Лёгкие танки линейки БТ

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Re: Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7

Сообщение гришу » 15 фев 2012, 03:46

Продолжая работу по улучшению броневой защиты танка БТ-7 конструкторский коллектив под руководством Н. Ф. Цыганова разработал проект нового танка, в котором использовались основные узлы и агрегаты от серийных машин. Главное отличие этой машины заключалось в корпусе абсолютно иной формы, с большими углами наклона бронелистов...

...танк и получил название «Черепаха».
Первый образец танка БТ-СВ-2 (СВ — Сталин-Ворошилов) был собран на заводе № 48 в 1937 г.
я хорошо схожусь с людьми особенно в штыковую
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 7686
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7

Сообщение гришу » 26 мар 2012, 22:59

Нашлось на сайте моделистов, перевод с немецкого, компьютерным переводчиком...


БT-БMП Советские бронетранспортеры
Эрих Rauthe
Как и в случае с БТ-5, было также несколько попыток использовать корпус БТ-7 с отделением управления другими способами. В дополнение к БT-7, бронемашина БМП предназначен для перевозки пехотинцев, в составе радиста с восемью солдатами с их вооружением.
Так как в обычном корпусе БТ-7 для экипажа была предназначена только центральная часть, конструкторы предложили идею превращения транспортного средства, т.е. корму с двигателем и коробкой передач переставили вперед, освободив задний отсек для десанта. Задняя дверь позволила солдатам покидать БТ под защитой корпуса. Возможно, БМП эксплуатировалась только на колесах, потому что система рулевого управления приходится на переднюю ось.


Возможные технические характеристики:
Производители БT БMП: неизвестно
Вес: около 12 тонн
Размеры: 5,85 м х 2,43 м х 1,82 м
Двигатель / привод: V12-цил. Дизельный двигатель, 400 лошадиных сил, цепной привод, передний привод, на каждом из 4 колес пружины
Скорость: дорога 50 км / ч
Радиус действия: 500 км
Вооружение: 7,62-мм пулемет в передней панели
Броня: Макс: передние 22 мм, или 6-13 мм
Экипаж: 2 + 8 человек


я хорошо схожусь с людьми особенно в штыковую
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 7686
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7

Сообщение гришу » 14 апр 2013, 21:02


На фотографии 1936 года, на первом плане, изображен командирский (поручневые антенны вокруг башни) танк БТ-7. Внимательный человек обратит внимание на две аккуратные шпалы на правой надгусеничной полке. Для чего они? Первый попавшийся ответ будет не правильным, эти шпалы не для самовытаскивания. Потому что для этой цели подходит не аккуратная шпала, а простое бревно. Что собственно всегда и делали, просто красили его в зеленый цвет (местами в черный). Назначение этих шпал иное, это для укладки в вязкий грунт, чтобы БТ-7, мог вообще пройти. Между прочим, при всех недостатках немецких танков, например, шпал для езды по вязкому грунту, немцы не додумались...
я хорошо схожусь с людьми особенно в штыковую
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 7686
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2

Сообщение T-34 » 25 дек 2014, 14:05

Весьма интересный сайт где разбирается боевое применение танков семейства БТ-2 на основе сохранившихся фотографий - http://tank-bt.narod.ru/bt2/bt2.html

Так же на том же самом сайте есть страничка посвященная танкам БТ-5 с "мариупольской" башней. Т.е с малой кормовой нишей - http://tank-bt.narod.ru/bt5erly/bt5erly.html
Мои мечты не знают границ, пока пуля не прервёт их полёт... (Эрнесто Че Гевара)
T-34
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 26 июл 2014, 16:12
Откуда: г. Рыбинск

Re: Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5

Сообщение EvMitkov » 10 янв 2015, 02:22

phpBB [video]
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7

Сообщение EvMitkov » 12 янв 2015, 23:25

Эх, Серега!!!
Ну чего я в тебя такой влебленный?
А того я в тебя такой влюбленный, тчто в великолепные бэтушки влюбленный - а ты эту машинку тоже уважаешь.
Да нельзя не уважать бэтушку!


phpBB [video]


Ниже - твой материал, дружище:

Легкий танк БТ-7. Лучший из лучших.



ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Работы по созданию легкого колесно-гусеничного танка БТ-7 были развернуты в начале 30-х гг. с целью повышения боевых качеств и огневой мощи танков БТ. 21 февраля 1932 г. на заседании Комтета обороны (КО) в третьем пункте протокола №7 было признано необходимым "вооружать 50% танков БТ 3-х дюймовой пушкой". Еще через месяц - 19 марта, рассматривая вопрос о выполнении танковой программы (протокол №9 п.2), КО вторично постановила: "НКВМору и НКТяжпрому в месячный срок разрешить вопрос о вооружении БТ и Т-26, особо выделив установку 76,2-мм пушки на эти танки без изменения их конструкции".

Первые эскизные работы по новой машине, сделанные на ХПЗ в опытном отделе Т2О под руководством А.О. Фирсова в октябре 1932 г. показали, что без изменения корпуса установить на танк БТ 76-мм пушку не удастся. Поэтому, 28 января 1933 г. между УММ РККА и ХПЗ был подписан договор на проектирование и изготовление танка БТ с 76,2-мм пушкой и новой конструкции носовой части машины. К конструктивной проработке установки 76,2-мм орудия в танк БТ КБ опытного отдела Т2О приступило во второй половине мая 1933 г. Но полностью проект машины мог быть готов только в сентябре 1933 г.

По факту коллектив ХПЗ представил проект танка БТ с установленной 76,2-мм пушкой на рассмотрение начальнику УММ РККА только в начале декабря 1933 г. Проект в целом был одобрен за исключением установки пулемета рядом с механиком-водителем из-за невозможности "заряжать и стрелять из пулемета водителем". Так как большая часть конструкторов Т2О были заняты установкой в танк БТ-5 дизеля БД-2 и авиадвигателя М-17, то комплект чертежей опытной машины, получившей индекс БТ-7, был готов лишь в марте 1934 г. Над проектом работали инженеры Дорошенко, Ульяненко, Курасов, Веселовский и Райхель. В качестве силового агрегата изначально предусматривалось использование мотора М-17, причем "установка двигателя М-17 должна быть произведена без изменений основных габаритов машинного отделения танка".

14 апреля 1934 года управляющий Спецмаштрестом К.А.Нейман отдал распоряжение директору ХПЗ И.П.Бондаренко "предусмотреть на разработанную конструкцию танка БТ-7 установку башни с 45-мм пушкой. Срок разработки - июнь 1934г. Срок изготовления - август 1934 г."

Во второй декаде апреля 1934 г. на ХПЗ прибыли три первых авиационных двигателя М-17, где они были срочно доработаны. Мощность была снижена до 400 л.с., длина коленчатого вала уменьшена на 160,9 мм, плунжерный топливный насос заменен на шестеренчатый, уплотнены воздушные трубопроводы и улучшена защита от пыли газораспределительного механизма. В таком виде мотор получил индекс М-17Т (танковый).

Первый опытный образец танка БТ-7 с двигателем М-17Т был изготовлен в цехе опытного отдела Т2О к 1 мая 1934 г. Машина сразу же была отправлена на заводские испытания, в ходе которых, была отмечена повышенная температура охлаждающей жидкости (105 гр.) После установки нового водяного насоса конструкции ЦИАМ и вентилятора конструкции ЦАГИ, повторные заводские испытания опытного образца БТ-7 13 июня 1934 года прошли удовлетворительно. Первый опытный образец танка БТ-7 имел следующее вооружение: в эллипсовидной башне со скошенной крышей были установлены 76,2-мм пушка образца 1927 г. с уменьшенной длиной отката и автономный 7,62-мм пулемет ДТ, расположенный в шаровой опоре. Принятая форма и габарит башни были определены как контур наименьших размеров, охватывающий собой вооружение, членов экипажа и механизмы, необходимые для эксплуатации вооружения. Такой способ проектирования позволили создать наименьшую из существовавших на тот момент танковых башен с подобным вооружением. Углы наведения для пушки и пулемета по вертикали составляли от -8° до +25°. Угол горизонтальной наводки пулемета без поворота башни составлял 20°. Второй пулемет калибра 7,62 мм был установлен в лобовом листе корпуса, в шаровой опоре справа от механика-водителя. Боекомплект состоял из 55 выстрелов к орудию и 2898 патронов. Часть снарядов находилась в специальной карусельной укладке расположенной в кормовой нише.

Второй опытный образец танка БТ-7 был изготовлен к 7 ноября того же года Из-за недостаточной отработки установки в башню 76,2-мм орудия, на нем была установлена 45-мм пушка 20К обр.1932 г., со специально сконструированной маской. В башне были установлены перископический и телескопический прицелы. Для стрельбы из личного оружия экипажа имелись три отверстия, закрываемые броневыми пробками. На крыше башни размещались два люка, для посадки и выхода экипажа, лючки для флажковой сигнализации и вентиляции. Экипаж танка состоял из 3-х человек.

Корпус машины был цельносварным, все ранее использовавшиеся в его конструкции литые детали, были заменены на штампованные, что дало ощутимый выигрыш в весе. Носовая часть корпуса была расширена до 440 мм, что позволило перенести вперед органы управления и сиденье механика-водителя. Перекомпоновка оборудования корпуса позволили увеличить длину боевого отделения на 100 мм и установить новую башню больших размеров. Башня данной конструкции и курсовой пулемет в серию на БТ-7 не пошли.

Броневые детали двух опытных образцов были изготовлены из конструкционной стали марки 3. Броневую защиту машины предполагалось сохранить на уровне танка БТ-5. В кормовой части машины был установлен двигатель М-17, проектом предусматривалась и установка мотора М-5. В корме танка был установлен дополнительный топливный бак на 480 л, а общая емкость топливных баков составила 840 л.

В качестве средств связи на танке предполагалась установка в нише башни радиостанции 71-ТК-1 "Шакал" с поручневой или 4-х метровой штыревой антенной. Характеристики подвижности были сохранены на уровне БТ-5. В ходовой части использовалась новая мелкозвенчатая гусеница.

Доработка чертежно-технической документации для организации серийного производства по результатам испытаний двух опытных образцов продолжалась в течении 1935 г. Чертежи для изготовления серийного танка БТ-7 были отработаны и переданы в цеха завода во второй половине 1935 г. Однако вооружение было оставлено таким же, как у танка БТ-5 (45-мм пушка 20-К), так как в КО не был окончательно решен вопрос о выборе единого варианта башни под установку 76,2-мм пушки ПС-3 для танков БТ и Т-26. Поэтому, в ноябре 1934 г., ХПЗ получил заказ на производство в 1935 году 300 танков БТ-7 с 45-мм орудием, установленным в стандартной башне танка БТ-5. В декабре 1934 года этот заказ был увеличен до 650 машин по цене 98 000 рублей (в ценах 1934 года) за каждую. Но из-за несвоевременной подачи броневых деталей Мариупольским заводом и двигателей М-17 заводом №26, производство танков БТ-7 на ХПЗ было начато только в 4-м квартале 1935 г. До конца 1935 г. было изготовлено всего 240 линейных танков и 260 танков БТ-7, оснащенных радиостанцией 71-ТК-1 (всего 500 ед.).

При установке в танках БТ-7 двигателей М-17 выявилась недостаточная прочность коробок передач, так как в трансмиссии танка БТ-7 использовалась КПП танка БТ-5 в которой была усилена лишь коническая пара шестерен. Но крутящий момент у двигателя М-17 был на 18-20% выше, чем у М-5, при той же мощности. По непонятной причине конструкторы Т-2К пренебрегли этим фактором. В июне 1936 года, когда РККА уже получила 687 танков БТ-7, в войсках сложилась катастрофическая ситуация с их боеготовностью. Из-за разрушений шарикоподшипников промежуточного вала и деформации картера КПП, безаварийно машины работали только первые 500 км пробега.

Срочно были проведены работы по конструированию усиленной коробки передач. После испытаний пробегом из двух вариантов была выбрана 3-х скоростная КПП конструкции А.А.Морозова, с передним расположением конических шестерен и с горизонтально расположенными валами. На всех ранее выпущенных БТ-7 коробки были заменены уже в войсках. В 1937 - 1938 гг. за оснащение РККА ненадежной боевой машиной целая группа "вредителей" завода №183 (так с 1936 года стал называться ХПЗ) и ряд работников из состава военной приемки АБТУ РККА на заводе были арестованы.

В целях повышения пулестойкости башни, КБ завода №183 разработало в первом квартале 1937 г. новую конструкцию сварной конической башни с углом наклона бортов 15гр. Для защиты танка с тыла в кормовой нише была предусмотрена установка пулемета ДТ, кроме того, на танке были установлены усиленные балансиры и бортовые редукторы, выполнено усиление осей управляемых колес, и введена мелкозвенчатая гусеница. Все эти нововведения были испытаны на одном из опытных образцов танка БТ-7 и после получения положительных результатов введены в серийное производство с 1 сентября 1937 года.

В 1934 году в Особом конструкторском бюро под руководством инженера В.А. Павлова был разработан прицел ТОП-1 "Орион" с гироскопически стабилизированной линией прицеливания. В 1936 году эти прицелы испытывались на трех танках БТ-7 на Сенежском полигоне ВАММ РККА. При использовании прицела ТОП-1 для стрельбы с ходу по щиту 10х10 метров на удалении 1000 м, процент попаданий составлял 53-66%, без использования системы "Орион" - не превышал 33%, причем боевая скорострельность составляла 1,5-3 выстрела в мин. По результатам испытаний прицел ТОП-1 "Орион" был принят на вооружение . В 1937 году планировалось выпустить 450 танков БТ-7, оснащенных этим прицелом.

В 1938 году была улучшена конструкция 45-мм танковой пушки 20К. Ее бронебойный снаряд, имея массу 1,425 кг и начальную скорость 760м/с, теоретически должен был пробивать по нормали на дистанции 500 метров 61 мм брони. Производство танков БТ-7 продолжалось до 1939 г., за это время было выпущено 2596 линейных и 2017 радиофицированных танков.

После разработки и изготовления опытного образца дизеля БД-2 в 1935 г., а также проведения его испытаний на танке БТ-5, были выявлены ненадежность работы кривошипно-шатунной группы, поршневой группы и распределительного устройства. Начались работы по устранению недостатков надежности работы двигателя, одновременно была начата конструктивная проработка установки дизеля в танк БТ-7 в части отработки масляной системы и охлаждения масла, главного фрикциона, вентилятора. Четыре опытных образца танка с дизелем БД-2, получивших заводской индекс А-8, были изготовлены осенью 1936 г., два из которых в том же году успешно прошли заводской пробег в 1000 км на колесном ходу и 4000 км - на гусеницах.

После всесторонних испытаний и доводки двигателя В-2 (БД-2), доработанный дизель В-2 мощностью 500 л.с. приказом по Наркомату от 5 сентября 1939 г. был рекомендован для серийного производства и установки его в танк, получивший наименование БТ-7М (БТ-8). Серийное производство БТ-7М было развернуто с декабря 1939 г. и продолжалось до сентября 1940 г. Это был последний представитель семейства легких колесно-гусеничных танков БТ. Всего было выпущено 788 танков БТ-7М.

В связи с установкой дизельного двигателя с обеспечивающими его работу системами, двух стартеров и четырех аккумуляторных батарей масса танка БТ-7М возросла до 14,65 т. Вооружение и броневая защита остались на уровне БТ-7.

Запас хода БТ-7М по сравнению с БТ-7 возрос почти вдвое и составлял, по шоссе 520-630км на гусеничном ходу и 1070-1200 км на колесном ходу. Танк развивал максимальную скорость 62км/ч на гусеницах и 86 км/ч на колесах. Но с увеличением массы танка резиновые бандажи опорных катков при движении на колесном ходу на высшей передаче выходили из строя через 50-100км, поэтому было рекомендовано эксплуатировать танк только на гусеничном ходу.

С широким распространением в армиях иностранных государств скорострельной противотанковой артиллерии встал вопрос о принятии на вооружение РККА колесно-гусеничного танка с более мощным бронированием, чем у БТ-7. В августе 1937 г. командование АБТУ вынесло на рассмотрение КО вопрос "О типах танков для вооружения танковых войск РККА". 15 августа 1937 года в КО состоялось обсуждение этого вопроса и было принято Постановление №94, в котором в частности указывалось: "для вооружения мехсоединений и мехполков конницы необходимо иметь танк БТ весом 13-14т. Танк должен иметь дизельный двигатель ХПЗ мощностью 400 л.с. Лобовая броня корпуса толщиной 25мм, коническая башня - 20мм. Вооружение: одна пушка 45-мм - стабилизированная или одна 76-мм, два пулемета ДТ. Экипаж 3 человека. Запас хода на гусеницах - 300км." Эти технические требования, трансформируясь с течением времени, привели к появлению А-20, прообраза Т-34. Но это совсем другая история.

В настоящее время известны 5 сохранившихся танков БТ-7. Один находится в Москве в Центральном музее Российской армии (передан из музея БТВТ п. Кубинка); второй - разукомплектованные корпус и башня обр. 1938г. на территории музея БТВТ; третий частично некомплектный - в Чите; четвертый - восстановлен на заводе №183 (ныне завод им. Малышева) и установлен перед сборочным цехом, в котором изготавливался. Пятая машина найдена и восстановлена до ходового состояния группой любителей отечественной бронетанковой техники в Белоруссии.

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТАНКА БТ-7

Компоновка танка
Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7 по своей компоновочной схеме повторял танк БТ-5, но конструктивно отличался от него установкой карбюраторного двигателя М-17, новым сварным бронекорпусом и впоследствии установкой (с 1937 г.) новой конической башни, а также применением мелкозвенчатой гусеницы. Кроме того, на танках БТ-7А было установлено более мощное вооружение - 76,2-мм пушка КТ. Корпус танка был разделен на пять отделений: управления, боевое, моторное, трансмиссионное и кормовое.

Отделение управления находилось в носовой части танка, в нем размещалось сиденье механика-водителя, приводы управления, КИП, стационарный и ручной огнетушители и привод управления жалюзи.

В боевом отделении, расположенном в средней части корпуса танка и башне размещались: вооружение, приборы наблюдения, средства связи, сиденья наводчика и заряжающего, боекомплект и часть ЗИП.

Моторное отделение располагалось в средней части танка, и было отгорожено от боевого моторной перегородкой. В нем располагались: двигатель, обращенный своей передней частью к корме танка, два радиатора, две аккумуляторные батареи, два топливных бака в межбортовом пространстве.

Трансмиссионное отделение находилось за моторным и было отделено от него вентиляторной перегородкой. В нем располагались: насаженный на носок коленчатого вала двигателя маховик с установленным на нем главным фрикционом и центробежным вентилятором, коробка передач, бортовые фрикционы, электростартер, шестерни бортовых редукторов, масляные и топливные баки в межбортовом пространстве. В кормовом отделении за кормовой перегородкой устанавливался дополнительный кормовой топливный бак на 400 л.

Боевая масса машины составляла 13,8 тонн.

Броневая защита. Корпус и башня.
Броневая защита танка - противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 6,10,13,15 и 20мм. Броневая защита машин первых лет выпуска находилась на уровне танка БТ-5.

Все неразъемные соединения корпуса танка БТ-7 были выполнены преимущественно с помощью сварки и в меньшей степени заклепок. В лобовых листах корпуса располагался двустворчатый входной люк механика-водителя, незначительно смещенный к левому борту. Для наблюдения за полем боя и вождения машины в боевых условиях в крышке люка имелась смотровая щель с фланцем для крепления смотрового прибора триплекс. С 1937г. толщину верхней створки увеличили до 20 мм.

Борта корпуса имели двойные стенки. Наружные - броневые, съемные. Внутренние - из 4-мм конструкционной стали марки 3. С внешней стороны внутренних листов приваривались 6 подкосов, к которым крепились вертикальные спиральные пружины подвески и съемные листы навесной брони. Между двойными бортами располагались: топливные баки (между 2-м и 3-м подкосом), масляные баки (между 4-м и 5-м), а также воздуховоды.

Наружные съемные броневые листы (по 5 с каждого борта) крепились к подкосам с помощью винтов с конусной головкой. Причем три бронелиста - передний, средний и задний верхний - были соединены в один с помощью накладок и заклепок. Остальные два листа защищавшие картеры бортовых редукторов и гитары, крепились на болтах.

При установке башни Т-26-4 на танк БТ-7А были изменены следующие детали: увеличен диаметр отверстия в подбашенном листе, срезаны углы колпаков над радиатором, утоплены в крыше регулирующие стаканы подвесок первой пары опорных катков и изменена боеукладка в корпусе.

Башня танка - сварная, имела вид усеченного конуса с кормовой нишей (до сентября 1937 года на БТ-7 устанавливались стандартные эллиптические башни танка БТ-5). На линейные танки ставились башни, имевшие боеукладку расположенную в нише башни. На радиофицированных танках БТ-7РТ устанавливались башни, у которых в нише размещалась радиостанция.

В средней части крыши башни для посадки и выхода экипажа располагались два овальных люка, имевших уравновешивающий механизм. На танках с зенитным пулеметом, башни имели только один левый овальный люк, на правом устанавливалась зенитная турель для пулемета ДТ. При установке эллиптических башен от танка БТ-5 люки имели прямоугольную форму. Со второй половины 1937г. сварная маска орудия была заменена на штампованную.

Поворот эллиптической башни осуществлялся с помощью ручного двухскоростного механизма поворота, крепившегося с левой стороны башни. Танки с коническими башнями оснащались односкоростным механизмом поворота башни. Вращение башни Т-26-4 также осуществлялось с помощью односкоростного механизма поворота.

Вооружение
Основным оружием танка БТ-7 являлась 45-мм пушка. На танках 1935-37 гг. выпуска устанавливалось орудие 20К обр. 1934 г. с клиновым вертикальным затвором с полуавтоматикой инерционно-механического типа, гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. В общей маске с пушкой устанавливался спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ. Углы наводки спаренной установки от -8° до +23°. Масса спаренной установки 220-250 кг, общая масса башни - 1100 кг.

С конца 1938г. на танк стала устанавливаться 45-мм пушка обр. 1938 г. с электроспуском и стабилизированным прицелом ТОП-1 (ТОС) производства завода "Авиаприбор", из-за сложности освоения личным составом прицела ТОП-1, его установка впоследствии была прекращена.

На линейных танках выпуска 1937 г. устанавливался в нише башни тыльный пулемет ДТ, кроме того, часть танков была оснащена зенитным пулеметом той же марки на зенитной турели П-40. Часть танков с 1936 г. оснащалась "фарами боевого света", устанавливавшимися над орудием танка для ночной стрельбы. Установка прожекторов и тыльных пулеметов отменена в 1938 г.

Танк БТ-7А вооружался 76,2-мм танковой пушкой КТ и тремя пулеметами ДТ, один из них находился в шаровой опоре справа от пушки, второй кормовой (на линейных танках), третий - зенитный.

Боекомплект танка состоял: для танков с эллиптической башней - 132 выстрела и 2394 патрона (радиофицированные), для линейных - 172 выстрела и 2394 патрона к пулеметам ДТ.

При установке конической башни: для радийных машин - 146 выстрелов и 2394 патрона к ДТ, для линейных - 188 выстрелов и 2394 патрона.

Для БТ-7А: для радийных танков - 40 выстрелов и 2016 патронов, для линейных танков - 50 выстрелов и 3339 патронов.

Ходовая часть
Ходовая часть танка БТ-7 по сравнению с БТ-5 значительных изменений не имела. Был увеличен диаметр опорных катков до 830мм,уширены резиновые бандажи, усилены узлы подвески. В 1938г. в серию была введена мелкозвенчатая гусеница с шагом 167 мм вместо 255 мм. Траков стало 70 (35 плоских и 35 с гребнем). Диаметр ведущих колес уменьшили до 634 мм, а направляющих до 504 мм.

Электрооборудование и средства связи

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме, напряжение в бортовой сети - 12в. Основной источник электроэнергии - генератор ДСФ-500С мощностью 336вт, или генератор ГА-4561 мощностью 270 вт. При неработающем двигателе источником электроэнергии были две аккумуляторные батареи 6СТЭ -128 емкостью 128 А/ч. каждая (или 4 батареи этой же марки для БТ-7М).

В качестве средств связи на командирских БТ-7РТ использовалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой или штыревой (с 1938г.) антенной.

Для связи членов экипажа между собой использовалась система внутританковой телефонной связи с оптическим вызовом - ТПУ-3, ТСПУ-3 или позднее ТПУ-2. В 1939 г. на 3-х танках была установлена радиостанция РСМК.

ОПЫТНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОБРАЗЦЫ, СОЗДАННЫЕ НА БАЗЕ ТАНКА БТ-7
В период серийного производства танка БТ-7 (БТ-7М) на его базе были разработаны следующие опытные и экспериментальные машины: танки повышенной проходимости и защиты БТ-СВ и БТ-СВ-2 (по проектам Н.Ф. Цыганова), химические и огнеметные танки ХБТ-7, БХМ и ОТ-7, телемеханические танки, командирский - КБТ, танки-мостоукладчики, минные заградители и различные машины с навесным оборудованием. Кроме того, на базе БТ-7 разрабатывались САУ, бронетранспортер и танки с ракетным вооружением. С использованием узлов и агрегатов БТ-7 был разработан и изготовлен макет летающего танка - МАС-1.

Легкий артиллерийский танк БТ-7А
Хотя серийный танк БТ-7 выпускался с 45-мм орудием, на ХПЗ продолжались конструкторские работы по отработке установки 76,2-мм пушки. В октябре 1933 года с Ленинградского завода им. Кирова на ХПЗ поступили чертежи башенной установки Т-26-4 с 76,2-мм пушкой обр.1927 г. КТ-26 для опытного артиллерийского танка Т-26А. В КБ ХПЗ под руководством А.О. Фирсова эта башня была переработана под установку на танк БТ. 1 апреля 1935 года по устному распоряжению начальника УММ РККА И.А. Халепского с Ижорского завода на ХПЗ была отправлена одна башня Т-26-4.

Первый опытный образец танка БТ-7, с башней Т-26-4 с установкой 76,2-мм пушки КТ был изготовлен ХПЗ в октябре 1935 года и 19 октября 1935 года поступил на испытания на заводской полигон ХПЗ. За время испытаний было произведено 197 выстрелов. Наведение на цель осуществлялось как с помощью телескопического прицела ТОП, так и с помощью перископического прицела ПТ-1. После устранения недоработок танк был принят на вооружение РККА под индексом БТ-7А (артиллерийский).

Первая - головная - серия машин БТ-7А была собрана на заводе №183 (так стал называться ХПЗ со второй половины 1936г) 30 августа 1937г. К концу 1937 года было собрано 155 БТ-7А, причем 32 машины из-за отсутствия пушек КТ так и не были переданы заводом представителям военной приемки в 1937 г. В 1938 году один танк БТ-7А был отправлен в г.Горький на завод №92. На 10 машинах все-таки была установлена пушка КТ, остальные 21 машины в 1938 г. были переоснащены конической башней с 45-мм орудием. На всех этих машинах были установлены мелкозвенчатые гусеницы и ведущие колеса гусеничного хода с металлическими бандажами. Всего в РККА было поставлено 133 танка БТ-7А, из них 11 оснащены радиостанцией 71-ТК-1. Эти танки поступали на вооружение артиллерийских дивизионов, непосредственно взаимодействующих на поле боя с танковыми частями и подразделениями.

В качестве основного оружия танка БТ-7А использовалась танковая пушка КТ обр. 1927/32 г., установленная в цилиндрической башне с кормовой нишей. Для ведения стрельбы и наблюдения на поле боя использовались телескопический (ТОП) и перископический (ПТ-1) прицелы. Вспомогательным оружием являлся 7,62-мм пулемет ДТ, автономно установленный справа от пушки в шаровой опоре. На части линейных танков с 1937 года устанавливались зенитный и кормовой пулеметы ДТ (на радийных танкахкормовой пулемет не устанавливался). Боекомплект машины состоял из 50 выстрелов к пушке и 3339 патронов к пулеметам у линейного танка и 40 выстрелов и 2016 патронов - для танка с радиостанцией.

В остальном конструкция танка БТ-7А от конструкции обычного БТ-7 ничем не отличалась.

Источники:
"Бронеколлекция" №5 1996
"Танк БТ-7. Наставления автобронетанковых войск РККА". М. Госвоениздат НКО СССР 1938 г.
"Танк БТ-7. Руководство службы". М. Воениздат НКО СССР 1941 г.
М. Павлов, И. Желтов, И. Павлов "Танки БТ" М. Экспринт 2001 г.
М. Барятинский "Советские танки в бою" М. Яуза 2006 г.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Лёгкие танки линейки БТ

Сообщение EvMitkov » 12 янв 2015, 23:51

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНКА БТ-5

Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.)

Боевое крещение танки БТ-5 получили во время гражданской войны 1936-1939 гг. в Испании. Первоначально в Испанию поставлялись лишь танки Т-26, но 5 февраля 1937 года было решено отправить на помощь республиканцам и БТ-5. 1 августа 1937 года в испанский порт Картахена прибыл пароход "Кабо Сан-Аугустин" с 50-ю танками БТ-5 на борту. Их сопровождала группа советских добровольцев, состоявшая из 5 человек во главе с А.А. Ветровым, основная же часть советских танкистов-добровольцев ( в основном из 5-го МК) под командой полковника Кондратьева отправилась в Испанию на другом судне.



Все танки БТ-5 поступили на вооружение 1-го отдельного интернационального танкового полка (ОИТП). В составы танковых экипажей были включены испанцы, а также добровольцы из других стран. Командирами и механиками-водителями в основном были советские танкисты. В конце сентября 1937 г. полк получил приказ о передислокации на Арагонский фронт. Совершив за двое суток 630-километровый марш, полк к рассвету 13.10.1937 сосредоточился в 10 км юго-восточнее городка Фуэнтес-де-Эбро. В 13.00 того же дня полк совместно с 15-й интернациональной бригадой атаковал сильно укрепленный городок. В последний момент перед атакой полку был придан в качестве десанта 24-й испанский пехотный батальон из состава 15-й интербригады. Несогласованность действий пехоты и танкистов имела печальные последствия для наступавших. В первом же бою полк потерял 16 танков и 37 танкистов. Часть машин удалось эвакуировать с поля боя и восстановить.



Следующая страница в боевой деятельности танков БТ-5 в Испании - Теруэльская операция (декабрь 1937 - февраль 1938 гг). Решение Республиканского командования о применении танков БТ-5 в условиях горной местности, довольно глубокого снежного покрова (30-40 см) и низких температур было не очень обосновано. Танки БТ, стихией которых была маневренная война, оказались брошены в тяжелые уличные бои в городе-крепости Теруэль. В этих боях маневренные и скоростные качества БТ-5 сводились на нет. В Теруэльской операции 1-й ОИТП, действовал совместно с приданным батальоном бронеавтомобилей и двумя ротами Т-26 с испанскими экипажами. Всего к началу наступательной фазы операции в четырех танковых ротах и бронебатальоне насчитывалось 42 танка БТ-5 и Т-26 и около 30 бронеавтомобилей. За время боев за город-крепость Теруель полк потерял 15 танков. В ходе оборонительного этапа Теруельской операции основной формой боевых действий полка стали танковые засады и эпизодические контратаки.

Критическим моментом боев стал день 31 декабря 1937 г. Мятежники силами до 8 пехотных батальонов при поддержке танков и авиации подошли к западным окраинам Теруэля, 40-я пехотная дивизия республиканцев под давлением противника оставила свои позиции. Укрытые за развалинами домов танки БТ-5 встретили противника шквальным огнем с близкого расстояния, уничтожив при этом два итальянских танка, а затем, перейдя в контратаку, рассеяли пехоту мятежников. Весь день, до возвращения частей 40-й пехотной дивизии, танкисты были единственными, кто оборонял город. Во время очередного штурма 2.02.1937 танковая рота капитана П.Сиротина перешла в контратаку, отсекла наступающую пехоту мятежников от танков, и начала утюжить ее гусеницами и расстреливать из пулеметов. В этом бою БТ-5 подбили 3 итальянских "Ансальдо" противника и еще 3 уничтожили.

Последний решительный штурм Теруеля, франкисты предприняли 12 февраля 1938 г. В наступлении со стороны мятежников приняли участие 11 пехотных дивизий, при поддержке 40 танков. Утром 20 февраля на северо-западном участке обороны города у Мансуето, где натиск пехоты и танков противника был особенно силен, республиканские части начали отход. В критический момент боя танки БТ-5 лейтенанта А.Разгуляева открыли огонь из засады по противнику, сразу же были подбиты два Pz-I. Пять БТ на высокой скорости контратаковали наступавших, в результате было подбито еще три Pz-I, остальные танки франкистов отступили. БТ-5 атаковали пехоту, давя ее гусеницами и обстреливая из пулеметов. Атака мятежников захлебнулась. На подходе к позициям республиканцев после проведенной контратаки, один из танков БТ-5 был поврежден в результате близкого разрыва авиабомбы, экипаж погиб. Теруельские бои окончательно измотали полк, из ветеранов в строю осталась едва треть, из 42 танков, еле передвигались только 15. Не хватало запчастей, боеприпасов и ГСМ. Полк был выведен в тыл. На многих поврежденных машинах за неделю были заменены двигатели отработавшие свой ресурс, коробки передач, другие узлы и агрегаты. На части танков появились свежие броневые заплаты. Через 7 дней полк был снова боеготов.

Был получен приказ о выдвижении на Восточный фронт, с целью закрыть брешь, образовавшуюся на участке 24-й и 30-й ПД республиканцев от Фуэндетодас до Монтальбана, и остановить наступление противника. Полк немедленно приступил к выполнению полученной задачи. Передовой отряд полка в составе восьми БТ-5 во главе с командиром 1-й танковой роты капитаном П.Сиротиным, совершив 60-километровый марш по извилистой дороге, свернул на шоссе в горном ущелье западнее Монтальбана и натолкнулся на походную колонну пехоты противника, растянувшуюся на несколько сотен метров и совершавшую марш без боевого охранения. Танк Сиротина открыл огонь из пушки и пулемета по хвосту колонны, остальные танки врезались в центр и голову колонны, ведя огонь из пулеметов и давя пехоту.

В ходе мартовских боев 1938 г. на Восточном фронте, во время контратаки республиканцев в районе Ихара - Альбасете-дель-Арсобиспо танк БТ-5 лейтенанта А. Разгуляева, управляемый механиком-водителем М. Даниловым, оторвавшись от своих внезапно был окружен пятью танками Pz-I. Лейтенант Разгуляев первым же выстрелом подбил один из вражеских танков, вести по другим машинам прицельный огонь он уже не мог, так как ответным огнем был поврежден оптический прицел. Тогда экипаж БТ-5 пошел на таран, один из Pz-I был опрокинут и загорелся, остальные отступили.

К концу марта 1938 года, то есть к моменту отзыва советских танкистов-добровольцев в СССР, в 1-м ОИТП из 85 советских добровольцев в строю осталось 22 человека, а из 50 танков БТ-5 боеспособными оставалось всего 18 машин. После отбытия советских танкистов, экипажи были сформированы из испанцев, и 1-й ОИТП был преобразован в бронетанковую бригаду.

Советско-японские вооруженные конфликты (1938-1939 гг.)
Второй раз свои боевые качества БТ-5 показали летом 1938 г., когда командующий Дальневосточным фронтом Маршал Советского Союза В.К. Блюхер отдал приказ 39-му стрелковому корпусу разгромить вторгшиеся японские войска.

В боях у оз. Хасан в составе 39-го СК участвовала 2-я МБр, на вооружении которой стояло 94 танка БТ-5 и БТ-7. Причем 31 танк БТ был придан 32-й стрелковой дивизии (6 единиц) и 40-й стрелковой дивизии (25 единиц), а остальные 63 машины составляли резерв командира 39-го СК. В соответствии с полученными задачами командиры 32-й и 40-й стрелковых дивизий приняли решение использовать приданные им танки в качестве дивизионных групп непосредственной поддержки пехоты, поставив танковым батальонам задачу - поддержать атаку полков первого эшелона, действовавших на направлениях главных ударов дивизий.

Начало атаки было назначено на 14.00 6 августа. В ходе планирования и подготовки атаки были допущены большие просчеты и ошибки. Приказ на наступление был доведен до командиров танковых батальонов лишь в ночь с 5 на 6 августа, соответственно командиры, до этого не знали ни своих задач, ни какие именно полки их батальоны будут поддерживать. Командиры танковых батальонов не имели информации о противнике, им был известен передний край обороны и некоторые артиллерийские позиции японцев. О построении обороны противника, характере ее инженерного оборудования, системе огня его противотанковых средств они ничего не знали. Ввиду недостатка времени не были разведаны и обозначены назначенные для танков направления атаки, между тем это было совершенно необходимо, так как 4 и 5 августа шли сильные дожди, дороги размокли, а лощины и рисовые поля стали труднопроходимыми даже для гусеничной техники. Командиры стрелковых полков даже накануне атаки не поставили конкретных задач танковым батальонам на местности, не была также организована связь между пехотой и танками, так как командование стрелковых полков не имело необходимых радиостанций для связи с танками.

Из-за отсутствия координации действий между штабами ВВС и корпуса наступление наших войск началось не в 14.00, а в 17.00 6 августа.

В 13.15 началась артиллерийская подготовка. Под ее прикрытием, в 14.00 пехота заняла исходное положение для атаки. Только в 16.00 над полем боя появились самолеты. Одновременно с началом авиационной подготовки 3-й танковый батальон 2-й МБр, поддерживавший 95-й и 96-й стрелковые полки, получил сигнал к атаке. Выдвижение с исходных позиций к переднему краю обороны противника батальон, в составе которого имелось 6 танков БТ-5 и БТ-7, начал быстро, тремя колоннами, по числу переправ наведенных саперами через ручей юго-западнее Новоселки. Однако из-за вязкости грунта скорость БТ упала до 3 км/ч, при этом они подвергались сильному обстрелу артиллерией противника. Эффективность артиллерийской и авиационной подготовки оказалась низкой и артиллерия японцев не была подавлена.

Из 43 танков, участвовавших в атаке, переднего края обороны противника достигли всего 10. Остальные застряли на переправах или были подбиты огнем вражеской артиллерии. Потеряв большую часть танков , батальон не смог обеспечить дальнейшего продвижения нашей пехоты. Так что попытка 32-й СД овладеть высотой Безымянная 6 августа не удалась. С наступлением темноты, потеряв 10 танков только от огня артиллерии, 3-й танковый батальон 2-й МБр был отведен в район северо-восточных склонов высоты, расположенной между высотой Безымянная и озером Хасан.

На левом фланге 39-го СК действовала танковая рота разведывательного батальона 2-й МБр, которая в 16.50 6 августа 19 танками БТ-5 и БТ-7 атаковала противника. Рота, используя высокие маневренные качества танков БТ, начала атаку на большой скорости, но достигнув лощины между высотами Пулеметная Горка и Заозерная, была вынуждена снизить темп атаки, а потом и вовсе остановиться. Только двум БТ-5 удалось преодолеть заболоченную лощину и прорваться к высоте Заозерная. Остальные танки просто застряли в болоте.

В 16.55 был дан сигнал к атаке 2-му танковому батальону 2-й МБр. Батальон начал наступление в трехэшелонном составе. Достигнув переднего края обороны противника , батальон начал быстро продвигаться вперед, уничтожая пехоту противника и средства ПТО. Однако из-за большой заболоченности местности темп атаки резко снизился. К 17.20 половина танков участвовавших в атаке застряла на подступах к высоте Пулеметная Горка. Многие из них были подбиты противотанковыми орудиями, установленными на высоте. Одними из первых были подбиты танки БТ командира, комиссара и начальника штаба батальона, а также танки двух командиров рот, так как они имели поручневые антенны и резко выделялись из общей массы танков. Управление батальоном нарушилось, уцелевшие танки остановились и стали вести огонь с места по высоте Пулеметная Горка. Командир батальона капитан Меньшов часть уцелевших танков направил на эту высоту с заданием уничтожить огневые точки, мешавшие продвижению 120-го стрелкового полка. 12 танков вместе с пехотой 118-го и 119-го полков атаковали высоту Заозерная. Танки атаковавшие высоту Пулеметная Горка не смогли преодолеть ее крутые скалистые склоны. Атака высоты Заозерная была более успешной - 7 танков достигли ее юго-восточных склонов и к 22.00 6 августа совместно с пехотой 118-го и 119-го полков захватили высоту Заозерная.

Разбитые советскими войсками японцы 11 августа запросили перемирия. В этот же день в 12.00 по местному времени боевые действия были прекращены. Наша территория была полностью очищена и граница восстановлена. За время боев у оз. Хасан японские войска потеряли 650 солдат и офицеров убитыми, до 2500 ранеными. Наши войска захватили большие трофеи. В этой победе огромную роль сыграли танки. По результатам боев у озера Хасан шесть танкистов были удостоены звания Героя Советского Союза.

В боевых действиях против японских войск в районе р. Халхин-Гол в составе 57-го особого стрелкового корпуса, впоследствии преобразованного в 1-ю армейскую группу, приняли участие две ОЛТБр - 6-я (командир - полковник М.И. Павелкин) и 11-я (командир - полковник М.П. Яковлев). Обе бригады имели на вооружении танки БТ-5 и БТ-7 и к началу конфликта находились на значительном удалении от района боевых действий - около 800 км.

Первой в район боевых действий 28 мая 1939 года прибыла 11-я ОЛТБр. Совершив по безводной монгольской степи невиданный по протяженности и напряжению марш, бригада к 31 мая сосредоточилась в районе 20 км южнее Тамсаг-Булак. Аналогичный по напряженности и протяженности марш совершила в июне-июле и 6-я ОЛТБр. (Про боевые действия 11 ОЛТБр у горы Баин-Цаган см. статью: "ХАЛХИН-ГОЛ: цена победы. Контратака 11-й легкотанковой бригады")

В августовской операции 11-я ОЛТБр использовалась для непосредственной поддержки пехоты. Ее танковые батальоны были приданы стрелковым частям поротно. Взаимодействуя с пехотой танки несли гораздо меньшие потери, так как пехотинцы огнем из стрелкового оружия уничтожали расчеты ПТО, "бутылочников" и "гранатометчиков". С 20 по 31 августа ежедневно, иногда по нескольку раз в день танковые батальоны участвовали в атаках. В среднем за эту операцию каждый танк БТ побывал в атаке от 6 до 10 раз, причем из имевшихся в бригаде 185 танков, было сожжено 22 и подбито 102. Из числа последних, в период наступления было отремонтировано 37, остальные - после окончания операции.

В августовских боях в 11-я ОЛТБр танки БТ получили следующие повреждения: пробоины в башнях - 57, в бортах корпуса - 77, в лобовой части корпуса - 35, в ходовой части - 64. Причем основная часть пробоин была от 37-мм снарядов противотанковой артиллерии и танков японцев. Всего же за время боев с японцами на р. Халхин-Гол 11-я ОЛТБр безвозвратно потеряла 84 танка БТ-5. 12 танкам БТ-5 был произведен капитальный ремонт, а 14 - средний ремонт. Текущий ремонт был проведен на 82 боевых машинах.

В ходе боев в районе р. Халхин-Гол все подбитые и аварийные танки эвакуировались с поля боя линейными танками, а полностью сгоревшие закапывались в землю. Ремонт танков осуществлялся на сборных пунктах аварийных машин, в основном агрегатным способом.

После разгрома 6-й японской армии на монгольской территории к границе республики стали подтягиваться части 2-й японской ПД. Уже в первых числах сентября последовали новые провокации японских войск. Утром 4 сентября два батальона противника попытались захватить высоту Эрис-Уллай-Обо. Против японской пехоты были брошены два эскадрона 8-й кавалерийской дивизии, действия которых поддержали 6 танков БТ-5 из 8-го танкового полка. В ходе скоротечного боя, благодаря согласованным действиям кавалеристов и танкистов, было уничтожено свыше 350 японских солдат и офицеров. Противник поспешно отошел за линию границы.

В ходе боевых действий танки БТ-5 и в большей степени БТ-7, по сравнению с другими танками того времени, показали себя с самой лучшей стороны, хотя уже тогда стала сказываться их недостаточная огневая мощь и особенно слабость броневой защиты.

17 сентября 1939 года, то есть уже на следующий день после прекращения боевых действий на Дальнем Востоке, танки БТ приняли участие в "освободительном" походе РККА в Западные Белоруссию и Украину.

На Белорусском фронте танки БТ-5 применялись весьма ограниченно, так как основу танковых бригад (6-, 22-, 25-, 29- и 32-й) составляли более современные БТ-7. Порядка 150 БТ-5, входивших в состав шести танковых полков кавалерийских дивизий оставались в местах постоянной дислокации и в походе участия не принимали.

На Украинском фронте танки БТ-5 применялись более широко. Дело в том, что кроме четырех ТБр (10-, 24-, 36- и 38-й), составлявших армейские подвижные группы, во фронте была создана конно-механизированная группа в составе 25-го танкового корпуса, 23-й и 26-й танковых бригад и кавалерийских соединений (4-й КК, а также 3-я, 5-я и 16-я КД). Таким образом, в операции было задействовано порядка 120 БТ-5. Только в составе 25-го ТК находилось 58 машин этого типа. 31 БТ-5 составлял костяк 39-го ТП 16-й КД. Чуть меньше - 29 танков БТ-5 - имелось в строю 32-го танкового полка (ТП) 5-й кавалерийской дивизии (КД).

Высокие динамические качества танков семейства БТ позволяли совершать стремительные маневры практически без потерь. За все время операции из 1026 задействованных на обоих фронтах танков БТ (БТ-2, БТ-5 и БТ-7) боевые потери составили всего 17 машин всех трех типов.

Советско-финляндская война (1939-1940 гг.)
Во время советско-финляндской (зимней) войны 1939-1940 гг., количество танков БТ-5 в частях сильно колебалось. Наибольшее число машин БТ-5 (196) находилось в 34-й ЛТБр. Эта легкотанковая бригада была сформирована, в середине сентября 1939г. на базе 4-го запасного полка МВО в г. Наро-Фоминск.

В начале декабря 1939г. бригада была переброшена в район Петрозаводска, а ее 86-й танковый батальон переподчинили командующему 14-й армией, которая действовала за Полярным кругом.

13 декабря 1939г. бригада была придана 18 стрелковой дивизии (СД) и получила задачу ударом на Сортавалу выйти в тыл финским войскам на Карельском перешейке. В строю бригады на момент наступления имелось: 28 танков БТ-7, 143 танка БТ-5, 3 огнеметных танка ОТ-26, 25 бронеавтомобилей БА-20, 13 тракторов, 41 ремонтная мастерская типа "А" и 7 мастерских типа "Б", 73 топливозаправщика и 317 автомобилей. Уже к исходу 13 декабря танкистам 76-го танкового батальона совместно с пехотой 179-го мотострелкового батальона удалось отбросить финнов на северную окраину Сюскуярви. Однако в течении следующих двух дней сильно укрепленный опорный пункт нашим войскам взять так и не удалось. Во второй половине декабря 1939 г. постоянно контратакуемая финнами 18 СД вынуждена была перейти к обороне. В канун нового 1940 года, лыжные батальоны финнов перерезали дорогу Уома - Кяснясоляя и прервали связь 34-й ЛТБр с тылом и 82-м танковым батальоном. В создавшейся неблагоприятной обстановке была организована круговая оборона штаба бригады, находившегося в Южном Лемети. Связь с частями бригады поддерживалась лишь по радио. Попытка двух рот 179 мотострелкового батальона, сопровождавших колонну из 168 машин, с топливом, боеприпасами и продуктами, пробиться в Южное Лемети провалилась. 4 января 1940 года финнам удалось перерезать еще одну дорогу, ведущую в Северное Лемети, 34-я ЛТБр оказалась расчлененной на три части. Всю следующую неделю финны непрерывно атаковали, в результате к началу февраля положение наших частей стало критическим. Так, на 4 февраля в строю 76-го танкового батальона осталось всего 19 человек, которые смогли пробиться в Южное Лемети к штабу бригады.

В полном окружении, без поддержки извне, личный состав бригады в течении месяца отражал беспрерывные атаки противника. Только поздним вечером 28 февраля 1940 года, бросив все тяжелое вооружение, остатки 34-й ЛТБр начали прорыв из окружения, двигаясь тремя группами.

Неправильное использование 34-й ЛТБр для самостоятельных действий в тылу противника в особых условиях данного ТВД, необоснованная раздробленность и значительная разбросанность на большой территории, отсутствие сведений о противнике, неуверенное и пассивное командование частями бригады и наконец отсутствие реальной помощи окруженным частям - все это способствовало разгрому бригады. 34-я ЛТБр понесла большие потери. Из 3787 человек, находившихся в строю к началу боевых действий, убито 902, ранено 414, обморожено и заболело 94, пропало без вести 291 человек. Еще хуже дело обстояло с материальной частью - на ходу осталось всего 37 танков.

Еще одной бригадой на вооружении которой было изрядное количество танков БТ-5 была 1-я ЛТБр (командир - комбриг Иванов). К моменту начала Зимней войны бригада была полностью укомплектована личным составом и техникой. Бригада была кадровой и отличалась хорошей подготовкой личного состава, особенно механиков-водителей. Интересен и состав бригады, на 30 ноября имелось: 83 танка БТ-5, 82 танка БТ-2, 6 танков БТ-7А и 7 танков Т-26, бронеавтомобилей БА-10 - 18, БА-20 - 5. Но материальная часть была сильно потрепана, в сентябре-октябре бригада совершала марши к границам Литвы и Латвии, а потом и Финляндии, пройдя в общей сложности более 800 км.

В первые дни боев, действуя в составе 10-го танкового корпуса, бригада овладела населенными пунктами Суникола, Раута, мызой Пяти-Ярви. Затем, в течении января 1940 г. занималась боевой подготовкой и ремонтом матчасти. В это же время для восполнения материальной части получено: 112 - БТ-7, 22 - БТ-5, 16 - БТ-2, 5 - ОТ-133, 1 - Т-26, 6 - БА-10. В начале февраля 1-ю ЛТБр придали 10-му стрелковому корпусу, и к 5 февраля она сосредоточилась в районе Мелола, получив задачу овладеть высотами "Груша" и 38,2.

Выполнение задачи возлагалось на две танковые роты: первая (10 БТ и 3 БХМ) атаковала высоту "Груша", а вторая (11 БТ и 2 БХМ) - высоту 38,2.

9 февраля в 12.30 артиллерия перенесла огонь в глубину обороны противника и танки выступили с исходных позиций по заданному направлению атаки. К 14.00 атакой с левого фланга высота "Груша" была взята, пехота закрепилась на ее склонах. Ближайшая задача 1-й роты была выполнена. 2-я рота, выйдя за надолбы, потеряла 4 танка от огня противотанковых орудий и прекратила движение, так как ПТО не были подавлены, а пехота не шла в атаку. Поэтому 1-ю роту двинули вперед, чтобы выйти в тыл противнику на высоте 38,2. Одновременно в бой ввели бронероту, которая поддерживала танки огнем с места. К 15.30 1-я рота, потеряв 5 танков, прекратила атаку и вела огонь с места, а вторая рота, потеряв еще 4 машины, стала отходить. Стало понятно, что огневые точки финнов на высоте 38,2 не подавлены, а местность на подступах к высоте имеет сплошные завалы, эскарпы, траншеи и огромное количество воронок от авиабомб и снарядов крупного калибра,, что делало продвижение легких танков невозможным. 14-15 февраля штурм высоты был проведен пехотными частями, при поддержке танков ведущих огонь с места. До этого 1-я ЛТБр занималась эвакуацией подбитых танков и поддерживала пехоту, занявшую высоту "Груша"

Следующий эпизод боев хорошо иллюстрирует отчет о боевых действиях 1-й ЛТБр:

"С утра 12 марта 1-я ЛТБр была придана 91-й СД (стрелковой дивизии) с задачей овладеть Костела и Авунен. Весь день части бригады мужественно сражались за выполнение боевого приказа и, жертвуя собой, стремились проложить путь не продвигавшейся вперед пехоте. 1-й ТБ (танковый батальон), преодолевая надолбы и минные поля, будучи скованным узкой дорогой, забитой подорванными на минах танками, к 16.00 достиг развилки дорог севернее Тяммисуо, встретил минное поле, на котором подорвались головные танки. Карьер справа от дороги глубиной до 6 метров и завалы слева не дали возможности обойти минное поле, и батальон под сильным огнем противника, не поддержанный находившейся сзади пехотой, приступил к разминированию участка.

4-й ТБ с ротой 19-го ТБ и группой артиллерийских танков атаковал по бездорожью в направлении ст. Тяммисуо и к 20.30 с боем ворвался 10-ю танками в Тяммисуо. 8 из них подорвались на минах, а два были подбиты ПТО (один сгорел) в узком дефиле, преградив путь батальону. Батальон приостановил движение и приступил к разведке путей обхода, имея задачей овладеть Костеле.

За все время боев наиболее слабым местом 1-й ЛТБр было полное отсутствие эвакуационных средств. Только в конце февраля 1940 г. было получено: 1 - трактор "Коминтерн", 1 - "Ворошиловец" и 2- ЧТЗ. Потери в людях с 30.11.39 по 13.03.40 гг. составили: 177 убитых, 519 раненых, 67 без вести пропавших".

За весь период боевых действий 1-я ЛТБр безвозвратно потеряла всего 2 танка. Еще 40 танков получили боевые повреждения: от огня артиллерии - 18, подорвались на минах - 19, утонули - 3. Больше всего танков БТ-5 в 1-й ЛТБр вышло из строя по техническим причинам. 74 машины, в основном по причине чрезмерного износа узлов и агрегатов силовой установки, силовой передачи и ходовой части. 32 танка БТ-5 были восстановлены силами ремонтных подразделений бригады во время боевых действий, а 92 были отправлены для ремонта на завод.

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
К началу ВОВ в РККА имелось 1270 линейных и 402 радийных танка БТ-5. Причем 119 линейных и 49 радийных танка требовали проведения среднего ремонта, а 302 и 58, соответственно, - капитального в заводских условиях. В 4-х западных округах насчитывалось 632 боеспособных танка БТ-5. Максимальное количество БТ-5 находилось в составе трех механизированных корпусов (8-, 9- и 22-й) и 5-го кавалерийского корпуса КОВО, всего 286 единиц. Минимальное же их количество (14 единиц) находилось в составе 18-го МК ОдВО. Остальные 34 боеспособных БТ-5, этого округа, входили в состав 2-го кавалерийского корпуса. 187 боеспособных танков этого типа входили в состав 1-го МК ЛВО. Еще 129 БТ-5 находилось в двух мехкорпусах (6-й и 11-й) и в 6-м кавалерийском корпусе ЗапВО.

Надо отметить, что дислокация механизированных корпусов была крайне невыгодна для советских войск. Мехкорпуса были равномерно разбросаны вдоль всей западной границы СССР, дивизии корпусов находились друг от друга на расстоянии 50-100 км, а иногда и более. Что привело, с началом боевых действий, к значительным перегруппировкам и невозможностью нанесения концентрированных ударов по войскам вторжения. Плюс ко всему положение усугублялось высокой степенью некомплектности механизированных корпусов.

Вот некоторые выписки из доклада в ГАБТУ от 4-го августа 1941 года командира 7-й танковой дивизии ( в составе дивизии находились 37 танков БТ-5) 6-го МК генерал-майора танковых войск С.В. Борзилова:

"1. На 22 июня 1941г. дивизия была укомплектована в личном составе: рядовыми на 98%, младшим начсоставом на 60%, и командным составом на 80%. Материальной частью: тяжелые танки - 51, средние танки -150, БТ-5-7 - 125, Т-26 - 42 единицы.

3. На 22 июня 1941 г. части дивизии продолжали выполнять план боевой подготовки и дислоцировались: 7 озад - на сборах Крупки (за Минском). Станковые и ручные пулеметы 7-го МСП на сборах в районе Кнышен, 2-й батальон 13-го полка на стрельбище Зеленое. Остальные части дивизии находились в основном районе дислокации м. Хорош, Новоселки и Жолтки, готовились к учению на 23 июня 1941г., которое должно было проводиться штабом армии. О предполагаемом нападении германской армии мне не было известно, хотя части дивизии к бою были готовы.

5. 22 июня в 2.00 был получен пароль через делегата связи о боевой тревоге со вскрытием "красного пакета". Через 10 минут частям дивизии была объявлена боевая тревога и в 4.30 части дивизии сосредоточились на сборном пункте по боевой тревоге

7. В 22.00 22 июня дивизия получила приказ о переходе в новый район сосредоточения - ст. Валпа (вост. Белостока) и последующую задачу: уничтожить танковую дивизию, прорвавшуюся в районе Белостока. Дивизия, выполняя приказ, столкнулась с созданными на всех дорогах пробками из-за беспорядочного отступления тылов армии из Белостока. Дивизия, находясь на марше и в районе сосредоточения с 4 до 9 часов и с 11 до 14 часов 23 июня, все время находилась под ударами авиации противника. За период марша и нахождения в районе сосредоточения до 14.00 23 июня дивизия имела потери: подбито танков - 63, разбиты все тылы полков, в особенности пострадал тыл 13-го полка.

8. Танковой дивизии противника не оказалось в районе Бельска, благодаря чему дивизия не была использована. 24-25 июня дивизия, выполняя приказ командира корпуса и маршала т. Кулика, наносила удар 14 ТП Старое Дубно и далее Гродно, 13 ТП Кузница и далее Гродно с запада, где было уничтожено до двух батальонов пехоты и до двух артиллерийских батарей противника. После выполнения задачи части дивизии сосредоточились в районе Кузница и Старое Дубно, при этом части дивизии потеряли 18 танков сгоревшими и завязшими в болотах. 25-26 июня до 21.00 дивизия вела оборонительный бой во взаимодействии с 29 МСД и 36 КД, наносила удары перед фронтом 128 МСП 29 МСД и 36 КД.

9. В частях дивизии ГСМ были на исходе, заправку производить не было никакой возможности из-за отсутствия тары и головных складов, правда, удалось заполучить одну заправку из сгоревших складов Кузница и м. Кринки (вообще ГСМ добывали как кто сумел). К исходу дня 25 июня был получен приказ командира корпуса на отход за реку Свислочь, но выполняли его только по особому сигналу. К исходу 26 июня противник, используя резерв, перешел в наступление. В 21.00 части 36 КД и 128 МСП 29 МСД начали беспорядочно отходить. Мною были приняты меры для восстановления положения, но это успеха не имело. Я отдал приказ прикрывать отходящие части 36 КД и 29 МСД в районе м. Кринки, сделал вторую попытку задержать отходящие части, где удалось задержать 128 МСП, и в ночь на 27 июня переправился через р. Свислочь восточнее м. Кринки , в это время нарушилась связь со штабом корпуса. Связь удалось восстановить к исходу 27 июня на переправах у Волковыска. Части дивизии все время от Кузницы, Сокулки и до Слонима вели арьергардные бои с преследующими частями противника. 29 июня в 11.00 с остатками матчасти (3 машины) и отрядом пехоты и конницы подошел в леса восточнее Слонима, где вел бой 29 и 30 июня. 30 июня в 22.00 двинулся с отрядом в леса и далее в Пинские болота по маршруту Булька, Величковичи, Постолы, ст. Старушка, Гомель, Вязьма.

10. Материальная часть вся оставлена на территории, занятой противником, от Белостока до Слонима. Оставляемая матчасть приводилась в негодность. Материальная часть оставлена по причине отсутствия ГСМ и ремфонда. Экипажи присоединялись к отступающей пехоте".

Надо подчеркнуть, что 7-я танковая дивизия не являлась каким-то исключением. Все советские танковые и механизированные части воевали в похожих условиях.



На Юго-Западном фронте из соединений, участвовавших в контрударе по флангам 1-й танковой группы противника в районе Дубно, наиболее успешно действовал 8-й МК, в составе которого насчитывалось 109 танков БТ-5. 12-я, 34-я ТД и 7-я МД этого корпуса, несмотря на тяжелые условия и сложность обстановки, смело и решительно вступали в бой с превосходящими силами противника и добивались при этом значительных успехов. 34-я ТД в течении двух дней (27-28 июня) продвинулась на 35 км, разгромила мотопехотный полк противника, подбила и уничтожила 50 танков, 20 бронемашин, захватила много автомашин и орудий. Глубокое вклинение 8-го МК в тылы 1-й танковой группы заставило противника временно прекратить наступление. Таким образом, соединения 8-го МК доказали возможность наносить чувствительные удары во фланг и тыл немецких войск. Несмотря на то, что разрозненные и нескоординированные удары механизированных корпусов не приводили к разгрому ударных группировок противника, они сыграли огромную роль в приграничном сражении. Противник понес большие потери в живой силе и технике и вынужден был замедлить темпы наступления.

В течении первых трех месяцев боев, большинство танков БТ-5 было безвозвратно потеряно. Точное количество танков БТ-5, остававшихся в войсках по периодам отследить очень сложно, так как с началом войны учет по танкам БТ-2, БТ-5 и БТ-7 был сведен в одну графу - танки "БТ".

Все же достоверно известно, что в составе 18-й ТБр 5-й армии находилось 25 танков БТ-5 (данные на 9.10.1941 г.), в составе 21-й ТБр 16-й армии - 8 танков БТ-5 (на 10.10.1941 г.), в составе 150-й ТБр 3-й армии - 3 танка БТ-5 (на 26.02.1942 г.), в 10-й ТБр 38-й армии - 11 танков БТ-5 (на 8.03.1943 г.). Достаточно долго воевали БТ-5 на Ленинградском фронте, так в составе 3-го ОТБ 42-й армии имелось 2 танка БТ-5 (на 1.07.1942 г.), в составе 86-го ОТБ 55-й армии - 6 танков БТ-5 (на 1.09.1942 г.) По состоянию на 1.07.1943 года в составе Ленинградского фронта еще насчитывалось 28 боеспособных танков БТ-5. Еще один танк находился в составе Волховского фронта.

К концу ВОВ 23 танка БТ-5 имелось в различных учебных заведениях. 156 танков БТ-5 находились на Дальнем Востоке, где они участвовали в разгроме Квантунской армии. 49 танков БТ-5 в составе Забайкальского фронта в августе 1945 г. последний раз продемонстрировали свои быстроходные качества в степях Монголии. 30% этих машин вышли из строя по техническим причинам - сказался большой срок эксплуатации, по боевым причинам потерь не было.

В настоящее время сохранилось три экземпляра танков БТ-5. Первый, неоднократно ремонтированный, линейный танк находится в павильоне легких танков в Музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. Второй (радиофицированный) установлен на вершине горы Баин-Цаган в Монголии в качестве памятника. Третий экземпляр,вытащ енный из Невы и отреставрирован ный, установлен у панорамы "Прорыв Блокады" в г.Кировск.

phpBB [video]


Источники:
"Наставления автобронетанковых войск РККА. Танк БТ-5", М. Отдел издательства НКО СССР - М.1935 г.
М. Павлов, И. Желтов, И. Павлов "Танки БТ", М. Экспринт 2001 г.
М. Барятинский "Советские танки в бою", М. Яуза 2006 г.


О подъеме из Невы и восстановлении бэтушки я подробно рассказывал тут
viewtopic.php?f=7&t=13
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Лёгкие танки линейки БТ

Сообщение EvMitkov » 30 мар 2015, 14:43

phpBB [video]


phpBB [video]
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13863
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Лёгкие танки линейки БТ

Сообщение гришу » 30 мар 2015, 19:54

С пиз.. с пионерили..
я хорошо схожусь с людьми особенно в штыковую
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 7686
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Лёгкие танки линейки БТ

Сообщение гришу » 30 мар 2015, 21:52

Просто фото




я хорошо схожусь с людьми особенно в штыковую
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 7686
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Пред.След.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1