Лёгкие танки линейки БТ

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Лёгкие танки линейки БТ

Сообщение GT-500 » 27 май 2011, 16:53

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2





Описание конструкции.

Корпус танка представлял собой коробку, собранную из броневых листов, соединенных между собой клепкой. Передняя часть корпуса имела форму усеченной пирамиды. Для посадки в танк служила передняя дверка, открывавшаяся на себя. Выше нее в передней стенке водительской будки находился щиток со смотровой щелью, откидывавшийся вверх. Носовая часть состояла из стальной отливки, к которой были приклепаны и приварены передние броневые листы и днище. Кроме того, она служила картером для монтажа рейки и рычагов рулевого управления. Через отливку продевалась стальная труба, снаружи приваренная к броневым листам и предназначенная для крепления кривошипов ленивцев.
К носу корпуса с обеих сторон приваривались (или приклепывались) консоли (в виде треугольных листов брони), служившие скрепляющей частью трубы с носом корпуса. Консоли имели площадки для крепления резиновых буферов, ограничивавших ход амортизаторов передних управляемых колес.

Боковые стенки корпуса — двойные. Внутренние листы стенок изготавливались из простой неброневой стали и имели по три отверстия для прохода цельнотянутых стальных труб для монтажа полуосей опорных катков. С наружной стороны к листам приклепаны по 5 подкосов для крепления цилиндрических спиральных рессор подвески. Между 3-м и 4-м подкосами на деревянных подкладках располагался бензобак. К задней нижней части внутренних листов корпуса были приклепаны картеры бортовых передач, а к верхней части — подкосы для крепления задней рессоры. Наружные листы стенок — броневые. Они крепились к кронштейнам рессор на болтах. Снаружи с обеих сторон на четырех кронштейнах устанавливались крылья.

Корма корпуса состояла из двух картеров бортовой передачи, надетых и приваренных на стальную трубу и приклепанных к внутренним боковым листам; двух листов — вертикального и наклонного, приваренных к трубе и картерам (к вертикальному листу приклепаны две буксирные скобы), и съемного заднего щитка, закрывавшего трансмиссионное отделение сзади. В вертикальной стенке щитка были отверстия для прохода выхлопных труб. С наружной стороны на щитке крепился глушитель.

Днище корпуса сплошное, из одного листа. В нем под масляным насосом находился люк для демонтажа двигателя и две пробки для слива воды и масла. Крыша в передней части имела большое круглое отверстие для башни с приклепанным нижним погоном шариковой опоры. Над моторным отделением в середине крыша была съемной, с откидывающимся вверх листом, запиравшимся на задвижку изнутри; снаружи задвижка открывалась ключом. В середине листа имелось отверстие для выхода трубы подачи воздуха к карбюраторам.

По бокам съемного листа на стойках крепились радиаторные щитки, под которые засасывался воздух для охлаждения радиаторов. Над отделением трансмиссии располагался квадратный люк для выхода горячего воздуха, закрытый жалюзи. Продольные листы брони над пространством между боковыми стенками крепились к кронштейнам рессор шпильками. В каждом листе было три круглых отверстия (крайние для прохода регулирующих стаканов рессор, а среднее над заливной горловиной бензобака); еще одно отверстие со сквозной прорезью находилось над пробкой бензопровода, здесь же устанавливались и три скобы для ремней крепления гусеничной ленты на крыле в сложенном виде.



Легкий танк БТ-2 имел классическую схему компоновки. Внутренняя часть корпуса разделялась перегородками на 4 отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссии. В первом возле сиденья водителя размещались рычаги и педали управления и щиток с приборами. Во втором - укладывался боезапас, инструмент и имелось место для командира танка - он же наводчик и заряжающий. Боевое отделение отделялось от моторного разборной перегородкой с дверцами. В моторном отделении находился двигатель, радиаторы, масляный бак и аккумуляторная батарея; от отделения трансмиссии оно отделялось разборной перегородкой, имевшей вырез для вентилятора. Экипаж машины состоял из двух-трех человек.

Башня была круглой, клепанной, смещенной кормовой частью назад на 50 мм. В кормовой части находилось приспособление для укладки снарядов. Сверху башня имела люк с крышкой, откидывавшейся вперед на двух петлях и запиравшейся в закрытом положении замком. Левее него — круглый люк для флажковой сигнализации. Спереди сверху башня была скошена. Боковая стенка собиралась из двух клепаных половин. Снизу к башне крепился верхний погон шариковой опоры. Поворот и торможение башни осуществлялись с помощью поворотного механизма, основу которого составлял планетарный редуктор. Для поворота башни командир танка вращал штурвал за ручку.

Стандартным вариантом вооружения танка БТ-2 были 37-мм пушка Б-3(5К) обр.1931 г. и 7,62-мм пулемет ДТ. Пушка и пулемет монтировались раздельно: первая — в подвижной бронировке, второй — в шаровой установке справа от пушки. Угол возвышения пушки +25 градусов, склонения -8. Наведение по вертикали производилось при помощи плечевого упора. Для прицельной стрельбы использовался телескопический прицел. На первых 60 танках шаровая установка отсутствовала.

Боекомплект пушки составлял 92 выстрела, пулемета — 2709 патронов (43 диска).

350 танков были вооружены спаренными пулеметами ДА-2 калибра 7,62 мм, которые крепились в пушечной амбразуре башни в специально разработанной маске. Маска на своих цапфах вращалась вокруг горизонтальной оси, что позволяло придавать пулеметам угол возвышения +22 градуса и склонения -25. Горизонтальные углы наведения (без поворота башни) придавались пулеметам поворотом вертлюга специальной конструкции, вставленного в маску с помощью вертикальных цапф, при этом достигались углы поворота: вправо 6 , влево 8 градусов. Справа от спаренных пулеметов ДА-2 размещался одиночный пулемет ДТ. Стрельбу из спаренной установки вел один стрелок, стоя, опираясь грудью в нагрудник, подбородком в подбородник. Кроме того, вся установка лежала наплечником на правом плече стрелка.

Боекомплект состоял из 43 дисков, т.е. 2709 патронов.

В танке стоял авиационный четырехтактный двигатель, марки М-5-400 (на части машин устанавливался идентичный ему по конструкции авиамотор “Либерти”, американского производства), с дополнением заводного механизма, вентилятора и маховика. Мощность двигателя при 1650 об/мин — 400 л.с.; диаметр цилиндра —127 мм; ход поршня — 177,8 мм. Двенадцать цилиндров двигателя располагались V-образно под углом 45 градусов. Степень сжатия — 5,4.

Двигатель устанавливался на двух кронштейнах, укрепленных на поперечном листе корпуса. Крепление кронштейнов позволяло изменять угол наклона двигателя по оси коленчатого вала до 1,5 градуса в одну и другую сторону, что облегчало соединение его с КПП. Сухая масса двигателя — 410 кг. Основное горючее — авиационный бензин или бензин 1-го сорта. Емкость бензобаков — 360 л. Подача топлива принудительная, шестеренчатым насосом. Карбюраторов — два, типа “Зенит № 52”.

Масляный насос — тройной, шестеренчатый. Система охлаждения — водяная, принудительная (с помощью центробежного насоса). Емкость радиаторов — около 90 л.

Механическая силовая передача состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), который монтировался на носке коленчатого вала, четырехскоростной КП, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых передач и двух редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам — ведущих при колесном ходе. В каждой гитаре имеется набор из пяти шестерен, размещенных в картере, одновременно выполнявшем роль балансира последнего опорного катка.

Приводы управления танком механические. Для поворота на гусеничном ходу служат два рычага. Для поворота на колесном ходу - штурвал.

Танк имел два типа движителей: гусеничный и колесный. Первый состоял из двух гусеничных цепей, каждая по 46 траков (23 — плоских и 23 гребневых) шириной 260 мм; двух задних ведущих колес диаметром 640 мм; восьми опорных катков диаметром 815 мм и двух направляющих катков-ленивцев с натяжными приспособлениями. Опорные катки подвешивались индивидуально на цилиндрических спиральных пружинах, расположенных для шести катков вертикально, между внутренними и наружными стенками корпуса, и для двух передних — горизонтально, внутри боевого отделения. Ведущие колеса и опорные катки обрезинены.

Движителем при колесном ходе являлись опорные катки. Причем на задние через гитару передавалось вращение от оси ведущего колеса гусеничного хода. Передние опорные катки при колесном ходе служат направляющими (управляемыми).

Для перехода с гусеничного хода на колесный необходимо было снять гусеничные цепи, уложить их на надгусеничные полки и установить на ступицы задних опорных катков блокировочные кольца. Время, необходимое на переход с гусеничного хода на колесный, составляло 30 минут.

Электрооборудование танка был построено по однопроводной схеме, напряжение — 12В. Аккумуляторная батарея 6CTA-VIIIB-128, генератор “Сцинтилла” мощностью 190 Вт. Для запуска двигателя установлены два стартера “Сцинтилла” мощностью по 1,3 л.с. или один мощностью 2 л.с. Сигнал “Сцинтилла” марки “Хелла”, фары и фонари для внутреннего освещения.

Средств внешней связи танк не имел. Внутренняя связь осуществлялась при помощи световой сигнализации.

Боевое применение.
Одновременно с развитием танкостроения в 30-е гг. разрабатывались и совершенствовались формы и методы боевого применения танков, развивалась военная наука. По вопросу о путях организационного развития танков, их роли и месте высказывались различные точки зрения.

Начальник штаба РККА Б.М.Шапошников считал наиболее целесообразным иметь танки в составе отдельных батальонов и полков, предназначенных для совместных действий с пехотой и конницей. Другого мнения придерживались заместитель начальника штаба РККА - В.К.Триандафилов и инспектор броневых сил РККА К.Б.Калиновский. Они настаивали на том, что "боевые свойства танков должны быть использованы в полной мере и осуществить это возможно только в составе самостоятельного механизированного соединения, все части которого обладали бы приблизительно одинаковой подвижностью. Поэтому, не отказываясь от применения танковых систем в составе других родов войск, необходимо создавать специальные механизированные соединения". По мнению М.Н.Тухачевского, танки не должны были оставаться лишь средством Резерва Главного Командования (РГК); их необходимо было внедрять не только в кавалерийские, но и в стрелковые дивизии. Комиссия РВС СССР во главе с С.С.Каменевым, обобщив различные точки зрения, пришла к общему выводу о том, что мотомеханизированные войска в организационном отношении должны включать в свой состав:

а) механизированные (танковые) соединения, которые предназначались для решения как самостоятельных задач в отрыве от главных сил войск армии (фронта), так и во взаимодействии с ними;
б) танковые части (соединения) РГК, как средство усиления войск, действующих на направлении главного удара;
в) танковые части, организационно входящие в состав общевойсковых соединений и предназначаемые для совместных действий с ними во всех видах боя. Система организационных форм развивалась постепенно в соответствии с поступлением в войска новой техники.

В мае 1930 г. было сформировано первое постоянное соединение мотомеханизированных войск — механизированная бригада (МБР).

В период 1930 — 1931 гг. были проведены опытные учения на Украине и в Белоруссии, в ходе которых были выявлены существенные недостатки в организации бригады и ее вооружении. Поэтому весной 1931 г. механизированная бригада была реорганизована и ее основу стали составлять батальоны. В один из таких батальонов механизированной бригады им. К.Б.Калиновского и поступили на вооружение первые серийные танки БТ-2.

По состоянию на 1 сентября 1932 г. в бригаде состояло на вооружении 35 танков БТ-2. 11 марта 1932 г РВС СССР принял решение сформировать в 1932 г. два первых механизированных корпуса (МК), выделив для их создания по одной стрелковой дивизии из Ленинградского и Украинского военных округов.



Осенью 1932 г. был сформирован 11-й МК, на вооружение которого поступили 11 танков БТ-2, еще 14 боевых машин заняли место в боевом строю 45-го МК в УВО. Всего же по штату МБР в своем составе должна была иметь 178 танков Т-26, 32 танка БТ-2, 91 танкетку Т-27, 48 бронемашин, 46 артиллерийских установок, 39 орудий калибра 76 мм, 7 зенитных пулеметов и свыше 600 автомобилей различных типов.

В 1934 г. были сформированы еще два (7-й МК в ЛВО и 5-й МК в МВО) механизированных корпуса. Причем 5-й МК был создан на базе 1-й МБР с оставлением ранее присвоенного бригаде им. К.Б.Калиновского. Основной ударной силой корпуса являлись его механизированные бригады, представляющие собой сильные в тактическом отношении соединения, способные выполнять различные боевые задачи как в составе корпуса, так и самостоятельно. Из двух входящих в состав корпуса бригад трехбатальонного состава, одна имела на вооружении танки БТ, а вторая — Т-26. Опыт учений и маневров, проведенных в 1932 — 1934 гг. показал, что механизированные корпуса существовавшей организации оказались громоздкими и трудноуправляемыми. Эти учения также показали, что целесообразнее иметь однотипную организацию бригад, как входящих в состав корпуса, так и отдельных.

В феврале 1935 г. механизированные корпуса перешли на новую организацию. Для улучшения оперативного руководства соединениями корпуса большинство корпусных частей обеспечения и обслуживания было упразднено, в управлении были оставлены только средства связи и разведки. Кроме того, в число корпусных частей был включен отдельный танковый батальон в составе двух рот танков БТ. Механизированные бригады новой организации вооружались только танками одного типа, преимущественно БТ. Справедливости ради следует отметить, что организационное развертывание механизированных корпусов не получило должного размаха и к середине 30-х гг. было сформировано лишь три корпуса (5, 7 и 45-й), а четвертый корпус (11-й) находился в стадии формирования. Среди руководящего состава Наркомата обороны имели место различия во взглядах на роль и место механизированных корпусов в будущей войне. Вот почему после 1935 г. и до расформирования их в 1939 г. создание новых формирований механизированных корпусов не производилось.

В 1935 г. началось формирование пяти отдельных механизированных бригад: 2-й ОМБР (УВО), 3, 4 и 5-й ОМБР (БВО), 6-й ОМБР (ОКДВА). Сначала эти бригады укомплектовывались лишь танками Т-26, в последствие часть из них была перевооружена на танки БТ. По штату отдельной механизированной бригаде полагалось иметь 145 линейных танков. Танками БТ в середине 30-х гг. также оснащались механизированные полки (МП) кавалерийских дивизий (КД). Эти полки, в каждом из которых насчитывалось 60 танков БТ и 30 танков Т-37 (Т-38), являлись основной ударной силой кавалерийской дивизии. Таким образом, в первой половине 30-х гг. была разработана система организационных форм автобронетанковых войск и практически осуществлено их развертывание.

В августе 1938 г, механизированные полки, бригады и корпуса были преобразованы в танковые. По существу произошло их переименование, так как организационно-штатаная структура этих частей и соединений претерпела весьма незначительные изменения. Бригады, имевшие на вооружении танки БТ и Т-26 именовались легкотанковыми (ЛТБР), а Т-28 и Т-35 — тяжелыми танковыми (ТТБР). Боевой состав легкотанковых бригад значительно усиливался за счет увеличения количества танков во взводе с трех до пяти. Такая бригада по штату должна была иметь 278 танков БТ. Причем в каждом из четырех танковых батальонов (ТБ), согласно штату, должно было быть по 54 быстроходных машины.

К концу 1938 г. танки БТ-2 состояли на вооружении 10, 15, 20 и 25-го танковых корпусов (ТК), они также входили в состав тяжелых танковых бригад и полков мотострелковых и кавалерийских дивизий. Значительная часть танков БТ-2 использовалась для обучения тактике, стрельбе и вождению в ряде учебных заведений, специально созданных в связи с быстрым развертыванием танковых и механизированных частей и соединений. В начале 30-х гг. была создана Военная академия механизации и моторизации (ВАММ) РККА, Ленинградские и Московские бронетанковые курсы усовершенствования и переподготовки комсостава РККА, Орловская, Саратовская, Горьковская и Ульяновская бронетанковые школы, а также Московская школа автотехников и 2-я Ленинградская школа танковых техников. В этих учебных заведениях находилось до 130 танков БТ-2. Подготовка младших специалистов экипажей БТ сначала осуществлялась в корпусных школах и учебных батальонах отдельных бригад, а начиная с 1935 г. — в учебных (четвертых) батальонах механизированных бригад.

В мае 1940 г. все 597, находящихся к тому времени на вооружении РККА танков БТ-2 было решено "оставить как учебный парк до полного износа". По мере износа эти танки планировалось реализовывать в качестве лома через ОФИ (отдел финансовой инспекции). Танки БТ-2 в 30-е гг. явились своеобразной научной и, конечно, незаменимой учебной базой для создания и совершенствования организационной структуры и обучения личного состава при оснащении новой техникой бронетанковых войск. Как уже отмечалось, первые танки БТ-2 начали поступать в войска в 1932 г. Вследствие отсутствия какого-либо опыта эксплуатации, недоработанности конструкции и низкой надежности танка БТ-2, в войсках с первых дней столкнулись с рядом неполадок и аварий. Больше всего хлопот доставляли капризные карбюраторные двигатели, особенность конструкции которых часто являлись основной причиной возникновения пожара в танке. Как показал опыт эксплуатации, наиболее главными причинами возникновения пожаров в танках БТ-2 были: обратная вспышка в карбюратор из-за неправильной установки угла опережения зажигания, короткое замыкание в электропроводке системы зажигания, нагрев докрасна выхлопных труб, небрежное обращение экипажа с огнем (курение, зажигание спичек, применение паяльных ламп и т.п.), наличие подтеков бензина на двигателе и под ним по небрежности механика-водителя. При возникновении пожара его тушили либо эффективным, но крайне ненадежным порошковым огнетушителем "Тайфун", либо более надежным пенообразующим огнетушителем типа "Богатырь". Последний, правда, из-за больших габаритов был неудобен при перевозке. Наиболее эффективными, как всегда, оказывались подручные средства — песок и земля, а еще лучше — два брезента плюс вода.
Бытует мнение о якобы низком качестве двигателей танков БТ и их малом ресурсе. Здесь уместно процитировать доклад от 29 апреля 1934 г. И.А.Халепского К.Е.Ворошилову: "...Все танки БТ имеют авиационные моторы типа "Либерти", купленные в Америке и частично моторы "М-5", переданные из авиации в промышленность для установки на танки БТ. Практическим опытом установлено, что эти двигатели могут работать в танке 400 — 450 часов до капитального ремонта. В целях сбережения материальной части Вами издан приказ № 046, согласно которого 50% танков должны находиться в неприкосновенном запасе, 25% — эксплуатироваться в размере 50% от установленной нормы и 25% — в пределах полной нормы эксплуатации".

Ресурс двигателя 400 — 450 часов был достаточно большой. Для сравнения, этот показатель у трактора "Коминтерн" составлял 700 часов. Годовые же нормы эксплуатации, о которых говориться в приказе № 046, были призваны, прежде всего, обеспечить высокую боевую готовность боевых машин и не допустить одновременный массовый выход танков в плановый ремонт. Опыт эксплуатации в войсках, особенно при проведении тактических учений, показал, что "из-за недостаточного освоения производства механизмов танка БТ-2 наиболее часто выходят из строя коробки перемены передач, бортовые фрикционы и шестеренчатые гитары". Очень часто сваливались резиновые бандажи с направляющих и ведущих колес гусеничного хода из-за слабой посадки и приварки ломались злополучные кронштейны направляющих колес и расходились сварные швы выхлопных коллекторов. Но, несмотря на множество дефектов, эти быстроходные танки были наиболее любимыми в войсках.

Свои боевые качества танкам БТ-2 пришлось неоднократно демонстрировать во время боевых действий, начиная с Освободительного похода в Западную Белоруссию и Западную Украину и заканчивая первым периодом Великой Отечественной войны. Во время Освободительного похода в Западную Белоруссию и Западную Украину танки БТ-2 применялись в небольших количествах, так как к осени 1939 г. основу танковых бригад составляли более современные танки БТ-7.

Танки БТ-2 в основном имелись в танковых полках кавалерийских дивизий, причем их количество колебалось от 34 машин в 44-м ТП 3-й кд до 41 машины в 42-м ТП, 4-го КК. Высокая скорость позволяла танковым подразделениям, действуя совместно с кавалерией, совершать стремительные маневры практически без потерь. Так, в 44-м ТП, действовавшем в составе 3-й КД, за все время Освободительного похода был ранен только один солдат. При совершении многочисленных маршей вышли из строя лишь один двигатель и три коробки передач. Личным же составом полка, возглавляемым полковником Старковым, были взяты в плен: один генерал, 68 полковников и подполковников, свыше 600 офицеров и 2866 солдат. Захвачено: 2 танка, 4 орудия, 950 пистолетов и 168 лошадей с седлами. Двигатели танков за время похода отработали от 125 до 225 моточасов. Для восстановления материальной части полк получил семь двигателей, три коробки передач, по десять ведущих и направляющих колес. Кроме того, требовали замены 3000 траков.

Более тяжелые испытания пришлось перенести экипажам танков БТ-2 зимой 1939-1940 гг. во время советско-финской войны. Количество танков БТ-2 в танковых подразделениях еще больше колебалось. Наибольшее число танков БТ-2 (82 машины) находилось в 1-й ЛТБР. Во время боевых действий танки БТ-2 преимущественно участвовали в блокировке долговременных огневых точек противника и оказывали непосредственную поддержку стрелковым частям. Ограниченное число танков БТ-2, находившихся в составе 13-й ЛТБР, приняло участие в первой ночной атаке (в ночь с 15 на 16 февраля 1940 г.) в районе станции Кямяря. В бою за эту станцию 13-я ЛТБР при минимальных потерях уничтожила 800 солдат и офицеров противника, 10 противотанковых пушек и до 15 станковых пулеметов. Кроме того, было взято в плен 250 солдат и захвачено: 8 танков "Рено", артиллерийская батарея и большое количество стрелкового оружия и боеприпасов.

Оценивая в целом действия танков БТ-2 в этой войне, необходимо отметить, что экипажам танков приходилось идти в наступление в исключительно тяжелых географических и климатических условиях. Нередко морозы достигали -50°C. Глубокий снег толщиной до 2 м исключал движение танков вне дорог. Во время боев выяснилось, что легкие танки БТ-2 и Т-26 не могут решать задачи по преодолению заблаговременно подготовленной обороны противника с наличием мощных ДОТов и ДЗОТов. Танки БТ и Т-26 могли двигаться лишь по следу, проложенному средними танками Т-28. Они очень часто застревали на противотанковых надолбах и в болотах. В целом за весь период боевых действий 1939 — 1940 гг. безвозвратные потери танков БТ-2 были незначительны.

К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии числилось 587 танков БТ-2, причем 366 из них были на ходу и использовались только в качестве учебных машин. 119 БТ-2 требовали среднего, а 30 - капитального ремонта, еще 72 были чисто учебными и использовались в основном в качестве учебных стендов. С началом боевых действий все находившиеся в войсках в качестве учебных машин танки БТ-2 были поставлены в строй несмотря на то, что использование этих машин, вооруженных 37-мм пушкой, затруднялось из-за отсутствия 37-мм выстрелов, так как их производство было прекращено, а имеющиеся на складах незначительное количество этих боеприпасов уже вылежало все сроки хранения.

В первом периоде войны эти технически устаревшие и предельно изношенные танки в составе механизированных и кавалерийских корпусов приняли участие в тяжелых боях с немецкими войсками. Тем не менее, как наиболее подвижные средства командующих армиями и фронтами МК, БТ-2 использовались преимущественно для нанесения контрударов по наступающим группировкам противника. Так, когда к вечеру 22 июня 1941 г. сложилась крайне тяжелая обстановка на левом фланге Западного фронта (передовые танковые части противника заняли Кобрин и продвинулись в глубь советской территории до 60 км), танки БТ-2 приняли самое непосредственное участие в проведении контрударов 6-го и 11-го МК. Причем в составе 6-го МК участвовало 30 пулеметных танков БТ-2, а в 11 МК - лишь 2 машины. В течение 23-25 июня силами 6-го и 11-го МК были проведены контрудары с целью перехватить у врага инициативу и отбросить его за пределы нашей территории. Однако вследствие удаленности друг от друга соединений, неустойчивости управления, мощного воздействия авиации противника, сосредоточить в полном составе контрударную группировку в назначенное время не удалось. Конечные цели контрудара (уничтожить сувалкинскую группировку противника и овладеть Сувалками) не были достигнуты, практически все танки БТ-2 в этих боях были безвозвратно потеряны.

На Юго-Западном фронте для ликвидации угрозы глубокого прорыва обороны фронта и уничтожения основных сил вклинившейся 1-й танковой группы противника командующий войсками принял решение силами 9-го и 19-гo МК нанести контрудар с севера, а 8-го и 15-го МК — с юга. В этом контрударе, вылившись в крупнейшее танковое сражение первого периода войны, в период с 25 по 29 июня приняли участие и пулеметные танки БТ-2. В строю 9-го МК на момент контрудара был 21 боеспособный танк, а в 8-ом МК — 14 танков БТ-2. И хотя наступление танковой группы противника было задержано до конца июня, все же войскам Юго-Западного фронта не удалось ликвидировать прорыв.

Основные причины низкой эффективности контрударов заключались в их поспешной подготовке, отсутствии единого руководства и надежной противовоздушной обороны. Корпуса вступали в сражение после 200 -400-километровых маршей, в ходе которых они несли значительные потери от ударов вражеской авиации. Большое количество танков вышло из строя по техническим причинам. Практически контрудар превратился в разрозненные действия соединений: одни начинали атаку, другие завершали ее, а третьи еще только подходили. В окружении оказались многие части и соединения, в том числе основные силы 8-го МК. В этих боях были потеряны практически все танки БТ-2.

В начале июля 1941 г., когда ожесточенные бои развернулись в междуречье Березины и Днепра, 10 танков БТ-2 в составе 5-гo МК и 27 танков БТ-2 в составе 7-го МК на основании решения командования Западного фронта приняли участие в попытке разгрома прорвавшейся группировки противника. Однако, из-за неподготовленности и недостаточной артиллерийской и авиационной поддержки контрудар не достиг своих целей. В то же время в результате активных действий и ценой больших потерь танков в мехкорпусах, все попытки противника форсировать Днепр были сорваны. На северном фланге советско-германского фронта наибольшее число боеспособных танков БТ находилось в составе 24-й ТД 23-й А. На 22 июня в штате дивизии имелось 139 танков БТ-2 и 142 танка БТ-5, причем 22 танка БТ-2 и 27 танков БТ-5 требовали среднего или капитального ремонта. На второй день войны, 23 июня, дивизия в составе двух полков, оставив в пункте постоянной дислокации в г.Пушкин 49 неисправных машин, совершила своим ходом на старой изношенной материальной части 180-км марш и к 9:00 25 июня 1941 г. сосредоточилась на границе с Финляндией в районе Лейнола. До 4 июля 24-я ТД приводила в порядок окончательно потрепанную в ходе марша материальную часть. 5 июля по приказу Командующего Северным фронтом 90 лучших танков БТ были переданы в 24 ТП. Оставшиеся 98 танков (преимущественно БТ-2), в период с 8 июля по 5 августа, участвовали в боях на Лужском направлении, в результате чего в строю дивизии на 1 августа оставалось в строю 88 боеспособных танков, 3 из них — БТ-2. Всего в 23-й А за этот период было подбито 37 танков, причем безвозвратные потери по БТ-2 составили лишь 7 машин, 23 машины были отправлены в капитальный ремонт на заводы промышленности.

Характер наиболее типичных повреждений танков в этих боях был представлен в отчете о "Потерях боевых машин 23-й А за период с 22.06 по 1.08.41г.” Как видно из отчета, несмотря на значительное число пробоин, большинство подбитых танков после проведенного капитального ремонта (при наличии ограниченного количества запасных частей) могло быть возвращено в строй. Другое дело — танки, оставленные на территории противника. Даже при незначительных повреждениях их приходилось относить к числу безвозвратно потерянных. Вот почему уже к середине сентября первого года войны количество боеспособных танков БТ-2 в РККА можно было пересчитать по пальцам.

Танкам БТ-2 выпала честь защищать и столицу Советского Союза - Москву. Пять боеспособных машин, вошедших в состав 18-й ТБР, на подступах к г.Гжатску, приняли участие в атаке частей 40-го МК на противника, продвигавшегося в направлении на Мценск. И все же, чем дальше на восток отступали советские войска, тем меньше оставалось в строю боеспособных танков БТ-2. С постепенным же наращиванием выпуска отечественной промышленностью новых танков для РККА потребность в неоднократно ремонтировавшихся, технически устаревших машинах естественным образом отпала. Тем не менее, оставшиеся в строю после боев периода лета-осени 1941 г. немногочисленные танки БТ-2 использовались в боевых действиях.

К лету 1943 г. в частях Ленинградского фронта оставалось только 12 танков. Еще одна машина, правда, не на ходу, входила в состав 107-го ОТБ Волховского фронта. Учебные танки, находившиеся в различных учебных заведениях в течение 1942 — 1943 гг. были списаны и сданы на металлолом.

Модификации танка:

1) Легкий колесно-гусеничный танк БТ-2 с раздельной установкой 37-мм пушки Б-3 и 7,62-мм пулемета ДТ;
2) Легкий колесно-гусеничный танк БТ-2 с пушечным вооружением;
3) Легкий колесно-гусеничный танк БТ-2 с пулеметным вооружением;
4) Инженерный танк СБТ-35;
5) Инженерный танк СБТ-36.

Тактико-технические характеристики БТ-2:
экипаж: 2-3 чел.;
масса: 11,5 т;
длина: 5,50 м;
ширина: 2,230 м;
высота: 2,17м;
вооружение: 37-мм пушка Б-3, 7,62-мм пулемет ДТ;
боекомплект: 92 снаряда, 2709 патронов;
двигатель: авиационный четырехтактный М-5, 400 л.с.;
запас хода по шоссе: 200 км (на колесах), 120 км (на гусеницах);
скорость по шоссе: 72 км/ч (на колесах), 52 км/ч (на гусеницах).
Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5

Сообщение GT-500 » 27 май 2011, 21:01


В этот период велись интенсивные работы по созданию броневой стали, износостойких материалов (сталь для траков гусениц, резина для бандажей катков и т.п.). И наконец, возникли проблемы с основным оружием для танков. Мало того, что снаряд 37-мм пушки БТ-2 обладал недостаточным фугасным действием, так еще и выпуск пушки не обеспечивал в необходимых количествах потребностей танковой промышленности. Вот почему параллельно с серийным выпуском колесно-гусеничного танка БТ-2 конструкторы, технологи, рабочие, представители военной приемки (ВП) ХПЗ в тесном взаимодействии с представителями НИБТ полигона работали над устранением недостатков и дальнейшим совершенствованием машины.

Результатом данной работы явился улучшенный образец - колесно-гусеничный танк БТ-5, который был запущен в серийное производство в 1933 году. Его производство продолжалось до 1934 года, всего было выпущено 1884 танка этого типа. К началу Великой Отечественной войны они состояли на вооружении танковых и мотострелковых дивизий.

Описание конструкции.
Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5 по своей компоновочной схеме полностью повторял своего предшественника — танк БТ-2, но конструктивно отличался от него установкой более мощного вооружения, карбюраторного двигателя М-5 и связанными с этим незначительными изменениями корпуса и башни, а также некоторыми изменениями отдельных элементов гусеничного движителя. В связи с новыми конструктивными изменениями боевая масса машины возросла до 11,6 т, а к концу производства после внесения ряда усовершенствований она достигла 11,9 т. Отделение управления изменений не претерпело, за исключением установки справа от механика-водителя двух огнетушителей — переносного и стационарного. В боевом отделении в новой башне, имевшей по сравнению с башней танка БТ-2 большие размеры, вместе с командиром танка стал размещаться третий член экипажа — заряжающий-пулеметчик. Командир машины, который одновременно выполнял и роль наводчика, размещался слева от орудия, а заряжающий — справа. В нише башни для танков, оснащаемых радиостанцией, было предусмотрено место для ее установки. В моторном отделении, в отличие от танка БТ-2, вместо одной были установлены две аккумуляторные батареи.

По сравнению с БТ-2 бронирование танка БТ-5, за исключением крышки люка механика-водителя, не изменилось. Корпус и башня изготавливались из броневых катаных листов толщиной 6, 10, 13 и 15 мм. Лобовой щиток механика-водителя имел толщину 20 мм, а литая носовая отливка имела толщину лобовой части 40 мм, нижней — 30 мм. В крышке люка механика-водителя за смотровой щелью был установлен смотровой прибор — пуленепробиваемое стекло, заключенное в специальную обойму и рамку. При замене поврежденного стекла в боевых условиях смотровая щель закрывалась броневой заслонкой. В верхней части крышки люка механика-водителя была приварена накладка для защиты щитка водителя от свинцовых брызг. Кроме того, люк механика-водителя был снабжен резиновыми уплотнениями, а верхний наклонный лобовой лист для упрощения производства был выполнен составным из трех частей: нижней и двух боковых. Арка над механиком-водителем в связи с установкой радиостанции была урезана. Для сохранения жесткости корпуса в этом месте устанавливались специальные короба, закрепленные вне боевого отделения и образующие таким образом рубку механика-водителя. Наружные бортовые бронированные листы корпуса танка состояли из двух частей и соединялись между собой снаружи с помощью броневой накладки на заклепках. Для лучшего уплотнения корпуса между внутренними бортовыми листам, угольниками и днищем в местах их соединения были проложены плотняные прокладки на сурике.

Для предохранения трансмиссионного отделения от попадания в него посторонних предметов и грязи над жалюзи была установлена защитная проволочная сетка. Для доступа к жалюзи при проведении технического обслуживания сетка откидывалась на петлях, а во время движения крепилась к заднему листу крыши двумя болтами. Между пятыми и шестыми подкосами во внутренних бортовых листах были сделаны отверстия для выхода воздуха от вентилятора при закрытых жалюзи. В задней части надгусеничных полок были прикреплены грязевые щитки, защищавшие от забрасывания грязи с гусениц на корпус танка при движении. Они были отштампованы из 3-мм конструкционной стали и крепились к полкам и фланцу бортовых редукторов с помощью сварки. В передней части надгусеничных полок крепились съемные грязевые щитки — "крылья", предохранявшие лицо механика-водителя от забрасывания песком и грязью при открытом люке. Они также были отштампованы из 3-мм конструкционной стали и крепились к полкам с помощью петель, а к передней трубе — с помощью болтов. При движении по лесу или крупному кустарнику эти щитки предписывалось снимать с машины.

Крыша над боевым отделением в целях упрощения производства состояла из четырех фасонных листов. Передний лист одновременно являлся крышей рубки механика-водителя и приваривался к боковым листам рубки. Два боковых листа приваривались к верхнему наклонному листу носа и угольникам бортовых листов, а также двумя болтами крепились к угольникам перегородки. Каждый лист имел 12 отверстий для крепления погона башни. Задний лист крепился семью болтами к верхнему угольнику перегородки. Все четыре листа своею внутренней кромкой образовывали круглый вырез. К ним крепился болтами нижний погон башни. Вследствие увеличения диаметра отверстия в крыше под башней была несколько изменена перегородка между моторным и боевым отделениями - она была выгнута и изменена в деталях. Новая бронированная башня увеличенных размеров устанавливалась на шариковом погоне и имела клепаный (цилиндрическая) или сварной (эллиптическая) корпус, состоящий из двух листов, соединенных между собой с помощью накладок. В переднем листе было вырезано прямоугольное отверстие для спаренной установки пушки и пулемета, по бокам располагались две смотровые щели со стеклоблоками и два круглых отверстия для стрельбы из револьвера, закрывавшихся броневыми пробками.

На 230 машинах первого выпуска в заднем листе цилиндрической башни было вырезано прямоугольное отверстие, закрывавшееся снаружи патронным (снарядным) ящиком трапециевидной формы, который одновременно выполнял роль противовеса спаренной установки вооружения и крепился к башне с помощью заклепок. На остальных машинах ящик был заменен овальной (эллиптической) кормовой нишей. В кормовой части башни имелся прямоугольный люк для доступа внутрь ниши, который закрывался запирающейся снаружи крышкой люка на петлях. В крышке люка имелось отверстие для стрельбы из револьвера, закрывавшееся броневой пробкой. Крыша башни состояла из двух листов, один из которых располагался над цилиндрической частью башни, а другой накрывал ее кормовую нишу. В крыше башни располагались два люка для посадки и выхода экипажа (в цилиндрической башне со снарядным ящиком имелся лишь один люк). Над казенной частью пушки располагалось вентиляционное отверстие. Отверстие для перископа находилось в левой части крыши башни, а отверстие для сигнализации — в правой. Кроме того, на крыше башни имелись три кольца (рыма) для демонтажа и монтажа башни, а также два отверстия для прохода тяг, поддерживающих кронштейн подъемного механизма пушки. Полная масса башни с вооружением и боеприпасами достигала 1100 кг, а масса спаренной установки (качающейся части) — 220-250 кг.

Основным оружием танка БТ-5 являлась 45-мм пушка 20К обр. 1932 г. Пушка предназначалась для ведения огня по танкам и бронемашинам, артиллерии, открыто расположенным огневым средствам пехоты и живой силе противника. Она могла вести огонь бронебойными и осколочными снарядами, обладала хорошими по тому времени тактико-техническими показателями. Качающаяся часть пушки была создана на базе качающейся части 45-мм противотанковой пушки 19К обр. 1932 г. Она имела люльку корытообразной формы и клиновой вертикальный затвор с полуавтоматикой инерционно-механического типа, который обеспечивал боевую скорострельность до 15 выстр/мин. Однако сложность подобной автоматики в дальнейшем привела к замене ее полуавтоматикой копирного или скалочного типа. В качестве противооткатных устройств использовались гидравлический тормоз отката и пружинный накатник. 45-мм пушка обр. 1932 г. имела подъемный механизм секторного типа, на маховике которого располагалась кнопка спускового механизма. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, дальность стрельбы прямой наводкой — 3600 м, а максимальная — 4800 м. Бронебойный снаряд массой 1,425 кг имел начальную скорость 760 м/с и на дистанции стрельбы 1000 м пробивал по нормали танковую броню толщиной 37 мм. На дистанции 2500 м этот показатель снижался до 20,8 мм. Осколочный снаряд массой 2,15 кг имел начальную скорость 335 м/с.

Вспомогательным оружием танка БТ-5 являлся спаренный с пушкой 7,62-мм танковый пулемет ДТ, который имел свой автономный прицел, обеспечивавший возможность ведения стрельбы независимо от орудия. Наведение при стрельбе прямой наводкой из пушки и спаренного с ней пулемета и корректировка огня осуществлялись с помощью танковых оптических прицелов ТСМФ и ПТ-1. Танковый телескопический прицел ТСМФ обр. 1930 г. располагался в маске пушки с левой стороны. Он обеспечивал увеличение в 2,5 раза и имел поле зрения 15°. Перископический прицел ПТ-1 обр.1932 г. устанавливался в броневом стакане с левой стороны на крыше башни. Он обеспечивал стрельбу прямой наводкой из пушки и пулемета и круговое наблюдение из танка. Наведение спаренной установки в вертикальной плоскости осуществлялось в пределах от — 5° до +21°. В спаренном положении огонь из орудия и пулемета вел наводчик с помощью ножных спусков пушки и пулемета, расположенных под его правой ногой на подножке. При независимой стрельбе пулемет имел сектор обстрела в вертикальной плоскости + 5° и в горизонтальной плоскости + 4,5°. В этом случае огонь из него вел заряжающий. Боекомплект танков с цилиндрическими башнями состоял из 86 выстрелов, в линейных танках с эллиптическими башнями он возрос до 115 выстрелов и 2709 патронов, расположенных в 43 дисках.

В танках, оснащенных радиостанциями 71-ТК-1, размещалось 75 снарядов. Увеличение боекомплекта машины по сравнению с боекомплектом танка БТ-2 было достигнуто за счет размещения дополнительной укладки снарядов на полу в боевом отделении и размещения снарядов в нише башни. На полу боевого отделения укладывались 29 снарядов. В танках, где не устанавливался электроконтактный прибор, снаряды на полу боевого отделения укладывались по высоте в четыре ряда поперек корпуса на деревянных стеллажах. Сверху стеллажи закрывались специальной стальной крышкой на петлях, образуя фальшпол боевого отделения. На правой и левой стенках корпуса в боевом отделении в специальных укладках (обоймах) размещались 32 выстрела (по 16 на каждой стенке). Выстрелы укладывались вертикально в два ряда. На стенках башни по одну и другую сторону от ниши вертикально размещалось по 7 выстрелов. Укладка выстрелов в башне была разделена на две части, которые представляли собой коробки из листовой стали со специальными отсеками, прикрепленные к нижнему и верхнему листам ниши. В каждой коробке размещалось 20 выстрелов. Укладка пулеметных дисках производилась на правой и левой стенках боевого отделения под снарядной укладкой. На каждой стороне в специальных гнездах размещалось по 19 дисков. Кроме укладки дисков на стенках корпуса, 5 дисков укладывались на стенке башни.

В моторном отделении танка вдоль продольной оси машины устанавливался четырехтактный, двенадцатицилиндровый, V-образный карбюраторный двигатель М-5 жидкостного охлаждения мощностью 400 л.с. (294 кВт) при 1650 об/мин. с двумя сдвоенными карбюраторами пульверизационного типа с постоянным уровнем, системы "Зенит-52". В качестве топлива использовался авиационный бензин. Угол развала цилиндров в 45° был выбран в целях уменьшения до возможного минимума его габаритов. Вместе с тем такой угол развала определял порядок чередования вспышек в цилиндрах через неравные углы поворота коленчатого вала, что усложняло возможность получения двойного зажигания от двух магнето, поэтому на двигателе было установлено зажигание системы "Делько", позволявшее использовать его при любом порядке чередования вспышек в цилиндрах. Система зажигания — батарейная. Свечи зажигания каждого ряда цилиндров двигателя получали электроэнергию от своего трансформатора-распределителя, представлявшего собой комбинацию катушки высокого напряжения с прерывателем-распределителем. Пуск двигателя производился с помощью двух электрических стартеров "МАЧ" мощностью по 1,3 л.с. (0,96 кВт) каждый (или одним стартером "Сцинтилла" мощностью 2 л.с. (1,47 кВт), или "СМС" мощностью 3,5 л.с. (2,8 кВт), а также вручную с помощью заводной рукоятки, установленной на редукторе пуска в боевом отделении. Кроме того, на небольшом количестве машин были установлены стартеры "Бош" мощностью 3 л.с. (2 кВт). Масса двигателя составляла 410 кг. Системы, обеспечивавшие работу двигателя, практически остались такими же, как и на танке БТ-2. Единственное, над чем поработали конструкторы, так это над увеличением запаса возимого топлива и улучшением работы силовой установки в зимних условиях. Емкость двух топливных баков составляла 360 л. На машинах выпуска 1934 — 1935 гг. запас возимого топлива был увеличен до 530 л за счет установки в кормовой части по бортам двух дополнительных баков. В системе охлаждения зимой стали применять низкозамерзающую охлаждающую жидкость (смесь воды со спиртом и глицерином). А для поддержания необходимой температуры во время стоянок и обеспечения пуска двигателя на морозе между картером двигателя и радиаторами системы охлаждения устанавливались два химических обогревателя. Обогреватели приводились в действие за 3 — 4 часа до пуска двигателя и устанавливались в моторном отделении. В пожарном отношении обогреватели были безопасны.

В танке, кроме того, были установлены новый вентилятор системы охлаждения с более высокой производительностью и регулируемые с места механика-водителя жалюзи, которые улучшили поддержание требуемого температурного режима работы двигателя. На танках БТ-5 первых выпусков устанавливалась трансмиссия, аналогичная трансмиссии танка БТ-2. Впоследствии на машинах стали устанавливаться более совершенные агрегаты трансмиссии: многодисковый главный фрикцион новой конструкции сухого трения (сталь по феродо), четырехступенчатая коробка передач улучшенной конструкции и два многодисковых бортовых фрикционов новой конструкции с ленточными тормозами. Остальные агрегаты трансмиссии остались без изменений.

Особенностью танка БТ-5, как и его предшественника — танка БТ-2, являлась установка на них комбинированного колесно-гусеничного движителя. Его конструкция осталась без существенных изменений, за исключением установки усиленных ведущих колес гусеничного хода и новых опорных катков. Ведущие колеса гусеничного хода — стальные, штампованные с наружной резиновой амортизацией, двухдисковые, гребневого зацепления. Диски устанавливались на ступицу бортового редуктора и крепились к ней шестью болтами с гайками. В дисках для уменьшения их массы были сделаны восемь отверстий. Еще в восьми отверстиях располагались стальные втулки, приваренные к диску. Во время эксплуатации постоянно задействованы были только четыре втулки. В отверстия втулок вставлялись пальцы на осях которых симметрично располагались ролики, с помощью которых ведущие колеса за гребни траков вращали гусеницы. От осевого перемещения пальцы с обоих концов фиксировались корончатыми гайками. При увеличении диаметра отверстий втулок выше допустимого во время эксплуатации пальцы с роликами переставлялись на соседние (еще не изношенные) втулки. Диаметр ведущего колеса — 640 мм. Опорные катки — двухдисковые с наружной амортизацией в виде резиновых бандажей.

В отличие от танка БТ-2, диски опорных катков были не литые, а штампованные, сплошные. Диаметр опорного катка остался прежним — 815 мм. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме, напряжение бортовой сети составляло 12 В. Основным источником электрической энергии танка был генератор "Сцинтилла" мощностью 190 Вт или генератор ГП (или ГА) мощностью 180 Вт. При неработающем двигателе источником электрической энергии являлись две аккумуляторные батареи 6СТА УШБ.

263 танка БТ-5 (БТ-5РТ) были оснащены радиостанциями 71-ТК-1 "Шакал" и имели поручневую антенну, расположенную по периметру башни. Это была специальная танковая приемо-передающая, телефонно-телеграфная, симплексная радиостанция с амплитудной модуляцией и с диапазоном частот от 4 до 5,625 МГц, которая обеспечивала дальность связи телефоном на ходу до 15 км и на стоянках до 30 км. В телеграфном режиме дальность связи на стоянках увеличивалась до 50 км. Масса комплекта радиостанции достигала 60 кг. Для связи командира танка с экипажем и ведения переговоров между членами экипажа использовалась система внутританковой телефонной связи с оптическим вызовом — танковым переговорным устройством (ТПУ-З).

Танк имел систему противопожарного оборудования, состоявшую из стационарного тетрахлорного огнетушителя, расположенного в отделении управления справа от сиденья механика-водителя, на стенке корпуса и соединенного трубопроводом с четырьмя распылителями, которые располагались: два над карбюраторами, третий под двигателем, четвертый около трансформаторов системы зажигания двигателя. Для тушения пожара в боевом отделении использовался переносной тетрахлорный огнетушитель, также установленный у механика-водителя. Инструмент подразделялся на: общий инструмент для всей машины (гаечные ключи, отвертки и т.д.), специальный инструмент ходовой части машины и двигателя М-5(инструмент, употреблявшийся для регулировки, проверки и других работ, характерных для данного типа машины). Часть общего инструмента находилась также в специальной инструментальной сумке, располагавшейся в инструментальном ящике внутри машины, там же располагалась часть специального инструмента, имевшего малые габариты. На машине перевозились и некоторые запасные части, подверженные наибольшему износу, которые могли быть заменены силами экипажа: к ходовой части машины, двигателю, вооружению и к приборам наблюдения. Траки укладывались на надгусеничных полках или на радиаторных щитках вместе с шанцевым инструментом. Мелкие детали укладывались в инструментальном ящике.

К двигателю придавались в основном запасные детали системы зажигания и электрооборудования, которые укладывались в отдельном ящике, размещенном в инструментальном ящике. Запасные детали к вооружению укладывались в отдельном деревянном ящике, который размещался внутри машины. Запасные детали к приборам наблюдения укладывались в отделении управления и в башне. Принадлежности и приспособления, необходимые для заправки машины топливом, маслом и водой, укладывались внутри машины в инструментальном ящике. Шанцевый инструмент укладывался снаружи машины. На радиаторном защитном щитке сверху укладывались топор, четыре запасных трака, снизу — двуручная пила. Все они крепились к защитному щитку тремя ремнями. На правом радиаторном щитке укладывались: две большие саперные лопаты, ключ для натяжения гусениц, лом. Они крепились к защитному щитку двумя ремнями. К подъемным и тяговым приспособлениям относились два домкрата, закрепленные в кормовой части машины на грязевых щитках, и две буксирные цепи, которые крепились следующим образом: одна на буксирных серьгах сзади с помощью стального стержня, продетого в обе серьги, другая — спереди танка на двух буксирных крюках.

Серийные модификации:

БТ-5 - линейный танк;

БТ-5РТ - танк с радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-3);

БТ-5/В-2 - БТ-5 с дизельным двигателем;

ХБТ-5 - химический танк.

Тактико-технические характеристики БТ-5:
экипаж: 3 чел.;
масса: 11,9 т;
длина: 5,80 м;
ширина: 2,23 м;
высота: 2,34 м;
вооружение: 45-мм пушка 20К обр. 1932 г., 7,62-мм пулемет ДТ;
боекомплект: 115 снарядов, 2709 патронов;
двигатель: М-5, 12-цилиндровый дизель, 400 л.с.;
запас хода по шоссе: 300 км (на колесах), 120 км (на гусеницах);
скорость по шоссе: 72 км/ч (на колесах), 52 км/ч (на гусеницах).
Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Re: Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2

Сообщение EvMitkov » 28 май 2011, 02:52

ЛЕГЕНДАРНАЯ "БЭТУШКА"...
Спасибо за материал, Призрак! И за БТ -5 - тоже СПАСИБО!!!

"Бэтушки" - любовь моя.
И если старая песня (которую в частях поют до сих пор!) "...По полю танки грохотали..." волей-неволей ассоциируется с "тридцатьчетверкой", то "Марш танкистов" (из к\ф "Трактористы") ассоциируется прежде всего с БТ.

...Броня крепка, и танки наши быстры,
И наши люди мужеством полны.
В строю стоят советские танкисты -
Своей великой Родины сыны.


Гремя огнем, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход,
Когда на с в бой пошлет товарищ Сталин,
И первый маршал в бой нас поведет.

(Когда суровый час войны настанет,
И нас в атаку Родина пошлет.)

Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде,
Мы начеку, мы за врагом следим.
Чужой земли мы не хотим не пяди,
Но и своей вершка не отдадим.


Заводов труд и труд колхозных пашен,
Мы защитим, страну свою храня,
Могучим громом орудийных башен
И быстротой, и натиском огня!


...Всегда мечталось самому собрать "бэтушку". Восстановить, или на крайний случай - изготовить новодел. Не довелось. Помогать питерцам - помогал, а вот самому ЛИЧНО - ПОКА НЕ ДОВЕЛОСЬ. ПОКА!
А тему БТ обязательно разверну и продолжу.
ОБЯЗАТЕЛЬНО!



С уважением, Е.М.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13915
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5

Сообщение EvMitkov » 28 май 2011, 03:02

Я уже кой-чего выкладывал на форум по "бэтушке" - это тут:
http://dogswar.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=13

И ОЧЕНЬ РАД ПРОДОЛЖЕНИЮ ТЕМЫ!

Буду открывать отдельную тему на форуме!
С уважением,
Е.М.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13915
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7

Сообщение GT-500 » 30 май 2011, 16:07

К началу 1934 года техническая документация на танк, получивший наименование БТ-7 была готова. Первый прототип танка был сделан к празднику труда - 1 мая, а второй - к очередной годовщине Октябрьской Революции 7 ноября 1934 года.


Начались испытания опытных образцов летом и продолжились осенью 1934 года. По их результатам была забракована оригинальной конструкции башня, сделанная в форме эллипса со скошенной крышей, на которую можно было ставить без внесения существенных изменений все существовавшие тогда танковые орудия от 45 мм. до 76 мм. Причиной отказа от этой башни было раздельное крепление орудия и пулемёта в ней. Так же после испытаний решили отказаться от курсового пулемёта и упростить корпус.

В итоге в серию пошёл танк, далёкий от прототипа и более похожий на БТ-5. Дело в том, что на серийные БТ-7 до 1935 года ставили башню от БТ-5. Однако серьёзное отличие нового танка от его предшественника крылось в новом двигателе М-17Т, а так же в корпусе, который был шире чем у БТ-5, но с более обтекаемой но с более обтекаемой ходовой частью. БТ-7 стал и особенно его последние модификации, стали пиком совершенства советских колёсно-гусеничных танков, построенных по проекту Кристи. В этом танке были по максимуму устранены недоработки, которые приводили к проблемам с эксплуатацией БТ-2 и БТ-5. Однако создать средний ударный и максимально универсальный танк из БТ-7 не удалось, так как бронирование оставалось на низком, как собственно и у других таков довоенной постройки, как советских, так и зарубежных, уровне. К тому же 45 мм пушка уже не удовлетворяла требований современных войн. В 1940 году выпуск БТ-7, который стал символом мощи танковых частей Красной Армии в довоенный период, прекратился. Всего было выпущено 5587 танков БТ-7 всех модификаций.

Модификации.
Производились следующие модификации танка:

Исходная модификация, об. 1935 года, с круглой башней, как у БТ-5, с карбюраторным, мощностью 400 л. с., двигателем М-17Т.

В 1937 году начался выпуск модификации БТ-7 с конической башней и увеличенным боезапасом - 188 артвыстрелов. В кормовой нише стали устанавливать пулемёт ДТ. Для ночной стрельбы танк оборудовали двумя фарами прожекторного типа, которые ставились на маске пушки. Толщина брони на этой модификации увеличилась - лобовая броня достигла 22 мм, а масса танка соответственно увеличилась почти до 14 т.
Ещё одной особой модификацией танка был танк БТ-7А. С 1936 по 1938 год выпустили 154 артиллерийских модификаций танка БТ, оснащённых башней от танка Т-26А (Т-26-4) в которой устанавливалось короткоствольная 76 мм пушка КТ-26. Дополнительное вооружение составляли два пулемёта ДТ - один в шаровой установке справа от пушки, а второй - в кормовой нише. Так же на крыше башни танка была предусмотрена установка зенитного пулемёта калибром 7,62 мм. Боекомплект танка составлял 50 выстрелов к пушке (при наличии на танке радиостанции - 40 выстрелов) и 3339 патронов к пулемётам ДТ. Установка новой башни повлекла некоторые изменения в конструкции корпуса танка.

Самым существенным изменением, которое претерпели танки в серии БТ, стала установка дизельного двигателя B-2, не имевшего аналогов в мире. В результате смены силовой установки появилась модификация БТ-7М. Внешне этот танк не отличался практически от исходной модификации об. 1937 года (с конической башней).

Превосходство дизельных двигателей, как силовых установок танков, над карбюраторными, стала очевидна после гражданской войны в Испании. Поэтому в СССР в конце 1930-ых годов был разработан ряд дизельных двигателей, что было очень важно в преддверии войны (если мы вспомним, все танки военного периода постройки были оснащены дизелями). И первым танком, на котором новый тип силовых установок был опробован, был танк БТ-7М.

Благодаря дизельному двигателю значительно улучшились динамические характеристики танка, в частности его скорость. Высокая экономичность двигателя позволяла при уменьшенном возимом запасе топлива увеличить значительно запас хода танка.

Наиболее совершенная машина серии БТ была построена в количестве 706 штук в 1939-1940 годах и была заменена в производстве танком Т-34. В модификации БТ-7М был достигнут технический максимум лёгких колёсно-гусеничных танков.

Помимо серийных машин, на базе БТ-7 был создан ряд экспериментальных образцов, представлявших большой интерес. Среди них:
БТ-ИС с приводом колёсного хода на три пары колёс, благодаря чему была значительно повышена проходимости танка на колесах (при снятых гусеницах); БТ-ИС обладал увеличенной толщиной брони.

БТ-СВ-2 "Черепаха" с характерной оригинальной формой корпуса и башни (о чём свидетельствует название танка).

Радиоуправляемые танки ТТБТ-7 и ТУБТ-7.

Был создан, но в серию не пошёл командирский танк, с которого была снята башня, а вместо неё была установлена неподвижная рубка. За счёт этого на танке была размещена мощная радиостанция.

Так же существовала огнемётная модификация БТ-7 называвшаяся ОТ-7 и машина предназначенная для заражения местности (химический танк) ХБТ-7.

Для серийных модификаций БТ-7 был создан ряд приспособлений, предназначенных для облегчения эксплуатации танка (и для выполнения особых задач) в различных условиях - болотоходные гусеницы, деревянные фашины и т. д. Однако эти приспособления так же остались в основном экспериментальными.

Применение.
БТ-7 получил боевое крещение на Халхин-Голе в 1939 году. Там танки этого типа прошли расстояние в 500 км на колёсах, и одев гусеницы вступили в бой. Ввиду отсутствия у врага серьёзных оппонентов для советской машины, БТ-7 в целом показали себя очень хорошо. Однако отмечались следующие проблемы: слабая броневая защита, отсутствие (на большинстве машин) радиосвязи, а так же требовавшая высокой степени подготовки механиков-водителей сложность в управлении. Затем БТ-7 применялись в "освободительном походе в Польшу" после раздела этого государства. Там остро проявился один недостаток: сложность в управлении.

Во время "Зимней войны" с Финляндией БТ-7 вызвали ряд нареканий, как впрочем и большинство других танков, принявших участие в этой кампании. Однако ввиду общего численного превосходства над противником, а так же ввиду фактического отсутствия у него танков (у финнов было лишь незначительное число танков "Виккерс" 6 тонный), все недостатки советского танка не могли оказать серьёзного отрицательного влияния на ход кампании.

Однако несмотря на бытующее сегодня мнение о полном устаревании танка БТ-7 к 1941-ому году, это утверждение не совсем соответствует действительности. БТ-7 был уникальной для своего времени машиной, обладавшей исключительными динамическими характеристиками и обладавшей относительно хорошими для лёгких танков характеристиками вооружения и защищённости. В сравнении с немецкими танками, с которыми БТ-7 предстояло столкнуться в ходе самого серьёзного испытания боем, советский танк смотрелся вполне убедительно. Немецкие машины Pz-I и Pz-II не шли в сравнение с БТ, от которого они отставали по всем (практически) исключения характеристикам. С составлявшим 25% немецкого танкового парка к 1941 году, танком чешского производства Pz-38(t), БТ-7 был в целом на одном уровне, т. е. схож по характеристикам. А превосходство немецких танков Pz-III и Pz-IV в мощи вооружения и толщине брони могли в некоторой степени компенсироваться превосходными динамическими характеристиками советского быстроходного танка.

В годы Великой Отечественной войны танки БТ-7 наиболее активно использовались в её начальный период, когда они наряду с Т-26 составляли основу танкового парка СССР, символом мощи которого они являлись. Огромные потери этих машин постепенно снижали их число в действующем парке РККА, и к 1943 году применение БТ-7, ввиду малого их количества, было уже ограничено. Тем не менее БТ-7 приняли участие и в сражениях заключительного этапа войны - они применялись в феврале 1944 года в операции по снятию блокады Ленинграда, а в августе-сентябре 1945 года были применены в операции по уничтожению Японской Квантунской армии в Маньчжурии, в операции которая положила конец Второй Мировой Войне. В Северном Китае БТ-7 сумели проявить, в условиях полного превосходства РККА над противником и ввиду отсутствия у японцев, как и на Халхин-Голе современных танков, свои наилучшие характеристики.

Так же в период ВОВ танки БТ всех модификаций внесли свой немаловажный вклад в подготовку танкистов, будучи используемыми в учебных подразделениях РККА.

Завершительным эпизодом в карьере "советского танка Кристи" БТ-7 стал парад победы в Харбине в сентябре 1945 года. Эксплуатация танка и извлечённые из неё уроки внесли весомый вклад в развитие советского танкостроения.

Тактико-технические характеристики БТ-7:
вес: 13,8 т;
экипаж: 3 чел.;
длина: 5,66 м;
ширина: 2,29 м;
высота: 2,42 м;
двигатель: бензиновый М-17Т;
мощность двигателя: 373 кВт (500 л.с.);
количество передач: 12;
скорость по шоссе: 72 км/ч (на колесах), 52 км/ч (на гусеницах);
запас хода по шоссе: 500 км (на колесах), 350 км (на гусеницах).

Автор: Клестов Ф.В.
Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Re: Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7

Сообщение EvMitkov » 05 июн 2011, 04:52

Доброго времени суток всем!
Как обычно, постараюсь проиллюстрировать материал Призрака снимками из "атаманского запасу" - из прошлого и настоящего легендарной "бэтушки"

БТ-2 в "лаптях" для уменьшения давления на грунт и увеличения проходимости. Финская Кампания. 1940-й.


БТ-г. Наши дни.


БТ-5 с РС на башне. Проект Гроховского. Конец 30-х.


БТ-7М. Наши дни.


БТ-2. Июнь 41-го.


БТ-7. На ходу. 2010 год.


БТ-5. Марьино. Наши дни.


БТ-2.


БТ-7. Рабочее место мехвода - справа хорошо виден закрепленный по походному руль -"баранка" для режима хода на колесах.


Рабочее место мехвода. Другой ракурс.



С уважением, Е.М.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13915
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7

Сообщение Pahomov » 06 июн 2011, 01:56

Евгенич, как всегда, в своём репертуаре: для него
"лучший автомат - это танк!" :P
Ему волю дай - он и за хлебом на Ольгинскую на своей "тридцатьчетверке" бы ездил, а на "тигре" бы огурцы с укропом на рынок возил бы! :lol:
С уважением ко всем, Юрий Пахомов
Аватара пользователя
Pahomov
 
Сообщения: 172
Зарегистрирован: 29 мар 2011, 22:46
Откуда: Ростов/Дон; Россия.

Re: Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7

Сообщение гришу » 18 июл 2011, 17:33

Добавлю, вот такую модефикацию Командирский БТ - 7
я хорошо схожусь с людьми особенно в штыковую
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 7749
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7

Сообщение гришу » 18 июл 2011, 17:50

Экранированный БТ
26 июня 1941 года вышло постановление, согласно которому завод № 183 в Харькове должен разработать экранировку для танков БТ-5 и БТ-7. 15 июля 1941 года экраны были готовы, броню заказали в Мариуполе на заводе № 48.К сожалению, заключение об испытаниях было подписано 17 сентября 1941 года, то есть за считанные недели до захвата Харькова немцами. Те не многие, что успели зделать, пропали в боях под Одессой.



я хорошо схожусь с людьми особенно в штыковую
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 7749
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7

Сообщение EvMitkov » 18 июл 2011, 18:29

Доброго времени суток!
Спасибо за дополнительную информацию по "бэтушкам": снимки командирских и "химических" машин попадались, а вот об экранированных машинах только слыхал. Еще в ту пору, когда Мариуполь назывался Ждановым, некоторые мастера вспоминали, что занимались изготовлением бронеэкранов для БТ, причем часть бронеплит-заготовок пролежала на заводском Земляном дворе вплоть до начала 70-х, после чего была пущена на корпуса испарительных установок для МПТК "Стрела".
Давно мечтаю восстановить "бэтушку", потому как кому-то помогать - это одно, а когда она стоит в ТВОЕМ ангаре - это другое.
Но в наших краях ни в земле, ни в воде, ни в иле их практически не осталось, а достойной колесно-гусеничной базы для серьезного новодела - ....
С уважением, Е.М.
С Дона - выдачи нет!
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 13915
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

След.

Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 5