ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Dvu.ru-shnik » 30 сен 2012, 20:43

Так они же на них и воевали... В РККА тоже советская техника была в почёте :lol:
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7540
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 01 окт 2012, 00:35

И по сей день наверное! Только в Мин обороны она почёт потеряла(всякие Мистрали и Рыси),скоро,не дай бог,вместо Калаша какой нибудь Хеклер и Кох на вооружение возьмут
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2783
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 01 окт 2012, 01:22

Доброго времени суток, ребятушки!

Я сегодня не особо надолго в сеть: работы много было, подустал, с копыт долой на четыре точки. Потому очень коротенько.

Финны очень и очень ценили нашу технику. Один из лучших танковых командиров Финляндии, О. Кискинен ( O . Kiskinen ), Зимнюю Войну воевавший в качестве командира роты трофейных "бэтушек-7" (Christie - Osasto) "Кристи- Проворный" с финского) и имевший на счету 32 победы ( подтвержденных в тм числе и нашей стороной), с 42-го воевал на модернизированной "тридцатьчетверке" №321 обр 1940-го года.
Эта машина до сих пор на ходу, стоит в Парола. На счету "сотки" - так ее называл сам Кискинен - сойки с финского - около 40 танков и САУ, в том числе: 11 Т-34/85 и 1 ИС-2.

Вот эта машина в Парола:







"Сотка" №321 в Парола, наши дни. Снимки О.Бушко.


А это - один из орёликов Олежека на фоне "четверки" Там же, наши дни.

Я вот чего не понимаю: "Панцеркампфваген - 4" что, особой фотогеничностью обладает? Хотя чего таить: харизма у этой машины присутствует, сам в Кубинке за рычагами щелкался :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:

Ну, а по тридцатьчетверке: видно на снимках, как ее финны переделывали.

Вообще говоря, вот список машин, которые в Парола держат на ходу и время от времени "гоняют". ( Список - с официального сайта музея, туда дальше буду выкладывать и современные видео о этих "гонялках", снятые самими финнами)
К примеру:


Штурмгешютц на ходу, 2010-й.

Список ЖИВЫХ машин в Парола

бр.машина БА-10 (СССР) nr.Ps 27-12
бр.машина БА-20м (СССР) nr. Ps 6-11
бр.машинаSisu (Финляндия)
бр. машина Daimler Ferret MK 2/3
бр. машина разведки ALVIS Saladin MK2 (Англия)
тягач "Комсомолец" (СССР) nr. Ps 755-38, 755-82
самоходная арт. установка ИСУ-152 (СССР) nr. Ps 745-1
самоходная установка ПВО Landsverk Anti II (Швеция) nr. 455-1, 455-5
самоходная арт. установка Sturmgechutz 40 (Германия) nr. Ps 531-19, 531-45, 531-48, 531-53, 531-57
танк Renault FT Modele 1917
танк Vickers-Amstrong 6 тонн Тип E (Англия) nr.161-7, 161-9
танк Vickers-Carden-Lloyd m/33 (Англия)
танк Vickers-Carden-Lloyd ?? VI (Англия)
танк Charioteer ?? VII Model B (Англия) Ps 251-25
танк Comet MK I Model B (Англия) nr. Ps 252-83, 252-38
танк M4 Sherman (США)
танк PZKPFW IV (Panzer IV) (Германия) nr. Ps 221-1
танк ИС-2 (СССР) - крестичек О. Кискинена
танк ??-1Э (СССР) nr. Ps 272-1
танк ??-1С (СССР) nr. Ps 271-1
танк БТ-42 (СССР) nr. Ps 511-8
танк Т-26Е (СССР) nr. Ps 161-9
танк Т-26Б (СССР) nr. Ps 163-16, 163-28, 163-33
танк Т-26С (СССР) nr. Ps 164-7
танк Т-28Э (СССР) nr. Ps 241-4
танк Т-34-76 (СССР) nr. Ps 231-1, 231-4, 231-7
танк Т-34-85 (СССР) nr. Ps 245-2, 245-4
танк Т-38-34 (СССР) nr. Ps 602-9
танк Т-50 (СССР) nr. Ps 183-1
танк Т-54 (СССР) nr. Ps 261-5, 261-11
танк Т-55 (СССР)
танк Т-60А (СССР)

Так что, Володь, сам видишь, каков процент нашей "ухоженной техники" в Парола...

И кратенько для справки -

Заключение перемирия с СССР привело к войне с немецкими частями, дислоцировавшимися в Лапландии. Бронедивизия в полном составе была направлена в этот район. В ее составе были даже выведенные ранее из эксплуатации танки Т-26. Батальон штурмовых орудий и второй батальон, оснащенный немецкой техникой, остановили свое наступление на линии Йликиминки — Пудасъярви в г. Оулу, после чего их перевели в южную Финляндию. Первый батальон, имевший на вооружении танки Т-34 и Т-26, продвинулся гораздо дальше на север, понеся при этом незначительные потери как от воздействия противника, так и по техническим причинам. Танки Т-34-85 из состава 2-го взвода продвинулись на север дальше всех, выйдя в район г. Соданкиля, прежде чем начать обратное движение на юг.


В течение десяти лет после войны шло постепенное сокращение вооруженных сил. Техника, полученная в годы войны, мало использовалась по экономическим причинам, а устаревшие образцы снимались с вооружения, иногда — весь тип целиком. Из-за скудости военного бюджета ремонт и профилактические работы практически не производились.
Основными проблемами танкового парка было хроническое отсутствие запчастей. Все танки первой линии находились на хранении, а обучение происходило на совершенно неподходящей для этой цели технике. Например, экипажи самоходной артиллерии обучались на танках Т-26...

В 1949—1950 гг. проходили испытания танка PzKpfw IV, оборудованного цепным противоминным тралом. Результаты испытаний были признаны неудовлетворительными, и работы продолжения не имели. В 1951 г. танки PzKpfw IV были модернизированы. Пулеметы немецкого образца заменялись на советские. Были попытки использовать финский 9-мм пистолет-пулемет «Суоми», но впоследствии от него отказались в пользу советского пулемета ДТ.

Значительное сокращение парка танковых войск прошло с 1955 по 1961 г., когда вся устаревшая матчасть, за исключением Т-34, Т-34-85, PzKpfw IV, StuG III и ЗСУ «Ландсверк Анти» II, была списана и выведена на долговременное хранение/консервацию. ( Предтеча музея в Парола)

30 ноября 1961 г. бцли списаны и выведены в резерв шесть Т-28, один Т-26, девять БТ-42, а также один PzKpfw IV. Сокращение продолжилось и в следующем году, когда было списано 36 тягачей «Комсомолец». И какая блядь еще будет говорить о ненадежности, топорности и прочей никчемности отечественной бронетехники???!!!

Возможность заменить устаревшую технику появилась после значительного увеличения военного бюджета во второй половине 50-х годов. Вновь заказанные образцы были в гораздо лучшем состоянии, чем имеющиеся на вооружении, хотя и не полностью отвечали послевоенным требованиям.

В 1957 г. в Англии для проведения испытаний были заказаны танки «Чэриотир». Кроме трех машин для испытаний, были поставлены еще 35 и 15 танков без вооружения. Первые два танка прибыли в Турку 28 января 1958 г., после чего их доставили в Пароланнумми и испытали. Результаты испытаний и особенно стрельб обнадеживали, и вскоре был подписан контракт на поставки этой техники. На основании поездки военных специалистов в Англию в феврале 1960 г., была достигнута договоренность о поставке дополнительной партии в 35 «Чэриотиров». Танки прибыли в Финляндию в сентябре и ноябре 1960 г. В Финляндию поставлялись танки «Чэриотир» Мк. VII модель В, Mk.VIIW модель В и Mk.VIII модель В.

8 мая 1958 г. из Британии пришло другое предложение — продать в Финляндию танки «Комет» по стоимости 5500 фунт. ст. за танк. Для ознакомления и испытаний англичане предоставили один танк. Эта машина прибыла в Турку 16 мая 1960 г. Условия поставки были столь привлекательны, что в августе 1960 г. группа финских специалистов отправилась в Англию для отбора 40 танков для последующей возможной закупки. Сделка была заключена в ноябре 1960 г. по цене 2500 фунт. ст. за танк. Кроме того, на сумму в 48 000 фунт, ст. были закуплены запчасти и боеприпасы. Танки были поставлены в Финляндию в начале 1961 г. Они использовались лишь в учебных целях, так как их техническое состояние и низкая бронепробиваемость английских орудий делали невозможным полноценную эксплуатацию танков. В боевых целях предполагалось использовать только находившиеся в консервации «Чэриотиры». Эффективное орудие «Чэриотира», также предложенное на продажу, легло в основу идеи о легком самоходном противотанковом орудии финской разработки. Работы так и не вышли из стадии предварительного исследования, так как выяснилось, что построить относительно легкую и маневренную машину не получится, ее вес будет примерно такой же, как и у «Чэриотира». Финская сторона также запрашивала Англию о поставках 105-мм пушек, но получила отказ, так как в Англии не желали продавать новейшее орудие и боеприпасы.

Основная идея вновь была реанимирована в 1962 г., когда фирма Локомо лтд. в Тампере разработала вариант установки 84-мм орудия «Чэриотира» в башню танка «Комет» и даже подготовила прототип. Танки «Комет» с более мощными орудиями предполагалось использовать в качестве противотанковых САУ. Но результаты испытаний были признаны неудовлетворительными и прототип был конверсирован в изначальный вариант.

В 1965 г. Финляндии также предлагался бронеавтомобиль «Ферретт». По результатам испытаний контракт на поставки заключен не был из-за того, что проходимость БА по пересеченной местности была признана недостаточной.

Выход финны нашли в открытии СССР кредита Финляндии в конце 50-х годов. Этим убивались сразу несколько зайцев - страна получала современную боевую технику, наилучшим образом соответствующую своему ТВД. Нормализайия финансовых отношений с СССР с одной стороны сделали возможными поставки в Финляндию советской военной техники и запчастей к ней, с другой стороны, связывая ВПК соседей в один клубочек, финны теряли образ врага и приобретали друга.

Поставки начались 3 сентября 1959 г. с прибытием первой партии из 12 танков Т-54 и 10 зенитных установок ЗСУ-57 — 25 октября 1960 г.

Поступление новой техники сделало возможным списание в долгосрочное хранение все еще состоявших на вооружении танков Т-26, Т-34, Т-34-85 и PzKpfw IV в 1961-64 гг. На вооружении из старой техники остались лишь StuG III и САУ «Ландсверк Анти II», используемые лишь в учебных целях. Последние машины этих типов списали лишь в 1967 г., причем САУ после списания превратили в неподвижные огневые точки (о них будет сказано ниже).

В 1960, 1962, 1963 и 1965 гг. в Финляндию в связи с поставками артиллерии прибыли партии артиллерийских тягачей AT-С и АТС-59.

В конце октября 1963 г. в Финляндии появились легкие плавающие танки ПТ-76 и ПТ-76Б, а в декабре 1963 г. прибыла первая партия из 15 бронетранспортеров БТР-50ПК.

В 1965 г. в СССР был приобретен танк Т-54 для использования в учебных целях. Он не получил регистрационного номера. Эта машина была модернизирована в 1983 г.

В 1965 г. парламент утвердил многолетнюю программу закупок боевой техники в СССР. В 1965 и 1967 г.г. были закуплены две партии танков Т-55, а в 1966-68 гг. — еще одна партия БТР-50ПК. Командирские танки Т-55К и командирские модификации БТР-50ПУ поступили в 1967 г. В январе 1966 г. для испытаний был поставлен образец БТР-60ПА. Некоторое внутреннее оборудование для него было допоставлено в 1974 г., что позволило использовать машину в качестве командирской на маневрах. Она была списана в 1988 г и выведена в хранение.

Первый Т-54 был списан в феврале 1966 г., после выработки ресурса. Его стали использовать в качестве учебного пособия для изучения конструкции танка. В 1992 г.этот танк передали в музей.

Планами закупок в 70-х годах предусматривалось приобретение плавающего БТР-60ПБ для оснащения частей мотопехоты. Поставки БТР осуществлялись в 1971, 1972, 1974 и 1975 годах. Первые машины этого типа пошли под списание в 1992 г.

Поставлялись также машины специального назначения и дополнительное оборудование для техники, поступившей ранее. В 1971 г. прибыли бронированные тягачи БТС-2, в 1971 и 1976 г.г. — мостоукладчики МТУ-20 (на базе Т-55); колесные тягачи МАЗ-537Г со спецприцепами ЧМЗАП-5247Г — в 1971 и 1977 гг. Еще одна партия командирских БТР-50ПУ поступила в 1971 и 1976 гг. Дополнительный заказ на 12 танков Т-55 был выполнен в 1972 г.

В 1971 г. силы самообороны Финляндии получили для испытаний гусеничный транспортер ГТ-СМ (ГАЗ-71).

Вот такая вот "нелюбовь"!

С уважением, Е.М.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16293
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 04 окт 2012, 00:30

Доброго времени всем!

Я уже говорил, что буду прыгать из темы в тему: из «Карельских Берез» в «Паролу» - и обратно. Потому, что Финские войны — это, при всех их различиях — очень созвучны ближневосточным войнам Израиля с его арабским окружением, а если быть еще точнее — с Сирией.

Любопытно, что при совершенно различных причинах возникающих конфликтов, ТВД, «кукловодов», стоящих за спинами политиков этих стран, уровня вооружений, национального менталитета, вероисповеданий, уклада, традиций — сама интенсивность и бескомпромиссность этих военных конфликтов сопоставима.
Об этом я мог бы говорить в теме о конфликтах и войнах, но — оружие есть продолжение человека. Продолжение его сердца, души...
«...Не глазом целюсь — целюсь сердцем.
Не оружием убиваю — убиваю душой...»


И потому продолжать разговор о ходе Первой Финской Кампании или Зимней Войны имеет смысл параллельно не только с анализом основной ударной, стратегической силы ХХ века — бронетанковых войск, но и с «помашинной деталировкой». В том числе — и озвучивая концепции, построение БТТ в станах -противниках, нынешнее отношение к старым машинам.

Потому — что все новое, это хорошо забытое старое. И народ, не имеющий прошлого ( или нежелающий его иметь, вспоминать и оценивать) — ЛИШЕН БУДУЩЕГО.

В дальнейшем я буду использовать снимки музея в Парола

Сергея Шарова ( Фотосерж/КраеведЪ),
Олега Бушко,
Тамары Васильевой,
Евгения Болдырева,
Виктории Зигель


и друих моих друзей, товарищей и знакомых. В описаниях финских машин буду использовать как выкладки наших серьезных спецов истории БТТ
— Желтова, Свирина, раннего Барятинского, Кудишина,
так и забугорных авторитетов
— британцев Орджилла, Спивенпада, немцев Крюгера и Штольца, финнов Муику и Порхененна.
Ну, и свои скромные додумалки и мнения уровня простого танкиста тоже озвучу.

А для начала — вот разница между Латруном, где к спящим машинам приставлены специальные пандусы ( для того, чтобы можно было подойти, залезть на броню и ослушать её ладонями) — и финскими экспонатами: - вот эта разница -


Танковый музей в Парола (Финляндия). Июль 2010 года. Снимок С.Шарова.

И что еще любопытно, так это один из комментариев к этому снимку у Сергея в альбоме ( комментарии - в открытом доступе, так что я полагаю себя вправе их передать тут в оригинальном виде.)

ПОЖАРНЕГ(ый)
Думал у них то можно.
Краеведъ (FotosergS)
У них, больше, чем у нас, можно.
В Хамина, на БэТээРе, вместо пони по кругу катают.
ПОЖАРНЕГ(ый)
Кстати отличное решение, взрослые на пони кататься не будут, а вот на Бэте вроде уже и интересно и не стыдно. Коммерческий шаг!
Краеведъ (FotosergS)
Отнюдь, катали БЕСПЛАТНО!
Армию популяризируют.
diabollus-sanctus
Надо посоветовать ввести такую табличку создателям выставки "Горьковчане-фронту!" (г.Нижний Новгород). Там лазанье по технике едва ли не обязательный аттракцион. Я тоже не устоял - полез крышу башни Т-34/85 с разнесенными колпаками вентиляторов фотографировать. А так, была бы табличка - пошел бы дальше своей дорогой.
Краеведъ (FotosergS)
Такие таблички только в этом музее.
У Линии Салпа стоит Т-34-85 (Чех) с открытыми люками, сзади лестница для удобства. Не удержался и залез внутрь:
http://fotki.yandex.ru/users/fotosergs/ ... 643?page=1



Танк Т-34-85 чешского производства у шоссе Миехикала-Луумяки.
Музей в Миехиккяля (Мiehikkala) .Линия Салпа (Финляндия).
Июль 2010 года. Снимок С.Шарова.


Но вернусь к истории.
Собственно, финские и советские бронечасти — практически не только ровесники, и но дети одного папы — француза «Рено -17» и одной мамы — октябрьской революции, развалившей Империю.
Многие называют её сегодня «октябрьским переворотом» - да таковым она и является! - но я — человек еще СССРовского замеса и вбитая с пеленок «...есть у рэволюции начало, нет у рэволюции — конца!» делает свое дело.

Хотя суть самого события от этого не меняется.

Бронеавтомобили впервые появились в Финляндии вскоре после провозглашения независимости 6 декабря 1917 г.
Еще с осени этого года политическая ситуация в стране вылилась в гражданскую войну между Красной и Белой гвардией. В ходе этой войны Белой гвардией Финляндии было захвачено несколько бронеавтомобилей. 25 января 1918 г. Белая гвардия была официально реорганизована в правительственную армию, после чего в ее распоряжение поступило вооружение распущенных русских частей. С этого момента и берет начало история бронетехники в Финляндии. Британские «Остины» и бронеавтомобили «Фиат» использовались а финской армии до начала 1920-х годов.

После провозглашения независимости Эстонии 24 февраля 1918 г. эту страну оккупировали немецкие войска. После поражения Германии в мировой войне в ноябре 1918 г. немецкие оккупационные войска были выведены, и в стране начался военно-политический коллапс.
( А вернее сказать — политико-экономический коллапс власти, переходящий в анархию и бандитский беспредел — нам эта ситуация крепко памятна по «веселым девяностым» - благо Россия — не Курляндия, и с Божьей помощью — ВЫКАРАБКАЛИСЬ.

Эстония же запросила военной помощи у Финляндии, но эта помощь не была оказана. Вступление в эстонскую армию было запрещено как для военного персонала, так и для призывников и лиц призывного возраста, это оговаривалось условиями вывода германских частей с территории «независимой Эстонии».

Но все же помощь Эстонии предоставили Англия и Франция. Ну чем не ситуация в нынешней Сирии?

Кстати говоря — это не «имперская блажь престарелого военпенсионера», не информация, высасанная мною из пальца или из еще какого другого члена «призрака Сталина».
Это — из официальной «Истории современной Финляндии». Х.Соаранссена в переводе Баташова ( Хельсинки, 2004-й год)

Вместе с тем, множество волонтеров в частном порядке выехали в Эстонию в декабре 1918 — январе 1919 г. В конце января был организован финский добровольческий полк в Эстонии, получивший наименование «Похьян Пойят» («Парни с Севера») численностью 2100 человек под командованием полковника Ханса Калма.

Полк вскоре вступил в бой и занял города Валга и Мариебург (Алуксне), а затем вел бои как с диким местными вооруженными бандформированиями и одичавшими частями «революционных красных солдат» - на Пецерском фронте до начала марта.
14 марта 2-й батальон полка был направлен оттуда через Веру в Васцелинну (прежнее название — Нойхаузен). 6-й взвод преследовал противника через деревни Меекси и Мегосина. Затем взвод был атакован силами мощного Вильяндийского Коммунистического полка при поддержке бронеавтомобиля «Пирлес». Атакующие напоролись на мощный огонь с разных направлений, и водитель БА получил ранение в шею. Машину развернуло, и она застряла в топком кювете.

"...Русские попытались уничтожить бронеавтомобиль артиллерийским огнем, но безуспешно. На следующий день он был захвачен и лошадьми вытащен из кювета. Машину отослали в Таллин для ремонта, после чего на ее борту появился значок полка — голова белого медведя и собственное имя «Похьян Пойка» («Парень с Севера»). Вскоре части добровольческого полка были выведены из боя и 29 марта 1919 г. направлены в г. Валга. Полк в апреле был расформирован, а вся его материальная часть перешла к эстонцам. БА, переименованный в «Писухянд», был захвачен Красной Армией осенью 1919 г..."


30 июня 1919 г. министерство обороны Финляндии вынесло решение к 15 июля сформировать танковый полк. Организационно это подразделение должно было войти в подчинение непосредственно штабу Верховного Главнокомандующего.
Еще в начале 1919 года глава государства генерал Карл Густав Эмиль Маннергейм отдал указания о подготовке к формированию танкового подразделения. В середине июля личный состав полка был сформирован на о. Сантахамина близ Хельсинки.


Карл Густав Эмиль Маннергейм

Но кроме людей, полк нуждался в технике и оборудовании. В связи с тем, что Франция крайне позитивно и к своей выгоде восприняла независимость Финляндии и предложила последней "льготные" закупки излишков вооружения и техники, оставшихся после Первой Мировой Войны было решено приобрести французские танки «Рено» FT-17. Заказ на БТТ был размещен весной, а в начале июля танки доставили в Финляндию. Боевые машины начали службу в танковом полку к 26 августа 1919 г.


Финские «Рено» FT-17/18 на учениях. Июль 1925 г. На переднем плане — пушечная машина, на втором — пулеметная.

Из 32 поставленных танков «Рено» FT четырнадцать были вооружены 37-мм пушкой, а 18 — 8-мм пулеметами. В заказ также входили тракторы-тягачи «Латиль» с транспортными прицепами производства заводов Жюля Вейца и Ля Бюир, предназначавшиеся для транспортировки танков на дальние расстояния.


Танки "Рено" FT-17 на транспортном прицепе, 1925 г.

Но если у нас в СССР «семнадцатые» в конечном итоге были восприняты как «руководство к действию» и привели к созданию МС-1 и соответственно — начальной инфраструктуры бронетанковых сил РККА, то финские «Ренаулльты» ( как на манер горячих парней произносится «Рено») оставались в частях практически без изменений.

«Рено» FT в Финляндии оставались на вооружении до Зимней войны не смотря на то, что к концу тридцатых они не просто морально устарели — их ТТХ не выдерживали никакого сравнения даже с машинами начала тридцатых. Ладно — французы, наклепавшие этих машин слишком много, не успевшие их «израсходовать» в ПМВ, а в межвоенье отравленные пацифистским «непротивлением»
Но Финляндия!
Вкладывать последние гроши истощенного междоусобицей бюджета в строительство линии УР и пренебрегать БТТ...
Хотя решения принимались еще до Халхин-Гола и Польской Кампании...

Высшее командование вооруженных сил Финляндии считало, что в условиях местности, свойственной для её ТВД, имея опору на УРы и «международную поддержку передовых стран развитой демократии и капитализма», от танков будет немного пользы, и заказов собственному производителю не последовало. Эта доктрина в дальнейшем оказала заметное влияние на формирование новых танковых частей и планы их боевого использования. Она также фатально отразилась на развитии противотанковых средств, которые долгое время считались попросту ненужными.


«Рено» ФТ-17 в пушечном варианте в одном из павильонов Парола. Машина — полностью комплектна и на ходу. Вид с правого переднего крамбола. На табличке:
«Renault F.T. Modele 1917» с ТТХ
Танковый музей в Парола (Финляндия).
Июль 2010 года. Снимок Сергея Шарова.



Он же. Вид с кормового левого крамбола. Танковый музей в Парола (Финляндия).
Июль 2010 года. Снимок Сергея Шарова.


В отношениях с Советской Россией в 1919 г. Финляндия испытывала давление с двух сторон.
Во-первых, существовала Декларация независимости Финляндии, принятая Советом Народных Комиссаров 31 декабря 1917 г.,
Во-вторых — необходимо было признание независимости со стороны западных держав.
Только что выигравшие мировую войну страны запада вели боевые действия против России и поддерживали Белое движение. В частности, оказывалась помощь армии под командованием генерала Николая Николаевича Юденича, занимавшего официально пост военного министра российского правительства в изгнании.



Силы Юденича находились в Эстонии и осенью 1919 г. планировали нанести главный удар через северо-запад России на Санкт-Петербург. Вскоре Франция начала оказывать давление на Финляндию с тем, чтобы последняя выделила военную помощь Юденичу. Сам Юденич тщетно пытался добиться того же в ходе посещения Хельсинки летом 1919 г.

После того, как Юденич запросил помощи, в результате политической активности Франции его армии с сожалением было поставлено из Финляндии два новых танка «Рено» FT. 17 октября танки прибыли морем в Таллинн. К 20 октября машины прибыли своим ходом в Нарву. Командиром этого своеобразного танкового соединения был французский лейтенант Д'Арсье, экипажи танков были смешанные, французско-русские.


Д'Арсье у своей машины. 1919-й.

После 130-км марша своим ходом «Рено» FT вступили в бой и впоследствии участвовали в пяти боестолкновениях на фазе отступления армии Юденича в октябре—ноябре 1919 г. После разоружения белой армии танки попали к эстонцам и вернулись в Финляндию в практически полностью убитом состоянии 9 апреля 1920 г.
В 1921 г. Франция от щедрот своих компенсировала фактическую потерю танков, поставив Финляндии дополнительно два «Рено» FT.

С моей личной колокольни даже в период ПМВ быть членом экипажа этого танка — немного жутковато. По крайней мере — для механика-водителя.
Уже тогда немцы применями бронебойные пули для стрелковки, да и без того маузеровская винтовка для мехвода без привычного триплекса перед мордой... Хотя на тех же «тридцатьчетверках» мы всегда работали с приоткрытым на три пальца люком ( иначе — обзор...) - но даже так чувство большей защищенности, чем в этой консервной банке, где и повернуться-то негда толком: сидишь, зажатый, как шпротина.


"Эталонный" FT-17 на заводе "Красное Сормово"

Мне довелось посидеть в «Рено» в Севастополе. Там, на Северной Стороне, на Дизельном Дворе, на площадке ОВРа до недавнего времени стояли две машины — Рено-17 и МС-1. По крайней мере, я видел их крайний раз в январе 1993-го, а позже на Арсеналах быть уже не пришлось...

Машины были крепко разукомплектованы: ни движков, ни ходовой, ни вооружения — но бронекорпуса и башеньки были на месте ( как и кое-что из внутренней обвязки) и мы из любопытства иной раз лазили в эти машины.
Как в Севастополе появился МС-1, я еще мог бы отследить, но вот о «французе» концов никаких найти не удалось — да и вряд ли удастся. Старики-вольнонаемные мастера Арсеналов говорили одно - «...Да хрен его знает... Давно стоит, с Войны ешще...»

То, что немцы использовали французскую трофейную броненехнику и «Рено-17» в том числе — факт.
То, что в первой половине Отечественной, в том числе и под Севастополем, немцы использовали трофейные «Сомуа-35» - тоже факт; я рассказывал об этом и выкладывал снимки в теме Бориса Викторыча о «сорокопятке».

А вот совсем недавно нашел снимок «Рено» у места строительства немцами моста через Керченский Пролив. Так что — судьба севастопольской эфтэшки немного проясняется.
Вот этот снимок:



По чести сказать — мне это не удивительно.
Совсем недавно, в позапрошлом году, наши «потенциальные друзья №1» - американцы обнаружили несколько «эфтешек» на свалке металлолома в АФГАНИСТАНЕ...




Рено ФТ на свалке металлолома. Афган, 2010-й год.


Вывезенные из Афгана реношки в Кентукки, в ЧАСТНОМ музее в процессе восстановления...


...и на ходу...


...и не только в Кентукки.

В 1923 г. командование финской армии выдвинуло концепцию, согласно которой соединения бронеавтомобилей должны были получить на вооружение технику, способную быстро передвигаться по шоссе и дорогам и одновременно иметь неплохие характеристики на пересеченной местности. На деньги, вырученные от продажи спичек(!), в 1923 г. во Франции был приобретен единственный танк «Сен-Шамон» модели 1921 г.

Благодаря своей необычной конструкции, эта боевая машина могла передвигаться как на гусеницах, так и на колесах — при уборке или полном демонтаже гусениц. В 1925 г. колесно-гусеничный танк был переведен из соединения бронеавтомобилей в танковый батальон, а в 1937 г. — выведен из эксплуатации. Несмотря на внешнюю привлекательность идеи, заложенной в конструкцию этой машины, технические недоработки сделали ее неприменимой в реальном бою.


На фото колесно-гусеничный танк «Сен-Шамон» модели 1921 г



Сейчас я хочу привести выдержку-цитату из работы моего друга А.Кихтенко ( Алекс знает, о ком идет речь). Работа толковая, написана не профессиональным танкистом, но — дельным и вдумчивым инженером.

Выдержки из главы

Танки Renault FT в Югославии.

Кихтенко А.В.
Одним из самых распространенных в мире танков в период между мировыми войнами  оказался "Рено" FT.  Танки "Рено" FT-17, FT-18 и "Рено-Кегрес" M28 стояли на вооружении Финляндии, Эстонии, Литвы, Югославии, Польши, Испании, Бельгии, Греции, Турции, С.-А.С.Ш, Бразилии, Японии и Китая. Такие страны, как Чехословакия, Швейцария, Голландия и Швеция, закупили по несколько машин для проведения испытаний. В разное время "Рено" FT применялись в Сирии, Марокко, Вьетнаме и Афганистане.

 Для многих стран он стал первым танком, поступившим на вооружение танковых войск. В Северо-Американских Соединенных Штатах и Советской России "Рено" FT-17 стал образцом, на основе которого был налажен выпуск собственных танков —  Six Ton Tank M1917 и "Рено-Русского".
Всего же танки "Рено" FT состояли на вооружении более 20 стран и вплоть до августа 1939 года принимали активное участие во многих военных конфликтах на разных континентах.

 С танками FT-17 сербы ознакомились в 1919 году, когда в Венгрии появился французский танковый батальон. В его составе были 2 танковые роты - 301-я в Деске и 303-я в Каниже. Знакомство состоялось на правах союзников французской армии и произвело сильное впечатление - в Первую Мировую войну сербские силы располагали только четырьмя бронеавтомобилями "Рено". У сербов не было сомнений в будущем нового оружия, и они сразу предприняли шаги для покупки танков. На то, чтобы заполучить несколько машин, ушло немало времени и сил.

Получив в 1920 году отказ Франции о закупке танков и испытывая значительные финансовые затруднения на протяжении всех 1920-х годов, Королевство СХС ("Королевство сербов, хорватов и словенцев" – так с 1 декабря 1918 по 6 января 1929 года называлась Югославия) тем не менее проводила работы по созданию собственных танковых войск. Командирам армейских частей доставлялись руководства по борьбе с танками и "блиндированными" автомобилями, а также было прочитано много лекций по гарнизонам с целью информирования офицеров о танках. В течение 1922 года в период с 1 марта по 20 августа майор Ефрем Топалович прошел курс в 501-ом полку в Туре. Планировалось, что этот офицер станет командиром будущей танковой части.

В конце 1923 года Королевству СХС выделяется военный заем на сумму 300 миллионов франков. Но в списке приоритетов танки оказались на втором месте, так как первоначально предусматривалось приобретение 100 000 комплектов военной формы. Поставки, обговоренные на основе этого займа, растянулись до конца 1929 года, когда, наконец, появилась возможность покупки танков.

Тем временем танки приобрели многие европейские государства, среди которых были и окружающие страны – Румыния, Греция, Италия и Венгрия, что особенно беспокоило югославских военных.
В 1929-1930 годы во Францию для обучения снова отправили офицеров и унтер-офицеров. Наконец, в первых месяцах 1930 года французы поставили первые танки - 21 "Рено-Кегрес" М26/27. Из машин, получивших в югославской армии обозначение М-26, сформировали к апрелю роту (разместили в Крагуеваце)  и уже 6 сентября 10 танков было продемонстрировано на военном параде в Белграде.

Когда первые восторги поутихли, для военным стали очевидны технические недостатки танков и очень большие расходы на их содержание. Югославская военная промышленность была не в состоянии удовлетворить потребность в запчастях к танкам.   В конце мая и начале июня 1931 года танки перебросили в Калиновик, в состав пехотной и артиллерийской офицерских школ. По причине сильного износа резиновых гусениц (а запасных не было), только 10 танков находились в рабочем состоянии. Учитывая, что танки стоили от 150.000 до 2.000.000 франков и то, что "Рено" FT сильно устарел, новые закупки не предпринимались до 1935 года, когда в рамках безвозмездной военной помощи от французских союзников Югославия получила 20 подержанных "Рено" FT-17 и FT-18  (югославское обозначение М-17). Только после следующей поставки в сентябре 1936 года стало возможно сформировать батальон, напрямую подчинявшийся Инспекции пехоты.
 Танки Renault FT, Renault TSF и Renault FT Kegresse-Hinstin M26/27

Корпус “Рено” FT-18 собирался из катаных листов на несущем каркасе из уголков и фасонных деталей. Этот танк был бронирован: 16 мм — лоб, 6 мм — борт и 16-22 мм башня. Лобовые бронеплиты устанавливались с переменными углами наклона, в соответствии с которыми варьировались по толщине от 8 до 16 мм, бортовые 6-мм листы крепились отвесно. Крепление бронеплит осуществлялось заклепками.
Башня литая, цилиндрической формы с 22-мм вертикальным бронированием и 16-мм крышей и маской орудия. На танках FT-17 ставились клепаные 8-гранные башни с толщиной брони 16 мм.

Ходовая часть состояла из четырех тележек — одной с тремя и трех с двумя опорными катками малого диаметра на борт, которые собирались на продольной балке. Подвеска блокированная, на листовых рессорах. Шесть поддерживающих катков объединялись в обойме, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее —  выполненное из дерева со стальным ободом, спереди. “Рено” FT комплектовались крупнозвенчатыми гусеницами, отличавшимися малым ресурсом и сильными вибрациями.

На танк устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный двигатель “Рено” водяного охлаждения, расположенный линейно, мощностью 35 л. с. при 1500 об/мин. Вместе с трансмиссией и топливными баками, он размещался в  изолированном от боевого моторном отделение. Вращающий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач, имевшую четыре скорости вперед и одну назад.

Управление танком требовало значительных физических усилий и осуществлялось попеременным торможением левой и правой гусеницы.

Небольшая масса - 7 тонн и очень низкое удельное давление на грунт - 0,59 кг/см2   обеспечили танку неплохую проходимость, а  габариты  - длина 4960 мм,  ширина1740 мм, высота 2140 мм, позволяли “Рено” FT действовать на лесистой местности, где средние и тяжелые танки были бесполезны. Для повышения проходимости через рвы и окопы танк имел съемный “хвост” на оси, поворотом вокруг которой он закидывался на крышу моторного отделения.  

Вход и выход экипажа осуществлялся через трехстворчатый носовой люк (в кормовой части башни имелся еще распашной аварийный). Стрелок пушки или пулемета располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, которую позже заменили регулируемым по высоте сиденьем.

Башня, имевшая грибовидный откидывающийся купол для вентиляции, вращалась вручную (при помощи спинного упора). Благодаря вентиляционному куполу с пятью смотровыми щелями стрелок мог вести наблюдение за полем боя. Водитель наблюдал за местностью через три не застекленные смотровые щели. Для защиты от ОМП танкистам полагались противогазы.

 Вооружение на “Рено” FT устанавливалось в башне и состояло  из 8-мм пулемета "Гочкис" обр. 1914 года для “пулеметного” танка (char mitraillese) и 37-мм пушки "Пюто" SA18 L/21 с длиной ствола 21 калибр для “пушечного” (char canon). Боекомплект состоял из 4800 патронов или 237 унитарных выстрелов с фугасными, бронебойными и картечными снарядами и располагался на днище, стенках боевого отделения и башни.
Бронебойный снаряд пробивал броню толщиной 18 мм установленную под углом 30o  на дистанции 100 м, 12 мм на дистанции 500 м и 7 мм  на дистанции 1000 м. Максимальная дальность стрельбы фугасным снарядом составляла ок. 2500 м. Картечные боеприпасы предназначались для борьбы с пехотой на близких – до 200 метров дистанциях.

Телескопический прицел с 1,5-кратным увеличение позволял вести прицельный огонь из пушки SA 18 L/21 на дальностях до 400 м. Угол вертикального наведения вооружения танка составлял от - 20° до  + 35° , горизонтального 360°. Наведение осуществлялось с помощью плечевого упора. Максимальная скорострельность 15 выстрелов в минуту, практическая 10.

 "Рено" TSF (Telegraphie Sans Fit - "беспроволочный телеграф") имел неподвижную прямоугольную рубку, в которой находилась радиостанция, а также экипаж машины  — водитель, наблюдатель и радист. Проволочная антенна была натянута между выдвижной мачтой на рубке и рамкой на конце "хвоста". Дальность радиосвязи достигала 80 км. Масса, толщина брони, скорость и запас хода у "радиотанка" такие же, как у "Рено" FT-17/18. Длина танка TSF с "хвостом" – 5 м, ширина – 1,74 м, высота с опущенными антенными мачтами – 2,5 м.
 В 1924-1926 годы танки FT-17 и FT-18 прошли модернизацию, в результате которой появились модификации М24/25, М26/27, NC1, NC2 и NC3.

"Рено" М24/25 оснастили более мягкой подвеской с большим ходом опорных катков,  сблокированных попарно  и снабженных полуэллиптическими пружинами на четыре катка. Ведущее колесо гребневого зацепления имело  цепной  привод от двигателя.  Цепной  привод стал шагом назад по сравнению с FT17/FT18. Кроме изменения подвески М24/25 снабдили резиновой гусеницей-лентой. Внесенные в конструкцию изменения позволили довести скорость танка до 12 км/ч и уменьшить расход топлива, увеличив тем самым запас хода. Спереди и сзади на танк навешивались вращающиеся барабаны для защиты гусениц и повышения проходимости через рвы.

Дальнейшая модернизация привела к появлению танка "Рено" М26/27. На нем установили более мощный 45-сильный мотор, а имевшую малый срок службы резиновую гусеницу заменили на резинометаллическую. Скорость танка возросла до 16 км/ч, а запас хода до 160 км. Барабаны убрали. Боевые характеристики машин, не смотря на доработки, оказались невысоки. 
 
Танки "Рено" FT-17/18
Длина (с "хвостом") – 4,04 м (4,94 м). Ширина – 1,74 м. Высота – 2,14 м. Клиренс – 0,41-0,5 м. Вес – 6,7 т. Толщина брони – 6-22 мм. Скорость – 8 км/ч. Экипаж – 2 человека. Вооружение – 37-мм пушка или пулемет в винтовочном армейском калибре.. Мощность двигателя – 40 л.с. Проходимость: подъёмы – 45о, рвы – 1,8 м, вертикальные препятствия – 0,6 м, толщина сваливаемого дерева – 0,20-0,25 м, брод – 0,7 м.
Двигатель – 4-цилиндровый Рено с водяным термосифонным охлаждением. Коробка скоростей – с надвижными шестернями; 4 передачи вперед и 1 назад. Управление – бортовыми фрикционами и тормозами. Движитель – стальная гусеница шириной 330 мм. Запас горючего – 90 л на 60 км или 8 часов хода. Расход горючего – 150 л на 100 км.
  Танки "Рено" М26/27
Длина – 4,80 м. Ширина – 1,82 м. Высота – 2,58 м. Клиренс – 0,63 м. Вес – 6,4 т. Толщина брони – 6-22 мм. Скорость – 16 км/ч. Экипаж – 2 человека. Вооружение – 37-мм пушка или 7,62-мм пулемет. Мощность двигателя – 50 л.с. Проходимость: подъёмы – 45о, рвы – 2,15 м, вертикальные препятствия – 0,7 м, толщина сваливаемого дерева – 0,25 м, брод – 0,9 м.
Двигатель – 4-цилиндровый Рено с водяным охлаждением. Коробка скоростей – с надвижными шестернями; 4 передачи вперед и 1 назад. Привод – цепью Галя на ведущие колеса гусениц. Управление – дифференциалом. Движитель – резиновая гусеница с металлическими "башмаками"; срок службы 1500 км. Запас горючего – 90 л на 150 км. Расход горючего – 60 л на 100 км.
 
Кроме Югославии, танки Рено FT состояли на вооружении как армий других государств, входивших а Малую Антанту, так и у соседей, дружественных и не очень.
 К началу Второй Мировой войны Королевская румынская армия располагала 75 танками "Рено" FT-17. Из 31 пулеметного и 45 пушечного танков, переданных французами румынам еще в 1919 году, был сформирован первый танковый  батальон в Королевской армии. В 1930-е годы часть танков прошла капитальный ремонт на заводе "Леонида" и в армейском арсенале в Бухаресте.

Чехословакия приобрела танки "Рено" FT у французов в начале 1920-х годов. Получив отказ от французского правительства на просьбу Министерства народной обороны предоставить для ознакомления несколько танков (ранее полякам было передано 120 машин), чехам пришлось сделать специальный заказ во Франции. За шесть танков было заплачено 1 230 000 крон. Первые танки "Рено" FT прибыли в Чехословакию в 1922 году, в 1924 их количество возросло до семи. Танки были как с пулеметным, так и с пушечным вооружением.


Финны очень БЕРЕЖНО относятся к тем машинам, которые дошли до наших дней. Их реношка до сих пор на ходу, практически в штатной комплектации ( хотя многие детали и узлы заменены на новоделы из современных материалов... Но - не суть - машина ЖИВАЯ.

Ну, а о боеприменении этих машин - это уже в "Карельских Березах", чуть позже.

Продолжение — следует...
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16293
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Dvu.ru-shnik » 04 окт 2012, 04:24

Евгенич, один вопрос... Поясни пожалуйста, этот знак

обозначает:
1. На танки не влезать!!!
2. По территории музея на танках не ездить!!!
Какой вариант правильный? :lol:
Ну, а Рено в Крыму мог даже и с гражданской остаться. Даже "борец за свободу товарищ Ленин" был из числа трофеев тех лет.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7540
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 04 окт 2012, 18:14

Я приветствую, Викторыч!

Вряд ли с Гражданской: Крым долго под Врангелем был, а после стабилизации власти в стране на Черноморье (да и не только) качественная сталь в большой цене была - собирали приличное железо отовсюду. Даже подъем относительно доступных кораблей и судов экономически оправдан был - страна-то после Мировой и Гражданской крепко в металлургии "сдала"...

Разумеется, в глубинке руки не доходили, там и сохранилось большинство известных сегодня образцов старой техники и механизмов. Но в крупных центрах, таких, как Севастополь, многое в переплавку шло. Как при Петре - колокола на пушки.

Потому, думаю, все-таки гансы притаранили в Отечественную. Тем более - под Севастополем работала их сводная часть с трофейной французской техникой, а под Керчью гансы строили очень много всякого разного, от моста через пролив до...
До сих пор многие тогдашние немецкие объекты секретны ( по крайней мере - были. Сейчас даже из базы подплава в Балаклаве шоу фроглов устроили) - сам кое-где "обеспечивал" работу научников и военных археологов "с голубыми глазами". Вместо законного отпуска, между причОм!

А что касаемо знака - так правильно - по танкам не гулять. По поводу "ездить" - специально интересовался у Олега Бушко:
Если ты обратил внимание, на снимках отчетливо видно, машины в павильонах стоят на напольном покрытии типа линолиума.
Вот и возник вопрос - если машины живые и финны их эпизодически гоняют, то каким макаром потом с полами проблема решается? Не перестилать же линолиум каждый раз после прогона техники.

Бушко ответил, что само основание - железобетонные плиты с металлическими листами поверх. А уже на листах - линолиумное покрытие, специально раскроенное и улоденное таким образом, что, сняв определенную часть, машина спокойно выкатывается на выход.

Жму лапу,
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16293
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 05 окт 2012, 00:26

Таких табличек в Латруне не будет.Туда попросту не поедут.Да и запретить что нибудь израильтянину не реально,а тем более израильским детям.Тогда решили как можно больше соератить травматизм от общения с техникой:-))).Да и что можно сделать с танком,тем более что внутрь попасть не возможно?
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2783
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Dvu.ru-shnik » 05 окт 2012, 01:56

Ваапрос к обоИм - а если я на своём преду??? Тоже табличку поставят - низзя-я-я...?
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7540
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 05 окт 2012, 02:57

Dvu.ru-shnik писал(а):Ваапрос к обоИм - а если я на своём преду??? Тоже табличку поставят - низзя-я-я...?

Викторович,ты таможню не пройдёш :D Таможня не даст "добро" :mrgreen:
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2783
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Dvu.ru-shnik » 05 окт 2012, 03:35

Шо-о-о-о? Яка така таможня?

А то тумакал - шо там под гусянкой хрупнуло?

Сзади - это она шо ли?
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7540
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Пред.След.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1