ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 08 окт 2012, 03:33

...Ежели через Литву ехать — то тогда под гуслентой не таможня хрупнула. Ихняя таможня при звуке танкового движка прытко бегает, не смотря на грузность телосложения.
Это их незалэжность хрупает. Как безделушка импортного производства из дешевой пластмассы. Хрупала, хрупает и будет хрупать. Даже гусеницы не нужно. Достаточно кирзача русского пехотинца.

Ну, а ежели через Финляндию — тогда уж лучше по-соседски, даже на бэтэре за пивом с полными баками и б/к — но с улыбкой на харе и уважением в душе. Финны, как и бритты — себя уважать умеют — и крепко стоят за себя. Но — в отличие от бриттов — уважая себя, финны умеют УВАЖАТЬ ТЕХ, КТО УВАЖАЕТ ИХ.

Как и норвеги. С этими ребятами ( как и с афганцами и израильтянами) проще жить в мире, чем враждовать. Безусловно, страна небольшая и раздавить её силой — даже сейчас! - возможно.
Но — нужно ли? Как говорят на Востоке: «... - Не выбирай себе дом. Выбирай себе соседа».

И финны это тоже понимают прекрасно, это в их национальном менталитете. Именно потому в Продолженную Войну они и не пошли дальше старой границы. Хотя — как многим тогда, в 41-м, казалось — и могли бы...

Финны умеют уважать себя. В том числе и через национальную память.
Когда-то, в середине восьмидесятых мы стояли в Таранто рядом с трампом под финским флагом. - и как водится, пошли «крепить дружбу» ( мы тогда стояли под своим флагом, но в качестве «мирного сухогруза»).
В процессе крепления дружбы за бутылкой ( и не одной) ...кофею... — разговорились. Кстати, до сих пор многие финны неплохо владеют русским языком, пусть и ломаным — но вполне понимаемо. Даже молодежь владеет.

Так вот, один из «горячих парней» финского «карго-вассела» по ходу разговора рассказал, что дед его ( на тот момент еще живой) хранит дома старый «Суоми». Я не помню сейчас правила обращения огнестрельного оружия в Финляндии, но на вопрос - «...А на хера?» его внук гордо ответил:

«... - В Зимнюю Войну от убил из него трех ваших солдат!»
А на повисшую паузу среагировал так:
«... - Была война. Дед был солдат. Он воевал и защищал свою жену - мою бабушку и мою мать — свою дочь. Он защищал свою Родину! Он имеет право этим гордиться!»

Причем — именно в этой последовательности ( почему в память и врезалось). На первом месте — семья, дом — это и есть РОДИНА.
А потом уже — все остальное.

И мы его поняли. И еще выпили (кофейку) — и за Победу, и за то, что война кончилась между нами, и за то, что добрыми соседями остались, и за то, что финны в Питер ездят водки попить, и за то, что у нас танки и девушки — лучшие в мире... И даже пели потом «...Ой, мороз, мороз...»

Финны умеют помнить и сохранять чувство достоинства памяти. Не унижая ни себя, ни других. Обстоятельный они народ — финны...
И именно потому, когда в начале 30-х годов финские военные приняли решение провести испытания более современных образцов для замены устаревших танков «Рено», различие взглядов на технические характеристики и тактику применения танков нового типа сделали выбор нелегким.

6 июня 1933 г. министерство обороны разместило в Великобритании заказ на три танка различных типов: «Виккерс-Карден-Лойд» Mk.VI,
6-тонный танк «Виккерс-Армстронг» Мк.Е Мод. В и
«Виккерс-Карден-Лойд» модели 1933 г.

Общая стоимость машин составила 8410 фунт. ст. Контракт предусматривал сроки поставки с августа 1933 по январь 1934 г. Вместе с этими тремя танками из Англии прислали плавающую модификацию танка Виккерс-Карден-Лойд модели 1933 г. В августе-сентябре 1933 г. эта машина прошла цикл армейских испытаний, в ходе которых ее возможности не удовлетворили требованиям финской армии, и танк был возвращен фирме-производителю.


Виккерс-Карден-Лойд модели 1933 г....


... он же - Vickers-Carden-Lloyd commercial light tank - коммерческий, на испытаниях в Финляндии.

Так называемый «коммерческий»легкий танк фирмы Vickers-Anmsirong. Разработан в 1933 г.. в различных модификациях выпускался с 1933 по 1940 г. Предназначался исключительно для экспорта.
Model 1933 — первоначальный базовый вариант.
Клепаные корпус и башня. Последняя могла быть как цилиндрической, так и граненой формы. Моторное отделение располагаюсь справа, а слева от него, за перегородкой — боевое и отделение управления. Вооружение—пулемет Vickers калибра 7,7 мм. Двигатель — Meadows EST мощностью 90 л.с. Подвеска — блокированная. На каждом борту располагались по две двух катковых балансирных тележки, подвешенные на четверть эллиптических листовых рессорах. Макс, скорость — до 65 км/ч. Боевая масса 3,8 т. Экипаж 2 человека.

ModeI 1934 — ходовая часть с блокированной подвеской на спиральных пружинах. В зависимости от требований заказчика машины этой модификации различались формой башен и вооружением. Т. 15 — вариант танка Mode/ 1934 для Бельгии. В отличие от английского образца эта машина имела башню конической формы. В декабре 1933 г. Литва закупила 16 легких танков Vickers-Carden-Lloyd mod. 1933, вооруженных 7,7-мм пулеметом. Эти машины поступили в Литву в конце 1934 г. В мае 1936 г. литовские военные закупили еще 16 танков аналогичной конструкции. Эти боевые машины составили 2-ю и 3-ю роты единственного литовского танкового батальона. В середине 1930-х годов попытку оснастить свою армию современными танкам и предприняла и Латвия. В 1935 г. у фирмы Vickers-Armstrong закупили 18 легких танков Vickers-Carden-Lloyd mod. 1934, причем 12 из них были вооружены пулеметами, а шесть — 40-мм пушками в башнях увеличенного размера. К лету 1940 г. все эти машины входили в состав, так называемой, технической дивизии.

После присоединения Прибалтики к СССР литовские и латвийские «коммерческие виккерсы» вошли в состав Красной Армии. Все они поступили в 12-й механизированный корпус, формирование которого началось на территории ПрибОВО весной 1941 г. По состоянию на 22 июня 1941 г. в дивизиях 12-го мехкорпуса имелось 42 легких танка «Виккерс». Из этого количества только пять с 40-мм пушками (все — в 23-й танковой ливизии), остальные — с пулеметами. Еще один «Виккерс» с 40-мм пушкой поступил для испытаний на НИБТПолигон в Кубинку, где в музее он находится до сих пор - о нем разговор пойдет в "Кубинской" главе "Танковых музеев"

По боевой тревоге 22.06.41 было выведено только 3 «виккерса», остальные оставлены в парках. Английские танки приняли участие в контрударе 12-го мехкорпуса в первые дни Великой Отечественной войны, завершившегося неудачей. К 7 июля 1941 года в строю оставалось только шесть танков «Виккерс»

В 1934 г. кроме образеца легкого танка mod. 1933, который был закуплен Финляндией, две машины были закуплены Швейцарией.
Наибольшее количество танков Vickers-Carden-Lloyd было заказано для Голландской Ост-Индии. Первые два танка mod. 1934 поступили в ноябре 1937 г. После их испытаний, 8 марта 1939 г. последовал заказ на 73 линейных танка. Еще 45 командирских машин заказали 26 июня I939 г. Все танки должны были быть вооружены 7.7-мм пулеметами Vickers. Заказ на командирские машины выполнен не был, что же касается линейных танков, то к началу Второй мировой войны англичане изготовили 24 танка. 20 из них голландцы успели отправить в Ост-Индию, а четыре машины застряли в порту Амстердама, где в мае 1940 г. их захватили немцы (по другим данным эти танки были подбиты в бою). Остальные 49 машины были изготовлены, но голландцам не достались. В связи с катастрофическим положением с танками после Дюнкерка, британское правительство реквизировало их. Эти машины использовались для подготовки танкистов в учебном центре в Бовингтоне.

«Виккерс-Карден-Лойд» Mk.VI

Карден-Ллойд Модель VI (Carden-Loyd Mk VI, Carden Loyd Tankette) - британская же разработка того же периода, строившаяся также предпочтительно "на экспорт". Писано о ней много, о нашем аналоге - Т-27, тоже, потому ограничусь кратенькой информацией.


Тот самый знаменитый "рекламный снимок", с которого "все и началось"


Карден-Ллойд Модель VI, Парола, наши дни. Снимок С.Шарова


Она же. Вид с левого кормового крамбола. Парола, наши дни, снимок С.Шарова. Хорошо видна пусковая рукоять движка ( "кривой стартер")

Три полученных по контракту танка прошли большой и разнообразный цикл испытаний в условиях различной местности и различных погодных условиях. По результатам испытаний была выдана рекомендация принять на вооружение 6-тонный танк «Виккерс». Машины «Виккерс-Карден-Лойд» после испытаний использовались исключительно в учебных целях. Они не принимали участия в боевых действиях и были списаны в ходе Продолженной войны.

Кроме того, для прохождения испытаний в Кавалерийской бригаде в 1936 г. у шведов был закуплен новейший бронеавтомобиль «Ландсверк-182». БА был доставлен в Лаппеенранту 27 июля 1936 г. 1 февраля 1937 г. в Кавалерийском корпусе было учреждено бронекавалерийское подразделение. К началу 1938 г. подразделение было расширено и получило новое наименование — Отдельный Бронированный эскадрон. БА получил вооружение финского производства: выпущенные на Государственном Оружейном Заводе VKT 13,2-мм пулемет L-35/36 и два 7,62-мм пулемета L-33/36. Машина использовалась как в Зимней, так и в начале Продолжительной войны, находясь в составе бронекавалерийского подразделения Кавалерийского корпуса, а затем — в составе 1-го дивизиона вплоть до конца 1941 г.


МВД Финляндии заказало бронеавтомобиль для полиции фирме Суомен Аутотеоллисуус Лтд. Он был готов к 1937 г. Двигатель — дизель фирмы Америкэн Херкьюлиз Мотор Корпорэйшн — имел мощность 75 л.с. Раму этого БА изготовили на заводе Крэйтон-Вулкан. Отдельно было заказано вооружение на заводе VKT: пулемет L-35/36 калибром 13,2 мм и два 7,62-мм пулемета L-33/36 (аналогичное вооружение предусматривалось и для бронеавтомобиля «Ландсверк-182»).
19 июня 1951 г. этот бронеавтомобиль был передан силам самообороны. В 1954 г. он был переделан в автокран —  бронекузов был снят, а на раме установлена кабина от грузовика и крановое оборудование. В таком виде машина прослужила до 1962 г., когда рама треснула и автомобиль был отправлен на металлолом.
Однако потребность в подобной машине сохранялась, и соответствующее оборудование после демонтажа со списанного шасси было смонтировано на старом БА-10, с которого предварительно сняли заднюю часть бронекорпуса. Кран, получивший наименование БА-10Н, прослужил до 1978 г., не числясь в официальных списках и регистрах.



Как я уже отметил выше, по результатам испытаний была выдана рекомендация принять на вооружение 6-тонный танк «Виккерс».
20 июля 1937 г. финны заказали в Великобритании 32 6-тонных танка «Виккерс». 11 машин должно было быть поставлено 20 июля 1937 г., еще 10 — 1 апреля 1938 г. и последние 11 — 1 января 1939 г. Цена одного танка была определена в 4500 фунт. ст. В нее не входила оптика, связное оборудование и вооружение, так как танки должны были получить это оборудование уже в Финляндии. Ухудшение политической обстановки в Европе внесло коррективы в план поставок. Британские танки запаздывали, и к июлю 1938 г. ни один из них так и не поступил. В феврале следующего года министерство обороны заказало на Государственном Артиллерийском заводе VTT тридцать три 37-мм орудия 37 psvk 36 (пушка Бофорс мод. 1936 г., выпускавшаяся в Финляндии по лицензии) с их последующей установкой на английские танки. Отдельно была заказана танковая оптика для этих орудий. Но из-за трудностей, возникших во время производства орудий, задержек с поставками танков и аннулирования поставок танковой оптики из Германии лишь 10 танков были готовы к бою в конце 1939 г.

О "шеститонном" - в следующем посте, завтра. Эта машина заслуживает отдельного, большого разговора и подробных снимков в хорошем качестве.

С уважением, Е.М.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16767
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Dvu.ru-shnik » 08 окт 2012, 03:58

Евгенич, приветствую тебя. Как там ярмарка?
Финнам, в принципе, по барабану - на чём ты едешь, главное, чтбы съёмное вооружение и боеприпасы были указанны в декларации.
Так что давить их таможню нет никакой необходимости. Тут с нашей таможней скорее возникнут проблеммы - нищета безштановая. Вечно ходят по вагонам и попрошайничают - Оружие, боеприпасы, валюта, наркотики есть?
прошли те времена, когда, как Верещагин говаривал - "таможня даёт добро." Теперь говорят - "таможня берёт добро". Так что, если что-то и хрупнет под гусянкой, то это наша ридная отечественная таможня.
Кстати, а 6 тонн - это как раз то, что в такой болотистой местности лучше всего подходит, как и у японцев в Манжурии - одни лёгкие танчики сновали по болотам.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 08 окт 2012, 04:13

...тАможню - давить без пощады!!! А кто разбегается - "патронов не жалеть!!!"

Хотя с такими раскормленными телесами ( от голода пухнут, с_ки!) - быстро не побегут. Это им - не мелочь по карманам тырить. И - не крупняк вымогать.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16767
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 08 окт 2012, 19:55

И шасси БА-10 прослужило до 1978 года!!!! Вот и верь всяким там сказкам о некачественности русской техники! Да я никогда и не верил.Сам ведь служил.Знаю точно,там где советские полноприводные грузовики проходили ниодна зарубежная техника ехать не могла,чему подтверждение получил от израильтян.По своему опыту знаю,что то,что мы вытворяли с ЗиЛ-157,ГАЗ-66 и КраЗ-214 и 255 в Витебской области на танковом полигоне Дретунь западной технике просто не доступно.Она бы вышла из строя на второй день.А мы свою после двух-трёх месяцев работ возвращали в часть,обслуживали и она дальше работала!
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2794
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Dvu.ru-shnik » 08 окт 2012, 20:13

Студер с доджиком нормально ходили, наш труманяга с него и взял себе схему.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 08 окт 2012, 23:16

Так то,Викторович,Студер и Додж,ещё и Шевроле Джимми.Того времени машины,американские,да они были то,что на бездорожье и надо.Однако сейчас их грузовики только с виду грозные.В песках Негева их таскали на буксирах советские траки.У моего босса есть Виллис.Я на нём на сьёмки поехал.Там надо было подняться на достаточно крутую песчанную гору.Были там ещё всякие внедорожники типа Ленд Круйзера,Паджеро,был и ДжМСи Юкон,короткий.Так вот,из них всех один только я и поднялся.Тех лет машины у янки были именно солдатскими неприхотливыми машинами.А теперь...только по пустыне Мохаве,где песка нету,а только каменистый грунт,галька,им и ездить.За то есть кондиционер,коробка автомат,и холодильник под сидением для холодной кока-колы.Скоро им ещё душевую кабинку пристроят. :mrgreen:
Последний раз редактировалось Володя 08 окт 2012, 23:18, всего редактировалось 1 раз.
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2794
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Dvu.ru-shnik » 08 окт 2012, 23:18

Наш ответ Чемберлену - Газ-67 :lol:
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7688
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 08 окт 2012, 23:21

За зря смеёшся.По проходимости,тяговому усилию на фаркопе,и неприхотливости "козлик" Виллиса превосходил.Виллис быстрее разгонялся.Водилы-фронтовики даже устраивали соревнование,кто кого перетянет.Виллис обычно проигрывал. :mrgreen:
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2794
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 09 окт 2012, 03:46

Ну, а я родолжу разговор о «Виккерсе — шеститонном». Любопытно получается: эта машина сказала свое слово практически во всех боестолковениях середины Ххвека, состояла на вооружении и производилась во многих странах — а вот в самой Британии как-то не прижилась. Не срослась судьба у «гадкого утёнка» в Британии...

Вообще, история человечества знает немало примеров, когда талантливые, одаренные люди или выдающиеся идеи и изобретения получали признание во всем мире, за исключением собственной родины. Поразительно, но факт - даже история бронетанковой техники изобилует подобными ситуациями. Один из таких примеров - судьба "Виккерс-Армстронг" Мк.Е.

"Виккерс 6-тонный" был создан в инициативном порядке фирмой "Виккерс-Армстронг" в 1930 году в двух вариантах: двухбашенном (А) и однобашенном (В).


Польский вариант "шеститонного" - А" с башеньками измененной формы и принятыми на вооружение в Польше "Гочкиссами" WZ 14

Первый вооружался двумя пулеметами "Виккерс" калибра 7,7 мм с водяным охлаждением, а второй - короткоствольной 47-мм пушкой QFS-A. Ни тот, ни другой варианты никакого интереса у британских военных не вызвали.

Далее - цитата из Желтова

В это время в Англии находилась советская комиссия, возглавляемая начальником Управления моторизации и механизации РККА командармом 1 ранга И. А. Халепским. Ей-то и приглянулся новый танк, который весьма удачно вписывался в разработанную в 1929 году "Систему танково-тракторно-авто-броневооружения РККА", предусматривавшую потребность армии как в танках дальнего действия, так и в танках непосредственной поддержки пехоты. В качестве базового образца для первых в 1931 году тем же Халепским будет выбран танк Кристи M.1930 , а для последних как нельзя лучше подходил "Виккерс-Армстронг" Мк.Е модели А: для поддержки пехоты в то время считалось достаточным чисто пулеметное вооружение. От Советского Союза и последовал 28 мая 1930 года первый заказ на двухбашенные "Виккерсы". К 4 июля 1931 года все 15 заказанных машин покинули цех фирмы.


В СССР машину приняли на вооружение, даже не дождавшись выпуска первого отечественного образца (также, впрочем, поступили и с Кристи-БТ) - 13 февраля 1931 года. В мотомеханизированных войсках Красной Армии ему был присвоен индекс Т-26. Серийный выпуск развернули на ленинградском заводе "Большевик" (бывший Обуховский завод). Танковое производство завода "Большевик" вскоре было выделено в самостоятельный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова. Т-26 стал самой массовой бронированной машиной Красной Армии: с 1931 по 1941 год было выпущено около 12 тыс. танков. По числу модификаций, как серийных, так и опытных (23), "двадцать шестой" также не имел себе равных. Этот танк принимал участие практически во всех боевых действиях, которые Красная Армия вела в 30-х и 40-х годах. Неоднократно подвергаясь модернизации, он состоял на вооружении вплоть до 1945 года, когда несколько танковых бригад на Т-26 приняли участие в разгроме Квантунской армии.
Но о "двадцатьшестерке" именно о Т-26 - разговор и рассказ тоже должен быть отдельным - уж больно знаковая была машина...

Следующим по времени заказом на "6-тонный" стал греческий. 20 ноября 1930 года Греция приобрела два танка: двух- и однобашенный. Поскольку нового заказа не последовало, можно предположить, что покупка имела ознакомительный характер.

Стоит отметить, что единственной страной, кроме СССР, развернувшей на своих заводах серийное и масштабное производство "Виккерсов", стала Польша. 16 сентября 1931 года поляки заказали 22 двухбашенных и 16 однобашенных машин, а кроме того, приобрели лицензию на производство танка. Закупленные машины отличались от базового английского варианта несколько измененной формой пулеметных башен, приспособленных под установку принятых в польской армии пулеметов "Гочкисс" wz.14. Что же касается производства по лицензии, то перед его началом танк подвергся существенной модернизации.
Довольно капризный карбюраторный двигатель "Армстронг-Сиддлей" был заменен дизелем "Заурер" мощностью 110 л. с. Лобовую броню корпуса довели до 17 мм, а башни - до 15 мм. 18 марта 1935 года заводу "Урсус" был выдан заказ на 22 двухбашенных танка, вооруженных пулеметами "Браунинг" wz.30, получивших индекс 7ТР (7-tonowy, polski).


7ТР. Хотя разговор не о ней, но упомянуть стоит.

Снимков этой машины - очень много, в основном - немецкие, времен Польской Кампании. Гансы стандартно позируют на фоне сожженных и подбитых машин... Некоторое количество 7ТР служили в вермахте. Что можно сказать коротко об этой машине? Из всего семейства зарубежных "шеститонных" 7ТР самый удачный. - "двадцатьшестерку" я за рамки вывожу, в этом выводке БТТ равных ей не было!

Однако необходимость иметь танк с пушечным вооружением стала к тому времени очевидной. Шведская фирма "Бофорс" разработала новую башню с 37-мм пушкой. Первые 16 башен были поставлены фирмой в течение 1936 года, а начиная с мая 1938 года их лицензионное производство развернулось и в Польше. На 1 сентября 1939 года в Войске Польском имелось 139 танков 7ТР, которые вместе с танкетками ТК и TKS составляли основу танкового парка польской армии.

Далее - снова цитата, на этот раз - из раннего М.Барятинского:

"...Расползание" "Виккерсов" по свету продолжалось. В октябре 1932 года три машины – две однобашенных и одну двухбашенную - заказала Боливия. Эти танки оказались первыми и единственными "Виккерсами" на Латиноамериканском континенте, а кроме того - первыми, принявшими участие в боевых действиях. В 1933 году вспыхнула очередная война между Боливией и Парагваем. В ней-то и участвовали все три боливийских "Виккерса". Двухбашенный танк был захвачен парагвайцами и установлен как памятник в столице страны - Асунсьоне.



Вот эта машина. Асунсьен, конец восьмидесятых.


В феврале - марте 1933 года 10 машин модели В ушли в Таиланд ( Сиам). Кроме того, для этой страны было изготовлено 26 зенитных танков, которые представляли собой шасси "6-тонного" с водруженным на него корытообразным, открытым сверху корпусом. На этих машинах устанавливался 40-мм зенитный автомат "пом-пом".
В 1938 году Таиланд заказал еще 12 однобашенных танков, но до сентября 1939 года фирма успела отгрузить лишь восемь машин. Остальные были реквизированы английским правительством в связи с начавшейся войной и использовались в Англии в качестве учебных. По некоторым данным, эти танки относились к модификации F с двигателем "Роллс-Ройс".

Двадцать однобашенных машин модели F в 1934-1936 годах закупил и Китай. Эти танки по внешнему виду отличались от стандартных наличием ниши в кормовой части башни - в ней устанавливалась радиостанция.

В 1938 году восемь однобашенных "Виккерсов" закупила Болгария.

В США, Японию и Италию "6-тонные" не поставлялись, однако по одной двухбашенной машине было направлено в эти страны для демонстрации. По некоторым данным, по одному "Виккерс А" находилось в Румынии и Эстонии с той же целью.

Что любопытно: официально немцы к "шеститонному" никакого интереса не проявляли. Вначале - из-за версальских ограничений, а впоследствии - из-за того, что разрабатывали свою концепцию БТТ. Но стоит отметить - и лично для меня это несомненно! - что с "шеститонным" германские инженеры были знакомы очень и очень неплохо, и по Казани, и по тем машинам, которые находились в руках у текущих и будущих союзников рейха. Немцы несколько трансформировали саму идею, взяв от британской школы некоторые элементы: переднее расположение ведущего колеса, мелкозвенную гусленту с "британской" схемой зацепления, материал самих гуслент - то, что стало впоследствии "визитной карточкой" тевтоской школы танкостроения.

Самая же богатая "коллекция" "Виккерсов" имелась в Финляндии. Я уже говорил, что одну машину "В" финны закупили еще в 1933 году...


Один из первых финских "викерсов" - "чистый британец", с короткоствольной 47-мм QFS-A, крестничек группы Архипова, нашедший [i]"свою поляну в конце тропы" в Финскую в 40-м...[/i]

...а пять лет спустя последовал заказ сразу на 34 танка. Но до начала второй мировой войны было поставлено только 28 машин, остальные шесть остались в Англии. Вместе с четырьмя "таиландскими" танками они были единственными "6-тонными", состоявшими на вооружении британской армии.

Поступившие в Финляндию заказанные танки не имели вооружения и прицелов. Характерной их внешней чертой была ниша в кормовой части башни, предназначенная для радиостанции "Маркони" SB-4a. Вскоре танки получили 37-мм французские пушки SA-17 и пулеметы "Гочкис". И те и другие были демонтированы с устаревших французских танков "Рено" FT. Однако вооружение новых боевых машин заведомо устаревшей артсистемой и пулеметом признали неудовлетворительным. Поэтому в конце 1939 года все танки перевооружили 37-мм пушкой Бофорс мод. 1936, а вместо "Гочкисов" установили пистолеты-пулеметы "Суоми" калибра 9 мм.


Финский "шеститонный", с радиостанцией в кормовой нише башни и длинноствольным 37-мм "Бофорсом" SA-17.
На машину нанесена опознавательная полоса, так как в таком виде танк в силуэте очень схож с нашими Т-26, особенно в условиях недостаточной освещенности. Вид с правого борта. Парола, наши дни, снимок Сергея Шарова.


Именно в таком виде финские "Виккерсы" пошли в бой против своих советских "собратьев" - наших "двадцатьшестерок"


Финн с 37-мм "Бофорсом", вид с левого переднего крамбола. Машина на ходу. Симок С.Шарова, Парола, наши дни. Кстати - тут и трапик приставлен - хоть и знаки запрещающие висят "по танкам не гулять"


И - заводская "родная" фирменная табличка этой машины: заводской серийный номер - 1671 и год постройки - 1938-й. Парола, наши дни. Снимок С.Шарова.

После Зимней войны 26 оставшихся в строю машин перевооружили 45-мм пушками 20К, снятыми с наших подбитых и захваченных Т-26 ( с тех машин, которые восстановлению не подлежали даже в финских руках); пистолеты-пулеметы "Суоми" также были заменены советскими ДТ. Причины замены, полагаю, объяснять не нужно: ни замены пушки, ни замены ПП на полноценный пулемет под 7.62х54R, который являлся штатным унитарным винтовочно-пулеметным боеприпасом в финкой армии еще со времен Империи, и выпускался финнами у себя.


Финский "виккерс - шеститонный", перевооруженный нашей 20К ( на втором плане - трофейная "двадцатьшестерка"). Парола, наши дни, Снимок С.Шарова.


Эта же машина с правого переднего крамбола ( снимок сделан ребятами О.Бушко чуть позднее)


Она же - с левого переднего крамбола. Снимок С.Шарова.


В несколько ином ракурсе - снимок С.Шарова


Заводская табличка этой машины: № 1674 ноябрь 1938-го 2008-м году... ( Снимок группы Бушко)


... и в 2011-м. Снимок Сергея Шарова

Кроме того, ряд "родных" английских узлов и агрегатов был заменен советскими. После всех этих изменений танки получили финское обозначение Т-26Е
Внешне модернизированный таким образом "Виккерс" действительно очень похож на Т-26 обр. 1937 года, с той лишь разницей, что у нашей машины башня размещалась ближе к левому борту корпуса, а у финской Т-26Е - к правому.


Финский Т-26Е. Отчеливо видно смещение башни к правому борту. Парола, наши дни. Снимок С.Шарова.


Он же, вид с левого переднего крамбола


Он же, крупнее. Хорошо заметен установленный с советских машин бронеколпак фары. Обращаю внимание на маску пушки - вместе с качалкой она снята с нашей машины. Снимок С.Шарова, Парола, 2011.

На следующем снимке очень хорошо видно, каким образом финны адаптироваали нашу пушку и маску к башне своих машин. Отчетливо виден сварной шов в месте сопряжения коробки маски с телом бронебашни.


Снимок О.Бушко. Парола, 2008-й.


Снимок О.Бушко. Парола, 2008-й.

В 1945 году финская армия еще имела 19 танков Т-26Е, последние из которых использовались вплоть до 1959 года.

Уникальность финских танковых войск тех лет заключалась в том, что они более, чем на 80% состояли из трофейной боевой техники, причем исключительно советской: наиболее массовым танком в финских частях был Т-26.
Зимой 1939/40 года финны захватили 10 танков Т-26 обр. 1931 года - двухбашенных. А в 1942 году танков этой модификации у них имелось уже 17. Спустя два года на шести машинах две башни заменили одной - с 45-мм пушкой. В период "зимней войны" были захвачены и 42 танка обр. 1933 и 1937 годов. В 1942 году было уже 65 Т-26 обр. 1933 года и 32 обр. 1937-1939 годов. К моменту окончания второй мировой войны Финляндия располагала 75 танками Т-26 всех вышеназванных образцов. Семь танков, с которых в 1944 году сняли башни, использовались в качестве тягачей аж до 1961 года.

В качестве трофеев финнам достались и огнеметные варианты Т-26: по четыре штуки ОТ-130 и ОТ-133. Весной 1943 года все они были перевооружены 45-мм пушками, причем, помимо спаренного, на этих танках установили второй пулемет ДТ - в корпусе.
Именно благодаря трофеям, среди которых были, естественно, не только Т-26, финский танковый музей в Парола располагает наиболее богатой, после нашей Кубинки, коллекцией советских боевых машин.
Но о наших машинах, в том числе и о Т-26 в Парола - более подробно чуть позже.

Упомяну, что еще одной страной, имевшей на вооружении как "Виккерс", так и Т-26, был гоминьдановский Китай. О поставках британских "Виккерсов" уже говорилось; из СССР же, в рамках военной помощи, прибыли еще 82 "двадцатьшестых".

Несколько ранее значительное число танков Т-26 было отправлено в Испанию. Из 362 танков, поставленных республиканскому правительству, около 300 были Т-26.

В 1935 году 67 советских танков (из них 60 Т-26) и 60 бронеавтомобилей было продано Турции. Примерно в тот же период времени некоторое число Т-26 получил и Афганистан.
Таким образом, в 30-40-х годах танки "Виккерс 6-тонный" всех вариантов, включая и лицензионные, находились на вооружении 12 стран мира. Из них фирмой "Виккерс-Армстронг" было изготовлено 153 танка, заводом "Урсус" в Варшаве - 139 и, наконец, заводом "Большевик" в Ленинграде - более 12 тысяч танков.


Тактико-техническая характеристика
танка "Виккерс-Армстронг" Mk E версия «В»
( Великобритания)


Назначение - Непосредственная поддержка пехоты
Тип - Легкий с пулеметно-пушечным вооружением
Год выпуска - с 1930-го года.
Боевая масса, - 7,134 т
Экипаж, чел. - 3
Макс. скорость,км/ - ч до 35 км/ч по дороге с твердым покрытием
Вооружение; 47-мм пушка QFS-A или «Виккерс» один 7,7 мм пулемет "Виккерс" водяного охлаждения
Боекомплект - 50 выстрелов; 4000 патронов
Бронирование - Лоб, борт корпуса -13 мм
Лоб башни – 13 мм
Крыша и днище – 6 мм
Тип двигателя - "Армстронг-Сиддли" «Пума» 6 цилиндровый, рядный, карбюраторный, возд. охлаждения,
Мощность двигателя 80 л. с. при 2000 об/мин
Запас хода по топливу по шоссе, км 170 км
Габаритные размеры, мм:
длина 4560
ширина 2133
высота 2156

Общее описание и оценка конструкции -

Оценка: прост, как трусы по рупь двадцать пять и надежен, как... ... как трусы по рупь двадцать пять.

О надежности и неприхотливости этих машин я буду говорить в "Карельских Березах", разбирая их боеприменение и используя как материалы и воспоминания танкистов-участников тех боев ( в частности В.Архипова и Тойво Эсскисена), так и свой опыт общения с этой машиной ( одна из них - хоть и новодел частично, находится в нашем ДВИМе в полностью ходовом и работоспособном состоянии,сам к ней руки прикладывал и не раз)







[b]Конструкция: клепаные корпус и башня из броневых гомогенных катаных листов, в ходовой части по две тележки с четырьмя опорными обрезиненными катками малого диаметра на листовых рессорах,


И-26Е, Парола, 2008-й, снимок Олега Бушко


И-26Е, Парола, 2008-й, снимок Олега Бушко

Двигатель кормового расположения, воздушного охлаждения, четырехтактный карбюраторный бензомотор с горизонтально расположенными цилиндрами


Вид на моторный отсек и воздуховод. Т-26Е, вид с кормы, Парола, наши дни, снимок О.Бушко.

Танк имеет сухой многодисковый фрикцион, механическую коробку передач и бортовые фрикционы с ленточными тормозами. Кстати говоря - усилия работы органами управления - очень невысокие. И передачи в КПП переключаются достаточно четко, при правильной регулировке длины тяг, разумеется.
Танк оборудовался системой внутренней связи - ТПУ.
О системах в наших машинах я буду говорить ниже.

Ходовая:



Движитель представляет собой мелкозвенчатую гусеницу из марганцевой стали, которая выдерживала пробег до 4800 км., что по тем временам считалось беспрецендентным.



Продолжение - следует.
С уважением, Е.Митьков
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16767
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 11 окт 2012, 01:13

Доброго времени всем.

Ну вот, пока "предвоенная раскладка" БТТ в Парола закончена. Остается добавить небольшое резюме: "довоенной экспозиции" нашего разговора.

Военная мобилизация 7 октября 1939 г. застала танковые части Финляндии далеко не в лучшем состоянии — большинство матчасти либо устарело, либо находилось в небоеспособном состоянии. Танки «Рено», находившиеся в строю уже более 20 лет, не годились для боевых действий в первой линии.
Два дивизиона «Рено» FT получили приказ вкопать свои машины на оборонительных рубежах и пополнять свой парк за счет захваченной техники. Этот приказ был выполнен лишь частично — в районе Няйккиярви (оз. Лебединое) и Тайпале (р. Бурная).
Все танки, за исключением четырех машин, были потеряны на этих оборонительных рубежах.

Шеститонные танки «Виккерс» с 37-мм пушками приняли участие в первом для финской армии танковом бою под Хонканиеми (Лебедевкой) 26 февраля 1940 г. 4-й бронедивизион потерял в этом бою семь машин. Восьмой танк был сильно поврежден, эвакуирован в тыл, но не восстанавливался. Восстановлен он был только в 1960-м году, именно он и экспонируеися в Парола сегодня на открытой площадке.

В ходе Зимней войны финский парк бронетанковой техники пополнился значительным количеством трофейных советских машин.
167 единиц захваченной техники было переделано под стандарты финской армии и передано в танковые войска Финляндии. Шесть из ранее захваченных у СССР артиллерийских гусеничных тягачей Т-20 «Комсомолец» были впоследствии отбиты Красной Армией.

В г. Варкаус, на производственной базе машиностроительного завода «А. Альстрем лтд.» были учреждены Центральные танкоремонтные мастерские, чьей основной задачей была переделка трофейных танков. Вплоть до конца Продолжительной войны эти мастерские являлись центральной ремонтной базой финских сухопутных сил.

В качестве трофеев были взяты легкие танки Т-26, огнеметные танки на их базе — ОТ-26 и ОТ-130, два средних танка Т-28, легкие плавающие танки Т-37А и Т-38, арттягачи Т-20 «Комсомолец» и 21 бронеавтомобиль различных типов. 56 тягачей «Комсомолец» пришлись весьма кстати в дивизионах противотанковой артиллерии. Бронеавтомобили и легкие разведывательные танки были сведены в отдельные броневзводы.

Любопытно отметить, что среди трофеев, оставшихся у финнов после подписания перемирия, не было ни единого легкого танка БТ.
Части РККА использовали танки БТ-2, БТ-5 и БТ-7 в массовом порядке, и часть из них попала в руки финнов и использрвалась ими, но ни один не удалось эвакуировать в тыл из-за быстро перемещающейся линии фронта и подписания перемирия.

Танки Т-26 послужили основой для стандартизации финских танковых войск. Для повышения огневой мощи оставшиеся в строю танки «Виккерс» были оснащены трофейными советскими 45-мм пушками 20К. Пушка устанавливалась вместе с маской и спаренным 7,62-мм пулеметом ДТ и прицельной оптикой. Позднее эти танки получили наименование Т-26Е. Модернизация их была проведена во время мирной передышки между Зимней и Продолжительной войнами.
Также любопытно отметить, что официальным поводом перевооружения явилось требование "...упрощения системы снабжения боеприпасами"...
Это - к трофейной артсистеме, с оригинальным унитарным выстрелом, полученным в ходе перешивки старого флотского 47-мм унитара! ( Тогда как 37-мм клистиры были обеспечены боезапасом выше крыши) Так что формулировка - "...для упрощения системы снабжения боеприпасами" - это сохранение лица.

О других танках, спящих сегодня в Парола, можно говорить только после того, как будет рассмотрено применение БТТ в Зимней Войне с обеих сторон. Но - это уже в теме о "Карельских Березах", а потому я пока перебрасываюсь туда. ( Тем более, что Серега Шаров притаранил свежие снимки укрепрайонов)

С уважением, Е.Митьков
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16767
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Пред.След.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Godloverstankers и гости: 1