританские "Универсалы" вполне заслуживают отдельной, тщательно проиллюстрированной подглавки темы.. .Внешне неказистая, невзрачная и какая -то как бы "несерьезная" эта машинка - однако, внесла огромнейший вклад в мировое танкостроение.



Танкетка ППГ

Разработчик: КБ Кировского завода
Год начала работ: 1940
Год выпуска первого прототипа: 1940
Проект закрыли в конце 1940 г. в виду полной бесперспективноcти.

Я "писаю радужным солидолом от танкеток. "маленькие легкие танкетки имеют меньшие габариты (попасть в них сложнее, чем в танки или БМП), потребляют меньше топлива, весят меньше... И больше штук можно перевезти одним рейсом самолета, либо использовать слабые - хилые мосты. В качестве средства поддержки и грузовозки вполне подходят
Танкетка, созданная в СССР. " ППГ". Разработка танкетки началась зимой 1940 г., в самый разгар Зимней войны. Специфика использования наземных сил РККА заключалась в том, что пехота зачастую бросалась в бой без сопровождения танков, достаточно часто выходивших из строя из-за сильных морозов, и наоборот. Чтобы исправить этот недостаток в КБ ЛКЗ под руководством Ж.Я.Котин (ведущим инженером был Л.Е.Сычев) была разработана бронированная гусеничная боевая машина, обозначавшаяся как "Объект 217" или ППГ ("передвижное пулеметное гнездо").

...с той лишь разницей, что толщина брони была побольше и гусеничное шасси имело другую конструкцию.
"До появления в массовых количествах танкеток британкой фирмы Carden-Lloyd французская армия пожелала получить аналогичную по показателям боевую машину, способную вести разведку и использоваться для обеспечения связи. Поскольку с колесно-гусеничными танками Saint-Chamond M1921 успех достигнут не был французы обратились к чисто гусеничным танкеткам, но с присущим только им оригинальностью подхода. Силами мастерских в Рейме к 1929 г. был построен опытный образец танкетки Sabathe. Очертания танкетки были очень приземистыми за счет того, что водитель (он же являлся стрелком) размещался в боевом положении “лежа” и осуществлял управление задним комплектом педалей"


Таким образом советские конструкторы пришли к тому, с чего когда - то начинали. ППГ напоминала знаменитую танкетку Sabathe образца 1926 г.( а выбором на тот момент оказалась закупка или лицензионная постройка британской Carden - Lloyd Mk.VI, что и было сделано. О дальнейшей судьбе танкетки Sabathe информации нет.)
Всомнилось...
CV-33
Японская танкетка "Тип-94".
И здесь...
Танкетка Т-17
Проект первой танкетки, названной «Щитоноска», был разработан в 1919 году инженером Максимовым.
http://www.российские-танки.рф/index/tanketka_t_17/0-5
Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 10628
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 21 июн 2012, 03:54

Доброго времени всем!

Володь, спасибо за очередной перевод!

Я приветствую, Серега!
Почему я сказал, что "Универсал" внес огромный вклад:

Дело не в конструктивных особенностях этой машинки - недорогой , технологичной, надежной и простой , как трусы по рупь двадцать пять.
Дело даже не в том, что это - самый массовый образец БТТ за всю историю танкостроения. (Хотя, согласись - невостребованное барахло никто в таких количествах тиражировать не станет0

дело в том, что "Универсал" выделился именно своей КОНЦЕПЦИЕЙ.
По сути - это ведь не БОЕВАЯ МАШИНА. При всей своей схожести с танкетками.
Это - универсальный носитель-транспортер, имеющий кое-какую бронезащиту, способную более-менее прикрыть экипаж и десант в момент "транспортировки", и имеющий вооружение, позволяющиее в случае чего огрызнуться. Пусть пулемет, или ПТР - не суть.
Потому попытки применения этих машиной в качестве боевых - изначально провальные, даже БТР из него в том понимании, которое мы вкладываем в этот термин - аховый -
"...На дальней станции сойду...
Броня - по пояс..."

... а вот в качестве ТРАНСПОРТЕРА - он очень удачен.

Потому танкетка и оказалась мертворожденной - для боевой работы, пусть в качестве той же БРМ - ей нужна была вращающаяся башня.
А это уже получается легкий ( или сверхлегкий) танк.
И именно потому Т-27 сошли со сцены. Как сошли и остальные машины этого класса. Быстро и незаметно.
А вот если бы на шасси Т-27 был выполнен именно легкий транспортер...

С уважением, Е.М.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 17286
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 21 июн 2012, 21:36

Евгениевич привет! Ты тему развивай дальше.Всё очень интересно, переводы за мной.В одном случае я даже дочку подключил.Она в Торонто живёт.В момент когда я переводом занят был она по Скайпу позвонила.А она у меня преподаватель английского и французского языков(знание языков у неё совершенно,как родные) и ещё в совершенстве знает иврит и русский.И на одной табличке мне кое что было не совсем понятно.Ну я её и загрузил.Так что если что,то мне есть к кому за помощью обратиться.Как говорил Остап Бендер: заграница нам поможет!!! :-)))
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2830
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 30 июн 2012, 04:03

"...Я – это Ты. Ты – это Он.
Полночь. Разряженный телефон.
Звёзды, подсвеченные Луной.
«Звездные войны» - с собственной памятью.
С ночью. С самим собой..."


Доброго времени всем.

Говорить о Латруне и не упомянуть линейку «Патонов» - нельзя.
О самой этой машине рассказано много – танки эти строились в различных модификациях достаточно объемно, широко разошлись по шарику и принимали участие во многих боевых конфликтах – от Ливана до Югославии.

Наиболее полно и ёмко , с моей колокольни, в «общетехническом плане» описал эту машину Михаил Никольский в своей монографии «М48» от 2000 года, именно из нее по сети и расползаются и вырванные из контекста цитаты, и обороты. Работа того стоит и потому я тоже воспользуюсь в некоторых местах цитированием из этого источника – с соответствующим обозначением, разумеется.

Мне лично довелось иметь дело с этими машинами, но – в противовес «Центуриону» - ничего особо примечательного и достойного я в этой машине не находил и не нахожу.
Уже в момент своего «рождения» вся линейка «Патонов» крепко уступала нашим отечественным машинам-одновозрастникам. Хотя – ВОЮЕТ НЕ ТЕХНИКА. ВОЮЮТ ЛЮДИ.


М48. Латрун, наши дни. Снимок А.Райгородецкого

В середине 50-х годов, несмотря на все проблемы и недостатки, М48 являлся основным танком американских вооруженных сил "Паттоны III" состояли на вооружении армии и морской пехоты, они дислоцировались как на континентальной части США, так и в Европе. "Европейские" М48 принимали участие в известном противостоянии августа 1961 г. в Берлине.
М48 так и остался "промежуточным" между М47 и М60. К примеру, даже в 1965 г. среди НАТОвских стран М48 имели на вооружении лишь ФРГ и Норвегия, в то время как остальные предпочитали (или не хотели менять) М47 и "Центурионы". В самих США уже в 60-е годы М48 стали передаваться Национальной гвардии. Кстати, "Паттонам" Национальной гвардии довелось поучаствовать в подавлении многотысячных антивоенных демонстраций лета 1967 года в крупных городах США. В морской пехоте М48 варианта "A3" продержались гораздо дольше - в начале 80-х годов "Паттоны" все еще оставались на вооружении КМП.
В частности, танки М48АЗ в 1982 году имелись на военной базе Гуантанамо, где они регулярно патрулировали "сухопутную границу" США и социалистической Кубы.

М48 продолжает находиться на вооружении во многих странах мира.
На конец 90-х годов "Паттоны III" имели Греция (15 М48АЗ, 799 М48А5), Израиль (600), Иордания (100- 150, на хранении), Южная Корея (950), Ливан (50), Марокко (184 М48А5), Пакистан (300-350), Португалия (86 М48А5), Испания (148 М48А5Е2), Таиланд (105 М48А5), Тайвань (550), и Турция (3000 М48А5Т1/Т2).

Но поскольку разговор у нам идет о Латруне, я сведу выкладку о М48 к его израильским модернизированным вариантам – известным, как линейка «Магах» «Удар тарана» - израильтяне вообще любят давать своей боевой технике грозные и устрашающие названия – видимо, как для поддержания собственного боевого духа, так и для устрашения противника, специфические особенности которого, пресловутый арабский менталитет, допускает подобное воздействие на психику противника на этом ТВД.

В отличие от нас, кстати.
Но наше отношение к наименованию образцов оружия – тоже имеет национальные особенности ( мы с вами, братцы, говорили о них в одной из тем форума, а как дополнительные иллюстрации могу привести хотя бы те уменьшительно-ласкательные имена, которые давали наши деды своему оружию, и мы даем сейчас: Пулемет Максима – «Максимушка», «Максимка», пистолет ТТ – «Татоша», ПМ – «ПэЭм Макарович – и так и далее.
Даже те М47-48, которые встречались нашим ребятам в деле, именовались примерно так: «Паттоша»).

Вообще-то израильтяне не были бы израильтянами, если бы не вложили второй смысл в свое название. В последние годы озвучена и другая версия словечка «Магах» - якобы он означает 48-3 (на иврите оно записывается 3 буквами — «мем», «гимель», «хет», что по гиматрии соответственно обозначает 40, 3 и 8), - танки М48А1 и М48А2С, поступившие в Израиль в 1964 — 1966 гг., модернизировались до уровня М48А3.

Позже была придумана расшифровка «Меркевет Гиборей Ха-Хайль» — «Колесница доблестных героев».
Однако израильтяне имеют полное право присваивать своим машинам громкие имена.
Именно их модернизационные работы делали серийные, полученные ими из-за рубежа машины – зачастую далеко не новые, «второй свежести» почти на порядок мощнее своих прототипов. Вспомнить и сравнить «Шерман» и его израильский вариант М51…

Примечание.
1. На английском "МАГАХ" записывается как "MAGACH". Некоторые авторы решили, что "CH" читается как "Ч", в результате появился "МАГАЧ". Такое название встречается в переводе с английского книги Аллана Рассела "Танки современных армий" (Москва, Эксмо-Пресс, 2000 г.), в статьях и книгах М. В. Никольского (например, "Боевые танки США", Москва, АСТ, 2001 г.). Другие посчитали, что "CH" в конце слова вообще не читается, в результате появились "МАГА" и даже "МЕГА".
2. Что касается значения слова "МАГАХ", то в справочнике "Джейнз" (а также в книгах и статьях, черпающих из него информацию) приводилась такая версия (близкая к реальной по принципу "слышал звон..."): "мем" и "хет" - это 48 (или "начало слов 4 и 8" или "40 и 8") на иврите, а буква "Гимель" означает Германию, поскольку оттуда Израиль получил первые танки М48. Последнее верно, но к слову "МАГАХ" отношения не имеет, а 48 вообще звучит на иврите "арбаим у-шмоне".
3. Шутники в АОИ придумали слову "МАГАХ" ряд других расшифровок, например "Мовиль гуфот харухот" - "транспортёр сожжённых тел". Тот же смысл имеет расшифровка "Меркават гуфот харухот". А есть и такое: "Мехонат Гилуах Хашмалит" - "электробритва". Встречаются и просто неправильные расшифровки "МАГАХ", например "Меркавот Гиборей hа-мельхамот" ("Колесницы героев войн [Израиля]"; здесь ещё и путают буквы "хет" и "hей").

Олег Грановский, "Танки и истребители танков"



Но вернусь к самой машине.
Я уже говорил, то М48 – дальнейшее развитие М47, потому и начну с него.

M47 «Паттон II» — модернизированный вариант танка М46, выпускавшийся в США с июня 1951 года (производители — Detroit Tank Arsenal и American Locomotive Co).


M47 «Паттон II»

На танке M47 были увеличены углы наклона лобовых листов корпуса, установлены инфракрасные приборы наблюдения и обогреватель для экипажа. Литая башня новой, улучшенной конструкции была оснащена модернизированной, более мощной 90-мм пушкой M36 с начальной скоростью снаряда 900 м/с, ствол пушки — моноблок с навинтным казенником, дульным тормозом и эжекционным устройством для удаления из канала ствола пороховых газов. Затвор пушки — вертикальный клиновый полуавтоматический. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Механизмы наведения пушки имеют электромеханический и ручной приводы. Пульты управления электроприводами расположены у наводчика и командира танка.
Заряжание пушки ручное, выстрелы унитарные.
В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены два 7,62-мм пулемёта M1919A4 и один 12,7-мм пулемёт M2HB. Один пулемёт M1919A4 спарен с танковой пушкой; второй, курсовой пулемёт M1919A4 установлен в шаровой установке в лобовой части корпуса танка, крупнокалиберный зенитный пулемёт установлен на штыревой установке перед люком командира.
Боекомплект составляет 71 шт. 90-мм снарядов; 5950 шт. 7,62-мм патронов и 900 шт. 12,7-мм патронов.

M47 имеет классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, а боевого отделения и отделения управления — в лобовой части машины.
Экипаж танка состоит из пяти человек: командира, наводчика, заряжающего, механика-водителя и помощника водителя, Корпус танка несколько изменен в сравнении с танком М46 и состоит из сваренных литых деталей и катаных броневых листов. В передней части крыши корпуса справа и слева расположены люки механика-водителя и его помощника. Внутри корпус танка разделен на три отделения: отделение управления, боевое отделение, а также расположенное в кормовой части корпуса силовое отделение.

Башня танка литая с удлиненной частью на корму. На крыше башни расположены люк заряжающего и командирская башенка с люком.
Силовая установка — 12-цилиндровый бензиновый двигатель AV-1790-5B «Континенталь» воздушного охлаждения с V-образным расположением цилиндров (мощность — 810 л.с.). Два вентилятора, нагнетающие охлаждающий воздух, установлены в развале цилиндров двигателя и имеют привод от двигателя.
Силовая передача — гидродинамическая трансмиссия типа «Кросс-Драйв» CD-850-4. Она представляет собой единый агрегат, состоящий из первичного редуктора, гидротрансформатора, коробки передач и механизма поворота. Коробка передач и механизм поворота управляются одним рычагом, который служит для переключения передач и поворота танка. Силовая передача снабжена устройством, блокирующим гидротрансформатор и обеспечивающим запуск двигателя танка с буксира. Приводы управления — гидравлические. Силовая установка и силовая передача расположены в кормовой части машины.

Ходовая часть танка имеет шесть опорных и три поддерживающих катка с каждой стороны. Подвеска независимая, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа, установленными на передних и задних катках. Ведущие колеса заднего расположения. Между ведущим колесом и задним опорным катком установлен натяжной ролик. Гусеницы резино-металлические, со сварными траками.

• M46E1 — первая (пилотная) модификация, корпус типа М46 с башней типа М42. Оснащена M36 90-мм пушкой, проектировалась возможность установки дополнительной радиостанции, вентилятора, стереоскопического видоискателя. Построен только один экземпляр[1].
• M47 — основная версия, запущенная в производство, корпус М46 был модифицирован наклонной броней, понижающая передача с пяти на три траковых катка с каждой стороны, удлинены глушители за задних кранцах; построено 8576 экземпляров[2]
• M47M — танк, прошедший модернизацию в конце 1960-х годах, был оснащен двигателем и средствами управления огнём от танка M60A1. Количество членов экипажа было уменьшено до четырех человек, место помощника механика отсутствовало, здесь был размещен дополнительный боекомплект 90-мм снарядов. M47M не состоял на вооружении армии США, однако до 800 шт. были произведены для Ирана и Пакистана[3].
• M47E — вариант M47M для Испании.
• M47ER3 — испанская ремонтно-эвакуационная бронированная машина (всего, в 1994—1996 годы было построено 22 шт.).
Применительно к нашей теме отмечу, что М47 применялись Иорданией против Израиля в ходе шестидневной войны 1967 года.

В октябре 1950 г. специалисты детройтского арсенала начали изучение концепции среднего танка, призванного прийти на смену М47. Необходимость в такой машине была вызвана шоком, который испытали американцы от близкого знакомства с Т-34-85 в Корее. Собственно, М47 как раз и стал ответом на "тридцатьчетверку", правда, ответом излишне скоропалительным и неудачным.


М47. Убитый наповал.

Первый М48 сошел со сборочной линии завода Крайслера в 1951-м. Жесткие сроки, высокий темп работ - все это лишний раз говорит о высочайшей оценке боевых качеств Т-34-85 американцами и отсутствии в армии США машины, равной по характеристикам советскому танку.
Причем Корея - это цветочки, ягодки ждали американцев в Европе, начнись глобальной конфликт, о возможности которого в 50-е годы не думал только абсолютно беспечный человек. В Корее количество Т-34-85 исчислялось десятками, в Европе тоже - десятками, но тысяч.
В случае войны танковый каток Советской Армии просто раскатал бы войска американцев и их саттелитов тонким блином на пространстве от Рейна до Ла-Манша.
А ведь кроме «тридцатьчетверок» у нас были и другие, более мощные и современные машины…
Именно потому я и озаглавил тему «…Взгляд из «ВЧЕРА», потому что ретроспективно можно пристальнее рассмотреть не только «заклепочное» соревнование КБ и заводов, не только сравнение стратегических концепций построения и применения вооруженных сил стран, но и – экстраполировать это в наши дни. И немножечко в будущее: в том числе и будущее моей Родины.
Как сказала в переписке одна очень умная женщина

«…Пока скажу одно: РИ ( Российская Империя – Е.М.)=СССР=РФ
Россия УЖЕ состоялась как империя. Ещё со времён Ивана Грозного. С тех пор Россию било, трепало, но империей она оставалось. Лишить Россию имперского статуса можно лишь уничтожив её. А с этим огромная проблема.»


Но эта тема скорее уже для «Размышлизмов».

Т48 продолжил эволюционную линию американского танкостроения - это дальнейшее развитие конструкции М46 и М47.

Далее - из работы Никольского - синим цветом.

Машина спроектирована по классической схеме: отделение управления в передней части корпуса, боевое отделение - в средней и моторно-трансмиссионное - в корме. МТО отделено от остальной части танка противопожарной перегородкой. Моторно-силовая установка нового среднего танка (4-тактный 12-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания Теледайн Континетал AV-1970-5B, трансмиссия Аллисон CD-850 с двумя передачами переднего хода и одной - заднего) перешла от предшественников без существенных изменений Сдвоенные опорные катки также использовались на М46 и М47, но вот литой лодкообразный корпус машины с местными уширениями под башню являлся абсолютно новой конструкцией Подбашенное отверстие по диаметру аналогично отверстию в корпусе танка Т43. Диаметр башенного погона позволял в перспективе установить на танк башню с более мощным вооружением.


Основным вооружением Т48 стала 90-мм пушка Т39. Вспомогательное вооружение включало спаренный пулемет калибра 7,62 мм, установленный в маске слева от орудия и съемный 12,7-мм пулемет с дистанционным управлением, смонтированный на командирской башенке Ствол орудия имел легкосъемный лейнер. Орудие оснащалось и эжектором для удаления пороховых газов и дульным тормозом Количество снарядов в боеукладке уменьшилось с 71 у М47 до 60 на Т48, однако выстрелы удалось разместить более удобно для заряжающего Боекомплект находился в бортовых нишах корпуса и в башне, вдоль левого борта Разворот башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществлялось гидроприводами, однако устанавливалась и резервная ручная система наведения оружия.

По сравнению с М47 количество членов экипажа уменьшилось до четырех, исключили стрелка-радиста. В отделении управления танка М48 размещался один человек-механик-водитель. Перед люком механика-водителя монтировалось три перископа, автоматически убиравшихся заподлицо с крышей корпуса при открытии люка. Крышка люка сдвигалась вперед-вправо, и головки поднятых перископов не позволяли открыть люк. В башне находились рабочие места командира, наводчика (справа от орудия) и заряжающего (слева от пушки). Доступ на рабочие места наводчика и командира - через люк командирской башенки, у заряжающего имелся отдельный люк. Сама башня с вращающимся поликом имела полусферическую форму и больший внутренний объем, в ее кормовой нише устанавливалась радиостанция и фильтро-вентиляционная установка
Дальность до цели наводчик определял при помощи стереоскопического дальномера М-13А (максимальная дальность измерения 4400 м), вызывавшего массу нареканий со стороны танкистов, служивших на М47, поскольку требовалось подбирать пару наводчик-дальномер по характеристикам прибора и органов зрения человека. Все же стоит отметить, что американцы первыми установили оптический дальномер на М47, так что определенные сложности, связанные с использованием прибора, объясняются вполне понятной болезнью роста.

Четыре наблюдательных прибора командирской башенки обеспечивали командиру суммарный круговой обзор. Ходовая часть принципиальных изменений не претерпела: вместо трех поддерживающих роликов на борт стало пять; использовались новые торсионы и гусеница с более широкими траками; сняли дополнительный каток, препятствующий сбросу гусеницы при развороте
(как впоследствии выяснилось - напрасно).

Ходовая часть включала по шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков среднего диаметра, поддерживающие ролики, расположенные сзади колеса, и впереди - направляющие колеса. Подвеска опорных катков - независимая, торсионная с дополнительными буферными пружинами. На первом, втором и шестом опорных катках имелись гидроамортизаторы.
Танк обладал способностью преодолевать водные преграды с помощью индивидуального плавсредства - состоящего из четырех частей легкого понтона. Каждая секция понтона выполнялась в виде стальной фермы, заполненной пластмассовыми блоками. Понтон имел два гребных винта, на которые передавался вращательный момент от ведущих колес танка. Аварийный сброс понтона производился с помощью пороховых зарядов.

В процессе серийного производства на М48 начали устанавливать пушки с Т- образным дульным тормозом Использовавшийся ранее цилиндрический тормоз приводил при выстреле к образованию большого количества пыли демаскирующей танк Новый дульный тормоз стал типовым для всех 90-мм танковых пушек, однако как выяснилось на практике его эффективность не намного превосходила старый, цилиндрический


М48 с 90-мм клистиром и Т-образным дульным тормозом. Латрун, наши дни. Снимок Л.Каушанского

Пришлось также внести изменения в ходовую часть - поставить дополнительное колесо между последним опорным катком и ведущей звездочкой Колесо препятствовало сбросу гусеницы при резких разворотах Среди других усовершенствований - модификация люка механика-водителя, теперь он имел большую площадь и сначала приподнимался, а потом сдвигался Таким образом, необходимость в убираемых перископах отпала.

С августа 1953 г на башни М48 стали устанавливать новые низкопрофильные командирские башенки М1 фирмы Эйркрафт Арманент с 12,7-мм пулеметом
Башенка имела по периметру пять наблюдательных блоков Приводы разворота башни и наведения пулемета в вертикальной плоскости-электрогидравлические, время одного полного оборота - 15с Установка пулемета ограничивала свободное пространство внутри башенки и затрудняла работу командира, а неудачное расположение соленоида дистанционного электроспуска приводило к тому, что соленоид регулярно "сносился" ногами танкистов при спешном "нырянии" в башню Кроме того, командирская башенка увеличивала и без того немаленькую высоту "Паттона" Мнения относительно необходимости на танках подобных башенок разделились На американских танках они остались и получили дальнейшее развитие на М60, а в некоторых странах, куда поставлялись М48, башенки модернизировали или демонтировали Американцы на модели М48А5 также отказались от башенки с пулеметом.
После выпуска 3000 единиц М48, армия США присвоила танку со всеми внедренными в конструкцию изменениями индекс М48А1 Наряду с вышеперечисленными нововведениями, на М48А1 ставилась модернизированная трансмиссия CD-850-4B, на заднем бронелисте башни наваривалась корзина из металлических прутьев, а на решетке МТО ставился дефлектор для отвода горячих газов двигателя -до его установки при развороте башни в походное положение от работающего мотора сильно грелся ствол орудия, что приводило к его изгибу и ухудшало точность стрельбы.
Модель М48АЗ стала попыткой подтянуть возможности "Паттона" к характеристикам советского Т-54 Полноценным ответом на появление в Европе нового грозного противника стал М60, представлявший собой дальнейшую эволюцию М26/47/48 Запуск в серию М60 не означал, однако, конец совершенствования М48
На М60 американцы наконец-то установили дизельный двигатель, избавившись от едва ли не главного недостатка танков более ранних типов - малого запаса хода и повышенной пожароопасности Общность конструкции М48 и М60 давала возможность внедрить дизель и на "Паттоны" Первый из шести "пилотных" М48 сдизелями передали на Абердинский полигон для испытаний в апреле 1960 г Танк получил индекс М48А1 Е1 На нем была установлена моторно-силовая установка от М60 дизельный двигатель AVDS-1790-2 и трансмиссия Аллисон CD-850-6 Поскольку за исходный вариант при установке дизеля был взят М48А1, чтобы разместить дизель, кормовую часть корпуса пришлось переделать по типу М48А2.
Наряду с дизелем М60 обладал еще одним важнейшим преимуществом перед М48 -более мощной, чем 90-мм орудие Т39,105-мм пушкой Это орудие и установили в башню М48А1 Е1, с ней был спарен 12,7-мм пулемет (на М48 в маске пушки стоял пулемет калибра 7,62 мм).
Повышению огневой мощи танка способствовало и применение более совершенной системы управления огнем, также позаимствованной от М60. В состав СУО входили оптический дальномер, работавший на принципе совмещения изображения, телескопический основной прицел и баллистический вычислитель. Испытания показали, что по боевой эффективности М48А1 Е1 превосходит все модификации "Паттона" и сравним с М60.


Крупнее - тут
http://fotki.yandex.ru/users/evmitkov/

Армия считала необходимым довести до уровня М48А1 Е1 примерно 600 находившихся на вооружении танков М48А1, однако в технику вмешалась экономика. На складах имелись огромные запасы 90-мм снарядов, которые в случае установки 105-мм орудия оказались бы ненужными. Кроме того, замена основного вооружения танков обходилась в "копеечку" из-за необходимости изготовления новых орудий, и опять же возникал вопрос: "Что делать с 90-мм пушками?" Пришлось идти на компромисс - внедрить все усовершенствования М48А1 Е1, оставив 90-мм пушки.
Очередной вариант "Паттона" получил индекс М48АЗ. Модернизация М48А1 началась в ремонтных центрах армии США Эннистон и Ред Ривер в феврале 1963 г. Всего по заказу армии переоборудование в М48АЗ прошло примерно 600 танков модели "А1", еще 419 машин модернизировали по заказу корпуса морской пехоты США. Наиболее заметным внешним отличием М48АЗ стали коробки с воздушными фильтрами, установленные на крыльях по бокам от крыши МТО, кроме того, при модернизации на армейские танки ставили по два дополнительных поддерживающих ролика, вновь доведя их количество до пяти на борт. Установка дизеля вкупе с использованием топливных баков большей емкости позволила увеличить запас хода до 480 км.
В ходе выполнения программы модернизации в конструкцию вносились изменения по опыту использования танков во Вьетнаме, в частности были установлены новые тормоза, люк командирской башенки, несколько изменена башенная корзина.


Крупнее - тут
http://fotki.yandex.ru/users/evmitkov/

Командование американской армии возлагало большие надежды на оснащение своих танков запускаемыми через ствол 152-мм ПТУР "Шилела". Под эти ракеты был спроектирован танк М60А2. В начале 60-х годов предполагалось переоборудовать в носители ПТУР большое количество состоявших на вооружении М60А1. Танки, вооруженные ПТУР, отличались от "стандартных" М60 только башнями, в связи с запланированной модернизацией парка М60 высвобождались башни со 105-мм орудиями. Эти башни решили установить на М48. Два прототипа, представлявших гибрид корпуса М48А1 и башни от М60 изготовили на заводе фирмы Крайслер. Машины получили обозначение М48А1 ЕЗ. Испытания прошли успешно, танк под обозначением М48А4 предполагалось принять на вооружение, но в армии США танки М48А4 так и не появились. Программа вооружения М60 "Шилелами" потерпела крах, соответственно- не оказалось "свободных" башен со 105-мм орудиями. В то же время обозначение М60А4 "прижилось" применительно к "Паттонам" со 105-мм орудиями, модернизированными в Израиле.


Первыми модернизацией М48 занялись в Израиле. Танки этого типа появились на Земле Обетованной благодаря усилиям спецслужб. Официально США поддерживали эмбарго на поставку военной техники Израилю, но по полуофициальным каналам около 100 М48 попали на Ближний Восток из арсеналов бундесвера.

Одной из причин доработки "Паттонов" в Израиле стало желание стандартизировать свой танковый парк если не по типам боевых машин, то хотя бы по боеприпасам и запасным частям к двигателям.
В промежуток с 1965-1973 гг. на все М48 Армии обороны (в том числе и полученные после войны 1967 года американские М48) установили дизели AVDS-1790 и перевооружили их американскими 105-мм пушками М68 (лицензионное английское орудие L7, такие же стояли на израильских "Центурионах").
Штатные командирские башенки американских "Паттонов" демонтировали, установив взамен башенки "Урдан" местного производства. Американские танковые пулеметы М85 и М73 сменили более надежные бельгийские MAG.

ТТХ изаильского модернизированного М48

Экипаж, чел. ...................................... 4
Длина с пушкой вперед, м........................... 9,31
Длина корпуса, м ...................................6,42
Ширина, м.......................................... 3,63
Высота габаритная, м............................... 3,09
Клиренс, м......................................... 0,42
Боевая масса, т.................................... 49
Масса пустого, т ...................................46,29
Удельная мощность, л.с./т ......................... 15,89
Удельное давление на грунт, ке/м2.................. 0,88
Двигатель:
дизель Теледайн Континентал ADVS-1790-2D мощностью 750 л. с.
Вооружение:
105-мм орудие, углы наведения в вертикальной плоскости
от -9° до +19°
три 7,62-мм пулемета (один спаренный с пушкой и по одному -
на открытых турелях рядом с люками командира и заряжающего).
Боекомплект: 54 снаряда, 10.000 патронов
Максимальная скорость
по шоссе, км/ч..................................... 48,2
Запас хода, км..................................... 500
Емкость топливных баков, л......................... 1420
Преодолеваемые препятствия, м:
глубина брода...................................... 2,44
высота стенки...................................... 0,92
ширина траншеи .....................................2,59


В плане боевого применения уместно привести сравнение с индо-пакистанской войной - там М48 заслужили дурную славу, а вот на Ближнем Востоке израильтяне остались очень довольны американскими танками

http://img-fotki.yandex.ru/get/4808/526 ... c144fe6_XL
израильские М48 на позиции. Шестидневная Война

Конечно же, все то же пресловутое тактическое использование, подготовка экипажей И справедливо это не только для М48, но и для Т-54, Т-62, Т-72, которые так любят хаять наши "вероятные союзники"
Правда, на острие ударов Армии обороны шли все-таки "Центурионы", а не М48. И потери среди "Паттонов" были весьма высоки - в том числе и безвозвратные.


Подбитый "израильтянин"


Друзья-враги? Модернизированный М48 и трофейный, тоже перевооруженный, Т-55 ( но о нем - позже).
Латрун, Наши дни снимок В.Опенгейма


На Синайском полуострове на М48 "ездили" израильтяне, а вот на сирийском фронте "Паттоны" использовал противник Израиля На помощь Сирии пришла Иордания Король Хуссейн направил на фронт обе своих танковых бригады - 40-ю и 60-ю, бригады были вооружены танками М47 и М48А1 После окончания боевых действий иорданцы не досчитались примерно 2/3 из имевшихся трех сотен "Паттонов" Львиную долю танков вывела из строя израильская авиация, однако экипажи израильских "Шерманов" и АМХ-13 также записали на свой боевой счет несколько десятков единиц иорданской бронетехники Впоследствии значительное количество брошенных на местах боев арабских М48 после восстановительного ремонта поступило на вооружение подразделений танкового корпуса Армии обороны Израиля


"Арабчак" М48

Лично мне довелось столкнуться в боевых условиях с «Патонами» дважды:
первый раз в середине восьмидесятых, во время конфликта между Северным и Южным Йеменами – второй, тоже в восьмидесятых, но уже в Марокко.

В Йемене кубинская бронегруппа Т-34-85 под командованием «Команданте Пабло», которую мы поддерживали столкнулась на одном из гористых дефиле с тремя М48 «северян», еще первых модификаций, с бензомоторами. Используя лучшую по сравнению с «генералами» маневренность и проходимость, наши «тридцатьчетверки» смогли быстро занять выгодную позицию и меньше, чем за минуту расстрелять все три машины с кормовых ракурсов. Сильно заморачиваться с осмотром этого металлолома мы не стали – «паттоны» сильно выгорели, но – по рассказам ребят, два из трех зтих танков позже были оттянуты в военный городок под Эль-Мукаллой и вроде бы восстановлены. Хотя – информация непроверенна, так что поручиться за нее я не могу.

Вообще, повышенная пожароопасность этих машин ( с бензомоторами) была известна еще по Индо-Китаю, в основном из-за неудачной компоновки МТО и размещения баков. Потому совершенно разумно поступили израильтяне, заменив бензомоторы на дизеля – в условиях их ТВД, в условиях харкого климата бензины имеют повышенную испаряемость – соответственно, машины с бензомоторами, не смотря на все ухищрения, имеют повышенную склонность к возгоранию.

Второй раз – в Марокко – два «паттона» проявили «излишний интерес» к нашей группе. Дело было к сумеркам, а темнеет в тех краях стремительно, как будто свет выключают - и после нескольких выстрелов в их сторону из граника-«семерки» ( без попаданий) машины просто ушли, предпочтя, видимо, не вязаться с нами в темноте.
Кстати говоря – несколько таких машин есть и в экспозиции музея в Кубинке.
Ну, и об М60 – «продолжение в следующем номере»

С уважением, Е.М.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 17286
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 30 июн 2012, 04:36

Евгениевич вечер добрый! Вношу поправку,небольшенькую. "Маркевет Гибурей Ха-Хайль". Согласись "Ха Хайль" звучит в Израиле несколько,как бы это выразиться,не адекватно:-))) Правильно я думаю "Ха Хайяль" Слово "Хайяль" на иврите означает: солдат,воин.
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2830
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Пред.След.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3