Т-60. ПОДЪЁМ ТАНКА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

Т-60. ПОДЪЁМ ТАНКА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Сообщение EvMitkov » 05 май 2011, 04:13

Доброго времени суток всем и
с приближающимся ДНЕМ ПОБЕДЫ!

Вот, еще одна боевая машина Великой Отечественной вышла из небытия. И по моей информации, и по сообщениям СМИ ( примерно от 01-02.05.2011) в конце апреля у нас подняли "шестидесятку".
Чтобы не повторяться, - вот статья из открытого источника -
"Вести.ру" от 01.05.2011.

Под Волгоградом нашли редчайший образец боевой техники
Автор: Наталья Гордеева


В Волгоградской области со дна высохшей реки подняли танк Т-60, участвовавший в боях под Сталинградом. Таких боевых машин в мире остались считаные единицы, и теперь реликвии предстоит тщательная реставрация. Через полтора года он сможет принять участие в юбилейном параде, посвященном победе в Сталинградской битве.

Подъем начали ровно в десять часов, и занял он не больше 30 минут.Тем не менее, все меры предосторожности были соблюдены: ведь боевая машина пролежала под водой 68 лет, и броня, как бы ни была она крепка, стала хрупкой.

Когда машину окончательно подняли и смыли с ее поверхности грязь, стало понятно, что это Т-60. До этого дня в мире было всего пять экземпляров этого танка, этот - шестой. Т-60 - легкий танк, поставленный на вооружение в августе 1941 года, когда Красная Армия почти растеряла весь свой танковый резерв. За полтора года их выпустили шесть тысяч штук, и именно они помогли дожить до того момента, когда страна сумела наладить в полном объеме производство танков Т-34.

Председатель Комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области Владимир Васин рассказал о технических особенностях находки:
"Эти танки запросто перепрыгивали окопы и атаковали немцев сзади. Немцы их очень боялись и называли "нескончаемая саранча", так как они прыгали и их было много".

От себя: немецкое войсковое название этих машин - "Die endlose Heuschrecke" - правильнее переводится, как назойливая саранча, что более соответствует отношению немецких солдат к "шестидесятке". Ну, а по поводу прыжков...
Комментируя слова Васина, поневоле вспоминаешь один из законов Мэрфи:
"Каждый руководитель стремится достичь уровня максимальной некомпетентности" Но об этом - ниже. Е.М.


Маневренный и легкий, этот танк все-таки имел свои недостатки. Самая толстая броня, расположенная в лобовой части машины, была толщиной всего 3,5 миллиметра, и ее можно было легко прошить из пулемета.
Похоже, что экипажу найденной боевой машины удалось уцелеть: останков танкистов не нашли. Остальные находки, за исключением стеклянной фляги, находятся почти в идеальном состоянии. Теперь важно расшифровать серийный номер танка, и тогда через архивы Министерства обороны РФ можно будет узнать имена членов экипажа, в какой части они воевали, где был произведен этот танк.
Директор ГУ "Волгоградпатриотцентр" Михаил Кудинов с гордостью уточнил:
"На 90 процентов можно сказать, что подняли мы нашего земляка. Всего четыре завода в стране выпускали танк этот, и один из них – наш завод "Судоверфь". Но для всех без исключения таких танков гусеницы делал Сталинградский тракторный завод".
Если прошлое этой машины еще только предстоит восстанавливать, то ее ближайшее будущее уже известно точно. Танк отправят в Волгоград, где подготовят к транспортировке в Москву. Боевую машину ждут в мастерских музея Вадима Задорожного. С волгоградскими поисковиками он уже связался и предложил совершенно бесплатно восстановить этот танк и даже поставить на ход, чтобы 2 февраля 2013 года он возглавил колонну бронетанковой техники на параде в честь 70-й годовщины Победы в Сталинградской битве.

Наталья Гордеева. Вести.Ру 01.05.2011 07:22

Кстати говоря, видеорепортаж о подъёме машины лежит на официальном сайте "Вестей! вот тут в очень хорошем качестве и транслировался по каналам "Россия -24" и РТР
http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=334728

После Дня Победы поеду к ребятам, посмотрю.
Если только успею.
Потому, что по чести говоря - порочная практика "отправки для восстановления" в район Белокаменной - мутная штука. Если техника имеет относительно приличную стоимость из-за раритетности или проч, такие единицы попросту , "через заднее крыльцо, через товаровед" уходят в те коллекции и музеи, которые ПЛАТЯТ. Но - не поисковикам.
Чиновникам.
С похожей историей мы столкнулись прошлый год, когда в Ростовской Области по весне подняли в состоянии ИЗУМИТЕЛЬНОЙ СОХРАННОСТИ "Штуг-III", пролежавший на глубине ок. 3м в притоке р.Подпольной с 42-го.


Ил - отменнейший консервант.

Машину с при поддержке знакомых из СКВО, подняли, поставили сначала "из положения риз"



в положение - "на колени",

а затем приподняли и " с колен".

И если найденная техника и вооружение отечественного производства официально считается собственностью МО РФ, и определить ее юридический статус после обнаружения и восстановления зачастую бывает казуистически сложно, то "забугорная" техника причисляется к числу "военных трофеев" и тут уж - " кто раньше встал - того и тапки". А тапки всегда - у чиновников. "Штуг" с подачи "официальных лиц" отправили на трейлере "в Сторону Москвы", "для восстановления в Кубинку",но до этих мест он так и не доехал.



А буквально на прошлой неделе мои друзья скинули мне крайне любопытную информацию, согласно которой машина эта всплыла в одной из частных коллекций БТТ в Германии, у тамошнего "богатенького Буратины". По мере возможности я проверил - так и есть. Кто за это получил откат, кто давал разрешение и организовал вывоз - концы туда же, в воду, в которой САУ пролежала столько лет.
Очень серьезно опасаюсь, что "шестидесятка" разделит судьбу очень многих машин, возникших из забытья и снова сгинувших. По крайней мере, ребятам из Волгограда в праве на восстановление танка тихо, вежливо но твердо ОТКАЗАЛИ. Мотивировка - "НЕКОМПЕТЕНТНОСТ Ь И ОТСУТСТВИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬН ОЙ БАЗЫ". Это у нас-то, там, где собраны "Тигр", несколько "тридцатьчетверок" и других машин?!!!


Для тех, кто интересуется теми Т-60, которые еще не украдены.

Один из предсерийных прототипов танка Т-60, разработанный на заводе № 37 под обозначением 0-60 экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке. До начала XXI века он считался единственным уцелевшим танком этого типа. Однако в начале 2000-ых гг. были найдены ещё как минимум несколько машин Т-60.





Один из них в полуотреставрированном состоянии находится в финском танковом музее в Парола, утраченную пушку ТНШ финны заменили на "качалку" 37мм РаК-36 с самодельной маской.


Еще один Т-60 был найден (в разрушенном состоянии) на месте последнего боевого массового применения Т-60 — в Синявинских болотах под Санкт-Петербургом. Тем не менее, этот танк был восстановлен до ходового состояния, машина находится в Музея техники Вадима Задорожного, посёлок Архангельское Московской области.











Ещё один Т-60 установлен как памятник в посёлке Глубокое Каменского района Ростовской области. (Каменск-Шахтинский - город на северо-западе Ростовской области (61 регион РФ), находится на автомагистрали М-4 и железнодорожной станции "Каменская", находящейся на магистрали Сибирь-Юг. Расположен у северо-восточных отрогов Донецкого кряжа, на реке Северский Донец (правый приток Дона). Население города составляет порядка 100 тысяч жителей (2002 год). Основан в 1671 году.) Это уже совсем недалеко от меня.









Машина находилась в очень плохом состоянии. Двигатель восстановлению не подлежал, ходовую восстановили частично, в частности, - на танке установлены гусеничные ленты от трактора ДТ-75.















История создания и боевого применения этой машины широко и общеизвестна. Т-60 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-70. Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны 1941—1943 гг. Небольшое число уцелевших в боях Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны. На базе Т-60 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси. Вскоре после окончания войны Т-60 был снят с вооружения Советской Армии.
Спустя всего три дня после начала Великой Отечественной войны, 25 июня 1941 года, московский завод № 37 получил приказ о снятии с производства лёгкого (по тогдашней классификации малого плавающего) танка Т-40 и начале переоборудования заводских производственных мощностей под выпуск лёгкого танка непосредственной поддержки пехоты Т-50. Однако для выполнения этого решения требовалась полная реконструкция завода № 37 и завода-поставщика бронекорпусов, что при сложившейся ситуации было совершенно неприемлемо. Более того, коллектив завода № 37 с большим трудом справлялся с планами выпуска относительно несложного по конструкции танка Т-40. Производство Т-50 было на порядок сложнее в технологическом плане, что только усложняло поставленную задачу
Поэтому главный конструктор завода № 37 Н. А. Астров с самого начала видел бесперспективность попыток освоения серийного выпуска Т-50 на своём предприятии. Вместо этого он и сотрудники его конструкторского бюро за две недели в конце июля 1941 года спроектировали и изготовили прототип нового лёгкого танка на базе хорошо освоенного на заводе плавающего танка Т-40. От последнего были заимствованы компоновочная схема, узлы ходовой части, трансмиссии, электрооборудование и установка вооружения. За счёт отказа от возможности движения на плаву (в начале войны Т-40 практически не применялись в таком качестве) были увеличены по толщине и установлены под более выгодными углами лобовые бронеплиты танка. Изначально вооружение осталось прежним по сравнению с Т-40 — один 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт ДШК и один 7,62-мм пулемёт ДТ. После согласования с представителем военной приёмки В. П. Окуневым, Н. А. Астров написал письмо на имя И. В. Сталина с информацией о новой машине и предложением о её выпуске на заводе № 37 вместо Т-50.

В дальнейшей истории создания Т-60 мнения экспертов расходятся.
Существует два варианта изложения событий, один канонический, изложенный в статьях Е. И. Прочко и И. Г. Желтова с соавторами, а второй выдвинут известным российским историком М. Н. Свириным.

Согласно каноническому варианту, построенный первый опытный образец нового танка под заводским обозначением 0-60 уже на следующий день был продемонстрирован народному комиссару танковой промышленности В. А. Малышеву и он был прототипом серийных Т-60. М. Н. Свирин на основании анализа документов Народного комиссариата танковой промышленности утверждает, что обозначение «Т-60» было изначально присвоено прототипу сухопутного варианта танка Т-40 под заводским индексом 0-30, серийная версия которого сейчас известна как Т-40С или Т-30. Соответственно этому предположению, именно сухопутная версия Т-40 с усиленным бронированием была показана В. А. Малышеву; а та машина, которая сейчас известна как Т-60, была разработана позже. Как следствие, время от начала работ по Т-60 (вначале «сухопутный» 0-30 и лишь потом «пониженный корпус» 0-60) до постройки прототипа 0-60 было больше двух недель. Однако эти две недели, широко упоминающиеся в публикациях, имеют своим первоисточником мемуары Н. А. Астрова и вполне могут относиться к завершающей фазе разработок, когда 0-30 был запущен в серию и конструкторы трудились только над «пониженным корпусом».

Если не считать этой неясности с типом показанного В. А. Малышеву опытного образца, в дальнейшем упомянутые выше авторы сходятся в описании событий. В. А. Малышев предложил перевооружить машину авиационной 20-мм автоматической пушкой ШВАК. Он организовал встречу Н. А. Астрова с конструкторами авиационного вооружения из ОКБ-15 и ОКБ-16 для проработки вопроса установки пушки ШВАК в танк. Интересным фактом в мемуарах конструктора является замечание о том, что ему пришлось уговаривать конструктора авиационного вооружения Шпитального, «человека довольно вельможного», чтобы разработать танковый вариант авиапушки ШВАК.
Так или иначе, в результате совместных действий был создан танковый вариант этого орудия. Его установили на второй опытный образец танка 0-60, который был показан Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину на испытаниях. В кратчайшие сроки они были завершены и постановлением Государственного Комитета Обороны танк был принят на вооружение под индексом Т-60. Заводам №№ 37, 264 (Красноармейский судостроительный в г. Сарепта), Горьковскому Автомобильному (ГАЗ) и Харьковскому Тракторному (ХТЗ) было предписано изготовить 10000 танков типа Т-60. Для ознакомления с конструкцией танка завод № 37 выпустил предсерийные образцы Т-60 для ГАЗ и ХТЗ.


Впоследствии 20-мм пушка ещё конструктивно дорабатывалась до декабря 1941 года включительно, когда её официально приняли на вооружение под обозначением ТНШ (или ТНШ-1 — Танковая Нудельмана-Шпитального).

Однако для развёртывания массового производства новых танков не было достаточного количества конструкторских чертежей и документации. Эти материалы были подготовлены в сентябре—октябре 1941 года коллективом завода № 37 уже под немецкими бомбардировками Москвы и на пороге эвакуации. Главный конструктор завода № 37 Н. А. Астров лично перегнал опытный Т-60 из Москвы в Горький (это было зачтено как ходовые испытания танка) и в середине октября туда же был доставлен комплект конструкторской и технологической документации. Конструкторы ГАЗа во главе с А. М. Кригером (также А. Я. Фрейдлин, С. А. Батанов, К. М. Чивкунов) провели большую работу по дальнейшему упрощению конструкции танка Т-60 и её адаптации к производственным возможностям ГАЗа. В ноябре 1941 года первые серийные горьковские «шестидесятки» были поставлены в войска. Именно конструкторы ГАЗа разработали эффективный предпусковый подогреватель двигателя, который стал неотъемлемой чертой всех дальнейших машин конструкции Н. А. Астрова. Сам главный конструктор с октября 1941 года работал над дальнейшим усовершенствованием боевых возможностей лёгкого танка. Эти работы в декабре 1941 года завершились созданием лёгкого танка Т-70, который использовал достаточно много узлов и агрегатов от только что освоенной в производстве «шестидесятки»
С запуском в серию дальнейшее развитие Т-60 было продолжено, поскольку его бронирование и вооружение уже не отвечали требованиям времени. Толщину брони лобовых плит с наименьшими углами наклона и передних скуловых граней башни, наиболее подверженных вражескому огню, увеличили с 25 до 35 мм. По предложению НИИ-48, на лобовой части корпуса и башни Т-60 позднего выпуска стали устанавливаться броневые экраны толщиной 10 мм. Экранировка выполнялась таким образом, чтобы между экраном и бронекорпусом существовал воздушный промежуток, то есть Т-60 становился танком с разнесённым бронированием. Такая конфигурация защитных элементов позволяла более эффективно противостоять бронебойным снарядам — экран разрушал наконечник снаряда и уменьшал его нормализацию, а основная броня задерживала снаряд или его осколки. Это усовершенствование было с удовлетворением встречено в войсках на фронте. С вооружением дела обстояли не так успешно — на опытных танках Т-60 испытывались различные более мощные орудия по сравнению со штатной ТНШ, но ни одно из них не было принято к серийному выпуску. После появления нового лёгкого танка Т-70 эти работы продолжились уже применительно к нему, а акценты в усовершенствовании Т-60 сместились в сторону создания на его базе самоходных артиллерийских и зенитных установок
После разработки лёгкого танка Т-60 московский завод № 37 выпустил 20 машин этого типа, после чего в ноябре 1941 года началась его эвакуация в Свердловск. Бронекорпуса Т-60 для завода № 37 в Москве производил Коломенский машиностроительный завод имени Куйбышева. В октябре 1941 года его цеха, занимавшиеся выпуском бронекорпусов для Т-60, были эвакуированы в Киров на площадку Кировского машиностроительного завода Народного комиссариата путей сообщения имени 1 Мая. На базе этих двух предприятий был создан новый завод № 38, который в январе 1942 года построил свои первые танки Т-60 по чертежам завода № 37. Красноармейский судостроительный завод (№ 264) в г. Сарепта под Сталинградом также наладил выпуск лёгких танков Т-60. Самое большое количество лёгких танков Т-60 в 1941—1942 гг. построил ГАЗ. В качестве смежников в технологическом процессе изготовления бронекорпусов и башен Т-60 участвовали Подольский и Ижорский заводы (для московского завода № 37), Выксунский завод (для ГАЗа), Новокраматорский машиностроительный, Ворошиловградский паровозостроительный и Мариупольский металлургический имени Ильича (для ХТЗ). 20-мм пушки поступали с Ковровского завода № 2, Тульского оружейного завода № 535, Медногорского завода № 314 и Куйбышевского завода № 525. Траки изготавливались на Сталинградском тракторном заводе имени Дзержинского

Боевое применение
В Рабоче-Крестьянской Красной Армии

Впервые в бой Т-60 пошли в сентябре 1941 года в составе 10-й танковой бригады, действовавшей в Полтавской области. В больших количествах они участвовали в сражениях 1941—1943 гг., начиная с битвы за Москву, кончая полной деблокацией Ленинграда в январе 1944 года. Особенно была велика роль Т-60 при обороне Москвы — вследствие катастрофических потерь материальной части и эвакуации танковых заводов уровень выпуска средних и тяжёлых танков резко упал, не покрывая даже самой минимальной потребности РККА в этих боевых машинах. Как результат, они замещались более лёгкими «шестидесятками». В ходе парада 7 ноября 1941 года по Красной Площади прошло 48 взятых из резерва Т-60. После парада они были сразу направлены на фронт. 13 декабря 1941 года, уже после начала контрнаступления советских войск, первые выпущенные в Горьком Т-60 приняли участие в боях под Москвой

В ходе кампании 1942 года Т-60 использовались на всех фронтах, начиная от блокадного Ленинграда и кончая потерянным Крымом. В блокадный Ленинград «шестидесятки» доставлялись речным путём, замаскированными на баржах с углём, которые не вызывали у господствовавшей в воздухе немецкой авиации особого интереса. Таким образом незаметно для противника было осуществлено перемещение 61-й танковой бригады. Т-60 активно применялись во время всех фаз Сталинградского сражения и его трагической для РККА прелюдии — Харьковской операции на Барвенковском выступе. Потери были высоки, так как к тому моменту немецкие противотанковые орудия, танки и САУ намного превосходили по классу Т-60. Вполне естественно, что советские танкисты из-за лёгкой брони и вооружения не слишком жаловали Т-60, называя его БМ-2 — «братская могила на двоих» (впрочем, «братскими могилами» называют все танки).

С другой стороны, к Т-60 практически не было эксплуатационных претензий, что было более чем частым явлением применительно к Т-34 и КВ-1. Были и танкисты, которым Т-60 нравился — например «шестидесятки» 91-й танковой бригады носили такие названия, как «Грозный», «Орёл», «Смелый». Уже к концу 1942 года Т-60 стали постепенно убирать с передовой по мере насыщения войск Т-34, выпуск которых многократно возрос, и новой более боеспособной моделью лёгкого танка Т-70. В свою очередь немецкие войска также оценили если не качество, то количество Т-60 и прозвали их «саранчой»

Т-60 продолжали активно использоваться в течение следующего 1943 года. «Звёздным часом» «шестидесятки» стал прорыв блокады Ленинграда, начавшийся 12 января 1943 года. Тогда в бой пошла упоминавшаяся выше 61-ая танковая бригада вместе с 86-ым и 118-ым отдельными танковыми батальонами. Эти части действовали в первом эшелоне 67-й армии и за первый день, форсировав Неву, они захватили плацдарм глубиной 2—3 км. При этом использовались только лёгкие танки, поскольку именно они обладали самым необходимым преимуществом в тот момент — низким удельным давлением на опорную поверхность. Это позволило советским машинам пройти Неву по льду без подготовки. Средние и тяжёлые танки сумели вступить в бой только на следующий день, когда инженерно-сапёрные части подготовили усиливающий настил для их перехода через Неву. Танки 61-ой бригады первыми соединились с частями Волховского фронта и за этот успех она получила звание гвардейской. О недостатках и достоинствах Т-60, а также мужестве его экипажа в составе командира лейтенанта Д. И. Осатюка и механика-водителя старшины И. М. Макаренкова в ходе этих боёв свидетельствует следующий фрагмент из книги «Танкисты в сражении за Ленинград»

Вырвавшись вперёд, на рассвете 18 января у Рабочего поселка № 5, они заметили три танка. Волховцы хотели выскочить из машины, бежать навстречу, но увидели, что это гитлеровские танки идут в контратаку. Что делать? Начинать поединок с врагом на своей малютке, имеющей 20-мм пушку, — бессмысленно. Решение созрело мгновенно. Командир танка подал команду механику-водителю: «Отходи к той роще, на опушке которой заняли огневые позиции наши орудия!»

Танк, маневрируя, делая неожиданные и резкие повороты, ускользал от огня гитлеровских танков, а Осатюк вёл по ним огонь, пытался ослепить, оглушить врага. Дуэль продолжалась несколько минут. Были моменты, когда казалось, что вот-вот бронированные чудовища настигнут, навалятся и раздавят. Когда до рощи оставалось около 200 метров, машина Осатюка резко повернула налево. Головной гитлеровский танк также развернулся, но попал под огонь наших орудий и запылал. Затем был подбит и второй танк, а третий покинул поле боя.

«Теперь, Ванюша, вперёд!» — приказал командир водителю. Догнав свою роту, они увидели интересную картину — танкисты загнали пехоту противника в огромный котлован. Гитлеровцы упорно сопротивлялись, забрасывали наши танки гранатами. Было ясно, что медлить нельзя, фашисты успеют окопаться. Осатюк приказывает Макаренкову накатать след к обрыву, проложить колею. Затем танк, набирая скорость, устремился к котловану, пролетел в воздухе и врезался в фашистов.

«Молодец!- крикнул лейтенант — Теперь действуй!». Машина на большой скорости понеслась по дну котлована, уничтожая гитлеровцев огнём и гусеницами. Сделав несколько кругов, танк сбавил ход, вышел на середину котлована и остановился. Всё было кончено. Подошли свои.


За этот бой экипаж в полном составе был удостоен почётных званий Героя Советского Союза. Стоит заметить, что лёгкий танк Т-60 №164 Т-60 Д. И. Осатюка, одним из первых пробившийся на Большую Землю, пережил войну и с марта 1947 года экспонировался в Музее обороны Ленинграда. Однако после ликвидации музея этот танк бесследно исчез.
Вообще же Волховский и в особенности Ленинградский фронты сохраняли большое количество старых машин в своих рядах вплоть до 1944 года включительно. В операции по окончательному снятию блокады Ленинграда участвовали БТ-7, Т-38 и единичные Т-28, КВ-1 первых выпусков и большое количество Т-60, которые на других фронтах уже не были танками первой линии и выполняли другие функции. Например, почти четверть (21 из 88) танков 1-й танковой бригады Ленинградского фронта были именно «шестидесятки».
Участвовали Т-60 и в Курской битве. Так, в составе 1 танковой армии имелось 18 танков этого типа, в составе 86 танковой бригады (Воронежский фронт, 38 армия) — 15 танков.

Начиная с конца 1942 года в войска стало поступать всё больше и больше новых танков Т-34 и Т-70. Как следствие, более слабые Т-60 стали переводить на самую разнообразную работу: сопровождение и охранение войск на марше, разведка боем, уничтожение бандитов и диверсантов в тылу. Они использовались в качестве командирских машин частей самоходной артиллерии, оснащённых самоходками СУ-76 и как учебные танки в тылу. Также «шестидесятки» применялись как артиллерийские тягачи для противотанковых пушек ЗиС-2 и дивизионных ЗиС-3. В этом качестве уцелевшие Т-60 прослужили до конца Великой Отечественной войны и приняли участие в разгроме Квантунской Армии имперской Японии в августе 1945 года. Вскоре после окончания Второй Мировой войны Т-60 были сняты с вооружения РККА и отправлены в металлолом. Все ныне существующие музейные Т-60 (за исключением прототипа в Кубинке) были найдены подбитыми на поле боя.
Как исключительный можно отметить факт командования подразделением танков Т-60 Ириной Николаевной Левченко. После своего ранения медсестра Левченко по собственному желанию поступила в танковое училище и вновь вернулась на фронт, где прошла боевой путь от командира «шестидесятки» до командира подразделения этих танков. Войну Ирина Николаевна закончила в звании гвардии подполковника, была награждена тремя орденами Красной Звезды, десятью медалями, именным оружием от министра обороны Болгарии. В послевоенное время она была удостоена звания Героя Советского Союза и медали Флоренс Найтингейл от Международного комитета Красного Креста.

В других армиях
Лёгкие танки Т-60 состояли на вооружении Войска Польского. В 1945 году за ним числилось три танка этого типа.
Гораздо большее число «шестидесяток» в качестве военных трофеев служило в Вермахте. В отличие от часто ломавшихся Т-34 (и тем более КВ-1) выпуска 1941—42 гг. с дизельными двигателями, надёжный бензиновый Т-60 с его достаточно широко распространёнными автомобильными узлами и агрегатами (немалое количество грузовиков производства ГАЗ эксплуатировалось на захваченных немцами территориях) вполне удовлетворял Вермахт в качестве быстроходного бронированного тягача противотанковых пушек. Иногда у захваченных «шестидесяток», используемых в качестве тягачей, немцы снимали башню. Некоторое количество трофейных Т-60 было передано Румынии, где их шасси использовались для создания САУ TACAM


Захваченный Т-60 на службе Вермахта, 1942 год

С уважением, Ев.Митьков
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 15705
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: Т-60. ПОДЪМ ТАНКА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Сообщение Pahomov » 06 май 2011, 18:44

Здравствуйте всем!
Ребята, сегодня начал просмотр Форума не со стрелкового, а с Бронетехники - наш герр майор звонил.В ночь поехал на Волгоград, сейчас едет обратно, злой как чертяка. Приедет - созвонюсь. Но пооже, не успели , машина ушла уже.
С уважением ко всем, Юрий Пахомов
Аватара пользователя
Pahomov
 
Сообщения: 172
Зарегистрирован: 29 мар 2011, 22:46
Откуда: Ростов/Дон; Россия.

Re: Т-60. ПОДЪМ ТАНКА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Сообщение GT-500 » 06 май 2011, 23:18

Всем привет слышал про новость Т-60 я сам живу в Волгограде жаль что сам не успел посмотреть можно было съездить.
Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, они собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)
Аватара пользователя
GT-500
 
Сообщения: 479
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 16:53
Откуда: Волгоград

Re: Т-60. ПОДЪМ ТАНКА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Сообщение EvMitkov » 07 май 2011, 04:49

Доброго времени суток всем!

НЕ УСПЕЛ. УШЛА МАШИНА В БЕЛОКАМЕННУЮ.

По личному дозволению председатель Комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области Владимира Васина, настоящего патриота своей родины и слуги народа.


За шапку сухарей и полведра щепок. И за то, что на картинке кладется в карман. Для блага родины. А родина для слуги народа - там, где платят.
А чего? В новостях засветился, озвучился. Реклама - двигатель, так сказать.
Да и имя Задорожного на слуху, раскручено. При всем моем уважении к людям, которые в его мастерских РАБОТАЮТ, имя на слуху только одно.
Для справки: ( с официального сайта "предприятия")

Частный Музей Техники основан известным коллекционером и антикваром Вадимом Задорожным в 2005 г. вблизи усадьбы «Архангельское», одном из самых живописных мест Подмосковья.

Выставочный комплекс включает в себя:
два уровня основной экспозиции,

выставочный зал в малом здании,
«полигон» для демонстрации техники и активного отдыха, многофункциональная территория комплекса открывает широкие возможности проведения культурного отдыха для взрослых и детей, организации праздников, конференций, деловых встреч и тренингов, развлекательных и корпоративных мероприятий.
открытую аллею военной техники,
«полевую кухню» в антураже фронтовых времен, с возможностью обеда на «полевой кухне» в незабываемой обстановке фронтовых времен.

реставрационные и сервисные мастерские,
высокотехнологичный бизнес-центр,
просторный ресторан «Авиатор»,

уютный ресторан «Гран При» с летними верандами,
открытые площадки для проведения мероприятий. На территории комплекса к Вашим услугам два ресторана, оформленные в автомобильном и авиационном стиле, уютные летние веранды и кафе на любой вкус и бюджет.
По ощедоступным ценам!

Ресторан «Авиатор» расположен на втором уровне экспозиции основного здания
Музея Техники. Просторный зал на 150/300 персон (банкет/фуршет или комбинированная
рассадка) имеет отдельный вход и холл для организации зон отдыха. Торжественная обстановка,
приятная музыка и разнообразие блюд европейской кухни идеально подходят для проведения
крупных мероприятий, праздников, торжеств.

Ресторан «Гран-При» в стиле английского автомобильного клуба 30-х годов
располагается на 2 этаже малого здания Музея Техники. Уютный зал с камином
на 32 персоны, искусно обставленный предметами антиквариата, панорамная терраса
на 30 персон с видом на липовую аллею усадьбы <Архангельское> позволяют забыть
о суете мегаполиса и погрузиться в размеренную атмосферу загородной жизни.


В меню ресторанов большой выбор мясных, рыбных блюд, дичи, гриль-меню, а также
разнообразие блюд домашней русской кухни, выпечки и десертов. Винная карта
представлена знаменитыми производителями, среди которых Гайя, Реняр, Альберт Пик,
Антинори, отлично дополняющих вкус заказанных Вами блюд.


«Полевая кухня» расположена на аллее военной техники. Гостям предлагается
настоящий солдатский обед в антураже фронтовых времен. Вмещает до 70 человек
и служит прекрасным дополнением тематических программ.
В коллекции Музея более 500 экспонатов:


Полагаю, продолжать справку смысла не имеет.Патриотизм, воспитанный в атмосфере полевой кухни, настоящих фронтовых шашлыков под коллекционные " Гайя, Реняр, Альберт Пик, Антинори" вкупе с повязанной на папин "Бентли" георгиевской ленточкой, заставит гордиться подвигами наших дедов не только нас с вами, мужики, но и трепетать всех врагов.

С уважением, Ев.Митьков
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 15705
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

...и снова о Музее Задорожного...

Сообщение EvMitkov » 15 мар 2013, 19:38

Доброго времени всем!

Вот материал, снова касаемый музея В.Задорожного, который опубликовала у себя наша Алла Короткова
Мои комментарии, как обычно - зеленым.

Музей Техники Вадима Задорожного 7-10 марта на шоу технического антиквариата в Крокус Экспо покажет по-настоящему уникальный экспонат.

"...на шоу технического антиквариата..."
- Да, для кого-то боевая техника, на которой наши деды дрались на смерть с иноземной нечистью, которая впитала частичку ИХ ДУШ, которая была ИХ ПРОДОЛЖЕНИЕМ, ОРУЖИЕМ ПОБЕДЫ - святыня и РЕЛИКВИЯ,
а для кого-то - не более, чем антиквариат, пригодный для коммерческого шоу.
Впрочем, от Задорожного, с его ориентацией, о которой я говорил выше, с его "шашлыком в стиле фронтовой кухни" на фоне 45мм установки МЗА под коллекционное пойло - другого ожидать не приходится.




Среди десятков роскошных автомобилей и других ретро-объектов, выставленных на 21-й Олдтаймер-Галерее, перед посетителями предстанет Як-1 – легендарный истребитель Великой Отечественной войны.

10 июня 2012 года со дна озера Кривое недалеко от посёлка Сафоново-1 члены поисковой группы «Икар» подняли самолёт Як-1, приписанный к 20-му Истребительному авиационному полку ВВС Северного флота. В настоящий момент самолёт находится на реставрации в мастерских Музея техники Вадима Задорожного и лишь на четыре дня окажется в экспозиции Олдтаймер-Галереи, где все желающие смогут увидеть его в уникальном виде – деревянный каркас без обшивки, что позволит детально рассмотреть внутреннее устройство боевой крылатой машины.



Если говорить об уровне ребят-реставраторов, работающих у Задорожного - тут оценить их действительно по -настоящему ЗОЛОТЫЕ руки, кроме как высочайшей оценкой - невозможно.

Як-1 стал основным оружием наших летчиков. Истребитель производился с 1940 по 1944 год; всего было построено 8734 самолёта всех модификаций. По сравнению с основным истребителем гитлеровской Германии Messerschmitt Bf-109E, наш Як-1 имел превосходство в скорости и всех видах маневра. Летчики машину любили – она была проста и легка в полете, неприхотлива в обслуживании. Почти все пилоты, заслужившие почётное звание Героя Советского Союза, помимо других самолётов, воевали на Як-1. Такими машинами был укомплектован французский истребительный авиационный полк «Нормандия — Неман». Единственный в СССР женский истребительный полк в январе 1942 года получил 24 самолета именно такого типа. И это про него пел Высоцкий: «Я – Як-истребитель, мотор мой звенит, небо – моя обитель!..»



История представленного на выставке экземпляра такова.
28 августа 1943 года младший лейтенант Демидов возвращался с боевого задания по сопровождению североморских конвоев. Это был его четвертый боевой вылет. Во время захода на посадку у лётчика возникла нештатная ситуация, и он был вынужден уйти на дополнительный круг. Горючего в баках его самолёта было мало, дотянуть до посадочной полосы аэродрома шансов практически не оставалось. Летчик совершает вынужденную посадку на гладь озера и успевает спастись, выбравшись из тонущего самолёта. В дальнейшем, младший лейтенант Демидов в боях сбил три немецких самолёта. Поисковикам понадобилось несколько лет, чтобы найти этот самолет. Вначале поиски велись на озере Черногубское. Затем, изучив архивные документы и познакомившись с воспоминаниями летчика, поисковики все же нашли самолет на дне озера Кривое. Работы по подъёму самолета велись более десяти дней.



Сегодня уникальная боевая машина, благодаря заботливым рукам реставраторов мастерских Музея техники Вадима Задорожного, обретает свою вторую жизнь, и уже очень скоро посетители музея смогут прикоснуться к ЖИВОЙ ИСТОРИИ легендарного самолета Як-1, сохранившего память о Великой войне и о Великой победе!

http://korotckowa-alla2013.ya.ru/replie ... em_no=1153

...и уже очень скоро посетители музея смогут прикоснуться к ЖИВОЙ ИСТОРИИ легендарного самолета Як-1, сохранившего память о Великой войне и о Великой победе!

...в Олдтаймер-галерее...








В ресторане нашего музея представлена домашняя русская, европейская кухни. Цены ориентированы на...






Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 15705
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.


Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 3