Страница 20 из 24

Re: ВОЕННЫЙ АРХИВ автобронетехника

СообщениеДобавлено: 14 июл 2018, 16:59
provencial2015
СБОРКА по легкому танку Т-60 из разных альбомов пользователей Яндекс.Фоток



(кликабельно)
Колонна советских полугусеничных тягачей ЗиС-42 с 122-мм гаубицами образца 1938 года М-30 на прицепе проходит мимо легкого танка Т-60.
Ленинградский фронт 1942г.

Alexserp1967
Колонна советских полугусеничных тягачей ЗиС-42 с 122-мм гаубицами.


1942г. СССР. Ленинградский фронт. Колонна советских полугусеничных тягачей ЗиС-42
с 122-мм гаубицами образца 1938 года М-30 на прицепе проходит мимо легкого танка Т-60.
21.06.2016



(кликабельно)
легкий танк Т-60 на параде на Красной площади.7 ноября 1941 год. Москва.

Alexserp1967
1941 год. Москва. Парад 7 ноября.
1941г. 07 ноября. СССР. Москва. Т-60 на параде на Красной площади.
29.04.2016



(кликабельно)
Захваченный советский легкий танк Т-60 из состава 71-й танковой бригады. Весна 1942 г. Холмский котёл Россия.

Alexserp1967
1942г. Весна. Россия. Холм. Захваченный советский легкий танк Т-60 из состава 71-й танковой бригады.
Автор фото - Рихард Мук (Muck, Richard).

1942 год. Холмский котёл (Holmer Kessel).
03 мая 1942 года советские танки ворвались в осажденный город в районе котельной. Т-60 был обстрелян с десяти
метров и попадания пришлись по щели механика-водителя, который был ранен осколками. Неуправляемый танк съехал в
кювет, где и застрял. Утром следующего дня (04 мая) Т-60 был восстановлен немцами и использован для обороны летного поля.
2.08.2017



(кликабельно)
подбитый легкий танк Т-60 1942 г

Александр Кузнецов
1942 - подбитый танк Т-60 - оставлен
бои в 1942 - 44 годах
24.10.2015

Re: ВОЕННЫЙ АРХИВ автобронетехника

СообщениеДобавлено: 14 июл 2018, 17:17
provencial2015

(кликабельно)
механик-водитель танка Т-60 Михаил Егоров 1943 г

Александр Кузнецов
1943 -водитель танка Т-60 Хрустицкого -командира 30 отд.тбр -звездочка на танкошлеме. Награжден медалью "За Отвагу"

Командир бригады Хрустицкий погиб при прорыве блокады Ленинграда в январе 1944. Возможно и этот водитель Егоров погиб вместе с ним
6.11.2014



(кликабельно)
подбитый легкий танк Т-60 1942 г

Александр Кузнецов
1942 - разбит танк Т-60 - танкист погиб
отдавшие все
11.03.2016



(кликабельно)
подбитый легкий танк Т-60 май 1942 г

Александр Кузнецов
1942 май - горит танк Т -60 - Харьковское направление
бои в 1942 - 44 годах
17.03.2016



(кликабельно)
подбитый легкий танк Т-60 1942 г

Александр Кузнецов
1942 - танк Т -60 подбит у леса
бои в 1942 - 44 годах
28.07.2017

Re: ВОЕННЫЙ АРХИВ автобронетехника

СообщениеДобавлено: 14 июл 2018, 17:27
provencial2015

(кликабельно)
Брошенный советский легкий танк Т-60. Юго-Западный фронт

nektonemo

Солдат вермахта смотрит в люк брошенного советского легкого танка Т-60. Юго-Западный фронт.

Источник: www.acemodel.com.ua.

15.03.2015



(кликабельно)
Советские лёгкие танки Т-60 в районе Сталинграда. 1942 год.

nektonemo

Советские лёгкие танки Т-60 в районе Сталинграда. 1942 год.

18.01.2017



(кликабельно)
Советский лёгкий танк Т-60 в районе Сталинграда. 1942 год.

nektonemo

Советские лёгкие танки Т-60 в районе Сталинграда. 1942 год.

18.01.2017



(кликабельно)
подбитый легкий танк Т-60 1942 г

sergeypopov2566
Т-60
A 2. Magyar Hadsereg
6.05.2017

Re: ВОЕННЫЙ АРХИВ автобронетехника

СообщениеДобавлено: 14 июл 2018, 17:45
provencial2015

(кликабельно)
Советский лёгкий танк Т-60 в районе Сталинграда. 1942 год.

Sergey Biletski
район Сталинграда. 1942.г
Т-60
2.08.2012



Механик-водитель танка Т-60 "Малютка" старший сержант ПЕТЛЮК Екатерина Алексеевна,
участница боев под Сталинградом, на Курской дуге и Украине. 1942 г.

MarkoniYA

Механик-водитель танка Т-60 "Малютка" старший сержант ПЕТЛЮК Екатерина Алексеевна,
участница боев под Сталинградом, на Курской дуге и Украине. 1942 г.

16.01.2014



Екатерина Алексеевна ПЕТЛЮК (до и после войны)

Екатерина Алексеевна ПЕТЛЮК (до и после войны)

Механик-водитель знаменитого легкого танка «Т-60» «Малютка», построенного на деньги дошкольников Омска.
Старший сержант 56-й танковой бригады (рост 151 см). За месяц переучилась в танкиста из пилота Одесского аэроклуба Осоавиахима,
сдав все экзамены на «отлично». В первый бой повела "Малютку" под Сталинградом в ноябре 1942 года.
Участница боев на Курской дуге и Украине.
С октября 1942 по февраль 1944 г.: 3 ранения, 3 ордена, 12 медалей.



Ада (Адель Александровна) ЗАНЕГИНА

Ада (Адель Александровна) ЗАНЕГИНА

Письмо в редакцию газеты "Омская правда" (1942)

Я — Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танк. Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его "Малютка". Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой.

Ада.

Моя мама врач, а папа танкист.
http://magspace.ru/blog/ISTORIA/234250.html



(кликабельно)
Колонна легких танков Т-60 с десантом на марше, Ленинградский фронт, зима 1942 года

altyn41
т60 норвег44
Легкие танки РККА
25.01.2012

Re: ВОЕННЫЙ АРХИВ автобронетехника

СообщениеДобавлено: 14 июл 2018, 18:03
provencial2015

БМ-8-24 - советская реактивная система залпового огня.

altyn41
бм8 т60
Артиллерия и арттягачи
31.01.2010


Самоходная система залпового огня БМ-8-24

В 1941 году, уже во время войны, в СССР началось проектирование и создание различных систем залпового огня на базе танков Т-60 и Т-40.
Первый прототип данной системы был построен в 1941 году. Официально проект назывался БМ-8-24, в войсках его назвали «Катюшей».
Немцы, за его специфический звук во время стрельбы называли «Сталинский орган».


БМ-8-24 - советская реактивная система залпового огня.

Во время войны русская промышленность была сильно загружена различными заказами военной техники. Поэтому, она не могла на начальном этапе войны реализовать планы по доработке различных образцов военной техники, которые уже существовали. В боях отлично зарекомендовали уже существующие реактивные системы залпового огня типа БМ-13. Однако, у всех РСЗО того времени существовал сильный недостаток в колесном шасси, которые обладали низкой проходимостью. После того, как РСЗО производили залп, они должны были сразу же менять позицию, так как немцы быстро отвечали ответным огнем артиллерии. У военных были планы на разработку специальных автомобильных шасси, но на это элементарно не хватало времени. К тому времени, идеально под все запросы РСЗО подходили американские Студебекеры, но они пока поставлялись в небольших количествах. Поэтому, был найден весьма оригинальный выход: устанавливать системы залпового огня на шасси легких танков.


БМ-8-24 - советская реактивная система залпового огня.

К концу лета 1941 года Красная Армия потеряла огромное количество танков и другой бронированной техники, однако, в тылу все еще сохранялось порядка
9 тысяч различных танков. Это были различные легкие и средние танки, но в основном БТ и Т-26. Множество танков нуждались в капитальном ремонте, из-за сильного износа конструкции. За основу новой РСЗО взяли танк Т-40, вооружение с башней которого были демонтированы, и на шасси установили рельсовые направляющие системы залпового огня. Работы по созданию прототипа БМ-8-24 проводили конструкторы СКБ завода «Компрессор» (№733).
При участии КБ завода №73 и НИИ-3. Работы проводились с августа по октябрь 1941 года. Разработку шасси и его модернизацию осуществлял Д.И.Сазонов,
а ведущим конструктором проекта был назначен В.А.Тимофеев. После создания первых опытных образцов, последовали испытания.
Проект получил одобрение у военного руководства и с октября 1941 года началась поставка РСЗО в армию.
Данная система залпового огня получила обозначение БМ-8-24.
На рубку танка Т-40 крепились рельсовые направляющие от БМ-8-36. Установка могла производить залповый пуск 24 неуправляемых ракет M-8 (калибр 82мм).
У левого борта на крыше корпуса танка крепилась небольшая бронированная рубка. Угол горизонтальной наводки составлял 360 градусов, за счет возможности разворота танка на месте. Угол вертикального наведения составлял от -3 до +48 градуса.


БМ-8-24 - советская реактивная система залпового огня.


(кликабельно)
Тактико-технические характеристики РСЗО БМ-8-24

РСЗО БМ-8-24 хотели производить в Москве на заводах «Красная Пресня» и «Компресор». Однако, с началом осени 1941 года, танк Т-40 перестали выпускать. Вместо него в срочном порядке запустили в производство танк Т-60, отличия которого состояли в новой башне с 20-мм пушкой и в спицованных опорных катках. Вес РСЗО у Т-60 возрос до 6200 кг. Общее количество произведенных РСЗО БМ-8-24 до сих пор не установлено.

В Красной Армии система залпового огня БМ-8 на колесном и танковом шасси почти никогда не делились по типам, поэтому, точных данных о боевом применении РСЗО БМ-8-24 нет. Известно, что наиболее активно применяли БМ-8-24 с ноября 1941 по февраль 1943 года.
Они участвовали в обороне Москвы, в наступлении под Сталинградом и Харьковом.

Так как при залпе снаряд имели большой разброс, огонь велся по определенным площадям. Максимальная дальность стрельбы БМ-8-24 составляла 5,5 км, поэтому стрельба на максимальную дальнотсь не часто применялась. Из эксплуатации РСЗО БМ-8-24 был выведены весной 1943 года.

Источник
http://ww2history.ru/4590-rszo-bm-8-24.html

Re: ВОЕННЫЙ АРХИВ автобронетехника

СообщениеДобавлено: 14 июл 2018, 18:11
provencial2015

(кликабельно)
трофейная реактивная система залпового огня БМ-8-24

altyn41
бм8 т60
Артиллерия и арттягачи
31.01.2010



БМ-8-24 - советская реактивная система залпового огня.

altyn41
бм8 т60
Артиллерия и арттягачи
31.01.2010


БМ-8-24 — лёгкая по калибру советская реактивная система залпового огня.

Спроектирована в СКБ московского завода № 733 «Компрессор» при участии НИИ-3 и КБ завода № 37 в августе-октябре 1941 года.
Руководил разработкой В. А. Тимофеев, ведущий конструктор шасси — Д. И. Сазонов.

Боевые машины-8-24 серийно выпускали на заводах «Компрессор» и «Красная пресня» на шасси лёгких танков типов Т-40 и Т-60 после демонтированием башни и установки пусковой части — М-8-24 — пакета направляющихс пусковым оборудованием для 24 82-мм неуправляемых ракет (называемых в 1930-е — 1940-е годы реактивными снарядами) М-8.

Пусковая часть БМ-8-24 из 12 направляющих типа балки, на которые сверху и снизу заряжали 24 82-мм реактивных снаряда М-8. Блок управления огнём позволял вести стрельбу залпом или с разным темпом пуска снарядов. Выпускал эти боевые машины завод № 733 («Компрессор»), всего для монтажа РСЗО завод № 37 передал 24 Т-40. После снятия Т-40 с производства выпуск БМ-8-24 продолжался на базе его преемника Т-60.

Дальность стрельбы — 5,5 км, время залпа БМ-8-24 24 снарядами 8 — 10 секунд; время заряжания 24 снарядов 10 — 15 минут. Запуск производили электрокатушкой с рукояткой, соединённой с аккумуляторной батареей и контактами на направляющих — при повороте рукоятки по очереди замыкали контакты и в каждом из снарядов дожен был срабатывать пусковой пиропатрон. Одновременно две катушки на установках применяли редко.

Выпущенные машины участвовали в боях 1941 — 1943 годов и были хорошо приняты в войсках из-за лучшей защищённости и проходимости по сравнению с «Катюшами» на базе грузовых автомобилей.

После снятия с производства танка Т-60 выпуск САУ БМ-8-24 на базе лёгких танков также был прекращён, артиллерийскую часть М-8-24 стали монтировать на грузовиках, также она монтировалась на бронеплощадках семии особых бронепоездов (пример: Козьма Минин, Илья Муромец и так далее)[3].

После военных действий в Корее развитие пусковых установок 82-мм и реактивных снарядов М-8 было прекращено



БМ-8-24 - советская реактивная система залпового огня.

altyn41
бм8 т60
Артиллерия и арттягачи
31.01.2010

Re: ВОЕННЫЙ АРХИВ автобронетехника

СообщениеДобавлено: 14 июл 2018, 18:31
provencial2015

(кликабельно)
Советские легкие танки Т-60 с десантом на опушке леса перед началом наступления, Ленинградский фронт, лето 1943 года

altyn41
т60
Легкие танки РККА
10.07.2011



Легкий танк Т-60 завода №264 зимы-весны 1942 года.

altyn41
т60
Легкие танки РККА
7.01.2010



(кликабельно)
Легкий танк Т-60
Обучение взаимодействия пехоты и танков на тактических занятиях.

altyn41
т60
Легкие танки РККА
7.01.2010


Легкий танк Т-60

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В мае 1941 года московский завод № 37 получил задание на освоение производства нового легкого танка поддержки мото-мехчастей Т-50, спроектированного в Ленинграде на заводе № 174 им.Ворошилова. Имея неплохие характеристики, он должен был стать самым массовым танком в РККА, так как по своим небольшим размерам и весьма умеренной металлоемкости (боевая масса 14,5 т) мог производиться крупными сериями на целом ряде заводов, не способных выпускать средний танк Т-34. Таким образом, появлялась возможность задействовать производственные мощности, ранее не принимавших непосредственного участия в танкостроении. Одновременно предусматривалось освоение выпуска и достаточно сложного и трудоемкого 6-цилиндрового дизельного двигателя В-4 ("половинка" В-2) для нового танка.

Полученное задание не вызывало оптимизма у руководства завода, так как скромные производственные возможности завода явно не соответствовали заданию. Достаточно сказать, что Т-50 имел сложную планетарную 8-ступенчатую коробку передач, а зуборезное производство (производство шестерен) всегда было на этом предприятии слабым местом.

Вместе с тем, война быстро показала, что подвижные среднебронированные машины такого класса как Т-50, с легким артиллерийским вооружением и не занимающие мощности основных танковых производств, тоже имеют свою область применения и крайне необходимы в войсках (например, в качестве разведывательных), особенно учитывая катастрофическое сокращение танкового парка за лето-осень 1941 года. Расширяя, насколько возможно, производство танков Т-40 и немного усиливая его бронезащиту, работники завода № 37 пришли к выводу, что можно создать новый легкий, уже не плавающий, но вполне боеспособный в данных условиях танк непосредственного сопровождения пехоты (напомним, что по штату каждая советская стрелковая дивизия должна была иметь роту легких танков). При этом предполагалось использование отлаженной моторно-трансмиссионной установки и ходовой части Т-40.

Корпус нового танка должен был иметь более рациональную форму, уменьшенные размеры, но усиленное бронирование. Эту инициативную работу, проходившую под непосредственным руководством Н.А.Астрова, удалось выполнить всего за 15 дней (начиная с августа 1941 года). За этот немыслимо короткий срок был спроектирован и построен макетный образец нового легкого танка "060".

Убедившись в целесообразности и преимуществах такого решения, Астров вместе со старшим военпредом (военный представитель) завода подполковником В.П.Окуневым написали письмо И.В.Сталину, в котором обосновали невозможность выпуска на заводе № 37 танка Т-50 и с другой стороны обосновали возможность быстрого запуска в серийное производство танка "060", причем в массовых количествах, с широким использованием автомобильных агрегатов и передовых технологий их изготовления. Уже следующим утром на завод приехал заместитель Председателя СНК СССР В.А.Малышев, которому поручили заниматься новой машиной. Он с интересом осмотрел танк "060", одобрил его, обсудил с конструкторами технические и производственные проблемы и посоветовал заменить крупнокалиберный пулемет ДШК на гораздо более мощную 20-мм автоматическую пушку ШВАК, хорошо освоенную в авиации, для чего тут же связал Астрова с ОКБ-15.

Вечером вышло постановление ГОКО о принятии на вооружение и срочной организации массового производства (10 000 штук в год) новой машины, получившей армейский индекс Т-60 (иногда встречалось обозначение Т-60Ш, где индекс "Ш" означает ШВАК).
Под выпуск Т-60 предполагалось задействовать пять заводов: № 37 (Москва), ГАЗ (танковый завод № 176), Коломенский паровозостроительный завод (КПЗ) им.Куйбышева, № 264 (Красноармейский судостроительный завод под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера проекта 1124) и Харьковский тракторный (ХТЗ, к сожалению, быстро отпавший в связи со срочной эвакуацией).
http://www.battlefield.ru/t60.html

Re: ВОЕННЫЙ АРХИВ автобронетехника

СообщениеДобавлено: 14 июл 2018, 18:44
provencial2015

(кликабельно)
Легкий танк Т-60 Загрузка боекомплекта, 30-я гвардейская танковая бригада.

altyn41
т60 30гвтбр
Легкие танки РККА
6.08.2011


Впоследствии к выпуску Т-60 присоединились заводы № 38 в Кирове и № 37 в Свердловске. Одновременно для выпуска танковых агрегатов привлекли московский автозавод "КИМ", завод "Красный пролетарий" и Мытищинский машиностроительный завод № 592. Для танка Т-60 конструктор А.В.Богачев создал принципиально новый, более прочный цельносварной корпус.

Он имел меньший забронированный объем и низкий силуэт (высота 1360 мм), с большими углами наклона лобовых и кормовых листов, выполненных из катаной гомогенной брони. Меньшие размеры корпуса позволили довести толщину всех лобовых листов до 15-20 мм, а потом и до 20-35 мм, бортовых - до 15 мм (впоследствии до 25 мм), кормовых до 13 мм (потом до 25 мм). Механик-водитель располагался посередине в выступающей вперед рубке с откидывающимся лобовым щитком и верхним входным люком толщиной 10 мм (позже - 13 мм). В днище танка размещался аварийный люк.

Новая башня, высотой всего 375 мм, спроектированная Ю.П.Юдовичем, более технологичная, чем на Т-40, имела конусообразную восьмигранную форму. Она сваривалась из трапециевидных плоских бронелистов толщиной 25 мм, расположенных под большими углами наклона, что заметно повышало ее стойкость при обстреле. Толщина передних скуловых бронелистов и маски вооружения достигла впоследствии 35 мм. В крыше имелся большой люк командира с круглой крышкой. В боковых гранях башни справа и слева от стрелка выполнялись узкие щели, оборудованные двумя смотровыми приборами типа "триплекс".

Башня была смещена к левому борту на 285 мм от оси корпуса. Впрочем, некоторые бронекорпусные заводы, ранее связанные с котлостроением, сохранили для Т-60 производство круглых башен конической формы, аналогичных башне Т-40.

На втором опытном образце Т-60 вместо пулемета ДШК установили скорострельную 20-мм пушку "ШВАК-танковая" с длиной ствола 82,4 калибра, созданную в короткий срок в ОКБ-15 совместно с ОКБ-16 на основе крыльевого и турельного вариантов авиапушки ШВАК-20. В ее конструкции использовалась схема вооружения, разработанная в ОКБ-16 для 37-мм авиапушки НС-37, а ствол был заимствован от мотор-пушки МП-20.

Доработка пушки, в том числе и по результатам фронтового применения, продолжалась параллельно с развитием ее производства. Поэтому официально ее приняли на вооружение только 1 декабря 1941 года, а 1 января 1942 года она получила обозначение ТНШ-1 (танковая Нудельмана-Шпитального-1) или ТНШ-20, как ее стали называть позже.

В состав боекомплекта Т-60 входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды со взрывателем мгновенного действия и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником. Введение в боекомплект подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость пушки до 35 мм (с дистанции 500 метров).

Это позволило Т-60 бороться на малых дистанциях с Pz-III и Pz-IV ранних вариантов (при стрельбе в борт), а на дистанциях до 1000 м поражать немецкие бронетранспортеры и легкие САУ.

Кроме пушки, в башне Т-60 размещался спаренный с ней пулемет ДТ. У пулемета сохранялась возможность использования его экипажем вне танка, с надетыми сошками и плечевым упором. На практике такая ситуация случалась довольно часто. При острой необходимости, возможно было снять и пушку, которая весила "всего" 68 кг., но ее было трудно жестко закрепить вне башни. По вооружению и подвижности танк Т-60 был близок к немецкому Pz-II, широко применявшемуся в начале войны, и появившемуся несколько позже разведывательному танку "Lunx", несколько превосходя их по бронезащите, запасу хода и проходимости по мягким грунтам. Броня Т-60 обеспечивала защиту танка на дистанции до 500 м от 7,92-мм и 14,5-мм ПТР, 20-мм танковых и зенитных пушек, а так же 37-мм противотанковых пушек, распространенных в 1941-42 годах в вермахте.

По производственным соображениям на машинах первых выпусков первое время устанавливались цельнолитые спицевые опорные катки, иногда даже без резиновых бандажей. Потом их стали повсеместно делать без бандажей, так как резина стала дефицитной. Опорные катки и ленивцы сделали полностью взаимозаменяемыми. Радиостанция устанавливалась далеко не на всех сериях машин, на первых их не было совсем. Внутренняя связь осуществлялась с помощью ТПУ-2 или сигнальными лампами.

Боевая масса Т-60 по сравнению с Т-40 возросла незначительно. Сначала Т-60 весил 5800 кг, а с октября 1941 года, после усиления бронирования - 6400 кг.
Однако в связи с тем, что на Т-60 начали устанавливать нефорсированный двигатель, а масса танка возросла, заметно снизилась удельная мощность танка.
А как следствие, максимальная скорость уменьшилась до 44 км/ч.

Для повышения проходимости по болотистым грунтам и снегу применялись съемные штампованные уширители гусениц, массовое производство которых освоили в 1942 году. Из всех отечественных танков у Т-60 в то время проходимость по болотистому грунту, снегу, мокрой луговине, в весеннюю распутицу была наилучшей. http://www.battlefield.ru/t60/stranitsa-2.html



(кликабельно)
Танки Т-60 1-й гвардейской танковой бригады на марше. Западный фронт, ноябрь 1941 года.

altyn41
т60 50А
20.09.2009


Значение этого легкого танка для нашей страны было столь велико, что на краткие испытания второго образца приезжал сам И.В.Сталин! После этих испытаний, началась интенсивная подготовка к производству танка на всех вышеперечисленных заводах, куда срочно отправлялись дубликаты технической документации. По собственной инициативе к этой работе подключился Московский автозавод им. Сталина (ЗиС), где ведущие конструкторы Б.М.Фиттерман и А.М.Авенариус создали аналогичный танк ЗИС-60, отличавшийся от Т-60 башней новой конструкции, иной установкой вооружения и применением автобусного силового агрегата ЗИС-16 мощностью 88 л.с., гораздо более тяжелого и громоздкого, чем ГАЗ-202, но в целом вписавшегося в несколько увеличенный корпус. Эти корпуса с башнями также начали делать в Подольске и до эвакуации ЗИСа, начавшейся 16 октября 1941 года, их поставили не менее 10 комплектов.

Идея массового производства на неспециализированных предприятиях предельно простого легкого танка с автомобильным силовым агрегатом казалась столь привлекательной, что с предложением о выпуске Т-60 улучшенного проекта выступил и станкостроительный завод № 301 "Комсомолец" в Егорьевске, хорошо оснащенный для изготовления различных редукторов, приводов, катков и элементов подвески. Однако по ряду причин эта инициатива не была реализована.

А на головном заводе № 37 для расширенного производства Т-60 срочно монтировался конвейер, готовилась технологическая оснастка, сооружалась эстакада для приемки бронекорпусов.

Поскольку силовых агрегатов ГАЗ-202 катастрофически не хватало, в октябре 1941 года нарком танковой промышленности В.А. Малышев разрешил ставить на Т-60 любые подходящие по мощности и габаритам двигатели. Вероятно, этим и объясняется наличие в войсках отдельных машин с нештатными силовыми установками, чаще всего с двигателями Ford V-8 мощностью 65 и 90 л.с., которые перед войной импортировались в немалых количествах и устанавливались в основном на автомобилях ГАЗ-М-1 специального назначения. В крайнем случае, была возможна установки (в том числе и в войсках) маломощного силового агрегата ГАЗ-М, но с большой потерей в динамике танка, а также других более или менее подходящих автомобильных двигателей.

Для ускорения подготовки к производству Т-60 на ГАЗе, еще в конце августа 1941 года Н.А.Астров лично перегнал туда из Москвы танк Т-60 из первой опытной партии, совершив всего за 14 ходовых часов пробег со средней скоростью 30 км/ч. Это свидетельствовало о надежности новой машины и ее хороших ходовых качествах.

В то время сотрудники конструкторского отдела ГАЗа под руководством А.А.Липгарта и А.М.Кригера уже напряженно работали над чертежами Т-60, дорабатывая их под технологию и стандарты автомобильного производства. На заводе они проходили еще под индексом "030", а в дальнейшем "060", но уже с автомобильной системой обозначения, принятой на ГАЗе.

Между тем, 15 сентября 1941 года московский завод № 37 выпустил первый серийный Т-60, однако ввиду последовавшей вскоре эвакуации (приказ от 9 октября 1941 года) производство было остановлено уже 26 сентября. Всего в Москве успели сделать 245 танков Т-60. Завод эвакуировали в Свердловск: на территорию заводов "Металлист", вагоноремонтного имени Воеводина и филиала "Уралмаша" - всего на три завода, куда оборудование прибывало с 28 октября по 6 ноября. Вместе с частью эвакуированного туда завода "КИМ" был образован новый танковый завод № 37 (главный конструктор Г.С. Суренян, затем Н.А. Попов). Собранные на нем с 15 декабря 1941 года, в основном из деталей, привезенных из Москвы, первые 20 танков Т-30 и Т-60 прошли 1 января 1942 года по улицам Свердловска, предварительно проведя отстрел своего оружия на специально построенном полигоне. За первый квартал 1942 года завод произвел уже 512 машин.
http://www.battlefield.ru/t60/stranitsa-3.html

Re: ВОЕННЫЙ АРХИВ автобронетехника

СообщениеДобавлено: 14 июл 2018, 19:01
provencial2015

Легкие танки Т-60

altyn41
т60
Легкие танки РККА
12.06.2012


Желая внести свой вклад в совершенствование конструкции танка T-60, в частности повысить его подвижность на местности и в соответствии с заданием правительства свердловчане в феврале 1942 года построили и испытали образец усовершенствованной модели Т-60-1 ("061" или Т-60-ЗИС) с силовым агрегатом ЗИС-60, мощностью повышенной до 95 л.с. (а в перспективе - до 110 л.с.). К его производству предполагалось привлечь расположенный недалеко Миасский автомоторный завод, который в то время достраивался. Всего же до сентября 1942 года на Урале было выпущено 1144 танков Т-60, после чего завод №37, некоторое время выпускал танк Т-70. Затем завод прекратил самостоятельное танкостроение, перейдя на производство узлов и агрегатов к танку Т-34, а также различных боеприпасов. Головным же и самым крупным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ, куда 16 октября 1941 года на постоянную работу прибыл Н.А. Астров с небольшой группой московских коллег, (основной коллектив выехал в Свердловск) для конструкторского обеспечения производства. Вскоре его назначили заместителем главного конструктора завода по танкостроению, а в начале 1942 года он получил Сталинскую премию за создание легких танков Т-40 и Т-60.

В короткий срок, невероятным напряжением сил завод завершил изготовление технологической оснастки, моделей, инструмента и с 26 октября приступил к массовому выпуску танков Т-60. Бронекорпуса для них в нарастающих количествах начали поставлять Выксуньский завод № 177, позже подключился Муромский паровозоремонтный завод им.Дзержинского № 176, и, наконец, старейший броневой завод № 178 в г.Кулебаки. Затем к ним присоединился эвакуированный в Саратов подольский завод № 180. И все же бронекорпусов хронически не хватало, что сдерживало расширение производства Т-60. Поэтому вскоре их сварку дополнительно организовали в цехе МСЦ-8 завода ГАЗ. Могучий завод вытянул и эту очередную незапланированную нагрузку. Следует заметить, что Т-60, выпускаемые разными заводами, имели свои особенности, вызванные уровнем технологической оснащенности предприятий и внутризаводскими стандартами.

Для значительного увеличения огневой мощи Т-60, в частности для повышения бронепробиваемости его наиболее массовых снарядов (дефицитные подкалиберные применялись редко и были эффективны только на близких дистанциях) возникла мысль вооружить танк 23-мм авиапушкой ВЯ с дульной энергией в 2,5 раза превышающей ТНШ-20. Использование более мощной и надежной, чем ТНШ-20, пушки ВЯ, вероятно, дало бы положительный результат, однако большая энергия отдачи последней практически всегда приводила к заклиниванию башни.

Помимо пушки ВЯ, было еще несколько попыток перевооружить Т-60. Наиболее интересными нам кажутся две попытки, предпринятые в начале 1942 года. Первая попытка предполагала перевооружить танк 37-мм полуавтоматической пушкой ЗИС-19. Разработка орудия началось еще в августе 1941 года в ОКБ завода №92 под руководством В.Грабина.

Хотя орудие и планировалось как универсальное, но наибольший упор делался именно в сторону вооружения им легких танков. Орудие отличалось большой мощностью (нач. скорость ББ снаряда - 915 м/с), но ее размеры оказались слишком велики для установки в штатную башню Т-60. Поэтому для орудия изготовили новую башню. Танк с новой башней успешно прошел испытания, но на вооружение принят не был в основном из-за отсутствия боеприпасов, т.к. производство 37-мм боеприпасов для танковой пушки образца 1930 года было давно прекращено, а боеприпасов для 37-мм зенитного автомата 61К катастрофически нехватало.
http://www.battlefield.ru/t60/stranitsa-4.html



(кликабельно)
Легкий танк Т-60

altyn41
т60
Легкие танки РККА
7.01.2010


Вторая попытка перевооружит Т-60 была предпринята в марте-апреле 1942 года. На этот раз выбор пал на 45-мм танковую пушку ЗИС-19БМ, спроектированную в ОКБ №92. По сравнению с ЗИС-19, новое орудие обладало рядом преимуществ: многие из его узлов были унифицированы с серийно производимой пушкой 20К, но главное заключалось в том, что для орудия были хорошо освоенные в производстве боеприпасы.

Заводские испытания опытного образца ЗИС-19БМ начались 5 апреля и сразу по их завершении, образец был направлен на завод №37, занимавшийся в то время разработкой нового танка Т-45. Т.к. штатная башня Т-60 была слишком малой для установки в него такого орудия, то на Т-60 установили башню от Т-45 в которую и смонтировали орудие.

Новый "гибрид" получил обозначение Т-60-2 или "062". Орудие в башне располагалось ассиметрично, почти вплотную к правомй стенке, что значительно улучшило удобство заряжания, что привело к повышению скорострельности.

Но к тому моменту был разработан и принят на вооружение новый танк Т-70, поэтому дальнейшие работы по проектам перевооружения Т-45 и Т-60 были сочтены неперспективными и были свернуты.

Для защиты от бутылок с горючей смесью (коктейль Молотова), которые немцы начали широко применять с зимы 1942 года, было предложено закрывать корпус танка Т-60 двойной сеткой "Дэви", служащей своеобразным экраном. Испытания такой защиты под Чкаловом (Оренбург) в конце февраля 1942 года дали хорошие результаты. Однако ввиду технических трудностей оборудования танка сеткой "Дэви" во фронтовых условиях она практически не применялась.

В 1942 году, несмотря на создание и принятие на вооружение более боеспособного легкого танка Т-70, параллельное с ним производство Т-60 сохранялось.
Всего за 1942 год выпущено 1639 танков. Последние 55 машин завод №37 сдавал уже в феврале 1943 года.
Всего с 1941 года выпустили 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин.
Пушек ТНШ-20 для них произвели с большим запасом. В 1942 году - 8506, в 1943 году еще 200 штук.

По окончании войны уцелевшие Т-60 быстро списали. До наших дней сохранились всего один полноценный экземпляр в Музее бронетанковой техники в Кубинке. http://www.battlefield.ru/t60/stranitsa-5.html

Re: ВОЕННЫЙ АРХИВ автобронетехника

СообщениеДобавлено: 14 июл 2018, 19:18
provencial2015

(кликабельно)
Легкий танк Т-60 без башни

altyn41
т60 нем
Легкие танки РККА
25.09.2010


БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Свое боевое крещение танки Т-60 получили в конце сентября 1941 года, когда в составе 10-й танковой бригады вели тяжелые бои на Полтавщине. В массовых же количествах их использовали в битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и многих отдельных танковых батальонах.

На параде на Красной площади 7 ноября 1941 года участвовало 48 Т-60, взятых из резерва. После парада все они ушли на фронт. Это были танки московского производства, горьковские же Т-60 впервые вступили в бой под Москвой только 13 декабря.

Роль "шестидесяток" в Московской битве оказалась велика, поскольку выпуск средних и тяжелых танков в октябре - ноябре 1941 года упал до катастрофического уровня, ведь почти все танковые заводы были в то время "на колесах" - в пути на Восток.

На Ленинградский фронт Т-60 начали поступать весной 1942-го, когда для формирования 61-й танковой бригады Ставка выделила 60 машин с экипажами. Интересна история их доставки в осажденный город. Танки решили перевозить на баржах с углем. Это было неплохо с точки зрения маскировки. Баржи доставляли в Ленинград топливо, примелькались противнику, и не каждый раз за ними велась активная охота. К тому же уголь как балласт обеспечивал речным посудинам необходимую остойчивость.

Грузили боевые машины с пирса выше Волховской гидроэлектростанции. На уголь укладывали бревенчатые настилы, на них размещались танки, и баржи отчаливали от берега. Вражеской авиации так и не удалось обнаружить перемещение нашей воинской части.

Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года - первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала реку Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной 2-3 км, а саперы усилили лед настилами.
http://www.battlefield.ru/t60/stranitsa-6-boevoe-primenenie.html



Легкий танк Т-60

altyn41
т60
Легкие танки РККА
23.10.2010


Особое мужество, героизм и находчивость в ходе наступления проявил экипаж Т-60, в котором находился командир роты 61-й танковой бригады лейтенант Д.И.Осатюк, а механиком-водителем был старшина И.М.Макаренков. Вот как описывается этот эпизод в сборнике "Танкисты в сражении за Ленинград":

"Вырвавшись вперед, на рассвете 18 января у Рабочего поселка №5, они заметили три танка. Волховцы хотели выскочить из машины, бежать навстречу, но увидели, что это гитлеровские танки идут в контратаку. Что делать? Начинать поединок с врагом на своей малютке, имеющей 20-мм пушку, - бессмысленно. Решение созрело мгновенно. Командир танка подал команду механику-водителю: "Отходи к той роще, на опушке которой заняли огневые позиции наши орудия!"

Танк, маневрируя, делая неожиданные и резкие повороты, ускользал от огня гитлеровских танков, а Осатюк вел по ним огонь, пытался ослепить, оглушить врага. Дуэль продолжалась несколько минут. Были моменты, когда казалось, что вот-вот бронированные чудовища настигнут, навалятся и раздавят. Когда до рощи оставалось около 200 метров, машина Осатюка резко повернула налево. Головной гитлеровский танк также развернулся, но попал под огонь наших орудий и запылал. Затем был подбит и второй танк, а третий покинул поле боя.

"Теперь, Ванюша, вперед!" - приказал командир водителю. Догнав свою роту, они увидели интересную картину - танкисты загнали пехоту противника в огромный котлован. Гитлеровцы упорно сопротивлялись, забрасывали наши танки гранатами. Было ясно, что медлить нельзя, фашисты успеют окопаться. Осатюк приказывает Макаренкову накатать след к обрыву, проложить колею. Затем танк, набирая скорость, устремился к котловану, пролетел в воздухе и врезался в фашистов.

"Молодец!- крикнул лейтенант - Теперь действуй!". Машина на большой скорости понеслась по дну котлована, уничтожая гитлеровцев огнем и гусеницами.
Сделав несколько кругов, танк сбавил ход, вышел на середину котлована и остановился. Все было кончено. Подошли свои".

Этот боевой эпизод прекрасно иллюстрирует старую танкистскую истину - выживаемость танка пропорциональна квадрату его скорости. Впрочем, принимались меры по усилению броневой защиты танка. По предложению ижорского броневого НИИ-48, переданного с началом войны из Наркомата судостроительной промышленности в танкостроение, были разработаны и реализованы на многих машинах несколько вариантов установки дополнительных бронеэкранов толщиной до 10 мм на переднюю часть корпуса и на башню танка Т-60.

Что же касается 61-й танковой бригады, то ее танки первыми соединились с войсками Волховского фронта. За отличные боевые действия ее преобразовали в 30-ю гвардейскую. Лейтенанту Д.И.Осатюку и механику-водителю старшине И.М.Макаренкову присвоили звания Героя Советского Союза.

Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно весной 1942 года в Крыму. Участвовали в Харьковской операции, в обороне Сталинграда и в контрнаступлении Сталинградского и Юго-Западного фронтов зимой 1942/43 года. Немцы называли Т-60 "неистребимой саранчой" и вынуждены были с ними считаться.
http://www.battlefield.ru/t60/stranitsa-7.html