ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 31 май 2012, 01:44

Кромвель Мк-3 и Мк-4.Экипаж 5 чел. Двигатель 600л.с Вес 27,5 тонн.75мм орудие с боезапасом 64 снаряда и один 7,62мм пулемёт. 2 танка "Кромвель" были "украдены" солдатами ЦАХАЛа из лагеря англичан во время их ухода из Палестины.Эти танки были разных моделей.Они участвовали с французскими "Гочкисами" в опреациях "Дани","Ёав" и "Хорев".Экипажи были сформированы из вновьприбывших репатриантов из англоязычных стран. Теперь перевод того что на самом танке написано(плита с текстом): ОТанк "Кромвель" Мк-3.В армию Израиля этот танк попал 30 июня 1948 года.Применялся в операциях: "Дани"-занятие Лода,Рамле,и бои за Латрун. Операция "Ёав":занятие Ирак-Сидон(так в тексте) и бой за Ирак-Эль Мансия. Операция "Хорев":занятие Мицна и бои за Абу-Агейла и Эль-Ариш на Синае. За перевод текста операций я не уверен,прошу пардону.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2720
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 31 май 2012, 01:49



Рено R-35.Экипаж 2 чел.Двигатель 82л.с,вес 10 тонн.37мм орудие с боезапасом 100 снарядов и один 7,5мм пулемёт с боезапасом 2400 патронов. Французский лёгкий танк выпущенный перед ВМВ в 1935 году.Они состояли на вооружении сирийской армии полученные из французской армии после её ухода из Ливана в 1946 году. В мае 1948 года сирийская армия с помощью этих танков атаковала южный берег Тиберианского Моря(озеро Кинерет).21 мая 1948 года два танка были захвачены ЦАХАЛом.Один из них остановили защитники кибуца Дгания. Экспонируемый танк получен из музея бронетанкового корпуса Франции.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2720
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 31 май 2012, 01:53



Лёгкий танк Викерс Мк 6В Экипаж 3 человека.Двигатель 89л.с,вес 5,2 тонны.один 0,5" и один 0,303 " пулемёты. Евгений Евгениевич достаточно много написал про этот танк.Я только добавлю,что этот танк остановили защитники кибуца "Яд Мордехай" возле куринной фермы:-))
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2720
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 31 май 2012, 01:57



Стэгхаунд. Экипаж 5 чел.Двигатель 97л.с,вес 12 тонн. 37мм орудие с боезапасом 103 снаряда и 2х0,303" пулемёта. В 1952 году ЦАХАЛ принял решение об организации батальонов разведки и патрулирования.С этой целью были закуплены американские бронемашины "Стэгхаунд".В последствии броневики были проданы Никарагуа когда там началась гражданская война в 1979 году.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2720
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 31 май 2012, 02:03



Мармон Херингтон Мк-4.Экипаж 3 чел.Двигатель 95л.с,ве6с 6,7 тонн.2хфунт.орудие и 2х0,3пул. Броневик южно-африканского производства состоял на вооружении английской армии и арабского легиона Иордании при английском мандате на Палестину.В Войне за Независимость несколько таких машин попало в руки ЦАХАЛа.Одна из них попала на вооружение в 89 полк командос под командованием Моше Даяна и получила имя "Злой Тигр"(Намер Нораи),и помогла солдатам ЦАХАЛа занять Лод и Рамла.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2720
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 31 май 2012, 02:05



Брен Кариер огнемётный.Экипаж 2 чел.Двигатель60л.с,вес 3,8 тонны.Вооружон огнемётом. Эти машины с дополнительным бензобаком и огнемётом ЦАХАЛом не использовались.ЦАХАЛ использовал только транспортёры пехоты этой модели.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2720
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 31 май 2012, 02:09



WASP экипаж 3 чел. Двигатель 60л.с,вес 3,8 тонн. один 7,62мм пул. Около 100 таких машин английского производства в египетской армии воевало против ЦАХАЛа на севере Синая и в пустыне Негев.Большинство из них попали как трофеи в ЦАХАЛ,и были поставленны на вооружение в бригаде "Негев" Южного Командования.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2720
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 05 июн 2012, 02:13

Прежде всего - ЕЩЕ РАЗ СПАСИБО!

СПАСИБО, Володь, - и за то, что эти снимки тобою сделаны, и за то - что присланы, и отдельное СПАСИБО за перевод сопроводительных табличек к экспонатам Латруна.

Хотя, что странно и любопытно, еще обращая внимание на текст в английской сопроводительной части табличек, появились некоторые вопросы. Поначалу я отнес это к неточностям перевода, а затем, по мере того, как ты, Володь, "дал рассширенную картину", выяснилось - дело в некоторой некомпетентности тех, кто эти таблички ваял.
Впрочем, для музеев дело обычное - думато.
И постараюсь в дальнейшем приводить более полные ТТХ машин, в Латруне ( и не только в Латруне) - собранных.
И исправить не техническо-заклепочные "недоразумения", которые допущены авторами табличек.
Как пример - таблички к тетонским "четверке" и "штурмгешюцу"

Начну с "четверки".



Pz-IV Экипаж 5 чел.Двигатель-300л.с. Вес явно напутан,никогда четвёрка не весила 43 тонны!! Наверно 23. 75мм орудие с боезапасом 87 снарядов и два 7,92мм пулемёта. Средний танк производства нацистской Германии.Экспонированный танк был захвачен на Голландских Высотах у сирийской армии на огневой позиции при обстреле еврейских поселений в долине возле Кинерета. В английском тесте написано,что он захвачен во время Шестидневной войны.

Прежде всего, это модификация Pz-IVН ( Т-4 Аш), а не "G". Различия не особо большие, но они есть. Однако - не о них речь. Любопытна САМА машина, захваченная в Отечественную у гансов нашими ребятами, а затем через чехов переброшенная на Восток, и там дополнительно отмодернизированная, опять же нашими военсоветниками применительно к новому ТВД и новым условиям боевых действий.

Да вот она - не удержусь, еще раз приведу фотоснимки.


Снимок А.Райгородецкого


Снимок В.Опенгейма

Впервые я начал подробно интересоваться этими машинами ( именно конкретными "тевтонцами", которые работали в тех краях уже после ВМВ), когда собирал информацию о гипотетическом участии в ближневосточных войнах "Тигров".
О самих машинах информации очень и очень много, пересказывать её тут особого смысла не вижу - да и самих "четверок" по шарику сохранилось немало - от "родных" в разной степени сохранности, до новоделов.
А вот "ближневосточные" машины наиболее любопытны уже тем, что последними из всей своей братии принимали участие в реальных боевых действиях. В отличие от тех же самых "пантер", коих французы захватили не так уж и мало, которые пытались использовать на различных ТВД ВНЕ Европы ( в Индокинае, к примеру) и попытки эти с грохотом -... не увенчались успехом.
"Пантеры" для этого оказались малопригодной машиной, в отличие от "рабочих лошадок Панцерваффе" и САУ на их базе. ( Как и "рабочих лошадок РККА" - но о них - НИЖЕ. Да и о "шерманах" стоит вспомнить - эти машины тоже заслуживают самого доброго слова)

"Четверки" модернизированные "сирийцами" ( взял в кавычки - сами понимаете, почему) - достаточно сильно отличались в конечном итоге от своих серийных прототипов "Аш" и "Г" - возможно, именно этим и обуславливается некоторая путаница в источниках в определении модификации этих машин. Изменения в форме и расположении экранов ( с учетом опыта ВМВ и получивших широкое распространение РПГ с кумулятивными боеприпасами) - наклон и размещение экранировки относительно основной брони, замена верхнего турельного МГ на более эффективный и отвечающий требованиям ПВО пулемет ДШК с соответствующим изменением и конструкции самой турели ( на современных снимках машины этого не видно, на на эскизе, приведенной в табличке, обозначено отчетливо, как и на снимках "четверок" того времени, которые я приводил выше); еще ряд деталей, в основном элементов ходовой, скомпилированной из ЗИПа нескольких модификаций - все это и внесло диссонанс в определение.

Так что очень необычным путем в деле модернизации своих бронетанковых войск пошли сирийцы. В обучении танкистов этой страны участвовали как наши советские военспецы, так и офицеры разгромленного вермахта. Весьма вероятно, что именно с их подачи командование сирийской армии стало собирать по всей Европе уцелевшую немецкую технику. Во Франции и Чехословакии удалось купить 25 танков Pz.III и Pz.IVH, шесть противотанковых САУ «Ягдпанцер IV», пять 150-мм САУ «Хуммель» и 28 штурмовых орудий StuG III Ausf.G.
Наряду с Египтом, в 1953 г. Сирия получила из Чехословакии партию танков Т-34-85. Так сложилась весьма парадоксальная ситуация, когда немецкие и советские танки и даже военные советники из стран, еще недавно бывших врагами, оказались по одну сторону баррикад. Впрочем, это созвучно с нашей темой на форуме "Россия и Германия, Аверс и реверс"

Любопытно отметить еще одну ухмылку истории.
После получения и освоения «тридцатьчетверок» несколько немецких танков сирийцы продали в 1958 г. на Кубу тамошнему диктатору Батисте. А вскоре власть на карибском острове переменилась, и из СССР туда доставили Т-34-85. Так сказать, панцеркампфвагены в двух странах проторили дорогу советской бронетехнике.

Но я забежал вперед, сейчас отправлю этот пост и перейду к "универсалу" - самой многочисленной машине мира из разряда БТТ.
С уважением, Е.Митьков
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13937
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 06 июн 2012, 04:33

Доброго времени всем!

Итак, вернусь к "Универсалу"

Внешне неказистая, невзрачная и какая-то как бы "несерьезная" эта машинка - однако, внесла огромнейший вклад в мировое танкостроение. Вообще говоря, роль британской школы в общем, а "Виккерс-Армстронг" - в частности в тот период трудно переоценить.
То, что создавали, разрабатывали и строили британские инженеры-танкостроители в тот временной период, пусть и не получило должного понимания у себя на родине, однако было импортировано в большинство более-менее серьезных стран мира, получило там признание и тиражирование как в концепциях и технологиях, так и попросту в железе.
Я уже рассказывал выше о Мк-6.
"Универсал" же еще боле знаков и знаменит. И не было на планете в период с 30-х по 70 -е такого конфликта, где эти маленькие машинки тем или иным боком не участвовали.


Кроме того, этому "англичанину" принадлежит пальма первенства в самой многочисленной серии в истории БТТ. Их было построено от 90 000 по официальным данным до 110 000 по Желтову.

Полное название этой машинки - Universal Carrier "Универсальный транспортёр" а вернее - "Универсальный носитель", широко известный также как Bren Carrier (англ. "носитель "Брена")
Создан фирмой Vickers-Armstrong в 1934—1936 годах и предназначался на роль носителя различных вооружений, прежде всего пулемётов, один из которых дал машине её распространённое имя. Серийное производство Universal Carrier продолжалось с 1936 по 1945 год, помимо Великобритании, они выпускались также в Канаде под обозначением T16.

В Великобритании, выпускался несколькими компаниями, среди них Ford Великобритании. К 1945 производство составило примерно 57000 всех вариантов. Universal Carrier также производился в Канаде (29000ед.), в Австралии (около 5000), Новой Зеландии (около 1300) и в США (около 20000, не считая T16).

Universal Carrier был основным бронетранспортёром Великобритании и стран Содружества во Второй мировой войне и использовался в самых разных ролях — бронетранспортёра пехотных подразделений, носителя вооружений, подвозчика боеприпасов, артиллерийского тягача, разведывательной машины и других.
Значительное количество машин также было в ходе войны поставлено европейским союзникам Великобритании, прежде всего СССР.
После войны Universal Carrier оставался на вооружении Великобритании вплоть до 1950-х годов и применялся в Корейской войне, а также поставлялся в ряд других стран, в некоторых из которых он был снят с вооружения только в 1970-е годы.

"Универсал" стал по-настоящему универсальной платформой. Помимо огромного количества официальных модификаций "от заводского производителя" существовали и существуют множество "наколенных" внесерийных переделок этой машины, но об этом - чуть ниже.
Пока - ТТХ машины

Боевая масса, т 4.0 - 4,5 ( в зависимости от модификации)
Компоновочная схема моторное отделение сзади слева, трансмиссионное и управления спереди, десантное сзади справа
Экипаж, чел. 1
Десант, чел. 3—4
История
Годы производства 1936—1945
Годы эксплуатации 1936 — 1980-е
Количество выпущенных, шт. около 113 000

Размеры
Длина корпуса, мм 3657
Ширина корпуса, мм 2057
Высота, мм 1588
Клиренс, мм 203
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 10
Борт корпуса, мм/град. 7
Корма корпуса, мм/град. 7
Днище, мм 4
Крыша корпуса, мм открытая
Вооружение
Пулемёты на большинстве машин — 1 ? 7,7-мм «Брен» или 1 ? 13,9-мм ПТР Boys
Подвижность
Тип двигателя V-образный
8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 60
Скорость по шоссе, км/ч 48
Запас хода по шоссе, км 225
Удельная мощность, л. с./т 13,3
Тип подвески сблокированная попарно и индивидуальная, типа Хорстманна (англ.)русск.
Преодолеваемый подъём, град. 28
Преодолеваемая стенка, м 0,5
Преодолеваемый ров, м 1,3
Преодолеваемый брод, м 0,6


Наиболее любопытные модификации этой машины - следующие:


Bren Gun Carrier Walk Around. Backfire.

Наиболее любопытные модификации этой машины - следующие:
Bren Gun Carrier
В 1938 году Британская армия начала передавать двухфунтовки полкам новоорганизованной противотанковой артиллерии. Их британцы также размещали на "универсалах"

Захваченные в ходе ВМВ "универсалы" активно и охотно использовались Вермахтом - в качестве шасси для различных легких САУ.
САУ на базе трофейных английских бронетранспортёров Universal Carrier и Bren Carrier служили носителями для Pak 35/36, 20-миллиметровок ПВО, в качестве носителей "панцершреков"...


Panzerjager Bren 731(e), построенный на трофейном шасси английской бронемашины.

Впрочем, на то он и "Универсал КЭРРИЕР" - НОСИТЕЛЬ...

И очень рекомендую всем, кому боеприменение этой машинки любопытно, заглянуть на Ганзу. При всем моем личностном отношении к ней, материалы там размещаются частенько достойнейшие.
Это - ЗДЕСЬ
http://forum.guns.ru/forummessage/42/30 ... 29924.html

Египтяне и прочие участники войн на Востоке исключения не составили. В Латруне стоят несколько "универсалов", в том числе и в огнеметном варианте.


"Универсал" с огнеметом и дополнительным баком для ргнесмеси. Снимок Л.Каушанского. Латрун, наши дни

А вот снимок, как это все ТАМ работало:



И - несколько снимков этой машины из Латруна Володи Опенгейма


Сам огнемёт


Вид с правого борта


Рабочее место механика-водителя


Бак для огнесмеси с арматурой

Очень любопытна судьба тех "универсалов", которые после боевых действий остались у египтян. Ниже я приведу материал Игоря Кота ( мужики, многие из наших форумчан знакомы с этой фамилией :mrgreen: Игорь, в свбодное от "основной работы" время увлекается еще и дайвингом)

Вот что он рассказывает: ( снимки - его же)
"...В Шарм-эль-шейхе (В Шарме) под отвесной скалой ближайшего к порту Травко мыса, на глубине свалены десятки гусеничных бронетранспортёров-тягачей времён Второй Мировой Bren Carrier MK-1. Их своим ходом сбрасывали в море и один так и не долетел до воды, остался стоять в нескольких метрах от прибоя "на ровных гусеницах".




Этот транспортёр упал с обрыва "не туда" - до воды так и не долетел.

Гусеничные транспортёры Bren Carriers были переданы Египту Британией в 1948 году во время израильской войны за независимость. Они широко использовались египетской армией и во время Синайского Кризиса 1956 года. Тогда 29 октября израильские войска начали захват всего Синайского полуострова с целью выхода к Суэцкому каналу и разблокирования пролива Тиран близ Шарм-эль-Шейха. Через четыре дня в руках египтян оставались лишь гарнизоны в Газе и Шарме, но и они сдались к концу недели.
Утром 5 ноября израильская 9-я пехотная бригада после авианалёта занимает Шарм-эль-Шейх. Среди трофейной техники оказывается 260 транспортёров Брен.

Вот описание картины захваченного Шарма одним из очевидцев - тогда начальником Генштаба израильских войск Моше Даяном:

"Нам удалось не только занять удобную позицию, но и насладиться прекрасным видом. Из гавани Шарм-аш-Шейха, расположенной на южной оконечности Синайского полуострова, где воды Суэцкого и Акабского заливов встречаются с Красным морем, открывается прекраснейшая из картин природы, которую мне когда-либо доводилось наблюдать. Вода тут глубокого синего цвета (египетские военнопленные предостерегли нас от попыток искупаться, поскольку море здесь кишит акулами), она — словно драгоценный камень, оправленный в темно-красные скалы. Даже строения на берегу — белая мечеть с высоким минаретом — вписывается в картину некой волшебной страны, спрятанной среди горделивых скал.
Между тем повсюду виднелись свидетельства недавно бушевавшего сражения. От оборонительных сооружений и складов, по которым всего несколько часов назад отработала наша авиация, в небо поднимались клубы дыма. Египетские транспортеры Брена — частью разбитые, частью вполне исправные — были разбросаны тут и там по территории гавани. На холмах виднелись военнослужащие 9-й бригады с оружием наготове, занятые зачисткой местности и сбором военнопленных.
Потери бригады составляли десять человек убитыми (включая троих в Дахабе) и тридцать два раненых (пятеро в Дахабе). У египтян было убито сто человек и ранен тридцать один. В плен попало 864 человека, включая сорока двух офицеров; среди них оказался и командир, и заместитель командира неприятельского контингента, оба подполковники.
Мне не известно, как поступали египетские офицеры, показывали ли они пример своим людям, сражаясь бок о бок с ними на огневых позициях. Что же касается командира, когда сражение закончилось, он явился к нам в полной готовности для сдачи в плен — с полудюжиной явно не в спешке упакованных чемоданов".

http://militera.lib.ru/memo/other/dayan_m/08.html



А в воде конус этой техники тянется вниз до 35-и метровой глубины. Самый "глубокий" стоит так, словно его двигатель совсем недавно заглох.



Эти гусеничные транспортёры начали выпускать ещё перед началом Второй Мировой Войны в Англии. Потому и место водителя у них справа. Двигатель Фордовский, бензиновый.
Потом их стали производить и в Канаде, США, Австралии и даже в Новой Зеландии, но руль так и остался справа. К 1945 году их было произведено около 100 тыс штук. Несколько десятков их попало и в Советскую Армию по ленд-лизу.
Использовались они как тягачи для артиллерийских орудий и в мотопехоте.
Во Франции немцы захватили несколько сот таких машин и использовали их для патрулирования территорий.
На транспортёре слева сидел стрелок-пулемётчик, ствол пулемёта располагался в вертикальной амбразуре, хорошо видной на снимке.
Второй пулемёт мог закрепляться в специальной струбцине как раз за фарой на левом борту.
Водитель и стрелок были скрыты бронёй полностью, а сидящие в кузове шестеро бойцов - только по пояс.




Здесь где-то 25 метров глубины и с такого расстояния лампа-вспышка не поможет. Мощными фонарями может подсветить было бы не плохо, но нету. Да и не планировали мы нырять тут сегодня - экспромтом получилось.
Здесь на нависающих над водой скалах была египетская военная база, уничтоженная во время прошлых арабо-израильских войн.
Оставшуюся ещё со времён Второй Мировой Войны устаревшую технику, принадлежавшую Египетской армии, кто-то из них сбросил со скалы в воду. Причём машины шли к краю обрыва своим ходом и один из гусеничных транспортёров Bren Carrier MK-I, которых сейчас под водой штук 30, свалился с обрыва "не удачно" и так и остался стоять под ним на скалистом берегу у самой воды.
А вообще здесь конус затопленной техники на крутом подводном склоне начинается с глубины 10 метров и заканчивается на 40, где гордо стоит "на ровных гусеницах" самый нижний транспортёр, словно дошёл сюда своим ходом.




Кроме транспортёров там и грузовики и джипы навалены. Техника Египетской армии, а вот кто её туда сбросил не совсем ясно - то ли сами арабы перед сдачей гарнизона израильтянам во время очередного конфликта на Синае, то ли израильтяне как ненужные трофеи, уходя из Шарма по кемп-Дэвидскому договору.
Спрашивать на эту тему у местных жителей бесполезно - они утверждают, что это израильская бронетанковая дивизия сброшена в море египтянами при освобождении Синая (танков в этой свалке нет).
Мою статью об истории этого места ( Bren Carrier MK-I. Битвы за Канал ) можно прочесть на литературной страничке
http://www.diving-Lv2006.narod.ru

Так что кто-то хранит свои машины, наделяя железо душой - и трофейные в том числе! - как ПАМЯТЬ о подвиге своих отцов и дедов, а кто-то...
Да и чему, собственно, нынешним египтянам гордиться? Араб - он и в Африке араб.


С уважением, Евгений Митьков.
( продолжение - следует)
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13937
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 08 июн 2012, 20:50

Доброго времени всем!

Снова вернусь на Ближний Восток.
В тот регион, для которого озвученная Борисом Викторычем Коротковым максима
" Война : способ развязывания зубами политического узла, который не поддается языку".
- актуальна от сотворения мира до конца времени...

Относительный мир в регионе мир продержался до 1956 г. За это время резко изменилась расстановка сил на политической арене Ближнего Востока, произошла смена приоритетов в выборе союзников. В Египте пришли к власти офицеры-националисты во главе с Насером, военный переворот совершили и сирийские офицеры; в Транс-Иордании на трон сел молодой король Хуссейн, провозгласивший Хашимитское королевство Иорданию.
Если подробнее – то после Палестинской войны 1948-1949 в потерпевших поражение арабских странах прокатилась волна переворотов и политических убийств.
Все эти политические изменения не повлияли на отношения с Израилем.

Так, в Сирии генерал Хусни Заим, командовавший сирийскими войсками в войне 1948-1949, сверг правительство, но через два года в 1951 был свергнут сам, страна погрузилась в пучину кровавых переворотов.

Король Иордании Абдалла, стоящий за мирный договор с Израилем и который парафировал секретный документ как основу этого документа, в июле 1951 был убит на ступенях мечети Аль-Акса в Иерусалиме агентами муфтия Иерусалима хадж Амина аль-Хуссейни. В декабре 1954 года в Иордании произошли антизападные волнения и из страны удалили всех британских офицеров.

В декабре 1949 премьер-министр Египта Нокраши-паша был убит по приговору организации "Братья Мусульмане", которые обвинили его виновным в поражении. 23 июля 1952 организация "Свободные офицеры" свергла короля Фарука и установила в Египте республику. Сначала, Египет возглавил Мухаммад Нагиб, но вскоре его заменил другой член организации Гамаль Абд-эль-Насер.

Вне зависимости от внутреннего положения в арабских странах, их позиции в отношении Израиля так и того к арабам оставались неизменно враждебными. Сложившиеся в Палестине границы не устраивали никого.

В 1950 году Израиль вопреки решению ООН объявил Иерусалим своей столицей. Выполнение решения о возвращении беженцев срывалось Израилем: в 1950 было разрешено вернуться лишь 5,5 тысячам беженцев.
Уже в середине 1949 года начались рейды федаинов (партизан) с Западного берега реки Иордан и сектора Газа в Израиль. Израиль отвечал ответными рейдами на египетскую и иорданскую территории. 1300 израильтян были убиты и ранены арабскими террористами между 1949 - 1956 гг. "Федаины" базировались и проходили подготовку на базах, контролируемых и находившихся на территории Египта, Ливана и Иордании.

В 1953 году израильский офицер Ариаель Шарон создал "группу 101" из 40 человек для проведения ответных рейдов против партизан.


Ариэль Шарон. 1949-й год.


Ариэль Шарон и Моше Даян ( "Стерьва Одногалазая!") - 1957-й

В 1954-1955 рейды федаинов участились. В ответ израильские силы провели две карательные акции в секторе Газа.
Постепенно в эту "малую войну" втягивались регулярные египетские и иорданские войска, которые препятствовали проникновению на свою территорию израильских войск. Применялась артиллерия и авиация. Во второй половине 1956 года в ходе 4-х антипартизанских рейдов между погибло и было ранено 100 израильтян и 200 арабов.
Напряжение между странами усиливалось, арабы готовились к войне.

Забегая немного вперед, скажу – в последующей войне Египет был не только беззащитной жертвой, но и довольно наглым провокатором и грабителем.
Лично мне он всегда напоминал Польшу конца тридцатых.

Именно действия президента Насера, (кстати, всю жизнь отличавшегося полуфашистскими взглядами), наложившиеся на провокационные действия старых колониальных держав, ставшие прецедентом того, что Израиль использовали или пытались использовать в своих интересах во многих последующих войнах крупные державы и привели к тому, к чему привели.
То есть – к попытке старых колониальных держав решать экономические проблемы военным путем - Война - это способ развязывания зубами политического узла, который не поддается языку.

В 1951 году Египет закрыл проход для израильских судов, выходящих из Акабского залива в Индийский океан. В ноябре того же года ООН осудил этот шаг. Но Египет в ответ установил береговую артиллерию на выходе из Тиранского пролива. Позже Насер запретит пролет израильских самолетов на акваторией, примыкающей к египетской территории и ввел фактически блокаду Акабского залива для всех судов следующих в Израиль. Проход израильских судов по Суэцкому каналу был также запрещен.

Но еще большую угрозу своей безопасности в Израиле почувствовали в сентябре 1955 года, когда Египет получил достаточно большое количество бронетехники, в основном через Чехословакию.

Это были 230 танков (в основном Т-34/85 и несколько ИС-3, а также несколько Т-54А), 200 бронетранспортеров БТР-152 и 100 самоходок СУ-100 и ИСУ -152, знаменитых советских «зверобоев», около полутысячи орудий, 200 самолетов (в том числе 128 реактивных), несколько эсминцев типа "Гневный" ( великолепных "семерок"), катеров и подводных лодок, преимущественно старой германской постройки, взятых СССР в качестве репараций при разделе Кригсмарине.

Техника советского производства превосходила западные аналоги, которые находились на вооружении в вооруженных силах Израиля. В добавок Египет превосходил Израиль и количественно.

Это было думато.
Израильтянам уже к началу 1950-х годов стало очевидно, что вооружение старых американских «шерманов» по ставнению с ТТХ советских машин, «осваиваемых» арабами, совершенно не соответствует реалиям времени, поэтому израильтянам снова пришлось заняться модернизацией «шерманов». И снова им помогли французы. Они согласились поставить Израилю еще одну партию 75-мм пушки CN 75–50, - французского обрезанного варианта великолепной тевтонской KwK 42, которая с 44-го и до текущего момента кошмарила «союзничков» в страшных снах – уж больно много брони британско-американского производства было пробито ее снарядами.

«Француженки» ставились на «шерманы», в основном модификации М4А4. К 1956 году было перевооружено около 50 машин, которые получили новое обозначение М50 «Супершерман». Из них сформировали батальон в составе 37-й танковой бригады.


Сопроводительная табличка «Супершермана» М50, Латрун, наши дни. Снимок В.Опенгейма.


М50 «Супершерман»., Вид с правого переднего крамбола. Латрун, наши дни. Снимок А.Райгородецкого.


Он же. Латрун, наши дни. Снимок В.Опенгейма.


Эта же машина, Вид с заднего левого крамбола. Латрун, наши дни. Снимок В.Опенгейма.

И – немного подробнее:


Снимок В.Опенгейма.






М51. Латрун, наши дни. Снимок А.Райгородецкого.
О нём - позже.


Кстати, почти аналогичным, но более простым путем пошли египтяне, установив на части своих М4А2 башни FL10 от танка АМХ-13.


АМХ-13. Латрун, наши дни, снимок А.Райгородецкого.


Крупнее – снимок В.Опенгейма.


А это уже франко-американский египтянин – «Шерман» М4А2 с башней FL10 от АМХ-13, устанавливаемой французами арсенале в Шатильоне, захваченный израильтянами и экспонируемый в Латруне. Снимок А.Райгородецкого.

Готовилась техника, но одновременно отрабатывалась и тактика, правда, занимались этим только израильтяне. Именно они, взяв за основу предвоенные взгляды Гудериана на «чистую» танковую войну:

«…Танковые войска составляют основную ударную силу сухопутных войск. Теория танковой войны является одним из решающих стратегических факторов победы в войне.
Доктрина танковой войны знаменует разрыв со статической окопной войной в период Первой мировой и возврат к военной школе XIX века, которая отстаивала постулаты маневренной войны и решающего сражения как вершины военной стратегии.»

( Г.Гудериан, «Внимание, танки!»)

«…Танковая война — понятие, выражающее главенствующую роль танковых (мех.) войск в военных действиях и их способность самостоятельно решать исход войны. Танковая война — это использование бронированных боевых машин в современной войне. Преимущества танковой войны заключаются в способности войск прорывать оборонительные позиции обычной пехоты, используя маневренность боевых машин и защиту от пехотного оружия, а также возможность уничтожать артиллерию обороняющихся собственным оружием, обычно скорострельными пушками и пулеметами»

(Г.Гудериан, «Танки – вперед!»

- пришли в конечном итоге, через кровь, ошибки и потери к нашей отечественной, советской/российской концепции, обкатанной на поле боя Отечественной войны и не утратившей актуальность формулировки и по сегодня:

«…танковая война — это вид современной маневренной войны, в которой роль главной ударной силы исполняют танковые войска. Они являются осью, вокруг которой строятся все операции — как наступательные, так и оборонительные. Массированный удар танковых частей решает исход операции. При этом в состав танковых войск входят не одни только танковые части, но также мотопехота, артиллерия, саперы, разведывательные и зенитные подразделения, тыловые службы.»

Самым ярким видом танковой войны по Гудериановски является тактика «блицкрига», которая предусматривает прорыв вражеского фронта, окружение и уничтожение сил противника, однако она не исчерпывает всех возможных вариантов использования танковых войск.

Переосмысленный опыт действий бронетанковых соединений РККА в годы Второй Мировой говорит о том, что бронетанковые мотомеханизированные части и соединения могут использоваться для нанесения глубоких рассекающих ударов, для обеспечения эластичной обороны и других тактических, оперативно-тактических и оперативно-стратегических задач и целей, вплоть до стратегических.

И я позволю себе высказать мысль: если бы Красной Армией в 45-47 годах продолжали бы командовать такие генеоалы, как Жуков, Рокоссовский, Ротмистров, Рыбалко, Катуков и им подобные, настоящие полководцы, победный бросок «вперед до Ла-Манша и Гибралтара» был бы вполне реален.

И БТТ РККА того периода вполне соответствовала по своему уровню этим задачам.
Именно поэтому бронетанковая ударная мощь арабов, укомплектованная в основе своей советской бронетехникой, представляла для Израиля угрозу высшей категории значимости.
И именно поэтому израильтяне и вынуждены были наносить упреждающий, превентивный удар.
Согласно и духу, и букве теории Глубокой Операции Триандофиллова – применительно к своему ТВД и противнику, разумеется.

Вот образцы БТТ, находящейся на вооружении арабов в тот период, захваченные АОИ и экспонируемые сегодня в Латруне:


Обзорный снимок советских машин, бывших на вооружении Египта. Латрун, наши дни. Снимок А.Райгородецкого

Но подробнее о наших машинах "на египетской службе" – ниже. Обозначу тут только одно – то, что я повторял много лет, продолжаю повторять сегодня и буду продолжать повторять до той поры, пока не сдохну:
ВОЮЕТ НЕ ТЕХНИКА. ВОЮЮТ ЛЮДИ.

В духе этих, кстати говоря, сильно устаревших ранних «гудериановских» воззрений, 8-я бригада была расформирована, 82-й танковый батальон — единственное танковое подразделение — передали 7-й бригаде. В батальон входило 4 роты. Две имели на вооружении «Шерманы»; одна относительно новые — закупленные на американских складах в Италии уже после окончания войны за независимость. На вооружении второй были тоже «Шерманы», но уже успевшие повоевать на Ближнем Востоке. Для двух других рот танков не хватило, их пришлось укомплектовать полугусеничными бронеавтомобилями.

По оценкам британскойМИ-6, в 1952 г. АОИ имела 55 «Шерманов» различных типов и возраста, в то время как специалисты ЦРУ США насчитали 120 таких машин.
Кроме «Шерманов», на вооружении 7-й бригады в 1952 г. находились десять «Кромвеллей» и два «Черчилля», непонятно откуда появившихся в Израиле.
«Черчилли» эти по полной использовались в ходе боевых действий и сегодня один из них «мирно спит» на площадке в Латруне.


Спящий «Черчилль». Наши дни, Латрун. Снимок А.Райгородецкого.


Он же, вид с правого борта. Латрун, наши дни, снимок А.Райгородецкого

А мимо бегают деловые израильские коты,…



…такие же интернационально-деловые, как и все коты на нашем шарике, и для которых спящий танк – не более, чем просто ДОМ в НЕПОГОДУ


Еврейские коты. Наши дни. Снимки А.Райгородецкого

Наряду с «Шерманами» удалось разжиться примерно 30 американскими бронеавтомобилями М6 «Стагхунд».

Резко отрицательную позицию по отношению к закупкам танков занимал премьер-министр Бен-Гурион,


Давид Бен - Гурион (1886 - 1973), oснователь государства Израиль. Премьер - министр и министр обороны Израиля в 1948-1953 и 1955-1963 годы.

который считал, что для казны молодого государства закупка сложной военной техники — непозволительная роскошь. Его не убедили даже успешные действия танкистов 82-го батальона на больших учениях 1952 г. Бен-Гурион считал, что для борьбы с арабами вполне достаточно хорошо обученной пехоты и бронеавтомобилей.
Все же премьер-министру пришлось пересмотреть свои взгляды на строительство вооруженных сил. Связано это было с началом антифранцузской войны в Алжире.
Египет оказывал различную помощь алжирцам, и во Франции пришли к выводу, что необходима сила, способная эффективно воздействовать на Египет и сдерживать эту страну от прямого участия в конфликте. В качестве такой силы французы выбрали Израиль и предложили Бен-Гуриону военную и финансовую помощь.
С другой стороны, Египет начал сближение с Советским Союзом. В сентябре 1953 г. Насер заключил договор на поставку оружия из Чехословакии, за спиной которой стоял СССР.

После окончания боевых действий в 1949 г. большую роль в оснащении египетской армии играла Англия. Однако англичане не хотели серьезного усиления египетской военной мощи и наложили ряд ограничений на поставку в страну тяжелого вооружения, что не устраивало арабов. Из Англии в Египет было поставлено 44 САУ «Арчер», поступивших на вооружение четырех противотанковых батарей.


Сопроводительнвя табличка. САУ ПТО «Арчер», Латрун, наши дни. Снимок В.Опенгейма.


САУ «Арчер» на шасси «Валентайна». Трофейная машина, выставленная на площадке музея. Рядышком, египетская Т-34-85, чешской постройки. Тоже – трофейная. Латрун, наши дни. Снимок В.Опенгейма.

Кратенькая справка:
САУ ПТО Арчер ( Archer, - лучник)производилась с 1943 г. Она была создана на базе легкого пехотного танка "Валентайн". При этом силовое отделение с размещенным в нем дизельным двигателем жидкостного охлаждения "GМС" осталось неизменным, а вместо отделения управления и боевого отделения смонтирована открытая сверху легкобронированная боевая рубка, в которой размещаются экипаж в составе 4 человек и вооружение. Самоходная установка вооружена 76,2-мм противотанковой пушкой с длинной ствола 60 калибров. Начальная скорость ее бронебойного снаряда весом 7,7 кг составляет 884 м/с. Обеспечивается горизонтальный угол наведения 90 градусов, угол возвышения +16 градусов, угол снижения 0 градусов. Скорострельность пушки равна 10 выстрелам в минуту. Такие характеристики пушки позволяли успешно бороться почти со всеми немецкими машинами. Для борьбы с живой силой и долговременными огневыми точками в боекомплект (40 снарядов) входили также осколочно-фугасные снаряды весом 6,97 кг. Для управления огнем использовались телескопический и панорамный прицелы. Огонь мог вестись как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Для обеспечения связи на самоходке устанавливалась радиостанция. Самоходные установки "Арчер" выпускались практически до конца войны и использовались сначала в некоторых артиллерийских полках, а затем были переданы в танковые части.
Разработка 17-фунтовой пушки с высокой начальной скоростью снаряда, сопоставимой по бронепробивамости с германской 88-мм пушкой, началась в 1941 г. Ее производство началось в середине 1942 г., причем планировалось устанавливать ее на танки «Челленджер» и «Шерман Файр-флай», а так же на САУ - истребители танков. Из существовавших танковых шасси пришлось исключить «Крусайдер» из-за малых размеров и недостаточного запаса мощности для такого орудия, из доступных шасси единственной альтернативой оставался «Валентайн».
Новую машину «Арчер», построили на шасси «Валентайн» с открытой сверху рубкой. 17-фунтовая пушка, направленная назад, имела ограниченный сектор обстрела. Место механика-водителя располагалось аналогично базовому танку, а лобовые листы рубки и продолжением передних листов корпуса. Таким образом, несмотря на большую длину 17-фунтовой пушки, ось получить сравнительно компактную САУ с невысоким силуэтом.
Огневые испытания прошли в апреле 1943 г., но потребовались изменения ряда узлов, включая установку орудия и приборы управления стрельбой. В целом машина получилась для Британии удачной и стала приоритетной в программе производства.
Первую серийную машину собрали в марте 1944 г., а с октября САУ «Арчер» поставлялись в противотанковые батальоны британских БТД в Северо-Западной Европе. На вооружении британской армии «Арчер» оставались до середины 50-х годов, кроме того, после войны они поставлялись и другим армиям, в том числе и в Египет.
Из первоначально заказанных 800 машин фирма «Виккерс» построила только 665. Несмотря на ограниченные из-за принятой схемы установки оружия тактические возможности, «Арчер» — рассматривавшаяся изначально, как временная мера до появления лучших конструкций — показала себя надежным и эффективным оружием.

Тактико-технические характеристики
Боевая масса 18 т

Экипаж 4 человека
Вооружение 1 х 76,2-мм пушка Мk II-1
Боекомплект 40 унитарных выстрелов
Бронирование: противопулъное
Тип двигателя дизель "GМС"
Максимальная мощность 210 л.с.
Максимальная скорость 40 км/час
Запас хода 225 км


Союзник Египта, Сирия, имела на вооружении германские машины периода ВМВ, о которых я рассказывал выше, наши Т-34-85, а так же уцелевшие в боях 1948-49 г.г. десять французских танков «Рено» R35, несколько британских Мк-6 и до пяти десятков бронеавтомобилей «Панар» 178В.
В октябре 1955 года было создано объединенное военное командование Сирии и Египта. Через год к нему присоединиться Иордания.


Француз и британец. Латрун, наши дни. Снимок В.Опенгейа. Великолепный ракурс, верно?

Эти действия вызвали очень болезненную реакцию Израиля.
В июле 1956 года лидер Израиля Давид Бен-Гурион пришел к выводу, что Израиль должен нанести превентивный удар. Он дал поручение Генеральному штабу разработать и провести в 1956 операцию против Египта. Благо международная обстановка создавал благоприятные условия.

В августе 1956 г. штабы Франции и Англии начали разработку операции «Хамилькар», позже переименованной в «Мушкетер», предусматривающей возвращение стратегического водного пути в "лоно западных демократий".

Израиль тем временем вел свою войну с разного рода мелкими арабскими отрядами, бандгруппами, терроризировавшими приграничные поселения. В Израиле разработали свой план войны (операция «Кадеш»), скоординированный с англо-французской операцией.

Дело в том, что к середине 1956 года резко ухудшились отношения Египта с западными странами.
Еще до того, Египет испортил отношения с Францией из-за поддержки алжирских партизан. В результате, кстати, Франция стала активно продавать оружие Израилю. В 1954-1956 пошатнулись позиции Западных стран на Ближнем Востоке, когда провалились попытки США и Англии втянуть Иорданию и Египет в антикоммунистический Багдадский пакт. В Иордании, как было выше сказано, произошли волнения, а в Египте все острее встал вопрос о том кто будет владеть Суэцким каналом.

Еще летом 1952 года Насер организовал ряд нападений на английские базы в районе Суэцкого канала и потребовал эвакуации английских войск из Египта.
Командующий английскими войсками генерал Эскин предложил правительству вмешаться и за одно восстановить на престоле короля Фарука, но Лондон "ограничился" заморозкой в банках Сити 10 миллионов фунтов ( тогдашних британских "паундов"!), принадлежащих Египту. А затем численность английских войск в районе канала сократили с 80 до 10 тысяч человек.
Насер продолжал нажимать и 19 октября 1954 года в Каире было подписано соглашение о полном выводе британских войск из зоны Суэцкого канала в течении 20 месяцев.

Наконец, Насер испортил отношения и с США. В 1953 году в Каир прибыл госсекретарь США Джон Фостер Даллес. Его целью было втянуть Египет в Багдадский пакт. Насер со своей стороны "просил кредиту" на строительство Асуанской плотины и оружие. Но, опасаясь вызвать недовольство Израиля, который был союзником США в регионе, Даллес отказал в поставках оружия. Когда же Насер в сентябре 1955 года приобрел крупную партию оружия у стран Восточного блока, США вообще приостановили выдачу уже "оформленных" кредитов Египту.
Более того, Даллес потребовал немедленно аннулировать договор о поставках советского оружия и пригрозил блокировать Египет с моря, чтобы не допустить прибытия судов с оружием. Никаких исторических параллелек на ум не приходит, а, мужики?

Последней каплей для египетского лидера стало заявление Даллеса от 19 июля 1956 года, что США отказывают Египту в обещанном кредите в 270 миллионов долларов.
Примеру американцев последовали Великобритания и Международный банк реконструкции и развития. И уже 26 июля на митинге в Александрии президент Гамаль Насер



заявил:

"Американцы, задыхайтесь от бешенства! Годовой доход компании Суэцкого канала составляет 100 миллионов долларов. Почему бы нам самим не получать эти деньги?"

И египетские войска без промедления заняли зону канала.

Великобритания и Франция ввели экономические санкции против Египта и стали готовить интервенцию в Египет.
Планы "превентивной" войны против Египта в Израиле разрабатывались еще в 1955 году. В конце марта 1956 года план "свержения Насера военными средствами" был разработан в Великобритании, то есть еще до того, как последний британский солдат покинул зону Суэцкого канала (13 июня 1956 года).

Таким образом, сомневаться в том, что операция против Египта была спровоцирована решением о национализации Суэцкого канала не приходится.

Израиль должен был нейтрализовать угрозу партизанских рейдов со стороны Синая и сектора Газы, а так же открыть для своих судов Тиранский пролив, Франция хотела пресечь египетскую помощь алжирским повстанцам, а Великобритания намеревалась сохранить сове господство на Суэцким каналом. И всем мешал один человек - Гамаль Абдель Насер.

На заседании британского кабинета министров пришли к выводу, что национализация компании Суэцкого канала путем выкупа Египтом акций у прежних владельцев юридически обоснована и такое решение трудно оспорить. Единственным способом вернуться в зону канала станет угроза международным морским путям. Согласно англо-египетскому соглашению 1954 года, Великобритания могла ввести войска в случае подобной угрозы.

Военная же операция Израиля по прикрытию своих поселений от набегов «разносчиков ислама» представлялось в Лондоне и Париже удобным поводом для оккупации зоны Суэцкого канала. Со своей стороны, Израиль рассчитывал, что действия Англии и Франции "прикроют" собой вторжение на Синай.

С моей колокольни, крайне любопытно вот что: если сближение позиций Франции и Израиля произошло достаточно легко ввиду отсутствия взаимных претензий и налаженного военно-технического сотрудничества, то Великобритания сначала выступала против участия Израиля в операции и осуществления АОИ своих целей.

Отношения между Великобританией и Израилем всегда были натянутыми: Лондон требовал соблюдения резолюции ООН от 29 ноября 1947 года и призывал Израиль очистить арабские земли, кроме того в соответствии с англо-иорданским договором об обороне Великобритания могла вторгнуться в Израиль.
Один из планов войны против Израиля был разработан британцами в августе 1956 года.

Со своей стороны, в Израиле рассматривали Великобританию как вероятного противника. Однако, к октябрю 1956 года Лондон готов был принять участие Израиля в «суэцкой войне».

14 октября 1956 года в своей загородной резиденции премьер-министр Великобритании Энтони Иден принял заместителя министра иностранных дел и заместителя министра обороны Франции и одобрил план операции против Египта. Переговоры с Египтом в Нью-Йорке были прерваны. Затем 16 октября Иден и министр иностранных дел Великобритании Ллойд вылетели в Париж. С 22 по 24 октября в Севре, пригороде Парижа состоялись переговоры премьера Израиля Давида Бен-Гуриона со своим французским коллегой Молле.
Бен-Гурион был недоволен, что Израилю предоставляется роль агрессора.

В качестве компенсации глава Израиля выдвинул ряд любопытных условий: раздел Иордании между Ираком и Израилем, где Израилю отходит западный берег реки Иордан, а на восточном берегу, в иракской части, размещаются палестинские беженцы, территория Ливана до реки Литани также отходила к Израилю, залив Акаба на Красном море переходит под контроль Израиля, и наконец, новый лидер Египта, пришедший на смену Насеру должен заключить мирный договор с Израилем.

Французы выслушали и сказали, что не считают эти планы "полностью фантастическими", но что либо конкретное не обещали. Англичане же и вовсе заявили, что в случае чего обойдутся и без Израиля. В итоге был подписан секретный Сервский договор, по которому Израиль должен был начать боевые действия 29 октября 1956 года и на следующий день выйти к Суэцкому каналу, после чего Англия и Франция обратятся к воюющим сторонам с призывом прекратить огонь и отвести войска от канала на 10 миль в каждую сторону. Затем Великобритания и Франция предъявят Египту ультиматум по которому в зону Суэцкого канала вводиться войска этих стран, в случае отказа, начинается боевая операция (31 октября). Израилю передается западный берег залива Акаба и острова в этом заливе.

С августа 1956 года совместный англо-французский штаб начал детальную проработку операции.
Первоначально главный удар планировалось нанести по Александрии, но по политическим соображениям решено было высадить десант в Порт-Саиде, средиземноморских воротах Суэцкого канала, а затем продвигаться вдоль канала на юг. Планировался также вспомогательный десант со стороны Красного моря на южные берега канала. Перед высадкой десанта ставилась задача завоевать господство воздухе и подавить авиацией береговую оборону.

Израильские стратегические задачи предполагали прежде всего разгром главных египетских сил на Синайском полуострове и в секторе Газа. После чего, израильтяне должны были повернуть на юг и заняв Шарм-аль-Шейх, разблокировать Акабский залив.
Но перед этим израильтяне решили выбросить десант в 45 км от канала,, на перевале Митла, тем самым отрезать южную пересеченную часть полуострова, где почти нет дорог, от северной и провести туда подкрепление по суше.
В случае отказа англо-французов следовать договоренностям, что часто вытекало из исторического опыта «общения с дипломатией» этих стран и умения французов воевать, можно было переориентировать действия АОИ, как антипартизанский рейд.

Иллюзий по отношению к своим «союзничкам» израильтяне не строили – слишком много было в рядах ЦАХАЛа евреев, которые прежде, пусть и под знаменами других стран, прошли Вторую Мировую, дрались против немцев – да и не столько против немцев, сколько против геноцида своего народа, олицетворением которого была тогда Германия. И теперь они готовились драться, защищая свою новую Родину, так же отчаянно, умело и отважно, как защищали свои Родины в годы войны. Как дрался мой близкий друг и старший товарищ Каушанский, урожденный ростовчанин из старой еврейской семьи, а впоследствии – гражданин Земли Обетованной - боевой офицер-танкист, прошедший Отечественную от звонка до звонка, не раз горевший и знающий приторную медикоментозную вонь госпиталей не по наслышке, откомандированный в 1949-м «по заданию Партии и Правительства» в Израиль, паливший гансов на своей «тридцатьчетверке», а потом – паливший «тридцатьчетверки» арабов на переделанном стареньком «шармане»… Воюет не техника, воюют люди.



Израильтяне – повторю - иллюзий по отношению к своим «союзничкам» не строили: как умеют воевать французы, показали и 1940-й, и Индокитай чуть позже.
Британцы же воевали «за бабло» и места бульдожьей англосакской боевой остервенелости, порождаемой тем холодным патриотизмом, который делает «томми» серьезным противником могло поросту не найтись причин.

Евреи же дрались за самое главное, что и делает войну «отечественной» - за независимость, безопасность, за само существование своей страны и народа.
За жизни своих семей, по большому счету.
И они понимали, что о "мирном небе над головой" рядом с такими соседями им не приходится даже мечтать.
Потому и «качество» войны было различным. Да и само отношение к этой войне.

Силы сторон накануне начала боевых действий были следующие ( сразу оговорюсь – точными данными лично я не располагаю, да сомневаюсь, что такими «поединичными списками» располагают и стороны-участницы: слишком сумятливо тогда было в регионе, слишком много техники в строю было и «неучтенной» и «наколенно восстановленной».

Однако, Египетская регулярная армия перед войной насчитывала 90 тысяч человек, 430 танков (230 Т-34-85, примерно 160 "Шерманов" различных модификаций и 41 "Центурион"), 300 самоходных орудий (100 Су-100, 5-6 ИСУ-152, неустановленное точно количество ИС-3 и Т-54А – но никак не больше двух десятков) и около 200 "Арчеров").
ВВС Египта располагали примерно двумя сотнями самолетов, из них числились в строю 128, но боеготовыми были только 42 машины.
Иначе говоря - вооруженные силы Египта были во всегда свойственной любой арабской армии «стадии перевооружения и переформирования». Перефразируя Жванецкого, арабское переформирование нельзя ЗАКОНЧИТЬ, его можно только ПРЕКРАТИТЬ.

Большая часть сил находилось на канале или западнее его.
В секторе Газа находилась 8-я Палестинская дивизия генерал-майора Юсефа Абдалла Агруди в составе 86-й и 97-й палестинских бригад и 26-я бригада национальной гвардии. Задачей дивизии было отражать рейды и атаки израильтян в секторе.
Северный и центральный Синай защищала 3-я пехотная дивизия бригадного генерала Абд-эль-Вахаб Алькади в составе 5-й и 6-й бригады, бригады резервистов и 3-го бронетанкового батальона, в составе которого имелось 52 танка "Шерман" М4А2, небольшого количества старых «Стюартов», «матильд» и «Грантов», оставшихся от англичан еще с времен ВМВ.

Одна танковая рота находилась в секторе Газа, а две в Эль-Арише на севере Синая, как резерв. Было также около полусотни самоходок "Арчер" и 300 бронетранспортеров различных типов и возраста. Сильнопересеченную местность южного Синая прикрывал только один батальон пограничников.
На самой южной оконечности полуострова находился 2-й пехотный батальон.

Вдоль Суэцкого канала египтяне расположили 2 пехотные дивизии и часть 4-й бронетанковой дивизии (1-я бронебригада и 2-я пехотная бригада).

Израиль выделил для операции "Кадеш" (очищение) две трети своей армии - 100 тысяч человек, и почти всю боеспособную технику: почти 200 танков, 150 самолетов, 600 орудий и минометов, 20 боевых кораблей различного, в основном малого катерного,тоннажа.


Израильские M4A1(W) пополняют запасы топлива. Синай, 1956 г.

Эти силы были сведены в шесть пехотных (1-ю,4-ю,9-ю,10-ю,11-ю,12-ю),
три бронетанковых (7-ю,27-ю,37-ю)
и 202-ю воздушно-десантную.

АМХ-13 израильской армии. Синай, 1956 г.

Накануне войны, с целью отвлечения внимания Израиль провел отвлекающий рейд на западном берегу реки Иордан. На границе с Иорданией были размещены войска. Дело дошло до того, что Ирак ввел дивизию в Иорданию для укрепление ее обороны.

Англия и Франция начали накапливать силы на Кипре и на Мальте под видом совместных учений.

И, как всегда бывало в её истории, предчувствуя неизбежность войны, как стервятник на падаль, к египетским берегам подтянулся 6-й флот США, а в Александрии высадился отряд морских пехотинцев, со стандартной для янки задачей: с «благороднейшей целью исключительно защиты граждан США».
Без комментариев.

Генерал-майор Моше Даян, начальник штаба Сил самообороны Израиля, спланировал операцию в стиле классического блицкрига «по-раннегермански», опираясь на опыт Роммеля, достаточно долго и успешливо оперировшего на схожем ТВД против превосходящих сил противника, намного более стойкого и серьезного, чем арабы, опираясь на идеи Быстроходного Хайнца и на талант к стратегическому широкому маневру "ударным кулаком" Манштейна – одного из наиталантлевейший военачальников Вермахта.
Израильские танковые части должны были нанести стремительный удар на Синайском полуострове, не ввязываться в затяжные бои и обходить опорные пункты египтян. Наступление танков дополнялось выброской парашютных десантов. При этом израильтяне намеревались нанести удар до того, как египтяне отмобилизуют и развернут свои силы.

План был красивым, но, как говорится, «гладко было на бумаге». Действительность не соответствовала замыслу Даяна, и это почти чудо, что израильское наступление завершилось успехом.
Впрочем, на войне – как на войне.
И чудеса « а ля герр, ком а ля герр» случаются только тогда, когда на них заранее плачено душой, горько-соленым потом или кровью.
Свои чудеса израильтяне заслужили.

Но об этом тоже - чуть позже.
А пока -
- Пока - Продолжение следует.


С уважением, Евгений Митьков
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13937
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Пред.След.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: alexbir, Google Adsense [Bot] и гости: 2