Лёгкие танки линейки БТ

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Re: Лёгкие танки линейки БТ

Сообщение гришу » 30 мар 2015, 22:16

Широко практиковались разного рода пробеги для выявления эксплуатационных технических характеристик. В этом отношении показателен пробег танков на колесах по маршруту Харьков — Москва в период с 27 по 29 октября 1933 года. Технической подготовкой машин занимался завод-изготовитель — ХПЗ. Для участия в этом мероприятии выделили пять танков БТ-5, причем все они уже прошли заводские сдаточные испытания пробегом на колесах.

На машинах установили положенное им вооружение, запчасти, инструмент и принадлежности, боевая масса в результате составила 11 т.

Как следует из путевого отчета: «Личный состав, на предмет руководства пробегом, а также обслуживания машин в пути состоял из: командора пробега (он же водитель головной машины) — директора завода тов. Владимирова; его помощника по технической части — начальника ОТК завода инженера тов.Махони-на; помощника по режиму движения колонны — военпреда УММ РККА тов. Бакуревича (он же водитель последней машины колонны)».

Всего в пути было 29 человек, 5 танков, две легковые и две грузовые машины с ремонтной бригадой, запчастями, горюче-смазочными материалами и т.д. Расстояние от завода до Красной площади в Москве — 795 км — было пройдено со средней скоростью чистого движения 36 км/ч. Средняя скорость за все время движения составила 13,9 км/ч. В пути колонна находилась 57 ч 30 мин, из них в движении — 22 ч 53 мин.

Результаты пробега были признаны вполне удовлетворительными — все пять танков дошли до Москвы. Основная масса поломок в пути пришлась на силовую установку и ходовую часть, в частности, при движении по булыжному шоссе стремительно разрушались резиновые бандажи опорных катков, изготовленные из синтетического каучука. Вместе с тем возможность совершения танками БТ больших по протяженности маршей на колесах была подтверждена.

Цитата:
"Так, во время проведения скоростного, безостановочного пробега танков
БТ-5 по маршруту Харьков-Москва в период с 27 по 29 октября 1933г.
все пять боевых машин своим ходом на колёсах дошли до столицы. За
57 часов было пройдено 795км, что явилось своеобразным рекордом и,
безусловно, триумфом молодого отечественного танкостороения. Время
чистого движения составило 22 часа 53 минуты. На отдельных участках
колонна танков развивала скорость до 90км/ч. Средняя скорость
движения без учёта остановок составила 35км/ч., а общая средняя
скорость пробега - 13,9км/ч.
Из одиннадцати остановок, произведённых в пути, лишь две были вызваны
поломками танков. В отчёте от 31 октября 1933г., о результатах пробега
пяти танков БТ-5 были отмечены следующие основные дефекты:
"...повышенный износ резины (опорных катков), лопнул один диск
ведущего колеса, скручена одна гитара... поломан кронштейн ленивца
(направляющего колеса), поломано 8 рессор".
Несмотря на вышеперечисленные дефекты, результаты пробега были
признаны вполне удовлетворительными."



Кадры кинохроники, показывающие довоенные парады на Красной Площади, знают все. Среди стройных
колонн пехоты, лихих тачанок, мощных гаубиц и 5-ти башенных монстров Т-35 выделяются своей скоростью
танки БТ-7. Проносясь с развевающимся знаменем, "сверкая блеском стали" - они олицетворяют собой мощь
и силу советских танковых войск.
http://niemirow-41.livejournal.com/6417.html
В фондах РГВА сохранились документы,
дающие представление о том, как это происходило.
я хорошо схожусь с людьми особенно в штыковую
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 7682
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Лёгкие танки линейки БТ

Сообщение гришу » 31 мар 2015, 02:25

Подноготня

Это субстантивированное (ставшее существительным) прилагательное пошло от выражения подноготная тайна, а выражению этому дал название особый род пытки...
я хорошо схожусь с людьми особенно в штыковую
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 7682
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Лёгкие танки линейки БТ

Сообщение EvMitkov » 31 мар 2015, 17:06

Несколько уточнений по твоему материалу, Гриш:

Просто у более-менее молодых людей могут возникнуть непонятки и вопросы, касаемые следующего:
Как следует из путевого отчета:

«Личный состав, на предмет руководства пробегом, а также обслуживания машин в пути состоял из: командора пробега (он же водитель головной машины) — директора завода тов. Владимирова; его помощника по технической части — начальника ОТК завода инженера тов.Махони-на; помощника по режиму движения колонны — военпреда УММ РККА тов. Бакуревича (он же водитель последней машины колонны)».

Всего в пути было 29 человек, 5 танков, две легковые и две грузовые машины с ремонтной бригадой, запчастями, горюче-смазочными материалами и т.д. Расстояние от завода до Красной площади в Москве — 795 км — было пройдено со средней скоростью чистого движения 36 км/ч. Средняя скорость за все время движения составила 13,9 км/ч. В пути колонна находилась 57 ч 30 мин, из них в движении — 22 ч 53 мин.

Результаты пробега были признаны вполне удовлетворительными — все пять танков дошли до Москвы.
Основная масса поломок в пути пришлась на силовую установку и ходовую часть, в частности, при движении по булыжному шоссе стремительно разрушались резиновые бандажи опорных катков, изготовленные из синтетического каучука.

Вместе с тем возможность совершения танками БТ больших по протяженности маршей на колесах была подтверждена."


"Так, во время проведения скоростного, безостановочного пробега танков
БТ-5 по маршруту Харьков-Москва в период с 27 по 29 октября 1933г.
все пять боевых машин своим ходом на колёсах дошли до столицы.
Время
чистого движения составило 22 часа 53 минуты. На отдельных участках
колонна танков развивала скорость до 90км/ч. Средняя скорость
движения без учёта остановок составила 35км/ч., а общая средняя
скорость пробега - 13,9км/ч.

Из одиннадцати остановок, произведённых в пути, лишь две были вызваны
поломками танков. В отчёте от 31 октября 1933г., о результатах пробега
пяти танков БТ-5 были отмечены следующие основные дефекты:
"...повышенный износ резины (опорных катков), лопнул один диск
ведущего колеса, скручена одна гитара... поломан кронштейн ленивца
(направляющего колеса), поломано 8 рессор".


Даже надиванным бронесекпертам сегодня придет в голову завизжать:
"... Мол, как жеж так!
Поломано 8 (восемь) рессор!!
Откуда на бэтушках с подвеской Кристи - рессоры!!!
Там - цилиндрические пружины!!!
Брехня!!!!"


А особо продвинутые бронесексэксперты даже могут картиночку подвески вывалить, вроде этой:



Все так и есть - на подвеске Кристи стояли в качестве упругих элементов цилиндрические пружины.
Но тут дело в ТЕРМИНОЛОГИИ тех лет. Той самой технической терминологии, которой так манкирует наш Адрей Васильев.
А именно: практически до середины-конца сороковых упругий элемент подвески транспортного средства назывался именно "РЕССОРА"
Происхождение этого термина - французское, от ressortпружина, и любой слушатель технического ВУЗа в мои годы ЗНАЛ, что
Рессора — упругий элемент подвески транспортного средства. Рессора передаёт нагрузку от рамы или кузова на ходовую часть (колёса, опорные катки гусеницы и т. д.) и смягчает удары и толчки при прохождении по неровностям пути.

Что рессоры различаются по типам:
1. Листовая ( с подтипами эллиптичекая, полуэллиптичекая и проч и проч и проч)
2. Пружинная ( с использованием цилиндрических, конических, тарельчатых и проч. пружин)
3.Торсионная (где основным рабочим элементом является торсион, то есть элемент, работающий на скручивание)

Так что восемь лопнувших цилиндрических оессорных пружин подвески на пяти бэтушках, с учетом достаточно жесткой монолитной бандажировки катков - это отличнейший результат. Даже - для сегодняшнего дня.

Что любопытно еще.
Во многих источниках 90-х годов, писаных "новыми русскими историками" типа Резуна (даже при всем его действительно уважительном отношении к бэтушке, что не удивительно: он все-таки танкист, а танкист НЕ ЛЮБИТЬ эту машину просто не может) - говорится:
Проходимость на гусеницах у танков типа БТ была неудовлетворительна, гуссеницы часто слетали при резких маневрах на сыпучих грунтах, а на колесах во время боевых действий эти танки не использовались НИКОГДА

Это - ложь.

Колесный ход у бэтушек предусматривал не непосредственное ведение б/д "на колесах", а возможность ПЕРЕБРОСКИ своим ходом этих машин на большие расстояния: без задействования доп.средств и без излишнего износа гуслент, ресурс которых при тогдашних технологиях по сравнению с сегодняшним "оставлял желать". Хотя даже сегодня таких перебросок своим ходом лусеничных машин стараются по возможности избегать.

Но есть великолепный пример, когда наличие возможности колесного хода полностью оправдало себя в боевых условиях. И - не наединичной машинке - а "массово".

Во второй половине 1937 года началось серийное производство танка БТ-7 с конической башней, трехскоростной коробкой передач и усиленной подвеской.

Вооружение стало более мощным за счет размещения в нише башни пулемета ДТ, впрочем, на машинах более позднего выпуска от него отказались.
Кроме того, часть танков оснащалась зенитно-пулеметной установкой и радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой, а затем и со штыревой антенной. Для ведения стрельбы ночью из пушки и спаренного пулемета танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа. Впоследствии такие фары появились и на машинах более ранних выпусков.

На танках выпуска 1935— 1937 годов устанавливалась 45-мм танковая пушка 20К образца 1934 года. Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором с полуавтоматикой инерционно-механического типа, ножным и ручным спусками, корытообразной люлькой, гидравлическим тормозом отката, пружинным накатником и секторным подъемным механизмом.

С конца 1938 года танк стал вооружаться 45-мм пушкой обр. 1938 года с электроспуском и стабилизированным прицелом ТОП-1 (ТОС).
Пушка размещалась в башне, имевшей форму усеченного конуса с кормовой нишей (до сентября 1937 года на танк устанавливалась цилиндрическая башня). Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от -6° до +25°. Боекомплект пушки был увеличен до 188 выстрелов для линейного танка и до 146 выстрелов для танка с радиостанцией. Число патронов к пулеметам осталось неизменным.



Спаренная установка снабжалась двумя общими прицелами: танковым перископическим панорамным прицелом обр. 1932 г. ПТ-1 и телескопическим прицелом обр. 1930 г. ТОП или ТОП-1. Прицелом ТОП-1 (или ТОС) со стабилизированной в вертикальной плоскости линией прицеливания оснащались только танки, имевшие пушки с электрозатвором.
В связи с длительным периодом обучения в войсках по освоению личным составом особенностей работы с прицелом ТОС при стрельбе с хода от установки его на танки БТ-7 более ранних выпусков впоследствии отказались. На машинах выпуска 1938 года и более поздних стабилизированные прицелы ставились, об этом упоминают и Архипов и Катуков.

В 1938-м ликвидировали резиновые бандажи на ведущих колесах гусеничного хода. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали заменять на мелкозвенчатую.
Всего с крупнозвенчатой гусеницей изготовили 2620 БТ-7. В 1939 году на части из них гусеницы заменили на мелкозвенчатые. В ходе модернизации толщина лобовой брони корпуса достигла 22 мм. Боевая масса возросла до 13 925 кг. 

В первых числах июля 1939 года, сразу после разгрома японских войск у горы Баин-Цаган, началась переброска в район вооруженного конфликта новых стрелковых и механизированных частей и соединений.
6 июля из состава 11-го танкового корпуса Забайкальского военного округа была выведена 6-я танковая бригада (командир — полковник М.П. Павелкин), полностью укомплектованная танками БТ-7.
Колонны боевой техники двинулись по переченной грунтовой «дороге», (каменистым грунтам), ведущей к границе МНР.
Путь частей бригады пролегал через Баин-Тумен и Тамцак-Булак к Халхин-Голу. Этот маршрут, протяженностью около 800 км, бригада прошла за 55 ходовых часов, а всего за 6 суток, движение осуществлялось на гусеницах .

По завершении боевых действий 11-я ордена Ленина танковая бригада имени М. П. Яковлева (три батальона — на БТ-5, один — на БТ-7) совершила 630-километровый марш на колесах к месту постоянной дислокации.
Марш был совершен за четыре суточных перехода (с 12-го по 15 октября 1939 года). При этом средний запас хода на одной заправке топлива составил у БТ-5 — 130 км, а у БТ-7 — 315 км. Сказывалась большая емкость топливных баков последнего. Причем - даже посегодняшним меркам - марш был совершен отменно, практически без серьезных тех.поломок машин.

Ранее,при подготовке операции по полному разгрому японских войск 6-я танковая бригада была включена в состав Южной группы, в задачу которой входил охват группировки японских войск с фланга с последующим выходом в тыл.

В ночь с 18-го на 19 августа по наведенным саперами переправам началось выдвижение советских стрелковых и танковых частей на восточный берег Халхин-Гола. Танки переправлялись небольшими группами, чтобы не особенно тревожить привыкших к шуму моторов японцев. К рассвету 20 августа подготовка операции была закончена, однако батальоны 6-й танковой бригады задержались на переправе через Халхин-Гол.
Наведенный саперами понтонный мост не смог выдержать тяжести танков, поэтому решили переправляться вброд.

Для танков того времени река глубиной в полтора метра являлась почти непреодолимой преградой, вода при переправе доходила до основания башен, но моторы работали, и танки медленно шли по дну на гусеницах.

Весь день 20 августа ушел на переправу, и бригада смогла вступить в бой только на следующий день. Вот что говорится об этом в «Отчете об использовании бронетанковых войск на р. Халхин-Гол»:

«6-я танковая бригада в составе 3 батальонов (4-й батальон действовал в составе 9-й мотобронебригады) — 153 танка — действовала на заходящем фланге часто самостоятельно или при небольшой пехотной поддержке (1–2 стрелковых батальона).
При самостоятельных действиях танки на большой скорости подходили к какому-либо укрытию и открывали огонь по обороне противника, вызывая его ответный огонь для определения расположения ПТО. Затем, сочетая огонь с движением, атаковали двумя эшелонами и расстреливали его огневые точки. Подход танков к узлам сопротивления, как правило, совершался с расчетом окружения или охвата с трех сторон. При этом танки уничтожали много орудий, дезорганизовывали тыл, но прорвать оборону не могли.

Так, 21 августа в районе Малых песков (8–10 км южнее Номонхан-Бурд-Обо) бригада три раза атаковала узел сопротивления (2 раза — одним батальоном, 1 раз — двумя), но каждый раз была вынуждена возвращаться в исходное положение. Наутро узел сопротивления снова ожил. Бригада за эту атаку потеряла 11 танков. Этот узел был уничтожен только во взаимодействии со стрелковым батальоном.

На участке 6-й танковой бригады действовало до двух пехотных батальонов с сильными средствами ПТО. Этого противника бригада уничтожила в течение 21–23 августа при поддержке одного стрелкового батальона. За этот период бригада потеряла 15 танков сгоревшими и 20 подбитыми. В последующие дни до 30 августа бригада действовала совместно с 80-м стрелковым полком 57-й стрелковой дивизии по отражению и уничтожению частей противника атаковавших из района Депден-Суме с территории Маньчжурии.

То есть болтовня о том, что "танки БТ были пожароопасными - просто болтовня - НЕ ТАНКИСТА. Хотя эти слова и приписываются Г.К.Жукову, он - танкистом не был (как не является танкисом и Канчуков). За озвученный период бригада потеряла всего 35 машин - из них меньше половины (15 ед.) сгорели (безвозвратно потеряны), а 20 - были выбиты из боя, повреждены (т.е. "подбиты") но не смотря на применение в качестве топлива авиабензинов, не горели и были восстановлены своими силами.
Далее в «Отчете об использовании бронетанковых войск на р. Халхин-Гол» говрится:

Опыт действий 6-й танковой бригады против обороны противника показал, что танки самостоятельно, без пехоты, смогут потрясти оборону, нанести противнику сильное поражение, но закрепить за собой местность не смогут. При этом танки несут большие потери.

Сегодня - это азбука, но тогда...
Далее:

В обороне танки могли действовать двумя способами.

Первый способ — танки в качестве огневой поддержки пехоты — широко применялся и был основным в период до августовской операции, когда части занимали оборону на широком фронте по восточному берегу р. Халхин-Гол.
Закопанные по башню или прикрываясь барханами, танки, рассредоточенные повзводно, вели огонь с места, часто меняя позиции.

Вторым способом была атака танками перед передним краем обороны.

Практиковалась 6-й танковой бригадой с 24-го по 27 августа. 24 августа японцы одним пехотным и одним кавалерийским полками контратаковали 80-й стрелковый полк, оборонявшийся на широком фронте и прикрывавший Южную группу с востока.
Фланги противника были открыты и давали широкий маневр для танков. Один танковый батальон был придан 80-му стрелковому полку и находился непосредственно в расположении обороны. Другие выделяли от себя 1–2 роты и с флангов расстреливали наступавшего противника, не переходя в атаку.
За 24–26 августа противник понес большие потери и перешел к обороне.
26 августа была организована атака противника с флангов силами трех танковых рот, одного стрелкового батальона и двух стрелковых рот. Атакующие части нанесли противнику большое поражение, но, встретив упорное сопротивление, отошли, потеряв 2 танка сожженными и 6 танков подбитыми».


В октябре 1939 года 6-я танковая бригада совершила марш от Халхин-Гола до Ундурхана протяженностью 670 км. Движение осуществлялось на колесах. Бригада преодолела маршрут за 39 ходовых часов, проходя в среднем 150 км в сутки.

На 1 июня 1941 года в танковых частях Красной Армии насчитывалось 7549 танков БТ всех модификаций. Из этого количества в западных приграничных военных округах имелось 396 БТ-2, 878 БТ-5 и 3243 БТ-7 и БТ-7М.
Число их в танковых и моторизованных дивизиях, сосредоточенных в приграничных округах, колебалось от нескольких штук до полутора сотен. Все они использовались в боях начального периода Великой Отечественной войны.

Наглядным примером достаточно высокой боевой эффективности танков БТ могут служить результаты боевой деятельности 16-го танкового полка 109-й мотострелковой дивизии 5-го мехкорпуса.

В начале июля 1941 года 5-й и 7-й мехкорпуса Западного фронта нанесли контрудар по немецким войскам в районе Сенно — Лепель.
На начало контрудара в 16-м танковом полку имелось 100 БТ-5 и 13 БТ-7.

Из Журнала боевых действий:
«6 июля 1941 г. Дивизия перешла в наступление во втором эшелоне корпуса.
В 18 ч. 35 мин. 7 июля отряд 109-й мотострелковой дивизии выделил танковый взвод в район Топочаны для связи с 1-й мотострелковой дивизией.

Взвод под командованием лейтенанта Кравченко в районе Романова был атакован 20 танками противника. В ходе [u]встречного боя один танк сгорел с экипажем, два танка подбито.[/u]
Уничтожено 3 танка противника.

8 июля у станции Бурбин была замечена группа в 50 танков с мотопехотой противника. 5 танков 4-го батальона открыли огонь по колонне, подбили 3 танка, потеряв 2 своих.

А что такое "встречный танковый бой" может понять только тот, кто в нем хоть раз участвовал.

"...Вот и всё. Остывают стволы
И наводчик глотает из флажки.
Между траками сохнет полынь -
Мы сегодня родились в рубашке.
И во рту шелестящая медь
Утверждает: мы ЖИВЫ с тобою!!!
Там - кому-то другому гореть
После этого встречного боя..."


Понять такое может только танкист. Когда я впервые услыхал эти строки - меня они потрясли настолько, что...
Впрочем - вернусть.

14 июля. В районе Лугес части полка перешли в атаку, захватили переправу и вывели из окружения 229-ю и 233-ю стрелковые дивизии.
Было уничтожено 4 средних танка, подбито 4 БТ-5.

За период с 2-го по 19 июля 1941 года отряд 109-й мотострелковой дивизии прошел 500 км. Состояние матчасти БТ-5 было неудовлетворительным, боевые машины из-за износа имели крайне низкий запас хода — 20–25 моточасов. Запчастей не было и нет.
Крайне низкое техническое состояние 16-го танкового полка характеризуется следующими показателями: из 113 танков боевые потери — 12, остальные вышли из строя по техническим причинам.

Уничтожено: 22 танка, 2 бронеавтомобиля, 3 орудия. Захвачено: 2 75-мм орудия, 1 танк».


Тут, как говорится, ни убавить, ни прибавить — за 22 вражеских танка 16-й танковый полк «заплатил» только 12 своими, подбитыми в бою. Можно только предполагать, какой урон противнику могли нанести наши танкисты КАДРОВЫЕ танкисты, действуй они на более новых, неизношенных машинах...

БТ-7 был в состоянии на равных вести бой с немецкими танками — как легкими и легко-средними, уровня "трешки", так и средними "четверками". Факты со всей очевидностью свидетельствуют об этом.

Так, 23 июня 1941 года лейтенант Совик из 93-го танкового полка 47-й танковой дивизии семь раз ходил в атаку на БТ-7, уничтожив три немецких танка, две автомашины, три орудия и до 200 человек пехоты.

25 июня отличились танкисты 9-го танкового полка 5-й танковой дивизии (3-й мехкорпус). Получив приказ захватить Ошмяны, командир полка сформировал отряд в составе 4 БТ-7 и 6 БА-10 под командованием капитана Новикова.
В 6.30 отряд атаковал противника с тыла и ворвался в Ошмяны. В этом бою отличился старший лейтенант Веденеев, который огнем своего танка уничтожил 5 вражеских танков и 4 ПТО

Еще более поразительный результат показал экипаж БТ-7 в составе старшего сержанта Найдина и красноармейца Копытова из той же 5-й танковой дивизии.
Обнаружив движение противника, они со своей машиной замаскировались в лесу. Подпустив немецкие танки на 100м, огнем пушки подбили головную машину, а затем последнюю. Пользуясь замешательством противника, экипаж подбил и остальные 10 танков.

В 1942–1943 годах отдельные БТ-2 и БТ-5 еще можно было встретить в танковых частях на советско-германском фронте.
В относительно больших количествах они сохранились на его стабильных участках, например, в Ленинграде или Карелии.


Танк БТ-5 57-й танковой бригады выдвигается на исходную позицию для атаки. В передней части корпуса танка уложена фашина. Юго-Западный фронт, май 1942 года

Так, в конце января 1944 года в качестве пополнения в 49-й гвардейский танковый полк прорыва (на вооружении которого, кстати сказать, состояли британские «Черчилли») 42-й армии Ленинградского фронта прибыло 20 танков БТ-5.
В составе этого полка и некоторых других частей и подразделений БТ-5 и даже БТ-2 приняли участие в снятии блокады Ленинграда, а затем и в разгроме финских войск, как на Карельском перешейке, так и севернее.

На Лоухско-Кестеньском направлении сражался 91-й отдельный танковый полк (командир — майор А. А. Ялымов) Карельского фронта, сформированный 27 мая 1944 года. Материальная часть полка состояла из 14 БТ-7, 5 БТ-5 и 11 М3с. Так что стареньким бэтушкам довелось повоевать в одном строю и с английскими, и с американскими танками.

В 1942 году в войсках осталось совсем мало БТ-7. В основном они были сосредоточены в отдельных танковых батальонах. Так, например, осенью 1942 года 5-я гв. тбр (Северокавказский фронт), укомплектованная английскими машинами «Валентайн» и американскими «стюартами», получила остатки материальной части 44-го отб, в том числе и три БТ-7.

Больше всего «семерок» сохранилось в войсках Ленинградского фронта. Еще в 1943 году по нескольку машин этого типа имелось в составе 51-го и 86-го отб.
На другом стабильном участке советско-германского фронта — в Карелии — БТ-7 состояли на вооружении еще дольше. Например, 91-и отдельный танковый полк летом 1944 года располагал 14 боевыми машинами этого типа. 

Необходимо отметить, что в ходе войскового ремонта на БТ-7 ставились дизельные двигатели В-2 и таким образом танки доводились до уровня БТ-7М. Силами ремонтно-восстановительных служб иногда осуществлялось и усиление бронирования танков за счет наварки броневых листов на лобовые части корпуса и башни.

Последний раз БТ тряхнули стариной при разгроме японской Квантунской армии в августе 1945 года.
Правда большинство из более чем 5,5 тысячи танков, принимавших участие в войне с Японией, составляли более современные боевые машины. Бэтушки остались лишь в ротах ремонтного резерва и в третьих батальонах отдельных танковых бригад.


БТ-7. Китай, август 1945 года

Три отдельных батальона БТ-7 и один БТ-5 входили в состав 6-й гвардейской танковой армии, совершившей бросок через хребет Большой Хинган.

Заключительным аккордом 10-летней боевой службы БТ-7 стал победный парад в г. Ворошилов-Уссурийский (ныне г. Уссурийск).



Созданный в 1935 году колесно-гусеничный танк БТ-7 был для своего времени действтельно выдающейся машиной, не имевшей себе равных в мире по маневренным качествам.

Однако в отечественной печати при освещении событий начального периода Великой Отечественной войны уже давно стало традицией причислять БТ-7 к числу "устаревших, ограниченно боеспособных танков".
Именно этой причиной обосновываются их высокие потери в июне-августе 1941 года. Верен ли этот тезис, который никак нельзя обойти, давая оценку танку БТ-7?
Ведь получается, что к устаревшим в 1941 году приписали боевую машину, производство которой прекратилось годом раньше....

Лучший способ — сравнить «семерку» с его противниками на поле боя — немецкими танками.

В первую очередь это необходимо сделать с его «собратом» по классу «легких-средних» танков и ровесником по времени создания — немецким танком Pz.III. (Этот промежуточный класс боевых машин предложил английский теоретик Р. Огоркевич. Он включил в него танки, боевые возможности которых уже вышли за пределы класса легких, но уровня полноценных средних еще не достигли. Лучшим в предложенной им классификации Р. Огоркевич назвал советский танк БТ-7.)

Pz.III производился небольшими партиями с 1937 года, и поначалу его характеристики были весьма скромными и ничем не превосходили БТ-7: масса — 15,4 т; карбюраторный двигатель мощностью 250 л.с.; макс. скорость — 40 км/ч; небольшой по сравнению с БТ-7 запас хода — 165 км; 37-мм пушка и броня толщиной 15-мм.

К достоинствам танка следует отнести традиционно качественную для немцев оптику и радиостанцию.
Кроме того, немецкий танк при примерно одинаковых с БТ-7 длине и высоте был на 520 мм шире и несравнимо просторнее, что и позволило разместить в нем экипаж из 5 человек.
В бэтушке и три члена экипажа чувствовали себя тесновато. Большие габариты немецкого танка позволили более интенсивно проводить его модернизацию. К июню 1941 года Pz.III получил 50-мм пушку и 30-мм броню. Именно последнее обстоятельство - возможности к модернизации - вместе с полным разделением труда членов экипажа и более современными приборами наблюдения давало ему преимущество перед БТ-7.

Возможно ли было добиться аналогичных характеристику БТ-7? Отчасти да.
Имелась возможность компенсировать ее рост за счет усиления пружин подвески. Вопреки традиционному мнению отказ от колесного движителя тут мало что давал. Масса и габариты его привода не столь значительны, как это принято считать.

Однако его демонтаж накануне войны, а за это дело взялись бы дружно во всех танковых частях сразу по получении соответствующей директивы, привел бы к выходу из строя вообще всех танков БТ. Да и осуществить это было лояльно трудно — не следует забывать, что корпус гитары одновременно выполнял роль балансира ведущего колеса колесного хода.
Так что считать колесный движитель недостатком танка БТ-7 нельзя, так же как и наличие карбюраторного двигателя-бензомотора, поскольку на Pz.III (да и на большинстве западных машин тех лет) стоял аналогичный мотор.
Действительно неустранимым недостатком являлся экипаж из трех человек, не позволявший добиться разделения функций, этому мешал ограниченный объем боевого отделения и небольшой диаметр башенного погона в свету.
БТ-7 вообще был неширок, а боевое отделение еще и дополнительно суживалось за счет двойного борта.
По другим показателям — ни по вооружению, ни тем более по маневренности — Pz.III никаких преимуществ перед «семеркой» не имел.

Следует подчеркнуть, что аналогичным превосходством по сравнению с БТ-7 обладал и немецкий танк Pz.IV. Но "четверка" вообще является машиной иного класса и иного весового порядка, сравнивать которую следует с наследницей бэтушки - с тридцатьчетверкой.
Двум другим наиболее массовым боевым машинам Вермахта — Pz.II и 38(t) — БТ-7 вообще не уступал (лишь часть этих танков панцерваффе имела лобовую броню 30–50 мм, да и то - в позднейших своих модификациях).

Все вышесказанное, казалось бы, однозначно диктовало для менее защищенного БТ-7 соответствующую тактику действий — ведение огневого боя из засад, смелое и решительное маневрирование с использованием естественных и искусственных укрытий, которые давали возможность снизить вероятность попадания и одновременно позволяли сократить дистанции огневого боя, на дистанцию, когда от 45-мм снаряда не спасла бы уже и 50-мм броня, ведение огня сходу, что было возможно на машинах выпуска после 1938-го года с установленными ТОС.

Однако к тактике танковых засад у нас перешли только осенью 1941 года — после того как были выбиты почти 90 % наших танков. Почему же не раньше? Да потому, что ОПЫТА НЕ ХВАТАЛО. Опытный кадровый состав, прошедший предыдущие войны, был в начальный период войны период выбит. Горько - но обычно так и бывает: в самый трудный период войны гибнут первыми обычно лучшие...

Ну вот... взялся поговорить о "пружинных рессорах", а понесло...

Ладно. Подводя итог сказанному — в июне 1941 года БТ-7 (особенно машины выпуска 1937 года и после) не являлся устаревшим танком.

Из трех основных оценочных параметров — вооружения, маневренности и бронезащите — он уступал немецким танкам (и то не всем) только по последнему.
Факты боевого применения танков БТ-7 летом и осенью 1941 года дают основания утверждать, что при грамотной тактике использования и хорошей подготовке экипажа он мог успешно противостоять немецким танкам всех типов.
За пять лет серийного производства конструкцию БТ-7 достаточно хорошо отработали. Вполне удовлетворительной была и техническая надежность танка в условиях боевой эксплуатации на наших ТВД, и его ремонтопригодность.
А по ходовым характеристикам, по проходимости и поворотливости с ним могла сравниться разве что блистательная "тридцатьчетверка"...
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13857
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Лёгкие танки линейки БТ

Сообщение EvMitkov » 06 апр 2016, 17:21

По наводке нашего Оленевода Бельдыева - документ, своего рода "Миг Истории"









Особенно стоит обратить внимание на динамические характеристики машины
Это - не ПиАр, это - фактировка

Макс Коломиец и через него Починок-младшенький пеной исходили, говоря о том, что якобы ни БТ-7М, ни БТ-7МА (с грабинской трехдюймовой Ф-32 в башеньке) были вообще не способны к движению на колесном приводе...












С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13857
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Лёгкие танки линейки БТ

Сообщение EvMitkov » 06 апр 2016, 17:22











С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13857
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Лёгкие танки линейки БТ

Сообщение EvMitkov » 06 апр 2016, 17:23













С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13857
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Лёгкие танки линейки БТ

Сообщение EvMitkov » 06 апр 2016, 17:24













С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13857
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Лёгкие танки линейки БТ

Сообщение EvMitkov » 06 апр 2016, 17:25

















В ШИКАРНЕЙШЕМ размере и разрешении снимки находятся тут:
http://besour.livejournal.com/149309.html
ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЮ всем, кого история бэтушек, этих действительное великолепных машин, не оставляет равнодушным.
Я только не пойму, почему тот, кто выложил этот альбом, озаглавил его "БТ-7М. Слоны идут на север"

Любой человек, мало-мальски знакомый с техникой и умеющий читать чертежи - сам оценит не просто ВЫЛИЗАННОСТЬ, но и ИЗЯЩЕСТВО инженерных решений, примененных на этой машинке.

Причем тех решений, к которым Кристи не имеет никакого отношения.

Это - и организация силовухи, и ЭДО СЭУ, и - решения по ходовью...
А - проходимость?

Обычно принято сраввнивать бэтушки с наиболее близкой одноклассницей-сверстницей - тевтонской "трешкой" ранней и средней модификаций, то есть с лобовой бронькой в 30мм и вооружением от 37мм до короткого 50мм клистира.
Да по сравнению с БТ тевтонский "Панцеркампфваген III" в своих технических решениях завистливо курит в сторонке.
По проходимости на средних и тяжелых грунтах, по надежности агрегатов и их совокупности, по боевой подвижности тут и сравнивать не стоит.
Вооружение имеет сопоставимое могущество, а если учитывать версию с Ф-32, то тут тоже даже с длинной 70-калиберной 50миллиметровкой трешка не так уж и выделяется.
Впрочем, я сравнивал эти машинки в предыдущем посте.
А уж по сложности управления трешка - вообще из ряда вон. С ее КПП с половинками предвключения... пока привыкнешь и насобачишься... Я имел дело и с трешками, и с штурмгешютцами на ее базе, рассказывал подробно у нас в Кают-Кампании - да и приводил инструкции к этой машине. Головняковое управление даже для опытного человека, четверка в этом плане намного проще.

Так что - чертежи - с моей колокольни лучшее доказательство для тех, кому не пришлось пощупать это железо своими руками.

Ну, а для тех, кому и чертежи не доказательство, и личный опыт тех, кто с этими машинами дело имел - тем - хоть кол на голове теши.

Это кстати - еще и к вопросу, который будем сегодня разбирать в "Военной Истории"
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13857
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Лёгкие танки линейки БТ

Сообщение mozalevski71 » 06 апр 2016, 17:48



вот такое у нас стоит.
внутри горело-пустой.
хвост тоже весь открыт
Я всегда хотел ездить на хорошей отечественной машине..... Но кто ж пустит меня в город на танке...:(
Аватара пользователя
mozalevski71
 
Сообщения: 257
Зарегистрирован: 19 июн 2015, 13:32

Re: Лёгкие танки линейки БТ

Сообщение EvMitkov » 06 апр 2016, 18:32

Уже с конической башенькой...
Редкость нынче.
Неужели ни у кого руки не дойдут взяться?
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13857
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Пред.След.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3