«Тигр» в Снегирях или "розовый каддилак" Гитлера

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

«Тигр» в Снегирях или "розовый каддилак" Гитлера

Сообщение EvMitkov » 25 фев 2011, 23:12


Сразу уточню: эта "фотосессия" выполнена моим хорошим знакомым, известным в сети как Краеведъ (FotosergS). Я достаточно часто использую его фотографии, (с его ведома, разумеется) и вполне серьезно полагаю, что он входит по меньшей мере в десятку лучших фотографов-"краеведов" нашей истории. Истории нашей Родины.
Кстати говоря, те, кто заинтересуются материалом, могут просмотреть его снимки в великолепном качестве тут:
http://fotki.yandex.ru/users/fotosergs/tags/%D1%82%D0%B8%D0%B3%D1%80%20%D0%B2%20%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%80%D1%8F%D1%85/
Меня же эта тема заинтересовала вот по какой причине:
Появление на Восточном Фронте танков Pz-VI, их первыое боевое применение - лучше сказать: испытания в войсковых условиях, описываются историками не просто неоднозначно, но и противоречиво. В разных работах указываются различные даты, фронты и проч, и даже там, где наблюдается некоторые совпадения, все тоже не так однозначно.

Трофейный танк PzKpfw.VI "Тигр" (1942г. Германия), каким его обнаружили поисковики.
По одним сведениям, в 1973 году «Тигр» обнаружил поисковик Юрий Никитин в болоте на танковом полигоне в подмосковном Нахабино. Другие источники утверждают, что на том же полигоне танк нашел покойный директор Снегиревского музея Игорь Усаневич.
«Тигр» был подбит и захвачен в районе Синявских болот, под Питером. Далее танк перевезли на полигон, где его броню испытали на пробиваемость, а потом бросили ржаветь. На питерском направлении немцы использовали «Тигры» лишь один день – это был дебют супертанков на поле боя, 21 сентября 1942 года. Позже «Тигры» принимали участие в «точечных» боях в январе-феврале 1943, но на других фронтах. Полноценно немцы применили их во время боя на Курской дуге. Следовательно, это один из тех пяти «Тигров», что были подставлены под огонь русских в сентябре, на дороге Мга - Синявино. Если быть абсолютно точным, их прямой наводкой обстреляла 1-я батарея 1225-го гаубичного артиллерийского полка.
Из воспоминаний рейхсминистра вооружений и боеприпасов третьего рейха доктора Альберга Шпеера и генерала Гейнца Гудериана складывается такая картина: рано утром у станции Мга, пять экспериментальных (еще не серийных!) «Тигров» в сопровождении одного легкого танка Т-III двинулись по узкой дамбе, проходившей по болоту. Не успели пройти нескольких сот метров, как был подбит и загорелся головной Т-III. Еще один снаряд угодил и в замыкающий колонну «Тигр» командира роты. Мотор в нем заглох и экипаж спешно бросил машину. В течении считанных минут были повреждены остальные попавшие в капкан «Тигры».
Гитлер, следивший за ходом боевого крещения, пришел в ярость и потребовал, чтобы секретное оружие вермахта ни в коем случае не попало в руки противника. Часть танков немцы вытащили из-под огня, часть взорвали, но один «Тигр» русские солдаты успели тракторами отбуксировать в тыл.
«Тигр», представленный на фото, еще несколько лет назад, во время первичного осмотра, специалисты определили как «африканскую» модель танка редкой сборки.

Одно время широкое распространение получило мнение, что данный «Тигр» – эксклюзивное творение доктора Фердинанда Порше, любимый танк Адольфа Гитлера.
Мотивируют это следующим: - модификация серийного танка Т-VI была лишь одна. Обозначения машин раннего и позднего выпуска - «PzKpfw VI Ausf H» и «PzKpfw VI Ausf E», были введены сугубо в учетных целях. Однако, экспериментальных моделей «Тигра» было, две.
Вот голые факты. Первые подходы к созданию танка «Тигр» начались в 1938 году. К этому моменту на вооружении Вермахта вообще не было тяжёлых танков прорыва, аналогичных по назначению советским Т-35 или французским Char B1. Вскоре после нападения на СССР Гитлер потребовал активизировать работу над монстрами. Конструкторским бюро двух машиностроительных фирм — «Хеншель» и «Порше-КГ», поступили тактико-технические требования на тяжелый танк прорыва проектной массой 45 тонн. В распоряжении главы КБ «Хеншель» Эрвина Адерса уже был значительный багаж наработок. Фердинанд Порше только пробовал себя в танкостроении. Представление опытных образцов было приурочено к 20 апреля 1942 года — дню рождения фюрера.
Новинки: Эрвин Андерс применил на своем варианте танка изобретение конструктора Книпкампа — «шахматное» расположение опорных катков в четыре ряда. Таким образом была повышена плавность хода, а следовательно, и точность стрельбы на ходу. Доктор Фердинанд Порше пошел непроторенным путем: его «Тигры» имели дизельный двигатель воздушного охлаждения (в последний момент был заменен на бензиновый). В прототипе Порше были реализованы такие решения, как высокоэффективные продольные торсионы в системе подвески и электротрансмиссия.
В серию Вермахт принял «Тигры-Хеншель», так как двигатель разработанный гением машиностроения Фердинадом Порше был слишком сложным, а вся конструкция требовала дефицитных материалов, в частности меди. Но! Несмотря на это, в ставке фюрера Порше наградили «Рыцарским крестом», после чего Гитлер около часа осматривал его машину — он облазил танк с катков до башни, словно ребенок восторгаясь техническими новинками и взахлеб фантазируя, как этот неуязвимый монстр будет давить артиллерийские позиции русских. Безыскусному, простому в производстве танку «Хеншель» Гитлер уделил всего 2-3 минуты.
Фюрер пожелал, что бы г-н Порше сделал еще несколько «Тигров» своей конструкции, для использования их в жарком климате Африки, в корпусе Роммеля — в условиях безводный пустыни танки с воздушным охлаждением двигателя были бы незаменимы. Действительно, еще пять таких машин позже были выпущены с завода Порше, но поначалу они служили учебными танками, а участие в боях приняли только к концу войны. Попасть на ленинградский фронт они не могли физически.
Могут возразить: мы не знаем, как выглядел экспериментальный «Тигр» доктора Порше, а Т-VI, упокоившийся в Истринском музее — типичный «Тигр» фирмы «Хеншеля», судя по каткам и форме башни. Контраргумент: мы аналогично не знаем как реально выглядели первые «Хеншели»! В процессе разработки танка конкурирующие КБ произвели друг у друга ряд заимствований. Так, например, узнаваемые башни классического «Тигра-Хеншель» - это разработка бюро Фердинанда Порше, заимствованная Адерсом. Можно предположить, что разница во внешности экспериментальных танков Порше и Адерса на момент презентации Гитлеру была достаточно снивелирована. Вся разница в «начинке», и она требует внимательного изучения, тем более, что даже беглый осмотр позволил сделать вывод, что в Снегирях стоит «африканский тигр». Такая машина, напомню, к сентябрю 1942 года существовала в одном экземпляре — презентационный танк Порше, за рычагами которого сидел сам Адольф Гитлер.
Возможно , что фюрер, посылая в сентябре 1942 года танки Хеншеля в первый бой под станцией Мга, дополнил их эксклюзивным танком Порше. Страсть Гитлера к всевозможным чудесам техники общеизвестна. Тогда танк попавший под обстрел в Синявских болотах, плененный русскими, несколько десятилетий ржавевший на полигоне и поссоривший двух губернаторов – это, фактически, личная машина фюрера, предмет его обожания. Что это значит? Примерно то же самое, как если бы в фермерском гараже обнаружился розовый кадиллак Элвиса Пресли. С большой степенью вероятности, данный «Тигр» – эксклюзивное творение доктора Фердинанда Порше, любимый танк Адольфа Гитлера!
Именно в этом «Тигре» Гитлер видел воплощение мощи Третьего рейха.

Однако, эта машина не может относится к предсерийной партии. Опорные катки позднего типа, которые ставились на машины выпуска мая-июля 1944 года. "Африканской" моделью "Тигра" признаются машины, имеющие модификацию «PzKpfw VI Ausf E Trop» - "тропический", с несколько измененной системой воздухоочистки, увеличенным объёмом воздушный фильтров и адаптированной системой охлаждениея. Впрочем, их тоже было очень мало.
И есть ещё один нюанс - "машина, ржавевшая несколько десятилетий на полигоне" не может быть "танком, плененный русскими", поскольку эта машина была доставлена в Кубинку, 22 июня 1943 ее вывезли для участия в выставке трофейного вооружения в Москву, после чего "Тигр" вернулся в Кубинку, где находился до 1947 года, когда его отправили на металлолом.( Источник информации - Барятинский М. Тяжелый танк "Тигр". Смертельное оружие Рейха. М., 2006.) В этой книге есть фото прототипов Порше и Хеншеля. Кстати, отличительная особенность машины Порше именно в подвеске, ее очень трудно спутать. 92 готовых шасси Порше переделали в САУ и дали этой машине имя "Фердинанд" - так что история об африканском "Тигре" Порше подвисает в воздухе. По предсерийным "Тиграм" 502 батальона есть прекрасный выпуск "Фронтовой иллюстрации" - Коломиец М. Первые "Тигры". М., 2002. Эта машина представляет собой экземпляр, выпущенный в 1944 году - самая примечательная деталь - конструкция опорных катков, унифицированная с "Королевским тигром".





В 1943 году Кубинку доставили машину из-под Ленинграда - "Тигр" № 100 из состава 502 батальона; Первый захваченный РККА "Тигр" (предсерийный) был отправлен на переплавку в 1947 году, уже поэтому машина из Снегирей им не может быть. Хотя это вовсе не отменяет значимости сохранившегося в Снегирях "Тигра" в "тропическом" варианте - все таки их осталось всего 6.
С уважением,
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14776
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: «Тигр» в Снегирях или "розовый каддилак" Гитлера

Сообщение pvwosp » 20 авг 2012, 14:55

Снегиревский Тигр недавно обновил окрас и теперь выглядит так:


pvwosp
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 20 авг 2012, 14:43

Re: «Тигр» в Снегирях или "розовый каддилак" Гитлера

Сообщение Dvu.ru-shnik » 20 авг 2012, 15:36

А хобот ему откуда свинтили - привинтили? На первом снимке он вроде без оного...
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7143
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: «Тигр» в Снегирях или "розовый каддилак" Гитлера

Сообщение pvwosp » 20 авг 2012, 20:19

Хобот-то там труба "макет", получше с ней чем без, если кто-то знает где взять родной, то музей бы купил чтоб восстановить верный внешний вид.
pvwosp
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 20 авг 2012, 14:43

Re: «Тигр» в Снегирях или "розовый каддилак" Гитлера

Сообщение Dvu.ru-shnik » 20 авг 2012, 20:25

Увы, но у нас в отрогах ГКХ только Эдельвейсы растут.
А кто на него так крошек насыпал, что птички всю краску исклевали :lol:
Мы не глядим в замочные скважины,
мы смотрим в прорези прицелов.
Аватара пользователя
Dvu.ru-shnik
 
Сообщения: 7143
Зарегистрирован: 08 янв 2012, 17:46

Re: «Тигр» в Снегирях или "розовый каддилак" Гитлера

Сообщение Палестинский Казак » 22 авг 2012, 01:18

Хорошенький Тигрёнок надо сгонять посмотреть дырочки, хотя на электричке сложно стало! РЖД сокращает электрички с 1сентября :=((
Палестинский Казак
 
Сообщения: 1239
Зарегистрирован: 24 май 2012, 03:53
Откуда: родился в Новороссии, служил в ГСВГ - Baumwolle

Re: «Тигр» в Снегирях или "розовый каддилак" Гитлера

Сообщение EvMitkov » 22 авг 2012, 03:10

Доброго времени всем!

Насколько я в курсе дела ( со слов человека, который несколько лет тому как серьезно интересовался этой машиной и её судьбой в "перестройку") - в сети он известен как Махх, а озвучивать его ФИО без его ведома я - сами понимаете - права не имею - ствол машине отрезали, когда шел дележ между музеем и прикрывающимися чинушами "бизнесменами", собиравшимися перетаранить "кота" в частные руки за бугор.
Так, как в свое время( 2001) пытались перетаранить бортом "трешку" в практически идеальном состоянии ( простояла с конца войны в сарае на одном из наших хуторов - в полной сохранности, старик-хозяин время от времени производил "полное боевое проворачивание", держал машинку на ногах, пока не помер, а внуки "за ненадобностью" танк продали.
Целая армейская операция "по захвату борта" в Ростовском Аэропорту тогда производиоась - машину удалось спасти. Но - ненадолго.
Оставили её на стоянке "таможенников", до прояснения, а через полгода - "...таможня дала добро!" - аля-улю, гони гусей...

Хорошо,хоть не за бугор машина ушла.



Или - как поднятый нами в 2010-м из р.Подпольной "Штуг-3" внаглую забрали - сначала в Музей Задорожного, а потом он его в город на Шпрее продал.

С уважением, Е.М.

pvwosp писал(а):Хобот-то там труба "макет", получше с ней чем без, если кто-то знает где взять родной, то музей бы купил чтоб восстановить верный внешний вид.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14776
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: «Тигр» в Снегирях или "розовый каддилак" Гитлера

Сообщение Володя » 23 сен 2013, 00:56

Вот тут про "Тигр" интересно.
http://army.armor.kiev.ua/hist/tank_tiger.shtml
Всем привет из Обетованой... Канады!
Володя
 
Сообщения: 2749
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 04:51
Откуда: Торонто Онтарио Канада

Re: «Тигр» в Снегирях или "розовый каддилак" Гитлера

Сообщение EvMitkov » 26 ноя 2014, 17:25

По только что полученной информации он нашего Дмитрия Владимирыча Гринюка, Оленевода Бельдыева.

phpBB [video]


В лесах Ленинградской области обнаружен первый серийный немецкий танк «Тигр»

Опасный хищник пролежал в земле 72 года. Все это время легенды о его существовании передавались поисковиками из поколения в поколение. Выдающийся немецкий танк, одна из лучших машин своего времени - надежда Вермахта.

«Тигры» дебютировали в 42-м под Ленинградом. Один, а точнее первый в серии, уйти так и не смог. И вот сенсационная находка в Кировском районе - обломки того самого «Тигра» с серийным номером 1. В одной из исторических загадок поставлена точка.

Искали останки советских солдат, а обнаружили немецкий танк. Вернее, то, что от него осталось. При изучении обломков выяснилось: нашли легенду - тяжелый танк «Тигр». Да не простой - первый в истории серийный экземпляр. Из тех, которые Гитлер лично отправлял на Волховский фронт летом 42 года.

Четвертая машина, согласно боевым сводкам, два месяца стояла на нейтральной полосе и была взорвана немецкими саперами. Именно ее обломки и нашли. Находка уже вызвала ажиотаж в научно-исследовательских кругах.

Танки «Тигр» считаются одними из самых удачных в истории Второй мировой войны. Интерес к ним среди историков по-прежнему высок. О «Тиграх» написаны тысячи книг и статей. О танках первой серии в них до этого момента были только предположения.

Обломки «Тигра» №1 останутся в России. Их передали во Всеволожский музей обороны Ленинграда. Работники музея обещают, что легендарному танку будет посвящена отдельная экспозиция. Работы по сбору его обломков продолжаются. Правда, с большим трудом. К примеру, этот небольшой фрагмент брони весит более ста килограммов.

http://tv100.ru/news/v-lesah-leningrads ... gr-101399/



Это - поисковики моего старого, давнего и доброго друга Олежека Бушко. Обязательно созвонюсь с ним и перетрем подробности, мы много когда-то вместе работали на таких вот "мероприятиях".
Очень рад за него и его ребят - ОТ ДУШИ!

А пока - немного любопыного касаемо этой темы: вот что говорят сами ребята:

Это письмо написал David Byrden, автор сайта tiger1.info.
http://tiger1.info./
Он увидел новость о том, что поисковики нашли Тигр №1 и решил поделится своими данными. Ниже я публикую перевод с английского его письма.
«Первый Тигр» был прототипом с номером V1. Серийные номера 25xxxxx были присвоены производственному контракту. таким образом Тигр 250001 был по сути вторым Тигром. На танковых заводах многим деталям и узлам давались номера. Многие из них были такими же как номера танка. Например, все башни Тигров были пронумерованы. И номера башен тоже начинались с 250001, НО… номера деталей не всегда совпадали с серийными номерами танков. В этом не было необходимости.

Настоящий номер танка можно найти на броне корпуса, например, возле сидения водителя.

Насчёт танка 250001. В соответствии с немецкими записями, он был принят Waffenamt (отдел тестирования оружие) и 17 мая 1942 года отправился в Куммерсдорф. У нас есть несколько фотографий этого танка на испытаниях.



В 1945 году англичане захватили Куммерсдорф, и они составили список техники. Немцы показали им старый тигр, стоящий в поле с множеством отсутствующих частей и сказали, что это было «первый серийный Tiger».
Тогда англичане решили повеселиться — они разрушили этот Тигр самоходной артиллерийской установкой (17pdr SP Achilles).
Таким образом, та деталь, найденная под Ленинградом, не может быть от Тигра 250001, но она точно с одного из самых ранних Тигров.
Мы знаем, что Тигры 250002 — 250010 были отправлены в s.Pz.Abt.502 и они сражались под Ленинградом. Эти Тигры отличались от других. Например, у них не было боковых брызговиков.
Фотографии этих девяти Тигров можно увидеть здесь, в первом разделе «Sommer 1942»
http://www.tiif.de/thread.php?threadid= ... 4e4f0aafc0
Дэвид

P.S. Я думаю, что вы знаете, что за часть танка нашли сначала? Это люк под двигателем...
Эти данные получены из работы Hilary Doyle, Tom Jentz и Ron Klages.
Из этих 9 специальных Тигров, мы знаем, что русские взяли два для испытаний, и некоторые из них, должно быть, были отправлены на юг, когда немцы отступили.
Но некоторые из них были взорваны на поле боя под Ленинградом, и его и нашли поисковики. У нас нет полной информации об этих Тиграх, поэтому находка очень интересна.




Еще - уже непосредственно от самих ребят -от Макса и Зяблика:
Приятно конечно, что нашли, не знал что сенсацией будет, мы там побывали еще года три назад, жаль что не знал что его ищут :) собственно ручно нашел бронелист, вот только вытащить его было не реально, а ниже фотографии некоторых находок, с того места под Гайтолово (к месту так называемой "гибели" Тигра, наше командование периодически посылало бойцов, а фашисты вели интенсивный обстрел этого места, земля до сих пор хранила в себе тех бойцов которые пробирались, в первую ВП после находки, бойцы были перезахоронены в Синявино)











Немного от себя:

С самого начала боеприменения этой машины гпециально для танков «Тигр» гансами была создана новая тактическая единица — тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung — sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта.

В 1942 и в начале 1943 года тяжелый танковый батальон организационно состоял из четырех рот, причем только две из них были танковые (с весны 1943 года- соответственно пять и три).

Следует отметить, что в ряде случаев вплоть до осени 1943 года батальоны имели смешанный боевой состав. Наряду с тяжелыми танками «Тигр» на их вооружении состояли средние машины в основном "трешки" модификаций Pz.Kpfw.III Ausf.L, M и N.
Причем в 1942 году в тяжелых батальонах последние составляли большинство.

К 1944 году боевой состав новых частей стал более однородным. В танковых ротах и штабе имелись теперь только «тигры», машины иного типа — средние Pz.Kpfw.lV Ausf.H — сохранились лишь в танковом взводе роты обеспечения.
Кстати, эти танки, резко отличавшиеся от остальных «четверок» по внешнему виду из-за противокумулятивных экранов, наши бойцы часто принимали за «тигры».
Более того, даже в боевых донесениях они часто именовались «Тигр», тип 4″, что резко «увеличивало» статистику примененных на том или ином участке фронта немецких тяжелых танков.

Впрочем, в некоторых батальонах по-прежнему оставались на вооружении Pz.IIIN, а в sPzAbt 502, например, имелся взвод самоходных установок Jagdpanzer 38(t) Hetzer.

Формирование тяжелых танковых батальонов началось в мае 1942 года. Экипажи прибывали из боевых и учебных частей в 500-й запасной танковый батальон, дислоцировавшийся в Падерборне. Для их подготовки использовались и полигоны в Путлосе, Одруфе и Фаллингбостеле.

Первым 19 августа 1942 года получил «тигры» 502-й батальон. Официально озвучивается, что
ранним утром 23 августа четыре «тигра» погрузили на железнодорожные платформы и отправили на фронт — якобы Гитлер лично торопил, ему не терпелось узнать, каковы новые танки в деле.
29 августа эшелон с боевыми машинами и личным составом 1-й роты sPzAbt 502 выгрузился на станции Мга, недалеко от Ленинграда.
Уже в ходе выдвижения на исходные позиции для атаки начались поломки. У двух танков вышли из строя коробки передач, у третьего — перегрелся и загорелся двигатель.
Эти агрегаты, и так работавшие с перегрузкой по причине большой массы танков, испытывали дополнительную нагрузку из-за движения по мокрому заболоченному грунту.

Под покровом темноты «тигры» отбуксировали в тыл, и заводские механики, сопровождавшие машины, занялись их ремонтом. Не подлежавшие восстановлению агрегаты заменили на привезенные из Германии.
К 15 сентября «тигры» были готовы к бою.
21 сентября 1-ю роту sPzAbt 502 передали в оперативное подчинение 170-й пехотной дивизии, в полосе которой ей и предстояло действовать. На следующий день «тигры» пошли в атаку. Двигаясь гуськом по узкой дороге, немецкие танки попали под фланговый огонь советской противотанковой артиллерии.

Один «Тигр» был подбит, а три других остановились из-за поломок. Эти машины, по-видимому вышедшие из строя по техническим причинам, удалось эвакуировать, а четвертая поврежденная осталась на нейтральной полосе, где простояла почти месяц.

Затем по личному указанию Гитлера ее взорвали.
В своих «Воспоминаниях солдата», тут
http://modernlib.ru/books/guderian_geyn ... data/read/
генерал Г.Гудериан так откомментировал этот эпизод:
«В сентябре 1942 года «Тигр» вступил в бой. Еще по опыту Первой мировой войны было известно, что при создании новых образцов вооружения следует запастись терпением и дождаться их массового производства, а затем применить их сразу в больших количествах. Зная об этом, Гитлер, тем не менее, хотел как можно быстрее увидеть в деле свой главный козырь.

Однако перед новыми танками была поставлена абсолютно второстепенная задача: локальная атака в труднопроходимой местности в заболоченных лесах под Петербургом. Тяжелые танки могли двигаться только в колонну по одному по узким просекам, попадая под огонь противотанковых пушек, расставленных вдоль них.
В результате — потери, которых можно было избежать, преждевременное рассекречивание новой техники и, как следствие, невозможность в будущем застать противника врасплох».
Трудно не согласиться с мнением генерала и довольно сложно понять логику немецкого командования, загнавшего новые танки в Синявинские болота. Возможно, причиной была одноименная наступательная операция, проводимая в августе — сентябре 1942 года Волховским фронтом. Ведь именно в полосе 2-й ударной армии этого фронта и появились «тигры».

Впрочем, наивно полагать, что столь незначительное число даже таких мощных танков могло оказать хоть какое-то влияние на ход операции.
Похоже, что их появление вообще осталось тогда незамеченным для советского командования.

Впоследствии, в январе 1943 года 1-я рота 502-го батальона участвовала в тяжелых боях в ходе отражения советского наступления по прорыву блокады Ленинграда. На 10 января в составе роты имелось семь «тигров», а также три Pz.IIIN и семь Pz.IIIL. К концу месяца пять «тигров» было потеряно в боях, причем три из них подорвали экипажи.

Одна машина, сравнительно легко поврежденная и по какой-то причине не подорванная экипажем, была захвачена нашими войсками. Этот, без сомнения, важный факт весьма разнообразно трактуется в отечественной военно-исторической и мемуарной литературе. К.А. Мерецков, командовавший в те дни Волховским фронтом, пишет:
«Во время прорыва нами вражеской обороны фашистское командование бросило в бой новый тяжелый танк «Тигр», ранее проходивший испытания под Сталинградом. Он предназначался для участия в штурме Ленинграда. И вот это чудовище остановили наши пехотинцы-бронебойщики, повредив смотровые приборы танка. Экипаж не выдержал и бежал, бросив в целом исправную машину. Фашисты долго держали ее под непрерывным огнем и даже пытались отбить танк контратаками.

Позднее я распорядился переправить «Тигр» на наш опытный полигон, где изучили стойкость его брони и выявили уязвимые места»
. А вот что можно прочитать по этому поводу в книге, посвященной жизни и деятельности наркома танковой промышленности В.А. Малышева:

«В январе 1943 года при прорыве блокады Ленинграда в торфянике возле карьеров кирпичного заводика у Рабочего поселка № 5 произошло следующее.

По узкому коридору, отделявшему Волховский и Ленинградский фронты, на одну из советских частей двинулся не совсем обычный танк. Ударившие по нему снаряды наших противотанковых пушек не остановили тяжелой машины. Он продолжал двигаться на Шлиссельбург. Но к дороге в это время подошла еще одна — 18-я стрелковая дивизия, которая сразу же обрушила на него сильный огонь орудий прямой наводки. Снаряды снова не вывели его из строя, но… Как предполагает генерал-полковник В.3.Романовский, командующий 2-й ударной армией, водитель танка, видимо, струсил, свернул с дороги, намереваясь уйти на Синявинскую высоту. Но, разворачиваясь, фашистский танк, оказавшийся неповоротливым, попал в торфяник, забуксовал и вскоре совсем завяз. Фашисты выскочили из машины, не уничтожив даже новенький технический паспорт, приборы, орудие, но их тут же перестреляли».


Впечатляющие подробности можно почерпнуть и из брошюры «Оружие победы», изданной Центральным музеем Вооруженных Сил СССР в 1986 году:
«Было это под Ленинградом в январе 1943 года. В районе Синявинских высот в густых зарослях кустарника расположилась на огневой позиции батарея 122-мм пушек образца 1931/37 гг. 267-го корпусного артиллерийского полка. Внезапно послышался рокот танкового мотора. Два огромных танка с крестами на бортах надвигались на батарею. Когда до одного из орудий осталось не более 50 метров, прозвучал выстрел. Бронебойный снаряд весом 25 кг со скоростью 800 м/с врезался в башню головного «Тигра», которая, расколовшись, слетела с танка. Сильные удары крупных осколков башни по броне второго «Тигра» заставили его экипаж бежать, не заглушив двигателя».


Находившийся на Волховском фронте в качестве представителя Ставки Г.К.Жуков, описывая подробности захвата первого образца тяжелого танка «Тигр», рассказывал:
«Это было 14 января 1943 г. Мне доложили, что между Рабочими поселками № 5 и № 6 наши артиллеристы подбили танк, который по внешнему виду резко отличался от известных нам типов боевых машин. Причем гитлеровцы принимали всевозможные попытки для эвакуации его с нейтральной полосы. Я заинтересовался этим и приказал создать специальную группу в составе стрелкового взвода с четырьмя танками, которой была поставлена задача захватить танк, отбуксировать его в расположение наших войск, а затем тщательно обследовать его. В ночь на 17 января группа во главе со старшим лейтенантом Косаревым приступила к выполнению боевого задания. Этот участок местности противник держал под непрерывным обстрелом.

Тем не менее вражеская машина была захвачена и отбуксирована в расположение советских войск. В результате изучения танка и формуляра, подобранного в снегу, мы установили, что гитлеровское командование перебросило танк «Тигр» на Волховский фронт для испытания… Танк был отправлен нами на испытательный полигон, где опытным путем установили его уязвимые места, которые впоследствии стали достоянием всех наших фронтов»
. И, наконец, в военно-историческом очерке «Советские танковые войска 1941 — 1945″ сообщается:

«У Рабочего поселка № 1 танкисты 86-го танкового батальона подбили и захватили тяжелый танк «Тигр». Это был первый «Тигр», захваченный нашими войсками в Великой Отечественной войне». Обобщив всю эту информацию, можно сделать такой вывод: «Опытный тяжелый танк «Тигр» (или два «Тигра», но никак не больше), проходивший испытания под Сталинградом, но почему-то предназначавшийся для штурма Ленинграда, после того как советскими пехотинцами-бронебойщиками были выведены из строя все его смотровые приборы, очевидно сослепу, доехал аж до позиций нашей корпусной артиллерии, где был брошен экипажем.

После этого 18-я стрелковая дивизия Волховского фронта эвакуировала этот танк (причем с работающим двигателем) от Рабочего поселка № 5, а 86-й танковый батальон Ленинградского фронта от Рабочего поселка № 1″.

Возможно, в столь противоречивых сведениях нет ничего удивительного, ведь на территории от Синявинских высот до Ладоги в те дни действовали семь «тигров», а на освобожденной нашими войсками террито рии должны были остаться пять подбитых тяжелых немецких танков.

Может быть, каждая из упомянутых воинских частей имела дело со своим «Тигром». Но на НИБТПолигон в подмосковную Кубинку доставили только одну легкоповрежденную и технически почти исправную машину.

Именно ее демонстрировали летом 1943 года на выставке трофейной техники в ЦПКиО имени Горького в Москве. Правда, тут возникает вопрос: какой же тогда танк был расстрелян на испытаниях в апреле того же года в Кубинке?

Можно предположить, что с Волховского фронта для этой цели доставили еще один подбитый «Тигр».

Что касается Сталинграда, то, конечно же, никакие «тигры» там не испытывались. Не участвовали они и в контрударе группы Манштейна с целью деблокады окруженной армии Паулюса. Прибывший в январе 1943 года на южный фланг советско-германского фронта 503-й тяжелый танковый батальон был включен в состав 4-й танковой армии и принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе, отступая вместе с другими немецкими войсками от Ставрополя до Ростова-на-Дону. С начала января вместе с ним вела боевые действия 2-я рота 502-го батальона, вскоре включенная в sPzAbt 503 в качестве его 3-й роты. 10 апреля 1943 года батальон отвели в тыл для пополнения, а затем перебросили под Харьков.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 14776
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: «Тигр» в Снегирях или "розовый каддилак" Гитлера

Сообщение гришу » 23 мар 2016, 18:50




модель HL 230 из люминия

модель HL 230 из чугунявия
Также вы можете взглянуть на этот специализированный сайт, с множеством
уникальные фотографии и информация танка Тигр.

http://www.alanhamby.com/tiger.html
я хорошо схожусь с людьми особенно в штыковую
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 8252
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44


Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: mozalevski71 и гости: 1