150 лет со дня рождения Джона Уолтера Кристи

Форум о бронетехнике и военным автомобилям

150 лет со дня рождения Джона Уолтера Кристи

Сообщение EvMitkov » 11 дек 2015, 16:00

Доброго времени суток всем.

Ссылку на этот материал мне перебросил наш
Серега, Гришу.
Скорее всего - потому, что Серега знает моё отношение и к танкам линейки БТ, великолепнейшим бэтушкам, незаслуженно опороченным отечественными и зарубежными историками от коньюктуры - принявшими на себя первый урар - самый страшный удар Вермахта! - в 1941-м, принявшими его на себя достойно.
Впоследствии наши неудачи и неуспехи многие пытались переложить на "несовершенство и устарелость техники" - хотя причины были совсем в ином.
Но какими бы ни были поражения и неуспехи РККА в начальной фазе войны - сейчас понятно одно:
НИ ОДНО ГОСУДАРСТВО ТОГДАШЕНГО МИРА НЕ БЫЛО СПОСОБНО ОТРАЗИТЬ ИЛИ ХОТЯ БЫ ОСЛАБИТЬ ПОДОБНЫЙ УДАР. Ни превосходящие по численности и вооружению Англия в союзе с Францией, ни кто-либо иной.
Мы - отразили и выдержали.

Громадной и непередаваемой ценой - но выдержали. Сначала ослабили, затем - застопорили - а потом - обернули вспять.

И - это именно мы взяли Берлин.
И - не только Берлин.

И именно на бэтушки и ребят под их бронькой пришлась самая смертная тяжесть первого года войны.

И потому, что Серега знает мое отношение к "тридцатьчетверке" - о которой и говорить ничего не нужно.
А если кто что-то забыл - то напомню:




И именно на тридцатьчетверке я впервые узнал, что есть - настоящая война, что это такое - танковый бой - уже в наше время.

Да эти машины до сих пор в строю и воюют достойно - на всех континентах. От Африки и Азии - до Югославии и Донбасса.

Но ни бэтушка, ни тридцатьчетверка были бы невозможны без технического гения (действительно - ГЕНИЯ) американского инженера и конструктора Джона Уолтера Кристи.
Имя которого стало таким же нарицательным, как имя Джона Мозеса Браунинга или Михаила Тимофеевича Калашникова.

И потому разговор об этом человеке заслуживает по меньшей мере ОТДЕЛЬНОЙ темы у нас в Кают-Кампании.
Мы уже во многих рубриках говорили о работах Кристи. И - в "Армии и Обществе", и в "Военной истории", и в "Бронетехнике". Но говорили часто фрагментарно, во многом в контексте иного разговора.
Сейчас полагаю необходимым выделить посвященную именно ему тему.
И начну со статьи Юрия Пашолока, написанной с моей колокольни отменно - тем более, что во многих "револьвентных" сетевых источниках - ... мягко говоря - туфта.
Оригинал статьи лежит тут.

http://yuripasholok.livejournal.com/4579845.html

Юрий Пашолок

Джон Уолтер Кристи



Ровно 150 лет назад на свет появился человек, имя которого стало едва ли не нарицательным. Упрямый, вспыльчивый, но при этом невероятно талантливый, Джон Уолтер Кристи не боялся делать резкие повороты в своей деятельности.

Джон Уолтер Кристи родился 6 мая 1865 года в Нью-Милорде, штат Нью-Джерси.
Первым местом работы 16-летнего Кристи стала судостроительная верфь Delamater Iron Works.
Место это крайне примечательное – именно тут был построен знаменитый броненосец USS Monitor, в честь которого был назван класс подобных ему кораблей. Работу молодой инженер совмещал с учебой в колледже Cooper Union.
Кристи принимал участие в работе над постройкой броненосцев и подводных лодок, одновременно работая по самым разным темам.

Первый патент Кристи получил 24 февраля 1891 года, а в 1899 году он открывает собственное дело - Christie Iron Works. Компания специализировалась на постройке и модернизации поворотных механизмов орудийных башен. Можно сказать, что жизнь удалась, поскольку заказов должно было хватать с лихвой, но в самом начале XX века Кристи заразился неизлечимым недугом – автомобилями.

В конце 1903 года он представил свой первый автомобиль. И что это была за машина! Кристи построил первый американский автомобиль с приводом на передние колеса.



Да, были машины подобного типа и до того, но эти мотоколяски выглядели ничтожно по сравнению творением американского изобретателя. Год спустя появил гоночный автомобиль Blue Flyer, на котором Кристи с гонщиком Джорджем Робертсоном смогли пробиться в число экипажей, которые приняли участие в заезде на Кубок Вандербильта 1905 года.

Та гонка запомнилась столкновением Кристи с Fiat по управлением Винченцо Лянча. Годом спустя Кристи построил машину с 20-литровым 4-цилиндровым двигателем. Она впервые в США смогла преодолеть скорость в 100 миль в час. Машина разбилась перед квалификационной гонкой, потому Кристи переделал гражданскую машину и смог на ней пробиться на основную гонку. Да, 13 место, но это фактически гражданский автомобиль!



Увы, в 1907 году во время гонки на трасе Брунотс Айленд в колесо попал камень, и Кристи едва не погиб, вылетев из сиденья и прокатившись несколько десятков метров по земле. Джон Уолтер Кристи получил многочисленные травмы головы, был поврежден позвоночник, брюшная полость, сломано запястье на левой руке, осколками гоночных очков поврежден правый глаз. Удивительно, но в январе 1908 Кристи вышел на трассу. В последний раз он участвовал в заездах в 1910 году.

В том же 1910 году Кристи построил самолет, который, впрочем, так и не взлетел.
Он пробовал выпускать такси совместно с миллионером Уильямом Гоулдом Брокау, но идея оказалась неудачной.

Но не стоит воспринимать Кристи как неудачника - он нашел себя в другом деле. Изобретатель на базе своего переднеприводного автомобиля разработал моторный передок, который цеплялся к пожарному прицепу вместо лошади. В производство основанная им Front Drive Motor Company запустила передки в 1911 году, их произвели около 600 штук, цифра очень немаленькая.



Но в 1916 году Кристи, которому к тому момент перевалило за полвека, нашел новую стезю - военную технику.
Первый его образец военной машины, Christie M1917 3-inch Gun Motor Carriage, фактически был зенитной пушкой на платформе с пристыкованными к ней двумя моторными тележками.



Уже год спустя появляется первая машина, которая получает колесно-гусеничную схему - Christie M1918 8-inch Howitzer Motor Carriage.

Настоящим же прорывом не только для самого Кристи, но и прорывом в мировом танкостроении становятся две боевые машины, разработанные в 1919 году.

Первой стал Christie M1919 Medium Tank, первый американский средний танк классической компоновки.



Кристи разработал для него систему подъема корпуса, позволявшую забираться на высокие вертикальные препятствия. Впрочем, фактическое отсутствие нормальной подвески сводило преимущества танка на нет.

Более технически совершенной конструкцией была САУ Christie M1919 155-mm Gun Motor Carriage, вооруженная американской версией пушки GPF.





После окончания войны финансирование было урезано, но при этом генерал-майор Кларенс С. Вильямс, который с 1918 по 1930 занимал пост Департамента Вооружений, оставил одним из основных приоритетов программу перспективных видов вооружений. Так получилось, что одним из наиболее плодовитых конструкторов, работавших с Департаментом, оказался Джон Уолтер Кристи.
Всего с 1917 по 1924 годы Кристи создал 19 типов танков и самоходных установок, включая несколько типов плавающих танков.





Далеко не все они оказались не у дел в результате технических проблем. Ни один из многочисленных образцов бронетехники, которые выпускались Front Wheel Drive Motor Corporation с 1917 по 1924 года, так и не были приняты на вооружение.

И проблема была далеко не в одном Кристи. Зачастую дело было в неповоротливой бюрократической машине, левая передняя лапа которой не знала, что делает задняя правая. Американские военные сами не знали, чего они хотят, в результате 155-мм самоходная пушка, к примеру, переделывалась аж три раза, и все равно не была принята на вооружение.

При этом экспериментальные образцы, созданные за указанный период, обошлись во впечатляющую по тем временам сумму - $175000. Крайним в данной ситуации оказался Джон Уолтер Кристи: генерал Вильямс проклял конструктора и в 1924 году Департамент по Вооружениям прекратил сотрудничество с Front Wheel Drive Motor Corporation.

Кристи в свойственной ему манере ответил, что получил эти “кровавые деньги”, но останавливаться на достигнутом не собирается. Пакет патентов, приобретенный в 1920 году Департаментом по Вооружения у Кристи, обошелся в $100000, он включал в себя права на все разработанные к тому времени образцы бронетехники, а также их агрегаты. Помимо этого, патентное соглашение оговаривало права на последующие изобретения конструктора, что ему впоследствии дорого обошлось.

Между тем, в США была запущена программа по перевооружению американской армии на танки нового типа.
На кону стоял контракт по замене легких танков M1917 (американская версия Renault FT). Фаворитом и фактически единственным участником была фирма James Cunningham & Son Company.
Она предлагала в качестве замены легкий танк T1. Машина разрабатывалась с 1927 года и представляла собой весьма примитивного вида аппарат, больше напоминающий помесь трактора и уменьшенной копии английского среднего танка Medium Tank Mk.II (у нас он больше известен как “Виккерс 12-тонный”).

Модернизированную версию танка, известную как Light Tank T1E1, успели даже стандартизировать под индексом Light Tank M1 (произошло это 24 января 1928 года), но уже 30 марта того же года стандартизацию отменили.

Забавный факт состоял в том, что Light Tank T1 с его небольшой максимальной скоростью все равно требовали грузовики-танковозы. Летом и осенью 1928 года танки T1E1 прошли ту же дистанцию от Форт-Мид до Геттисбурга и обратно, в первый пробег средняя скорость составила 14,5 км/ч, во второй 16 км/ч.
Тем не менее, армия готовилась именно к этим танкам и их широко рекламировали (в том числе фотосессиями с ветеранами Гражданской войны).
Фактически James Cunningham & Son Company была лишь изготовителем, реально же танки серии T1, как целый ряд других машин, были разработаны Гарри Ноксом, трудившегося на американских военных с 1924 года - дата не случайна, именно тогда американские военные разругались с Кристи.

19 ноября 1928 года из Форт-Мид, штат Мэриленд, стартовала крайне необычная машина. Внешне она больше походила на гоночный автомобиль, чем на танк, коим являлась на самом деле. Башня отсутствовала, вместо нее была установлена турель с пулеметом Browning M1919A2. Еще один пулемет аналогичного типа находился в спонсоне, в носовой части корпуса.



Необычным аппаратом являлся Christie M.1928, опытная машина, созданная новой фирмой Джона Уолтера Кристи, U.S. Wheel Track Layer Corporation.
Сам конструктор называл свое детище M.1940, намекая на то, за такими танками будущее.

Главной изюминкой танка стала независимая пружинная подвеска, ныне известная как свечная подвеска, или подвеска Кристи. Любопытно, что заявка на патент подвески была подана Кристи 30 апреля 1928 года, но выдан он был в мае 1931 года (номер патента 1836446).

Christie M.1928 имел традиционную для танков Кристи колесно-гусеничную схему, для перевода из колесного хода в гусеничный требовалось всего 15 минут.
Ходовая часть состояла из четырех пар алюминиевых опорных катков с каждой стороны, ведущие колеса, как и трансмиссия, находились в кормовой части. Все катки, включая ведущие колеса и ленивцы, имели резиновые бандажи. При езде на колесном ходу применялась цепная передача (цепь Галля) с ведущих колес на задние опорные катки.

В качестве силовой установки на Christie M.1928 использовался авиационный двигатель Liberty L-12 мощностью 338 л.с., который придавал машине небывалые по тем времена динамические характеристики. Впрочем, данный двигатель был выбран не только по причине своей высокой мощности, но и вследствие своей распространенности.

Кроме того, фирма Allison в середине 20-х годов получила контракт на модернизацию порядка трех тысяч Liberty L-12. Благодаря проведенной модернизации, в частности, замене подшипников, ресурс двигателя вырос с 75 до 600-800 моточасов.

Первая неофициальная демонстрация Christie M.1928, которая была санкционирована Чарльзом П. Саммеролом (начальник штаба американской армии с 1926 по 1930 года), состоялась в октябре 1928 года на территории Форт-Майер, штат Виржиния.
По результатам демонстрации было принято решение о начале испытаний танка, причем за счет Кристи. В ходе упоминавшегося испытательного пробега из Форт-Мид в Геттисбург и обратно танк показал среднюю скорость 45 км/ч, при этом максимальная скорость на гусеничном ходу составила 68 км/ч, а на колесах 112 км/ч. После первой фазы испытаний танк вернулся на фабрику U.S. Wheel Track Layer Corporation (Рауэй, штат Нью-Джерси), где проходил капремонт.



В июне 1929 года армейские испытания были прекращены, и оценку Christie M.1928 продолжили представители кавалерии (как и во Франции, кавалерия и пехота в США были отдельными родами войск).
В качестве наблюдателей на испытаниях присутствовали майор Джордж С. Паттон и подполковник Адна Р. Чаффи, люди, которых считают отцами американских бронетанковых войск.
Новая, чрезвычайно мобильная боевая машина для них была настоящей находкой. Еще одним ярым сторонником Christie M.1928 являлся майор С.С. Бенсон, далеко не последний человек в штабе кавалерии. По его словам, машина, “быстрая как рысь”, как нельзя лучше подходила к доктрине маневренной войны, которую исповедовала кавалерия.

(Продолжу- ниже)
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 17466
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: 150 лет со дня рождения Джона Уолтера Кристи

Сообщение EvMitkov » 11 дек 2015, 16:19

Юрий Пашолок - продолжение

Первый запрос о выделении средств на закупку бронеавтомобиля (танком военные M.1928 не считали) Кристи был направлен военными еще в феврале 1929 года.
Наиболее настойчиво требования о закупки Christie M.1928 для тестов шли со стороны кавалерии. Наконец, напор кавалерии сделал свое дело, и 12 июля того же года было принято решение выделить на закупку $82750.
Но такая цена никак не устраивала U.S. Wheel Track Layer Corporation, поскольку затраты на реорганизацию компанию и разработку танка в общей сложности составили $382000.

Департамент Вооружений такие затраты тоже не устраивали, по тем временам это были очень большие деньги. Тем не менее, попытки закупки Christie M.1928 продолжались, в том числе и за счет других программ.
11 декабря начальник Департамента Вооружений рекомендовал $250000, выделенных на закупку легких танков T1E2 фирмы Cunningham, перенаправить для заказа 4-5 Christie M.1928. Танки планировали закупить для войсковых испытаний. Той же позиции придерживался и новый командующий американской пехотой, генерал-майор Стивен О. Фукуа, правда, за те же деньги он предлагал закупку 5-6 танков.

Очередные проблемы появились с приходом в начале 1930 года нового начальника Департамента Вооружений, генерал-майора Самуэла Хофа. Он был против закупки танков Кристи целой партией, поскольку считал, что правильнее приобрести единичный экземпляр.
На решение генерала имел влияние доклад, подготовленный ярым противником Кристи, капитаном Джоном К. Крисмесом (по совместительству "крыша" Гарри Нокса).

В этом докладе указывалось два с половиной десятка различных недостатков конструкции Christie M.1928. Дополнительно масла в огонь подлила Society of Automotive Engineers Ordnance Advisory Committee (SOA OAK), организация, созданная Кларенсом С. Вильямсом в 1919 году и занимавшаяся перспективными образцами бронетехники.
Члены SOA OAK подвергли резкой критике конструкцию танка Кристи. Приводились различные доводы, в том числе и весьма нелепые, например, невозможность эффективной стрельбы на большой скорости.

6 июня 1930 года стало известно, что предполагавшаяся закупка 5-6 танков для пехоты на сумму $250000 аннулирована, одновременно Департамент Вооружений дал Кристи запрос на постройку опытного образца. Новая сумма, $135000, также не устроила Департамент. В течение июня между Кристи и Департаментом шла оживленная перепалка с представителями Департамента Вооружений, в том числе и с Крисмесом. Конец этому конфликту, дошедшему до угроз со стороны Кристи, положил начальник штаба Саммерол. 26 июня состоялось расширенное совещание, на котором Кристи дали понять, что дальнейшее затягивание вопроса о новом танке закончится полным отказом финансирования его работ.

28 июня 1930 года было принято решение о подписании контракта №89 с U.S. Wheel Track Layer Corporation на разработку и выпуск улучшенной версии танка M.1928.

Опытный образец обошелся американской казне в $55000, еще $6000 было зарезервировано на тесты и $1000 на модификацию двигателя. В качестве инспектора по контракту от Департамента Вооружений был назначен капитан Крисмес. Остальные деньги, выделявшиеся на закупку танков, отправились обратно в казну.
Когда в июне 1930 года Департамента Вооружений наконец-то выдал задание на постройку улучшенной версии танка M.1928, на заводе в Рауэй уже полным ходом шла работа над двумя советскими M.1940, не считая польского контракта.

В итоге с поляками дело не задалось, а в СССР отправилось два шасси Christie M.1930.

В то время, когда судно-трамп с двумя Christie M.1930 отплывал из Нью-Йорка, на фабрике в Рауэй вовсю кипела работа над танком для Департамента Вооружений. К назначенному сроку U.S. Wheel Track Layer Corporation башню изготовить не успела, и самые первые ходовые испытания машина, получившая обозначение M.1931, проходила без нее. Впрочем, 22 января танк был показан по всей красе перед корпусом завода в Рауэй, в присутствии многочисленных журналистов.



25 марта 1931 года наступил момент истины: между U.S. Wheel Track Layer Corporation и Управлением по Вооружению был подписан контракт на изготовление серии из пяти танков Christie M.1931.
Это была долгожданная победа после пятнадцати лет борьбы с глухой стеной, которая ни в какую не хотела покоряться Кристи.
Спустя три месяца, 12 июня 1931 года, заказ расширили аж до семи танков!



К слову, Кристи продолжал политику шантажа американских военных: несмотря на отказ ехать в СССР, он продолжал пугать Департамент Вооружений возможной поездкой.

Победа, впрочем, была пирровой. Огромные финансовые вложения в разработку Christie M.1928 привели к тому, что Кристи влез в долги, причем выпуск танков для СССР и американской армии не мог полностью компенсировать затраты. Для того, чтобы ситуация изменилась, необходим был большой военный заказ, но в условиях начала 30-х, когда Америка только отходила от Великой Депрессии, это было нереальным.
Первый M.1931 поступил от U.S. Wheel Track Layer Corporation в сентябре 1931 года. Отдельно стоит упомянуть, как именно отгружались танки. По контракту, за каждый танк было заплачено $34500, при этом на них не устанавливалось вооружение, башня, двигатель, глушители и радиостанция. Недостающие компоненты устанавливались уже в арсеналах. Зачем это было сделано, остается загадкой, не исключено, что военные банально решили сэкономить. Собранная таким образом машина, без глушителей, поступила на Абердинский полигон 9 октября 1931 года. Последняя, седьмая машина была получена в марте 1932 года. Четыре танка досталось кавалерии, еще три армии.
Отдельно стоит упомянуть две машины, которые были заказаны сверх первоначального контракта. О том, что это были за танки есть различные мнения. По мнению Питера Чемберлена, это были танки, первоначально заказанные Польшей, обе машины имели шестереночную передачу. Впрочем, по польским источникам известно, что заказ был всего на одну машину. Кроме того, по информации известного американского танкового историка Ричарда Ханникатта, изначально шестереночная передача была лишь у одного, седьмого по счету M.1931. Кроме того, нет документальных подтверждений передачи кавалерии танка с шестереночной передачей, зато одна такая машина (танк под номером 7) досталась армии.



Что же касается судьбы опытного Christie M.1931, то его история оказалась бурной. После испытаний про опытную машину большинство историков забывают, упорно говоря о девяти выпущенных танках (два M.1940, плюс семь M.1931). Однако в число поставленных в войска танков эта машина не попала, иначе бы фотография танка со сварной носовой частью обязательно имелась.
Да и не могла она попасть в их число, поскольку именно эту машину Кристи пытался продать Департаменту Вооружений в июне 1932 года за $20000. Сделка не состоялась, поскольку отчеты об испытаниях уже шли, и по ним следовало, что конструкция танка требует улучшений.

Танк стоял сначала во внутреннем дворе Управления Вооружений, своим видом вызывая немой укор противникам Кристи, спустя несколько месяцев он отправился в отстойник. Там M1932 Medium Tank простоял четыре года, пока им не заинтересовались англичане.

Испытания кавалерийских и пехотных танков, проходившие в 1932 году, выявили не только достоинства, но и недостатки.
Для такой революционной машины, как Christie M.1931, это было вполне нормально, главным было в сложившейся ситуации правильно воспользоваться полученными результатами. Как пехота, так и кавалерия указывали на недостаточно просторное боевое отделение, особенно в носовой части корпуса.

Кроме того, кавалерия считала размеры башни недостаточными, а вес, по их мнению, должен быть меньше Combat Car T1. В июне 1932 года Комитет по Вооружениям рекомендовал начать подготовку документации по улучшенной версии Medium Tank T3.

Примерно в то же время Кристи пытался продать за $34500 прототип M.1931, в чем ему было отказано. Одновременно главу US Track Wheel Corporation проинформировали, что на следующий финансовый год выделено $200000 для закупки улучшенной версии танка, Medium Tank T3E2. К тому моменту Кристи вовсю работал над авиадесантным танком M.1932, и полагал, что именно эту машину выберет армия.

Параллельно Кристи пытался проводить политику давления, настаивая на том, что только US Track Wheel Corporation имеет право выпускать Medium Tank T3E2. И тут конструктора снова ждал неприятный сюрприз, который он сам себе устроил: юридически Департамент Вооружений мог пользоваться его изобретениями как угодно.

14 октября 1932 года Комитет по Вооружениям закончил спецификацию на Medium Tank T3E2. Предложение к сотрудничеству было разослано 14 компаниям, включая главу US Track Wheel Corporation.
Итог был предсказуем: 28 ноября стало ясно, что контракт Кристи не получил. Вместо него договор о выпуске 5 танков на сумму $200000 получила фирма American LaFrance из Саммервиля, штат Южная Каролина.
По иронии судьбы, контракт вырвала та самая фирма, с которой Front Wheel Drive Motor Corporation, предыдущая компания Кристи, конкурировала на рынке пожарных машин.

Одновременно военные, имея патенты на предыдущие изобретения Кристи, создали свой вариант танка, получившей обозначение Combat Car T4. Он также был четырехместным, правда, вооружение было чисто пулеметным.
Кристи о контракте на Medium Tank T3E2 особо и не думал, в тот момент он сконцентрировался на новом увлечении - авиадесантном танке. (Я подробно старался разобрать это в теме "АХТУНГ, АХТУНГ! ПАНЦИРЕН ИН ДЕР ЛЮФТ!!!" у нас, это тут:
viewtopic.php?f=7&t=45


В отличие от M.1931, новый танк, известный как M.1932, не имел башни, вооружение, состоявшее из 75-мм гаубицы M1920, расположили в спонсоне, аналогично носовой пулеметной установке на M.1928.

Также предусматривалась установка пулеметной башенки на крыше танка, впрочем, эта идея не была реализована. Но это было отнюдь не единственное нестандартное решение. На этот раз из дюралюминия выполнили не только опорные катки, но и корпус (кроме внешних панелей), доведя массу танка до 5,5 тонн. Вместо цельных бандажей Кристи применил шины, наполненные гусматиком, модернизации подверглась подвеска, а также ленивцы и ведущие колеса. Вместо цепной передачи Кристи вновь вернулся к шестереночной. В качестве силовой установки применялся новейший авиационный двигатель Hispano-Suiza 12Y, развивавший мощность 750 л.с..
Об этом мы тоже говорили в "ретроспективной теме" СВЕЖИЕ НОВОСТИ 40-го года - тут
viewtopic.php?f=7&t=249


(Продолжение - ниже)
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 17466
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: 150 лет со дня рождения Джона Уолтера Кристи

Сообщение EvMitkov » 11 дек 2015, 17:07

Далее:

Все эти усилия по снижению массы и увеличения мощности двигателя преследовали одну цель – максимально увеличить скорость передвижения M.1932.



Дело в том, что очередным проектом Кристи стал танк, которому предстояло стать авиадесантным. Причем речь шла не о машине, которая перевозится внутри транспортного самолета, а о летающем танке. По задумке, к крыше танка крепилась конструкция, состоящая из центроплана, выполненного по схеме биплана, хвостовое оперение на длинных балках, а также двухлопастный винт.



Винт приводился в движение по системе приводов от танкового двигателя. В таком виде M.1932 должен был взлетать, после приземления авиачасть сбрасывалась, после чего машина вела себя как обычный танк. Подобная схема сулила небывалую мобильность и возможность действовать в глубоком тылу противника.

Благодаря широко развернутой рекламной кампании идея, которую собирался реализовать Кристи, получила широкую огласку в прессе. В частности, журнал Modern Mechanics and Inventions за июль 1932 года посвятил M.1932 тему номера.



Танк еще не был собран, а вокруг него была развернута большая шумиха (чисто по-американски), которую подогревал своими высказываниями сам Кристи.

В частности, он заявлял, что некие иностранные заказчики выделили ему на разработку аэротанка $650000. Тем самым он ожидал, что Департамент Вооружений не только закупит образец M.1932, но и будет при этом более сговорчивым. Также глава U.S. Wheel Track Layer Corporation много говорил о своем новом детище и на лекциях, проводившихся в Форт-Беннинг и Форт-Нокс.

Первая демонстрация M.1932 состоялась осенью 1932 года.
До наших дней дошла фото-кино-хроника одного этих испытаний, проходивших 13 октября 1932 года. Новый танк Кристи оказался значительно более скоростным, чем предшественник: на очень высокой скорости он проходил сквозь заросли травы и неровности на дороге, при этом сохраняя плавный ход. На испытаниях танк показал максимальную скорость 96 км/ч, при этом M.1932 двигался на гусеницах



На колесном же ходу скорость оказалась просто фантастической – 190 км/ч!

Мировой рекорд, который поставил M.1932, не побит до сих пор.
Подобные динамические характеристики позволяли машины буквально перелетать через окопы, что неоднократно демонстрировалось.

Что касается вооружения, то от Кристи прозвучало заявление о работах над системой наведения орудия, синхронизированного с рулевым колесом. Эта система, по словам изобретателя, в сочетании с высокой маневренностью, делало наведение более быстрым, чем поворот башни танка M.1931. Подобные заявления можно оставить на совести конструктора, тем более что прозвучали эти слова в ответ на выдачу спецификаций по танку Medium Tank T3E2.

Итог оказался закономерен - ни контракта на M1932, ни на Medium Tank T3E2. В итоге произошло то, что и должно было произойти. Американским военным экспериментальный танк был не нужен, тем более что бюджеты были отнюдь не резиновыми.

К ноябрю 1932 года стало окончательно ясно – закупки M.1932 не будет. На горизонте вновь замаячила альтернатива в виде зарубежного клиента, которая осложнялась тем, что Департамент Вооружений наложил запрет на продажу танка за границу. Тем не менее, сделка состоялась.

Договор о приобретении колесно-гусеничного танка M.1932 был заключен 2 февраля 1933 года. Согласно контракту, подписанному US Track Wheel Corporation и Amtorg Trading Corporation, советская сторона выплачивала $20000 за танк и еще $13000 за документацию.

Особо был уговорен пункт транспортировки танка: машину должны были упаковать в полностью закрытый деревянный ящик. Данное условие было необходимо потому, что покупка являлась нелегальной.
Машина благополучно покинула территорию США морем, а в августе она уже была в СССР, вместе с чертежами. После того, как о сделке стало известно, разразился страшный скандал, впрочем, оставшемуся без контрактов Кристи терять было уже нечего.

Было известно советской агентуре и о M.1933, новом танке Кристи, тогда еще находившемся в разработке. Впрочем, танком называть эту машину можно условно, в ряде источников она проходит как Airborne Combat Car M.1933. Подобное обозначение справедливо, поскольку к бронемашинам данный аппарат был ближе, чем к танкам.

Боевая масса машины составляла порядка 4 тонн, а сама она была существенно короче предшественника.
Судя по агентурным данным, идея с авиачастью также прорабатывалась, но была быстро отброшена.

Основным направлением стала подвеска танка под брюхом самолета, впрочем, как уже говорилось, таких машин в то время еще не было.

Изюминкой M.1933 стала крайне необычная ходовая часть. Число опорных катков сократилось до трех пар с каждой стороны, причем центральная пара катков, как и ведущие колеса с ленивцами, могли демонтироваться. В таком виде M.1933 фактически являлся бронеавтомобилем.



В качестве силовой установки использовался оппозитный 8-циллиндровый двигатель мощностью 450 л.с..
Благодаря меньшей более чем на четверть массе снижение скорости по сравнению с M.1932 оказалось небольшим – 96 км/ч на гусеницах и 160 км/ч на катках. Вооружение полностью повторяло M.1932, впрочем, существовал эскизный проект с дистанционно управляемым 47-мм орудием, установленным на крыше боевого отделения.

Идея с авиадесантным Christie M1933 Airborne Combat Car не нашла понимания у американских военных, тем не менее, Кристи упорно продолжал движение в том же направлении. . US Track Wheel Corporation в 1934 году оказалась банкротом, что, впрочем, не помешало Кристи продолжить работу над авиадесантными танками. За Christie M1933 Airborne Combat Car последовал более тяжелый Christie M1935 Airborne Tank в двух вариантах, а также в некоторым смысле революционный Christie M1936 Airborne Tank. На нем Кристи отказался от колесно-гусеничной схемы, сконцентрировавшись на чисто гусеничном варианте.

11 ноября 1936 года в Англию прибыл танк, сопровождали который Кристи и Андерсон. По версии Чемберлена, это был авиадесантный M1932.

Действительно, танк вполне мог носить обозначение M1932. Но это был совсем другой танк, не имеющий к авиадесантной технике никакого отношения. Под индексом M1932 скрывался тот самый переработанный вариант M1931 Medium Tank, машины, что стала прототипом T1 Combat Car и T3 Medium Tank.
И именно он после ремонта попал к англичанам на испытания, получив обозначение A13E1.

Официально в бумагах было указано, что англичане приобрели трактор. В течении осени 1936-зимы 1937 годов танк проходил интенсивные испытания на полигоне в районе города Олдершот, графство Хэмпшир. Всего танк прошел 678 миль, из них 327 по бездорожью.
Авиадесантный танк, впрочем, к англичанам попал, но была это совсем другая машина. Неугомонный глава US Wheel Track Layer Corporation благодаря финансовым вливаниям со стороны англичан смог построить новый образец авиадесантной машины, M1937 Airborne Tank. Идея самостоятельной транспортировки по воздуху была отвергнута Кристи еще на M1933 Airborne Combat Car, поскольку выяснилось, что для полета не хватит мощности двигателя.

Предполагалось, что танк будет доставляться под брюхом самолета (например, тяжелого бомбардировщика) и сбрасываться на бреющем полете. В отличие от других машин Кристи, M1937 Airborne Tank не имел никакого вооружения и являлся, по сути, тестовым шасси. Главным его отличием стала подвеска нового типа, где в дополнение к пружине параллельно шел амортизатор. Кроме того, на танке применялся новый тип траков и ведущих колес.


К слову, в случае с M1937 Airborne Tank существует заблуждение, что это был колесно-гусеничный танк. Правда жизни состоит в том, что от колесно-гусеничной схемы Кристи отказался еще в 1936 году, и M1937 Airborne Tank являлась чисто гусеничной машиной.

Танк был оснащен двигателем Кертисс (Curtiss D-12), дефорсированным до 430 лошадиных сил.
Именно эта машина испытывалась она на аэродроме Фарнборо и его окрестностях. На покрытом снегом аэродроме танк показал максимальную скорость 64 мили в час (американских мили, 1604 метра), что привело англичан в восторг.

Впрочем, трезвый расчет говорил о том, что особых перспектив данный танк не имеет, к тому же, Кристи хотел за него и все патенты $320000. Несмотря на активную кампанию главы US Wheel Track Layer Corporation, которая включала в себя даже специально написанную книгу (ее образец находится в Бовингтоне), танк так и не был куплен.

Танк вместе с Кристи вернулся в США, где позднее был переделан в машину M1938 Airborne Tank, также известную под индексом T12. Позже на его базе была разработана машина Christie M1941 Airborne Tank (она же Bigley GMC).

Последним танком Кристи, который к тому моменту был глубоким стариком, стал авиадесантный Christie M1942 Light Tank.



Как и другие машины Кристи, эта машина оказалась не более чем невостребованным конкурентом, у которого не было в Штатах никаких шансов, а думать наперед американцы, никогда не нюхавшие современной войны на своей земле - не умели.
Впрочем, с моей колокольни не научились толком и сегодня. Для них подвижность машины, ее большие скорости были не столь важны, хотя конкурент Christie M1942 Light Tank был никем иным, как T49 GMC, машина, ставшая предшественником M18 GMC, "самой быстрой" САУ Второй мировой войны.


Прадедушка БТ и Т-34 за 5 дней до смерти, в полном забвении...




Находившегося в глубокой нищете Джона Уолтера Кристи не стало 11 января 1944 года.




Битва талантлевейшего изобретателя-одиночки против тогдашней капиталистической системы США и их ВПК оказалась проиграна, и это было предсказуемо.
Тем не менее, благодаря работам Кристи на свет появилось множество машин, которые использовали его подвеску и общий менталитет: - высокую энерговооруженность, позволяющую задавать одно из трех главнейших качеств машины в бою - ПОДВИЖНОСТЬ и ПРОХОДИМОСТЬ.
Во время Второй мировой войны "внуки Кристи" составляли около половины от всего танкового парка воюющих стран.
Более того, израильская "Меркава" ткже использует (пусть и несколько модифицированную) подвеску Кристи.
Кроме того, гениальный изобретатель создал первый в мире танк, разработанный для настоящего маневренного танкового боя.
Не зря у нас в СССР этим заинтересовались сразу же - идеи Кристи замечательно ложились на "Теорию глубокой операции" Свечина и полностью подтвердили свою справедливость.
Да и бритты создали свой "Крусайдер" как во многом аналог бэтушки. А Дедушкой бэтушки - и прадедушкой тридцатьчетверки - вполне справедливо считать именно его - Джона Уолтера Кристи.
Не пытайтесь загнать меня в угол - тогда я добрый
Аватара пользователя
EvMitkov
 
Сообщения: 17466
Зарегистрирован: 02 окт 2010, 02:53
Откуда: Россия, заМКАДье; Ростовская область.

Re: 150 лет со дня рождения Джона Уолтера Кристи

Сообщение гришу » 02 май 2016, 16:09

В 1921 году компания Vickers получила контракт на разработку и изготовление трёх танков, получивших обозначение Light Infantry Tank, то есть «лёгкий пехотный танк». То, что пехотный танк Vickers не удался, стало понятно ещё в конце зимы 1922 года. По этой причине от создания третьего образца отказались, построив вместо него транспортёр для 18-фунтовой (84 мм) полевой пушки. Разработка машины, получившей обозначение 18-pdr Transporter, началась в марте 1922 года, и уже в ноябре её передали в Фарнборо. При этом с Vickers Infantry Tank No.1 у новой машины не было ничего общего. Она была даже не шагом, а настоящим прыжком вперёд по сравнению со всеми боевыми машинами, которые в то время разрабатывались.
В итоге конструкция шасси 18-pdr Transporter легла в основу нового танка, получившего обозначение Medium Tank Mk.I.



Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 10894
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44

Re: 150 лет со дня рождения Джона Уолтера Кристи

Сообщение гришу » 02 май 2016, 16:10

Ушёл в себя. Вернусь не скоро…
Аватара пользователя
гришу
 
Сообщения: 10894
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 01:44


Вернуться в Бронетехника и автотранспорт

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron