Сверхтяжелый танк «КВ-5»

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Сверхтяжелый танк «КВ-5»

Сообщение GT-500 » 09 янв 2012, 00:21

Сверхтяжелый танк «КВ-5» мог стать самым большим и мощным танком СССР
История танка КВ-5 начинается с неожиданного решения СНК Советского союза и центрального комитета ВКП (б) под номером 827-345 сс, согласно которому необходимо развернуть работы по созданию новейшего сверхтяжелого танка. Танк получает имя КВ-5. Данное решение родилось из непонятно как полученной недостоверной информации о создании в Германии сверхтяжелого танка с очень мощным бронированием, который начал поступать в танковые подразделения Вермахта.

В приказе, полученном конструкторами Кировского завода, были конкретные цифры касательно проектирования «КВ-5»:
- 10 ноября 1941 года проект должен быть создан и готов к испытаниям опытный образец;
- КВ-5 должен иметь параметры брони не меньше: бортовая – 15 см, башенная – 17 см, лобовая – 17 см;
- иметь на вооружение мощное орудие (ЗиС-6 калибра 107 мм);
- дизельный двигатель повышенной мощности (1.2 тысячи л.с.);
- ширина просвета 42 см.

Обеспечить возможность транспортирования танкового изделия в любое место с помощью железнодорожных решений.
15 июля – готовность предоставить готовые чертежи корпуса и башни сверхтяжелого танка Ижорскому заводу.
1 августа – быть готовыми утвердить техпроект и макетный образец, с учетом выполнения Ижорским заводом корпуса и башни до 1 октября и дальнейшей подачи на Кировский завод для сборки готового изделия.

Заводской номер проекта сверхтяжелого танка - «объект 255». Основные проектные работы развернулись в июне 1941 года.
Возглавлял работы по КВ-5 конструктор Н.Цейц. Команда конструкторов под его руководством сумела спроектировать уникальный для того времени танк. Мощь и броня танка позволяет предположить, что на то время КВ-5, пойди он в серийное производство, стал бы самым мощным и защищенным танком в мире. Аналогов на то время не имела ни одна страна в мире.

Корпус танка получился довольно низким – в проекте указана высота в 92 сантиметра. Из-за малых размеров, водителя и пулеметчика поместили в специальные башни, которые обеспечивали данным членам экипажа приличный обзор.

Башенная часть КВ-5 получилась уникальной ромбовидной формы. Габариты башни для того времени были очень большие. В башне размещались остальные члены экипажа – командир, заряжающий и наводчик. Кстати, командир данного танка также получил отдельную башню – командирскую, которая позволяла получать достаточно большой угол обзора. У практически всех танков времен Второй мировой обзорность никогда не числилась в плюсах технических характеристик.
Погон башни диаметром 185 сантиметров давал широкие возможности для дальнейшей модернизации сверхтяжелого танка. Внутри башня создавала хорошие условия для выполнения задач любого члена экипажа. Исполнение башни устраняло еще один из крупных недостатков отечественных танков, когда конструктивные решения преобладали над созданием нормальных условий для выполнения функциональных задач экипажа военной техники.
Бронирование как корпуса, так и башни по проекту – 15-17 сантиметров. Сравните, ИС-2 имел броню лобовой части всего 12 сантиметров.

В ходе работ над проектом в изделие вносили все новые изменения. Конструкторы отказываются от штампованных башен. Башни согласно проекту должны были изготавливаться путем традиционной сварки.
Готового дизельного мотора повышенной мощности у отечественных производителей не оказалось, поэтому в проект внесено еще одно изменение. КВ-5 проектируется с двумя обычными двигателями «В-2К» суммарной мощностью в 1.2 тысячи л.с. Размещались они в танке параллельным способом.
Орудие, устанавливаемое на проектируемый танк, также было еще одним уникальным проектом. Оружие Грабина придавало КВ-5 огромную боевую мощь. Пушка калибра 107 мм способна была пробить любую на то время бронированную машину с расстояния в полтора километра.

1 августа конструкторы завершили проектные работы танка КВ-5 полностью.
Однако воплотить чертежи в металл помешали немецкие войска, которые ускоренными темпами продвигались к Ленинграду.
Завод приостанавливает все работы над созданием опытных образцов техники и вооружения и бросает все усилия на выпуск серийного танка КВ-1.
Последняя дата, указанная на проектных работах сверхтяжелого танка, – 15 августа.

О КВ-5

Кроме явных проектных преимуществ КВ-5, мы не поговорили о недостатках сверхтяжелого танка. Основной недостаток сверхтяжелого танка – весовые характеристики. Ну а данный проект, с наимощнейшей на то время броней, должен был весить более 80 тонн. Цифры, указанные в википедии, могли соответствовать действительности. КВ-5 невозможно было бы переправить через небольшие реки, он увяз бы в осенних и весенних хлябях, транспортировка КВ-5 на позиции также бы имела много трудностей.

Мог ли танк появиться на театре боевых действий? Однозначно мог бы. Создание танка было завершено, первый образец, если бы не приближение линии фронта, появился уже в конце 41 года. Все для фронта, все для победы – это не просто слова, а действительно существовавшая идеология советских людей. Если вспомнить, какими темпами создавались другие образцы военной техники в годы Второй мировой войны, то получим однозначный ответ на данный вопрос.
А заложенные в проекте танка возможности модернизации дают основание предположить, что дальнейшая модификация танка, брони и вооружения через несколько лет создали бы из КВ-5 наисовременнейшую технику, с которой бороться противнику было бы нечем.

Довольно известная в военных кругах пушка танка ИС-2 – Д-25Т - без проблем и дополнительных переработок могла бы быть использована на КВ-5. А довольно просторная башня КВ-5 могла бы существенно увеличить скорострельность танка.
Габаритные характеристики КВ-5 позволяют установить на нем орудие калибром 152-155 мм, причем башня осталась бы подвижной, что на то время с такими пушками не делал никто.

Осуществив это, советские конструкторы обогнали время строительства подобных САУ и сверхтяжелых танков на многие годы.

Модификация КВ-5, которой никогда не было, – проект КВ-5 бис

В некоторых документах мелькают упоминания о невероятном проекте танка КВ-5 бис под названием «Бегемот». Некоторые источники упоминают его под названием «Сталинский проект».

Однако, как рассмотрим ниже, проект явно вымышленный, возможно, с целью дезинформации врага или по другим неизвестным причинам.
Исходя из имеющихся описаний и рисунков, танк выполнен как некий танковый гусеничный поезд с тремя полноценными башнями с орудиями разных калибров. Данное композитное решение встречается у А.Афанасьева, в его описаниях военной техники, и у В.Шпаковского в написанной им книге «Танки. Уникальные и парадоксальные».

Согласно имеющимся данным, КВ-5 бис – личная просьба Сталина, разработкой которой занялись в 1942 году.
В 1944 году девять танков «Бегемот» были поставлены в строй. Из них сформировали тяжелое танковое подразделение, которому добавляют имя Сталина. По тем же данным, 9 экземпляров танка «Бегемот» принимали участие как минимум в четырех военных операциях.
Собственно, танк КВ-5 бис – наземный крейсер на гусеничном шасси. Весь «крейсер» имел один мощнейший дизель. Башни танка «Бегемот» - башни от танков КВ, средняя башня вообще имеет два орудия 152 мм. Сверху башен от танков КВ устанавливались башни от БТ-5. «Сталинский оркестр» предусматривал установку «Катюши» и огнемета.

Только представив себе это в железе, понимаешь, что данный «крейсер» с места сдвинет только очень мощный дизель, которого в СССР не существовало на то время. Предполагаемая масса «Бегемота» неизвестна. Даже предположив о наличии хода данного «монстра», он просто не смог бы совершить поворот на месте. А использование в боевых действиях, да и где еще – на Кольском полуострове, где обычные танки застревали, представляется маловероятным.
К тому же нет никаких исторических документов, подтверждающих существование этого проекта и использование его в боевых действиях.

Автор Роман Джерелейко

http://topwar.ru/9942-sverhtyazhelyy-ta ... -sssr.html
Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Re: Сверхтяжелый танк «КВ-5»

Сообщение EvMitkov » 09 янв 2012, 21:30

Доброго времени суток всем!
Доброго времени суток, Денис!


Материал о "Бегемоте" вызвал у меня стойкую ассоциацию из молодости - когда-то, в семидесятых, в одном из номеров журнала "Техника - Молодежи" мне попалась статья, опубликованная к очередному юбилею Ж.Я.Котина и рассказывающая о тупиковом конструкторском "мозготрясении" танковой мысли немецкой школы танкостроения в Третьем Оейхе. Статья была написана таким макаром, поневоле читатель проникался мыслью о "беспорочности" нашей системы,
"...под мудрым руководством родной коммунистической партии воспитавшей славную плеяду танкостроителей, сумевших верно спрогнозировать современные пути развития БТТ и воплотить их в металл и в жизнь".
Признаюсь, тогда эта статья на меня произвела глубокое впечатление.
Впрочем, вот она:

Землетрясение в третьем рейхе

В 1933 году, вскоре после прихода к власти, Гитлер устремился в берлинский пригородный район Куммерсдорф, где размещался танковый полигон. Новоиспеченный рейхсканцлер потребовал продемонстрировать ему оснащение механизированных войск. И хотя техника была слабой – всего лишь мотоциклы с колясками, устаревшие бронемашины и легкие танки Т?1, – лязг металла привел фюрера в восторг. Закончив осмотр, в книге для почетных посетителей полигона он размашисто написал: «Германия будет иметь лучшие в мире танки!»

Жаждавшие выслужиться армейские льстецы пустили в оборот словечко «панцерфатер», что означало «отец танков». Так в коридорах рейхсканцелярии именовали конструктора Фердинанда Порше, который вместе со своим сыном Ферри заправлял делами проектной фирмы. Создав очень удачный легковой автомобиль «Фольксваген», оба Порше теперь стремились увековечить свои имена, лепя из крупповской стали бронированные чудовища для вермахта. О сохранении тайн фирмы заботилась служба безопасности, секретные чертежи покоились в сейфах с хитроумными замками и автоматической сигнализацией, в дверях лабораторий стояли вооруженные эсэсовцы…Тактико?технические данные немецких танков периода Второй мировой войны ныне можно найти в справочниках. А вот закулисные дела фирмы «Порше и К°» и сегодня для многих остаются тайной. Между тем зигзаги конструкторской мысли немецких инженеров в переплетении с буйными фантазиями фюрера весьма поучительны.
Военные историки не раз писали о дилетантских потугах в пожарном порядке выдать «Третьему рейху» уже в ходе войны различные виды устрашающего сверхоружия. Как правило, подобные монстры оказывались мертворожденными, и совершенно справедливо попытки их создателей квалифицировались как проявления технического авантюризма. Специалистов концерна Круппа дилетантами не назовешь. Однако на примере танковых дел особенно ясно видно, как политический авантюризм нацистских заправил повлек за собой авантюризм в конструкторских решениях и очень скоро привел Порше и его коллег к паническому пересмотру всех ранее принятых принципов проектирования, а затем к образцам вооружения, так и не попавшим на фронт.
Главная установка фашистских планов агрессии хорошо известна – блицкриг, молниеносная война. В соответствии с такой доктриной готовилась и военная техника. Конструкторские разработки нацеливались на решения задач текущего дня или недалекого будущего. Для немецких концернов и монополий это было очень выгодно, потому что рынок сбыта разнообразных смертоносных орудий был обеспечен, а при налаженном крупносерийном производстве считалось вполне достаточным проводить лишь незначительные усовершенствования, не связанные с большими затратами. Промышленники охотно приняли теоретическую формулу, выданную стратегами агрессии: «Война должна быть выиграна тем оружием, с которым она была начата».
Со времени первого посещения Гитлером Куммерсдорфского полигона строители бронированных машин преподнесли фюреру три модели танков: легкий Т?11, 20?тонные средние Т?III и T?IV. Их броня не превышала 30 миллиметров, а основным вооружением была скорострельная пушка калибром 37 миллиметров. В расчете на молниеносную войну выбрали ведущее качество этих машин – повышенную скорость движения. По хорошей дороге Т?III мог выдать 55 километров в час. На грязь и труднопроходимую местность немецкие конструкторы не рассчитывали.

Оккупация Франции и других европейских государств, казалось, подтверждала эти расчеты. Военные кампании были кратковременными, а танки действительно лучше, чем у противников. Летом 1940 года был отдан приказ прекратить в области вооружения все исследовательские и конструкторские работы, которые нельзя закончить в течение одного года. Начавшееся проектирование танковых пушек повышенной мощности и модели тяжелого танка приостановилось. Все силы были брошены на то, чтобы заменить в войсках устаревшие танки новыми Т?III и T?IV. Перед нападением на Советский Союз фашисты сосредоточили на нашей границе 3712 машин.

О принятых на вооружение в декабре 1939 года Красной Армией танках Т?34 и KB с противоснарядным бронированием, дизель?моторами и 76?миллиметровой пушкой фашисты не имели сколько?нибудь ясного представления. Появление на фронте этих машин явилось для фашистов полной неожиданностью.

– В районе Вереи, – вспоминал немецкий генерал Г. Блюментрит, – танки Т?34 как ни в чем не бывало прошли через порядки 7?й пехотной дивизии, достигли артиллерийских позиций и буквально раздавили находившиеся там орудия. Понятно, какое влияние оказал этот факт на моральное состояние пехотинцев. Началась так называемая «танкобоязнь».
Т?III и T?IV, которыми Генштаб был вполне удовлетворен, могли поражать наши тридцатьчетверки с расстояния не более 500 метров, да и то лишь в бортовую или кормовую часть. Тяжелый KB вообще стоял на грани непоражаемого танка. Борьбу с новейшими советскими машинами пришлось возложить на зенитную артиллерию и авиацию, ибо основная немецкая противотанковая пушка калибра 37 миллиметров оказалась для этой цели непригодной.

Первым очнулся Гудериан, своими глазами видевший, как на полях сражений таяли его механизированные дивизии. Он поставил вопрос об изменении конструкции немецких танков. С принципов «война должна быть выиграна тем оружием, с которым она была начата», пришлось расстаться. Когда стало ясно, что планы блицкрига сорвались, факт технического превосходства советских танковых частей дошел и до сознания Фердинанда Порше. Для изучения Т?34 на фронт в ноябре 1941 года выехала группа специалистов. От армейских офицеров они услышали предложение: строить на заводах Круппа копию тридцатьчетверки, используя захваченные образцы этих машин. Такой совет оказался глубоко оскорбительным для «крупповского духа», но главная причина крылась, конечно, не в уязвленном конструкторском самолюбии. Производство многих деталей Т?34, в особенности его дизель?мотора, было невозможно наладить в достаточно короткий срок. От идеи полного копирования пришлось отказаться. Кроме того, хотя армия желала получить маневренный танк, равноценный Т?34, Гитлер потребовал сделать упор на другом: увеличить пробивную силу снаряда, применив длинноствольную пушку, и одновременно наращивать броню: более легкий и быстрый танк должен уступить место тяжелому, с длинноствольной пушкой калибра 88 миллиметров.
Проектирование тяжелой машины, начатое еще в 1939 году и затем приостановленное, теперь продолжалось с лихорадочной поспешностью. После требований фюрера она прибавила в весе, превратилась в 55?тонную глыбу стали и получила устрашающее название «тигр». Такой вес исключал его выпуск в больших количествах. Управление вооружений было вынуждено заказать еще один танк, более маневренный и по весу приближающийся к Т?34. Но вышедшая из фирмы Порше «пантера» из?за утяжеленной брони своими 45 тоннами догнала первоначальный расчетный вес «тигра». Чтобы возместить полное бессилие немецких 37?миллиметровых и 50?миллиметровых пушек против мощных советских танков, решили также заказать самоходное орудие «ягдпанцер».

Внезапно одолевшая конструкторов страсть к гигантизму сказалась и тут. Они породили неповоротливое чудовище с полным бронированием и 88?миллиметровой пушкой, имевшей малый угол обстрела. Солдаты на фронте прозвали его «слоном».

Решения, принятые зимой 1941 года после поражения фашистов под Москвой, означали скоропалительный пересмотр прежнего подхода к танковому вооружению. В соответствии с новой доктриной производство легких Т?II в 1942 году резко уменьшилось. В ожидании, пока замыслы проектировщиков воплотятся в металл, стали налаживать выпуск Т?III и T?IV с более толстой броней. Но Т?III, которым еще совсем недавно восхищались за его высокую, почти как у автомобиля, скорость, не спасла и модернизация. Из?за предпринятого дважды утяжеления он потерял проходимость, и через год его выпуск пришлось прекратить.
В армейской и политической верхушке Германии ждали обещанного Порше непобедимого танка. Наконец в августе 1942 года лучшие мастера собрали первые шесть «тигров», и фюрер лично распорядился испытать их в бою под Ленинградом. О том, что произошло дальше, рассказал в своих мемуарах бывший министр вооружений «Третьего рейха» Альберт Шпеер: «Все было напряжено в ожидании результата… Но до генерального испытания дело не дошло. Русские с полным спокойствием пропустили танки мимо батареи и затем точными попаданиями ударили в менее защищенные борта первого и последнего «тигров». Остальные четыре танка не могли двинуться ни вперед, ни назад, ни в сторону, и вскоре были также подбиты. То был полнейший провал…» Только что спроектированную машину принялись доводить и улучшать. Выпуск серийных образцов затягивался. Стали подумывать об утолщении брони до 200 миллиметров.

Чтобы успокоить Гитлера, Фердинанд Порше принял к разработке проект нелепейшего сверхтанка весом около 180 тонн. В целях секретности новое чудовище получило игривое название «маус» («мышонок»). Выдвижение нелепых проектов – это уже не просто поспешный и крутой пересмотр прежних принципов. За чертежными досками началась настоящая паника, разразилось конструкторское землетрясение…

23 ноября 1942 года, в тот самый день, когда накрепко замкнулось кольцо окружения под Сталинградом, в ставке фюрера царило необычное возбуждение. Гитлер вызвал Шпеера и потребовал срочно представить расширенную программу выпуска танков. Первая задача: срочно, к 12 мая 1943 года, дать 500 «тигров» и «пантер», 90 «слонов». Выполнить «расширенную программу» к назначенному сроку не удалось. Именно по этой причине летнее наступление под Курском пришлось отложить до 5 июля 1943 года. Накануне Курской битвы Гитлер в своей обычной напыщенной манере обращался к войскам: «До сих пор достигнуть того или иного успеха русским помогли танки. Мои солдаты! Наконец вы имеете теперь лучшие танки, чем они».

Но наши танкисты уже знали слабое место «тигров». Башня этих мешковатых машин с хищно вытянутыми хоботами пушек поворачивалась медленно. Только успеет бронированный «зверь» дать пристрелочный выстрел, как наша тридцатьчетверка сразу же делает резкий маневр и, пока немецкий наводчик разворачивает башню, бьет по «тигру».

Схватки с первым батальоном серийных «тигров» (44 машины) произошли еще в конце 1942 года под Сталинградом, когда войска фельдмаршала Манштейна пытались разжать кольцо окружения вокруг группировки Паулюса. Успеха «непобедимые» танки не имели… А через полмесяца, когда наши войска прорвали блокаду Ленинграда, у Синявинских высот выстрел советской 122?миллиметровой пушки разнес в железную щепу башню еще одного «тигра». Осколки с такой силой ударили во вторую машину, что ее экипаж тотчас открыл люки и в панике бежал. Целехонький, совсем новый «тигр» своим ходом проследовал в Ленинград, а затем его переправили в Москву.
Уральские конструкторы, разумеется, не сидели без дела. Еще летом 1942 года они улучшили боевые качества тяжелого KB, a 23 октября того же года Государственный Комитет Обороны принял постановление о налаживании в короткие сроки массового производства самоходных артиллерийских установок. К началу Курской битвы Советская Армия уже располагала достаточным количеством таких машин. Это был знаменитый «зверобой» СУ?152, созданный на базе тяжелого танка КВ. Финал Курского сражения хорошо известен.

В январе 1944 года немцы потеряли Никополь, где находились богатые запасы марганца. Лишь после войны выяснилось, что немецкое командование установило окопавшимся на плацдарме солдатам двойной оклад, обещало щедрые награды и отпуска в Германию для наиболее отличившихся. По словам Манштейна, Гитлер еще в марте 1943 года трагически заявил: «Потеря Никополя означала бы конец войны».

Если раньше производство танков сдерживали многообразные конструктивные изменения и переходы от одной модели к другой, то теперь сказалась нехватка стратегического сырья. Пока нацистские вожди в подземных бункерах ломали головы в поисках каких?то невероятных шансов, Урал вместе со всей страной опять приготовил фашистам сюрпризы. На фронт пошли вооруженные теперь уже 85?миллиметровой пушкой тридцатьчетверки и самые мощные танки Второй мировой войны – ИС?2. Немецкие штабы отреагировали еще одной инструкцией: танкистам вермахта рекомендовали избегать встречных боев с ИС?2 и вступать с ними в борьбу только из засад и укрытий.
Фердинанд Порше все еще ходил на доклады к фюреру, а затем передавал своим конструкторам очередные его указания. Что еще можно было сделать? Выход по?прежнему видели в создании новых машин. Трудились над «мышонком», хотя этот 180?тонный колосс не мог пройти ни по одному мосту, чтобы не обрушить его. И все же бесполезное чудовище стали готовить к серийному производству. Тяга к гигантизму затмила все. Решили вытянуть и без того длинный хобот «тигра». Калибр остался тем же, но длина пушечного ствола выросла до 6,2 метра и почти сравнялась с длиной танка. Весил он теперь 68 тонн и назывался «королевским тигром».

В августе 1944 года на западном берегу Вислы один из конструкторов фирмы Порше лично повел в атаку только что сформированный батальон новейших сверхсекретных машин. И снова провал. Первое же столкновение со спрятавшимся в засаде Т?34, которым командовал младший лейтенант А. Оськин, стоило конструктору жизни. Как оказалось, броня «королевских тигров», несмотря на непомерную толщину, была низкого качества и под ударами бронебойных снарядов раскалывалась.

К концу войны в разработке находился уже «сухопутный броненосец» весом более 500 тонн. На нем предполагали установить крупповское орудие?монстр «Дора» и две 150?миллиметровые пушки, а в качестве двигателей применить дизели с подводных лодок. Для постройки «сухопутного броненосца» в металле не хватило ни времени, ни средств: замысел так и остался на бумаге.
С тех пор как зимой 1941 года в строго охраняемых апартаментах фирмы Фердинанда Порше разразилось конструкторское землетрясение, там при всем изобилии разработок повторяли, в сущности, один и тот же мотив: пушку подлиннее, танк потяжелее. «Панцерфатер» и его помощники с такой завидной последовательностью проводили в жизнь этот принцип, что, по словам западногерманского историка, «немецкая промышленность в ходе войны никогда не могла даже частично удовлетворить спрос войск на танки всех типов».

Просчеты немецких конструкторов танков – факт, отмеченный многими военными историками разных стран. Вот, например, что пишет американский публицист У. Манчестер в книге «Оружие Круппа»: «Отставание в технике было немцам в новинку, и они так и не пожелали признать этот факт. Если им не удавалось разрешить какую?либо техническую проблему, большинство из них утешало себя мыслью, что она вообще неразрешима. В первую военную весну в России, поглядев, как крупповские танки вязнут в липкой украинской глине, они просто махнули рукой и дали этому времени название «грязевого периода». Но советские широкогусеничные Т?34 прекрасно передвигались в тех уже условиях…» Овладев сырьевыми ресурсами многих европейских стран, Германия произвела в 1941–1944 годах 53 800 танков, а наша промышленность – почти вдвое больше.
В ходе войны, помимо модернизации Т?III и T?IV, осваивались совершенно новые машины T?V («пантера»), Т?VI («тигр»), T?VIB («королевский тигр»). Самоходная установка «фердинанд» с электроприводом также была отдельной конструкторской разработкой. Отличительными особенностями, вернее, дефектами этих машин были наряду с недостаточной надежностью бензиновые двигатели, неоправданно большой вес, трудность транспортировки и слабая проходимость. В то же время основной советский танк Т?34, принятый на вооружение в декабре 1938 года, выпускался до конца войны, причем в его конструкцию не вносились неоправданные изменения, усложняющие его массовый выпуск. Что касается модернизации, то она для всех типов танков была направлена не только на улучшение тактико?технических характеристик, но и на достижение максимальной технологической простоты, замену дефицитных цветных металлов черными, уменьшение трудоемкости в изготовлении агрегатов и машин в целом. Это дало возможность организовать конвейерное производство танков. Победу в «танковом соревновании» с большим преимуществом одержал Советский Союз.
http://100tain.ru/tajny-i-sekrety/zemletryasenie-v-tretem-rejxe/

Вот такой вот "совково-канонический", материал. И зная о том, что не панцеры вошли в Москву и Питер, а "тридцатьчетверки" грохотали в Берлине, поневоле, не располагая информацией о таких вот "Бегемотах" и "сталинских оркестрах", начинаешь почитать "сталинских корифеев и капитанов танковой мысли" провидцами и гениями, не допускающими ошибок.

Но - "Мышата" были построены. Т28 янки был построен. И "Бегемоты", при всей их нелепости и великодержавном верноподданническом сталинизме котиных и иже с ними были построены и даже действительно применялись в деле.
Вот снимок из моего архива: один из уцелевцих и сохранившихся до сегодняшнего дня "бенемотов" собственной персоной:


Так что гансы, провернув свою дезу с Neubaufahrzeug, ( "Рейнметаллом2), о котором я упоминал в некоторых статьях, в том числе и тут:
http://dogswar.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=84
выиграли то, что хотели - ОТВЛЕЧЕНИЕ РЕСУРСОВ.
И технических, и конструкторских. Сорвав в результате плановое развитие БТТ РККА. То есть добившись того, о чем идет разговор в теме о Т-28 на нашем форуме.

Вот еще несколько словечек по этой "машине пропагандистской войны" - Neubaufahrzeug

Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug (в переводе с немецкого, «машина новой постройки»), часто сокращаемый до Neubaufahrzeug или Nb.Fz. — германский опытный тяжёлый танк 1930-х годов. В советской литературе иногда именуется как «Рейнметалл».
Серийно не производился и практически не использовался в боях, однако стал настоящим «оружием германской пропаганды».

Выпущенные небронированные прототипы использовались в качестве учебных машин, а также для пропагандистских целей.

Но если боевое применение прототипов не планировалось вообще, то три полноценно бронированные машины были сведены в танковый батальон специального назначения Pz.Abt1. Zb.V 40. Из трёх Nb.Fz. было сформировано подразделение, приравнивавшееся к взводу. Оно получило название Panzerzug Horstmann/Zug Putloss (танковый взвод Хорстмана/взвод Путлосс) по имени командира — лейтенанта Ганса Хорстмана (Hans Horstmann) и месту формирования. 9 апреля 1940 года батальон был отправлен в Норвегию, где три Nb.Fz. вместе с Pz. I и Pz. II принимали участие в боях против английских войск.

Танки прибыли в Осло 19 апреля 1940 года и создали видимость, что Германия имеет в Норвегии тяжёлые танки — в тот же день три Nb.Fz. парадным маршем прошли по улицам норвежской столицы. Хорошо отлаженный механизм пропаганды сработал безукоризненно — уже в двадцатых числах апреля все страны Европы увидели в газетах фото внушительных германских танков. Чуть позже Pz.Abt1. Zb.V 40. вместе со 196 пехотной дивизией вермахта, базировавшейся там же, образовали единое подразделение, получившее название «Gruppe Pellangahr».[1] 25 апреля 1940 года подразделение атаковало укреплённые позиции англичан вблизи деревни Кварн (норв. Kvarn), защищаемые 1-м батальоном Королевской Йоркширской пехоты. При этом англичане практически не имели тяжёлого вооружения — в их распоряжении имелись две 3-дюймовые мортиры и пять 25-мм французских противотанковых орудий Hotchkiss. В авангарде наступавших немецких частей двигалось три танка, по крайней мере одним из которых был Nb.Fz. Англичане дали немецким танкам подойти на дистанцию 150 метров, после чего открыли по ним огонь. Обстреливая танки с такой малой дистанции, англичане не оставили немцам возможностей для манёвра. В этот момент снаряд одного из противотанковых орудий обездвижил Nb.Fz., видимо, повредив дифференциал, однако не уничтожил его — танк продолжал вести огонь.[1] Остальным двум танкам авангарда повезло меньше — они были подбиты. В итоге немцы остановили наступление, отошли на занятые позиции и вызвали авиацию. Видимо, обездвиженный Nb.Fz. был оставлен экипажем на ничейной земле. Англичане продержались до вечера 26 апреля, затем отступили. По ряду данных, часть дифференциала Nb.Fz. и сегодня можно увидеть в маленьком музее в деревне Кварн, а до конца 1980-х на месте, где его оставили англичане в апреле 1940 года, можно было видеть хорошо сохранившееся 25-мм противотанковое орудие.[1]

После отступления англичан обездвиженный Nb.Fz. был отремонтирован и снова вошёл в строй. Хотя впоследствии немцы продвигались успешно, но один из Nb.Fz. был подорван собственным экипажем после того, как увяз в болоте и заглох недалеко от Лиллехаммера.

После оккупации Норвегии оставшиеся две машины были передислоцированы в Осло, а затем, в конце 1940 года, возвращены в Германию и в 1941—1942 годах благополучно разобраны на металл. Разборка танков подтверждается документами, захваченными англичанами в 1945 году.[2] По некоторым данным, с 1940 по 1942 годы эти танки использовались на территории Дании, где несли полицейские функции.
Упрощённое изображение Nb.Fz. на советской почтовой марке


В ряде воспоминаний, опубликованных после войны, можно встретить описания боёв частей РККА с танками Nb.Fz., «чёрными „Рейнметаллами“», причём мемуаристические упоминания о них появляются вплоть до середины 1942 года. Вместе с тем, доподлинно известно, что ни один Nb.Fz. на Восточном фронте не применялся. Все истории о боевом применении Nb.Fz. на Восточном фронте — лишь легенды, в большинстве своём навеянные книгой «Записки советского офицера» танкиста Г. Пэнэжко, опубликованной в 1951 году[3][4]. Возможно также, что советские танкисты ошибочно принимали за «Рейнметаллы» немногочисленные трофейные французские танки, воевавшие в рядах вермахта.

Два первых танка с так называемой «мягкой» сталью вместо брони использовались для учебных целей на учебной базе в Путлосе.
Характерно, что танк, не выпускавшийся серийно, стал весьма успешным оружием пропаганды. К началу Второй мировой войны Nb.Fz. был одним из самых одиозных немецких танков, его фотографии публиковали все известные газеты того времени. И хотя в начале 1930-х годов было построено всего три полноценных машины (и ещё два из обыкновенной стали), они непрерывно фотографировались для многочисленных газет и иллюстрированных журналов, выступая, наравне с пикирующим бомбардировщиком Ju-87, зримым воплощением военной мощи новой Германии. С участием Nb.Fz. снималось большое количество сюжетов для пропагандистской хроники, основной целью которой было создание у Англии, Франции и СССР иллюзии массового производства этих машин. Например, широко известна фотография, изображающая сборку танков в цехе завода «Крупп». Пояснение гласило, что сотни новых танков собираются на заводах, хотя на самом деле это были всего лишь три предсерийных образца.



Кроме того, немецкое командование афишировало данные танка, намеренно несколько завышая их боевые качества. Машина действительно имела весьма грозный вид, и во многих странах Европы (например, в Великобритании) разведка приписывала этому танку фантастические характеристики. Такому же эффекту подверглось и НКВД/ГРУ. К примеру, в изданном в начале 1941 года «Определителе типов фашистских танков» Nb.Fz. (под именем «Рейнметалл») был указан как основной «тяжёлый танк» немецкой армии, при этом ему приписывалась солидная толщина брони — 50–75 мм. Затем этот символ панцерваффе перекочевал и в другие советские военные руководства и армейские разговорники, а на советских агитплакатах, почтовых марках и т. п. появились изображения немецких танков, отдалённо напоминающие Nb.Fz.

Подробнее почитать об этом дезинформационном панцере можно тут:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Neubaufahrzeug

Вот отсюда и вырос "Бегемот" и прочие...
С уважением, Е.Митьков
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16792
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.


Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1