ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 16 май 2012, 00:07

Евгений Евгениевич я тебя приветствую! Что то я пытался,пытался,но ничего не вышло.Давай лучше так: я тебе на почту вышлю фото,фото табличек с переводом,а ты статейку напишеш,так тему и разовьём.
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2748
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 16 май 2012, 02:54

Здравствуй Саша!В Латруне есть экспонаты которые не состояли на вооружении ни одной из местных армий(Pz-61 Швейцария,Леопард ) а так же стоит Т-72 который был тут и сирийцев,но в руки израильтян не попал.Его кажется приобрели в Чехии,и он тоже как мне кажется чешского производства.Есть ещё американские танки которые на вооружении АОИ не стояли. Я попробовал "подвесить" тут фото Меркавы-4 и у меня ничего не получилось.Буду ещё тренироваться.А лучше вышлю на почту Жене все фото,он их подвесит,а уже сообща и переведём и прокоментируем.Мне кажется так будет быстрее.А то пока я научусь...Я же в этих делах и чайник,и как Женя сказал,даже и кофейник.А фотоматериал у меня по этим музеям богатый.Хочу ещё сьездить в Зихрон Яков,там есть музей "Бейт ха тутхан",артиллерийский.Вобщем планов громадьё,где только время и силы взять на всё это.Я рад знакомству,и давай на возраст внимания не обращать.Так я себе моложе кажусь.
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2748
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 16 май 2012, 02:58

Я приветствую, мужики!

Володь, я там в Курилке в теме еще кой-чего накропал. попробуй. У меня в свое время получаться начало с двадцатого раза.
А фото - ДАВАЙ!!!!!!!

Жму ваши руки, ваш Е.М.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14748
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 16 май 2012, 03:13

Договорились Саша.Мой адрес vladimir52.55@mail.ru
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2748
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 16 май 2012, 23:33

Alex писал(а):Володя,ещё раз привет. С "ты" вопрос порешали значит. С моей помощью тоже-обращайся и чем смогу. Просьба только будет если можно : скинь мне на почту свои фотозапасы по Беер-Шеве и Тель-Авиву. Всё что можешь. И когда будет Зихрон-Яаков готов-тоже скинь. Адрес почты сейчас сброшу тебе в личку.

С уважением. Алекс.

Привет Саша! Сегодня скинул Евгениевичу около 400 фото по Латруну. Тебе по Беер-Шеве и Тель-Авиву сброшу через пару дней.Там тоже материал обширный.Сегодня уже не успею.Думаю в субботу ты получиш фото.С уважением Володя.
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2748
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 16 май 2012, 23:35

EvMitkov писал(а):Я приветствую, мужики!

Володь, я там в Курилке в теме еще кой-чего накропал. попробуй. У меня в свое время получаться начало с двадцатого раза.
А фото - ДАВАЙ!!!!!!!

Жму ваши руки, ваш Е.М.

Евгениевич привет! Ты просил фото-их есть у меня.Я тебе выслал.Если мало у меня есть ещё по Латруну.А ещё,я тебе вышлю отдельно по каждой модели Меркавы детальные фото.
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2748
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 29 май 2012, 03:22

Доброго времени всем!

Володя, фото загружены и отработаны. Еще раз - спасибо!.Буду размещать их по ходу предыстории возникновения Латруна, как музея БТТ Израиля. И очень надеюсь на вашу помощь, ребятушки, т.к. в языке я не силен, а некоторые сопроводительные таблички требуют безусловного перевода.

Ну, а пока продолжу предысторию.

Первой крупной операцией 8-й бригады стало наступление двумя колоннами на аэропорт Лидда, операция «Дэнни». Она началась хорошо. Англоговорящая танковая рота захватила бывший лагерь Королевских ВВС, находившийся всего в получасе ходьбы от аэропорта. Однако русскоговорящая рота получила устаревшие карты и вообще не могла понять приказа. В результате они просто заблудились! Потребовалось время, чтобы во всем разобраться, собрать батальон и возобновить марш. Тем временем коммандос Даяна захватили свои цели и ожидали прибытия танков. Даян понял, что дорога на город Лидда, лежащий южнее, совершенно открыта. Тогда он решил нарушить приказ командира бригады и нанести внезапный удар. После упорного боя он захватил Лидду.
Как сказал Давид Эшель:
«Кровопролитная операция «Дэнни» была первой в длинной цепи «успешных историй» Израильского танкового корпуса. Она позднее послужила основой для выработки концепции мобильности израильских сил самообороны».


Позднее министр обороны Израиля Давид Бен-Гурион решил попытаться сформировать еще одно бронетанковое подразделение, но для него не нашлось танков. Поэтому 7-я бригада получила американские полугусеничные транспортеры М-3 и броневики. Рекруты набирались в основном из нелегальных иммигрантов, которых англичане посылали в фильтрационные лагеря на Кипр, а потому они не были знакомы с местностью своей новой родины. Первое крупное столкновение произошло в Латруме на середине дороги из Иерусалима в Тель-Авив. Произошел жестокий бой, который завершился тяжелыми потерями для обеих сторон. После этого 7-я бригада, которой командовал канадский ветеран подполковник Бен Дункельман, воевала в Галилее. После форсированного марша она сумела захватить город Назарет. Там же состоялся первый на Ближнем Востоке «танковый бой» с арабскими броневиками. В общем, уже первая арабо-израильская война показала, что танки являются мобильной и грозной силой, хотя основную тяжесть боев пока что вынесла на себе пехота.

Такая детализация приведена для того, чтобы наглядно проиллюстрировать, с какого мизера начиналась история израильских танковых войск. Панцерваффе тоже начинали с Т-І, но немцы все-таки сформировали сразу три дивизии. Израильтяне пока ограничивались бригадами, причем, что самое странное, 10 лет спустя они повторили ошибку англичан, заметно перекосив состав в сторону танкового элемента. Более того, они ухитрились часть танков растолкать по пехотным бригадам и даже ввести танковый батальон в состав парашютной бригады, что, в свете опыта Второй Мировой, понять уже совершено невозможно. То есть и для израильтян путь к победам оказался длинным и запутанным.

После подписания перемирия израильтяне взялись за создание танковых войск всерьез, по крайней мере, на тот момент они делали все, что возможно, и что невозможно.
Метод был выбран единственно доступный — обшаривались все "блошиные" рынки Европы, благо после окончания войны там хватало всевозможного добра. Совершенно ископаемые «гочкиссы» были отправлены в отставку, им на смену была собрана коллекция самых разномастных «шерманов». Количеству моделей этого танка, собранных в 7-й танковой бригаде, мог бы позавидовать любой музей. Но и это еще не все. Имеется несколько фотографий, на которых «шерманы» и Т-34-85 стоят бок о бок с T-IVH. Теми самыми, на одном из которых и сделали свои снимки Алекс и Володя.



Дело в том, что сирийцев обучали бывшие офицеры Панцерваффе, которые, естественно, отдавали предпочтение родной технике. Некоторые германские машины попали израильтянам в качестве трофеев. Некоторые из них - на смотровых площадках во внешне отличном состоянии, а некоторые -...



Ниже - снимки выполненные в Латруне В.Опенгеймом нашим Володей). Латрун. Наши дни.






Штурмгешутс-III





Разнотипность создавала массу проблем с обеспечением запасными частями и боеприпасами. Например, невесть каким ветром в Израиль занесло «шерман-файрфлай», к которому боеприпасы отсутствовали вовсе.Франция согласилась поставить Израилю большую партию бронетехники — 100 легких танков АМХ-13, 60 самоходных 105-мм гаубиц и 60 «шерманов». Это позволило сформировать еще две танковые бригады.



Табличка на экспонате АМХ-13.

Сама машина:







Что касаемо "шерманов" - то тут вопрос их наличия у французов обусловлен фактически экономикой.
После окончания Второй мировой войны армии стран-победительниц испытывали переизбыток бронетанковой техники. Самым непосредственным образом это касалось и наиболее массового танка западных союзников – «Шермана». Достаточно сказать, что к концу лета 1945 года в войсках антигитлеровской коалиции насчитывалось около 20 тысяч боевых машин этого типа. Вполне естественно, что от такого количества танков, ставших ненужными в мирное время, необходимо было избавляться. Альтернативой отправки на переплавку, что тоже широко практиковалось, стала передача или продажа танков другим странам.
Что касается армии США, то на ее вооружении некоторое количество «шерманов» находилось до середины 50-х годов, и эти танки принимали участие в войне в Корее. В послевоенные годы они составляли основу танкового парка большинства стран НАТО, а кроме того, многих государств Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки. «Шерманы» активно использовались в колониальных войнах и различных региональных конфликтах тех лет.
В первой половине 50-х годов они применялись французскими войсками в Индокитае, а также режимом Батисты на Кубе против повстанцев Фиделя Кастро. К середине 1959 года партизаны Фиделя захватили пять «шерманов», которые, впрочем, в боях почти не участвовали – их использовали как устрашающий фактор. Впоследствии, в апреле 1961 года, несколько «шерманов» уже в составе «бригады 2506», сформированной из кубинских эмигрантов-«гусанос», высадились у Плайя-Хирон. По другим данным, это были легкие американские танки М41 «Уокер Бульдог». Впрочем, в высадке могли участвовать боевые машины обоих типов. Важно, что судьба у них оказалась похожей. К тому времени Куба уже получила из СССР и Чехословакии несколько десятков Т-34-85 и СУ-100 и совместными действиями авиации и сухопутных войск разгромила десант.
«Шерманы» принимали участие в боевых действиях между Индией и Пакистаном в Кашмире в 1965 году.
Как минимум, 40 боевых машин этого типа еще имелось в пакистанских войсках во время индо-пакистанского конфликта 1971 года.
Но, без сомнения, главной ареной массового и беспрецедентного по длительности боевого применения танков этого типа за всю вторую половину XX века стал Ближний Восток. Причем использовались они обеими сторонами арабо-израильского конфликта.
Уже было сказано выше, что первыми «шерманами» Израиль обзавелся в 1948 году, отремонтировав и поставив в боевой строй два разоруженных М4А2, оставленных английскими войсками, уходившими из Палестины. Еще несколько удалось купить в Италии и на Филиппинах, но и эти машины были в небоеспособном состоянии. В той же Италии удалось приобрести американские танковые 75-мм пушки и 105-мм гаубицы. Израильтяне умудрились установить на танки даже крупповские 77-мм пушки периода Первой мировой войны. «Шерманы» состояли на вооружении роты «В» 82-го танкового батальона 8-й танковой бригады ЦАХАЛа – Армии обороны Израиля и принимали активное участие в войне 1948 – 1949 годов. В боевых действиях на территории Палестины с египетской стороны также были задействованы три «Шермана».
Впрочем, о закупке бронетанковой техники Израилем в то время о каналах ее поступления, количестве боевых машин точной информации нет. Так, например, по оценкам британских спецслужб, в 1952 году Армия обороны Израиля имела 55 «шерманов», а специалисты ЦРУ США сообщали о 120 машинах этого типа.


M4A4T «Isherman» – бывший французский М4А4 в составе ВС Израиля


Латрун. Наши дни.

Однако к началу 1950-х годов стало очевидно, что вооружение американских танков совершенно не соответствует реалиям времени, поэтому израильтянам пришлось заняться модернизацией «шерманов». И снова им помогли французы. Они согласились поставить Израилю 75-мм пушки CN 75–50, которые были цельнотянутым вариантом немецкой пушки KwK 42. Пушки понадобились для перевооружения «шерманов», так как полученных от Франции легких танков АМХ-13, вооруженных таким же орудием, было недостаточно для противодействия египетским Т-34-85. Унификация вооружения позволяла сократить номенклатуру боеприпасов. Для установки нового длинноствольного орудия пришлось изменить конструкцию маски и приварить на корме башни литой противовес. Любопытно отметить, что все литые детали изготавливались во Франции и Бельгии, а потом отправлялись в Израиль. К войне 1956 года было перевооружено 50 «шерманов», в основном модификации М4А4, которые получили новое обозначение М50 и название «Супершерман». Из них сформировали батальон в составе 37-й танковой бригады. Кстати, почти аналогичным, но более простым путем пошли египтяне, установив на части своих М4А2 башни FL10 от танка АМХ-13.

Продолжение и фото иллюстрации - следуют.
С уважением, Е.Митьков
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14748
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 29 май 2012, 12:23

Я приветствую, Санечка!
А я еще о "супершермане" и говорить не начинал! :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
( Тем более, что их было несколько модификаций: - М50, М51 и производные. Но это - вечером, попозжа.
А пока -
крепко жму лапищу,
твой Е.М.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14748
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 29 май 2012, 14:56

... - а пока: еще несколько снимков из Латруна. Дополнение к вышеизложенному, в частности по французским машинам, "гочкиссам" и "рено", которые использовались в конце сороковых, по различным бронемашинам и по "кромвелю" - великолепнейшие иллюстрационные снимки от Володи., которые по ряду причин не вошли в предыдущее

Итак, аделанте:


Сопроводительная табличка к машине "Гочкисс Н-39" бортовой тактический номер 121. Ниже на снимках - сама машина. Фото - Владимира Опенгейма, Латрун, наши дни.




С лобового левого крамбола.

Когда задумываешься о том, что такие машины могли действовать в конце сороковых, руку пожать этим ребятам-танкистам хочется.
И за личную смелость, и за "безбашенность" характера, позволяющую выводить их на поле боя, и за золотые руки, благодаря которым эти машины оставались в деле и на ходу. На безрыбье, конечно, и сам раком станешь, а на бесптичье - и жопа соловей, но ТЕМ НЕ МЕНЕЕ,,,


Ходовая...


... и штатный "кривой стартер"




С кормовых правого и левого крамболов

Далее - тот самый "Кромвель" - МкIII/IV № 457 8-й бригады.


Сама машина...


...и табличка-описание.

На лобовом бронелисте укреплена еще одна табличка с растекстовкой, даю её крупнее.



Было бы крайне любопытным и полезным разместить на нашем форуме и перевод.











И еще несколько крайне любопытных машин, принимавших участие в боевых действиях 1948 года:
(Снимки В.Опенгейма, Латрун, наши дни)


"Рено R-35"











Продолжение - следует...
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14748
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 29 май 2012, 17:52

...продолжу.

Еще об одной машине, находящейся на смотровой площадке музея в Латруне, следует поговорить более подробно.
Чисто внешне - это не очень грозная машина, которая, однако, сделала свое дело: и на полях боев различных ТВД по всему шарику, и в головах танковых конструкторов.
Это - британский легкий танк "Виккерс" Mk.VI (Vickers Light tank Mk.VI)


Снимок В.Опенгейма. Латрун, наши дни.

Мне лично довелось видеть несколько таких машинок живьем и на ходу в свое время в ЮАР ( правда, изрядно переделанных и немного перекроенных, но - тем не менее достаточно бодро бегающих по тамошним местам).
И - что особо знаково и любопытно: "дизайн" этой машинки, несколько отличный от привычной танковой архитектуры тридцатых, даже сейчас, сегодня, кажется вполне современным.


"Виккерс" Mk.VIВ, снимок А.Райгородецкого, Латрун, наши дни


"Виккерс" Mk.VIА

и современные германские "Визели" в различных модификациях:





Безусловно и беспорно, эти машины РАЗНЫЕ, и по исполнению, и по эпохе, и по назначению, но сам ДУХ машины...


"Виккерс" Mk.VIВ, снимок В.Опенгейма, Латрун, наши дни

Полагаю, немножко истории в данном случае не повредит.
Линия развития британских легких танков, начатая ещё в 1933 году легких танком (а по сути – танкеткой с вращающейся башней) А4Е2, завершилась созданием модели Mk.VI. Как и ранее, инженеры фирмы Vickers пошли хорошо проверенным путем, максимально адаптировав конструкцию легкого танка Mk.V под нужды армии Великобритании. Такой метод отчасти оправдывался спецификацией Имперского Генерального Штаба, который потребовал новый танк для “поддержания порядка” в колониях (в первую очередь – в Индии) с возможностью его использования в качестве средства разведки.


Мк-6 на 3-го БТП Королевского Танкового Корпуса. 1937-й год

Никаких серьёзных улучшений, соответственно, не проводилось. Корпус танка целиком наследовался от модели Mk.V с незначительными доработками, связанными с установкой новой башни и радиооборудования. Конструкция корпуса осталась преимущественно клепаной и собиралась из листов катаной броневой стали. Бронирование танка проводилось в соответствии со стандартом I.T.70 (British Official Armour Specification I.T.70), предусматривавшей толщину гомогенной брони от 3 до 30 мм. В случае с легким танком Mk.VI толщина лобовой и бортовой брони корпуса определялась в 14 мм.
Компоновочная схема: носовой части корпуса с правого борта располагался 88-сильный двигатель Meadows ESTL и трансмиссия механического типа фирмы Wilson. С левого борта находилось место механика-водителя и органы управления. Боевое отделение занимало центральную и кормовую часть корпуса. Здесь находились места для пулеметчика и командира машины.







С места механика-водителя Мк-6Б. Снимок В.Опенгейма, Латрун, наши дни.
Башня была выполнена двухместной и отличалась от более ранней модели наличием кормовой ниши, где планировалась установка радиостанции №7 (Wireless Set No. 7) с антенной штыревого типа, выведенной на заднюю стенку. В лобовом бронелисте монтировалась спаренная установка из 12,7-мм и 7,71-мм пулеметов Vickers с общим боезапасом 2900 патронов и углами наведения по вертикали от -10° до +37°. По бортам устанавливалось два дымовых гранатомета. На крыше башни имелся круглый двухстворчатый люк и командирская башенка со смотровым прибором и верхним люком.



Ходовая часть почти полностью соответствовала танку Mk.V. Применительно на каждый борт она включала две тележки с двумя опорными катками оснащенными подвеской системы Хорстмана (“двойные ножницы”) и поддерживающим роликом, установленным между первым и вторым катком. Направляющее колесо отсутствовало, так как его роль выполнял опущенный на землю задний опорный каток. Ведущее колесо зубового зацепления находилось спереди. Гусеница была мелкозвенчатой состояла из 158 металлических траков шириной 241 мм и шагом 48 мм. Удельное давление на грунт полностью укомплектованного танка составило 7,54 кг\кв.дюйм.


Снимок В.Опенгейма, Латрун, наши дни.


Для улучшения подвижности Mk.VI был предпринят только один серьёзный шаг. В 1940 году, в экспериментальном порядке, шесть танков модификации Mk.VIb поставили на модернизированное шасси с направляющим колесом заднего расположения, как это было ранее сделано на легком танке Mk.II. Результаты были получены положительные – подвижность танка улучшилась. Есть данные, что модернизированные Mk.VIb были отправлены во Францию, где прошли усиленный испытания. Впрочем, дальше провести полный цикл модернизации всех танков британцы не смогли. После разгрома в мае-июне 1940 года был сделан вывод, что танки типа Mk.VI безнадежно устарели и тратить силы на их обновление нерационально.


Виккерс с модернизированной ходовой
В опытном порядке из танка Mk.VIb попытались сделать противотанковую самоходку (или "истребитель танков", если классифицировать его на советский манер). Вместо стандартной башни устанавливалсь новая прямоугольной формы и без крыши. Вместо пулеметов в её лобовой части монтировалась маска для 2-фунтового орудия (метрический калибр 40 мм), которое предназначалось также для оснащения танков А12 "Matilda". При условии грамотного использования модифицированный Mk.VIb мог бороться с любыми немецкими и итальянскими танками того периода. Можно отметить, что попытка была неплохая, однако дальнейшего развития эта конструкция не получила.


Мк-6Б с "двухфунтовкой"

На основе модификации Mk.VIa в середине 1940 года была предпринята попытка создать зенитную самоходную установку. Причина её появления была достаточно прозаичной – после разгрома во Франции британские танковые силы изрядно уменьшились, но даже этим жалким остаткам требовалось прикрытие от атак с воздуха. Первый вариант представлял собой обычный серийный танк, у которого вместо башни была установлена дополнительная надстройка и открытая сверху рубка с круговым вращением. Внутри неё продольно разместили четыре 7,92-мм пулемета BESA. Официально новая ЗСУ получила обозначение Tank, Light AA Mk.I и была принята к серийному производству. Точное количество построенных (а точнее говоря – переоборудованных из учебных танков Mk.VIa) самоходных установок пока не выяснено.


Tank, Light AA Mk.I


Tank, Light AA Mk.II

В 1941 году на вооружение была принята модификация Tank, Light AA Mk.II, основой для которой послужили танки Mk.VIb. Конструктивно оба варианта были практически идентичны – Mk.II отличался увеличенной по объёму и более удобной для стрелка башней, а на корме корпуса установили внешний бункер для боекомплекта. Предполагалось, что взвод из четырех зенитных танков AA Mk.II будет передан каждой полковой штабной роте, однако фактически была собрана лишь небольшая партия. Несколько машин этой модификации было направлено в Северную Африку, где они успешно эксплуатировались до 1943 года.

В единственном экземпляре остался танк-мостоукладчик на базе Mk.VIb. Его постройка была начата силами МЕХЕ, специалисты которого решили приспособить один танк под носитель легкого раскладного моста. Такая машина была построена в 1941 году и отправлена на Дальний Восток. Спустя несколько месяцев мостоукладчик был потерян при отступлении британской армии.

В последние годы межвоенного периода танки Mk.VI составили основу Королевского Танкового Корпуса. Когда в 1937 году была начата программа модернизации армии оказалось, что Великобритания не готова вести современную войну. Последствия Великой депрессии привели к отмене серийного производства так машин, как трехбашенный Medium Tank Mk.III и пятибашенный А1Е1. Получалось, что на замену средним танкам Medium Mk.II никто не придет и тогда это устраивало Военное Ведомство Великобритании, которое предпочло сэкономить. Наладить поставки экспортных танков типа Vickers M1933\1937 или Vickers Mk.E для британской армии также не удалось – это машин не вписывались в утвержденные спецификации. Вот и получилось, что к сентябрю 1939 года Великобритания располагала 1002 легкими Mk.VI и только 146 танками других типов (79 крейсерских Mk.I и Mk.II, а также 67 пехотных Mk.I “Matilda”). При этом, всего 196 легких танков и 15 пехотных находились в армейской эксплуатации.

Когда начали формировать Британские Экспедиционные Силы (British Expeditionary Force) все семь кавалерийских полков отправляемых во Францию сохранили на вооружении танки Mk.VI – по 27 в каждом подразделении. Большей частью это были Mk.VIb, хотя во Францию отправили несколько более новых Mk.VIc. К апрелю 1940 года их общее количество составляло 257 единиц, причем 21 машина этого типа находилась в составе 3-го танкового полка 3-й бронетанковой бригады (3rd Royal Tank Regiment, 3rd Armoured Brigade).

До начала крупномасштабных боевых действий они выполняли вполне свойственные им функции: вели патрулирование и охраняли военные объекты. Немецкое наступление, внезапно начавшееся 10 мая, заставило британцев в корне пересмотреть тактику их боевого применения. Получив усиление в виде 1-й БТД британские войска предприняли несколько неудачных попыток разбить немецкие силы, наступавшие на севере Франции. Первые бои с танками Pz.II и Pz.III прекрасно показали, что британские Mk.VI против них полностью бессильны. Тем не менее, в первую неделю больших потерь удавалось избежать. Один из первых серьёзных ударов был получен 22 мая 1940 г., в ходе сражения между г.Кале и Булонь. Оказавшийся здесь 3-й танковый полк не имел ни прикрытия с воздуха, ни пехоты. Жестоко страдая от налетов немецкой авиации танкисты задержались в пути, а в это время Гудериан захватил Булонь. Полученный приказ выбить немцев из города оказался самоубийственным – утром 23 мая рота легких танков Mk.VI, высланная на разведку, была уничтожена в полном составе.



Немного позже британцы встретились в лобовом бою с частями немецкой 1-й танковой дивизии. В серии боёв было потеряно не менее 10 Mk.VI и 12 крейсерских танков Mk.III. Остатки полка были вынуждены 24 мая отойти к Кале, где 12 оставшихся Mk.VI и 9 Mk.III участвовали в обороне города и были уничтожены.


После боев 24-27 мая 1940 года

Тем временем, основная часть 1-й БТД готовилась к большому наступлению у г.Абвиль. В случае успеха у британцев появлялся шанс зайти в тыл к немцам и разрезать их группировку на части, но из-за бездарного руководства дивизия едва не была уничтожена. Из 180 боевых машин, принимавших участие в атаке, немцы подбили 120, при этом только легких танков Mk.VI потеряли 51 штуку. Часть из них удалось эвакуировать четырьмя днями позже, во время контрудара 4-й французской ТД, оснащенной средними танками D-2 и тяжелыми B-1bis. Но всё оказалось напрасным – слишком быстрое отступление британских сил к побережью и последовавшая за этим серия более мелких сражений полностью вывели из строя уцелевшие танки Mk.VI. Некоторые машины достались немцам во вполне исправном состоянии – их пришлось бросить по причине полного отсутствия топлива и боеприпасов.




Виккерсы на службе у гансов.

И пусть те, кто раз за разом обвиняют наших ребят-танкистов 1941-го в неумении воевать, в трусости, мотивируя эти обвинения тем количеством БТТ, которое волей войны досталось Вермахту летом-осенью сорок первого - еще раз и еще раз перечтут то, что сказано выше.
А в трусости и плохой профессиональной подготовке ( как и в качестве БТТ) британцев обвинить НЕВОЗМОЖНО. Холодный британский бульдожий патриотизм, швыряющий танкисов Королевского Корпуса в заведомо смертные атаки, уровень их подготовки - традиционно в комментариях не нуждается.


Следующим театром боевых действий для легких танков Mk.VI стала Югославия. Спешно переброшенный туда 3-й Королевский и 4-й гусарский полки имели в своём составе по 52 легких танка Mk.VIb и крейсерских Mk.II. Прикрывая местность в районе г.Флорина британские танки были вынуждены принять бой с немецкой 9-й ТД и моторизованной бригадой СС. В течении 10-17 апреля британцы откатились до Фермопильского прохода, но удержать его они не смогли, снова отступив к побережью. В итоге оба полка потеряли все свои танки, не причинив противнику существенного вреда.

Несколько более удачно Mk.VI повоевали в Северной Африке. Прибыв в Египет весной 1940 г. 4-й и 6-й танковые полки имели самый разнообразный состав, включая танки А9, А10, “Matilda” и Mk.VI (134 штуки). Как уже говорилось, не обладая пушечным вооружением легкие танки Mk.VI эффективно использовались только против пехоты. В случае столкновения с итальянскими М11\39 положение в корне менялось. Один из таких боёв произошел 5 августа 1940 г., когда итальянцы здорово потрепали британские танковые части, оснащенные преимущественно Mk.VI. Несмотря на это, к декабрю 1940 г. количество легких танков возросло до 195 единиц, входивших в состав 7-й БТД. До прибытия корпуса “Африка”, отбросившего британцев назад к Египту, Mk.VI ещё имели успех. В конце 1941 г. последние легкие танки этого типа отвели в тыл, заменив их американскими М3 “Stewart”. Впоследствии Mk.VI были задействованы для охраны и патрулирования – собственно для этого они и предназначались.






Mk.VI в Северной Африке. С обеих сторон...

После завершения войны легкие танки Мk.VI не стали отдавать на переплавку, а оставили на содержание египтянам. По последним данным армия Египта получила не менее 70 машин. Поскольку на Ближнем Востоке назревала новая война арабы были совершенно не против принять эти откровенно слабые и устаревшие танки, из числа которых сколотили несколько танковых отрядов. Весной 1948 г. около десятка Mk.VIс приняли весьма активное участие в первом крупном арабо-израильском конфликте. Среди наиболее успешных боев следует отметить захват кибуца Яд Мордхай, состоявшийся 15 мая. Из трех атак пехоты две первые потерпели неудачу, однако после подхода группы танков Mk.VI и “Matilda” арабы наконец взяли укрепления израильтян, а 7 июня подобная атака привела к захвату кибуца Ницаним. Причина успеха арабских легких танков кроется скорее не в высоком мастерстве танкистов, а в полном отсутствии у противника противотанковых средств.
В противном случае сами арабы несли ощутимые потери – достаточно привести к примеру бой 18 мая у кибуца Дгания, когда при помощи всего одного противотанкового ружья и 65-мм горной пушки были выведены из строя несколько танков R-35 и Н-39, причем два из них евреи затем отремонтировали. Возможно, подобная участь могла быть уготована и Mk.VI, броня которых не выдерживала попаданий бронебойных пуль, однако боевые действия закончились уже осенью и последние машины этого типа впоследствии были выведены в резерв. Израильской армии в качестве трофеев досталось 6 легких танков Мк-6 модификаций Б и Ц, впоследствии использовавшихся для обучения танковых экипажей.
Одна из этих машин и стоит на площадке Латруна.

В 1940 году легкие танки Mk.VIa и Mk.VIb были переданы на оснащение австралийских формирований, прибывших на фронт для усиления войск Британского Содружества на Африканском фронте.
Первой в январе 1940 года прибыла 6-я пехотная дивизия, сформированная в октябре-ноябре 1939 года согласно приказу о создании Австралийских Имперских Сил, предназначенных для действий за пределами страны. В штат дивизии входил кавалерийский полк, однако техники катастрофически не хватало и в Египет австралийцы прибыли без танков. Здесь им “вручили” шесть пулеметных танков Mk.IIb, ранее принадлежавших египетской армии и теперь пылившихся на складах. Впрочем, австралийцы были рады и такому приобретению – после ремонта все шесть машин вступили в строй и использовались для обучения личного состава. Спустя несколько месяцев, в октябре 1940 года, дивизия отбыла в Палестину и была расквартирована в г.Аббасия (Abbasia), однако кавалерийский полк остался в Египте и в 11-12 декабря принял участие в успешном штурме итальянского форта Маддалина (Maddalina), а в январе 1941 года – в сражении у города Бардия (Bardia). Тогда полк имел на вооружении в основном легкие “пулеметные машины” (Machine Gun Carriers) типа Universal Carrier, правда здесь австралийцам удалось захватить несколько итальянских средних танков M11\39.
После этого, в апреле 1941 года полк был переброшен к городу Хелван (Helwan) и был задействован при освобождении Эс-Салума. Затем танки направили в Палестину, где 6-я пехотная дивизия приняла участие в боях против французских войск на Ближнем Востоке. Здесь австралийцы получили несколько танков Mk.VIb, переданные британцами после перевооружения их подразделений на более новую технику. Танкистам довелось штурмовать ряд населенных пунктов на территории Сирии, где местность мало благоприятствовала действиям даже легких танков. Первый бой австралийцы приняли 7 июня 1941 года, действуя совместно с 21-й пехотной бригадой. Спустя несколько дней, у Рош Пинны (Rosh Pinna) дивизия попала под внезапную атаку французских войск, в участвовали танки R-35 при поддержке тяжелой артиллерии и авиации. Встретив столь мощное противодействие экспедиционные силы были вынуждены отступить, но после перегруппировки и контратаки противник был отброшен, а трофеями австралийцев стали три “рено” (один из них впоследствии был подбит из 75-мм полевого орудия). Дивизия оставалась в Сирии до марта 1942 года, пока её не вернули на родину.
Австралийские экспедиционные силы на Ближнем Востоке в феврале 1941 года пополнились 7-й пехотной дивизией, но уде в апреле кавалерийский полк из её состава был направлен в Египет. Как и полк 6-й дивизии это соединение получило некоторое количество танков Mk.VIb, но основу по-прежнему составляли гусеничные транспортеры, частично оснащенные противотанковыми ружьями. Утверждается также, что в этот период австралийцы получили артиллерийские тягачи вооруженные 2-фунтовыми (40-мм) противотанковыми пушками. Несколько недель полк оставался в зоне Суэцкого канала, а в мае 1941 года танки были переброшены на Кипр, где им предстояло отражать высадку немецкого десанта.
Каждый кавалерийский полк, согласно штату, должен был располагать 26 легкими танками и 44 транспортерами. На самом деле, австралийцы располагали 15 танками Mk.VIa и Mk.VIb, 44 пулеметными транспортерами, 65 автомашинами, 26 мотоциклами и 4 самоходными 2-фунтовыми (40-мм) орудиями на шасси грузовиков Morris CS. Благодаря сохранившимся документам удалось восстановить номера большинства этих машин:

Light Tank Mk.VIa – T2444, T4677
Light Tank Mk.VIb – T1666, T1708, T2057, T2073, T2125, T2159, T2206, T2211, T2243, T2356, T4205, T4255. T5767
Universal Carrier Mk.I – T12047, T12976, T13066, T13109, T14221, T14328, T20611, T20771, T20813, T20918, T20922, T20924, T20928


В ожидании вторжения на Кипр также перебросили 3-й гусарский полк британской армии с 15 легкими Mk.VIB, однако существенной роли это не сыграло. Танки в основном привлекались для патрулирования и охраны важных объектов (мостов, штабов), а также для обучения. О боевом применении австралийских Mk.VI на Кипре что-либо сказать сложно, поскольку 23-го августа 1941 года личный состав полка был эвакуирован в Австралию, а оставшиеся танки доставлены в Палестину.

В ходе Сирийской кампании активно участвовал кавалерийский полк 9-й австралийской дивизии, также оснащенный легкими танками Mk.VIb и пулеметными Universal Carrier Mk.I. Первый бой с войсками правительства Виши австралийские танкисты приняли 14-го июня 1941 года у города Джеззина (Jezzine), а в дальнейшем полк воевал у Барада Гордже (Barada Gorge). Здесь им противостояли французские танки R-35 и пехотные подразделения, поддерживаемые легкой артиллерией. В целом, боевые действия для кавалерийского полка шли успешно и после поражения вишистов его отправили для ремонта и переоснащения в Палестину. В январе 1942 года дивизия была вновь возвращена в Сирию, но уже в апреле австралийцы отправились в Египет. Правда, к этому времени устаревшие танки Mk.VIB были полностью заменены на британские крейсерские “Crusader” Mk.II и американские легкие танки М3 “Stewart”.

Довольно короткой и прозаичной получилась история танков Mk.VI отправленных в Канаду. В конце 1936 года в этот отдаленный доминион прибыла первая из 16 партия танков Mk.VIa и 12 танкеток Mk.VIb, сразу поступившая на оснащение Танковой Школы в г.Лондон штата Онтарио. В качестве учебной машины Mk.VIa проявили себя неплохо, и в 1939 году, в виду износа материальной части и надвигающейся войны, была заказана дополнительная партия из 14 танков модификации Mk.VIb. В целом положение спасли только поставки из США и Великобритании, однако в отношении Mk.VI участь была предрешена (в некоторых источниках указывается, что на вооружении армии Канады находилось не 30, а 24 танка обоих вариантов). В боевых действиях эти машины не участвовали, но их эксплуатация в качестве учебных машин продолжалась вплоть до конца 2-й мировой войны.

Относительно других стран информации сохранилось немного. Есть сведения, что 13 танков модификации Mk.VIb были проданы Турции, однако подробности этого контракта пока остаются неизвестными.
Некоторое количество Mk.VI также находилось на оснащении армии Южно-Африканского Союза. Вероятно, эти танки были переданы Великобританией в первые годы войны и использовались для обучения личного состава.
По меньшей мере один Mk.VIb (или Mk.VIc) находился в распоряжении армии Ирака. Не исключено, что этот танк был захвачен в ходе восстания Рашида-Али в мае 1941 года. Хотя, этот Mk.VI мог появиться уже после подавления мятежа в рамках технической помощи реорганизованным под британским контролем иракским войскам.

Впервые с танками Mk.VI имели возможность ознакомиться немцы. В ходе Битвы за Францию британским экспедиционным силам пришлось бросить около двух десятков легких танков практически в целом виде, так что после небольшого ремонта их можно было снова вводить в строй. Впрочем, практичные немцы решили использовать Mk.VI только для учебных целей, в виду их объективной слабости даже перед более старыми танками Pz.I и Pz.II. В немецкой армии, соответственно модификациям, были присвоены обозначения Leichter Panzerkampfwagen Mk.IV 734(e), Leichter Panzerkampfwagen Mk.IV 735(e) и Leichter Panzerkampfwagen Mk.IV 736(e).
В роли учебных трофейные британские танки эксплуатировались до 1941 года, пока техническая комиссия вермахта не решила найти им более серьёзное применение. На базе Mk.VIb и Mk.VIc было разработано несколько вариантов вспомогательных машин, из которых в небольшом количестве были выпущены только две: транспортер боеприпасов Munitionspanzer auf Fahrgestell Mk.VI(e) и подвижный наблюдательный пункт Beobachtungspanzer auf Fahrgestell Mk.VI(e). Обе модификации отличались от исходного образца отсутствием башни, причем на Beobachtungspanzer устанавливалась небольшая рубка над местом командира с приборами наблюдения.

В 1942 году появился вариант самоходного орудия, названный 10,5cm leFh16 auf Fgst Geschutzwagen Mk.VI(e). Доработки были прежде всего связаны с установкой на танковую ходовую часть 105-мм полевой гаубицы leFH18 на специальном лафете. Орудие с длиной ствола 22 калибра и без дульного тормоза имело углы вертикального наведения в пределах от -8° до +41°. Экипаж состоял из четырех человек: водитель, командир, наводчик и заряжающий. Башню пришлось демонтировать, а на её месте появилась открытая рубка с толщиной брони от 12 до 20 мм, благо компоновка корпуса Mk.VI к этому располагала. Форма рубки была разработана таким образом, чтобы минимизировать последствия от попаданий пуль и осколков, но против пушек любого калибра не спасало даже наклонное бронирование.
В качестве альтернативного варианта предлагалась установка 150-мм гаубицы (15 cm Feldhaubitze 13), однако для такого крупного калибра шасси легкого танка оказалось слишком ненадежным. После выстрела орудие самоходки теряло наводку, что увеличивало время подготовки к стрельбе.
Данных о точном количестве построенных на шасси Mk.VI самоходных орудий не сохранилось. По одним данным было собрано всего 11 машин, по другим – 18 (12 со 105-мм гаубицей и 6 со 150-мм гаубицей). Для этого использовали наиболее хорошо сохранившиеся образцы Mk.VIb и Mk.VIc. Также неизвестно о боевом применении 10,5cm leFh16 auf Fgst Geschutzwagen Mk.VI(e). Согласно данным из зарубежных источников несколько самоходок приняло участие в боях на территории Франции летом-осенью 1944 года, где все они были поетряны.

К настоящему времени сохранилось около десятка легких танков Mk.VI практически всех вариантов, большая часть из которых была отреставрирована и помещена в музеи. К сожалению, среди них не оказалось ни одного модифицированного Mk.VIb с обновленной ходовой частью и Mk.VIc оснащенного 15-мм пулеметом. Также не осталось зенитных танков со счетверенными пулеметными установками.

Музей танковой техники "Бейт-Ха-Ширион", Израиль
Танковый музей в Сомюр (Musee des blindes, Saumur), Сомюр, Франция
Музей армии США в Абердине (The U.S. Army ordnance museum foundation Aberdeen proving ground), Абердин, штат Мэриленд
Танковый музей в Бовингтоне (Bowington Tank Museum), Великобритания
Имперский военный музей (Imperial War Museum Duxford), Даксфорд, Великобритания
Военный музей в Эль-Аламейне (War Museum Al-Alamain), Египет
Частная бронетанковая коллекция Жака Литтлфилда (Jacques Littlefield Collection, Portola), Портола, США
Военная база в Бордене (Canadian Forces Base, Borden), Канада
Танковый музей Королевского Австралийского Бронетанкового Корпуса (Royal Australian Armored Corps Tank Museum, Puckapunayl), Пукапуньял, Австралия


Практически все перечиленные танки относятся к модификации Mk.VIb, что неудивительно, поскольку она получила наибольшее распространение. Исключение составили только австралийский (Mk.VIc) и египетский (Mk.VIa) образцы. Кроме того, один Mk.VIa в полуразрушенном состоянии находился в 2003 году на военной базе Таджи (Taji) в Ираке, а более-менее целый Mk.VIb установлен в качестве памятника у здания Министерства Обороны Египта в Каире, здесь, на этой площадке


Каир.Египет. Наши дни - но перед бардаком.

Продолжение - следует.
С уважением, Е.М.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14748
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Пред.След.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2