Объект 292, калибр 152,4 мм

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Объект 292, калибр 152,4 мм

Сообщение GT-500 » 02 дек 2011, 17:03

Одной из главных боевых задач современного танка является гарантированное поражение не только уже существующих образцов бронетехники вероятного противника, но и тех, которые, учитывая перспективу модернизации, могут появиться в ближайшем будущем. Увеличение мощности основного вооружения бронемашины является одним из способов решения этой задачи. К концу 80-х годов прошлого столетия появились предпосылки, позволяющие считать, что СССР начал терять позицию лидера мировых танкостроительных держав, поэтому инженеры и конструкторы-танкостроители Советского Союза, осознавая необходимость повышения огневой мощи отечественных танков, выпускавшихся серийно, активно искали различные возможности для их модернизации и усовершенствования. Помимо работ по созданию машин с необитаемой башней во всём мире велись работы в направлении по установке в обитаемую башню орудия повышенной мощности.

Разработка нового основного боевого танка, получившего обозначения «объект-292», является ярким примером продвижения конструкторской мысли в этом направлении. «Объект-292» создавался группой советских инженеров конструкторского бюро Ленинградского Кировского завода (в настоящее время ОАО «Спецмаш») совместно с учеными и инженерами ВНИИ «Трансмаш». Общее руководство работами осуществлял генеральный конструктор Н.С. Попов, заместителем был назначен А.К. Дзявго, именно он позже расскажет о том, что первоначально на танк планировалось установить 152,4-мм нарезную пушку. Баллистические показатели 152,4-мм орудия были лучше, чем 125-мм, однако его размеры не позволяли установить его в «родную» башню Т-80У. Из его заявления: «Мы договорились с директором ЦНИИ «Буревестник» (именно в этом ЦНИИ велись работы по созданию нарезного орудия) Н.Н. Худковым о реализации идеи по разработке нарезной пушки-шестидюймовки калибром 152,4 мм. Нам эта идея нравилась не только потому, что это один из основных калибров сухопутной и морской артиллерии, а, следовательно, в будущем в высокой степени унифицированной, но и потому, что она давала возможность применять снаряд повышенного могущества для борьбы с танками, вертолетами и пехотой. Но вскоре пришлось скорректировать намеченный план – «победили» сторонники гладкоствольной пушки…». Можно добавить, что другой причиной, по которой было решено отказаться от нарезной пушки в пользу гладкоствольной, являлось и то, что после распада СССР всё финансирование, направленное на её создание, было прекращено.

Первый и единственный экземпляр ОБТ «Объект-292» был построен в сентябре 1990 года. Опытный образец представлял собой машину, созданную на базе шасси танка Т-80У (ходовая часть, бронирование корпуса, конструкция подвески торсионная индивидуальная – всё оставлено без изменений). По сути это был Т-80У с установленной новой, специально спроектированной башней, способной вместить 152,4-мм орудие. Также от Т-80У «Объект-292» отличался новым по конструкции боевым отделением. Характерной особенностью новой конструкции было продуманное расположение боекомплекта, он был размещен в специальной кормовой нише башни, что снижало риск детонации боекомплекта при пробитии лобовой брони башни. В 1991 году новый танк прошел испытания на Ржевском полигоне, и, по заключению специалистов, машина показала превосходные боевые качества. Это показало, что идея установки на танк орудия 152,4 мм является вполне выполнимой задачей и имеет право на дальнейшее существование.

Все работы проводились под руководством генерального конструктора Н.С. Попова. Его заместитель, дважды лауреат Государственной премии А.К. Дзявго, рассказал: «Мы договорились с директором ЦНИИ Николаем Николаевичем Худковым о реализации идеи по разработке нарезной пушки-шестидюймовки калибром 152,4 мм. Нам эта идея нравилась не только потому, что это один из основных калибров сухопутной и морской артиллерии, а, следовательно, в будущем в высокой степени унифицированной, но и потому, что она давала возможность применять снаряд повышенного могущества для борьбы с танками, вертолетами и пехотой. Но вскоре пришлось скорректировать намеченный план – «победили» сторонники гладкоствольной пушки. Однако это только подхлестнуло темп работ».


Создание образца танка, вооруженного пушкой более 125 мм, опровергло существующее мнение, что 140 мм предел для танкового орудия, после которого возникают непреодолимые препятствия в виде низкой живучести и пластической деформации ствола. Помимо пушки, на танк предположительно планировалось установить один 7,62-мм пулемёт и ПТРК. Однако ввиду последующих в СССР затем событий «Объект-292» так и не был доведен до принятия на вооружение и запуска в серийное производство, оставшись в единственном экземпляре. Сейчас сложно сказать, какова была бы дальнейшая судьба этого не совсем обычного танка, если бы Советский Союз не распался и работы над проектом были доведены до логического завершения. Но можно утверждать, что большинство полученных во время его создания наработок мы увидим в будущих образцах как отечественного, так и зарубежного танкостроения. «Объект-292», по существу, является переходным образцом в процессе создания танка четвёртого поколения.

Фотографии с сайта btvt.narod.ru
Автор Макс Беляев

http://topwar.ru/657-obekt-292-takim-do ... -t-95.html
Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Re: Объект 292, калибр 152,4 мм

Сообщение Bob-28 » 02 дек 2011, 20:24

Здрасьте, все! Т.е. "будьте здоровы, живите богато".
А по теме 152 мм возникает вопрос (риторический): "куда идем мы с Пятач...", ну с эдакой дурой? Следующий привычный калибр - 203 мм. КЛАСС!
Не прошло и века, как Аврора (пусть и легкий, но ОКЕАНСКИЙ крейсер) пульнул по Зимнему из главного калибра... 152 мм. А теперь это возят на самобеглой коляске. Куда катится мир?
А эквивалент лобовой брони как на Айове - 700 мм.
Чего-то такое "надувание" напоминает мне историю динозавров или, более близкую - дирижаблей. Не лопнет ли от собственных достоинств "современное танковое" чудо? В общем-то, как видно из статьи (да и из истории) 152 мм вполне по силам наземным машинам. Но надо ли это применять в маневренном бою?
Пока большие паханы выезжают на 60-ти тонных 152мм-ростых и 700мм-толстых монстрах, маленькие хулиганы на Визелях делают всем (и дядям тоже) маленькое ай-яй-яй. НЕТ?
Все же мастодонты вымерли и на смену им пришли мелкие грызуны, типа ХОМО...
Мовчу, мовчу, мовчу
БОБ.
Аватара пользователя
Bob-28
 
Сообщения: 528
Зарегистрирован: 12 апр 2011, 11:41

Re: Объект 292, калибр 152,4 мм

Сообщение EvMitkov » 03 дек 2011, 01:18

Доброго времени суток всем!
Доброго времени суток, Борис Николаич!

Прежде всего - немного информации - СИБ просил сказать тебе и всем остальным ( потому не в личку, а в "общий доступ"), что до 4-го числа, до окончания "народной национальной забавы" его в сети не будет - НЕКОГДА.

Теперь по теме.
Я все-таки сел бы на "Визелёк", как-то ближе и конструктивнее, хотя не так внушительно.
Что же касается
Bob-28 писал(а):А по теме 152 мм возникает вопрос (риторический): "куда идем мы с Пятач...", ну с эдакой дурой? Следующий привычный калибр - 203 мм. КЛАСС!
Не прошло и века, как Аврора (пусть и легкий, но ОКЕАНСКИЙ крейсер) пульнул по Зимнему из главного калибра... 152 мм. А теперь это возят на самобеглой коляске. Куда катится мир?


Николаич, да он всегда туда катился!!! Пусть на Рено ФТ и стояла малокалиберная пушечка, те же "шнейдеры" и сеншамоны" (хотя они скорее САУ артподдержки, но тем не менее), те же британские "параллелограммы уже несли клистиры в три дюйма.
Но даже тогда мечтали НЕ О НИХ!
Всомни тот же «Танк Менделеева»
Кратенько и тезисно напомню:

Разработан в 1911—1915 годах инженером-кораблестроителем В. Д. Менделеевым. Будучи первым в мире проектом сверхтяжёлого танка, отличался высочайшими для своего времени показателями огневой мощи и бронезащиты. Проект содержал большое количество оригинальных конструкторских решений и новшеств, однако не вышел из стадии чертежей и не был воплощён в металле.




Проект танка разработан В. Д. Менделеевым единолично за почти пять лет, с 1911 по 1915 годы. Примечательно, что проект разрабатывался изобретателем в целиком и полностью инициативном порядке в свободное от основной работы время. В работе Менделеев широко использовал опыт русского военного кораблестроения.

Разработанный проект отличался очень высоким уровнем проработки и общей тщательностью исполнения — фактически, Менделеев довёл свой проект до уровня рабочих чертежей опытного образца. Особенно это было заметно в сравнении с предложениями большинства других изобретателей. Проект «Бронированного автомобиля», как Менделеев назвал своё детище, был представлен им в канцелярию военного министерства 24 августа 1916 года. Следует отметить, что в тот момент до появления на поле боя первых английских танков оставался почти месяц, а первые французские танки ещё не существовали в металле. Поданый на рассмотрение проект включал в себя детально разработанные чертежи и объёмистую пояснительную записку, разделённую на главы: «Внутреннее размещение личного состава», «Спецификация», «Таблица весов», «Расчёт опорной поверхности», «Проход по железнодорожному пути» и т. д.
Однако, несмотря на детальность проработки и общую воплотимость проекта, он не был воспринят военными всерьёз. По сути своей, проект так и не был тщательно рассмотрен и осел в архивах.
Позднее, осенью 1916 года, основываясь на опыте применения англичанами первых танков, Менделеев модернизировал свой проект, однако сведения об этом варианте танка носят отрывочный характер[4]. Менделеев рассчитывал представить свой новый проект, так же, как и первый, в военное министерство, однако начавшиеся в стране политические катаклизмы перечеркнули планы изобретателя.
Корпус машины имел простую коробчатую форму и рассчитывался на защиту от 6-дюймовых (152,4-мм) бронебойных снарядов, но, теоретически, мог выдержать попадание более тяжелого боеприпаса. Сборка корпуса осуществлялась на уголках, причём набор каркаса машина «унаследовала» от военных кораблей (использовались стрингеры и шпангоуты). Изготовление корпуса также проходило по «корабельной» технологии — клёпкой и сваркой. В корпусе использовались бронеплиты толщиной 6 дюймов (~ 150 мм, лоб корпуса), 4 дюйма (~ 100 мм, борта и корма корпуса) и 3 дюйма (~ 76 мм, крыша), что делало танк практически неуязвимым для всех видов вооружения сухопутной армии того времени. Лобовой и кормовой листы, а также бортовые панели были цельнолитыми, а крыша собиралась из пяти поперечных листовых секций. Собственно, единственной относительно тонкой частью корпуса являлось днище, выполнявшееся из 8- и 10-мм бронелистов. В корме корпуса имелась «входная дверь», которая также должна была использоваться для загрузки боекомплекта. Дверь могла задраиваться при помощи корабельных задвижек. Кроме того, на крыше корпуса имелась выдвижная (!) пулемётная башенка цилиндрической формы с толщиной стенок 8 мм.

Общая масса корпуса составляла 86,46 тонн.

Основное вооружение машины составляла 120-мм морская пушка Канэ, ( позже - 152 мм Канэ) устанавливавшаяся по оси танка на тумбе в передней части корпуса. Орудие имело возможность горизонтальной наводки в пределах 16° в обе стороны от продольной оси машины. Для прикрытия амбразуры при наведении пушка оснащалась подвижной плоской бронемаской. Подача снарядов производилась при помощи тележки по подвесному монорельсу с пневматическим приводом, что увеличивало скорострельность орудия. Боекомплект пушки составлял 51 выстрел (46 — в «крюйт-камере», 4 — на тележке и 1 — в казённике орудия).

В качестве вспомогательного вооружения имелся 7,62-мм пулемёт «Максим», установленный в цилиндрической башенке кругового вращения на крыше корпуса. В походном положении или при усиленном обстреле башенка могла задвигаться внутрь корпуса посредством пневматического привода.

В качестве силовой установки использовался карбюраторный двигатель от подводной лодки мощностью 250 л.с. с жидкостным (вероятнее всего, водяным) охлаждением. Запуск двигателя производился при помощи пневматического стартёра. Вся силовая установка располаглась в задней части корпуса со смещением к левому борту. Ближе к центру корпуса, под бронированным настилом, в герметичных изолированых отсеках, находились топливные баки. Ёмкость топливных баков позволяла танку пройти на одной заправке около 50 км при расчётной максимальной скорости 24,8 км/ч (на дорогах).

Трансмиссия танка — механическая. Для передачи крутящего момента на ведущие колёса предполагалось использование коробки передач с четырьмя скоростями вперёд и одной — назад. Однако для быстрого вывода машины из боя предусматривалась возможность переключения в течение 20—30 минут направления вращения коленчатого вала двигателя (управление при этом передавалось на «пост заднего хода»). Для обеспечения возможности поворота танка трансмиссия включала в себя дифференциал.

Интересной особенностью проекта является многократное дублирование постов управления — помимо двух основных постов (для движения вперёд и назад в носу и корме танка соответственно), имелось также два резервных, которые могли использоваться любым членом экипажа при порче механизмов основных постов, их разрушении при обстреле или гибели водителя.
Конструкция ходовой части танка была более, чем оригинальна. Менделеев предполагал применить на своём танке пневматическую подвеску опорных катков с вертикальными цилиндрами. При этом бортовые пневмоцилиндры объединялись в одну систему, что обеспечивало машине высокую плавность хода и сохранение горизонтального положения корпуса на пересечённой местности.

Особая привлекательность данного типа подвески заключалась в её «двойном действии». В случае медленных колебаний подвеска работала по принципу блокированной благодаря дросселирующему действию соединительных трубопроводов пневмосистем каждого борта. В случае же быстрых колебаний подвеска работала, как индивидуальная. Кроме того, наличие пневматической подвески позволяло регулировать клиренс машины вплоть до полного опускания её корпуса на грунт. Понижение клиренса, по замыслу Менделеева, должно было частично обезопасить ходовую часть танка от поражения при усиленном обстреле, сохраняя при этом возможность передвижения. Полное же опускание машины на грунт предполагалось производить при ведении огня в целях улучшения точности стрельбы и разгрузки ходовой части от вредных нагрузок при стрельбе из орудия.

Ходовая часть применительно к одному борту включала шесть опорных катков малого диаметра, пять поддерживающих роликов и четыре направляющих колеса, из которых верхнее кормовое было ведущим. Подобное решение объясняется тем, что гусеница почти полностью охватывала корпус (верхняя ветвь проходила под крышей корпуса). Интересно, что направляющие колёса имели пятиугольную форму, зацепляя гусеницы за башмак трака. Гусеничная лента — крупнозвёнчатая, шириной 250 мм. Башмаки траков должны были штамповаться из 8-мм стального листа. Общая длина опорной поверхности гусениц составляла 6 метров, что для машины подобных размеров и массы было весьма скромным показателем. Это определяло высокое давление на грунт, составившее 2,78 кг/см?. Для регулирования натяжения гусеницы, в особенности — при изменении клиренса и опускании корпуса на грунт, использовался механизм с пневматическим приводом.
Не подлежит сомнению, что проект танка, предложенный В. Д. Менделеевым, во многом являлся революционным для своего времени. Многие идеи и разработки, заложенные в нём, увидели свет лишь десятилетия спустя. К примеру, идея опускания корпуса машины на грунт была реализована в конце 1930-х на самоходной мортире «Карл», а пневматическая подвеска впервые появилась на ряде лёгких танков заключительного периода Второй мировой войны (в частности, её имели британские авиадесантные танки «Гарри Гопкинс» и «Тетрарх»).

Вообще широкое использование пневматики было характерной особенностью проекта Менделеева. Пневматика использовалась для механизации и автоматизации почти всех работ в танке — в частности, подвеска, стартёр двигателя, приводы переключения скоростей в главных постах управления, привод механизма натяжения гусениц, привод жалюзи воздухозаборника, приводы заряжания пушки, привод поднятия и опускания пулемётной башенки, механизмы наводки орудия были пневматическими. Это делало проект крайне передовым для своего времени.

С точки зрения бронезащиты танк Менделеева был практически неуязвим для любых сухопутных типов вооружения, поскольку на тот момент полевые части не располагали орудиями калибром свыше 76,2 мм, а калибр крепостных орудий редко превышал 152,4 мм. По сути, В. Д. Менделеев был первым конструктором, предложившим применение противоснарядного бронирования на сухопутных боевых машинах.[5] Проблема уязвимости ходовой части — единственного элемента танка, который теоретически мог быть разрушен в бою — отчасти решалась регулированием клиренса и возможностью опускания корпуса на грунт. Таким образом, будучи опущенным на грунт, танк превращался, по сути, в практически неуязвимый стальной форт. Собственно, достаточной для его уничтожения мощью обладали только артсистемы больших калибров (203, 280, 305 и 420 мм), однако даже в случае их применения для поражения танка требовалось бы прямое попадание.

Вооружение танка также было превосходным — 120-мм орудие Канэ практически не имело неуничтожимых целей. Мощности его фугасного снаряда было бы достаточно для борьбы с любыми целями на поле боя, а бронебойные снаряды позволили бы крушить даже неприятельские корабли.

Очень прогрессивной для своего времени являлась и идея размещения вспомогательного пулемёта в башенке кругового вращения. Правда, большая высота танка создавала бы заметную «мёртвую зону» вокруг танка, однако, принимая во внимание экстраординарное бронирование танка, её наличие не являлось проблемой. Кроме того, в корпусе танка существовали бойницы, позволявшие отстреливаться от неприятельских солдат.

Вместе с тем, за неуязвимость и колоссальную огневую мощь пришлось расплатиться поистине запредельным весом машины. В сочетании с достаточно узкими гусеницами, это программировало крайне низкую скорость и проходимость машины. В свою очередь, это практически исключало возможность использования машины, как собственно танка. Что интересно, в поданном на рассмотрение проекте Менделеев не указал конкретного назначения своего «бронированного автомобиля». Учитывая тот факт, что по своим параметрам и внешнему виду танк Менделеева являлся скорее сверхтяжёлой САУ, можно предположить, что изобретатель предполагал использовать своё детище для разрушения фортификационных сооружений и для береговой и противодесантной обороны Финского залива. Еще одним доводом в пользу этого предположения является тот факт, что и бронирование, и вооружение танка Менделеева в период Первой мировой войны были явно избыточными для танка.

В то же время, несмотря на высокую сложность машины, обилие пневматики, мощное вооружение и бронирование, проект Менделеева был вполне реализуем на любом кораблестроительном предприятии своего времени. Ситуацию упрощала также детальная проработка проекта. Правда, силовую установку и электрооборудованиие пришлось бы, вероятнее всего, закупать за рубежом. Однако, по описанным выше причинам, стоимость постройки такой машины соответствовала стоимости хорошей подводной лодки[4], что, видимо, и послужило основной причиной отсутствия интереса к нему со стороны военного ведомства. Свою роль, возможно, сыграло и отсутствие у Менделеева каких бы то ни было связей — ведь примерно в это же время в металле был воплощён куда более амбициозный и сюрреалистичный проект боевой машины Николая Лебеденко.

(Через пару минут - продолжу?)
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16789
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Объект 292, калибр 152,4 мм

Сообщение EvMitkov » 03 дек 2011, 01:27

ИТАК, ПРОДОЛЖАЮ:

Ты говоришь, Николаич, что
Bob-28 писал(а):Пока большие паханы выезжают на 60-ти тонных 152мм-ростых и 700мм-толстых монстрах, маленькие хулиганы на Визелях делают всем (и дядям тоже) маленькое ай-яй-яй. НЕТ?
Все же мастодонты вымерли и на смену им пришли мелкие грызуны, типа ХОМО...

И я РАЗДЕЛЮ твою точку зрения. Полностью.
Помнишь, я говорил тут:
КОНЕЦ МАМОНТОВ
http://dogswar.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=84#p211
и тут: Котин против Адерса. Наш НЕответ "Тигру"
http://dogswar.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=84#p197

А вот еще любопытный материал - хотя и общеизвстный! - по теме " ХОМО супротив ДИНОЗАВРА" :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
ОЧЕРЕДНОЙ БЛИН КОМОМ

"Было удивительно видеть, как осенью 1944-го мы, будто поменялись с немцами, и все, что немцы творили у нас летом 1941-го по пути к Смоленску, мы показали на пути к Варшаве и Одеру…"

ветеран-такнкист М. Соломин



В августе 1944 г. сообщение о новейшем немецком танке появилось не в нагнетающих страх неопределенности разведдонесениях, а в перечне трофеев прошедших боев…

историк Михаил Свирин





ОЧЕРЕДНОЙ БЛИН КОМОМ



От советского информбюро. 13 августа 1944 года. ... Западнее города Сандомир на плацдарме на левом берегу реки Висла наши войска успешно отбили контратаки сил пехоты и танков противника.


В годы Второй мировой войны в Германии было создано достаточно большое количество различных образцов бронетанкового вооружения, среди которых были и несомненные технические достижения, т.к. уровень немецких танкостроителей был достаточно высок, а бронетанковые войска Вермахта имели богатый боевой опыт. И все же практически каждое появление новых танков на Восточном фронте оборачивалось для них, как правило, неудачей. Так, достаточно хорошо известен факт потери немцами первых "Тигров" в боях под Мгой. Не оправдали надежд и батальоны новейших "Пантер" на Курской дуге, где значительная часть оказавшихся ненадежными машин была попросту брошена экипажами при отступлении.

Такая же учесть постигла и очередную немецкую новинку - тяжелый танк Pz Kpfw Tiger, Ausf В (более известный у нас как "Тигр-Б" или "Королевский тигр"), при первом же боевом применении его на Сандомирском плацдарме.
Эту историю нельзя отнести к неизвестным страницам войны. Однако именно многократный пересказ произошедших событий трудами штатных отечественных пропагандистов и известная склонность нашего общества к мифам и легендам сыграли неблагоприятную роль, похоронив реальные события под ворохом надуманных "подробностей", как правило, таких же живописных, как и далеких от действительности. В различных изданиях, как мемуарных, так и научно-популярных, описывающих первую встречу наших танкистов с "Королевскими тиграми", правдоподобным остается разве что сам факт произошедшего. А в остальном авторы расходятся даже в дате события, не говоря уже о числе потерянных немцами танков, "гуляющих" по вкусу авторов, от двух единиц до трех дюжин боевых машин. Кое-кто приписывает участие в этом бою даже самого конструктора Ф.Порше (к слову сказать, прямого отношения к этому танку не имевшего). Не найти подлинной картины событий и в западных источниках, склонных не замечать поражений вермахта на Восточном фронте и уж тем более недостатков его техники. А между тем результаты боев на Сандомирском плацдарме превосходили даже самые смелые их пересказы. Сохранившиеся в ЦАМО РФ боевые донесения и отчеты августа 1944 года позволяют восстановить расстановку сил и достоверный ход событий.

К 10 августа 1944 года войска 1-го Украинского фронта, форсировав р. Вислу, прорвали вражескую оборону юго-западнее польского города Сандомир и, опрокинув части 4-й танковой армии противника, значительно расширили плацдарм. Стремясь восстановить утраченные позиции по западному берегу р. Вислы, немцы срочно перебросили в район Сандомира пять дивизий (в том числе одну танковую) из группы армий "Южная Украина", пять пехотных дивизий из Германии, три пехотные дивизии из Венгрии и шесть бригад штурмовых орудий. Готовясь к немецкому контрнаступлению, советское командование осуществило перегруппировку войск, срочно возводились оборонительные укрепления и устанавливались минно-взрывные заграждения.

С 11 августа, преднамеренно отойдя из ранее взятого местечка Шидлув и деревни Оглендув, перешли к обороне и части 6-го гвардейского танкового корпуса (ГвТК), 3-й гвардейской танковой армии (ГвТА). Плацдарм к этому времени представлял собой неровное, упирающееся в р. Вислу полукольцо, в центре которого занимала оборону 53-я гвардейская танковая бригада (ГвТБр), к левому флангу которой примыкала 52-я ГвТБр. Отрыть для машин укрытия полного профиля в песчаных грунтах не удавалось - стенки окопов тут же осыпались. Немало неприятностей эта местность доставляла и немцам. Наши танкисты неоднократно наблюдали, как в песках часто буксовали "Пантеры" и как их механикам-водителям при попытке выбраться приходилось подставлять слабую бортовую броню своих машин под огонь наших войск. В предыдущих боях за Шидлув и Оглендув эти маневры "Пантер" помогли нанести противнику серьезные потери (только за 11 августа 1944 года танкистами 53-й ГвТБр было уничтожено 8 танков противника). Поэтому 12 августа командир 53-й ГвТБр полковник В.С.Архипов со своим начальником штаба С.И.Кирилкиным, пришли к выводу, что противник по открытым песчаным полям уже не пойдет, а постарается обойти позиции бригады с флангов.

Перед 2-м танковым батальоном (ТБ) майора А.Г.Коробова вся местность была на виду. На правом фланге, где занимали оборону танки Т-34 3-го ТБ капитана И.М.Мазурина тянулась глубокая и широкая лощина, по которой из деревни Оглендув к местечку Сташув в тыл наших войск проходила полевая дорога. За лощиной находилось болото, где перешел к обороне 294 стрелковый полк (СП) 97 стрелковой дивизии (СД).

Тянувшаяся в низине дорога, выводившая прямо к цели, не могла оказаться без внимания немцев. Чтобы прикрыть этот путь командование бригады решило на выходе из лощины на скатах безымянной высоты поставить в засаду два танка Т-34 от 3-го ТБ, поручив командовать ею заместителю командира батальона гвардии капитану П.Т.Ивушкину. Остальные танки батальона находились в километре от Оглендув.

Предположения о замыслах противника получили подтверждение уже в первых же донесениях разведки, которую на ожидаемых направлениях выдвижения противника вели дозоры и три бронегруппы на танках и мотоциклах. В разведывательном донесении № 53 штаба 6 ГвТК, составленного в 19.00 13 августа сообщалось:

"В ночь с 12 на 13.08 в районе зап. Шидлув захвачены пленные фельдфебель, принадлежащий 1 роте 501 отдельного батальона тяжелых танков РГК, и рядовой, принадлежащий 10 роте 79 МП 16 ТД, взятый в районе Поник.

Фельдфебель показал, что на ст. Конеуполь после выгрузки 501 отдельного батальона тяжелых танков РГК выгружалась танковая дивизия неизвестной ему нумерации. 501 ТБ состоит из трех ТР и роты снабжения. ...

Батальон прибыл в составе 40 танков, 20 из них типа "Пантера" и 20 - T-IV. В Хмельник прибыло до 30 танков, остальные вышли из строя и требуют легкого ремонта".

Прибытие 501 отдельного батальона тяжелых танков под командованием майора фон Легата, само по себе говорило о многом. В июле - августе 1944 года батальон прошел переформирование в учебном центре в Ордруфе (Ohrdruf) и получил новую материальную часть - гордость немецких танковых конструкторов, загодя нареченными "всесокрушающими" - танки "Тигр-Б". Однако низкая надежность "сырой" машины ( разрабатывать которую начали еще в 1942 году, но до "ума" так и не довели) привела к тому, что на Восточный фронт 5 августа батальон был отправлен не в полном составе, 14 танков с различными неполадками было сосредоточено в 1 роте, которая осталась в учебном центре. 9 августа батальон прибыл в Польшу и разгрузился на станции Консуполь в районе города Кельце. Как и показали пленные из 40 танков, только половина была тяжелыми "Тигр-Б", остальные - не посылать же в наступление батальон с силами, едва превосходящими танковую роту - в последний момент дополнили Pz Kpfw IV (слова пленных о прибытии "Пантер" были, скорее всего, попыткой скрыть от противника появление на фронте секретной новинки).

В ходе короткого марша от станции выгрузки до штаба 16 ТД, расположенного в районе Хмельник, на трех километрах пути осталось 10 неисправных танков. Потратив пару дней на ремонт и подготовку материальной части, батальон 11 августа совершив 2-км марш, достиг местечка Шидлув. Так как марш снова сопровождался поломками новых машин, то к исходу дня в строю батальона находилось лишь 11 исправных танков "Тигр-Б" - которым и пришлось принять боевое крещение в наступлении на Сташув.

Здесь необходимо отметить, что силы 6-го ГвТК отнюдь не обеспечивали нашим танкистам значительного численного превосходства: немцам противостояли 9 боеспособных Т-34-76 53 ГвТБр, 9 Т-34-76 и 10 Т-34-85 52 ГвТбр, а занимавшая (на севере) оборону 51 ГвТБр в своем составе имела 11 танков Т-34-76 и 4 танка Т-34-85. У Сташува находились также 11 тяжелых танков ИС-2 и 1 танк ИС-85, принадлежавших 71 ОГвТТП.

С середины ночи с 12 на 13 августа все отчетливее доносился нарастающий гул танковых двигателей в глубине немецких позиций. Перед рассветом командир 53-й ГвТБр вернулся из штаба к своему танку, служившего наблюдательным пунктом и находившимся в боевых порядках 1-го ТБ, машины которого скрывала гряда невысоких песчаных дюн. Впереди справа простиралась лощина с уходившей на Сташув дорогой. Слева на поле были разбросаны копны соломы, в которых и были замаскировали танки Ивушкина. Ближе к выходу из лощины стояла "тридцатьчетверка" младшего лейтенанта А.П.Оськина, в экипаж которого входили: механик-водитель А.Стеценко, командир орудия А.Мерхайдаров, радист А.Грушин и заряжающий А.Халычев. Полковник Архипов с Ивушкиным по-пластунски подобрались к копне, скрывавшей танк, и, переговорив с Оськиным, приказали без команды огня не открывать.

Утро выдалось туманным. С наблюдательного пункта командира 53-й бригады уже не были видны ни околица деревни Оглендува, ни лощина, ни даже копны соломы с замаскированными танками. Тишину раннего утра прервал медленно нарастающий рокот танковых двигателей, а вскоре стал слышен и приближающийся лязг гусениц. С воздуха наплывал гул "Юнкерсов", идущих на Сташув. За тем открыла огонь немецкая артиллерия, но снаряды пронеслись высоко над передним краем бригады. Разведка противника так и не смогла обнаружить боевые порядки 53-й ТБр, не говоря уже о засаде.

В 7.00 13 августа противник под прикрытием тумана перешел в наступление на безымянную высоту 11 танками "Тигр-Б" в сопровождении нескольких бронетранспортеров с пехотой. Ивушкин доложил на НП:

"Танки пошли. Не вижу, но слышу. Идут лощиной".

Вот как дальнейший ход событий описал сам командир 53-й ГвТБр: " Чудовищных размеров танк выбирался из лощины. Он полз на подъем рывками, буксуя в песке.

Радировал с левого фланга майор Коробов:

- Идут. Отвечаю:

- Не спешить. Бить с четырехсот метров.

Между тем из лощины выползла вторая громадина, потом показалась и третья. Появлялись они со значительными промежутками: пока вышел из лощины третий танк, первый уже миновал засаду Ивушкина, "Битьг" - спросил он. - "Бей!" Вижу, как слегка шевельнулся бок копны, где стоит танк Оськина. Скатился вниз сноп, стал виден пушечный ствол. Он дернулся, потом еще и еще. Оськин вел огонь. Я отчетливо видел в бинокль, как в правых бортах вражеских танков появились черные пробоины. Вот и дымок показался, и пламя вспыхнуло. Третий танк развернулся фронтом к Оськину, но, прокатившись на перебитой гусенице, остановился и был добит...

...Передаю по радио: "307 - 305". Сигнал общий, Ударило прямой наводкой сразу десятка три стволов. Да и гаубичные дивизионы накрыли лощину навесным огнем, и она на всем протяжении до Оглендува скрылась в тучах дыма и песчаной пыли".

Появились "Юнкерсы" и "Мессершмитты", почти одновременно - наши истребители. Закипел бой в воздухе. 2-й ТБ Коробова в течение дня вел бой с танками противника западнее высоты 247,9. К исходу дня 53-я бригада заняла оборону по ее южной части - 300 м восточнее деревни Оглендув в готовности для наступления в направлении на Шедлув. 2 танка 3-го ТБ с ротой автоматчиков в десять вечера атаковали деревню, которую к восьми часам утра удалось полностью очистить от противника. После чего 3-й ТБ закрепился на окраине. Среди взятых в деревне трофеев оказались и отошедшие после неудачной атаки немецкие танки. Здесь то и выяснилось, что бой пришлось вести с новейшими немецкими танками (туманным утром разбираться было некогда, и в первых донесениях, сосчитав горящие танки, сообщили об уничтожении трех "Пантер").

2-й ТБ во взаимодействии со 2-й танковой ротой 71 ОГвТТП и 289 СП в 9.00 начал наступление в направлении на Зарез. Находившиеся западнее Оглендува "Тигры-Б" своим огнем преградили путь наступающей пехоте. Тогда взвод танков ИС-122 гвардии старшего лейтенанта Клименкова, выдвинулся вперед и с заранее подготовленных позиций открыл огонь по танкам противника, в результате короткого боя Клименков один танк сжег и один подбил.

После этого пехота, не встречая сильного сопротивления, вошла в Оглендув, где добивали противника танки 3-го ТБ. Одновременно 7 танков "Тигр-Б" атаковали наши позиции с направления высоты 272,1. Находившийся в засаде в кустарнике восточнее Мокре на танке ИС-122, гв.ст.л-та Удалов (гв.ст.л-т Удалов воевал на ИС-122 с башенным № 98, имевшим пушку Д-25. - Прим. авторов) подпустил танки противника на 700 - 800 м, открыл огонь по головному и после нескольких метких выстрелов один танк был сожжен, а второй подбит.

Танки противника отвернули и начали удаляться. Удалов вывел свою машину лесной дорогой навстречу противнику и с опушки леса снова открыл огонь. Оставив еще один горящий танк, противник повернул назад. Вскоре атака "Королевских тигров" повторилась, на этот раз они шли в направлении Поник, где стоял в засаде танк ИС-122 гв.л-та Белякова, который открыл огонь с дистанции 1000 м и третьим снарядом зажег танк. Видя и здесь губительное для наступления направление, оставшиеся танки противника повернули назад.

Всего же за трое суток непрерывных боев в период с 11 по 13 августа 1944 года в районе местечек Сташув и Шидлув войсками 6-го ГвТК было захвачено и уничтожено 24 вражеских танка, 13 из которых были новейшие тяжелые танки "Тигр-Б".

Помимо этого, как следует из донесений частей и соединений корпуса о пленных и трофеях, захваченных у противника: "В период с 9 по 19 августа 1944 года 52 ГвТБр пленила 7 и уничтожила 225 солдат и офицеров, уничтожила один пулемет, захватила 3 пушки, уничтожила 6 танков и 10 грузовых автомашин, две спец.машины".

"53 ТБр с 1 по 29 августа 1944 года уничтожила 8 обер-офицеров, 37 унтер-офицеров, 153 солдата, захватила 2 унтер-офицера, 6 "Королевских тигров" и уничтожила: 1 самолет, 12 танков, 29 гаубиц, 150 винтовок, 7 автоматов, 20 пулеметов, 4 миномета и 2 пушки". Необходимо отметить, что этот успех был тем более впечатляющим, что подразделения 6-го ГвТК в этих боях не потеряли ни одного своего танка.

Потери противника, чуть позже, подтверждались и разведсводкой № 39 штаба 6 ГвТК, составленной 16 августа в 19.00.:

"16.08 в районе Зараз захвачен пленный, принадлежащий 501 батальону тяжелых танков.

Пленный показал, что 501 отдельный батальон тяжелых танков формировался в Германии, получил 40 новых танков до 20 "Королевских тигров" и до 20 типа "Т-4". В районе Хмельник батальон прибыл две недели назад. В настоящее время в батальоне осталось до 26 танков, остальные сожжены и подбиты.

Пленный, кроме своих танков, видел танки "Тигр" другой части. Нумерацию части пленный не знает".

По воспоминаниям командира 53-й ГвТБр: "... кто подбил и сколько - вопрос трудный, так как огонь вели и танкисты двух батальонов - И.М.Мазурина и А.Г.Коробова, и приданные нам два артиллерийских (185-й гаубичный и 1645-й легкий) два самоходно-артиллерийских (1893-й и 385-й) полка. Отлично работала штурмовая авиация.

Экипаж Оськина сжег три танка, один подбил. Сам Александр Петрович был удостоен звания Герой Советского Союза, Абубакир Мерхайдаров - ордена Ленина. Отмечены были наградами все члены экипажа".

После боя командир 2-го ТБ Коробов составил доклад, в котором указал, что "около 20 больших танков наступало в стыке его батальона и 51-й гвардейской ТБр". Правомерен вопрос, а куда девались остальные "Королевские тигры"г Им так же не повезло. Они попали в засаду, устроенную командованием 52-й ГвТБр, занимавший оборону на левом фланге 6-го ГвТК. 2-й ТБ этой бригады майора А.Н.Голомидова 12 августа расположился на опушке леса в районе деревеньки Мокре, расположенной в нескольких километрах западнее Сташув. Ближе к вечеру комбат вызвал командира роты ст. л-та В.И.Токарева и, указав точку на карте, приказал организовать засаду. В километре от боевых порядков батальона, в районе высотки с кустарниками, два танка, возглавляемые командиром роты, встали в засаду.

Всю ночь на 13 августа танковые экипажи провели без сна. Зато "тридцатьчетверки" были частично врыты в землю среди копен из снопов хлеба. Обнаружить обе машины было практически невозможно.

Вот как дальнейший ход событий описал командир 52-й гвардейской Ростовской танковой бригады Герой Советского Союза гвардии п/п-к Л.И. Курист: "Рано утром в небе появилась так называемая "рама" - вражеский самолет-корректировщик. Он пролетел над нашим районом и скрылся. Немного погодя противник открыл сильный артиллерийский огонь. Снаряды со свистом пролетели над головами танкистов и разрывались позади - на опушке леса и окраине ближнего села.

- Теперь пожалуют "тигры" да "пантеры", - сказал Токарев, когда налет прекратился. - Я буду в окопе, оттуда виднее. А вы, Георгий (Комаричев - старший сержант, наводчик орудия танка командира роты), будьте начеку. ...Комаричев и Джопаридзе (заряжающий напряженно всматривались вдаль, откуда доносился рокот моторов. Спустя несколько минут они увидели, как из-за холма появились бронированные машины, идущие из лощины в обход высоты, подставляя борта нашим танкам. Видимо, немцы даже не предполагали, что здесь может быть засада.

- Пять, шесть, семь ... двенадцать...- считал Комаричев.

- Тенгиз! Двадцать! Понимаешь, двадцать! А за ними - пехота.

- Ничего, Жора. Мы - гвардейцы!

- Давай бронебойные!

Вражеские танки заметил и экипаж младшего лейтенанта Степана Крайлова. Танкисты решили подпустить врага на близкое расстояние, чтобы бить наверняка.

Когда гитлеровцы оказались метрах в пятистах, Комаричев и Крайнев открыли огонь. От выстрела Комаричева загорелся один "тигр", Крайнев подбил другой. Фашисты делали отчаянные попытки пробиться к опушке леса. Танки взяли чуть левее. Однако и это не помогло: на поле боя остались горящие и подбитые машины.

Неся большие потери, немцы дрогнули, танки развернулись и начали постепенно отходить назад. От дальнейших попыток наступать на рубеж, занятый бригадой, они отказались.

О накале того боя можно судить хотя бы потому, что экипажи танков израсходовали почти все снаряды. На счету Комаричева и Джапаридзе было восемь уничтоженных "тигров" и "пантер". Крайнов подбил шесть. ...Вступив в противоборство с противником, ... наши танкисты уничтожили 14 танков, более 50 гитлеровцев, а главное - сорвали контратаку врага на своем участке".

К сожалению, оба командира танковых бригад в своих воспоминаниях отдельно не указали точного количества уничтоженных и подбитых "Королевских тигров". По последним данным, опубликованным в книге "Тактика действия танков Тигр-1 и Тигр-11" английского исследователя Томаса Джемтза, через неделю после боя на 21 августа 1944 года в строю 501 танкового батальона насчитывалось 12 исправных танков Тигр-ll, 27 танков требовали ремонта, а шесть танков Тигр-II были безвозвратно потеряны. Однако приводя эти данные автор несколько лукавит. На поле боя у Оглендув, Мокре и Шидлув осталось 12 танков "Тигр-Б". На сегодняшний день из архивных данных явствует, что во время этих боев удалось на голову разгромить 501 отдельный батальон "Тигров-Б", захватив при этом три совершенно исправных машины нового образца, с башенными номерами 102, 502 и 234.
Танк № 502 был обнаружен стоящим во дворе дома на окраине деревни Оглендув. Причина, по которой экипаж бросил технически исправную боевую машину остается неясной. Скорее всего, поскольку деревня Оглендув была взята одним стремительным броском наших танков, экипаж "Королевского тигра" просто панически бежал, оставив всю техническую документацию внутри машины. В танке находился полный боекомплект и достаточный запас топлива. По найденной в нем технической документации выяснилось, что танк прошел всего 444 км. При попытки запустить двигатель он завелся "с пол-оборота". Захваченные танки №102 и 502 были командирскими, так как имели дополнительные средства связи.

Немцы оценили случившееся достойно, сняв фон Легата с должности уже через неделю.

Вскоре во фронтовой газете 6-го ГвТК "Боевой призыв" появилась передовица подзаголовком - "Лучшие в мире танки - наши, советские!". В ней так были освещены недавние события на Сандомирском плацдарме:

"...Увидев наши, во всем превосходящие, танки, немцы принялись строить свои неуклюжие и неповоротливые чудовища - "Тигры", "Пантеры" и "Фердинанды". Но эти машины по прежнему уступали и уступают качеству советских машин. Это доказано из последних сражений, где путь отступления германских армий усеян обломками "Тигров" и другой немецкой техники. Не испугали советских воинов и последние немецкие танки типа "T-VIA" "Королевский тигр". Наши танкисты и артиллеристы при первой же встрече с ними доказали абсолютное превосходство наших боевых машин против этого, так называемого, "секретного" оружия немцев.

Наши доблестные танкисты Оськин, Удалов и Потеха в первом же бою уничтожили по несколько "Королевских тигров"...

Опыт боев на советско-германском фронте доказал, что преимущество советских танков над немецкими явное и неоспоримое. Наши новые танки имеют лучшую пушку, они обладают высокой проходимостью и маневренностью".

Так был сделан первый шаг к созданию легенды, затенившей действительный и куда более впечатлительный успех наших воинов-танкистов.

Причинами полного фиаско "Королевских тигров", так и не оправдавших надежд немцев под Сандомиром, стали умелая организация обороны и, бесспорно, мастерство наших танкистов. С другой стороны, противника подвели многочисленные просчеты в планировании и тактике, неудачный выбор направления для применения тяжелых танков, особенно 70-тонных "Королевских тигров". Желание поскорее бросить в бой не доведенное до "ума" "чудо-оружие" привело в конечном итоге к тому, что очередной приготовленный немецкими "танковыми кулинарами" "блин" так и не попал на стол в надлежащем виде.

Тяжелый танк Pz Kpfw Tiger, Ausf В (по принятой немцами единой системе обозначения именовался также Sd Kfz 182 - "специальная боевая машина типа 182") был разработан на фирме "Хеншель" под руководством ее главного конструктора Эрвина Андерса и серийно выпускался с января 1944 года по май 1945 года. Масса танка составляла 69,4 тонн, удельная мощность 10,08 л.с./т. Корпус и башня изготавливались из катанной гомогенной брони средней и низкой твердости. Всего было выпущено 487 машин.

Поскольку танки "Тигр-Б" были впервые захвачены нашими войсками, то было решено доставить их в Кубинку на научно-испытательный бронетанковый полигон ГБТУ для всестороннего изучения. Уже при движении танков своим ходом на станцию погрузки обнаружились многочисленные дефекты: на 86 км вышло из строя левое направляющее колесо вследствие разрушения подшипников и левое ведущее колесо - из-за среза всех болтов крепления. Стоявшая в эти дни жара до 30 градусов по Цельсию оказалась чрезмерной для системы охлаждения, что привело к перегреву правого блока двигателя и к постоянным перегревам КПП. Не успели отремонтировать танк, как полностью разрушилась правая бортовая передача, которую заменили на снятую с другого танка, но и она вышла из строя из-за разрушения роликового подшипника ведущего вала. Кроме того, то и дело приходилось менять траки гусениц, подверженные разрушению, особенно при поворотах. Конструкция механизма натяжения гусениц была не до конца отработана, из-за чего через каждые 10-15 км марша надо было по новой регулировать их натяжение.

В конце концов, оба трофея были доставлены на НИБТ полигон, где машина № 102 была подвергнута дальнейшим ходовым испытаниям.

Во время ходовых испытаний, прошедших с большими трудностями, связанными с низкой надежностью элементов ходовой части, силовой установки и трансмиссии, было установлено, что 860 л бензина хватает на 90 км движения по проселочной дороге, хотя в инструкции к машине указывалось, что этого бензина должно хватить на 120 км. Расход топлива на 100 км составил 970 л, вместо 700 л согласно захваченной инструкции.

Средняя скорость движения по шоссе составила 25-30 км/ч, а по проселку- 13,4-15 км/ч.

Максимальную скорость, указанную в технической документации танка, в 41,5 км/ч достичь на ходовых испытаниях так и не удалось.

По результатам ходовых испытаний и знакомству с общим устройством было сделано заключение, что "танк "Тигр-6" представляет собой дальнейшую модернизацию основного тяжелого немецкого танка T-V "Пантера" с более мощным бронированием и вооружением".

Для объективной оценки бронестойкости танка, было принято решение подвергнуть снарядному обстрелу корпус и башню трофейной машины с башенным номером № 102, большинство узлов и агрегатов с которой было демонтировано для дальнейших исследований. Вооружение танка было отправлено для исследований на ГАНИОП.

Испытания обстрелом были проведены осенью 1944 года в Кубинке, и в ходе их были получены следующие результаты:

"1. Качество брони танка "Тигр-Б" по сравнению с качеством брони танков: "Тигр-Н", "Пантера" и СУ "Фердинант" первых выпусков, резко ухудшилось. В броне танка "Тигр-Б" от первых одиночных попаданий образуются трещины и отколы. От группы снарядных попаданий (3-4 снарядов) в броне образуются отколы и проломы большой величины.

2. Для всех узлов корпуса и башни танка характерным является слабость сварных швов.

Несмотря на тщательное выполнение, швы при обстреле ведут себя значительно хуже, чем это имело место в аналогичных конструкциях танков "Тигр-Н", "Пантера" и СУ "Фердинант".

3. В броне лобовых листов танка толщиной от 100 до 190 мм, при попадании в них 3-4 бронебойных или осколочно-фугасных снарядов артсистем калибра 152, 122 и 100 мм, с дистанции 500-1000 м, образуются трещины, отколы и разрушения сварных швов, влекущие за собой нарушение работы трансмиссии и выход танка из строя как безвозвратные потери.

4. Бронебойные снаряды пушек БС-3 (100 мм) и А-19 (122 мм) производят сквозное пробитие при попадании в кромки или стыки лобовых листов корпуса танка "Тигр-Б" на дистанциях 500-600 м.

5. Бронебойные снаряды пушек БС-3 (100 мм) и А-19 (122 мм) производят сквозное пробитие в лобовом листе башни танка "Тигр-Б" на дистанциях 1000- 1500м.

6. Бронебойные 85-мм снаряды пушек Д-5 и С-53 лобовые листы корпуса танка не пробивают и не производят каких-либо разрушений конструкции с дистанции 300 м.

7. Бортовые броневые листы танка отличаются резкой неравнопрочностью по сравнению с лобовыми листами и являются наиболее уязвимой частью броневого корпуса и башни танка.

8. Бортовые листы корпуса и башни танка пробиваются бронебойными снарядами 85-мм отечественной и 76-мм американской пушкой с дистанции 800- 2000м.

9. Бортовые листы корпуса и башни танка не пробивается бронебойными снарядами 76-мм отечественной пушки (ЗИС-3 и Ф-34).

10. Американские 76-мм бронебойные снаряды пробивают бортовые листы танка "Тигр-Б" с дистанции в 1,5-2 раза больших, чем отечественные 85-мм бронебойные снаряды".

При лабораторном исследовании брони танка "Тигр-Б", проведенном в ЦНИИ-48 было, отмечено, что "заметно постепенное снижение количества молибдена (М) на немецких танках T-VI и T-V и полное отсутствие в T-VIБ ... причину замены одного элемента (М) другим (V - ванадием) надо, очевидно, искать в истощении имевшихся запасов и потерь баз, снабжавших Германию молибденом. ...Характерным для брони "Тигра-Б" является малая вязкость... Преимуществом отечественной брони, как известно, является значительно большая вязкость, немецкая броня менее легированная, но и зато значительно менее вязкая".

Во время испытания вооружения пушка KwK 43 показала хорошие результаты по бронепробиваемости и кучности. Практически такие же, как и у нашей 122-мм пушки Д-25 танка ИС-2. Так, на дальности в 1000 м были получены следующие отклонения попаданий снарядов от точки прицеливания: 260 мм по вертикали и 210мм по горизонтали. Для сравнения у пушки Д-25 танка ИС-2 среднее отклонение снарядов от точки прицеливания при стрельбе с места на дистанции 1000 м по вертикали не превышало 170 мм, а по горизонтали - 270 мм. Бронепробиваемость 88-мм пушкой KwK 43 с длиной ствола 71 калибр, при начальной скорости бронебойного снаряда 1000 м/с на дальности 1000 м составляла 165 мм/30 градусов. В частности, башню своего "собрата" "Тигр-Б" пробил навылет с дальности в 400 м. А вот по могуществу фугасного действия 88-мм снаряд уступал в 1,39 раза 122-мм осколочно-фугасному снаряду.

В окончательном отчете от 16 февраля 1945 года по испытаниям "Тигра-Б" было сказано:".... п.9. Лобовая броня корпуса и башни низкого качества. При наличии несквозных поражений (вмятин) в броне образуются сквозные трещины и большие отколы с тыльной стороны ... Бортовые листы отличаются резкой неравнопрочностью по сравнению с лобовыми и являются наиболее уязвимой частью броневого корпуса и башни танка...

Недостатки:

* Ходовая часть сложная и недолговечная.

* Механизм поворота - сложен и дорог.

* Бортовая передача - крайне ненадежна.

* Запас хода уступает ИС на 25%.

* Неудобное размещение боекомплекта

(кроме ниши башни)...

*...Черезмерные габариты и большой вес не соответствуют броневой защите и огневой мощи танка".



ДетальТолщина, ммУгол наклона к

горизонтали, градусы



БРОНЕКОРПУС

Передний верхний лист15050

Передний нижний лист10055

Борт (верхний лист)8020

Борт (нижний лист)8020

Корма8030

Крыша4010



БАШНЯ

Крыша4010

Борт8025

Корма8018

Лоб19010



До настоящего времени сохранился "свидетель" того времени - "Королевский тигр", находящийся в музее Кубинки. Выставленная в экспозиции машина является тем самым танком № 502. Он и сегодня находится в хорошем состоянии, оставаясь не только одним из немногих сохранившихся "Королевских тигров", но и напоминанием об августовских днях 1944 года, когда его боевая карьера прервалась на окраине польской деревушки Оглендув.



Игорь Желтов, Александр Сергеев // Танкомастер № 6 за 1999 год







Октябрьский номер журнала "Вестник танковой промышленности" опубликовал часть отчета инженер-подполковника А. Сыча, зам. руководителя НИБТ полигона по испытаниям этой новинки, в виде статьи. Он писал:

"В августе 1944 г. танковыми частями Красной Армии были захвачены на правом берегу Вислы новые немецкие танки "Тигр В"* [* – "Тигр В", "Tiger Ausf В", или "Тигр-Б", имеется в виду одна и та же машина. Здесь приведено написание по названию, принятому в документах НКТП], выпущенные заводом МАН.

По показаниям пленных новый немецкий тяжелый танк "Тигр В" в немецкой армии называется "Королевским Тигром". Но в инструкциях и руководствах по обслуживанию танка, обнаруженных в захваченных танках, название "Королевский Тигр" не подтверждается…

Танки "Тигр В" представляют собой дальнейшую модернизацию основного немецкого танка Т-V "Пантера" с внесением изменений в сторону увеличения бронирования и увеличения калибра основного вооружения…"

В статье подробно разбиралось устройство нового танка, причем как восстановленное по внешнему виду, так и его разновидности, выясненные по опросам пленных, найденным в танке описаниям…

Констатировалось, что если компоновка, корпус и основные механизмы танка являются развитием таковых у "Пантеры", то форма башни коническая с кормовой нишей, которая очень напоминает башню танка Т-34 выпуска 1941 г. (остальные немецкие танки имели неуравновешенные башни). Также установка вооружения в башню "Тигра-Б" производилась аналогично Т-34 – через кормовой люк в нише башни. Характерной особенностью корпуса и башни было отсутствие каких бы то ни было люков и смотровых щелей в лобовой и бортовой частях танка для обеспечения монолитности броневых листов.

Внимание испытателей привлек тот факт, что, начав с довольно сложной командирской башенки на танке Т-III в 1940 г., немцы в 1944 г. пришли к упрощенной литой башенке с семью призматическими смотровыми приборами. Произведенное упрощение башенки не улучшило обзорности, но являлось скорее всего следствием удешевления производства. Видимость же из немецких танков последних выпусков ухудшилась.

Артиллерийское вооружение танка сохранило калибр относительно танка "Тигр", но был значительно удлинен ствол, что также отмечалось как ожидаемое. Поскольку немцы приняли способ повышения огневой мощи не за счет увеличения калибра, а за счет увеличения начальной скорости снаряда, делался вывод о превращении немцами своих танков из средства прорыва обороны противника в средство борьбы главным образом с его танковыми соединениями и противотанковой артиллерией на дальних дистанциях.

Далее отмечалось много признаков удешевления производства. В частности, установка вместо бинокулярного прицела монокулярного переменной кратности, упрощенной (относительно танка "Пантера") системой спуска, упрощенной системой крепления орудия по походному, упрошенной системой управления гидроприводом поворота башни.

Констатировался факт, что в танке была сохранена КПП танка "Тигр", но для охлаждения масла она была дополнена радиатором, помещенным в ванну со стоячей водой, что в итоге сводило на нет его эффективность.

То, что в подвеске "Тигр-Б" применены одинарные торсины – "по типу танка КВ", в отличие от ранее применяемых на немецких тяжелых машинах, говорило о попытке предельного упрощения его конструкции для обеспечения массовости производства. Но для обеспечения плавности хода первый и последний опорный катки снабжались гидравлическими амортизаторами, расположенными внутри танка.

В числе положительных черт было отмечено, что вождение танка "Тигр-Б" возможно и удобно как с закрытым люком водителя, так и с открытым. В последнем случае сиденье водителя поднималось вверх, штурвал сервоуправления поворотом танка и педаль акселератора также имели второе верхнее расположение.

Броневая защита танка в целом соответствовала таковой у танка "Тигр", лишь в лобовой части была увеличена до 150-мм, а также в целом усилена за счет установки всех бронелистов с наклоном.

В заключение отчета значились следующие выводы:

"Новый немецкий танк "Тигр В" является дальнейшим развитием танка "Пантера" с использованием трансмиссии танка "Тигр Н" и вооружения "Фердинанда".

Компановка танка и его механизмы не имеют ничего нового по сравнению с ранее выпущенными танками.

Общим принципиальным недостатком танка "Тигр В" является его громоздкость по габаритам и, как следствие, излишний вес, что в свою очередь привело к низкой маневренности, плохой проходимости танка и ненадежности его в работе.

Бронирование и вооружение танка явно не соответствуют его весу. В танке "Тигр В" немцы окончательно перешли не только к форме корпуса Т-34, но и скопировали его башню, доказав еще раз всему миру преимущества классического по корпусу танка Т-34.

В танке "Тигр В" заслуживают внимания:

а) углекислотная противопожарная автоматическая установка для тушения пожара;

б) монокулярный ломающийся призматический прицел с переменным полем зрения;

в) электрообогрев аккумуляторов и термосифонный обогреватель для облегчения запуска двигателя в зимних условиях".

Это была довольно взвешенная оценка немецкой новинки, выполненная сотрудниками Кубинки совместно с представителями НИИ-48.



из книги Михаила Свирина Стальной кулак Сталина.

История советского танка 1943-1955
http://clubs.ya.ru/4611686018427406383/replies.xml?item_no=8299&for_reply=text

Так что "мовчать" - не стоит!
Жму с уважением руку, Е.М.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 16789
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Объект 292, калибр 152,4 мм

Сообщение Bob-28 » 03 дек 2011, 02:09

Да, понимаешь ли, Евгеньич... Кстати, ПРИВЕТ!... я уже "накушался" всяческих претензий к своим аргументам. В основном, конечно, демагогическим, но тем не менее, не менее от этого агрессивных и хамских. Так это прикинь, по поводу Т-28 (помнишь последний комент на "Т-28 против..." - "...бред..."?). А что уж если я по неизвестному предмету (в данном случае о 152 мм стволе) выскажу свое мнение.... У меня ж нет аргУментов. Потому я и замолчал. Тут, кстати "камешек в твой огород". Ну, по поводу первенства "концепции" перед "целью". Тут, не в тему, но ты всю дорогу стоишь за "назначение" БТТ, и в то же время доказываешь, что "идея" конструктора важнее.. Т.е., прямо скажу - я ТЕРЯЮСЬ!
Ну, не о том речь. Мне НЕПОНЯТНО назначение 152мм калибра в танке. Если, конечно, танк это ТАНК, а не ПТО, и тем более, не САУ. Теперь прикинь, все САУ сегодня - 152/L50. Что нонешние танки можно раскатать с одного попадания 152 мм БС уже понятно, значит и ПТО тоже 150/L... а ведь тоже - L50. Не L70, а L50. Отлично! Просто класс! Насколько снабжение упрощается - подвози 50 кг "поросят". Тем ОФС, этим БС и все - ОК. Но ведь еще и в танк 152 мм засунем, так вообще лафа будет! Ну для тыла. И вообще, грядет век универсализма! Будет тебе любимый самоходный лафет (единый) для ЕДИНОГО ствола - 152/L50. И чего народ мучается со всякой ерундой типа 20, 30, 76, 105, 122 мм. А корабелы совсем охренели. У них 76 теперь максимум...
А на суше - 152, как начало.... типа, как минимум...
Но все же доказать тупиковость всемерного роста техники я не могу. Потому и моВчу.
Боб.
Аватара пользователя
Bob-28
 
Сообщения: 528
Зарегистрирован: 12 апр 2011, 11:41


Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Godloverstankers и гости: 2