Самоходная артиллерийская установка СУ-85

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Самоходная артиллерийская установка СУ-85

Сообщение GT-500 » 13 июн 2011, 14:26


5 мая 1943 года ГКО установил сроки и исполнителей по созданию новых танков и САУ. Изготовление САУ с 85-мм пушкой возлагалось на “Уралмашзавод”, причем Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), возглавляемое В.Г.Грабиным, должно было спроектировать, а завод №9 Наркомата вооружения — изготовить орудие для САУ. Однако когда из ЦАКБ были получены чертежи 85-мм пушки С-31, выяснилось, что она занимает очень много места в боевом отделении и не позволяет удобно разместить внутри машины оборудование и экипаж, а кроме того, значительно увеличивает массу САУ. На “Уралмаше” не только переконструировали люльку этого орудия, но и предложили заводу №9 также разработать новую 85-мм пушку. В результате в КБ завода № 9, возглавляемом Ф.Ф.Петровым, была спроектирована пушка Д-5С-85, значительно лучше отвечавшая условиям установки в САУ. В конце мая 1943 года из ЦАКБ поступил эскизный проект еще одного орудия — С-18. Оно имело некоторые преимущества, так как в нем использовалась люлька от серийной 76-мм танковой пушки ЗИС-5. Однако и С-18 не очень удачно компоновалось в боевое отделение проектируемой САУ. 7 июня 1943 года специальная смешанная комиссия из представителей НКТП, НКВ, ГАУ и ГБТУ приняла решение изготовить для сравнительных испытаний три опытных образца самоходов с 85-мм пушками: СУ-85-1 с пушкой С-18-1 ЦАКБ и измененной люлькой “Уралмашзавода”, СУ-85-11 с пушкой Д-5С-85 завода №9, СУ-85-IV с пушкой С-18 ЦАКБ.
Работа над опытными образцами продолжалась полтора месяца. С 20 июля 1943 года проводились их заводские испытания пробегом на 80 км и стрельбой. При этом пушка Д-5С отстрелялась в полном объеме — 129 выстрелов, что же касается пушек С-18-1 и С-18, то они из-за поломок спусковых механизмов сделали соответственно 39 и 62 выстрела.

С 25 июля по 6 августа 1943 года на Гороховецком полигоне (АНИОП) проходили государственные испытания, в ходе которых выяснилось, что, наибольшие удобства в работе команды при стрельбе дает самоход с пушкой Д-5С-85 вследствие короткой длины отката орудия, удобной высоты линии заряжания, наибольшего рабочего объема для заряжающего. У этого самохода получилось наибольшее время при стрельбе на прочность, наибольший средний темп огня, в 4 раза выше, чем у самохода с орудием С-18.

Вес самохода с пушкой С-18 на 850 кг больше, чем самохода с пушкой Д-5С-85.

После испытания машин пробегом на 500 км государственная комиссия сделала заключение, что по ходовым качествам, надежности в работе механизмов, маневренности и проходимости САУ не отличаются от танка Т-34.

По результатам испытаний комиссия рекомендовала для принятия на вооружение Красной Армии самоходную установку СУ-85-Н с пушкой Д-5С, что и было оформлено постановлением ГКО №3892 от 7 августа 1943 года. Этим же постановлением предусматривалось прекращение серийного производства на “Уралмашзаводе” самоходов СУ-122 и танков Т-34. “Уралмаш” стал производить только самоходно-артиллерийские установки. Производство СУ-85 продолжалось на “Уралмашзаводе” с августа 1943 по октябрь 1944 года. За это время были выпущены 2644 самоходные установки.

Описание конструкции.
По компоновке узлов и агрегатов СУ-85 была аналогична СУ-122, на базе которой она создавалась. При этом 73% деталей заимствовались от танка Т-34, 7% - от СУ-122 и 20% проектировались заново. Установленная в рамке в лобовом листе корпуса пушка Д-5С с длиной ствола 48,8 калибра имела начальную скорость бронебойного снаряда 792 м/с. По бронебойности это орудие на 57% превышало пушку Ф-34 танка Т-34 и на 45% — гаубицу М-30 самохода СУ-122, что увеличивало дальность эффективной стрельбы по немецким танкам в полтора раза. Боекомплект САУ состоял из 48 унитарных выстрелов с осколочными стальными гранатами О-365 и бронебойно-трассирующими снарядами БР-365 и БР-Э65К. Скорострельность пушки с закрытыми люками боевой рубки составляла 6-7 выстр./мин.

Несмотря на все достоинства СУ-85 с самого начала ее серийного выпуска велись работы по усилению ее огневой мощи. К осени 1943 года завод №9 изготовил 85-мм орудие Д-5С-85БМ с начальной скоростью 900 м/с, что увеличивало пробиваемость брони на 20%. Размеры установочных частей нового орудия сохранились такими же, как у Д-5С, и никаких серьезных изменений в самоходе не требовали. Нужно отметить, что ствол Д-5С-85МБ был на 1068 мм длиннее, чем у Д-5С.

В начале января 1944 года опытный образец самохода прошел заводские испытания, после чего его отправили в Гороховец на государственные испытание, которые он выдержал, но на вооружение принят не был. Кроме того, осенью 1943 года проводились проектные работы по установке на самоход орудий большего калибра: 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы Д-15.

Боевое применение.
СУ-85 поступали на вооружение отдельных самоходно-артиллерийских полков РВГК (САП) и применялись для огневого сопровождения танков Т-34. Этими САУ вооружались также самоходно-артиллерийские полки, вошедшие в состав некоторых истребительно-противотанковых бригад. СУ-85 была способна бороться с немецкими танками “Тигр” и “Пантера” на дистанции 600-800 м.

Боевое крещение СУ-85 состоялось осенью 1943 года во время боев на Левобережной Украине и за освобождение Киева. Вот отзыв командира 1440-го САП подполковника Шапшинского: “Машина отличная, оправдала себя как истребитель танков противника. Нужно только правильно применять ее. В первых боях за Днепром, когда полку пришлось применять самоходы как танки, полк потерял 5 машин. В дальнейших боевых операциях полк главным образом поддерживал атаки своих танков, следуя за их боевыми порядками на дистанции 200-300 м и отражая контратаки танков противника. Экипажи самоходов действуют, подставляя противнику наиболее трудно уязвимое место - лоб. Самоход СУ-85 пробивает лобовую броню танка "Тигр" с дистанции 600-800 м, а борт его - с 1200-1300 “.

СУ-85 принимали участие в боевых действиях вплоть до конца войны. Помимо Красной Армии машины этого типа поступили на вооружение Войска Польского (70 шт.) и Чехословацкого корпуса (2 шт.). В Польше СУ-85 эксплуатировались до конца 50-х годов, часть из них переоборудовали в БРЭМ.

Серийные модификации:

СУ-85 (СУ-85-11) — по конструкции, компоновке и бронированию идентична СУ-122. Основное отличие в вооружении — вместо 122-мм гаубицы установлена 85-мм пушка с баллистикой зенитной пушки 52К обр.1939 г. Изменена конструкция и расположение командирской башенки. Изготовлено 2329 единиц.

СУ-85М — СУ-85 с корпусом СУ-100. Изготовлено 315 единиц.

Тактико-технические характеристики САУ CУ-85:
боевая масса: 29600 кг;
экипаж: 4 чел.;
длина: 8130 мм;
ширина: 3000 мм;
высота: 2300 мм;
вооружение: 85-мм пушка Д-5-С85 или
Д-5-С85А обр.1943 г.;
боекомплект: 48 выстрелов;
двигатель: В-2-34, 12-цилиндровый, 4-тактный,
V-образный дизель, жидкостного охлаждения;
мощность двигателя: 500 л.с.;
количество передач: 5 вперед, 1 назад;
скорость по шоссе: 55 км/ч;
запас хода по шоссе: 280 км.
Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot], Majestic-12 [Bot] и гости: 6