TanKISS-T писал(а):И хватит ли ресурсов не бросать т.н. "старую" технику, а продолжать модернизацию?
Бесспорно и разумеется - хватит.
Модернизация техники - это одна ниша, а производство и замещение её в частях - совсем иное.
Тем более, что модернизированные семьдесятдвойки, девяностые (да и полстапятки с шестьдесятвторыми) на удивление показывают сегодня свою полную адекватность моменту. И еще долгое время будут оставаться основной техникой. Лет десять-пятнадцать как минимум.
Единственная машинка, к которой я отношусь (и всегда относился) с профессионально танкистским скепсисом - это восьмидесятка с ГТД. Их - или дизелизируют, или будут замещать в первую голову.
То же самое в несколько меньшей степени касаемо оставшихся в РФ шестьдесятчетверок. Почему - об этом много говорено в "Школе отечественного танкостроения".
Что касаемо заклепочной строны Т-14, говоря об этой машинке я хотел бы отметить, что то, что мы видели - это еще далеко не полноценный танк, это даже не предсерия.
Потому недостатки можно расписывать в красках и рисовать картины маслом по-полной, но более, чем уверен, что "конечный продукт" будет точно так же отличаться от того, что мы видели на Параде, как БТ-2 от бэтушки-пятерки или Т-32, пригнанные в Кремль в зиму 1939/40 гг и от тридцатьчетверки обр 1940-го с ее "пирожком и КПП - трехступкой, и уж тем более от машин образца 142-го и 43-го годов. Или - на крайняк, что было понятнее тем, кто помоложе - как первые полстачетверки отличались от серийный полстапяток.
«Премьерный показ» нового ОБТ и подготовка к нему стали поводом для появления огромного количества мнений, как серьезных, уровня Юрия Михайловича - так и "броне-сеск-ертных".
Перспективные боевые машины ВСЕГДА - как удостаиваются больших похвал, так и подвергаются крайне резкой критике.
Еще несколько лет назад было объявлено о создании ОБТ на основании новой концепции, что позволят новому танку «Армата» стать настоящей революцией в мировом танкостроении.
Главными нововведениями должны были стать специальная бронекапсула экипажа и необитаемое боевое отделение. С целью повышения уровня защиты предлагалось поместить всех членов экипажа в едином объеме внутри бронекорпуса. За счет этого планировалось сократить все возможные риски и повысить вероятность выживания даже в случае поражения танка.
Соответсвенно - выведение всех членов экипажа за пределы боевого отделения привело к необходимости создания нового комплекса автоматических систем, обслуживающих клистир, причем - более мощный при равном с предшествинниками калибре.
Еще несколько лет назад стало известно, что танк «Армата» будет иметь необитаемое автоматизированное боевое отделение, отделенное от экипажа. Помимо повышения уровня защиты экипажа такое боевое отделение позволяло получить некоторые другие преимущества. В частности, появлялась возможность уменьшить габариты башни по высоте и, как следствие, вероятность попадания средств ПТО при атаке с передних ракурсов.
Проекты танков со схожими техническими решениями и раньше разрабатывались в нашей стране и за рубежом. Однако пока ни один основной танк с общей капсулой экипажа и необитаемым боевым отделением не дошел до серийного производства и эксплуатации в войсках.
Чем отличен Т-14 (на чем акцентировался и Юрий Михайлович:
В лобовой части корпуса присутствует мощная бронепреграда, состоящая из комбинированной брони в роли пассивной защиты и системы динамической защиты.
Позади лобовой детали располагается капсула экипажа. Все три танкиста размещаются в общем объеме, судя по расположению люков корпуса, механик-водитель располагается впереди и у левого борта.
Справа от него предусмотрено рабочее место командира.
Позади водителя находится наводчик. Ввиду использования необитаемого боевого отделения на рабочих местах экипажа имеются все необходимые приборы и органы управления для работы с силовой установкой, комплексом вооружения и другими системами, причем они дублированы.
Кстати - поскольку бронекапсула общая, то блокирование одного из люков положением бащеньку не воспретит эвакуацию экипажа.
Сразу за бронекапсулой экипажа находится боевое отделение. Как неоднократно говорилось ранее, все агрегаты боевого отделения выполнены автоматическими и поэтому могут работать без непосредственного взаимодействия с экипажем. Все процессы по обслуживанию орудия выполняются автоматически.
Корма корпуса традиционно для отечественного танкостроения отдана под МТО. Ранее циркулировали слухи о возможности строительства танка с передним расположением двигателя, но позже стало ясно, что инженеры «Уралвагонзавода» не стали усложнять проект еще одним решением, во многих отношениях крайне спорным.
Ходовая новой унифицированной бронеплатформы оснащается семью опорными катками на борт. Ввиду заднего расположения двигателя ведущие колеса гусеничного движителя находятся в корме корпуса. Направляющие – в передней. На сравнительно старых фото машин без бортовых экранов можно было заметить набор поддерживающих роликов, на которых лежит верхняя ветвь гусянки.
Пожалуй, самым любопытным и обсуждаемым элементом является новая необитаемая башенька.
Отечественным конструкторам уже доводилось проектировать подобные боевые отделения. Более того, некоторые подобные разработки доходили до стадии испытаний.
Башня Т-14 имеет примерно такие же габариты, что и башни существующих отечественных танков. Тем не менее, она имеет массу серьезных отличий. В первую очередь, это необычная форма, образованная большим количеством прямолинейных панелей. Кроме того, в левой скуле башни присутствует характерная выемка. Схожие выемки меньших размеров присутствуют и в других панелях башни.
Также необходимо отметить наличие кормовой ниши башни, эта ниша отделенная от основного объема НБО снабжена вышибными паннелями и используется для хранения части боекомплекта, не вошедшего в АЗ.
Основным оружием нового танка, согласно озвученнным МО РФ данным, является гладкоствольне орудие-пусковая установка 2А82-1М калибра 125 мм.
Любопытной особенностью этого клистира, как я уже отмечал несколько раз, является отсутствие эжектора. Отсутствие экипажа в башне позволило не усложнять конструкцию орудия, поскольку автоматика, в отличие от людей, сохраняет работоспособность даже в загазованном объеме.
На крыше башни предусмотрен дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом ПКТ. Это устройство предназначается для обороны танка от живой силы противника на сравнительно малых дистанциях. Установлен и "классический" спаренный с пушкой пулемет, однако имеющиеся фото не позволяют однозначно определить его расположение. Имеется набор дымовых гранатометов.
Перспективный ОБТ несет достаточно современную СУО. В ее состав входит панорамный командирский прицел, установленный на башне, и набор другого оборудования. В отечественных средствах массовой информации упоминается наличие на танке специальной радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой. Утверждается, что такая аппаратура должна применяться для изучения поля боя и поиска целей с их дальнейшей атакой. По понятным причинам, состав СУО перспективного танка - грифован глухо.
С конструкцией башни танка «Армата» связан любопытный спор.
Вскоре после первого появления машин без чехлов многие заметили, что, как минимум, часть плит, из которых состоит внешняя поверхность башни, имеет небольшую толщину. В пользу этого говорили особенности формы башни, а также некоторые отверстия, в которых размещается определенное оборудование. Такая особенность серьезно отличает танк «Армата» от других существующих бронемашин этого класса.
Подобные необычные особенности башни танка «Армата» стали поводом для споров. Кроме того, некоторые лица, не замеченные в особом уважении к российской промышленности и армии, начали плодить однообразные и несмешные шутки про «картонную башню» или даже «картонный танк» с сопутствующим упоминанием крайне низкого уровня защиты. Тем не менее, реальность способна огорчить таких шутников.
Отечественные и зарубежные танкостроители за несколько последних десятилетий успели создать ряд проектов перспективных танков с необитаемым боевым отделением. Так, советскими конструкторами были созданы проекты «Объект 299», «Объект 327», «Объект 450» и другие.
Инженеры из США ранее работали над проектом M1 Abrams Block III и т.д. Все эти разработки наглядно показали принципиальную возможность создания полностью автоматизированного боевого отделения. Кроме того, они помогли найти оптимальный вариант компоновки такого боевого отделения. Оказалось, что подавляющее большинство узлов и агрегатов можно поместить внутри корпуса танка. Над погоном башни может располагаться только опорная платформа, орудие и некоторые агрегаты автомата заряжания. При этом все агрегаты за пределами бронекорпуса могут быть закрыты сравнительно небольшим броневым кожухом.
Нет никаких оснований считать, что в проекте «Армата» использованы иные решения. Более того, левый бортовой люк башни (предположительно предназначенный для выброса поддонов гильз) достаточно прозрачно намекает на то, что под внешними панелями башни располагается второй бронекорпус башеньки .
Именно внутренний корпус башни должен обеспечивать защиту пушки и связанной с ней автоматики от вражеских средств поражения. Внешняя «оболочка» при этом является дополнительным кожухом, на котором устанавливаются различные агрегаты, включая пулеметный боевой модуль, панорамный командирский прицел и другую аппаратуру.
О фактических ТТХ пока говорить - рано. Различные представители оборонной промышленности уже упоминали, что танк «Армата» по своим характеристикам будет превосходить все существующие отечественные и зарубежные танки. При этом, однако, пока официальные лица обходятся без конкретики. Неизвестны даже точные размеры и точная боевая масса нового танка. О других характеристиках, в том числе боевых качествах, говорить не приходится.
Значит - машинка получилась неплохой.
