ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 01 май 2012, 03:50

Вместо предисловия к теме:

КСТАТИ:

В селе Искреннее Шполянского района Черкасщины в мае 2004-го вытянули из-под земли части немецкого танка ”Пантера”. Чтобы начать земельные работы, грунт возле пруда укрепляли металлическими сваями(фото с сайта http://www.detektorweb.cz)

В селе Искреннее Шполянского района Черкасщине под дамбой пруда зарыт танк ”Тигр”. Машина застряла в болоте во время отступления немцев весной 1944 года. Сельский совет хочет продать ее за 1,5 млн грн. За это единогласно проголосовали местные депутаты.

Село расположено в низине. В центре строители устанавливают леса вокруг белой церкви с золотыми куполами. Двое юношей на повозке соглашаются подвезти к сельскому голове. Проезжаем мимо места, где зарыт танк. Там откопанная земля. Дорога узенькая — часть перекопали, когда пытались выкопать ”Тигра”.

— Здесь ивы росли, — говорит один из попутчиков, 14-летний Николай Наливайко.

В 1944-ом после Корсунь-Шевченковской битвы через село отступали немцы. В Искреннем потеряли два танка.

— Первый, ”Пантера”, провалился на мостике в центре села, — рассказывает 81-летний Василий Осадчий. — Он заблокировал путь через речку. Другой танк, ”Тигр”, хотел вытянуть его, но сам ссунулся в болото и утонул. Немцы взрывчаткой подорвали ”Пантеру”. Насыпали сверху земли и так починили переправу. Мы с ребятами гуляли там, залезали внутрь. Белье немецкое себе позабирали.

Через пять лет на том месте нагребли дамбу для пруда. Сделали дорогу. Метрах в 15 от приспанных танков оборудовали шлюз для спуска воды.

— В мае 2004-го частная фирма ”Экспресс-2000” попросила разрешение вытянуть танки, — рассказывает сельский голова Петр Письменный, 47 лет. — Пообещали на развитие села 20 тысяч гривен. Депутаты согласились, составили договор. За два дня экскаваторы на 11-метровой глубине отрыли башню ”Пантеры”, часть передка, гусеницы. Тягачом вытянули на дорогу, отмыли. Танк был, как новый: серая и черная краска не испортилась. Пальцы от гусениц крутились, а со стыков выделялась белая смазка. В грязи дети отыскали пулемет.
Два дня со всей области ехали туристы посмотреть на ”Пантеру”. Танк отправили на реставрацию в Харьков. Деньги сельсовету не заплатили.

— Второй танк ближе к пруду и глубже. Чтобы вытянуть его, нужно укреплять дамбу, — объясняет голова. — Спустя какое-то время в село приехал немецкий историк и ученые из Киева. Специальным оборудованием обследовали землю. На компьютере показало, что это действительно ”Тигр”. Лежит на боку на глубине 12 метров. Его высота 3 метра. Совсем целый.

Немец рассказывал, что всего ”Тигров” выпустили 1355 штук. Но модификации были разные. В селе лежит редкий — один из девяти повышенной комфортности. Их делали для старшего офицерского состава. Эту машину немцы готовы выкупить за 5 миллионов евро. Ждут, пока его вытянут. Нужно разрешение на соответствующие работы. В марте был в Черкассах на курсах. Звонит женщина, говорит, два экскаватора уже откапывают танк. Приезжаю — а работа идет полным ходом. Ковшом один хлопает по башне. Бумаг у ребят нет. Я вызвал из Шполы милицию, спасателей, позвонил в археологическую инспекцию в Черкассы. До вечера самоуправщиков спровадили.

На месте раскопок осталась яма диаметром 20 м и глубиною 11 м. Чтобы ее зарыть, с местного карьера завезли 26 машин глины. Через несколько дней сессия сельского совета решила дать разрешение на работы фирме, которая выплатит селу 1,5 млн грн.

В Искреном живет больше тысячи человек. Больше половины — пенсионеры. В сельхозпредприятии ”Искреннее” работают больше 100 человек. Еще 200 ездят на работу в Шполу, на стройки в Киев и другие города. Годовой бюджет села — полмиллиона гривен.

— ”Тигр” — дорогой раритет, — говорит депутат райсовета Николай Лазаренко, 38 лет. — Поэтому заинтересованные лица взамен должны расщедриться. Для подведения газопровода за 15 километров нужно 800 тысяч гривен, на достройку церкви — 400 тысяч и 300 тысяч на ремонт дороги.
— Конечно, лучше было бы самим откопать танк и продать немцам, — потирает бороду сельский голова. — Но нужно минимум 2 миллиона гривен. Чтобы укрепить дамбу, расширив ее метров на 10, позабивать металлические сваи для сдерживания воды. Так делали, когда первый танк вытягивали. Потому что если пруд прорвет, будет катастрофа.

Пруд площадью 124 га не спускной. Задвижки шлюза не работают. Там 3,5 млн ”кубов” воды. В 3 км вниз по течению — села Стецивка и Юрковка. Если дамбу прорвет — села затопит.

Петр Письменный говорит, что почти каждый день ему звонят из разных фирм:

— Интересуются, никто ли еще не роет дамбу. Обещают приехать с техникой, разрешениями и полутора миллионами гривен. Но, наверное, выдумывают, сумма же астрономическая.

Выгоднее распилить танк на металлолом

— В Украине часто находят закопанные советские танки, их бросали тысячами. А немцы свои оставляли редко. Подбитые ”Тигры” ремонтировали на киевском заводе ”Большевик” и опять отправляли на фронт, — рассказывает военный историк Владислав Гриневич, 50 лет.

— Трофеем могут заинтересоваться музейные работники, например, из Музея Корсунь-Шевченковской битвы. Они обратятся в Министерство культуры, оно — к правительству, чтобы выделил деньги. Танк вытянут, перевезут, отремонтируют и выставят как экспонат. Людям, которые будут участвовать в этом, возможно, выплатят какие-то премии. Крестьяне выручат больше денег, если просто распилят танк на металлолом. Кроме того, танк — это трофейное оружие. Им заинтересуется СБУ, потому что любое оружие нужно сдать. Поэтому, по всей вероятности, танк в собственность села не отойдет, — предполагает историк.

Ирина РЫБАКОВА

Источник: ru.redtram.com

Снимки из других источников - чуть позже. Е.М.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13857
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 01 май 2012, 23:35

Евгений Евгеньевич вечер добрый! Имею обширнейший фотоматериал по музею БТТ в Латруне, по музею ВВС в Беер-Шеве,и из музея ЦАХАЛа в Тель-Авиве.Надо что то с этим делать.Я человек не опытный в написании статей.Давай мы с тобой вместе что то делать будем со всем этим.Фотографий много,с трёх музеев наверно с тысячу соберётся.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2710
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Dvu.ru-shnik » 01 май 2012, 23:43

Алекса к себе ещё пристегните - он тоже неплохо помочь может.
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 6932
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 02 май 2012, 03:13

Так и думато было! :mrgreen:

Володя, Алекс, Алеша Стадник, Кирилл Котов, Краеведъ, Дима Гринюк, Алтын, Сережа Стрелков...
Но по Латруну - это, безусловно, Алекс и Володя!

Это же - ПЕРВЫЕ РУКИ! :mrgreen:

Вот, кстати, Стадник сегодня "первомайский снимок" прислал. С "молодой порослью! :mrgreen:



С уважением, Е.М.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13857
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 14 май 2012, 00:29

EvMitkov писал(а):Так и думато было! :mrgreen:

Володя, Алекс, Алеша Стадник, Кирилл Котов, Краеведъ, Дима Гринюк, Алтын, Сережа Стрелков...
Но по Латруну - это, безусловно, Алекс и Володя!

Это же - ПЕРВЫЕ РУКИ! :mrgreen:

Вот, кстати, Стадник сегодня "первомайский снимок" прислал. С "молодой порослью! :mrgreen:



С уважением, Е.М.

Евгений Евгениевич! Давай что то делать по Латруну.Я уж немного истории накопал в инете,снимков море.Алекса давай привлечём.А там и до музея ВВС доберёмся . И ЦАХАЛовский музей на очереди.Он шибко интересный со стороны стрелкового оружия,да и техники там много.Есть куча фотоматериала.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2710
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 14 май 2012, 15:25

Доброго времени суток всем!
Здравствуйте, друзья мои, Саша и Володя!


Что ж, пора начинать. :mrgreen:

Alex писал(а): Я вот о чём : а вот лично Вы как видите статью про тот же Латрун? Ну хоть первые прикидки? Выложить историю места, а после по каждой машине?


Ребятушки, когда я открывал эту тему, то задумывал её прежде всего как иллюстрационный раздел к остальным темам рубрики "Бронетехника" ( да и не только).
Дело в том, что в большинстве случаев разговоры о БТТ ( к гордости нашей - наш форум - скорее исключение, чем правило) - так вот: в большинстве случаев разговоры о БТТ сопровождаются не всегда качественным и верным материалом, а подчастую - попросту фэйками. Как в случае с "Бегемотом", круги от поста о котором разошлись по сети и до сих пор бодро и бездумно копипастируются. Не взирая на.
У нас же с вами, друзья - в распоряжении УНИКАЛЬНЫЙ фотоматериал, личное авторство которого позволяет говорить о его сетевом приоритете.

В мире очень немного музеев БТТ уровня Кубинки, Латруна, Парола и им подобным. Дело в том, что практически все машины в этих музеях - ЛИЧНОСТНЫЕ.
Одушевленные. Реальные воевавшие машины.
А не абстрактные прилизанные новоделы или безграмотные компилляции, как на иных площадках.

Почему я изначально выделил Латрун, Кубинку и Парола: дело в том, что история мирового танкостроения боевого применения БТТ во многом переплетается с историей этих стран. Израиль, СССР/Россия, Финляндия, Германия, Англия - я не скажу, что ключевые поворотные точки, но то, что в этих странах находились точки экстремума времени в осознании роли БТТ в современных войнах - это однозначно. И именно войны, которые вели эти страны, в конечном итоге повлияли на возникновение и становление главных стратегических концепций, которые продолжают развиваться и в наши дни.

Почему разговор о танковых музеях я начинаю именно с Латруна?
Пожалуй, потому, что история бронетанковых сил Израиля, создание им своей военно-стратегической концепции применения БТТ с учетом именно своих противников и своего ТВД наиболее приближена к нашим дням по времени. То есть "взгляд из "вчера" осуществляется с наименьшей дистанции - это с одной стороны, а с другой - израильтяне, состав армии которых на тот период был предельно интернационален ( хотя вернее сказать - ИНТЕРГОСУДАРСТВЕНЕН), начали создавать свои бронетанковые силы даже не нуля, а практически с минуса. Так же, как в свое время - СССР, Германия и Финляндия. И Латрун в этом свете - очень показателен.
История любит шугки, но при этом чаще всего шyтит очень зло. Так получилось, что после окончания Второй
мировой танковые войска - "Панцерваффе" - в истинном, первоначальном прямом смысле этого слова создало только два государства - СССР и Израиль.
Ирония судьбы заключается в том, что жителями, гражданами государства Израиль были люди, которых наци ненавидели больше всего и стремились полностью уничтожить. С самого первого дня существования Израиль был
вынужден вести бескомпромиссную борьбу на уничтожение и выживание с соседними арабскими странами. Борьбу бескомпромиссную, беспощадную и - практически НЕПРЕРЫВНУЮ. Не только против арабского окружения, но и против тех государств, которые эту непрерывную вонйну поддерживали и разжигали, базируясь на СВОИ имперские интересы. На интересы сверхдержав.
Именно потому АОИ в общем и бронетанковые войска в частности - феномен нашего времени, одно из наиболее боеспособных военных формирований мира, а учитывая малый географический размер самой Обетованной - высокоя боеспособность АОИ изумляет вдвойне. Хотя это - вполне объяснимо: израильтянам удалось сплавить в единое целое понятия РОДИНА и ГОСУДАРСТВО. И потому, защищая государство, израильтяне защищают Родину. И полагают это делом чести и особой гордости. Есть нюансы и исключения, но по большому счету - это так.
Командиры и солдаты АОИ проходили школу поля боя и оплачивали свой опыт кровью. Им удалось добиться сочетания дисциплины и разумной инициативы командиров, что позволяло одерживать победы над гораздо более крупными и лучше оснащенными силами арабов практически во всех случаях, когда они встречались на поле боя. Хотя и здесь не все события можно оценить однозначно.

...А начиналось все примерно так же, как в свое время в СССР в самом начале 20-х, как в Германии после прихода к власти Гитлера - с нескольких старых машин, в том или ином качестве доставшимся как трофеи - с французских "Рено", ставших, по сути прототипами для первых отечественных машин и британских "параллелограммов" и "рикардо" - в СССР. С фанерных полумуляжей - в Веймарской Германии.
В 1948 году израильтяне с помощью всяческих политических, военных и иных уловок и ухищрений сумели собрать небольшую "коллекцию" разнотипный бронированных машин, которые и БТТ-то моги называться с большой натяжкой. В состав "бронесил" вошли даже автобусы, обшитые стальными листами.
Первое время еврейские конвои двигались между поселениями под прикрытием легко бронированных грузовиков,
названных «сэндвичами». Это названия появилось потому, что их «броня» состояла из 100 мм слоев фанеры между
двумя 5-мм стальными пластинами, причем - из обычной стали, не броневой. Боевое отделение изготавливались из такой же брони, навешенной на металлический каркас; на крыше — установлена «местная» башня.



Первыми израильскими «танками» стали две бронемшины: колесный "Даймлер" и полугусеничный "GMC", которые были попросту изящно угнаны из британских парков полиции в Палестине.
(Бронеавтомобили «Даймлер» активно использовались британскими войсками на Африканском театре военных действий с июля 1942 года, а позднее — и на всех других фронтах. После войны «Даймлер» оставался на вооружении британских войск до 1965 года.)
Машины были переданы ожидавшим машины экипажам Хаганы. Британские власти
пришли в ярость и потребовали вернуть технику, но, как объясняет полковник Давид Эшель в своей истории
израильского танкового корпуса «Колесничие пустыни», израильские официальные власти не смогли бы это сделать, даже если бы захотели.
«Лишь часть членов Хаганы была посвящена в секрет. Через несколько дней оба броневика были выведены
из укрытия и использованы, чтобы помочь Хагане выбить крупные силы арабов из форта Кастель на дороге в Иерусалим».


Если у тебя Саша, или у тебя, Володя, есть снимки этих машин - полагаю правильным вставить их в это место. В том фотоальбоме, что ты, Алекс, переслал мне, я нашел только эти, выполненные тобой, снимки.
Володь, если ты располагаешь подобными снимками - скинь мне или ссылку на свои альбомы на Яндексе, или - перекинь снимки на почту.
А пока:


Угнанный бронеавтомобиль «Даймлер» армии Израиля


Тот самый Daimler Armoured Car. Латрун, наши дни.
Снимок А.Райгородецкого



Израильский угнанный полугусеничный бронетранспортер GMC М2 1948г.


Он же Латрун. Наши дни. Снимок А.Райгородецкого

Чуть позже - продолжу, а вы, мужики - пока скребите по сусекам, думайте и - ПОДКЛЮЧАЙТЕСЬ. :mrgreen:
С уважением, ваш Е.М.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13857
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 15 май 2012, 01:51

...Продолжу:

Общепринято считать - и, полагаю, это совершенно справедливо! - что ХХ век является "веком танка". Действительно, ни один другой род войск не оказал такого влияния на ход боевых действий в любых войнах, от больших до малых, начиная с первого появления на поле боя в 1916 г., танки играли решаюшую роль в большинстве вооруженных конфликтов ХХ столетия от рождества Христова, совершив революцию в военном деле, навсегда изменив характер современной войны.
Анализируя боевое применение танков в обеих мировых войнах и многочисленных локальных конфликтах хх века, можно совершенно четко и определенно заявить, что полноценные, по-настояшему эффективные танковые войска удалось создать лишь трем государствам - Германии, Советскому Союзу и Израилю.
Только эти страны, пройдя долгий путь проб и ошибок, смогли разработать и успешно применить на практике теорию танковой войны. Ни одно другое государство, даже обладаюшее значительным танковым парком - ни Франция, ни Британия, ни США, - даже не приблизилось к уровню лидеров.
Однако я включил в "список лидеров" еще и Финляндию. Включаю, как пример того, что может сделать маленькая страна, располагающая ограниченными возможностями ВПК, не имеющая серьезной поддержки со стороны "Больших Братьев", но - тем не менее! - способная стойко и бескомпромиссно бороться за свою независимость. Используя "подручные средства" - добытую "по случаю" БТТ - от трофейной и восстановленной и модернизированной применитьельно к своему ТВД и своей концепции ведения войны, до купленных образцов "второй свежести". Впрочем, о Финляндии - ниже, а пока вернусь на Восток. В Израиль, Палестину...
Вернусь к Латруну.


Латрун. Наши дни. Идет дождь... ( Снимок А.Райгородецкого)

По общепринятой официальной версии, базирующейся на работу полковника Д.Эшеля ( о котором я уже упоминал выше), первая полноценная гусеничная машина - старенький "шерман", принадлежащий англичанам - появилась у израильтян следующим образом:
томми пожалели взрывчатки на подрыв ненужных машин, которые они собирались отправить на слом перед эвакуацией после окончания срока действия своего мандата на управление Палестиной и решили их разбить, просто спустив с горы Кармел и столкнуть в пропасть.
Однако, за малую толику денег, "шапку сухарей и полведра щепок" израильтянам удалось сговориться с охраной и офицерами сопровождения. И потому, когда списанные танки затащили на вершину, там уже ждали — в то время как британские солдаты заполняли бумаги, подтверждающие уничтожение танка, наиболее комплектный «Шерман» погрузили на транспортер и увезли в Тель-Авив.
Разумеется, полностью боеспособной списанная машина быть не могла по определению - англичане всегда оставались верны себе и собственной выгоде: соответственно «трофей» "изрядно ощипанным" — от двигателя остался только лопнувший блок, ряд агрегатов был демонтирован, не работали оптические приборы. Пушка машины была деактивирована: "заклепан" канал ствола, казенная часть замята кувалдой. Отсутствовала часть траков гуслент - требовалось много работы и трудные поиски недостающего оборудования, чтобы привести его в божеский вид.

Все же умельцы-технари, евреи, приехавшие в Обетованную из разных стран - смогли собрать два «Шермана» из нескольких брошенных англичанами машин. (Еще несколько удалось купить в Италии и на (!) Филиппинах.) Однако, как я уже отмечал, даже восстановленные «Шерманы» были небоеспособны, поскольку их орудия демилитаризовали предыдущие "владельцы". Пришлось ставить на танки новые орудия, также полученные из «темных» источников. В той же Италии удалось купить 75-мм пушки М-34 и 105-мм гаубицы; на «Шерманы» ставили даже крупповские 77-мм орудия времен первой мировой войны.

...Мне лично, не смотря на то, что довелось немало похаживать по странам Африки и Востока, побывать в Латруне так и не довелось. Потому я буду ОЧЕНЬ признателен вам, Саша и Володя, если вы дадите более развернутые истории-характеристики к снимкам тех машин, которые там живут. Многое изложено на сопроводительных табличках, но я в этом языке - крайне слаб. Однако - вернусь к материалу, который предваряет рассказ о Латруне.

Кроме «Шерманов», удалось собрать из нескольких машин два боеспособных «Кромвеля» и купить во Франции небольшое число старых танков «Гочкисс» Н35/39, проданных Израилю под видом сельскохозяйственных машин.

Справка:
В начале 30-х гг. французская армия, вслед за многими другими европейскими странами, решила произвести переоснащение своего устаревшего танкового парка. В те времена французы, в соответствии с существовавшей традицией, разделяли танки по предназначению на пехотные и кавалерийские. Char leger Hotchkiss Н-35 (легкий танк Гочкиса) был избран в качестве средства поддержки кавалерии. Позднее сфера его применения расширилась и на пехоту. Н-35 стал самым основным французским танком того времени. Маленький Н-35 обслуживался экипажем из двух человек и имел легкое вооружение, состоявшее из 37-мм короткоствольной пушки и одного 7,5-мм пулемета. Броневая защита тоже не отличалась мощностью - толщина листов колебалась от 12 мм до 34 мм. К тому же у данной машины, по общему мнению, оказался слабоват мотор. В результате, после того как было выпущено примерно 400 единиц Н-35 (начиная с 1936 г.), базовой моделью стал Char leger Hotchkiss Н-39. Первые из них покинули сборочные цеха в 1939 г. Суммарный объем выпуска Н-39 оказался более значительным (он превысил 1000 экземпляров), однако в общем и целом темпы танкостроения во Франции были невысоки. Не хватало производственных мощностей, пригодных для массового выпуска, к тому же давало себя знать забастовочное движение, продолжавшее оказывать свое пагубное влияние на состояние промышленности даже и после событий 1939 г.

Равное отличие Н-39 от Н-35 состояло в том, что на более поздней модели на смену 75-сильному двигателю пришел 120-сильный (89,5-киловаттный вместо 56-киловаттного). Внешне машину было легко узнать по приподнятой кормовой части. На Н-39 свойственный Н-35 крутой скат отсутствовал и, если смотреть на танк сбоку, по высоте корма почти сравнялась с остальной частью корпуса. Также на смену старой 37-мм пушке пришла новая, того же калибра, но с удлиненным стволом. Однако поражающая способность орудия фактически не возросла -скоро стало очевидным, что как средство борьбы с немецкими танками оно оказалось почти бесполезным.

Тем не менее как Н-35, так и Н-39 принимали участие в сражениях за Францию в мае 1940 г., неплохо показав себя в боевых условиях. Между тем вклад в дело этих машин мог бы оказаться куда более значительным, если бы была избрана более разумная тактика их применения. Вместо того чтобы собирать все силы в кулак и оказывать массированное воздействие на противника (как делали немецкие танковые войска), французы разбрасывали свои крошечные танковые подразделения вдоль всего фронта, поскольку они по-прежнему оставались средствами поддержки отдельных пехотных частей, к которым были приписаны. Кое-где французским танкистам удавалось удачно контратаковать противника, однако все эти успехи носили чисто локальный характер, и большинство Гочкисов пало жертвами неудержимого немецкого наступления. Немцы, которым постоянно не хватало техники, поставили многие из захваченных Гочкисов на вооружение своих бронетанковых частей под обозначениями PzKpfw 35-Н 734(f) и PzKpfw 39-Н 735(f). Эти танки продолжали служить еще много лет в составе тыловых и оккупационных частей. Впоследствии немцы сняли с Н-35 и Н-39 башни, заменив их на противотанковые орудия и превратив таким образом эти машины из танков в САУ.

Однако не все французские танки попали в руки немцев. Многие из них находились на Французском Ближнем Востоке и затем оказались в распоряжении сил Свободной Франции, или приняли участие в кампании вишистов в Сирии в 1941 г. Пожалуй, Гочкисы могут быть признаны самыми знаменитыми путешественниками среди танков времен сороковых, поскольку география их применения в мире оказалась необычайно широка. Так в 1941 г. немцы, остро нуждавшиеся в танках, не погнушались использовать французские трофеи во время нападения на СССР.

К 1945 г. Н-35 и Н-39 в малых количествах обнаруживались в самых разных местах. Так, часть их осела на Ближнем Востоке. Здесь им довелось поучаствовать в знаменитых рейдах Израиля, в вооруженных силах которого Гочкисы несли службу вплоть до 1956 г.

Тактико-технические характеристики Hotchkiss Н-39
Экипаж: 2 человека Вес: 12,1 тонны
Силовая установка: один 6-цилиндровый бензиновый двигатель Гочкис мощностью 120 л.с. (89,5 киловатт)
Габариты: длина 4,22 м; ширина 1,95 м; высота 2,15 м
Боевые характеристики: максимальная скорость хода по шоссе 36 км/ч; максимальный запас хода по шоссе 120 км
Преодолеваемые препятствия: брод 0,85 м; склон 40%; стенка 0,5 м; ров 1,8 м



Арабский ( бывший французский) "Рено" R-35, один из поврежденных в бою, захваченных израильияними и впоследствии снова введенный в строй. Латрун, наши дни. ( Снимок А.Райгородецкого)

Первое боеспособное броневое подразделение Израиля было довольно оптимистично названо 8-й танковой бригадой.
Бригада имела на вооружении танковый батальон, состояший из 1-й роты - "Рота А" - ( на вооружении - 2 (два) "Кромвеля" и 1 ( один) "Шерман") и 2-й роты - "Рота Б" -, ( на вооружении - "Гочкиссы"). Личный состав:
2-я Рота - экипажи были укомплектованы русскими, которые знали лишь пару слов на идиш.
1-я рота - экипажи состояли из английских и южноафриканских добровольцев, которые идиш не знали вообще. Командир бригады говорил и на русском, и на английском, но приказы приходилось отдавать через цепь переводчиков, поэтому нетрудно представить, какие выходили ошибки.


Израильский "Кромвель". Латрун, наши дни. Снимок В.Опенгейма


КРОМВЕЛЬ МК V. Снимок А.Каушанского

Справка:
Крейсерский Mk VIII, A27M, «Кромвель» (англ. Cruiser Mk VIII Cromwell) — британский средний крейсерский танк периода Второй мировой войны. Был создан в 1941—1942 годах фирмой BRCWc и производился серийно с осени 1943 по 1945 год. Всего было выпущено 1070 «Кромвелей», также немалое количество машин было получено путём модернизации танков Mk VIII «Кентавр» до стандарта «Кромвеля». В ходе производства танк постоянно модернизировался. «Кромвель» активно использовался британскими войсками в Северо-Западной Европе в 1944—1945 годах, значительная часть выпущенных машин также была передана союзникам Великобритании. «Кромвели» оставались на вооружении до 50-х годов, часть из них была переоборудована в танки «Чариотир».
10 ( десять) таких машин находилось на вооружении АОИ.
«Кромвель» был разработан для замены легких крейсерских танков и в целом являлся довольно удачной машиной для выполнения своей основной задачи действий в тылу противника после прорыва линии фронта. В его конструкции были учтены недостатки прежних крейсерских танков повышена толщина лобовой брони до 65-75 мм, увеличен диаметр башни для размещения 57-мм орудия вместо обычного 40-мм.
Прототип танка был разработан в 1941 году, в серийное производство «Кромвель» был запущен в 1943-м, а в боевых действиях начал применяться только с июля 1944 года. Причиной такой задержки в использовании стали многочисленные трудности, связанные с адаптацией к танку в качестве силовой установки модифицированного авиационного двигателя Роллс- Ройс «Мерлин», получившего в танковом варианте название «Метеор». В конкурсе принимали участие две фирмы: «Нзффильд» и, немного позднее. «Лейланд моторе». Имевшие усовершенствованную ходовую часть танка «Крусейдер» внешне машины были почти идентичны. Однако прототип фирмы «Наффильд» был оснащен двигателем «Либерти», оказавшимся довольно маломощным для танка массой 27 тонн, и поэтому серийные машины этого типа, обозначенные А24 «Кромвель» I, были переименованы в «Кэвэлир» и применялись в основном в учебных целях. Более удачным оказался танк А27 «Кромвель» II фирмы «Леиланд» под обозначением А27 на который был установлен мотор «Метеор» мощностью 600 л. с. Но, поскольку промышленность в 1941 году ориентировалась в первую очередь на выпуск авиационных двигателей «Мерлин», фирма «Лейланд моторе» приступила к выпуску машин с мотором «Либерти», но с различными усовершенствованиями (новая коробка передач и возможность установки двигателя «Ролслс-Ройс», когда он будет доступен). Этот вариант был обозначен A27L (L - «Либерти») «Кромвель» II Обозначена А27М «Кромвель» III зарезервировали для танка с «Метеором». В последующем название «Кромвель» сохранилось только за А27М, a A27L переименовали в «Сектор». Всего с середины 1942 года построили около 950 «Сенторов», 80 из которых под обозначением CS оснащались 95-мм гаубицей и принимали участие в боях в Нормандии. Часть «Сенторов» переоборудовали в «Кромвели» путем установки двигателя «Метеор». В процессе длительных испытаний и доводок была отработана ходовая часть машины. В сочетании с хорошей энерговооруженностью это сделало «Кромвель» по-настоящему быстроходным и маневренным, как и полагалось крейсерскому танку. Варианты Мк МИ были вооружены устаревшей 57-мм пушкой, но начиная с Мк IV на танк стали устанавливать мощное 75-мм орудие. С 1943 по 1945 год было выпущено 1070 танков «Кромвель» различных модификаций. На «Кромвелях» успешно воевали в Европе не только англичане. Эти танки получили польские и чехословацкие части на Западе. В Чехословакии «Кромвели» находились на вооружении до начала 50-х годов. В Великобритании они были модернизированы после войны путем установки новой пушки калибра 83,8 мм и получили новое обозначение – FV 401 «Чариотер». С 1956 года эти танки поставлялись в Иорданию, Австрию и Финляндию. В военных конфликтах танки «Кромвель» и их модификации использовались до 1976 года. Вначале они участвовали в боевых действиях в Корее, затем в арабо-израильских войнах. Во время одной из них армия Израиля захватила 10 танков «Чариотер» у Организации освобождения Палестины и использовала их против арабов.
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 64
Лоб корпуса (середина), мм/град. 25
Лоб корпуса (низ), мм/град. 57
Борт корпуса, мм/град. 32
Корма корпуса (верх), мм/град. 25
Корма корпуса (низ), мм/град. 32
Днище, мм 6,5—8
Крыша корпуса, мм 14
Лоб башни, мм/град. 76
Борт башни, мм/град. 51 + 12,7
Корма башни, мм/град. 51 + 12,7
Крыша башни, мм 20
Вооружение
Калибр и марка пушки 57-мм QF 6 pounder
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 50
Боекомплект пушки 75
Прицелы № 50x3L Mk I
Пулемёты 2 ? 7,92-мм Besa, 1 ? 7,7-мм Bren
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 600
Скорость по шоссе, км/ч 64
Запас хода по шоссе, км 280
Удельная мощность, л. с./т 21,5
Тип подвески индивидуальная пружинная, подвеска Кристи
Преодолеваемый подъём, град. 24
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 2,3
Преодолеваемый брод, м 0,9—1,2

Модификации
Cromwell Mk I — базовый вариант
Cromwell Mk III — танк «Кентавр», модернизированный до стандарта «Кромвеля»
Cromwell Mk IV — модернизированные «Кентавры» с 75-мм пушкой QF 75 mm
Cromwell Mk V — «Кромвель» с 75-мм пушкой QF 75 mm
Cromwell Mk VW — вариант со сварным корпусом и увеличеной до 101 мм толщиной лобовой брони корпуса и башни
Cromwell Mk VI — вариант «Кромвеля» и модернизированных «Кентавров» с 95-мм гаубицей
Cromwell Mk VII — вариант с усиленным бронированием, но меньшей скоростью
Cromwell Mk VIII — вариант, аналогичный Mk VII, но вооружённый 95-мм гаубицей



Вообще говоря, первое в ходе Войны за Независимость соглашение о прекращении огня было достигнуто под влиянием ООН 11 июня 1948 г. К этому моменту Израиль был близок к окончательному разгрому, и передышка подоспела как нельзя более вовремя. Главной причиной военных неудач справедливо посчитали недостаток тяжелой техники и средств борьбы с танками арабов, а также отсутствие регулярных вооруженных сил. Милицейские формирования израильских поселенцев были сведены в Цвах Хаганах Ле ИзраильАрмию обороны Израиля - АОИ. Имевшаяся в наличии техника позволила сформировать два подразделения: 7-ю механизированную бригаду и 8-ю танковую бригаду. На вооружение 7-й бригады поступили различные бронеавтомобили.



Израильский модернизированный БТР М2


Он же - на заднем плане с тактическим номером 3240. Латрун, наши дни. Снимок А.Райгородецкого


На переднем плане - тоже "Гочкисс" Н39, но уже попавший в Израиль после модернизации немцами: характерный для французов купол командирской башенки заменён двухстворчатым люком. Латрун, наши дни. Снимок А.Райгородецкого


Он же, там же. Снимок А.Каушанского.

Как я уже отметил, 8-я бригада состояла из 82-го танкового и 88-го механизированного батальонов. В танковом батальоне имелось две роты («А» и «Б»), именовавшихся по языку общения — «русской» и «английской». В роте «А» служили выходцы из СССР и Польши, в роте «Б» — англоязычные евреи. На вооружении «русских» находились танки Н39, в роте «Б» — «Кромвелли» и «Шерман». 88-й механизированный батальон имел на вооружении джипы; на каждом автомобиле монтировалось по одному или два немецких или чехословацких пулемета винтовочного калибра. Именно в этом батальоне начал свою военную карьеру наиболее известный в СССР (благодаря Владимиру Высоцкому, помните: «одноглазый бестия, чистый фараон») израильский военачальник — Моше Даян.


"...Границы Израиля там, докуда дошла израильская армия".
Моше Даян. Моше Даян (20 мая 1915 - 16 октября 1981)



Пулеметный джим с германским МГ-34. Латрун, наши дни. Снимок А.Райгородецкого

Крупнее:

Снимок А.Райгородецкого


Еще одна модификация установки МГ-34 на израильском джипе. Различны конструкции турели. Снимок В.Опенгейма

Продолжение следует. Е.М.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13857
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 15 май 2012, 02:09

Alex писал(а):Владимир! Шалом у-враха ;) Да я бы рад привлечься,но в последнее время у мя что-то,как говорит мой знакомый,"большой творческий импотенциал" :lol: Статью вот по ранним многостволкам никак не сработаю. А задумка есть... Ну да Бог с ним. Я вот о чём : а вот лично Вы как видите статью про тот же Латрун? Ну хоть первые прикидки? Выложить историю места, а после по каждой машине? У меня снимков по Латруну много,но не все. Был там последний раз этой зимой,в январе,и фотографировал то,что лично мне казалось интересным. Можно выложить историю Латруна, можно выложить по каждой машине историю создания и ТТХ, но главное, как мне думается,это содержимое тех табличек внизу : где были взяты в трофеи(это про советские образцы или тот же штуг и панцер 4), где воевали и как. А таблички я не снимал,чтоб сейчас перевод сделать допустим. Вы снимали? Теперь про музей израильских ВВС. Оттуда снимков у меня нет. Но опять же : мне более всего "заклёпочная тема" интересует. А Израиль своего, как Вы знаете,в области авиации,к сожалению ... Был убитый США (из-за страха конкуренции) до рождения "Лави", был оставшийся на бумаге тяжёлый двухдвигательный "Арье", коего прочили для замены F-15... Ну да,Вы скажете про "Кфир". Но ведь он больше,чем наполовину "Мираж"... Теперь касаемо Тель-Авива. Опять же-что для меня более всего интересно: ну самоделок куча была, несостоявшийся конкурент "Галиля" от Узиэля Гала... Остальное-импортное так сказать,о котором и так материала полно.

В общем интересно услышать как Вы видите статьи подобного рода.И если я не прав - выслушаю и соглашусь.

А пока... Приятно познакомиться. Алекс.

Здравствуйте Алекс!Ма шлом ха? Так как у нас в стране нету обращения на "вы" предлагаю сразу перейти на "ты" и не нарушать традиции :D Конкретно по теме.У меня очень много фото из Латруна,порядка восьми сотен.И таблички я тоже фотографировал.Можно начать с истории места,потом с образования музея и переходить к экспонатам. По Беер Шеве.Это тоже всё таки интересный музей,и там тоже есть экспонаты со своей историей(советские МиГи,попавшие в Израиль в результате каких то операций спецслужб,и т.д.). По Тель-Авиву.Очень обширная и интересная подборка коллекции стрелкового оружия,оружия террористов,самая первая эксперементальная модель Меркавы сделаная из Центуриона.Моя проблема в том,что я тут ничего не знаю,я "чайник",даже не знаю как открыть тему,как "повесить" тут фото.Мне нужна какая то помощь,а фото материалом я обеспечу наиобширнейшим.Короче,мне нужна кооперация,шутафут! Мне очень приятно с Вами познакомиться.Я живу в Нетании. Володя.
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2710
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение EvMitkov » 15 май 2012, 21:57

Доброго времени суток всем!

Я приветствую, Володь!
Володя писал(а):Моя проблема в том,что я тут ничего не знаю,я "чайник",даже не знаю как открыть тему,как "повесить" тут фото.Мне нужна какая то помощь,а фото материалом я обеспечу наиобширнейшим.Короче,мне нужна кооперация,шутафут!


Ну, во-первых, все мы тут изрядные чайники. А некоторые - так и вовсе - кофейники, так что правильно ты делаешь, когда спрашиваешь о том, как открыть тему, как вывесить снимок и проч.

Чтобы не перегружать тему о танковых музеях организационной информацией, я сегодня выложу кое-что из собственного опыта оформления сообщений в рубрике КУРИЛКА, под темой, ну, скажем
"Некоторые советы форумчанам".
Прямо сечас и начну.
Потому, что фотоматериал у тебя действительно - богатейший, даже из того, что размещено на Яндекс - фото на твоей страничке.
А качественно ориентироваться может наиболее эффективно только хозяин материала.
Так что - не прощаюсь, до встречи в Курилке. :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:

С уважением, Е.М.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13857
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: ТАНКОВЫЕ МУЗЕИ МИРА.Взгляд из "ВЧЕРА"

Сообщение Володя » 15 май 2012, 23:36

EvMitkov писал(а):Доброго времени суток всем!

Я приветствую, Володь!
Володя писал(а):Моя проблема в том,что я тут ничего не знаю,я "чайник",даже не знаю как открыть тему,как "повесить" тут фото.Мне нужна какая то помощь,а фото материалом я обеспечу наиобширнейшим.Короче,мне нужна кооперация,шутафут!


Ну, во-первых, все мы тут изрядные чайники. А некоторые - так и вовсе - кофейники, так что правильно ты делаешь, когда спрашиваешь о том, как открыть тему, как вывесить снимок и проч.

Чтобы не перегружать тему о танковых музеях организационной информацией, я сегодня выложу кое-что из собственного опыта оформления сообщений в рубрике КУРИЛКА, под темой, ну, скажем
"Некоторые советы форумчанам".
Прямо сечас и начну.
Потому, что фотоматериал у тебя действительно - богатейший, даже из того, что размещено на Яндекс - фото на твоей страничке.
А качественно ориентироваться может наиболее эффективно только хозяин материала.
Так что - не прощаюсь, до встречи в Курилке. :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:

С уважением, Е.М.

Так сказать пробо пера
Всем привет из Обетованой!
Володя
 
Сообщения: 2710
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Натания Израиль

След.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 1

cron